Главная страница 1

История пропавшего самолета с благополучным концом

Водитель вездехода СРЭО «Дылача» Андрей Жук первым вывел оперативную группу на место аварийной посадки самолета Ан-2, выполнявшего 1 октября пассажирский рейс Уакит-Багдарин. За это руководство предприятия вручило своему сотруднику премию в 100 тысяч рублей.



Где самолет?

Еще свежи в памяти баунтовчан события 19 апреля 1988 года, когда потерпел авиакатастрофу пассажирский самолет, выполнявший рейс из Таксимо. Тогда погибли все 17 человек, находящиеся на борту воздушного судна.

«В этот раз звезды были благосклонны. Нужно отдать должное мастерству пилотов, сумевших посадить самолет, районному штабу, действовавшему оперативно, а также руководству СРЭО «Дылача», узнавшему о беде и незамедлительно предоставившему спасателям заправленные ГСМ вездеходы и водителей», - говорит депутат Баунтовского районного Совета депутатов Лариса Орхокова.

В субботу, 2 октября, одним из главных новостей федеральных Интернет-газет, а также телевизионных каналов стала новость о том, что пассажирский самолет, выполнявший рейс из населенного пункта Уакит в аэропорт Багдарин Баунтовского района не прибыл на место назначения. О происшествии шли самые противоречивые информации. Ход событий попыталась восстановить ваш корреспондент. А всю хронологию того дня зафиксировал в журнале главный специалист ГО и ЧС Администрации района Алексей Точнов.

Пассажирский самолет Ан-2 выполняет рейс по маршруту Уакит-Багдарин два раза в неделю, во вторник и в пятницу. Время полета всего 45 минут. Самолет с тремя пилотами и 8 пассажирами на борту, в числе которых была 9-месячная девочка, должен был приземлиться в аэропорту села Багдарин в 4 часа 20 минут по местному времени. В 3 часа 58 минут была последняя связь воздушного судна с «Бурятэкоавиа» «Бурятских авиалиний», которым принадлежит самолет. Однако ни в назначенное время, ни через два часа, легкомоторный самолет Ан-2, или «Кукурузник», так и не прибыл в аэропорт и не вышел на связь. Первым забил тревогу начальник местного аэропорта Сергей Елшин.

По тревоге подняты все службы

«В 6 часов 35 минут вечера на единую диспетчерскую службу района поступил сигнал из нашего аэропорта, или площадки для обслуживания самолетов. Главный специалист ГО и ЧС администрации района Алексей Точнов срочно оповестил службу МЧС республики. Тут же по тревоге были подняты службы и организации района – это милиция, прокуратура, больница, узел связи, районные электрические сети. Паники не было. В считанные минуты собрался штаб, в который входят руководители практически всех служб района. Все наши действия координировал МЧС по Бурятии и Центр медицины катастроф, республиканский штаб во главе с заместителем председателя Правительства Бурятии Александром Фоменко», - рассказал заместитель главы района по экономике, начальник районного оперативного штаба Леонид Будаев.

В 7:30 уже прошло первое заседание районного штаба. По началу сложности были из-за неясности: где самолет, что с ним? Предположили, что по каким-то причинам Ан-2 приземлился в Таксимо или в другом ближайшем к Багдарину аэропорту, возможно, даже в Чите. Однако после запросов стало ясно, что самолет нигде не просил аварийной посадки. Вечером около 7 часов 45 минут поступила информация о том, что патрулировавший местность самолет Забайкальской службы МЧС зафиксировал сигналы радиомаяка в 75 километрах северо-восточнее села Багдарин. К этому времени районный штаб уже создал 3 оперативные группы для поиска пропавшего самолета с пассажирами. Первую возглавил начальник милиции Солбон Цыренов, вторую – начальник районной ГИБДД Роман Биликтуев, а третью – майор милиции Владимир Федотов. В общей сложности в поиске пропавшего воздушного судна участвовали 30 человек, в которые вошли сотрудники местных милиции, прокуратуры и центральной районной больницы, МЧС, потом к ним присоединились два водителя вездеходов СРЭО «Дылача». Были задействованы 7 единиц наземной техники – это 3 вездехода, 2 кареты скорой помощи, 2 машины «Урал».

Только через прииск Алексеевский

Поиски борта и пассажиров были начаты после того, как сработал радиомаяк. Сориентировавшись по карте, оперативный штаб решил, что кратчайший путь к месту аварийной посадки самолета лежит через прииск Алексеевский, принадлежащий семейно-родовой эвенкийской общине «Дылача». Туда группы ушли на легковых машинах.

В то время находившийся по служебным делам в Улан-Удэ заместитель главы района по социальным вопросам Николай Ковалев срочно связался в городе с руководством «Дылачи». Без всяких Андрей Туракин отозвался на просьбу и распорядился, чтобы спасателям были предоставлены заправленные вездеходы и проводники.

«Дальше наши действия разворачивались с участка «Алексеевский», базы «Дылачи». Туда была направлена бригада узла связи для установления временной спутниковой телефонной связи. Наши оперативные спасательные бригады держали связь через спутниковую телефонную связь. Мы отслеживали движение. Первый звонок от них поступил через полтора часа, дальше связь была через час», - вспоминает начальник районного штаба Леонид Будаев.

Первой на прииск в 10:20 вечера прибыла группа под руководством начальника местного ОВД Солбона Цыренова в составе 9 человек – это сотрудники милиции, прокуратуры, медработники.

Следопыт и проводник Андрей Жук

Первым поисково-спасательную группу вывел на место аварийной посадки самолета водитель вездехода СРЭО «Дылача» Андрей Жук.

«То место, где сел самолет, мне знакомо. От него в метрах 400-500 находится оленеводческая ферма нашего предприятия. А оленеводами работают мои мама и отчим. Мимо этого места я езжу еще на другой участок нашего предприятия. В то утро я как раз приехал с другого участка. И вот ночью меня разбудили и сказали, что надо ехать и искать самолет», - вспоминает эвенк Андрей Жук – сын и внук потомственных оленеводов.

« Андрею эти места знакомы. Он, наверное, знает каждую лесную тропинку, каждую болотную кочку. Кроме работников «Дылачи», вряд ли кто мог знать дорогу, потому что эти места непроходимые», - говорит начальник милиции Солбон Цыренов.

«Мне по навигатору показали, куда ехать. А я выбрал самый короткий путь», - скромно признается водитель вездехода, полгода назад получивший права на вождение им.

Благодаря тому, что сын оленеводов, знаток таежных и лесных непроходимых троп выбрал самый короткий путь, на месте аварийной посадки самолета группа под руководством полковника милиции была в 4 часа 40 минут утра, выиграв почти 4 часа поиска. По следам, оставленным на снегу, группа поняла, что пассажиры и пилоты направились на оленеводческую ферму. Потом выяснилось, что так они поступили сразу после аварийной посадки самолета. В общей сложности почти 12 часов пассажиры и пилоты находились на оленеферме СРЭО «Дылача», где их приютили, обогрели, накормили.

«Когда мы пришли на ферму, я почувствовал, что мама в шоке. Представьте, сначала самолет, потом люди, потом мы. Даже толком не успел с ней переговорить. Узнал по форме пилота, который лежал на кровати с наложенными на ноги шинами», - вспоминает Андрей. Потом оказалось, что среди пассажиров двоюродная сестра водителя второго вездехода «Дылачи». Она была с ребенком.

«Я думаю, выбора у пилотов не было. Для них маршрут знакомый, Имея перед собой карту, оценив ситуацию, пилоты намеренно выбрали место вынужденной посадки рядом с оленеводческой фермой, чтобы иметь ближайшее жилье, получить первую помощь. На тот момент это был абсолютно правильный выбор. Ведь это место такое, что позволяет совершить вынужденную посадку без особых повреждений. Мастерство пилотов, думаю, оценит специальная комиссия», - говорит заместитель главы по социальным вопросам Николай Ковалев.

Эвенка Андрея Жука местные жители называют поисковиком и следопытом. В сентябре 2006 года в радиусе разбившегося в апреле 1988 года самолета он обнаружил останки человека. Из шелкового кармана брюк истлевшего трупа Андрей не побоялся достать документы. Паспорт был на имя Харлова Александра Александровича, 1942 года рождения. О трагедии в небе мало что знал Андрей, в 1988 году ему было всего 4 года. Узнав о находке, его мама Ольга Владимировна Мордонова, посоветовала сыну отнести паспорт в районную газету «Витимские зори». После заметки в местной прессе из Муи позвонили родственники погибшего и просили Андрея показать им место находки.

«Они позвонили в январе или в феврале, а там гольцы, в это время лежит снег, не пройти туда, и даже летом вертолет не сядет. Я сказал им, что туда можно подняться только в августе или в сентябре. Больше они мне не звонили. Я пытался один раз позвонить, но они видимо поменяли номер телефона», - рассказывает Андрей.



Спасатели из соседних регионов были в резерве

По словам начальника местного аэропорта Сергея Елшина, самолет, скорее всего, был исправный, потому что не так давно был на техническом ремонте. По данным МЧС по РБ, самолет совершил вынужденную посадку, обходя грозовые тучи. Воздушное судно отклонилось от курса примерно на 30 километров. В день вынужденной посадки температура была около минуса 10-15 градусов. Теперь самолет самостоятельно вряд ли может взлететь, потому что поле для его разгона уже сплошь покрыто снегом.

В воскресенье, 3 октября, на месте происшествия работала комиссия из Улан-Удэ.

Республиканский штаб по поиску пропавшего самолета возглавил заместитель председателя Правительства Александр Фоменко. Случившееся было на контроле МЧС России. О серьезности ситуации говорит тот факт, что, кроме республиканских спасательных служб, в готовности к реагированию была авиация Читинской авиакомпании «Даурия» с 4 спасателями и 1 врачом с десантной подготовкой, два самолета «Бурятских авиалиний» со спасателями на борту. В резерве находились Ми-8 из Иркутска с 10 спасателями, Ан-74 из Красноярска, Ан-2 из Читы, Ми-8 и Ан-12 – самолеты Министерства обороны. Их вылет планировался примерно на четыре часа утра. Но все обошлось. Районный оперативный штаб справился с задачей своими силами.

«Здесь я должен поблагодарить все службы, в том числе коммерческие, которые оперативно среагировали на сигнал тревоги», - говорит начальник районного штаба Леонид Будаев.

Действительно, все службы сработали слаженно. Находившиеся в то время в служебной командировке замглавы по социальным вопросам Николай Ковалев и главный врач МУЗ «Баунтовская ЦРБ» Алдар Хайдапов незамедлительно выехали из Улан-Удэ, в пути координируя мероприятия. Под контролем держал ситуацию из Москвы и глава района Юрий Никулин.

На высшем уровне сработала медицинская служба, которая выделила теплые вещи и одеяла, резервный запас питания. Узел связи оперативно установила спутниковую телефонную связь. Весь состав ОВД и прокуратуры был на ногах.

Без вездехода в Баунте никак

Сейчас районная администрация намерена ходатайствовать перед Правительством Бурятии о выделении или приобретении для администрации резервной техники – вездехода.

«Мы как администрация не располагаем своим вездеходом, спутниковыми телефонами, резервным источником питания. А ведь у нас труднодоступные места, на обычной технике не доберешься. На случай чрезвычайной ситуации нам нужна специальная техника», - говорит заместитель главы Леонид Будаев.

Сегодня в районе только два вездехода. Один принадлежит районной больнице, которая приобрела вездеход по федеральной программе для коренных малочисленных народов Севера, второй – местному отделению милиции. Эти вездеходы различаются еще и по мощности, вместимости и другим характеристикам. Те два вездехода, предоставленные «Дылачой», представляются мощнее и мобильнее.

«Район отдаленный, время от времени бывают случаи. В прошлом году из-за ливневых осадков прервалось транспортное сообщение на 21 километре автодороги Романовка-Багдарин. Мы вынуждены были объявить ЧС. На ремонтные работы было задействовано порядка 15 единиц автотехники. Также смылось дорожное полотно на 160 км. В течение 3 дней село Россошино находилось без транспортного сообщения. Режим ЧС, если так можно выразиться, развязывает руки, дает местному самоуправлению возможность привлекать любую технику, ГСМ из тех организаций, которые находятся на территории района. Тогда мы тоже просили у коммерческих организаций вездеходы», - рассказывает Николай КОВАЛЕВ.

Благополучный конец

У этой истории с пропавшим самолетом благополучный конец. Уже с рассветом на оленеферме был вертолет МЧС Бурятии. Пострадавших было двое – это пилот и один пассажир. После осмотра и оказания необходимой помощи на месте, а также в районной больнице всем эвакуированным, двое пострадавших доставлены в республиканскую больницу.

В понедельник районная администрация выразила благодарность всем участникам поисково-спасательной операции, а руководство СРЭО «Дылача» премировала своего сотрудника, водителя вездехода Андрея Жука 100 тысячами рублями.

Светлана НАМСАРАЕВА,

наш корр.

с.Багдарин-г.Улан-Удэ



Фото Бато Петрунина

Газета «Бурятия», 6 октября 2010 года



Смотрите также:
Водитель вездехода срэо «Дылача» Андрей Жук первым вывел оперативную группу на место аварийной посадки самолета Ан-2, выполнявшего 1 октября пассажирский рейс Уакит-Багдарин
81.07kb.
районная Эстафета родительского подвига, номинация полная семья, воспитавшая трех и более детей )
200.13kb.
Департамент земельных отношений администрации города Перми в соответствии с п решения Пермской городской Думы от 23. 10
145.69kb.
Будильник андрей андреевич
57.06kb.
Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства Это позитивная заповедь знать и верить, что есть б-жество
67.58kb.
Установка аварийной сигнализации на ваз 2101 и их модификации
58.05kb.
Родился в Костромской губернии в семье сельского священника
20.6kb.
«Механические волны. Звук»
69.22kb.
Искусство сокращать расстояния
29.95kb.
Нестор Иванович Махно (Михненко) считал датой своего рождения 27 октября 1889г. На самом деле он родился 26 октября 1888 г в большом селе Гуляйполе под Екатеринославом
305.51kb.
Новый российский космический корабль "Русь" будет приземляться возле космодрома Восточный
73.85kb.
Основные данные самолета
46.8kb.