Главная страница 1

Вопросы

по анализу музыкальных произведений




  1. Что такое «музыкальная форма»?

  2. Что такое «содержание музыки»?

  3. Как в музыке воплощается единство содержания и формы?

  4. Чем отличаются понятия «форма музыкального произведения» и «структура музыкального произведения»?

  5. Что такое «форма-процесс» и «форма-кристалл»?*

  6. Что такое «музыкальная драматургия»?

  7. Типы музыкальной драматургии. Привести примеры.

  8. Типы соотношения образов в музыкальном произведении.

  9. 3 типа контраста. Привести примеры.

  10. Что такое жанр в музыке?

  11. Перечислить первичные и вторичные жанры. Как объяснить название «вторичные»?

  12. Что такое стиль в музыке?

  13. Основные приемы развития музыкального материала.

  14. Виды повторности.

  15. Виды измененной повторности.

  16. Отличительные черты разработочности.

  17. Проявления вариационности и их отличительные черты.

  18. Характерные черты экспозиционного типа изложения.

  19. Характерные черты предыктового типа изложения.

  20. Характерные черты заключительного типа изложения.

  21. Что такое мелодия?

  22. Виды мелодического движения и связь этих видов с определенным типом выразительности.

  23. Что такое кульминация в мелодии и приемы ее достижения?

  24. Назвать примеры отражения речевых интонаций в мелодике, примеры лирической мелодики.

  25. Что такое ритм в музыке?

  26. Что такое музыкальный метр?

  27. Характерная выразительность двухдольности и трехдольности.

  28. Наиболее распространенные ритмические рисунки?

  29. Что такое синкопа? Виды синкоп.

  30. Что такое ямбичность? Выразительность ямбичности?

  31. Что такое хореичность? Выразительность хореичности?

  32. Что такое строгая и свободная метрика?

  33. Что такое гемиола? Привести примеры.

  34. Основные склады в музыке.

  35. Что такое «полифония пластов», «сверхмногоголосие», «пуантилизм»?

  36. Перечислить виды фигурации и дать определение каждому.

  37. Что такое дублировки?

  38. Синонимы для слова «дублировки»

  39. Наиболее часто встречающиеся дублировки. Привести примеры.

  40. Что такое подголосочкная полифония? Привести примеры.

  41. Что такое имитационная полифония? Привести примеры.

  42. Что такое контрастная полифония?

  43. Функции голосов в хоральной фактуре.

  44. Что такое гомофонно-гармоническая фактура?

  45. Функции голосов в гомофонно-гармонической фактуре.

  46. В чем проявляется внедрение полифонических принципов в гомофонию?

  47. Что такое музыкальная тема?

  48. Что такое «общие формы звучания»?

  49. Средства членения музыкальной речи.

  50. Что такое мотив?

  51. Что такое фраза?

  52. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры – это…

  53. Что такое периодичность?

  54. Что такое суммирование?

  55. Что такое дробление?

  56. Что такое прогрессирующее дробление?

  57. Что такое дробление с замыканием?

  58. Назвать примеры «мигрирующих интонационных формул».

  59. Определение периода.

  60. Признаки границ периода.

  61. Классификация простых периодов.

  62. Чем отличается предложение от модулирующего периода?

  63. Чем отличается период повторного строения от повторенного периода?

  64. Как отличить сложный период от повторенного периода?

  65. Какими бывают неквадратные периоды?

  66. Чем отличается расширение от дополнения?

  67. Назвать средства расширения?

  68. Назвать средства дополнения?

  69. Определение простой двухчастной формы.

  70. Разновидности простой двухчастной формы.

  71. В какой части формы находится «точка золотого сечения»?

  72. Что представляет собой реприза в простой двухчастной форме?

  73. Чем развивающая простая двухчастная форма отличается от контрастной?

  74. Что представляет собой первая часть простой трехчастной формы?

  75. Может ли быть простая трехчастная форма безрепризной?

  76. Область применения простой трехчастной формы.

  77. Главное отличие простой трехчастной формы от простой двухчастной репризной формы.

  78. Определение сложной трехчастной формы.

  79. Происхождение названия «трио» в сложной трехчастной форме.

  80. Признаки трио в сложной трехчастной форме.

  81. Признаки эпизода в сложной трехчастной форме.

  82. Определение рондо.

  83. Что такое рефрен?

  84. Тональность рефрена в а) старинном рондо

б) классическом рондо

в) свободном рондо



  1. Что такое ложный рефрен?

  2. Каковы исторические корни формы рондо?

  3. Типы старинного рондо.

  4. Сколько частей в рондо венских классиков?

  5. Особенности рондо у Бетховена?

  6. Чем отличается классическое рондо от старинного?

  7. Особенности тонального плана в классическом рондо.

  8. Структурные особенности первого и второго эпизодов в классическом рондо.

  9. Пути достижения сквозного развития и целостности формы в классическом рондо.

  10. Возможные структуры рефрена в классическом рондо.

  11. Возможно ли варьирование рефрена, сокращение рефрена в классическом рондо?

  12. Две основные тенденции развития формы рондо в послеклассическую эпоху.

  13. К каким изменениям в форме рондо приводит центробежная тенденция в послеклассическом рондо?

  14. К каким изменениям в форме рондо приводит центростремительная тенденция в послеклассическом рондо?

  15. Определить форму по схеме: АВАВА.

  16. Определить форму по схеме: АВА1В1А2.

  17. Определить форму по схеме: ARBRAR.

  18. Определить форму по схеме: BACADA.

  19. Назвать примеры применения свободного рондо в творчестве отечественных композиторов.*

  20. Область применения рондо.

  21. Что такое вариационный метод развития и чем он отличается от разработочного?

  22. Можно ли считать вариации жанром? Почему?

  23. Исторические корни вариационной формы.

  24. Назвать исторически сложившиеся типы вариационной формы.

  25. Что такое basso ostinato, soprano ostinato?

  26. В творчестве каких композиторов часто встречается форма basso ostinato?

  27. С какими жанрами связана форма basso ostinato?

  28. Какой тип образности воплощался в вариациях на выдержанный бас?

  29. Каковы отличительные черты темы в вариациях на выдержанный бас?

  30. Какой пласт фактуры варьируется в вариациях basso ostinato?

  31. Какое варьирование (полифоническое или гармоническое) является преобладающим в вариациях на выдержанный бас?

  32. Что общего между вариациями basso ostinato и строгими?

  33. В рамках какого стиля сформировались строгие орнаментальные вариации?

  34. Что такое «общескрепляющий комплекс»?

  35. Чем отличаются строгие вариации от свободных?

  36. Какой вид варьирования предполагают классические вариации?

  37. Бывают ли жанрово-характерные вариации строгими?*

  38. В чем проявляется свобода в свободных жанрово-характерных вариациях?

  39. Почему свободные вариации называют жанрово-характерными?

  40. Какие виды контраста возможны в строгих орнаментальных вариациях?

  41. Перечислить средства, способствующие цельности вариационного цикла.

  42. Какие вариации называют неоднотемными?

  43. Назовите возможные варианты строения двойных вариаций.

  44. Почему вариации soprano ostinato называют «глинкинскими»?

  45. Какое варьирование предполагают вариации soprano ostinato?

  46. Назовите примеры использования вариаций soprano ostinato в отечественной и зарубежной музыке.*

  47. Определение сонатной формы.

  48. В творчестве каких композиторов откристаллизовалась сонатная форма и в каком веке?

  49. Область применения сонатной формы.

  50. Чем отличаются понятия: а) соната

б) сонатная форма

в) сонатное allegro



  1. Всегда ли сонатная форма является сонатным allegro?

  2. Одинаковы ли понятия «партия» и «тема» в сонатной форме?

  3. Как называются основные разделы сонатной формы?

  4. В сонатах какого композитора XVIII века нет вступлений?*

  5. Какой композитор сделал коду обязательным разделом сонатной формы?

  6. Экспозиция, разработка…….

  7. Как отличить сложную трехчастную форму от сонатной с эпизодом вместо разработки?*

  8. Типы вступлений в сонатной форме?

  9. Определение экспозиции сонатной формы.

  10. Разделы экспозиции в сонатной форме.

  11. Главная партия у венских классиков (тональность, структура).

  12. Что такое «промежуточная тема»?

  13. «Главная задача» связующей партии.

  14. Основные этапы развития в связующей партии.

  15. Как найти начало связующей партии?

  16. Модулирует ли связующая партия в экспозиции?

  17. Побочная партия у венских классиков (тональность, структура).

  18. Что такое «сдвиг» и каково его значение?

  19. Тональность побочной партии в экспозиции сонатной формы.

  20. В чем сущность и назначение заключительной партии?

  21. В какой тональности пишется заключительная партия в экспозиции?

  22. В какой тональности заканчивается экспозиция?

  23. Главная партия,….побочная партия,….

  24. Что такое мотивное вычленение?

  25. Методы развития в разработках.

  26. Тематические планы разработок.

  27. Какая из тем экспозиции подвергается наиболее интенсивному развитию в разработке и почему?

  28. Что такое «разработанная экспозиция»?

  29. Какие тональности преобладают в разработках?

  30. Что такое доминантовый предыкт и в каком месте сонатной формы он обычно располагается?

  31. Какие признаки указывают на начало репризы в сонатной форме?

  32. В какой тональности проходит побочная партия в репризе? Есть ли исключения?

  33. Почему необходимы тональные изменения в связующей партии в репризе?

  34. К кодам в сонатных формах какого композитора можно отнести понятие «кода – вторая разработка»? Почему такой вид коды имеет это название?*

  35. Может ли изменяться главная партия в репризе сонатной формы или она обязательно звучит так же, как и в экспозиции?

  36. Что такое «ложная реприза», «субдоминантовая реприза», «зеркальная реприза»?

  37. Обычное строение разработки: 1) у венских классиков

2) у Чайковского, Рахманинова.

  1. Признаки смены раздела в разработке.

  2. Черты рондо в рондо-сонате.

  3. Черты сонатной формы в рондо-сонате.

  4. Область применения рондо-сонаты.

  5. Определение рондо-сонаты.

  6. Как отличить рондо-сонату от рондо?

  7. Как отличить рондо-сонату от сонаты?

  8. В каких случаях рондо-соната ближе к рондо, в каких к сонате?

  9. Форма главной партии в рондо-сонате?

  10. Форма центрального эпизода в рондо-сонате?

  11. Тональности какой сферы (S, D) используются в центральном эпизоде?

  12. Разновидности сонатной формы.

  13. Характерные черты сонатной формы без разработки. В каких частях сонатно-симфонического цикла она чаще используется и почему?

  14. Местоположение эпизода в сонатной форме с эпизодом вместо разработки.

  15. Что такое «возвратный ход»?

  16. Форма эпизода в сонатной форме с эпизодом вместо разработки.

  17. Основные признаки формы классического концерта.

  18. Что такое каденция в классическом концерте?

  19. Местоположение каденции в классическом концерте.

  20. Всегда ли в концерте используются две экспозиции?

  21. Основоположник классического концерта.*

  22. Определение циклической формы.

  23. Назвать примеры циклических форм.

  24. Обязательные танцы, входящие в старинную сюиту.

  25. «Необязательные номера» в старинной сюите.

  26. Можно ли отнести к сюите серенаду и дивертисмент?

  27. Виды сюит XIX – XX веков.

  28. В каких жанрах используется 4-х частный и 3-х частный цикл (выбрать: соната, симфония, квартет, концерт).

  29. Дать темповую характеристику частям классического сонатно-симфонического цикла.

  30. Назвать вокально-симфонические циклы.

  31. Что такое контрапункт?

  32. Эпоха господства строгого стиля в полифонии (назвать века).

  33. Эпоха господства свободного стиля в полифонии (назвать века).

  34. Жанры полифонии строгого письма.

  35. Вершинный жанр полифонии свободного стиля.

  36. Виды полифонии.

  37. Определение имитации.

  38. Что такое пропоста, риспоста?

  39. Что показывает интервал вступления, расстояние вступления голосов?

  40. Определение канона и канонической секвенции.

  41. Назвать приемы преобразования темы в полифонии.

  42. Дать определение фугато, фугетте, инвенции.

  43. Определение фуги.

  44. Основные составляющие элементы фуги.

  45. Что такое «тональный ответ», «реальный ответ»?

  46. Что такое «противосложение», «удержанное противосложение»?

  47. Что такое «интермедия»?

  48. Что такое «стретта»?

  49. Что такое экспозиция фуги?

  50. Что такое контрэкспозиция, дополнительное проведение?

  51. Что такое сложная фуга?

  52. Область применения фуги.

  53. Назвать вокальные формы.

  54. Основные элементы оперы.

  55. Дать определение контрастно-составной форме.

  56. Наиболее часто встречающиеся сочетания форм в свободных и смешанных формах.






Смотрите также:
Вопросы по анализу музыкальных произведений
86.79kb.
"Образ матери в музыке, поэзии, искусстве"
80.95kb.
Календарно-тематическое планирование по музыке для 5 класса I полугодия «Музыка и литература»
195.9kb.
1. Предмет филологии; языкознание в системе филологических наук
815.64kb.
Первый международный конкурс исполнителей на музыкальных инструментах
73.17kb.
Л. Г. Берг – первый президент Международного исполнительного комитета по термическому анализу
52.24kb.
«Особенности оценки произведений искусства»
663.2kb.
Группа корнеплоды и клубнеплоды
141.8kb.
Сравнительный анализ взаимоотношений русскоязычных и англоязычных фрилансеров и их
1053.33kb.
Рецепция произведений в. С. Гроссмана в советской журналистике 1930-х – 1960-х гг
392.34kb.
Статья посвящена анализу причин увеличения в России числа лиц, идентифицирующих себя как православные верующие
380.32kb.
Российская академия государственной службы
352.16kb.