Главная страница 1

«Я брат твой ____ »

Образ «маленького человека»

в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Цели урока:

продолжение знакомства с повестью “Шинель”, работа над понятиями “сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек”, обучение монологической речи, умению вести полемику.

* воспитательная - убедить детей на примере повести в том, что человека нельзя оценивать только по социальному положению, в том, что даже самый обычный, незаметный человек может быть очень интересным;
* образовательная - систематизировать знания учащихся о повести, исследовав роль сквозного образа шинели в произведении; раскрыть символический смысл образа шинели, связав его с замыслом автора;
* развивающая - сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста, научить их связывать частное с общим, видеть отражение идеи произведения в отдельных образах, деталях; развить образно-ассоциативные способности детей, показав близость между словесным и зрительным образами.

Не пренебрегай маленькими

людьми, они могут помочь тебе

возвыситься.

Абу-ль-Фарадж

Предварительное домашнее задание.

Всем учащимся: прочитать текст повести.

Индивидуальное задания:


  • подобрать короткие музыкальные фрагменты к отдельным эпизодам и обосновать выбор.



Ход урока

I. Стадия вызова.

1) Слово учителя. (Зачитывает эпиграф урока со слайда). Ещё за шесть веков до Н.В.Гоголя арабский историк Абу-ль-Фарадж сказал так о роли маленьких людей. Вполне вероятно, русский писатель 19 века подразумевал под образом «маленьких людей» не то, что имел ввиду историк 13 века, а возможно, то же самое, вероятно, если бы они встретились, как встретились сегодня мы, читатели 21 века, они обсудили бы это.

У нас сегодня такая возможность есть.

Ребята, прочтите тему урока. Обратите внимание - фраза открытая, не поставлен знак завершения, в конце урока вы его поставите, каждый свой. Пусть сегодня у вас будет повод задуматься: «А какое отношение это имеет ко мне, что это значит для меня?»
2) - Поможет нам размышлять о «маленьком человеке» произведение, которое известный критик 19 века Белинский считал «одним из глубочайших созданий Гоголя», а Герцен назвал «колоссальным произведением» - повесть «Шинель».
- Назовите имя героя, мистическим образом шагающего из века в век? Маленький человек, герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин. Чтобы составить его портрет, предлагаю определить информационное поле, в котором живёт герой. Сделаем это с помощью кластера, заготовки для которого у вас есть.

2) Заполнение кластера.

- Кто в центре внимания? Вписываем в центр (ученики в заготовках, учитель на доске).

- А теперь ваши предложения, что помогает автору раскрыть образ? Важно всё, что привлекло ваше внимание, ничьё мнение не может быть отвергнуто!! Фиксируем все предложения (мозговой штурм: учащиеся высказываются, предложения записываются в составляющих кластера).

- Портрет, речь, отношение к службе и сослуживцам, отношение сослуживцев к А.А., имя, фамилия, крещение, чин, шинель, автор, духовный облик.(если уч-ся называют что-то другое, это обязательно фиксируется). Если недостаточно составляющих, дорисуйте. (Если дети не вносят в кластер «автор», учитель подводит их к этому:

- Ребята, а кто ещё незримо находится рядом

с героем и незаметно формирует отношение

читателя к происходящему?)

- Соедините линиями те части, которые, по-вашему, непосредственно связаны между собой. (Соединяют, 2-3 ученика озвучивают и комментируют связи).

- О чём говорят линии соединения? (внутренняя взаимосвязь всех элементов текста, лишнего нет). Вы спланировали нашу дальнейшую работу.

3) Целеполагание:

- Сформулируйте свою личную цель, ориентируясь на кластер и ваше понимание прочитанного, начало может быть таким:

«Я хочу узнать…»,

«Мне хочется узнать…»

«Мне интересно понять, почему…»

«Хочу понять, зачем герой…» (у детей на листах варианты формулировок,

демонстрируются и на экране).
II. Стадия осмысления. Работа с текстом.
- Каким же вы увидели главного героя, работаем с текстом, а по ходу работы будем вносить дополнения в грозди кластера. (Работа в парах)

- С чего начнём? (Дети предлагают, начинаем работать с текстом с того смыслового блока, который предлагают дети).


1) Портрет: стр.523 + 526 (внешний вид).

- «..низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным».



Вывод: невзрачен, неказист.
2) Имя: стр. 524

- По греч. Акакий значит «незлобивый» Герой повести во всём обижен

судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное

даже для того времени. Почему?

По народному представлению, имя – это судьба. А его назвали так же, как

звали отца. Не символично ли это? Продолжение доли отца, вероятно,

такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника.

- Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. “Акакий” –

не делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли

выбор имени?



Вывод:

- Незлобивость А.А. можно ли объяснить его “горемычной судьбой”?

- Это и судьба, и характер.
3) Крещение:

- «Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его…Таким образом и произошёл Акакий Акакиевич».

Вывод:

- «Ребёнка окрестили, причём он заплакал и сделал такую гримасу, как будто предчувствовал что будет титулярный советник».

- «…это случилось совершенно по необходимости и другого имени дать было никак невозможно». Опять судьба.
4) Фамилия: стр.523

- А о чём говорит фамилия “Башмачкин”?

- Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении

героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести

даже не “Башмаков”, нет солидности, силы, твёрдости, характера,

а мягкий, маленький, по-детски беззащитный.


5) Речь:

- «Изъяснялся большей частью предлогами, наречиями, … частицами…)



Вывод: косноязычен, не умеет говорить.
6) Отношение к службе и сослуживцам: стр.525

- « Но ни одного слова не отвечал на это А.А.» только «..если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Зачем вы меня обижаете?»

- «жил .. в своей должности;…служил с любовью (авт); в переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его…» Вот первая радость его жизни.



Вывод: безответный, беззащитный, ревностно относящийся к службе.
7) Отношение сослуживцев к А.А.: стр.524

- «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетала простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически», чиновники-сослуживцы «…сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом».



Вывод:

Авт: Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в А.А. всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество
8) Чин: стр. 523

Вывод: «…вечный титулярный советник», один из тех, «которые не могут кусаться»



9) Духовный облик: стр.527

- «..А.А. не предавался никакому развлечению»,

«..с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием» (стр.528),

- чистосердечный – стр. 538 (пришёл на вечеринку).


Вывод: беден, скуден духовный мир «маленького человека», Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность логически мыслить. Почему же он так приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом даёт другое: кротость, безропотное терпение забитого жизнью бедняка?

Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей мысль о том, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта мысль дорогая и близкая для всей русской литературы.

Сочувствие к маленькому человеку ощущается в “Шинели” уже в самом характере повествования.

- В каком эпизоде особенно рельефно? (с молодым чиновником, посмеявшемся над А.А. вместе с товарищами).


10) Шинель:

- история с шинелью - основа сюжета (приобретение и потеря шинели);

- капот (старая);

- подруга (новая): «как будто бы он женился, как будто какой-то другой

человек присутствовал с ним, как будто был он не один, а какая-то

приятная подруга согласилась с ним проходить вместе жизненную

дорогу» - стр. 534;

- мечта (питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей

шинели», «существование его сделалось полнее»);

- надежда (как изменился герой!

«огонь показывался в глазах его, в голове мелькали дерзкие, отважные

мысли» – стр 534;

«сердце начало биться» – стр.535);

- живое существо, у которого появляется собственное лицо, когда А.А.

в ней идёт по улице «.. и посмотреть ещё раз на свою (Петрович)

шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо»;

- праздник – «самый торжественный день в жизни» - 535, «шёл в самом

праздничном расположении всех чувств» - 536, «это весь день был для

А.А. точно самый большой торжественный праздник», «пообедал

весело и после обеда уж ничего не писал» - 537.

- Светлый гость -

Вывод: вот она, вторая радость в несчастной жизни бедного человека.
Что же дальше? Как развиваются события от такой радости к трагедии?
Развязка - безуспешные попытки Башмачкина вернуть шинель;

смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней;


И Петербург остался без Акакия Акакиевича… - стр.546

Подведение итога.



Автор:

пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или

несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может

противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего,

просит нас писатель.
III. Стадия рефлексии.
1. Слово учителя.

Нам, современным читателям, кажется, что события, герои,

изображённые в повести, очень далеки от нас. Однако и сейчас есть

очень много одиноких людей, им нужно наше внимание, сочувствие.

Нужно уметь сказать человеку: «Я брат твой! Я хочу тебе помочь!»
2. Возвращение к теме.

- А теперь самое время поставить знак

завершения в теме. (Уч-ся ставят знак в теме на листах, комментируют свой выбор).
3. Возвращение к эпиграфу:

- Как современному человеку могут помочь возвыситься маленькие

люди? (При затруднении учащимся предлагается обратиться к

толкованию лексического значения слова «возвыситься»).


4. Легенда.

- Где-то далеко живёт тихий, маленький человек, который

собирает все печальные слёзы, делает из них звёзды и вешает на

небо. И когда исчезает причина печали, звезда падает, чтобы кто-то

там, на земле, мог загадать счастливое желание.
IV. Выставление самооценки, возвращение к цели –достигнута ли цель.

V. Домашнее задание:

1. Мини-сочинение «О чём заставляет размышлять повесть «Шинель»?



2. Составить кластер для характеристики чиновников.

3. Написать творческую работу – синквейн, по образцу



Смотрите также:
«Я брат твой» Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя
82.99kb.
… Как вы понимаете слова В. Набокова. ( высказывания учащихся) к эпиграфу на слайде добавляется портрет Н. В. Гоголя. Сообщение заранее подготовленных учеников – Группа 1
53.94kb.
Урок в 7 классе по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Учитель: Ларина Н. Н. 28. 11. 2009 Ведущая образовательная технология
110.04kb.
Интегрированный урок русской литературы и истории в 7Б классе
82.25kb.
«Тема патриотизма в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
55.18kb.
Имидж ресторана образ или больше?
37.32kb.
«Образ Мадонны в мировом искусстве»
369.1kb.
Герой всегда собирательный образ, как бы ни был реален человек, ставший им. Образ Юрия Гагарина поверяется не только историей, но и народным воображением
58.84kb.
Еще древние философы пророчили о том, как важно заботиться о своём здоровье и пропагандировали здоровый образ жизни. Из поколения в поколение передавалась мудрость наших прадедов
318.2kb.
Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов
109.61kb.
Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства Это позитивная заповедь знать и верить, что есть б-жество
67.58kb.
Самодержавие духа очерки русского самосознания санкт петербург
4271.94kb.