Главная страница 1

Творческая мастерская.

Тема: Максимилиан Волошин. Портрет художника. ( Слайд 1)

Задача урока: «написать» портрет Художника, опираясь на его поэтическое творчество;

развить креативное мышление через «погружение» в мир поэзии;

воспитать любовь к русскому слову.

Оборудование. Интерактивный комплекс.

Ход урока.


  1. Урок начинается чтением фрагмента из стихотворения Максимилиана Волошина «Марине Цветаевой».

Кто Вам дал такую ясность красок?

Кто Вам дал такую точность слов?

Смелость все сказать: от детских ласок

До весенних новолунных снов?

Ваша книга – это весть «оттуда»,

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но как сладко слышать: «Чудо – есть!»



Учитель: Это фрагмент из стихотворения М. Волошина, посвященного Марине Цветаевой. (Слайд 2. Портрет М.Цветаевой.) Это он написал первую ободряющую статью о молодой поэтессе и взял ее под свое покровительство, стал ее большим другом. Он назвал Цветаеву «чудом», а мне хотелось бы, чтобы и вы в конце сегодняшнего урока могли воскликнуть, думая о Волошине: «Чудо – есть!».

Вам предстоит «создать» портрет этого замечательного Поэта, Художника, Человека. Конечно, он будет отчасти условным, абстрактным, но в нем может быть узнаваема палитра любимых цветов поэта, очертания растений и камней, близких его натуре, символы музыкальных ритмов, которые, по вашему мнению, созвучны его поэзии и, наконец, все это вы можете дополнить словесным выражением его жизненной позиции, его эмоционального склада.

Класс разделен на творческие группы.

Учитель: Перед вами стихотворения М.Волошина. Познакомившись с ними, вы должны найти и выделить особенность его мироощущения с тем, чтобы внести свой штрих портрету Мастера. Вам будет помогать музыка, слайды и ваше творческое воображение.

( Слайд 3 Звучит музыка Д.Тухманова из альбома «По волнам моей памяти» песни «Я мысленно вхожу в ваш кабинет»)



Задание 1 группы

-- Прослушаите одно из стихотворений поэта и попробуйте представить его героиню:

Ел. Дмитриевой.

К этим гулким, морским берегам,

Осиянным холодною синью,

Я пришла по сожженным лугам,

И ступни мои пахнут полынью.
Запах мяты в моих волосах,

И движеньем измяты одежды;

Дикой масличной ветвью в цветах

Я прикрыла усталые вежды.


На ладонь опирая висок

И с тягучею дремой не споря,

Я внимаю, склонясь на песок,

Кликам ветра и голосу моря…



Ученик: мне представляется романтическая героиня, я чувствую ее одухотворенность; нахожу сходство с гриновскими женщинами. Она должна быть необыкновенно привлекательна.

Слайд 4 (портрет Е.Дмитриевой)



Учитель: Стихотворение посвящено школьной учительнице – Елизавете Дмитриевой.

Была она непривлекательной, хромой, внешне ничем неприметной, но зато писала стихи, которые были совершенно не созвучны с ее внешним обликом. В них царили рыцари, шпаги, паруса, удивительная любовь… Волошин решил помочь ей. И вот однажды в редакцию журнала «Аполлон» пришло письмо, написанное острым косым почерком. В нем оказались стихи, подписанные именем Чарубины де Габриак. Обратного адреса не было, сообщалось только, что автор живет в семье строгих нравов. Вся редакция «Аполлона» влюбилась в прекрасную незнакомку (в том, что она была прекрасна, ни у кого не возникало сомнения) и стала с нетерпением ждать новых писем, которые не замедлили появиться. Росло количество стихов – росло и число поклонников Чарубины… Но однажды тайное становится явным: Чарубина де Габриак предстала в образе Елизаветы Дмитриевой – поклонники были разочарованы. Только Волошин остался преданным другом поэтессы.

Вопрос: Как раскрывается в этой истории личность Волошина?

Ученик: (Замечательный фантазер, верный друг, сердечный человек). (Он умел ценить яркую индивидуальность, поэтому вокруг него собиралось множество замечательных людей).

Ученик: ( Нам видится он рыцарем. Его портрет – это рыцарская шпага, шляпа с пером и, конечно, алая роза)

Ученик: Это стихотворение мне напомнило Блоковское «О подвигах, о доблестях, о славе». Наш портрет мы так и назовем «О доблестях, о подвигах, о славе»

Учитель: Цветаева вспоминала: «Одно из жизненных призваний Макса было сводить людей, творить встречи и судьбы. К его собственному определению себя как коробейника идей могу прибавить коробейника друзей… Макс принадлежал другому закону, чем человеческому. И мы, попадая в его орбиту, неизменно попадали в его закон. Макс сам был планета. И мы, крутящиеся вокруг него, в каком-то другом, большем круге, крутились совместно с ним вокруг светила, которого мы не знали».

Слайд 5 (дом – музей Волошина)

Дом, который он с матерью приобрел в Коктебеле, всегда был полон друзей, знакомых, близких. Здесь бывали и подолгу жили М.Цветаева, А.Белый, В.Брюсов, Вс.Рождественский, М.Булгаков, Е.Замятин, А.Грин, К.Чуковский, К. Петров – Водкин… Волошин и создавал свой Дом как «художественную колонию для поэтов, ученых и художников». Благодаря своему хозяину, он был и духовным центром Коктебеля, мощным магнитом, притягивавшим к себе талантливых людей. Привлекательность Волошина – художника состоит в его высокой духовности и широте интересов.

Учитель: Волошин – поэт, переводчик ,литературный и художественный критик – автор 250 статей, художник – мастер акварели, офорта, мемуарист, ученый – знаток восточных религий, философ, краевед, историк. тонкий ценитель музыки… Поистине неисчерпаемая личность, как неисчерпаема по цветовым сочетаниям, линиям, формам морская галька…

Цветаева говорила, что Волошин – «порождение земли», дух земли. Это неслучайно. Поэт всегда ощущал себя частью природы.

Друзья не зря в шутку называли его «Макс де Коктебель». Лучшие его стихи связаны с Крымской землей – Киммерией, как любил называть ее Волошин. И сегодня, конечно, эти стихи прозвучат. Попробуйте не только услышать, но и «увидеть» их, «дышать» ими.

Задание 2 группы.

----- Прочитайте предложенные вам стихи из цикла «Киммерийские сумерки» и ответьте на следующие вопросы:

------Какие картины возникли вас в воображении при чтении этих стихотворений?

------Можно ли сказать, что их автор – не только поэт, но еще и художник?

Я хочу, чтобы вы читали их под музыку органного концерта Баха.

( Слайд 6 Звучит музыка органного концерта Баха)

Ученик читает стихотворение.

Старинным золотом и желчью напитал

Вечерний свет холма. Зардели красны, буры,

Клоки косматых трав, как прядки рыжей шкуры.

В огне кустарники, и воды как металл.


А груды валунов и глыбы голых скал

В размытых впадинах загадочны и хмуры.

В крылатых сумерках – намеки и фигуры…

Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал,


Вот холм сомнительный, подобный вздутым ребрам.

Чей согнутый хребет порос, как шерстью, чобром?

Кто этих мест жилец: чудовище? титан?

Здесь душно в тесноте… А там – простор, свобода,

Там дышит тяжело усталый Океан

И веет запахом гниющих трав и йода.



Ученик: (Это стихотворение можно назвать «акварелью в стихах. В этом поэтическом пейзаже автор придал природе монументальность и одновременно очеловечил ее. В ней поэт увидел сходство с лучшим ее творением - человеком.

Для создания портрета Художника мы возьмем синюю морскую воду, посередине будет большой причудливый морской камень, а вокруг рассыпем разноцветную морскую гальку. Подпишем этот портрет словами, взятыми из стихотворения: «Кто этих мест жилец: чудовище? титан?)



Учитель: Нередко, прежде чем создать пейзажное стихотворение, Волошин записывал слова, передающие оттенки красок, чтобы в произведении добиться нужного цветового соотношения, а также подбирал рифмующиеся слова: например, бандуры, фигуры, шкуры, буры, скал, оскал, металл, кристалл, закал. Цвета, формы, запахи – все вместе создает такую картину, которую хочется видеть так же, как хочется «слышать звучание» волошинских аква релей.

(Слайд7. Акварели М.Волошина.)

Сейчас мы послушаем стихотворения 3группы. Их два и с одинаковым названием.

Задание: проанализируйте поэтические тексты, сравните их.

А чтобы помочь вам уловить их «ароматы», я предлагаю их прочитать под музыку А.Петрова из кинофильма «Человек – амфибия».

(Слайд 8. )



Ученик: Полдень

Звонки стебли трав и движенья зноя пахучи.

Горы, как рыжие львы, стали на страже пустынь.

В черно – синем огне расцветают медные тучи.

Горечью дышит полынь.

В ярых горнах долин, упоенных духом лаванды,

Темным золотом смол медленно плавится зной.

Нимбы света, венцы и сияний тяжких гирлянды

Мерно плывут над землей.

«Травы древних могил, мы взросли из камней и праха,

К зною из ночи и тьмы, к солнцу на зов возросли.

К полдням вынесли мы, трепеща от сладкого страха,

Мертвые тайны земли.

В зное полдней глухих мы пьянеем, горькие травы.

Млея по красным холмам, с иссиня – серых камней,

Душный шлем фимиам – благовонья сладкой отравы

В море расплавленных дней».

Полдень.


Травою жесткою, пахучей и седой

Порос бесплодный скат извилистой долины.

Белеет молочай. Пласты размытой глины

Искрятся грифелем и сланцем, и слюдой.

По стенам шифера, источенным водой,

Побеги каперсов; иссохший ствол маслины;

А выше за холмом лиловые вершины

Подъемлет Карадаг зубчатою стеной.

И этот тусклый зной, и горы в дымке мутной,

И запах душных трав, и камней отблеск ртутный,

И злобный крик цикад, и клекот хищных птиц –

Мутят сознание. И зной дрожит от крика…

И там – во впадинах зияющих глазниц

Огромный взгляд растоптанного Лика.



Ученик: Оба стихотворения оправдывают свое название, потому что при их чтении возникают видения южной, раскаленной зноем степи, где «белеет молочай» и «горечью дышит полынь», а дальше в дрожащей дымке колеблются очертания горных вершин. Два образа сливаются в один, накладываясь друг на друга, но вот в какой – то момент их «очертания» расходятся. Время во втором стихотворении замирает, образ прекращает развиваться, как будто завершающим движением руки и кисти поэт – художник запечатлевает последний миг – «огромный взгляд растоптанного Лика» Земли – это остановленное мгновение Вечности. Оно существует рядом с нами, мы его ощущаем.

Ученик: Во втором стихотворении образ растворяется наплывающим пространством, отдаляется, колеблется – это уже мираж, рожденный отражениями прошлых времен. «Тайны», «вечность», «могилы» - слова, содержащие в себе что-то мистическое, потустороннее, древнеславянские звуковые сочетания – ра -, - ре -, - ро – (древних, прахе, трепеща, травы, расплавленных , возросли, море) тревожат воображение, будят фантазию. Хочется вместе с автором взяться за кисть и дорисовать в своем сознании неяркость миража. Образ незавершен, время не остановлено, «мерно плывут над землей» «расплавленные дни», тянется «по красным холмам» «душный» шлейф Бесконечности.

Ученик: Мне кажется, что поэтические пейзажи Волошина не только изображают живописные уголки природы, они говорящие: мы слышим голос Земли, Истории, трав и камней, как будто сама природа рассказывает нам о том, что навеки запечатлелось в ее памяти.

Ученик: Для создания портрета мы решили взять следующие цвета: охру, различные оттенки зеленого. Обязательно будет трава-полынь и камешки нежных тонов: беловатые, желтоватые, кремовые.

Ученик: Для названия портрета перефразируем цитату из стихотворения: «Я взрос из камней и праха».

4группа читает стихотворения М.Волошина из цикла «Киммерийская весна» под музыку В. Мартынова «Утро в горах».

(Слайд 9 Звучит музыка).

Ученик. Сквозь облак тяжелые свитки,

Сквозь ливней косые столбы

Лучей золотистые свитки

На горные падают лбы.

Пройди по лесистым предгорьям,

По бледным, полынным лугам,

К широким моим плоскогорьям,

К гудящим волной берегам,

Где в дикой и пенной порфире,

Ложась на песок голубой,

Все шире, все шире, все шире

Развертывается прибой.



Ученик: Коктебель

Как в раковине малой – Океана

Великое дыхание гудит,

Как плоть ее мерцает и горит

Отливами и серебром тумана,

А выгибы ее повторены

В движении и завитке волны, -

Так вся душа моя в твоих заливах,

О, Киммерии темная страна,

Заключена и преображена.

С тех пор, как отроком у молчаливых

Торжественно – пустынных берегов

Очнулся я - душа моя разъялась,

И мысль росла, лепилась и ваялась

По складкам гор, по выгибам холмов.

Огнь древних недр и дождевая влага

Двойным резцом ваяли облик твой –

И сих холмов однообразных строй,

И напряженный пафос Карадага.

Сосредоточенность и теснота

Зубчатых скал, а рядом широта

Степных равнин и мреющие дали

Стиху – разбег, а мысли – меру дали.

Моей мечтой с тех пор напоены

Предгорий героические сны

И Коктебеля каменная грива;

Его полынь хмельна моей тоской,

Мой стих поет в волнах его прилива,

И на скале, замкнувшей зыбь залива,

Судьбой и ветрам изваян профиль мой.



Учитель: оправдывают ли эти стихотворения название цикла «Киммерийская весна»? Докажите.

Ученик: Я бы назвал их музыкально – красочными композициями на темы киммерийского пейзажа. Музыка как бы наполнила стихи и помогла почувствовать вслед за поэтом удивительную красоту природы. Мне тоже захотелось побывать там.

Ученик: В первом стихотворении много интересных метафор: «свитки облак», «ливней столбы», «горные лбы»; эпитетов: «золотистые свитки», «бледные луга», «гудящая волна». Я невольно ощущаю гул прибоя. Музыка чувствуется в каждом слове.

Ученик: Волошин озвучивает природу.

Ученик: Для создания портрета мы решили взять созвучные поэту музыкальные инструменты: орган, скрипку, арфу, аккордеон как многоголосые, способные передать вздохи моря, гул столетий, мелодичность стихов. А еще подчеркнуть многогранность творчества поэта.

Ученик: Нашему портрету подойдут слова: «Мой стих поет в волнах»

Учитель: Сам художник говорил так: «Чувство родины неизбежно связано с пейзажем. Если мы и упоминаем о «дыме отечества» или о тоске родных песен, то только потому, что они более властно, чем зрительные ощущения, раскрывают перед нами душу пейзажа… Пейзаж – это лик родной земли, лицо матери. От созерцания этого лица в душе подымается та тоска, жалость, нежность, та надрывающая и безысходная любовь, с которой связано обычно чувство родины

Учитель: Итак, краткое знакомство с творчеством яркого, удивительного поэта и художника закончено. Я даю вам время на выполнения творческого задания: создать портрет Художника из камней, трав, музыки и красок и.

Ученики завершают свои работы.

Учитель: Перед вами портрет Максимилиана Волошина.

(Слайд 10. Портрет Волошина.)

Он нарисован красками, а ваши презентации помогли раскрыть богатый, своеобразный и неожиданно романтический мир Художника Слова.

(Творческие работы располагаются на выставочном стенде)



Учитель: Вы почувствовали тональность творчества Максимилиана Волошина и говорили о нем как о личности неисчерпаемой, как о человеке, который сумел слиться с природой в своих произведениях, как о великолепном знатоке культуры и истории человечества, как о верном друге…

Это только первый шаг к пониманию настоящего искусства. А дальше-знакомство с его жизнью и творчеством.Это и будет вашим домашним заданием. Жду ваших презентаций и интереснных сообщений о М.Волошине.



Смотрите также:
Задача урока: «написать» портрет Художника, опираясь на его поэтическое творчество
107.91kb.
Домашнее задание
46.97kb.
II. Сообщение
137.97kb.
Создай великого учёного портрет, На все вопросы находя ответы, Но если выбрать трудный путь желанья нет, Готовый есть ответ и гения советы. Задача: 1
112.53kb.
Урока: «Водоплавающая дичь и её промысел»
84.54kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса
384.22kb.
Оформление вечера в зале развернута выставка репродукций картин художника
79.88kb.
Краткое содержание проекта Проект проводится в рамках школьного предмета мхк
54.04kb.
Мотивы и образы лирики Ф. И. Тютчева в творчестве Ф. И. Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Творчество Ф. И
32.13kb.
… Как вы понимаете слова В. Набокова. ( высказывания учащихся) к эпиграфу на слайде добавляется портрет Н. В. Гоголя. Сообщение заранее подготовленных учеников – Группа 1
53.94kb.
Да… свежая сказал с такой-же улыбкой официантка. И пошла к стойке
74.43kb.
Честертон. Человек и его творчество Мое любимое воспоминание о нем обед с друзьями в Хертфорде
55.51kb.