Главная страница 1

К документу 2044

ДОПОЛНЕНИЕ

к пояснительной записке к по проекту Закона Санкт-Петербурга «О внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О льготах по уплате земельного налога»

Введение

Внесение дополнения в Закон Санкт-Петербурга от 21.03.01 № 236-35 «О льготах по уплате земельного налога» имеет своей целью урегулиро­вать весьма напряженную и спорную ситуацию, сложившуюся в связи с уплатой (а скорее - неуплатой!) гражданами земельного налога за земельные участки, предоставленные им для индивидуального жилищного строительст­ва (ИЖС).

Разработка законопроекта обусловлена многочисленными обращениями граждан в органы государственной власти и в суды в связи с фактической неспособностью налогоплательщиков к уплате земельного налога, исхо­дя из полной ставки, начисляемой налоговыми органами с 1 января 1999 года на указанные земельные участки за период до включения объектов недвижи­мости на данных участках в состав жилищного фонда.

1. Требования закона и действия налоговых органов

В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» (в ред. от 24.12.02) налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, коопера­тивным, индивидуальным) в границах городской (поселковой черты), взима­ется со всей площади земельного участка в размере 3 % от ставок земельно­го налога, установленных в городах и посёлках городского типа. Налоговые органы производили исчисление подлежащего уплате физическими лицами земельного налога за земли, предоставленные для индивидуального жилищ­ного строительства независимо от факта окончания строительства по по­ниженной ставке в размере 3 % от ставки земельного налога.



Начиная с 1 января 1999 года, налоговые органы стали осуществлять перерасчёт указанного налога таким образом, что до включения объектов не­движимости на земельных участках в состав жилищного фонда физические лица вынуждены уплачивать земельный налог, исходя из полной ставки. В дальнейшем эта практика закрепилась на основании письма МНС РФ от 27.04.01 N ВТ-6-04/351. Несмотря на то, что названное письмо было отмене­но письмом МНС РФ от 23.04.02 № НА-6-21/525, районные налоговые ин­спекции в Санкт-Петербурге до настоящего времени продолжают ссылаться

на аргументы, изложенные в первом письме и начислять земельный налог по полной ставке.

На обращение Комитета по законодательству Законодательного Собра­ния Санкт-Петербурга (исх. от 10.07.03 № 100193) к руководителю Управле­ния Министерства РФ по налогам и сборам по Санкт-Петербургу А.Э.Сердюкову получен ответ (вх. от 07.08.03 № 101766), в котором сказано, что «в сложившейся ситуации суммы земельного налога, не внесённые гра­жданами за земельные участки, выделенные под индивидуальное жилищное строительство, являются недоимкой»., а также, что «... недоимка по зе­мельному налогу по физическим лицам на 01.01.03 составляла 28 млн. 786 тыс. рублей».

2. Действия граждан-налогоплательщиков

Граждане, не согласные с предъявленными к уплате районными налого­выми органами суммами земельного налога, пеней и недоимки, обращаются за решением вопроса в суд и всё чаще выигрывают дела. Такая ситуация характерна прежде всего для пригородов Санкт-Петербурга, о чём неодно­кратно писали газеты «Деловой Петербург» (от 18.09.03), «Новый Петер-бургь» (от 28.08.03, 25.09.03, 16.10.03).

Только в г. Пушкине выиграно налогоплательщиками 11 дел. Несколько дел в пользу налогоплательщиков рассмотрено в Колпин-ском райсуде.

3. Позиция судебных инстанций

Верховный Суд РФ признал незаконными действия Инспекции по Ку­рортному району Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу по начисле­нию и взысканию земельного налога с 1 января 1999 года в размере 100 % установленной ставки; и указал судебным инстанциям на ошибочность их выводов о том, что размер ставки должен якобы зависеть от наличия либо отсутствия на земельном участке жилого дома. Высшая судебная инстанция вынесла определение, что часть 5 ст.8 Закона «О плате за землю» преду­сматривает предоставление 3 % ставки исходя из целевого назначения земли, и прямо не связывает право на неё со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого фонда.

Вынесение судами решений в пользу истцов в настоящее время обу­словлено правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.03 № 78-ВпрОЗ-З «О признании незакон­ными действий ИМНС по начислению и взысканию земельного налога в размере 100 % установленной ставки».

Тем не менее, налоговые органы продолжают начислять земельный налог по ставке 100 %.

4. О ставках земельного налога

Для справки', с учётом увеличения в 2003 году ставок земельного нало­га, действующих в 2002 году для всех категорий земель в 1,8 раза, в соот­ветствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» сумма земельного налога за земельный участок в размере 1000 квадратных метров (10 соток), на территории Санкт-Петербурга в 2003 году состав­ляет от 20 тысяч рублей и выше в зависимости от зоны градостроитель­ной ценности территории.

Следует отметить, что ставки земельного налога (не считая пеней и штрафов), дифференцированные Законом Санкт-Петербурга «О ставках зе­мельного налога в Санкт-Петербурге» по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, предла­гается применять в 2004 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 9,504 ( см. ст. 3 проекта Закона Санкт-Петербурга «Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге» /док.1773/, внесенного и.о. губер­натора Санкт-Петербурга).

В сложившейся ситуации подрываются основные начала законода­тельства о налогах и сборах, изложенные в ст. 3 Налогового кодекса Рос­сийской Федерации а именно: при установлении налогов учитывается фак­тическая способность налогоплательщиков к уплате налога; налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толку­ются в пользу налогоплательщика.

5. О дополнительных льготах по земельному налогу

С учётом вышеизложенного, а также отсутствием каких-либо решений на федеральном уровне по пересмотру положений Закона РФ «О плате за землю». Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О плате за землю» реализует своё право установить до­полнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельно­го налога, находящейся в распоряжении Санкт-Петербурга.



Для справки: согласно ст. 12 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» (с изменениями на 23.06.03) в 2003 году плательщики земельного налога за земли городов и посёлков перечисляют указанные пла­тежи в полном объёме на счета органов федерального казначейства с по­следующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюд­жетной системы Российской Федерации по следующим нормативам: в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых территориальных образований — 100 %.

В письме и.о. губернатора Санкт-Петербурга Беглова А.Д. от 29.09.03 № 07-104/7803 на представленный законопроект указано, что Администрация Санкт-Петербурга не может дать положительного заключения на проект за кона в связи с отсутствием расчётов выпадающих доходов бюджета Санкт-Петербурга по земельному налогу.

Комитетом по законодательству Законодательного Собрания 03.10.03 были направлены обращения в Комитет финансов и в Контрольно-Счётную Палату Санкт-Петербурга о предоставлении исходных данных для расчётов выпадающих доходов бюджета Санкт-Петербурга, связанных с уплатой зе­мельного налога. Получен ответ из Комитета финансов (№ 04-14/15321-2 от 13.10.03), из которого следует, что Комитет не располагает запраши­ваемой информацией.

6. При подготовке законопроекта использованы:

> ответ Правительства Российской Федерации (письмо от 14.10.02 № 5872п-П13) на парламентский запрос Государственной Думы Федерально­го Собрания Российской Федерации от 18.09.02 № 3028-ШГД,

> опыт Московской области, где действует Закон от 31.12.02 №165/2002-03 «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области»,

> нормы п.4 ст. 5 Налогового кодекса РФ, предусматривающие, что «...акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги или сбо­ры, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанно­сти налогоплательщиков ... или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это».

Предлагаемый законопроект распространяется на правоотношения, воз­никшие с 1 января 1999 года.

Приложение (всего - на 6-ти листах):

> копия парламентского запроса Госдумы от 18.09.02 N93028-111 ГД председателю Правительства РФ М.М.Касьянову;

> копия письма комитета по законодательству от 10.07.03 №100192 председателю Госдумы Г.Н.Селезневу;

> ответ комитета по бюджету и налогам Госдумы от 29.08.03 №3.7-29/275 (с приложением копии ответа Правительства РФ на парла­ментский запрос от 14.10.02 №5872п-П13).


Депутаты И.П.Михайлов

Г.Д. Озеров





Смотрите также:
Закона Санкт-Петербурга «О внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О льготах по уплате земельного налога»
57.38kb.
Конкурс на право получения грантов Санкт-Петербурга в сфере научной и научно-технической деятельности
72.61kb.
Законодательное собрание Санкт-Петербурга Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга
152.47kb.
Опрос «Здоровый образ жизни» Подготовлен: Детским Советом при Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге Целевая аудитория
19.65kb.
Отчет по определению интегрального экспертного рейтинга театральных и концертных государственных учреждений культуры, подведомственных Комитету по культуре Санкт-Петербурга ООО «Ти Ай Джи» Санкт-Петербург 2013
645.73kb.
Пожалуй, самый интересный и неожиданный диск жокей Санкт-Петербурга. Начав клубную карьеру в 1998 году, был у истоков российского хип-хопа с начала 90-х
12.3kb.
Проблемы развития транспортной инфраструктуры российская часть региона балтийской палитры
698.24kb.
Задача №1 «Воспитание культуры толерантности через систему образования; создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов в петербургское сообщество. Содействие адаптации мигрантов в Санкт-Петербурге»
227.93kb.
Паспорт мероприятия
32.74kb.
Федеральным законом "О гражданстве рф" от 31. 05. 02 г. №62 фз
176.24kb.
Продолжение сказки Репка на новый лад
24.67kb.
Группа компаний «рольф» стала лидером* по продажам автомобилей среди дилерских групп Санкт-Петербурга по итогам I полугодия 2011 года
18.62kb.