Чтение дело семейное

На странице подготовлен материал на тему: "Чтение дело семейное" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

«Чтение – дело семейное»

Библиотека семейного чтения под названием «Чтение – дело семейное» создана в библиотеке в 1992 году, как пилотный проект публичной библиотеки. За первый год в это объединение записалось несколько десятков участников, сейчас это число возросло до 800 семей. Активными коллективными читателями библиотеки стали учащиеся начального звена городских школ вместе с классными руководителями.

Годовой план работы согласовывается с образовательными учреждениями. Мероприятия проводятся ежемесячно с каждым классом. Один раз в квартал проходят мероприятия с семьями. Тематика мероприятий с детьми – литературные, экологические, исторические, познавательные и другие. Много проводится литературных часов, дилижансов, викторин, исторических экскурсов и других форм. Мероприятия проходят в форме электронных презентаций с показом клипов и мультфильмов.

Цели и задачи библиотеки семейного чтения:

– привлечение семьи в полном составе (родители, бабушки, дедушки, дети) к систематическому чтению.

– формирование круга семейного чтения, создание пространства для диалога ребенка и взрослого.

– содействие укреплению семьи, путем восстановления традиций семейных чтений.

– способствование всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.

– информационная поддержка семьи.

Семейное чтение – это литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее людей разных возрастов. Очень важно, когда ребенок приходит в библиотеку вместе со взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают ее. Такое общение, сближающее людей разных возрастов, воспитывает порой больше, чем прямое назидательное слово. А ориентироваться в огромном море книг помогает библиотека.

Красочно оформленный рекомендательный список литературы «100 книг вашему ребенку» позволяет выбрать книгу по душе по самой различной тематике.

Программы чтения «Почитаем всей семьей» рассчитаны на различные группы читателей – и на тех, кто только записался в библиотеку, и на семьи, имеющие большой «стаж» чтения.

Рекомендательные списки, бюллетени, планы чтения составляются по самой различной тематике. Для этого предварительно проводится либо опрос, либо минианкетирование о любимых занятиях семьи, увлечениях детей и родителей. На лето составляется «круги чтения» – рекомендации по внеклассному чтению для всех возрастных категорий. Раз в полгода делается анализ чтения школьников, результаты его обсуждаются на классных часах и родительских собраниях. Если позволяет финансирование, лучшие читатели получают призы. Традиционными стали конкурсы рисунков и сочинений по прочитанным книгам. Предваряют эти конкурсы беседы, чтения, игровые программы по книге. Материалы конкурсов оформляются в тематические альбомы, победители награждаются.

Пользу семейного отдыха в библиотеке трудно переоценить. Ведь так редки стали совместные семейные мероприятия, в городе трудно найти место, где родители могли бы отдохнуть с детьми, заняться каким-то общим делом. К сожалению, и молодые родители, отвыкшие от совместных мероприятий, часто неохотно идут на контакт, не слишком активны. Поэтому через классные часы, при личном общении, сотрудники стараются привлечь их к организации мероприятий.

Формы сотрудничества библиотеки и семьи самые разные – литературные турниры, семейные посиделки, фольклорные праздники, игровые и конкурсные программы.

Программа по работе с семьей значительно повысила качество нашей работы, престиж библиотеки среди читателей, роль семьи в руководстве чтением.

«Самая читающая семья»

«Красный, желтый, зеленый» — путешествие в мир дорожных знаков.

Чтение — дело семейное

Памятка о важности семейного чтения. Памятка разработана для родителей дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Чтение — дело семейное»

Книга занимает очень важное место в жизни каждого человека. Это целый мир, позволяющий узнать много новой, необходимой и интересной информации. Именно благодаря чтению ребенок, сначала через взрослого, потом самостоятельно, начинает свое знакомство с буквами, слогами, познает окружающую действительность.

Как зародить традицию в вашей семье?

Начните с малого — чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Подбирайте произведения детской художественной классики с учетом возрастных потребностей детей и их жизненного опыта.

В отобранных произведениях выделите ситуации, с которыми, или подобными им, может встретиться, или уже встречался ребенок в реальной жизни.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.

Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Не читающие родители воспитывают не читающих детей.

ГККП «Детский сад № 21 «Самал» акимата города Темиртау отдела образования города Темиртау»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Чтение – дело семейное»

Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает.

Семейное чтение.
методическая разработка по чтению по теме

Привитие любви к чтению в семье.

Скачать:

Вложение Размер
Znachenie_knigi_v_zhizni_cheloveka_ogromno.doc 70 КБ

Предварительный просмотр:

Детско — родительского практикума

«Семейное чтение-время доброго общения»

учитель начальных классов

Сайко Светлана Андреевна

Сценарий детско-родительского практикума

«Семейное чтение-время доброго общения»

Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейного литературного образования и воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге.

Задачи: Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить с приемами работы с литературой, как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования учащихся.

Учитель: Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии. Эпиграфом к нашей встрече может быть народная мудрость «Лиши человека воды и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги, так как хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг. Желание провести нашу встречу на эту тему не случайно, современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Наша главная задача – вывести детей на высокий уровень речевого общения. Вместе с тем, мы считаем, необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе через игру, которая, как известно, является одной из ведущих видов деятельности детей.

Читайте так же:  Подать на алименты подсудность

Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы общаемся с детьми, читаем им. Это общение обычно возникает неожиданно и подчас неожиданно заканчивается, но некоторые разговоры с детьми надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.

2015 год был объявлен годом литературы. В рамках этого года в нашем классе было проведено анкетирование учащихся и родителей и объявлены конкурсы: семейных рисунков «Любимая книга нашей семьи», кроссвордов, ребусов, шарад по произведениям любимых писателей, поделок по прочитанным произведениям, презентаций детских журналов.

И вот сегодня мы увидим лучшие семейные работы, поделимся опытом на тему «Организация семейного чтения».

А сейчас, пришло время послушать, что говорят наши дети и родители о книгах:

Дети читают стихи о книгах, родители высказывания великих людей.

Учитель: Последнее десятилетие в России ознаменовалось тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда сегодня велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству. Первым отказывается от чтения молодое поколение. Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников, но и в уменьшении количества читающих детей. Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.

Утверждения о «кризисе детского чтения» имеют под собой реальную основу. В начале XXI в. дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Этим обусловлена актуальность исследования ученицы 4 класса Кузнецовой Вероники по читательским формулярам библиотеки, работа Кати называется «Читательский портрет четвероклассника»

Учитель: Итак, перед вами Читательский портрет четвероклассника:

«Наш Читатель — это ученик – хорошист. Он любит читать, но, к сожалению, читает не часто. Чаще всего читает то, что есть дома на книжной полке, или то, что задано на урок чтения. При этом ему интересно, что читают его сверстники. Они редко обсуждают с ним прочитанное, но иногда возникает желание предложить другу книгу. Порой, Читатель прислушивается к мнению учителя и обращает внимание на книги, рекомендованные взрослыми. Читатель, возможно, и прочёл бы что-нибудь интересное, но он не знает, что бы ему почитать.

Семейное чтение становится процессом осознанного общения, доставляющего детям и взрослым радость совместного постижения нравственно – эстетических ценностей, самораскрытия, открытия друг друга. Ребёнок – читатель ждёт от взрослого совместного сопереживания, искреннего интереса, желания читательского общения с ним. Именно в этом случае будет достигнуто сотрудничество в процессе совместного семейного чтения. По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.

Существует много приёмов работы с литературой, но мы хотим остановиться на самых интересных.

Что бы семейное чтение художественной литературы стало увлекательным, интересным можно порекомендовать родителям использовать прием игру-драматизацию, которая позволяет поддерживать интерес детей к художественным произведениям, а родители могут принять участие, взяв на себя роль главного героя, помочь сделать маски из бумаги, картона.

Сегодня своим опытом делится семья Сергеевых (видеоролик)

Учитель: А, есть ли в вашей семье такая традиция? Как в вашей семье проходят такие чтения. (обмен мнениями)

Другой прием работы настольный театр. Можно использовать разные виды театра: кукольный, пальчиковый, плоскостной, теневой, перчаточный. У всех дома есть мягкие игрушки, их можно использовать как героев. А еще можно сделать из коробочек, надо только наклеить снаружи картинку с изображением героя. Можно связать или взять старые флаконы из-под одеколона, дезодоранта, духов. Надо только залить внутрь прозрачных флаконов жидкость разных цветов, чтоб «наряды» были разноцветными, а под крышечку можно надеть богатый воротник или приклеить поля к «шляпе». Можно вместе с ребёнком сделать декорации и т.д.

Опыт организации домашнего настольного театра нам продемонстрирует семья Бичевиных, Ворониных.

Следующий прием — совместное создание родителя с ребёнком рисунков по тексту художественного произведения, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации. Если произведение объёмное можно создать несколько рисунков, тогда получится рисованный фильм. Рисовать можно красками, цветными карандашами, фломастерами, мелками.

Свои лучшие работы, рисунки по прочитанным произведениям представили семьи ___________________

Анкетирование показало, что всего несколько семей выписывают или покупают детские журналы. А между тем, многие психологи и педагоги считают, что для ребенка младшего возраста журнал иной раз во многом интереснее и познавательнее, чем детская книжка.
Журналы знакомят ребят с произведениями детской художественной литературы. В них не только стихи, рассказы, сказки, знакомые с детства, но и ранее неизвестные произведения классиков детской литературы, творения современных писателей и поэтов, познавательные и поучительные статьи, новые истории про любимых детьми героев. Так что журнал — большой помощник в формировании у малыша литературных вкусов и приучении его к красоте родного слова.

Презентацию любимого детского журнала представит семья Токтохоевых.

Учитель: Теперь, уважаемые дети и родители, вы самостоятельно попробуете использовать эти приемы работы. Я предлагаю поработать в группах.

1 группа — Подготовка буклета

2 группа – Вторая жизнь старого журнала

3 группа – Комиксы о школьной жизни

Работа в группах

Предложить родителям и детям выразить свое мнение о проведенном мероприятии

Выдача буклетов и памяток по теме практикума, награждение грамотами за участие.

Учитель: Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит вас- родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.

Чтение – дело семейное

Есть мнение, что книга утратила свою популярность. Для меня, человека воспитанного в семье, уважающей и ценящей книгу, это больно слышать. Но действительно ли у нашего бумажного друга нет шанса оказаться на пике популярности? Можно ли возродить любовь к чтению? И как это сделать?

Книга набирает «звезды»?

Совсем недавно в свободных источниках я обнаружила опрос, который проводил фонд «Общественное мнение». Согласно этому опросу, за 10 лет количество людей, не прочитавших ни одной книги, увеличилось на 12%! Страшная статистика, не правда ли? Но откуда она берется? Я решила провести свой мониторинг, и оказалось, что всего 2,7% из числа опрошенных мной не прочли ни одной книги за год. Столько же осилили одну, 35,1% — 2-3 книги, столько же — около 10 произведений, а 24,3% прочли более 20 книг.

Читайте так же:  При разводе можно поменять фамилию ребенку

Выходит, что россияне читают, а многие не представляют себя без книги. Причем чаще всего люди, которым привили любовь к книге в детстве.

— Когда я была совсем маленькой, родители читали мне книги. Много книг! Помню, как мечтала быстрее научиться читать, чтобы знакомиться с новыми произведениями, — рассказывает Валентина Решетова. — А сейчас папа советует мне, какие книги лучше прочитать, мама предлагает интересные романы и детективы.

Виновата ли я?

Но все-таки одна четвертая часть опрошенных читает книги довольно редко. Что мешает? Спросим у них.

— Во-первых, у меня не хватает времени на чтение. Во-вторых, я не люблю читать онлайн книги, а те произведения, которые мне нравятся, у нас не продают, поэтому читаю книги редко, — признается Алена Юрина.

— Я живу в небольшом сибирском городке, и достать нужную книгу здесь трудно. Книжного магазина нет. Библиотека небольшая, и всю литературу из нее я уже прочла. А читать книги в Интернете неудобно, да и доступ к большинству из них закрыт, — вздыхает Яткуль Сарисова.

Читаем всей семьей

Для большинства опрошенных книги — семейная ценность. О них они могут говорить часами, рекомендуют читать членам своей семьи и друзьям.

В нашем городе живет семья Саблиных. Вот они точно знают цену книги!

— Наша библиотека — семейная. Ее начала собирать моя бабушка Анна Ивановна Селюнина. Она была врачом, но увлекалась литературой. В свое время она два раза слушала выступления Владимира Маяковского. Она и положила начало нашей библиотеке. Собрания сочинений Лермонтова, Пушкина датированы 1946 годом. В нашей библиотеке есть первое издание словаря С. Ожегова.

Продолжила собирать библиотеку моя мама, Тамара Кузьминична Макарова. Она филолог по образованию, увлекалась изобразительным искусством, литературоведением, музыкой. Поэтому в библиотеке стали появляться альбомы, книги литературоведов. Большая часть библиотеки — 200-томное издание «Библиотека большой всемирной литературы». Тогда же появились книги, которые были запрещены к изданию в советские времена, — говорит Вероника Саблина. — Сейчас я продолжаю собирать нашу семейную библиотеку. Дополняю ее энциклопедическими изданиями, книгами зарубежных и русских авторов. В нашей библиотеке около трех тысяч книг. Они расположены в шкафах по алфавиту и разделены на секции: русская литература, зарубежная литература, поэзия. Сейчас наша библиотека пополнилась детскими книгами. Много книг с автографами авторов, в основном, конечно, местных. Есть учебники математики 1914 года, произведения Фон-Визина — именно так написана фамилия, дореволюционные, литературные лекции Миллера 1890-х годов.

И это не единственная семья в Катав-Ивановске, в которой книги любят и ценят.

— Моя прабабушка в свое время начала собирать небольшую семейную библиотеку. Позже дедушка с бабушкой дополняли ее, потому что бабуля очень любит читать. Сейчас у нас много книг, которые мы с бабушкой с радостью перечитываем! — делится Александра Литвинович.

— Даже в очень трудные для нашей семьи времена мы с мужем покупали книги себе и нашим детям. Мой муж до сих пор посещает центральную библиотеку, ведь приобрести все не представляется возможным,— говорит Елена Хохлова. — Наши дети тоже любят читать, поэтому постепенно собралась хорошая коллекция книг. Особое место занимают энциклопедии и книги из серии «Я познаю мир». Надеюсь, что и наши внуки будут любить и ценить книги, а библиотека будет пополняться.

Это того стоит

— Книга — это другой мир, иногда криминальный, иногда волшебный, а иногда и кровожадный. Поэтому я люблю читать, сбегать из этого мира, — делится секретом Екатерина Хромова.

— Я люблю читать разную литературу, начиная с исторических романов и заканчивая научно-популярными изданиями. Из них я узнаю много нового и интересного! — говорит Лев Хлесткин.

— Не нужно ждать, когда ребенок подрастет, — считает Елена Хохлова. — Первую книгу нужно прочитать малышу в возрасте 2-3 месяцев, хотя есть мамы, которые начинают знакомить с детскими произведениями ребенка еще в утробе. Если родители думают о будущем своего чада, то должны заботиться о его развитии. Ведь книга — это кладовая знаний, источник вдохновения и путевка в неизведанную страну «Читалию».

Проект «Библиотека семейного чтения»

Инна Дмитриевна Щербакова
Проект «Библиотека семейного чтения»

Цель проекта:

возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения с ребенком через сотрудничество с его семьей.

Задачи проекта:

1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

4. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.

5. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

6. Помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.

Актуальность:

В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств, как в жизни родителей, так и их детей. Поэтому в настоящее время принижается общение родителей с детьми, уходят в прошлое традиции семейного чтения книг.

Как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги. А ведь, именно, процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности.

Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение помогает ребёнку усваивать материал, развивать речь, память, мышление. Необходимо сформировать у ребенка потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

Читайте так же:  Подсудность по алиментам на ребенка

Именно поэтому на сегоднешний день актуальна проблема возрождения традиций семейного чтения. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым работаем над созданием семьи читающей и думающей. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Поэтому семейное чтение должно стать важной частью повседневной жизни и частью культуры каждой семьи.

План реализации проекта:

Анкетирование родителей «Место книги в нашей семье»

Создание в раздевалках групп библиотеки семейного чтения «Книга напрокат» при участии родителей.

Оформление уголка консультаций для родителей по вопросам семейного чтения.

Выставка совместных с родителями рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Рекомендации для родителей «Что читать дошкольникам?»

Рекомендации для родителей «Как привить у детей интерес к чтению?».

Посещение родителями с детьми старшего дошкольного возраста библиотеки. Создание читательского абонемента своему ребёнку

(для старших и подготовительных групп).

Консультация для родителей «Роль семейного чтения в формировании у ребенка интереса к чтению»

Оформление родителями газет и коллажей «Мама, папа, я-читающая семья»

Экскурсия в библиотеку. (для старших и подготовительных групп).

Семейный конкурс «Книжки-малышки своими руками».

Консультация для родителей «Роль книги в жизни дошкольника»

Выставки рисунков и поделок сказочных героев детьми и родителями по прочитанным дома произведениям.

Литературная викторина или праздник для родителей и детей.

Презентация для детей «Как к нам попадает книга». Ремонт книг в группе детьми с родителями (для старших и подготовительных групп).

Видео (кликните для воспроизведения).

Знакомство детей с литературными произведениями, детскими писателями и поэтами.

Беседы с детьми о прочитанных дома книгах.

«Метод глобального чтения (единица чтения — слово)» Педагогический опыт обучения чтению детей дошкольного возраста «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)» Авторами метода «Глобальное.

Акция «День чтения» Акция «День чтения» Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня здесь собрались настоящие знатоки, умеющие читатели. Вы отлично знаете.

Библиотека в группе как центр разработки собственного развивающего маршрута ребенка Актуальность. Развитие Российского общества в ближайшие десятилетия во многом зависит от качества образования. Уровень социальной адаптации,.

Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ, направленный на социализацию ребенка Деятельность творческой мастерской: «Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ направленный на социализацию ребенка» Социальный.

Детско-родительский проект «Семейный календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья» I. Информационная карта проект «Семейный Календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья». Авторы: воспитатели 2 младшей группы «Буратино».

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Библиотека» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА — ДЕТСКИЙ.

Образовательный проект «Детская библиотека» Пояснительная записка Серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы уделяется в контексте дошкольного.

Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества.

Сценарий семейного клуба «Фестиваль семейного творчества» 2. Сценарий семейного клуба «Фестиваль семейного творчества» Цель: Активизировать родителей к участию в совместном творчестве с детьми,.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» Цель:Создать интерес к людям, работающим в библиотеке. Задачи: 1. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса.

Программа «Чтение – дело семейное» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

канд. пед. наук, доцент,

член Центра чтенияЧГАКИ,

гл. библиотекарь МУК ЦСДБ

Программа «Чтение – дело семейное»

Сопроводительная записка к программе Муниципального учреждения культуры «Централизованная система детских библиотек» г. Челябинска «Чтение — дело семейное»

«Читают родители – читает ребёнок»; эту аксиому детские библиотекари детских библиотек г. Челябинска вывели для себя давно. Во всем мире прилагаются огромные усилия по возрождению и стимулированию семейного чтения. Мы стараемся «шагать в ногу» с миром. Мы – это муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек г. Челябинска, объединяющая 19 библиотек во всех районах города. Центральная городская библиотека им. является инициатором многих важных начинаний в городе. Так, здесь в 2005 году была разработана и «выведена в люди» библиотечная программа «Чтение – дело семейное».

За прошедшие годы целенаправленных трудов в детских библиотеках Челябинска создана система привлечения семей в библиотеки и система поощрения семейной читательской творческой деятельности, во всех детских библиотеках создана комфортная информационная среда для детей и родителей. Значительно улучшилось качество книжного фонда, и повысилась оперативность комплектования библиотек, расширились возможности пользования аудиоматериалами и электронными ресурсами. Как следствие – увеличилось количество читающих семей. Четыре года назад их было чуть больше трёхсот во всех 19-ти библиотеках системы. Сегодня в наших библиотеках читают 1500 семей!

Эффективность программы объясняется комплексным характером и дифференцированным подходом к разным категориям семей. Внимательно и заинтересованно относясь ко всем семьями, нуждающимся в библиотечных услугах, мы, тем не менее, определили три категории, которые следовало окружить особой заботой библиотекарей: это семьи, не мотивированные на постоянное общение с библиотекой, молодые семьи, семьи, активно читающие в библиотеках.

Программа «Чтение – дело семейное»

Городская программа «Чтение-дело семейное» реализуется МУК «Централизованная система детских библиотек» г. Челябинска в рамках областной программы

«Секреты для взрослых, или как стать родителем читающего ребёнка», принятой Министерством культуры Челябинской области в 2005 году.

Цель программы Создание союза семьи, библиотеки, школы в поддержку интереса детей к книге, воспитания потребности в чтении. Формирование во всех подразделениях Централизованной системы групп лидеров семейного чтения.

Задачи программы

· поддержка и стимулирование семейного чтения;

· создание библиотечной среды для организации досуга семей, полноценного творческого общения детей и взрослых;

· организация индивидуального информирования родителей по вопросам семейной педагогики, возрастной психологии, семейного права.

Программа «Чтение — дело семейное»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Семейное чтение – неотъемлемая часть формирования духовной культуры личности. Это творческая читательская деятельность взрослых и детей в условиях общения, направленного на целостное развитие личности растущего человека, на совершенствование педагогической образованности родителей. Мы убеждены, что на сегодняшний день возрождение семейного чтения очень важно. Осознавая значимость данной проблемы, нами была разработана программа семейного чтения «Чтение – дело семейное».

Предварительный просмотр:

Составила: учитель начальных классов «МОУ Кызыл-Озёкская

СОШ» Доронькина Ирина Александровна

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому- восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Читайте так же:  Смена документов на машину при смене фамилии

Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлечённый человек.

Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому прочитать книжку?» И тогда в ход идёт принуждение: «Прочитай еще хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть» и т.д.

Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле огромную роль играет семейное чтение.

А что же такое « Семейное чтение?»

«Семейное чтение» можно понимать в двух значениях; во — первых, как поддержку членами одной семьи друг друга в развитии навыков грамотности, во — вторых, как получение удовольствия от совместного чтения книг в семье.

Многие отцы и матери систематически просматривают у своего ребенка тетради, дневник с оценками. А вот интересоваться тем, что читают в свободное время сын или дочь, как читают, какие книги детей особенно интересуют, не находят нужным. А это значит, что не в каждой семье ещё понимают огромное познавательное и воспитательное значение книги.

Чтение — вот лучшее учение.

А.С.Пушкин. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М.Горький.

Образовательное значение книги сознают и сами дети, которые любят читать.

Один из пятиклассников, прочитав книгу Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями», записал в своём дневнике: «Я читал книгу с большим удовольствием . Она во многом помогает мне на уроках ботаники. »

А сколько написано замечательных книг, которые помогают школьникам изучать математику, природоведение и

др. предметы, рассказывают им о многом другом, что интересует любознательных юных читателей! Чтение таких книг даёт возможность ученикам за скупыми строками учебников увидеть интересные события, живых людей.

Дети подражают своим любимым литературным героям. Эти герои заставляют их оценивать свои поступки, серьёзнее вглядываться в окружающую жизнь, продумывать своё отношение к ней.

Но раз книга в жизни ребёнка играет такую огромную образовательную и воспитательную роль, значит, надо начинать как можно раньше пробуждать у детей серьёзную, прочную любовь к чтению.

Школа уделяет очень большое внимание работе учащихся с книгой. Но учителям много труднее, чем отцу и матери, следить за тем, сколько, что и как читают школьники в свободное время, в зимние, весенние, летние каникулы.

Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Напрасно иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы малышам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразные по тематике.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами — всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.

Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух, это сближает родителей и детей, помогает первым лучше узнать вторых, понять детские интересы и увлечения.

Как читать вместе?

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра — сын и т.д. Чтение вслух — полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения — не больше 45 минут, чтобы оно не утомило детей, не притупляло интереса к чтению.

Для преодоления утомляемости во время чтения используются игровые приёмы, физкультминутки. В обращении с ребёнком надо помнить народную мудрость: «Кто не возьмёт лаской — не возьмёт и строгостью». Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей бережному отношению к книге.

В заключение нужно, вероятно, назвать основные барьеры семейного чтения и, во-вторых, предложить модель эффективного семейного чтения.

Барьеры семейного чтения.

• Недостаток раннего языкового и читательского опыта: когда дети не поощряются к участию в беседах теми, с кем они проводят время, их понимание устного и письменного слова хуже, чем у ровесников.

• Барьеры поколений: когда родители не любят читать или им не читали, они не обязательно понимают его важность.
Поэтому чтение они считают лишь обязанностью.

  • Недостаточные базовые умения: когда у родителей низкий уровень базовых умений, они менее уверены в себе и в меньшей степени могут поддержать чтение своих детей.
  • Экономические и финансовые барьеры: если в семье долги, плохие бытовые условия, болезни, безработица, чтение становится недоступной роскошью, а не необходимостью.
  • Культурные барьеры: по экономическим, традиционным, языковым причинам в некоторых обществах привычка читать
    не считается частью культуры.

Модель эффективного семейного чтения.

  • Родители находят время регулярно читать детям.
  • Чтение для удовольствия осознаётся школой и семьёй и продвигается библиотекой как важная часть процесса
    обучения чтению.
  • Молодые люди чувствуют себя уверенно, когда их видят с книгой.
  • Чтение дома поддерживается и поощряется.

Сценарий детско-родительского практикума «Семейное чтение-время доброго общения»
методическая разработка (4 класс) на тему

Сценарий детско-родительского практикума

«Семейное чтение-время доброго общения»

Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейного литературного образования и воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге.

Задачи: Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить с приемами работы с литературой, как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
praktikum_semeynoe_chtenie.docx 21.05 КБ

Скачать:

Вложение Размер
programma_chtenie_-_delo_semeynoe.docx 429.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание – прежде всего слово, книга

и живые человеческие отношения»

Программа семейного чтения «Чтение – дело семейное»

Основания для разработки программы

— Федеральный закон от 21.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

— Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (с изменениями) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Читайте так же:  Подала заявление на развод и передумала

— Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

— Указ Президента РФ от 29.05.2017 №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»

— Конвенция о правах ребенка

— Семейный кодекс РФ

— Концепция развития системы общего образования города Нижнего Новгорода

— Устав МАОУ «Гимназия № 184»

Основные разработчики программы

Творческая группа: заместитель директора Чистякова И.С., учитель-логопед Плугина О.В., учитель начальных классов Малинкина Л.Г.

Обучающиеся 1-4 классов и их родители (законные представители), администрация и педагогический коллектив МАОУ «Гимназия № 184»

создание условий для формирования читательской самостоятельности (компетентности) и духовно полноценной личности младшего школьника через приобщение к книге и чтению с помощью семейного чтения.

1. Приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.

2. Ориентирование родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного чтения и обсуждения прочитанного.

3. Развитие у детей интереса к чтению, способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного.

4. Поддержание традиции семейного чтения.

5. Повышение уровня культуры речи родителей и детей.

6. Привитие детям общечеловеческих ценностей и достижение качества образования через семейное чтение.

7. Организация информирования родителей по вопросам семейной педагогики, возрастной психологии, семейного права.

8. Методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов.

Сроки реализации программы

Видео (кликните для воспроизведения).

Ожидаемые результаты от реализации программы

  • Повышение престижа книги, чтения, библиотеки.
  • Формирование любви к книге и чтению у детей.
  • Возрождение традиции семейного чтения.
  • Развитие творческих способности детей.
  • Формирование осознанного, выразительного, беглого чтения.
  • Сформированность у выпускника начальной школы устойчивого коммуникативного поведения.

Система контроля исполнения программы

Информационно-аналитические методы работы.

Совместная деятельность участников реализации программы.

В наше время, как никогда, семья рассматривается во всем мире как социальная ценность. В природе семейных отношений заложен потенциал становления и формирования личности человека.

Закон Российской Федерации «Об образовании» называет родителей первыми педагогами и обязывает их заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Проблема укрепления института семьи, возрождения и сохранения семейных ценностей

и духовно-нравственных традиций в последние годы стоит как никогда остро. На наш взгляд, причинами кризиса семьи является нехватка психолого-педагогических, социально-правовых знаний, низкий уровень культуры общества, утрата семейных традиций, в том числе традиций совместного досуга и семейного чтения.

Сегодня стандарт образования ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности. Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированность читательской самостоятельности школьников. В Концепции развития системы общего образования города Нижнего Новгорода Любимовым Л.Л. предлагается решение данной проблемы, которое «должно закончиться сформированностью у каждого выпускника начальной ступени устойчивого коммуникативного поведения : а) по извлечению смыслов из текстов; б) по обязательному (как потребности в пище) ежедневному обращению ребенка к текстам. Культура и знание – это тексты. Этим все сказано о значении научения школьника чтению. Участие родителей в этом процессе должно быть обязательным».

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей. Приобщение ребенка к книге невозможно без помощи семьи, так как именно родители выступают первыми и главными посредниками между ребенком и книгой. Их советы оказывают решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов и предпочтений детей. Но, к сожалению, поговорить о прочитанной книге получается далеко не всегда. Не все родители готовы к тому, чтобы подсказать ребенку нужную для него книгу, которая бы именно в этот момент вызывала у ребенка интерес.

Семейное чтение – неотъемлемая часть формирования духовной культуры личности. Это творческая читательская деятельность взрослых и детей в условиях общения, направленного на целостное развитие личности растущего человека, на совершенствование педагогической образованности родителей. Мы убеждены, что на сегодняшний день возрождение семейного чтения очень важно. Осознавая значимость данной проблемы, нами была разработана программа семейного чтения «Чтение – дело семейное».

Цель и задачи программы

Цель – создание условий для формирования читательской самостоятельности (компетентности) и духовно полноценной личности младшего школьника через приобщение к книге и чтению с помощью семейного чтения.

1. Приобщение детей и родителей к чтению, как средству межличностного общения и развития способностей к творческому самообразованию.

2. Ориентирование родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного чтения и обсуждения прочитанного.

3. Развитие у детей интереса к чтению, способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного.

4. Поддержание традиции семейного чтения.

5. Повышение уровня культуры речи родителей и детей.

6. Привитие детям общечеловеческих ценностей и достижение качества образования через семейное чтение.

7. Организация информирования родителей по вопросам семейной педагогики, возрастной психологии, семейного права.

8. Методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов.

Сроки и этапы реализации программы

Сроки реализации программы: 2019 – 2023 годы. Такие сроки обусловлены тем, чтобы оценить эффективность программы в достижении цели на выходе выпускников из начальной школы через четыре учебных года.

Этапы реализации программы:

I этап (май – сентябрь 2019г.) – подготовительный: разработка программы, размещение информации на сайте гимназии, семинар для педагогов гимназии, разработка буклетов и памяток для детей и родителей, проведение родительских собраний. Данный этап будет ежегодно в сентябре повторяться. И не только для первоклассников, но и для других семей, желающих присоединиться к участию в программе семейного чтения.

II этап (сентябрь 2019 – апрель 2023) – основной: реализация программы, выполнение основных мероприятий программы.

III этап (май 2023г.) – заключительный: мониторинг эффективности программы, оценка ожидаемых результатов по итогам реализации программы.

  • Повышение престижа книги, чтения, библиотеки.
  • Формирование любви к книге и чтению у детей.
  • Возрождение традиции семейного чтения.
  • Развитие творческих способности детей.
  • Формирование осознанного, выразительного, беглого чтения.
  • Сформированность у выпускника начальной школы устойчивого коммуникативного поведения.

Система контроля исполнения программы

С целью контроля реализации программных мероприятий могут использоваться такие формы и методы работы с детьми и взрослыми, как:

— информационно-аналитические: беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование;

— совместная деятельность родителей, обучающихся и педагогов: литературные гостиные, конкурсы, викторины, спектакли, праздники, презентации и проекты, интерактивные игры, акции, экскурсии.

Мероприятия по реализации программы

Основные направления деятельности и мероприятия по их реализации

— создание на сайте гимназии рубрики «Родительская BOOK-беседка»

Сентябрь 2019 (пополняемый ресурс)

— семинар для учителей начальных классов, педагога-психолога, логопеда, библиотекаря;

— разработка буклетов и памяток для детей и родителей;

— составление опросников для выявления понимания содержания прочитанного.

Источники

Чтение дело семейное
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here