Диагностика психологического насилия в семье

На странице подготовлен материал на тему: "Диагностика психологического насилия в семье" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Сексуальное насилие в семье и методы его выявления
методическая разработка

Сексуальное насилие в семье и методы его выявления

Скачать:

Вложение Размер
seksualnoe_nasilie_v_seme_i_metody_ego_vyyavleniya.docx 14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сексуальное насилие в семье и методы его выявления.

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и
насилия становится все более и более актуальной.
Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю
любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут
использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные
наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика
воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных
отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение
ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок
становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже.

Подобная ситуация в наших семьях, конечно же, вытекает из ряда
проблем – это и экономические, связанные с кризисом и неуверенностью в
завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные
общественно значимые ценности, и психологические – воспитываемый
многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других.
Действующее российское законодательство не дает четкого
определения термина ― жестокое обращение с детьми‖. Это словосочетание
впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1969 году (в
настоящее время документ не действует). Статьей 59 Кодекса жестокое
обращение с детьми называлось одним из оснований для лишения
родительских прав, но содержание самого понятия не расшифровывалось.
Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, дается
следующее определение: ―Жестокое обращение с детьми — действия (или
бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб
физическому или психическому здоровью ребенка‖.
Специалисты, работающие с семьями и детьми, должны уметь
распознавать признаки жестокого обращения с ребенком на ранних
этапах, провести оценку риска причинения вреда и обеспечить
своевременную помощь ребенку.

Среди всех случаев насилия над детьми 75-90% насильников знакомы детям, и только 10- 25% совершаются незнакомыми людьми.
25% случаев насилия совершается незнакомыми людьми. В 35- 45%
случаев насильником является родственник.
В то же время только 2% жертв внутри семейного и 6% жертв вне
семейного насилия сообщают о случаях насилия властям.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Так как же определить, что ребенок оказался жертвой насилия?

Дети младшего и старшего школьного возраста проявляют практически одинаковые признаки:

— стремятся скрыть причину повреждений или не могу объяснить внятно появление травм взрослым;

— боязнь идти домой после школы;

— делинквентное, антисоциальное поведение;

— употребление наркотиков, алкоголя;

Дети и подростки испытывают трудности социализации. У них пропадают навыки общения со сверстниками. Решение своих проблем они начинают часто искать в криминальной среде, промышляя воровством, совершая уголовно наказуемые деяния.

Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии

— Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.

— Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.

— Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что рассказал мне», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми»

— Пользуйтесь теми же словами, что и ребенок, не делайте ему замечаний за использование нецензурных слов, так как для него это может быть единственный способ описать случившееся.

— Повторите ребенку еще раз, что вы верите ему, тому, что он рассказал.

— Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку поддержку.

— Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.

Чего не стоит делать?

— Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).

— Не советуйте ребенку забыть все и жить так, будто ничего не было, потому что последствия такого травматического события, как сексуальное насилие, таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися физическому насилию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание, в котором рассматриваются причины и последствия насилия в семье (презентация).

Данное родительское собрание дает возможность учителю познакомить родителей с широким понятием «насилие», с постулатами «отравляющей педагогики» как феномена, порождающего насилие. Дает участникам пом.

Уважаемые коллеги! Решила поделиться с Вами моей разработкой по такой деликатной теме, как сексуальное насилие над детьми, возможно что-то пригодиться и Вам в Вашей работе из данного материала.

Хороший материал в посмощь учителю при подготовке к родительскому собранию с рекомендациями.

Профилактика жестокости и насилия в семье (советы родителям).

Материал представлен для родителей, для ознакомления с данной информацией.Социальный ролик_ посмотрите на воспитание под другим углом — YouTube.Для ознакомления.

Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений

Елена Кубарь
Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений

Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений.

Читайте так же:  Порядок взыскания алиментов по исполнительному производству

Дети – это наше будущее, те, кому мы передадим наши знания, наш опыт, наше наследие, кто будет жить в России завтра, кому дальше укреплять и обогащать культурное наследие нашей страны.

Каково же положение детей в нашей стране на сегодняшний момент? Ребёнок прежде всего часть семьи, а сейчас российским семьям живётся очень непросто. Сложившиеся в России социально-экономические условия привели к увеличению психоэмоционального стресса населения. Многие семьи живут в обстановке экономического кризиса и экологического неблагополучия. Ускорение ритма жизни, введение инновационных технологий, к сожалению, лишь ухудшили ситуацию. Люди, не уверенные в завтрашнем дне, живущие в постоянном стрессе, на которых ежедневно выливается огромное количество информации, испытывают огромное психологическое напряжение. В современном обществе устои семьи претерпевают неблагоприятные изменения, разрушается преемственность поколений.

Психически и физически здоровые дети – это будущее нашей нации,но статистика на сегодняшний день печальна:

• более 90% детей, посещающих ДОУ, имеют различные проблемы со здоровьем

• более 1 млн. детей являются практически инвалидами

• лишь 14% выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми

• число неполных семей за последние годы выросло на 3% (6,2 млн., из них более 5,6 млн. матерей и 634,6 отцов-одиночек. Более половины нерадивых родителей систематически не выплачивают алименты

• неблагополучна и ситуация с подростковыми родами. Более 23 тыс. детей родилось у несовершеннолетних родителей, среди них наблюдалось большее число отказов от ребёнка. Ежегодно только по официальным данным производится более 76 тыс. абортов, а по неофициальным их в 3-4 раза больше. Уполномоченный по делам несовершеннолетних В Астахов говорит, что «такой ситуации, как сложилась у нас в эти годы, не было ни во времена Гражданской, ни Великой Отечественной войны»

• по показателям социального здоровья детей и подростков ситуация не менее плачевна. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются, на них приходится 40% всей детской преступности; более 2 млн. детей бродяжничают. Число детей-сирот превышает 480 тыс., это так называемые социальные сироты, имеющие живых родителей.

насилию в семьях подвергаются 40% детей.

• за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла вдвое.

• к 17-летнему возрасту половина подростков уже составляет группу риска, причём девушек среди них на 10% больше, чем юношей.

• среди детей растёт заболеваемость туберкулёзом, СПИДом, сифилисом, гепатитом В и С.

Эти явления часто обусловлены различными видами насилия, с которыми сталкивается ребёнок.

В России количество случаев жестокого обращения в семьях с каждым годом растёт. Насилию ежегодно подвергается до 2 млн детей и подростков. Однако вынесение данного вопроса на обсуждение долгое время было запрещено. Отчасти это объясняется русским менталитетом. Христианское принятие страдания, терпение является ключевым для русского характера. К тому же долгое время было не принято «выносить сор из избы». Также, люди часто отождествляют насилие с дисциплинарным наказанием, необходимым для воспитания ребёнка. Отсюда возникает своеобразное «снижение чувствительности» к проявлениям насилия над детьми.

Что же входит в понятие «насилие над ребёнком»?

Насилие над ребёнком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребёнка со стороны другого человека (ребёнка или взрослого, семьи, группы или государства, угрожающее его физическому или психологическому здоровью.

Насилие – это не всегда причинение физического вреда человеку. Оно может быть также эмоциональным или социальным, а также в форме террора по отношению к своим домочадцам. Довольно часто психологическая травма существенно превышает травму физическую.

С точки зрения психологии и педагогики насилие всегда сопровождается негативными переживаниями, стрессом, депрессивным состоянием, болью,негативными эмоциями: ожесточённостью, шоком, страхом, ненавистью и т. д. Всё это может привести к саморазрушению личности и нанести ей непоправимый вред.

Причин возникновения насилия может быть несколько. Это и следствие негативного личного жизненного опыта индивидуума (так называемые травмы детства, и социальная и психологическая декомпенсация (перенос собственных негативных эмоций на более слабых).

Виды насилия:

• физическое насилие. На них приходится более 60% всех видов насилия, причём нередко окружающие считают, что «родитель имеет право воспитывать ребёнка».

• эмоциональное насилие. Это периодическое или постоянное словесное оскорбление ребёнка (брань, крики, угрозы, унижение его достоинства, запугивание, совершаемые в его присутствии насильственные действия по отношению к другим членам семьи, похищение ребёнка.

• к эмоциональному насилию также относятся постоянная ложь, обман, невыполнение своих родительских обязанностей, проявление к ребёнку требований, несоответствующих его возрасту, отвержение ребёнка, демонстрация нелюбви к нему, акцентирование внимания только на отрицательных чертах его личности.

• пренебрежение нуждами ребёнка. Это оставление ребёнка без присмотра, не предоставление питания, одежды, жилья, отсутствие должного внимания, опеки, защиты. По статистике это больнее всего бьёт по первой возрастной группе.

• сексуальное насилие (опасно прежде всего своими тяжёлыми психологическими травмами).

Факторы риска насилия в семье

На какие же семьи следует прежде всего обратить внимание специалистам, работающим с детьми?

• на семьи с неправильным, неадекватным психологическим стилем воспитания, где присутствует эмоциональное отвержение ребёнка, гиперопека или гипоопека, вера в воспитательный потенциал физического наказания.

• нестабильные и неполные семьи.

семьи с длительным раздельным воспитанием детей.

• асоциальные дезорганизованные семьи с систематической алкоголизацией и наркоманией (именно в таких семьях источниками насилия чаще всего выступают близкие люди).

семьи с критически низким уровнем достатка.

• многодетные семьи, где многодетность является не осознанным выбором, а следствием ассоциального образа жизни.

семьи, где есть усыновлённые дети и дети с умственными или физическими отклонениями (если усыновляют для получения материальных дотаций или если поведение ребёнка не соответствует ожиданиям, т. е. ребёнок не становится родным).

Некоторые особенности детей, провоцирующие насилие:

• дети с гиперактивностью

• нелюбимые или нежеланные дети

• дети с физическими или психическими отклонениями

Нас, педагогов-воспитателей, также волнует проблема насилия над ребёнком.

Читайте так же:  Где подать заявление на развод в казани

Чтобы составить адекватную картину внутрисемейных отношений специалист может использовать такие методы,как: анкета, беседа с родителями, опрос, сбор сведений о родителях, интервью с родителями, визуальный сбор информации, а также разговор с самими детьми.

Анализировать результаты исследования нужно в комплексе с другими методами: анализом рисунков детей, анкет родителей и др. материалами.

Это поможет педагогу составить себе примерное представление об атмосфере, царящей в той или иной семье, а это, в свою очередь, поможет в плане бесед с родителями о проблеме насилия в семье.

Бывает и так, что многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, даже не догадываются об этом.А ведь:

— физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

— дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

— когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

— жёсткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми.

Если ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не надо сразу же его наказывать. Аллан Фромм, ведущий американский специалист в области педиатрии,детской психологии и психиатрии по этому поводу сказал: «Если отшлёпать малыша, да к тому же побольнее – это непременно приведёт к результату – он быстро научится бояться… вовсе не того, что нельзя делать, а ВАС. Вы преобразили его поведение, желание заменили страхом, а это самое худшее, что можно сделать для психического здоровья ребёнка».

Итак, чем же можно заменить физическое или эмоциональное насилие?

— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

— Объяснением. Нужно спокойно объяснить ребёнку, почему его поведение неправильно.

— Неторопливостью. Не надо спешить с наказанием, надо подождать, повторится ли проступок снова.

— Наградами. Награды действуют более эффективно, чем наказания. Но «никогда не делайте подарки детям, только для того, чтобы добиться от них послушания» (Аллан Фромм).

— Похвалой. Надо почаще хвалить ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Некоторые советы родителям.

1. Не надо пытаться сделать из ребёнка *самого-самого*. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Надо хвалить его за то, что он знает, и не ругать за то, что он не умеет делать то, что умеют другие.

2. Не надо сравнивать вслух ребёнка с другими детьми.

3. Не надо требовать от ребёнка благодарности,исключить из своего словаря фразы типа: «Вот, я старалась, а ты.», «Я тебя растила, а ты.»

4. Стараться порицать или ругать ребёнка (если уж до этого дошло) без свидетелей. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым.

5. Надо постараться видеть в своём ребёнке больше хорошего, чем плохого.

Случаи, когда насилие к детям совершает посторонний человек, составляют очень небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается близкими и членами семьи ребёнка. Насилие со стороны близкого человека наносит больший психологический вред, чем насилие со стороны постороннего, так как нарушает основной принцип существования семьи: безопасное существование в ней её членов.

Нам, педагогам, отводится здесь немаловажная роль. Не только обеспечить полноценное и плодотворное развитие детей в детском дошкольном учреждении, но и по возможности, выявить, предупредить и принять меры по обеспечению безопасного полноценного существования маленького человечка в родной семье.

Фотоотчет об акции «Дом без насилия!» в средней группе 15 апреля 2019 года в Беларуси стартовала профилактическая акция «Дом без насилия!». Инициаторами такой акции стали Министерства внутренних.

Сценарий квест-игры для родителей «Мы против насилия и жестокости» Тема «Мы против насилия и жестокости» Цель: создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению.

Классный час по профилактике насилия: «Моя жизненная лестница» Классный час по профилактике насилия: «Моя жизненная лестница» Подготовила и провела педагог-психолог : Алыкова Наталья Александровна.

Родительское собрание «Семья без насилия» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Дубравушка» города Балашова Саратовской области».

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей «Психологические проблемы детско-родительских взаимоотношений» Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем,.

Культура взаимоотношений в семье “Культура взаимоотношений в семье”. Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми.

Работа психолога «Профилактика насилия в семье»

Ирина Нелепа
Работа психолога «Профилактика насилия в семье»

1. Установление доверительных отношений с родителями. Большое значение имеет формирование доверительных отношений специалистов с родителями, для выявления причин нарушений в поведении ребенка.

2. Информационная помощь родителям и педагогам.

А) Групповые консультации – на родительских собраниях. Проводятся консультации, беседы, рекомендации,буклеты по темам: «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к ДОУ; «Влияние семьи на развитие ребенка»; «Возрастные особенности детей дошкольного возраста».Показ презентаций по темам: «Психолог в детском саду»; «Поощрение и наказание, как метод воспитания в семье»; «Психологические особенности первоклассников в адаптационный период», «Готовность к школьному обучению».

Видео (кликните для воспроизведения).

Б) Подгрупповые консультации – ведение семейного клуба «Вместе» в ДОУ для оптимизации детско-родительских отношений. Такие встречи проводятся в формах семинара и тренинга с целью обсуждения проблем, выражения чувств, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, для повышения собственной компетентности у родителей, оказания помощи родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

Читайте так же:  Установление факта отцовства умершего гражданина

В) Индивидуальные консультации психолога с родителями и педагогами, 2 раза в неделю по 1,5 часа по направлениям: «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Причины их возникновения, пути предупреждения и коррекции. Как помочь ребенку?»; «Как правильно построить общение с ребенком, и улучшить взаимопонимание в семье не только с детьми, но и с взрослыми между собой».

3. Профилактика и снятие эмоционального напряжения у родителей и педагогов. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов, исключение разрушительных способов самоутверждения на дошкольниках. Тренинги, релаксация.

4. Психологическаяпомощь детям дошкольного возраста в ДОУ специалистами: педагогом-психологом; логопедами; воспитателями; педагогами заключается в следующих направлениях. С детьми проводится игровая, развивающая деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная) на снятие тревожности, страхов, агрессии у детей дошкольного возраста. Сказка-терапия; арт-терапия, театрализованная деятельность.

Перечень игр с детьми:

«Обзывалки» (Кряжева Н. Л., 1997); «Два барана» (Кряжева Н. Л., 1997).

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. «Попроси игрушку» — вербальный вариант (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999,цель: обучить детей эффективным способам общения. «Говори!» (Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000,цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

. Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. 2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997. 3. Лютова Е. К., Монина Г. Б.Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М, 2000.

Конспект занятия «Дом без насилия» Поучительное занятие «Мы стоим дом – дом без насилия» Цель: — научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций;.

Право на детство: профилактика и защита детей в образовательном учреждении и семье Подготовил: Социальный педагог первой категории МКДОУ № 22 Курганской области, города Шадринска Хасанова Анжела Джамбуловна «Право на.

«Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье». Доклад на педсовете педагога-психолога «Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его.

Консультация психолога «Восприятие своего положения в неполной семье детьми дошкольного возраста» Ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого».

Методическая разработка «Профилактика насилия в семье» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста «Насилие это болезнь. А болезнь не излечить, если заражать ею других» ДжоржРеймондРичард Мартин, автор книги «Игра престолов» Цель: Разработать.

Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия Работа психолога по формированию межличностных отношений и обучению навыкам конструктивного взаимодействия. (Из опыта работы психолога ППМС.

Консультация психолога для родителей «На что ориентироваться в воспитании младшего в семье ребенка?» Младший ребенок. Какой он? Здравствуйте! Обращаюсь к вам с наболевшим вопросом. Дело в том, что я иногда совершенно не понимаю своего младшего.

Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ Психо-коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ «Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению.

Работа с родителями. Родительский клуб «Маленькие открытия в большой семье». Мой первый опыт Родительский клуб — это одна из форм оказания образовательных услуг родителям, способствующая повышению уровня социально-педагогической.

Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Оксана Храмова
Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты, работающие с семьями и детьми должны уметь распознавать признаки жестокого обращения с ребёнком на ранних этапах и проводить оценку риска причинения вреда, а также обеспечить своевременную помощь ребёнку.

Факторы риска

Семьи в трудной жизненной ситуации

Семьи с низким уровнем достатка

Конфликтные семьи

Семьи с опекаемыми детьми

Семьи в кризисной ситуации

Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

— психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

— неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

— изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

— проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

— отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

— повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

— враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

— судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара)

— обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

— прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

— случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

— ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

— информация от ребенка;

— информация от родителей (законных представителей, других членов семьи;

Читайте так же:  Раздел имущества при разводе при наличии детей

— информация от специалистов;

— информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

— информация от представителей общественных объединений;

— результаты медицинского осмотра;

— дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Немаловажную роль в процессе выявления неблагополучной ситуации в семье играет психологическая диагностика. Часто дети, которые подвергаются жестокому обращению, запуганы и поэтому не могут рассказать о том, что с ними происходит. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Использование методов диагностической работы даёт объективную картину происходящего и помогает пресечь жестокое обращение с ребенком.

К методам диагностической работы с детьми в условиях образовательного учреждения относятся: — Наблюдение (внешний вид, поведенческие реакции, особенности психологического состояния ребёнка по внешним проявлениям);

• Опрос (интервью, анкетирование);

• Тестирование и др.

Однако, для достоверной диагностики выраженности семейного неблагополучия необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение и беседа, с количественными методами, такими как анкетирование, тестирование и т. д

Выделяют ряд методик наиболее часто применяемых в психолого — социальной работе с неблагополучными семьями:

«Рисунок семьи», методика может быть применима для детей любого возраста и даже для взрослых. предназначенная для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка.

«Несуществующее животное», изучение личностной сферы ребёнка.

«Незаконченные предложения», методика позволяет исследовать мир глубоких переживаний подростка.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова).Методика интересна для выявления страхов ребенка, что всегда имеет место в неблагополучной семье.

Методика «Интервью» применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет, проводится индивидуально.

Методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В ней описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.

Опросник социализации «Моя семья» выявляет различные уровни по степени выраженности взаимоотношений в семье.

Цветовой тест отношений (А. И. Лутошкина), изучение эмоциональных компонентов отношений ребёнка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.

Методика «Дом – дерево — человек» исследования личности, предназначена для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Методика исследования личности «Семейный велосипед», предметом диагностики выступает индивидуальное поле значений, желаний, установок клиента.

Тест – метафора «Музыкальные инструменты», позволяет выявить ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка.

Методика «Рене — Жиля», социометрия, позволяет выявить отношение ребёнка к близким родственникам, а также к друзьям, одноклассникам, учителям.

Методика «Самооценка психических состояний» Айзенка, исследует психические состояния, такие как ригидность, фрустрация, агрессивность и тревожность что в совокупности, может свидетельствовать о психосоциальном неблагополучии и в крайнем проявлении к суицидальной склонности.

Таким образом, анализируя достоинства и недостатки этих методик, можно выделить следующие особенности: они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; представляют информацию о личностных особенностях ребёнка (самооценки, тревожности, ярких черт личности, также информацию о эмоционально – личностных отношениях учащихся с родителями. Информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, по оказанию медико – социально – психологической помощи детям оказавшимся в ситуации жестокого обращения.

Универсальной, методикой, которая рассматривается в качестве основного источника информации об актуальной или ставшей «историей» ситуации в семье -это слушание, собеседование, организация разговора. Ни анкетирование, ни тесты, ни любые другие методические приемы не могут дать эксперту столько, сколько его собственные коммуникативных навыки и умения. Иногда умение расположить ребёнка к себе даёт больше информации, чем диагностическое обследование.

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Методы выявления жестокого обращения с ребенком. Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье Оценка риска жестокого обращения в семье. 09.09.2016 в отдел психологического сопровождения обратился отец –назовем его Василий. Он рассказал,.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье Кайгородова Светлана Геннадьевна воспитатель высшей квалификационной категории Кравцова Наталья Павловна воспитатель высшей квалификационной.

Взаимодействие с семьями воспитанников по предотвращению жестокого обращения с детьми через создание мультфильмов Видео Жестокое обращение с детьми в семье в настоящее время является наиболее острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания,.

Читайте так же:  После суда сколько ждать развод

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Перечень методик для осуществления психологической диагностики (тестирования) несовершеннолетних на раннее выявление сексуального насилия

Диагностика проводится на основании согласия родителя (законного представителя) либо по запросу органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Методики, направленные на раннее выявление сексуального насилия в отношении несовершеннолетних:

Анкета оценки социально-психологического состояния подростков И.М. Никольской – И.В. Добрякова (2014);

Шкала личностной тревожности (Прихожан А.М., 1983);

Детская шкала для диагностики тяжести реакций на травматический стресс (Пинос Р., Стейнберг А., 2002);

Интервью для диагностики насилия (Волкова Е.Н., 2008);

Карта наблюдения для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка пережившего ситуацию насилия (Волкова Е.Н.,2008);

Метод серийных рисунков и рассказов (Никольская И.М., 2009);

Метод наблюдение игровой деятельности, направленная игра;

Карта наблюдения «Оценка риска семейного неблагополучия».

Указанные методики являются сертифицированными методиками, соответствуют государственным стандартам (Сертификат института практической психологии «ИМАТОН»), что подтверждает валидность, надежность и достоверность психодиагностики.

Отсроченные последствия пережитого домашнего насилия у женщин и девочек *

2107

Социодемографические и психологические характеристики семей, в которых применяется домашнее насилие

Изучение семей, в которых женщины и девочки подвергаются различным видам криминального насилия, показывает, что существуют общие социодемографические и психологические характеристики, способствующие возникновению ситуации применения противоправных действий. Психологические особенности семей, применяющих в отношении своих детей жестокое обращение, характеризуются высоким уровнем супружеской конфликтности и низкой педагогической компетентностью. Родители, проявляющие криминальную агрессию, импульсивны, страдают различными видами психических расстройств, ранее сами подвергались жесткому обращению. К социодемографическим характеристикам можно отнести: низкий социальный статус семьи, нахождение одного из родителей в местах лишения свободы, статус беженцев, безработицу обоих или одного из родителей, отсутствие одного из родителей или наличие отчима/мачехи, зависимость одного из членов семьи от употребления ПАВ [2; 15; 42; 49; 60; 62].

Ситуацию применения домашнего насилия можно рассматривать как глубокое нарушение функционирования всей семейной системы [1; 41; 44]. Подобная дисфункциональность выступает как единственно доступный способ поддержания семьей ее существования, сохранения целостности и предотвращения распада. Внутрисемейное насилие осуществляет стабилизирующую (снижение напряжения и сохранение семьи) и контролирующую (доминирование и контроль одного члена семьи над другим) функции. Домашнее насилие в большом числе случаев наблюдается в семьях с очень жесткими внешними границами и внутрисемейным слиянием [9; 16; 30; 43; 47].

Клинико-психологические последствия домашнего насилия в отношении женщин и девочек

Изучение особенностей и последствий взаимодействия жертвы и насильника проводилось в основном в рамках виктимологических исследований.

В 1979 г. исследователем L. Walker была разработана теория «цикла насилия», объясняющая возникновение и динамику насилия в партнерских отношениях. Теория «цикла насилия» включает несколько этапов.

1. Эскалация конфликта. На этом этапе можно наблюдать отдельные приступы раздражительности и агрессии в вербальной форме. Жертва старается оправдать поведение насильника и всячески задобрить его. Насильник объясняет свое поведение тем, что жертва сама его провоцирует.

2. Насильственный инцидент. Агрессия приобретает открытые формы. Физическое и сексуальное насилие сопровождается обвинениями, угрозами, яростью и вспышками гнева.

3. Примирение. Конфликт затухает, и на этом этапе насильник испытывает подобие вины.

4. «Медовый месяц». Отношения насильника и жертвы возвращаются к первоначальным. Поведение агрессора становится заботливым и нежным, жертва, в свою очередь, забывает о насилии и надеется, что цикл не повторится.

Повторение всех четырех этапов становится закономерностью взаимоотношений жертвы и насильника, с течением времени применяемые агрессивные действия становятся все более интенсивными и повторяются через все более короткие промежутки времени [71].

B.A. Van der Kolk (1996) указывает на то, что пережившие насилие и пренебрежение женщины и девочки склонны к формированию так называемой травматической привязанности к своим обидчикам. Именно травматическая привязанность является причиной, по которой жертвы склонны искать оправдание своим обидчикам и редко обращаются за помощью [70].

Изучение особенностей взаимодействия жертвы с агрессором проходит в рамках виктимологических исследований. Выделяют виктимность как личностную черту и виктимное поведение как приобретенную характеристику. Как отечественные, так и зарубежные авторы указывают на то, что риск повторно подвергнуться сексуальному насилию в два раза выше для людей ставших жертвами сексуального насилия в детском возрасте [24; 27; 28; 56; 65; 68].

Не все жертвы жестокого обращения, демонстрируют какие-либо последствия пережитого. Примерно у одной трети потерпевших не отмечается отсроченных психологических последствий. На процесс адаптации и совладания влияют как внутренние, личностные, характеристики, так и характеристики среды [4; 22; 36; 37; 45; 52; 61; 62].

При этом сексуальное насилие, перенесенное в детстве называют основным неспецифичным фактором риска для возникновения психопатологии. Среди женщин с пограничным личностным расстройством 67% имели опыт жестокого обращения в детстве [17; 25; 50; 59].

При выявлении и описании развивающихся вследствие пережитого сексуального насилия психических расстройств чаще всего используют динамический подход, при котором прослеживается этапность в их формировании. В криминальной ситуации у большинства потерпевших возникает острая реакция на стресс (F43.0); в посткриминальной и следственной ситуациях наиболее часто – депрессивные реакции (F43.2), фобические тревожные расстройства (F40), посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1), смешанное расстройство эмоций и поведения (F43.25) [3; 5; 10; 23]. По разным данным, дети, пережившие жестокое обращение, длящееся больше года, от 20 до 73% случаев страдали посттравматическим личностным расстройством [29; 31; 38; 40; 51].

Все психологические последствия криминального насилия можно разделить на непосредственные (ближайшие) и отсроченные.

К непосредственным психологическим последствиям относят следующие явления: чувства страха, изоляции, гнева, вины и стыда, ощущение предательства. Жертва может брать ответственность за ситуацию насилия на себя.

Видео (кликните для воспроизведения).

К отсроченным последствиям относятся следующие феномены

Источники

Диагностика психологического насилия в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here