Генезис идеи защиты прав ребенка

На странице подготовлен материал на тему: "Генезис идеи защиты прав ребенка" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Генезис института правовой защиты детей от вредоносной информации

(Рыдченко К. Д.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2013, N 3)

ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТА ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ ВРЕДОНОСНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Рыдченко Кирилл Дмитриевич, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Воронежского института МВД России, кандидат юридических наук.

Дееспособность выступает важнейшим индикатором, определяющим полноценного члена социума. Предполагается, что лишь на определенном психофизиологическом рубеже человек может самостоятельно распоряжаться предоставленными ему правами. До этого он нуждается в помощи и опеке. Российский юрист Александр Невзоров, исследуя институт опеки над несовершеннолетними, обращался к римскому праву и отмечал: «Как бы там ни было, а все-таки как древние, так и позднейшие римляне различали несовершеннолетних от совершеннолетних, признавая необходимость установления опеки над первыми, раз они остались без своих естественных защитников — родителей… Почему? А потому, что дитя «nullum intellectum habet, non multum a furioso ditfert» » . ——————————— «Не имеет разума, немногим отличается от безумного». Невзоров А. Опека над несовершеннолетними. Исторический очерк института и положение его в действующем русском законодательстве. Ревель, 1892. С. 9 (по материалам сайта: URL: http://www. knigafund. ru).

Т. А. Полякова, обращаясь к зарубежному опыту обеспечения информационной безопасности, определяет крайне важную тенденцию: «информационное законодательство США прошло эволюцию от декларации идеи «свободной личности» до «максимального учета национальной безопасности» . Полагаем, подобное развитие информационного законодательства следует прогнозировать и для отечественной правовой системы. ——————————— Полякова Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Дис. … д. ю.н. М., 2008. С. 58.

На региональном уровне Закон Воронежской области от 31 декабря 2003 г. N 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» декларировал составы, предусмотренные ст. 19 «Нарушение правил распространения эротической продукции» и ст. 20.2 «Несоблюдение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей». ——————————— Об административных правонарушениях на территории Воронежской области: Закон Воронежской области от 31 декабря 2003 г. N 74-ОЗ // Коммуна. 13.01.2004.

Вместе с тем правовой институт защиты детей от вредоносной информации продолжает свое развитие. 1 июня 2013 г. вступил в силу Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» , нормы которого носят очевидную ювенальную направленность. Так, ст. 15 определяет процедуру просвещения и информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии табачного дыма, а ст. 16 устанавливает запрет рекламы табачных изделий. В частности, запрещается демонстрация упаковок табачной продукции на витринах торговых организаций, что, на наш взгляд, существенно снизит стимулирующее к курению табака негативное информационное воздействие на молодежь. ——————————— О защите здоровья населения от последствий потребления табака: проект Закона // URL: http://www. rg. ru/2012/05/21/tabak-site-dok. html.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

http://center-bereg.ru/d103.html

Генезис и развития прав ребенка

Код работы: K008978
Тема: Генезис и развития прав ребенка

Очень удобно то, что делают все «под ключ». Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44

http://vip-study.ru/w-genezis-i-razvitiya-prav-rebenka.htm

Генезис идей социальной педагогики

Существенное влияние на возникновение социаль­ной педагогики, оформление ее в самостоятельную педагогическую отрасль и дальнейшее развитие ока­зали религия, благотворительность, собственно педа­гогика и педология.

Религия и церковь всегда утверждали общечелове­ческие ценности. Длительное время церковь оставалась лидером в заботе об «обиженных» детях. В религиозных сказаниях, священных книгах, молитвах, проповедях значительное место отводилось нравственным запове­дям, отношениям между людьми, заботе о ближнем.

Первые воспитательные дома для брошенных де­тей появились при церквах в IV в. в городе Кесария (Малая Азия) по инициативе епископа Василия Кесарийского. В 787 г. подобное учреждение открылось при соборе в Милане, долгое время оно оставалось един­ственным в Европе. А к XIV в. таких воспитательных домов насчитывалось около 30. В них не только заботи­лись о детях, но и вели профилактическую работу: по­могали матерям, предупреждая отказ от ребенка, пере­давали детей в семьи, осуществляли контроль за их воспитанием. Употребляя свое влияние, церкви убеждали монархов, государство, общественность, частных лиц активнее заниматься вопросами социальной защи­ты детей и других групп населения.

В России церковь также занимала главенствующую роль в вопросах поддержки обездоленных. Здесь с дав­них времен при монастырях и храмах содержались больницы, богадельни, приюты.

Благотворительность. В словаре В. Даля это поня­тие не рассматривается, но в нем можно найти слово «призирать», означающее: «принять, приютить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботить­ся нуждами ближнего».

История создания и деятельности благотворитель­ных служб в России представляет определенный ин­терес для развития социальной педагогики. Веками милосердие и сострадание носили общественный ха­рактер и исходили не только от духовенства и дворян­ства, но и других сословий. При Екатерине II благотво­рительность стала государственной отраслью: была создано ведомство (позже министерство) призрения, которое по традиции опекали супруги императоров.

Читайте так же:  Хочу подать на развод муж против

Первым «министром благотворительности» была Мария Федоровна, жена Павла I. Под ее попечитель­ством открывались воспитательные дома и приюты, классы по подготовке наставниц, учительниц музыки. Призрение распространялось на вдов, глухих, слепых.

К началу XX в. в России сложилась система соци­альных служб. Действовали 11040 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Собранные на благотворительность средства расходовались на социальные нужды: создание и содержание учебно-воспитательных учреждений, домов бедных, ночлеж­ных приютов, народных столовых, швейных мастерс­ких, амбулаторий и больниц.

В современных условиях специалисты в области социальной педагогики по возможности идут на сотруд­ничество с церковью и благотворительными общества­ми и фондами, а благотворительную деятельность се­годня называют «спонсорством».

Педагогика изначально пронизана стремлением защитить ребенка, помочь ему утвердиться в жизни. Истоки социальной педагогики лежат в народной пе­дагогике. Идеи социальности содержатся в педагоги­ческих мыслях Аристотеля и других философов древ­ности. На развитие социальной педагогики повлияла гуманистическая педагогика, берущая свое начало в эпохе Возрождения. По примеру церкви и следуя соб­ственным убеждениям, педагоги-гуманисты стали со­здавать воспитательные дома для детей-сирот. На тер­ритории современных США первый такой дом появился в 1729 г., в Англии – в 1739 г.

К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.). Под влиянием их педагогических воззрений появились педагоги, считавшие идею социальности ос­новополагающей и связывавшие ее с благотворитель­ностью.

В Германии во второй половине XVIII в. возникло течение филантропизма (греч. philantropia -–человеко­любие, благотворительность), основателем которого стал К. Базедов, сторонник идей Ж.-Ж. Руссо. Он получил известность своей книгой «Методическое руководство для отцов и матерей семейств и народов» и, главным образом, созданием в герцогстве Дессау на средства влиятельных лиц воспитательного учреждения, подобия школы-интерната, названного им Филантропином. Свой социальный долг К. Базедов видел в освобождении де­тей от традиционной системы воспитания и обучения, призывая следовать природе ребенка в обучении, утвер­ждая гуманизм в педагогике. Приемы воспитания и обучения, по его замыслу, должны быть естественными, доставлять ребенку радость и обеспечивать его свобод­ное развитие. После смерти К. Базедова Филантропин, просуществовавший 15 лет, был закрыт, однако подоб­ные учреждения стали создаваться уже не только в Гер­мании, но и в других странах.

Видными филантропистами Англии XIX в. были Р. Оуэн и Бернардо. Последнего называли «отцом ничь­их детей». В 1867 г. он основала Степней-Хаусе воспи­тательное учреждение для беспризорных детей, назван­ное колонией. Это учреждение состояло из начальной школы, жилых домов, мастерских, библиотеки, бассей­на, столовой. Воспитывавшиеся здесь мальчики получали начальное образование и могли выбрать одну из 11 профессий, которым их обучали в колонии (столяр, пор­тной, сапожник, типограф и т. п.). Для девочек была орга­низована колония в Ильфорде. Если мальчики жили все вместе, то девочки «семьями» по 15–20 человек в от­дельных коттеджах. В «семье», возглавляемой «мате­рью» (воспитательницей), были девочки разных возра­стов; их обучали кройке, шитью, тонким рукоделиям, они занимались также садоводством, огородничеством, ос­ваивали профессии нянь, сиделок, прислуги. Еще одним воспитательным учреждением Бернардо стала мореход­ная школа для «трудных» подростков в Норфолке, где велась подготовка юнг и матросов.

Воспитательная деятельность врача и педагога Бер­нардо получила признание и поддержку общественно­сти. В 1880 г. в Англии стали создаваться «поселки» для детей, получившие название «национальных детских домов ». В каждом из них проживало от 100 до 300 детей, делившихся на группы по 7–10 человек. С группами, где были разновозрастные дети, занимались «сестры» и их помощницы. Проживание в отдельных коттеджах, общение с природой, гуманное воспитание делали по­добный тип детского учреждения достаточно эффектив­ным, что было подтверждено временем и практикой.

Российские педагоги одной из важнейших задач считали обеспечение доступа к образованию широким слоям населения. Идею народной школы выдвинул К.Д. Ушинский, и она была реализована во второй половине XIX – начале XX в. путем создания для взрослого населения сети учебных заведений, рабо­тавших на благотворительной основе. К ним относи­лись светские и церковно-приходские воскресные школы, начальные училища, повторительные классы для грамотных.

Когда речь заходит об основоположниках социаль­ной педагогики как науки, то чаще других называют имена И. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Спенсера и П. Наторпа. В их педагогическом наследии отчетливо про­слеживается идея зависимости целей, содержания и результатов воспитания от социальных условий.

Немецкий педагог и философ П. Наторп, опираясь на богатое педагогическое наследие И. Песталоцци, опубликовал в 1899 г. книгу «Социальная педагогика», которая была переведена на другие языки. В книге отмечается, что «. понятие социальной педагогики вы­ражает принципиальное признание того факта, что вос­питание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами» (73, с. 78).

Как и И. Песталоцци, П. Наторп большое значение придавал семейному воспитанию. Он считал, что для оказания семье эффективной помощи необходим ква­лифицированный специалист, знакомый с особеннос­тями воспитания в этой семье и умеющий связать их со школьной и внешкольной деятельностью ребенка. П. Наторп обратил внимание и на необходимость науч­ного изучения ребенка.

Педология как наука о всестороннем и комплекс­ном изучении ребенка получила свое название в 1893 г. Основателями ее были С. Холл, Э. Мэйман и Э. Торндайк, которые, в свою очередь, видели корни педологии в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта. Как самостоятельная область научного исследования, педология могла состояться только с появлением экспериментальной педагогики и психо­логии, с развитием физиологии, медицины, социоло­гии. Их взаимодействие, объединенное с педологией, как нельзя лучше отвечало запросам социальной педагогики, нуждающейся во всестороннем и синтези­рованном знании о ребенке. Основной задачей педо­логии было исследование детей, включая изучение их способностей и склонностей на разных возрастных этапах.

Читайте так же:  Есть ли у путина внебрачные дети

В России педология успешно развивалась в конце XIX – начале XX в. Первыми видными педологами были А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко. Они занимались педологией «исключи­тельного детства» (одаренные, «трудные» дети, дети с отклонениями в умственном и физическом развитии), изучением взаимоотношений между учителем и учени­ком, социальных условий воспитания. В начале XX в. педологи обратились к проблеме гимназического образования, жестко критикуемого в то время за перегруз­ки, которые вели к стрессам, болезням и даже самоубий­ствам учащихся. Педологи не просто лечили детей от недугов, но и помогали им учиться, не подрывая здоро­вья, предохраняя психику от перегрузок. Основопола­гающей педологи выдвигали следующую закономер­ность: не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и образования, а наоборот, система про­грамм и методик должна соответствовать природе ре­бенка.

После революции педология в стране продолжа­ла существовать. 1917–1927 гг. были для педологов относительно спокойными. В декабре 1927 г. в Моск­ве состоялся Первый съезд педологов, на котором присутствовали около 3000 человек и было представ­лено 350 докладов. Обсуждались проблемы воспита­ния и просвещения, профориентации, методов изу­чения личности ребенка и индивидуального подхода, эффективности радиопередач и репертуара кино и театров и т. д. В последующие после съезда годы организовывались психолого-педагогические службы по изучению личности ребенка, его одаренности, отра­батывалась система тестирования. В пединститутах открывались педологические факультеты, издавались учебники по педологии.

Вместе с тем, следует отметить факт наличия за­блуждений у некоторых педологов. Так, одни переоце­нивали роль биологических и социальных факторов в развитии личности. Другие не могли найти целостно­го подхода к исследованию качеств ребенка и изучали их изолированно. Педологи, занимавшиеся рефлексо­логией, использовали технократические методы: срав­нивали поведение ребенка, его рефлексы с реакцией механизмов, машин на внешнюю среду. Но даже до­пускавшие ошибки педологи проводили интересную и тонкую экспериментальную работу, создавали слож­ные и эффективные методики наблюдения за детьми в разных ситуациях.

Однако концепции педологов уже не вписывались в утвердившуюся идеологию и официальную педаго­гику. В июне 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Педология и педологи объявлялись «лженаукой» и «лжеучеными», были изгнаны из школ. Закрывались соответствующие факультеты в вузах, изымалась учебная и научная литература. Были осуж­дены труды Л.С. Выготского, П.П. Блонского, имевшие мировое признание.

Социальная педагогика как самостоятельная науч­ная отрасль педагогики по-прежнему не существова­ла. Однако в стране действовали детские дома, коло­нии, исправительно-трудовые и другие воспитательные учреждения, в которых трудились талантливые пе­дагоги. Вспомним, например, «республику ШКИД» В.Н. Сороки-Росинского, Первую опытную станцию по народному образованию С.Т. Шацкого.

Интерес к проблематике, характерной для социаль­ной педагогики, вновь возник в среде педагогов-теоре­тиков в 70–80-е годы. В нашей стране стала развивать­ся разветвленная сеть разнообразных комплексов: социально-педагогических, культурно-спортивных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комп­лексов и т. п. Во многих областях и территориях страны формировалась и утверждалась идея целенаправ­ленного создания социально-педагогического опыта. В педагогической науке этот период характеризовался усилением внимания исследователей к проблемам со­циальной педагогики, попыткой осмыслить идеи педа­гогики среды.

В 90-е годы ученые приступают к теоретическим изысканиям в сфере собственно социальной педагоги­ки, возрождая у нас и это понятие, и саму отрасль пе­дагогического знания (В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, В.Н. Гу­ров, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, B.C. Topoxтий, Г.Н. Филонов, В.А. Фокин и др).

За рубежом научная разработка проблем социаль­ной педагогики возобновилась в 50–60-е годы в Гер­мании. Однако фактически и в Европе, включая Гер­манию, и в США, уже начиная с конца XIX в., все более широкое распространение получила практическая де­ятельность, обозначающаяся термином социальная работа, организуемая государственными институтами и общественными организациями. Содержанием ее является помощь семье, различным группам населе­ния, интеграция воспитательных усилий школы и дру­гих социальных институтов и т. д. Практика значительно опередила развитие теории, что в конечном счете привело к тому, что сегодня вопрос о соотношении со­циальной работы и социальной педагогики остается дискуссионным, хотя совершенно очевидна их гене­тическая связь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/8_73175_genezis-idey-sotsialnoy-pedagogiki.html

Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 5373 раза

Библиографическое описание:

Киселев М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 412-415. — URL https://moluch.ru/archive/47/5886/ (дата обращения: 15.03.2020).

Проблемы детской инвалидности относительно недавно стали предметом специальных исследований. Отношение научной и общественной мысли к данной проблеме явилось отражением исторической трансформации отношения общества к инвалидности в целом.

Согласно Большому энциклопедическому словарю термин «инвалид» восходит к латинскому слову Invalidus – слабый, немощный» [1, с. 445].

История развития отношения к детской инвалидности, ведет своё начало от мифов о древней Спарте где, согласно древнему историку Плутарху, сбрасывали немощных детей со скалы. В Древней Греции, где высоко ценилось физическое совершенство человека, детей, у которых при рождении замечались физические расстройства убивали.

Читайте так же:  Сон насилие над детьми

В Древнем Риме, как и в Древней Греции, детоубийство младенцев с расстройствами считалось нормой. В тоже время следует отметить, что в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например «Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию». При помощи методов гидротерапии и физических упражнений разрабатывались методы лечения приобретенных заболеваний, но они были доступны только богатым гражданам.

В Древней иудейской культуре «. ко всем слепым и глухим, вдовам, сиротам и малоимущим относились особенно внимательно» [8, с. 3], детоубийство запрещалось. Однако инвалиды, по-прежнему, считались людьми с печатью греха, именно поэтому им запрещалось посещение религиозных ритуалов.

В эпоху христианства отношение к инвалидам носит амбивалентный характер. Люди с инвалидностью, основываясь на традиции монашества, уходили в монастырь, тем самым обеспечивая себе еду и кров. Создание богаделен, в Турции в IV столетии, служит примером основания благотворительного подхода к людям с инвалидностью [8, с. 3-4 ] .

В тоже время в средневековье инвалидность в целом рассматривалась, как плата за грехи, человека с физическими недостатками, в обществе все избегали и боялись их. «Некоторые культуры и субкультуры до сих пор связывают инвалидность с чувствами религиозного наказания или вины, стыда, низким социальным статусом и эксклюзией как самого инвалида, так и всей его семьи, даже если подобные чувства уже не базируются на религиозной доктрине» [5, с. 6].

«Для русской культуры инвалиды (юродивые, калеки) традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Инвалиды, чьё развитие существенно отличались от общепринятой нормы, в православной культуре вызывали чувство жалости, сострадания и сочувствия» [2, с. 41].

Видео (кликните для воспроизведения).

В российской истории слово «инвалид» впервые упоминается во времена правления Петра I . Инвалидами назывались солдаты, которые получили увечья во время военных действий, в результате которых не могли нести воинскую службу. Данная традиция пришла в Россию из Западной Европы.

Во второй половине XIX века, к инвалидам стали относить и штатских лиц, которые получили увечья в результате войн. Это объясняется тем, что мирное население все чаще стало подвергаться опасностям во время военных конфликтов.

Активизация исследований проблем инвалидности, её последствий и причин отмечается после Первой и Второй мировых войн, когда инвалидность приобрела массовый характер. «После Второй мировой войны, в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности, происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности» [10, с. 6-7].

Следует отметить, что вплоть до второй половины XX века, под инвалидностью понимались все люди с ограничениями жизнедеятельности. И только в конце 1950-60-х годах наметилась тенденция к дифференцированному подходу к проблеме инвалидности. Это обусловлено в первую очередь развитием новых знаний об обществе, а также для помощи в оказании услуг различным категориям граждан с инвалидностью [12, с. 11 ] .

Со второй половины XX века, начинает формироваться правовые принципы защиты инвалидов. Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1959 года провозгласила Декларацию прав ребенка, определившую ряд принципов по защите детства, среди них такие как:

«Принцип 1 Права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 5 Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния»[4].

«В Декларации о правах инвалидов принятой резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года сказано что: Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной» [3].

Статья 7 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, специально посвященная детям-инвалидам гласит: «1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. 2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка. 3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права» [6].

Во второй половине XX века, под влиянием общественных движений проводимых в развитых странах, таких как США, Швеция, начинает проводиться политика «деинституциализации». Её основные положения нашли отражение в протесте против закрытых учреждений (институций), где проходили лечение инвалиды. В противовес этому выдвигалась идея, что инвалиды могут жить, лечиться, получать образование в более мягких условиях (приемные семьи, диспансеры, службы поддержки и т.д.). Основным понятием процесса деинституционализации было «достоинство риска», что означало что люди, которые освобождались от опеки, имели равные права со всеми остальными членами общества [8, с. 3-4].

Читайте так же:  Предотвращение насилие в семье

«Для России, менее чем для развитых стран западной демократии, характерно влияние на общественное мнение движения за равные права инвалидов, за независимую жизнь и т.д., однако имеет большое значение учёт факторов, дифференцирующих российских инвалидов по их отношению к своей инвалидности,, причинам её приобретения, наличия специфичного «пакета» характеристик, обусловливающих положение инвалида в системе льгот и т.д. [7, с. 18]»

В настоящее время сформировались несколько моделей инвалидности. Наибольшее распространение в мировой практике получили две модели: медицинская и социальная.

Главной характеристикой медицинской модели является определение диагноза патологии или дисфункции, инвалидов характеризуют как больных, немощных, которых необходимо изолировать. С точки зрения медицинской модели, человек с ограниченными возможностями не является полноценным членом общества в силу своего расстройства. Проблемы инвалида, в том числе и социальные, обусловлены его расстройством. Решение этих проблем возможно лишь при условии компенсации государством инвалидности человека (создание специальных учреждений для инвалидов, выдача инвалидных колясок и т.д.).

«Социальная модель подчёркивает, что инвалиды, которые различаются по степени физического или психического недуга, угнетаются обществом за счёт концепта о нормальности. «Новая» посттрадиционная парадигма инвалидности состоит из ряда социальным моделей инвалидности, считающих, что не индивид, а общество имеет проблему и именно оно должно измениться. Социальные модели признают, что инвалидность существует лишь настолько, насколько она социально конструируется. Социальные модели инвалидности переносят проблему в коллективную ответственность общества как на макроуровне и на уровне отдельных индивидов» [9, с. 27].

В настоящее время помимо классических: медицинской и социальной, формируется целый ряд иных моделей инвалидности. Наиболее полная картина, на наш взгляд, представлена в работе Думбаевой А.Е., Поповой Т.В. «Инвалид, общество и право», которые предложили следующую классификацию:

    Моральная (религиозная) модель.

    Классическая медицинская модель;

    Реабилитационная модель или модель функциональной ограниченности;

    III. Социальная модель инвалидности, которая имеет различные версии:

      Модель независимой жизни;

      Модель человеческого разнообразия.

      IV. «Новейшая» парадигма инвалидности [5, с. 6].

      Вышеперечисленные модели являются производными моделями от основных — медицинской и социальной моделей инвалидности.

      Таким образом, генезис отношения к детям с ограниченными возможностями берет своё начало со времен Древней Греции и продолжает свое существование в различных древних культурах. В российской истории понятие инвалид впервые употребляется во времена правления Петра I . Активизация исследований проблем инвалидности, её последствий и причин отмечается после Первой и Второй мировых войн, когда инвалидность приобрела массовый характер. Со второй половины XX века, начинает формироваться правовые принципы защиты инвалидов. В настоящее время сформировались несколько моделей инвалидности. Наибольшее распространение в мировой практике получили две модели: медицинская и социальная. Помимо классических: медицинской и социальной, формируется целый ряд иных моделей инвалидности которые являются производными моделями от основных — медицинской и социальной моделей инвалидности.

      Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПБ.: «Норинт», 1997. 1456 с.

      Васильева Н.В. Жизненные планы молодых инвалидов: особенности формирования и реализации в современном российском обществе. Дисс….к.с.н., Москва. 2000. С. 41

      Декларация о правах инвалидов Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml

      Декларация прав ребенка Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года \ http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

      Думбаев А.Е., Попова Т.В. Инвалид, общество и право. — Алматы: ТОО «Верена», 2006. 180 с.

      Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml

      Меринова В.Н. Особенности интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья. Дисс…к.с.н., Иркутстк. 2007 С. 18.

      Социология инвалидности. Электронный учебный курс С. С. Асатрян. – Ставрополь. ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2008. С. 3-4.

      Тарасенко Е.А. Государсвенная социальная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (сравнительный анализ на примере Российской Федерации, США и Великобритании). Дисс… к.с.н. Москва. 2005. С. 27

      Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. 240 с.

      Ярская-Смирнова E.P. Социальное конструирование инвалидности. Социологические исследования. 1999. № 4. С. 38-45.

      Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. – Спб.: Питер, 2004. 316 с.

      http://moluch.ru/archive/47/5886/

      Защита прав и достоинства маленького ребенка
      план-конспект по теме

      Скачать:

      Вложение Размер
      zashchita_prav_i_dostoinstva_malenkogo_rebenka.doc 51.5 КБ

      Предварительный просмотр:

      Защита прав и достоинства маленького ребенка

      Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

      Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации.

      У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются прежде всего в семье.

      Читайте так же:  Отказ от доли совместно нажитого имущества

      Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства. Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический, недостаток любви. Специалисты отмечают, что мы недооцениваем роль детских переживаний не только на этапе формирования личности, но и в жизни взрослого человека. Об этом свидетельствует изучение сотрудниками МВД России большой группы лиц, осужденных за тяжкие преступления, которое показало, что 80 — 85% преступников не имели эмоциональных контактов, т. е. нормальных теплых отношений, со своими родителями.

      Таким образом, жестокое обращение с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе думает, иначе ведет себя.

      Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

      Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам маленьких граждан России.

      Скорее всего, в ближайшем будущем наше государство в силу разных причин не сможет обеспечить эту помощь детям путем создания специальных служб. Но уже сейчас на защиту прав и достоинств маленького ребенка могут встать дошкольные образовательные учреждения.

      1. Защита прав особая проблема государства и общества в целом.
        Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития.
        Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
      1. Семейный кодекс Российской Федерации
      2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
      3. Закон «Об образовании»
      4. Конституция Российской Федерации

      Впервые вопрос о правах ребёнка был поставлен такими известными педагогами, как К.Н.Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребёнка. Януш Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель.
      Вентцель в одной из первых в мировой практике «Деклараций прав ребёнка» (1917 г.) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и прочее. Много позже, провозглашённые им идеи права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека.
      Януш Корчак в книге «Право ребёнка на уважение» (1929 г.) отстаивал право ребёнка на индивидуальность, человеческое достоинство.

      2. Создание и принятие Конвенции ООН о правах ребёнка

      20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка». А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной.
      Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:

      1. Выживание
      2. Развитие
      3. Защита
      4. Обеспечение активного участия в жизни общества

      В нём заложены два основополагающих принципа:

      1. ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
      2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

      Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.

      3. Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка

      В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права:

      Подумайте и ответьте:

      1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? («Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
      2. Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.)
      3. В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев»)
      4. В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»)
      5. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь)
      6. Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина «Лягушка-путешественница»? (Право на свободное передвижение)
      7. Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна Лягушка»? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
      8. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого «Золотой Ключик»? (Правом на бесплатное образование)
      Видео (кликните для воспроизведения).

      http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/03/21/zashchita-prav-i-dostoinstva-malenkogo-rebenka

      Генезис идеи защиты прав ребенка
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here