Институты защиты прав детей

На странице подготовлен материал на тему: "Институты защиты прав детей" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

u0412 2003 u0433u043eu0434u0443 u043eu043au043eu043du0447u0438u043bu0430 u041fu0435u043du0437u0435u043du0441u043au0438u0439 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439 u043fu0435u0434u0430u0433u043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0443u043du0438u0432u0435u0440u0441u0438u0442u0435u0442 u043fu043e u0441u043fu0435u0446u0438u0430u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 «u041fu0435u0434u0430u0433u043eu0433-u043fu0441u0438u0445u043eu043bu043eu0433».

u0412 u0441u0444u0435u0440u0435 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u043fu0440u043eu0435u043au0442u043eu0432 u0438 u0431u043bu0430u0433u043eu0442u0432u043eu0440u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u043du0430u0447u0438u043du0430u043bu0430 u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u0432 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u0432u043eu043bu043eu043du0442u0435u0440u0430 u0432 u043fu0435u043du0437u0435u043du0441u043au043eu0439 u0434u0435u0442u0441u043au043eu0439 u043eu0431u043bu0430u0441u0442u043du043eu0439 u0431u043eu043bu044cu043du0438u0446u0435, u0432 u0434u043eu043cu0435 u043cu0430u043bu044eu0442u043au0438.

u0412 2015 u0433u043eu0434u0443 u0410u043du043du0430 u041au0443u0437u043du0435u0446u043eu0432u0430 u0441u0442u0430u043bu0430 u0438u0441u043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu043c u0434u0438u0440u0435u043au0442u043eu0440u043eu043c u0432u0441u0435u0440u043eu0441u0441u0438u0439u0441u043au043eu0439 u0410u0441u0441u043eu0446u0438u0430u0446u0438u0438 u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0430u0446u0438u0439 u043fu043e u0437u0430u0449u0438u0442u0435 u0441u0435u043cu044cu0438. u0410u0441u0441u043eu0446u0438u0430u0446u0438u044f u043au043eu043eu0440u0434u0438u043du0438u0440u0443u0435u0442 u0443u0441u0438u043bu0438u044f u041du041au041e u0434u043bu044f u043fu0440u043eu0434u0432u0438u0436u0435u043du0438u044f u043du0430u0438u0431u043eu043bu0435u0435 u044du0444u0444u0435u043au0442u0438u0432u043du044bu0445 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u043fu0440u043eu0433u0440u0430u043cu043c u0432 u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u0430u0445 u0441u0435u043cu044cu0438.

9 u0441u0435u043du0442u044fu0431u0440u044f 2016 u0433u043eu0434u0430 u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0430 u0423u043fu043eu043bu043du043eu043cu043eu0447u0435u043du043du044bu043c u043fu0440u0438 u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0435 u0420u0424 u043fu043e u043fu0440u0430u0432u0430u043c u0440u0435u0431u0435u043du043au0430, u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u0432u043au043bu044eu0447u0435u043du0430 u0432 u0441u043eu0441u0442u0430u0432 u0440u0430u0431u043eu0447u0435u0439 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043fu0440u0438 u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0435 u0420u0424 u043fu043e u0432u044bu0440u0430u0431u043eu0442u043au0435 u043fu0440u0435u0434u043bu043eu0436u0435u043du0438u0439 u043e u0434u043eu043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu043c u0440u0435u0433u0443u043bu0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u0438 u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du043e u043eu0440u0438u0435u043du0442u0438u0440u043eu0432u0430u043du043du044bu0445 u041du041au041e.

u041du0430u0433u0440u0430u0434u044b u0437u0430 u0434u0435u043bu0430 u043cu0438u043bu043eu0441u0435u0440u0434u0438u044f: u043cu0435u0434u0430u043bu044c u0420u0443u0441u0441u043au043eu0439 u041fu0440u0430u0432u043eu0441u043bu0430u0432u043du043eu0439 u0426u0435u0440u043au0432u0438 «u0417u0430 u0431u043bu0430u0433u0438u0435 u0434u0435u043bu0430», u043eu0440u0434u0435u043d u043fu0440u0435u043fu043eu0434u043eu0431u043du043eu0433u043e u0421u0435u0440u0433u0438u044f u0420u0430u0434u043eu043du0435u0436u0441u043au043eu0433u043e.

u0412 2003 u0433u043eu0434u0443 u043eu043au043eu043du0447u0438u043bu0430 u041fu0435u043du0437u0435u043du0441u043au0438u0439 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439 u043fu0435u0434u0430u0433u043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0443u043du0438u0432u0435u0440u0441u0438u0442u0435u0442 u043fu043e u0441u043fu0435u0446u0438u0430u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 «u041fu0435u0434u0430u0433u043eu0433-u043fu0441u0438u0445u043eu043bu043eu0433».

u0412 u0441u0444u0435u0440u0435 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u043fu0440u043eu0435u043au0442u043eu0432 u0438 u0431u043bu0430u0433u043eu0442u0432u043eu0440u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u043du0430u0447u0438u043du0430u043bu0430 u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u0432 u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u0432u043eu043bu043eu043du0442u0435u0440u0430 u0432 u043fu0435u043du0437u0435u043du0441u043au043eu0439 u0434u0435u0442u0441u043au043eu0439 u043eu0431u043bu0430u0441u0442u043du043eu0439 u0431u043eu043bu044cu043du0438u0446u0435, u0432 u0434u043eu043cu0435 u043cu0430u043bu044eu0442u043au0438.

u0412 2015 u0433u043eu0434u0443 u0410u043du043du0430 u041au0443u0437u043du0435u0446u043eu0432u0430 u0441u0442u0430u043bu0430 u0438u0441u043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu043c u0434u0438u0440u0435u043au0442u043eu0440u043eu043c u0432u0441u0435u0440u043eu0441u0441u0438u0439u0441u043au043eu0439 u0410u0441u0441u043eu0446u0438u0430u0446u0438u0438 u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0430u0446u0438u0439 u043fu043e u0437u0430u0449u0438u0442u0435 u0441u0435u043cu044cu0438. u0410u0441u0441u043eu0446u0438u0430u0446u0438u044f u043au043eu043eu0440u0434u0438u043du0438u0440u0443u0435u0442 u0443u0441u0438u043bu0438u044f u041du041au041e u0434u043bu044f u043fu0440u043eu0434u0432u0438u0436u0435u043du0438u044f u043du0430u0438u0431u043eu043bu0435u0435 u044du0444u0444u0435u043au0442u0438u0432u043du044bu0445 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0445 u043fu0440u043eu0433u0440u0430u043cu043c u0432 u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u0430u0445 u0441u0435u043cu044cu0438.

9 u0441u0435u043du0442u044fu0431u0440u044f 2016 u0433u043eu0434u0430 u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0430 u0423u043fu043eu043bu043du043eu043cu043eu0447u0435u043du043du044bu043c u043fu0440u0438 u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0435 u0420u0424 u043fu043e u043fu0440u0430u0432u0430u043c u0440u0435u0431u0435u043du043au0430, u0430 u0442u0430u043au0436u0435 u0432u043au043bu044eu0447u0435u043du0430 u0432 u0441u043eu0441u0442u0430u0432 u0440u0430u0431u043eu0447u0435u0439 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043fu0440u0438 u041fu0440u0435u0437u0438u0434u0435u043du0442u0435 u0420u0424 u043fu043e u0432u044bu0440u0430u0431u043eu0442u043au0435 u043fu0440u0435u0434u043bu043eu0436u0435u043du0438u0439 u043e u0434u043eu043fu043eu043bu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu043c u0440u0435u0433u0443u043bu0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u0438 u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du043e u043eu0440u0438u0435u043du0442u0438u0440u043eu0432u0430u043du043du044bu0445 u041du041au041e.

u041du0430u0433u0440u0430u0434u044b u0437u0430 u0434u0435u043bu0430 u043cu0438u043bu043eu0441u0435u0440u0434u0438u044f: u043cu0435u0434u0430u043bu044c u0420u0443u0441u0441u043au043eu0439 u041fu0440u0430u0432u043eu0441u043bu0430u0432u043du043eu0439 u0426u0435u0440u043au0432u0438 «u0417u0430 u0431u043bu0430u0433u0438u0435 u0434u0435u043bu0430», u043eu0440u0434u0435u043d u043fu0440u0435u043fu043eu0434u043eu0431u043du043eu0433u043e u0421u0435u0440u0433u0438u044f u0420u0430u0434u043eu043du0435u0436u0441u043au043eu0433u043e.

http://deti.gov.ru/order/home

Перспективы развития института уполномоченного по права ребенка в Российской Федерации

Дата публикации: 09.12.2018 2018-12-09

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Поклонцев К. В. Перспективы развития института уполномоченного по права ребенка в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 153-155. — URL https://moluch.ru/archive/235/54591/ (дата обращения: 15.03.2020).

Институт омбудсменов впервые появился в начале девятнадцатого века в шведском законодательстве, и значительное время оставался специфичным для Швеции. Распространение данного института началось после окончания Второй мировой войны — появился он и в России.

Омбудсмен в российском энциклопедическом словаре «Конституция Российской Федерации» определяется как лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль над соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что уполномоченный по правам человека — это юридический институт, государственный орган, осуществляющий правозащитную деятельность, в целях соблюдения прав и свобод гражданина.

Указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребёнка» в Российской федерации был введен институт Уполномоченного по правам ребенка [3].

Цели и задачи уполномоченного по правам ребенка в указе не определены, таким образом они идентичны назначению уполномоченного по правам человека, среди них:

  1. восстанавливающая нарушенные права и свободы — исправление допущенной по отношению к человеку несправедливости и восстановлении прав.
  2. посредническая — предложение сторонам взаимно удовлетворяющего решения проблемы;
  3. правотворческая — совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  4. информационно-воспитательная — просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — по праву считается одним из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Основой института послужила Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г, статьи 45 и 103 принятой Конституции РФ. Так, Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ и наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года. Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года, именно с ним связано начало деятельности омбудсмена в нашей стране [2].

Уполномоченные по правам ребенка в Российской Федерации является особым государственным органом, который осуществляет деятельность по защите прав и свобод, законных интересов несовершеннолетних.

Его специфичность обусловлена особенностями правового статуса, по которому он выполняет функции исключительно в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних — их деятельность дополняют работу прокуратуры, полиции, органов по опеке и попечительства. Работа данных органов, в тоже время, локализирована должностными инструкциями, процедурами. Деятельность же уполномоченного этим не ограничена, при осуществлении своих полномочий он независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Читайте так же:  Усыновление опека и попечительство над детьми

Отмечается, что полномочия детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации расширены по сравнению с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка.

  1. Рассматривать обращения, которые связаны с нарушением прав детей;
  2. Обращаться в уполномоченные органы за помощью в рамках защиты прав несовершеннолетних;
  3. Принимать участие в разработке законов, связанной с защитой детства;
  4. Посещать такие учреждения как следственные изоляторы и органы исполняющие наказания, в которых содержаться несовершеннолетние;
  5. Получать сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи [1].

Стоит отметить, что полномочия уполномоченного по правам ребенка не прописаны в Конституции Российской Федерации, данный орган существует на основе указа Президента РФ, таким образом, возможности омбудсмена ограничены его правовым статусом. Так, основным видом деятельности уполномоченного становится подача запросов в соответствующие органы в целях защиты прав несовершеннолетних [4].

Несомненно, институт уполномоченного по правам ребенка, нуждается в своем дальнейшем развитии:

Во-первых, сам институт появился в 2009 году, и осуществляет свою деятельность на основе опыта уполномоченного по права человека, также нового для нашей страны государственного органа.

Во-вторых, для эффективного осуществления своей работы любой государственный орган нуждается в обновлении основанного на анализе опыта своей правоприменительной деятельности.

Например, существует мнение о возможности наделения Уполномоченных по правам ребенка в субъектах правами медиаторов. При разводе между супругами часто возникают споры, которые могут затронуть права несовершеннолетних. Судебный орган, рассматривающий гражданское дело о расторжении брака, не всегда может разрешить спор исходя из приоритета защиты прав ребенка. Таким образом, институт Уполномоченных, в таких случаях должен стать гарантом приоритета защиты прав несовершеннолетних, путем осуществления деятельности по досудебному урегулированию споров между родителями, путем предоставления консультаций для родителей по разрешению спора, составления юридического заключения по указанным вопросам.

Также, следует укрепить статус Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, в аппарат которого должны войти квалифицированные юристы, специалисты, имеющие опыт в работе с несовершеннолетними, потому что в настоящее время возможности Уполномоченного в данном плане ограничены.

Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации является особым элементом в механизме защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, его становление и развитие — важный этап в эволюции демократических основ нашей страны. В системе существующих государственных органов должность омбудсмена дополняет способы по защите прав несовершеннолетних. Отсутствие специализированного федерального закона касательного детского уполномоченного, несомненно, вносит свои поправки — так, его конституционно-правовой статус до конца не определен. Закрепление статуса омбудсмена по защите прав несовершеннолетних станет новой ступенью в его непосредственной деятельности.

http://moluch.ru/archive/235/54591/

Защита прав детей в международных семейных конфликтах

В эпоху глобализации количество трансграничных, или так называемых смешанных, браков стремительно растёт. Как и в случае с обычными семьями, трансграничные браки иногда распадаются, и возникает проблема общения обоих родителей с ребёнком, которая не всегда решается миром. Важно, чтобы в такой ситуации родители помнили, что дети в их конфликт вовлечены помимо своей воли, последствия принимаемых родителями решений отражаются на ребёнке и наносят ему непоправимый вред.

Для эффективного разрешения споров о воспитании детей между родителями, которые являются гражданами или проживают на территории разных государств, Гаагской конференцией по международному частному праву были разработаны Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей и Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей. Россия стала участницей обеих этих Конвенций.

Реализация предполагает оказание гражданам помощи в случаях незаконного перемещения или удержания детей на территории Российской Федерации или за её пределами. Помощь гражданам оказывается также в случае необходимости обеспечения прав опеки или доступа к детям.

Реализуемые мероприятия

Для постоянного повышения профессионального уровня помощи, оказываемой гражданам в конфликтных ситуациях, связанных с международным похищением или незаконным удержанием детей, на системной основе проводятся следующие мероприятия:

  • курсы повышения квалификации специалистов;
  • научно-практические конференции;
  • заседания Российско-Французской комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах.

Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1097 и от 15 ноября 2012 г. № 1169 (в редакции постановления Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. № 1586) центральным органом, отправляющим обязанности, возложенные на центральные органы Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. и Конвенцией о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 г., определено Министерство просвещения Российской Федерации.

Читайте так же:  Лишение родительских прав матери в пользу отца

Функции по операционной деятельности в связи отправлением обязанностей Центрального органа в Министерстве исполняются отделом нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.

Контакты для дополнительной информации:

  • Терехина Ирина Олеговна – директор Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10, доб. 3450; адрес электронной почты: [email protected]
  • Аккуратова Анастасия Павловна – начальник отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10, доб. 3463.
  • Фролов Игорь Дмитриевич – советник отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10, доб. 3464; адрес электронной почты: [email protected]

Режим работы Департамента: понедельник – пятница, 9:00– 8:00; обед: 12:00–13:00.

Личный приём граждан специалистами Департамента осуществляется в рабочее время по адресу: г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2.

Приём специалистами Департамента иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется по предварительному согласованию с представителями Департамента.

Информация по Конвенциям также размещена на информационном стенде Минпросвещения России, который находится по адресу: г. Москва, ул. Каретный Ряд, д. 2.

Информация о договаривающихся государствах, признание которыми присоединения к Конвенциям Российской Федерации в установленном порядке вступило в силу, размещена на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву в сети Интернет по адресу: hcch.net.

Запросы в рамках Конвенций составляются на русском языке, к ним прилагаются документы, подтверждающие права опеки над несовершеннолетним ребёнком (свидетельство о рождении), документы, удостоверяющие, что местом постоянного проживания ребёнка является Российская Федерация (справка из органов регистрационного учёта о месте жительства несовершеннолетнего или справка из образовательного/воспитательного учреждения, учреждений здравоохранения о постановке на учёт несовершеннолетнего), а также другие документы (решение суда, паспортные данные, фотографии), которые вы считаете необходимым приложить. В соответствии с требованиями Конвенций запрос и прилагаемые документы сопровождаются переводом на официальный язык запрашиваемого государства.

Вместе с тем Конвенции содержат положения, предусматривающие возможность разрешения семейных споров с помощью альтернативного (внесудебного) способа – процедуры медиации. Работу в части организации и обеспечения медиативных процедур ведёт подведомственное Министерству просвещения Российской Федерации учреждение – ФГБУ «Федеральный институт медиации».

http://edu.gov.ru/activity/main_activities/child-protection/international-conflicts

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Телефон приемной директора Департамента:
+7 (495) 587-01-10 доб. 3450

Дни и часы приема граждан директором Департамента:
первый четверг месяца
с 14:00 до 16:00

Местонахождение Департамента:
ул. Каретный ряд, д. 2

Основные направления деятельности:

Ключевые проекты:

  • безопасное поведение детей и подростков на дорогах
  • защита прав детей в международных семейных конфликтах
  • организация и проведение Всероссийских конкурсов «Лучшая инклюзивная школа», «Учитель дефектолог России» (в рамках конкурса профессионального мастерства «Учитель года России»), «Школа – территория здоровья»

http://edu.gov.ru/about/departments/childrens_rights/

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ и в субъектах РФ: становление и развитие

На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.

Комитет ООН по правам ребенка последовательно рекомендует государствам — участникам Конвенции о правах ребенка создавать независимые учреждения, органы, службы, призванные отстаивать права детей. Одним из таких механизмов выступает институт уполномоченного по правам ребенка.

История института Уполномоченного по правам ребенка в России началась с 1998 года, когда в рамках пилотного проекта Министерства труда и социального развития РФ при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в пяти регионах России появились детские Уполномоченные (в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге).

За минувшие годы возникло движение по развитию этого института — независимого механизма контроля, защиты и обеспечения прав детей в мире взрослых. Постепенно детские защитники занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов детей современной России. Сейчас уже можно говорить о многообразном опыте работы института, самих Уполномоченных, осуществляющих деятельность в столь многоликом социокультурном пространстве Российской Федерации.

Так, в рамках своей деятельности, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей. С этой целью в Аппарате Уполномоченного создано специализированное Управление по правам ребенка, опыт работы которого может быть положен в основу дальнейших организационных инициатив по продвижению института уполномоченного по правам ребенка. Работа Управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Читайте так же:  Основания иска о разделе имущества

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка – это должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации введённая Указом Президента Российской Федерации «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Первым Уполномоченным стал Алексей Иванович Головань (с 1 сентября по 26 декабря 2009 года), с 30 декабря 2009 года Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка является Павел Алексеевич Астахов. Обеспечение деятельности Уполномоченного возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

Задачи Уполномоченного по правам ребенка:

Видео (кликните для воспроизведения).

– обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

– правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

– запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

– беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;

– проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

– направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

– привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Уполномоченный имеет следующие полномочия:

– запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

– беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

– проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

– направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

– привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ

В целях наиболее полного обеспечения и реализации прав и законных интересов детей Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации создан Консультативный совет по правам ребенка, объединяющий максимально широкий спектр властных, общественных и научных сил, в состав которого вошли все региональные уполномоченные по правам ребенка.

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

— обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;

— всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

— анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Уполномоченные для выполнения стоящих перед ними задач имеют право:

— посещать государственные органы и органы местного самоуправления, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности (особенно важно, что Уполномоченные обладают правом беспрепятственного посещения детских интернатных учреждений);

— проводить самостоятельно или с участием государственных и муниципальных органов проверки обстоятельств, связанных с нарушением прав ребенка;

Читайте так же:  До скольки лет выплачивают алименты на ребенка

— направлять государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав ребенка и совершенствованию процедур, затрагивающих права ребенка;

— при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратиться в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка;

— готовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство по вопросам, затрагивающим права ребенка;

— привлекать к совместной работе квалифицированных специалистов и создавать экспертные группы, советы по правам ребенка из числа ученых и специалистов, работающих с детьми, привлекать к сотрудничеству неправительственные организации.

В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

Отличительные особенности деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите прав и законных интересов одной группы населения — детей. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого ребенка — такая, чтобы в случае необходимости он мог самостоятельно обратиться к Уполномоченному за помощью. В силу этого Уполномоченный может более глубоко и эффективно заниматься вопросами защиты прав детей в пределах своей компетенции, прежде всего своевременным выявлением факта нарушения прав детей, оперативным реагированием и квалифицированной помощью.

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

Круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, отнесенный к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних, не охватывает всего спектра прав детей, а ограничивается профилактикой безнадзорности и беспризорности и другими производными от этого вопросами, то есть по сути комиссии занимаются неблагополучными детьми. Спектр проблем положения детей, которыми занимается Уполномоченный, шире, чем у комиссии, и, кроме того, он занимается ими лично и на постоянной основе, в том числе и с помощью своего аппарата. По следующим причинам Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, осуществлять функции защиты прав ребенка. Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что нарушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

Принципиальным отличием деятельности Уполномоченного от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый из них с первых дней своей деятельности активно осуществляет правовое просвещение, прежде всего самих детей, налаживает линии связи с детьми, посещает детские учреждения, разъясняя детям в доступной форме их права и обязанности, возможности их защиты, каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах. Уполномоченный, что очень важно, организует процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения к нему ребенка. Так, Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области обеспечила воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот конвертами с почтовым адресом Уполномоченного, для того, чтобы они могли обратиться к нему в случае необходимости по почте.

Уполномоченный ведет личный прием граждан, в том числе с выездом на место (в районы, учреждения и пр.). Важное отличие Уполномоченного по правам ребенка от многих других государственных органов, включая Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, состоит в том, что дети могут лично без посредничества взрослых обратиться к региональному Уполномоченному, и это право обеспечивается практически. Во всех субъектах Российской Федерации, где введены должности Уполномоченного по правам ребенка, востребованность этого института подтверждается значительным объемом обращений граждан о защите прав несовершеннолетних.

Читайте так же:  Смена инн при смене фамилии через мфц

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9876 —

| 7671 — или читать все.

http://studopedia.ru/19_315291_upolnomochenniy-po-pravam-rebenka-pri-prezidente-rf-i-v-sub-ektah-rf-stanovlenie-i-razvitie.html

ЛЕКЦИЯ ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уполномоченный по правам ребенка является сравнительно новым институтом в мировой практике. Впервые пост Уполномоченного по правам ребенка появился в Норвегии в соответствии с законом от 5 марта 1981 года, после многолетней дискуссии, начавшейся еще в 60-е годы XX века. «Институт уполномоченных по правам ребенка» выделяется четыре основных способа образования института Уполномоченного по правам ребенка (далее УпПР) : . институт Уполномоченного по правам ребенка учреждается специальным законом, принимаемым парламентом (Норвегия, Швеция, Исландия, Люксембург);

2. институт УпПР учреждается в соответствии с законодательством об охране прав ребенка, согласно которому функции омбудсмена непосредственно связаны с исполнением и контролем за исполнением соответствующего закона (Австрия, Новая Зеландия);

3. должность УпПР создается не на законодательной основе, а учреждается в рамках существующих государственных органов; такие омбудсмены состоят в штате государственного органа и подотчетны ему (Канада, Испания, Дания, Германия);

4. институт УпПР учреждается неправительственными организациями и работает под их эгидой (Финляндия, Израиль)

В Российской Федерации Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка которую занял П.Астахов.

В этой связи, согласно указу Президента,Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка возлагается на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

· проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

· направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

· привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

К базовым задачам Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка необходимо отнести:

— обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

— правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

— запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

— беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации;

— проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

— направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

— привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

1) Назовите цели и задачи института уполномоченного по правам ребенка.

2) Какими Полномочиями обладает уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации?

3) Какова роль и значение уполномоченного по правам ребенка в механизме правовой защите прав детей?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/7_41683_lektsiya-institut-upolnomochennogo-po-pravam-rebenka-v-rossiyskoy-federatsii.html

Институты защиты прав детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here