Конвенция о международном похищении детей 1980

На странице подготовлен материал на тему: "Конвенция о международном похищении детей 1980" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 8

Любое лицо, учреждение или иная организация, заявляющие о том, что ребенок был перемещен или удерживается в нарушение прав опеки, могут обращаться либо в Центральный орган по месту постоянного проживания ребенка, либо в Центральный орган любого другого Договаривающегося государства за содействием в обеспечении возвращения ребенка.

В заявлении должны быть указаны:

a) данные о личности заявителя, ребенка и лица, предположительно похитившего или удерживающего ребенка;

b) дата рождения ребенка, при наличии такой информации;

c) обстоятельства, на которых основывается требование заявителя о возвращении ребенка;

d) вся доступная информация относительно местонахождения ребенка и личности человека, с которым предположительно находится ребенок.

К заявлению могут быть приложены:

e) заверенная копия любого относящегося к делу решения или соглашения;

f) свидетельство или письменное показание под присягой, исходящее от Центрального органа или другого компетентного органа государства постоянного проживания ребенка, либо от уполномоченного лица, касающееся относящегося к делу законодательства этого государства;

g) любой другой относящийся к делу документ.

>
Статья 9
Содержание
Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/2556180/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.)

Конвенция
о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей
(Гаага, 25 октября 1980 г.)

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации касательно применения адвокатами настоящей конвенции

См. статус настоящей Конвенции

Государства — участники настоящей Конвенции,

твердо убежденные в том, что интересы детей являются проблемой первостепенного значения в вопросах, касающихся опеки над ними,

желая защитить детей в международном масштабе от вредных последствий их незаконного перемещения или удержания и установить процедуры, обеспечивающие их незамедлительное возвращение в государство их постоянного проживания, а также обеспечить защиту прав доступа,

решили с этой целью заключить Конвенцию и согласились о следующих положениях:

Совершено в Гааге 25 октября 1980 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в одном экземпляре, который сдается на хранение в архив Правительства Королевства Нидерландов, его заверенная копия направляется по дипломатическим каналам каждому государству, являющемуся членом Гаагской конференции по международному частному праву на дату ее четырнадцатой сессии.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.)

Конвенция вступила в силу 1 декабря 1983 г.

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 октября 2011 г.

Российская Федерация присоединилась к настоящей Конвенции Федеральным законом от 31 мая 2011 г. N 102-ФЗ с оговоркой

См. статус настоящей Конвенции

Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. N 51 ст. 7452, в Бюллетене международных договоров, январь 2013 г., N 1

http://base.garant.ru/2556180/

Информация о реализации Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей

Опубликовано на портале: 04 февраля 2019 г

Информация о реализации Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года.

Согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1097 и от 15 ноября 2012 г. № 1169 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. № 1586), центральным органом, отправляющим обязанности, возложенные на центральные органы Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года, определено Министерство просвещения Российской Федерации.

Функции по операционной деятельности в связи отправлением обязанностей Центрального органа в Министерстве исполняются отделом нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.

Контакты для дополнительной информации:

  • Терехина Ирина Олеговна – Директор Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10 доб. 3450; адрес электронной почты: [email protected]
  • Аккуратова Анастасия Павловна – начальник отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10 доб. 3463.
  • Фролов Игорь Дмитриевич – советник отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10 доб. 3464; адрес электронной почты: [email protected]

Режим работы Департамента: понедельник – пятница, 9:00 – 18:00; обед: 12:00 – 13:00.

Личный прием граждан специалистами Департамента осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2 в рабочее время.

Прием специалистами Департамента иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется по предварительному согласованию с представителями Департамента.

Информация по Конвенциям также размещена на информационном стенде Минпросвещения России, который находится по адресу: по адресу: г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2.

Информация о договаривающихся государствах, признание которыми присоединения к Конвенциям Российской Федерации в установленном порядке вступило в силу, размещена на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву в сети Интернет по адресу hcch.net.

Запросы в рамках Конвенций составляются на русском языке, к ним прилагаются документы, подтверждающие права опеки над несовершеннолетним ребенком (свидетельство о рождении), документы, удостоверяющие, что местом постоянного проживания ребенка является Российская Федерация (справка из органов регистрационного учета о месте жительства несовершеннолетнего или справка из образовательного/воспитательного учреждений, учреждений здравоохранения о постановке на учет несовершеннолетнего), а также другие документы (решение суда, паспортные данные, фотографии), которые Вы считаете необходимым приложить. В соответствии с требованиями Конвенций запрос и прилагаемые документы сопровождаются переводом на официальный язык запрашиваемого государства.

Читайте так же:  Как выглядит электронный сертификат на материнский капитал

Вместе с тем, Конвенции содержат положения, предусматривающие возможность разрешения семейных споров с помощью альтернативного (внесудебного) способа – процедуры медиации. Работу в части организации и обеспечения медиативных процедур ведет подведомственное Министерству просвещения Российской Федерации учреждение – ФГБУ «Федеральный институт медиации».

http://docs.edu.gov.ru/document/3e97eaf30c5ac473d882bdb8391f62cf/

Похищение детей — аспекты Гаагской конвенции и практика

Поделиться:

Вопросы похищения и вывоза детей за границу всегда актуальны. Не все знают, но большинство стран связаны международной конвенцией, которая позволяет ускорить возвращение ребенка в страну, из которой его забрали. Решил написать про аспекты Гаагской конвенции о похищении детей и о том, как нужно вести себя родителю, у которого похитили ребенка.

Итак, для начала, кроме Азербайджана, Киргизстана и Таджикистана, Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей действует во всех странах постсоветского пространства.

Целями Конвенции является обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных или удерживаемых в стране-участнице Конвенции.

Согласно положениям Конвенции, государства-участницы Конвенции назначают Центральный орган для выполнения обязанностей, согласно Конвенции. В Российской Федерации, например, это Министерство образования, а в Израиле — международный отдел прокуратуры при Министерстве юстиции.

Статья 7 Конвенции указывает, что в обязательства Центральных органов стран входит обнаружение местонахождения ребенка, предотвращение причинения дальнейшего вреда ребенку или ущерба заинтересованным сторонам, обеспечение добровольного возвращения ребенка или содействие мирному урегулированию спорных вопросов, инициирование судебных процедур, чтобы добиться возвращения ребенка, обеспечение оказания юридической помощи, предусмотрение необходимых административных мер.

На практике – во всяком случае, в Израиле – все происходит несколько иначе, и назначение Центрального органа отнюдь не означает, что пострадавшая сторона может полагаться на немедленное возвращение удерживаемого ребенка. Центральные органы договорившихся стран скорее выполняют функции надзора, в то время как основные действия для возвращения ребенка придется инициировать именно пострадавшей стороне, не зря говорят «спасение утопающих дело рук самих утопающих», а прокуратура лишь может содействовать обратившемуся при выборе адвоката.

Содействие при выборе адвоката также происходит довольно пассивно – список адвокатов, специализирующихся в делах, связанных с Конвенцией, опубликован на официальном сайте международного отдела прокуратуры при Министерстве юстиции и все они платные, а процесс получения бесплатной юридической помощи тем, кто отвечает на соответствующие критерии, может занять долгое время, которое не всегда есть.

Согласно статье 3 Конвенции, перемещение или удержание ребенка рассматриваются как незаконные при нарушении прав опеки пострадавшей стороны и при условии, что права опеки эффективно осуществлялись. В отдельных случаях, защитой матери, которая без разрешения отца увезла ребенка в другую страну, может послужить аргумент, что отец не интересовался им и не принимал участия в его жизни и воспитании.

При разбирательстве суд рассмотрит, являлась ли страна, из которой увезли ребенка, страной постоянного проживания ребенка. При этом, например, если на момент разбирательства ребенок уже проживает длительное время в стране, где его удерживают, эта страна все еще не превращается в страну постоянного проживания ребенка и, за исключением редких случаев, суд не учитывает настоящие условия проживания ребенка – достаточно, что ребенка увезли из страны его постоянного проживания.

Заявление о похищении ребенка или удержании его в другой стране нужно подавать в Центральный орган по месту проживания, который со своей стороны обратится в Центральный орган страны, где удерживается ребенок.

Статья 15 Конвенции указывает, что судебные органы страны, где удерживается ребенок, вправе потребовать, чтобы заявитель получил от органов государства постоянного проживания ребенка решение или определение, подтверждающее, что перемещение или удержание ребенка были незаконными.

Вопреки положениям Конвенции, я настоятельно рекомендую пострадавшей стороне самой действовать согласно 15 статье Конвенции, не ожидая предписания от судебных органов страны, где удерживается ребенок, и немедленно обращаться в суд по месту жительства с просьбой вынести решение о незаконности перемещения или удержания ребенка в другой стране. Такое решение может быть чрезвычайно полезным при разбирательствах в судах страны, где удерживается ребенок.

В случае, если Центральному органу страны, где удерживается ребенок, не удастся привести к добровольному возвращению ребенка – а Центральному органу, скорее всего, не удастся даже установить, где находится ребенок –, пострадавшей стороне придется самостоятельно узнать, где удерживается ребенок и самой обратиться в суд по месту его удержания.

Согласно Конвенции, суд страны, где удерживается ребенок, должен предписать указ о немедленном возврате ребенка, если не прошел один год со дня незаконного перемещения или удержания.Доказательства того, что ребенок адаптировался в новой стране, суд будет рассматривать только в том случае, если иск о возврате ребенка подан по истечению года со дня незаконного перемещения или удержания.

Суд имеет право отказать в удовлетворении иска о возврате несовершеннолетнего в случае, если лицо, подавшее иск, фактически не осуществляло свои права опеки или в случае, если доказан риск того, что возвращение ребенка создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда или иным способом поставит его в невыносимые условия. Так же суд может отказать в возвращении ребенка в случае, если ребенок достиг должного возраста и степени зрелости, при которых следует принимать во внимание его мнение, и ребенок возражает против возвращения.

Отмечу недостаточность голословных утверждений, что отец/мать, у которых забрали ребенка, способны нанести ему вред – именно сторона, которая увезла или удерживает ребенка, утверждая, что возвращение создаст угрозу причинения физического или психологического вреда, несет особо тяжкое бремя доказательства таких утверждений в суде. В большинстве случаев, если сторона не приводит доказательств произошедшего в прошлом насилия, такие утверждения отклоняются судом.

Первое заседание суда назначается не позже пятнадцати дней после подачи иска. Уже на этом заседании суд уполномочен вынести ордер о немедленном возврате ребенка в страну его постоянного проживания. При выносе ордера о возврате несовершеннолетнего, суд имеет право задействовать социальных работников и полицию, а Центральный орган страны, где удерживается ребенок будет координировать их действия.

Читайте так же:  Рассмотрение заявления о разделе имущества

В случае задействования социальных служб и полиции, все расходы, связанные с возвращением ребенка в страну его постоянного проживания, будет нести похитившая/удерживающая ребенка сторона.

Конвенция указывает, что судебные органы страны, где удерживается ребенок, должны вынести решение в течение шести недель со дня подачи иска, но данная статья не всегда соблюдается, и, указав обстоятельства, которые помешали ему вынести решение в должный срок, суд имеет право отложить вынос решения в деле.

Подытоживая сказанное, в случае, если вашего ребенка похитили или незаконно удерживают в другой стране, рекомендую предпринимать следующие действия:

1) Подать жалобу в полицию. Похищение и незаконное удержание ребенка являются уголовным преступлением. В Израиле, например, суд арестовал мать, которая незаконно увезла и оставила сына в Украине.

2) Обратиться в Центральный орган страны постоянного проживания ребенка, проследить за обращением в Центральный орган страны, где удерживается ребенок, но не ждать их действий, а продолжать заниматься вопросом самостоятельно.

3) Немедленно, не ожидая предписания от судебных органов страны, где удерживается ребенок, подать в суд иск с просьбой вынести решение, что перемещение или удержание ребенка в другой стране являются незаконными.

4) Немедленно обратиться к адвокату (желательно не выбирать самого первого, а провести опрос и получить несколько предложений) в стране, где удерживается ребенок, и как можно скорее подать иск в уполномоченный суд.

http://snob.ru/profile/30206/blog/161854

Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1997 года «О присоединении к Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей».

Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 1 апреля 1998 года и действует для Республики Беларусь в отношениях со следующими государствами (по состоянию на 1 февраля 2018 года):

Австралия, Албания, Андорра, Аргентина, Армения, Багамские Острова, Белиз, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Габон, Гватемала, Гвинея, Германия, Гондурас, Греция, Грузия, Доминиканская Республика, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Латвия, Лесото, Литва, Мальта, Марокко, Мексика, Молдова, Монако, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Россия, Сальвадор, Сан-Марино, Сейшельские Острова, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, Таиланд, Тринидад и Тобаго, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Фиджи, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эстония, ЮАР, Япония.

Конвенция, признавая приоритет интересов детей в вопросах, касающихся опеки над ними, направлена на защиту детей от вредных последствий их незаконного перемещения или удержания и установление процедур, обеспечивающих их незамедлительное возвращение в государство их постоянного проживания и защиту прав доступа.

Лицо, учреждение или иная организация, которые наделены правами опеки 1 в отношении ребенка, могут обратиться с заявлением о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании Конвенции при одновременном выполнении следующих условий:

ребенок не достиг возраста 16 лет;

ребенок непосредственно перед перемещением или удержанием постоянно проживал на территории государства-участника Конвенции и перемещен в другое государство, являющееся участником Конвенции;

на момент перемещения или удержания ребенка права опеки в отношении ребенка эффективно осуществлялись или осуществлялись бы, если бы не произошло перемещение или удержание.

Заявление может быть подано в Центральный орган по месту постоянного проживания ребенка либо в Центральный орган любого другого государства-участника Конвенции, а также непосредственно в судебные или административные органы государства, в котором находится ребенок 2 .

В Республике Беларусь функции Центрального органа в соответствии с Конвенцией возложены на Министерство юстиции Республики Беларусь. Непосредственно в Министерстве юстиции за исполнение данных функций отвечает отдел исполнения международных договоров управления международного сотрудничества:

Видео (кликните для воспроизведения).

При подаче заявления о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа через Министерство юстиции Республики Беларусь рекомендуем предварительно обратиться по указанному выше номеру телефона для получения дополнительной информации по конкретному делу.

К заявлению, заполненному на белорусском / русском языке, должен прилагаться перевод на официальный язык запрашиваемого государства. Все дополнительные документы должны прилагаться в оригинале либо в форме официальной / нотариально удостоверенной копии и сопровождаться заверенным переводом на официальный язык запрашиваемого государства.

http://minjust.gov.by/directions/international_cooperation/icd-lev2-4/icd-lev3-4/

Международное похищение детей. Конвенция о международном похищении детей.

Первостепенным при расторжении международных браков остается вопрос, в какой стране и с кем из супругов будут проживать дети после развода, как и где будет общаться с детьми родитель, проживающий отдельно. Ведь в большинстве случаев один из разведенных супругов остается у себя дома, а другой возвращается на родину, при этом, как правило, дети следуют судьбе их матери.

К сожалению, в конфликтных ситуациях дети превращаются в инструмент шантажа и угроз в руках спорящих родителей. Когда аргументы заканчиваются, в ход идут приемы «на грани закона и беззакония», а порой дело доходит до откровенного похищения детей.

Что же подразумевает под собой термин «международное похищение детей»?

Адвокаты нашего бюро чаще всего сталкиваются с незаконным вывозом ребенка из государства его постоянного проживания, и удержанием ребенка в другой стране вопреки воле другого родителя.

Ведь угроза остаться без ребенка заставляет родителей совершать незаконные с точки зрения международного семейного правапоступки.

Так, мать – гражданка РФ, вывозит детей в Российскую Федерацию без согласия супруга – иностранца,и отказывается вернуть детей на родину их отца. В свою очередь, отец – гражданин иностранного государства обращается в полицию или в органы ювенальной юстиции своего государства с заявлением о похищении ребенка.

Сложность ситуации заключается в том, что законы различных государств, регулирующие семейные отношения, и в частности ,вопросы опеки над детьми, общения с ними, могут быть различны. Т.е. в определенных случаях могут возникать коллизии (противоречия) между правовыми нормами двух государств, регулирующими одну жизненную ситуацию.

Для правового регулирования вопросов международного похищения детей 25 октября 1980 года в Гааге странами – участниками была заключена Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей.

Читайте так же:  Образец иска о разделе совместно нажитого имущества

Российская Федерация, как и большинство цивилизованных государств, является участником данной Конвенции. Исполнение ее условий для России стало обязательным с 01 октября 2011 года.

После ратификации Конвенции, Российская Федерация ввела в национальное законодательство нормы, регулирующие порядок обращения иностранных граждан с заявлениями о похищении детей.

Согласно этим правилам граждане иностранных государств, полагающие, что их дети незаконно перемещены и удерживаются в РФ, могут напрямую обратиться в российский суд с заявлением о похищении детей.

Такое заявление рассматривает компетентный суд Российской Федерации с некоторыми специфическими особенностями, обусловленными участием в процессе иностранных граждан и особым предметом самого спора, касающегося судьбы ребенка.

Ввиду этого, к участию в деле привлекаются органы опеки и прокурор, которые обязаны представить в суд соответствующее заключение.

При рассмотрении таких дел, прежде всего, суд квалифицирует законность или незаконность действий одного из родителей, вывезших ребенка в другое государство без согласия другого родителя.

Статья 3 Конвенции определяет, в каких случаях считать перемещение ребенка и его удержание незаконными.

Такие перемещение и удержание рассматриваются как незаконные,

а) если они осуществляются с нарушением прав опеки, которыми были наделены какое-либо лицо, учреждение или иная организация, совместно или индивидуально, в соответствии с законодательством государства, в котором ребенок постоянно проживал до его перемещения или удержания; и

  1. b) во время перемещения или удержания эти права эффективно осуществлялись, совместно или индивидуально, или осуществлялись бы, если бы не произошло перемещение или удержание.

Значимым, но не предопределяющим моментом при вынесении судебного решения о возврате ребенка в государство постоянного проживания или отказе в возврате, является установление судебным органом, где ребенок преимущественно проживал и где находился центр его личных жизненных интересов до незаконных перемещения или удержания.

Чем грозит матери (отцу) незаконный вывоз детей из страны постоянного проживания в РФ и(или) их неправомерное удержание, и что делать, если родитель ребенка-иностранец обратился в суд с заявлением о возвращении ребенка?

Если перемещение и (или) удержание суд сочтет незаконными, то правила, содержащиеся в ст. 11, 12 Конвенции, обязывают российский суд вынести предписание о возвращении ребенка, а если с момента перемещения в РФ прошло менее года, то данное требование носит практически безусловный характер.

В таком случае, родитель, незаконно вывезший ребенка в РФ, обязан в порядке, предписанном в судебном решении, вернуть ребенка в страну постоянного проживания. Сам по себе возврат ребенка не прекращает прав опеки родителя, совершившего неправомерный с точки зрения закона поступок. Однако в большинстве государств такие действия родителя расцениваются как грубое нарушение основ семейного законодательства и интересов ребенка, и влекут за собой прекращение прав опеки в судебном порядке. Ведь в большинстве случаев, после несанкционированного вывоза ребенка, ущемленный в правах родитель обращается с заявлением в судебные и правоохранительные органы, и добивается лишения опеки или родительских прав другого родителя.

Простое прочтение правил Конвенции о международно-правовых аспектах похищения детей, без профессионального, юридического анализа их значения, приводит наших сограждан, покинувших чужбину со своим ребенком, в трепет. Ведь фактически нормы Конвенции предписывают российскому суду безоговорочно вернуть ребенка в страну постоянного проживания.

Но, все ли так безнадежно?

Наши адвокаты – специалисты по международному семейному праву считают, что постоянное место жительства ребенка за рубежом – это не единственный фактор, на основании которого суд должен сделать вывод о незаконности перемещения и удержания ребенка в РФ, и вынести безоговорочное предписание о возврате ребенка в страну постоянного проживания.

Например, в статье 13Конвенции перечислены основания, по которым суд может отказать в удовлетворении требования о возврате ребенка.

Указанные основания носят общий характер, в связи с чем, суд в каждом конкретном случае определяет юридически значимые обстоятельства, относящиеся к личности ребенка, и, с учетом его интересов, выносит решение либо о возврате ребенка в государство постоянного проживания, либо отказывает в удовлетворении заявления иностранного гражданина, и ребенок остается в РФ.

Большое значение при разрешении споров о незаконном перемещении и удержании детей имеет работа адвоката, его умение и опыт определить юридически значимые обстоятельства, нуждающиеся в доказывании в процессе судебного разбирательства, и обозначить круг доказательств, необходимых для представления в суд.

Определение таких обстоятельств в каждом конкретном деле, своевременный сбор и подача документов в суд, рассматривающий дело, в опровержение доводов лица, требующего возврата ребенка, предопределяет положительный результат дела для защищающейся стороны в споре.

Каждая ситуация с вывозом ребенка из страны постоянного проживания в РФ индивидуальна, и готового юридического рецепта, как выиграть судебное дело о возврате ребенка, не существует. Во многом это предопределено различием норм семейного права, регулирующих права опеки над ребенком, в странах – участницах Конвенции.

Наши адвокаты могут дать исчерпывающие рекомендации, которые помогут в будущем избежать сложных юридических проблем с возвращением ребенка в РФ для постоянного проживания.

Во-первых, при рождении ребенка на территории иностранного государства следует дать ему российское гражданство, даже если ребенок уже является иностранным подданным. Это можно сделать в консульстве РФ в любой стране.

Во-вторых, при перемещении ребенка в РФ на постоянное место жительства необходимо в кратчайшие сроки обратиться к компетентным адвокатам, для совершения ряда юридических шагов, позволяющих в дальнейшем защитить ваши интересы и интересы вашего ребенка.

Какие именно это будут шаги перечислить невозможно, поскольку характер действий зависит от национального законодательства государства, откуда вывезен ребенок, оценки конкретной ситуации, включающей изучение множества факторов, влияющих на дальнейшее ее развитие.

Как минимум, это безотлагательные действия по установлению в судебном порядке опеки над ребенком в РФ. Однако, здесь надо учитывать, что ответчиком в российском суде будет выступать иностранный гражданин, и необходимо соблюсти все юридические тонкости международного права, касающиеся уведомления иностранного гражданина, а также учитывать возможность подачи родителем-иностранцем международного запроса о возврате ребенка через МинобрнаукиРФ, назначенное центральным органом по Конвенции о международном похищении детей, что влечет за собой ряд процессуальных тонкостей рассмотрения дела об опеке над ребенком.

Читайте так же:  Развод муж не платит ипотеку

Не стоит доверяться в таких делах юристам или адвокатам, не знакомых с юридическими особенностями рассмотрения дел с участием иностранных граждан, и не сталкивавшихся с практикой рассмотрения дел о международном похищении детей.

Необходимо помнить, что юридическая сила судебных актов носит необратимый характер в 99% случаях, и правовые ошибки могут носить фатальный характер.

Кроме того, игнорирование правил международного права в российских судах при рассмотрении семейных споров влечет безусловный отказ в признании (экзекватуре) таких решений за рубежом.

Как подать международный запрос о возвращении ребенка в РФ из иностранного государства?

На практике встречаются случаи вывоза детей из России в другое государство отцом – иностранцем, и отказ вернуть их матери (отцу) в РФ.

Правом на возврат незаконно вывезенного из РФ ребенка обладают и российские граждане, дети которых перемещены и удерживаются в иностранном государстве, участвующем в Конвенции о международном похищении детей.

Процедуры подачи заявления о международном похищении детей в государствах-участниках Конвенции отличаются,и регламентируются национальными законодательствами этих государств.

Безусловно, разобраться в тонкостях процедуры подачи запроса о возврате ребенка, может только адвокат, специализирующийся на семейном международном праве.

Однако и этого не достаточно для эффективности процедуры по возвращению ребенка в РФ.Необходима поддержка и сопровождение процедуры внутри самого государства, куда незаконно перемещен ребенок.

Именно поэтому наше Адвокатское бюро сотрудничает с более чем двадцатью партнерскими офисами разных стран для обеспечения оптимального и своевременного результата процедуры возвращения незаконно перемещенного и удерживаемого в другом государстве ребенка.

Для получения подробной квалифицированной консультации наших адвокатов по международному семейному праву Вы можете позвонить по тел.: + 7 495 514 41-28; +7 916 289 27-93.


http://advocat-gribkov.ru/service/mezhdunarodnoe-pohishhenie-detej-konventsiya-o-mezhdunarodnom-pohishhenii-detej/

К вопросу о практическом применении в РФ Гаагской 1980 года Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей

История, рассказанная Российской Газетой.

При всем внешнем благополучии, детей не разъединили с матерью, очень плохая история и плохой прецедент. Особенно, когда из уст чиновника, должного защищать права ребёнка звучит: «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».

Фабула дела: гражданка России, 20 лет прожила в ФРГ, два гражданства, Муж немец, четверо общих детей, все бипатриды. Всю жизнь прожили в Германии. Родной язык немецкий, обычное место жительства, привычное окружение, круг общения там же.

В последнее время отношения супругов ухудшились. По взаимному согласию мать с детьми улетает в Сочи к своим родителям на отдых. Дата возвращения согласована. Билеты куплены. В назначенный срок жена и дети не возвращаются. По телефону жена мужу сообщает, что не вернутся. Тот в семейный суд, немецкий, и быстро получает решение о незаконном перемещение и удержание детей. Далее, в порядке Гаагской конвенции 1980 года «о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» муж обращается в российский суд. Учитывая сложность и правовую необычность для нашего правопорядка, специальная подсудность. В каждом федеральном округе один суд и 1-2 судьи, специализирующихся на подобных делах. Первая инстанция постановляет вернуть детей. Апелляция отменяет это решение и оставляет детей с матерью. Вроде как хорошо. Дети, мать, все вместе, все счастливы. Все ли?

Гаагская конвенция 1980 года базируется на главном — первичны и единственно важны интересы ребенка. И они требуют незамедительного возвращения его к месту обычного проживания, в привычную среду и окружение. Вернули, а дальше родители или иные лица осуществляющее права опеки пусть разбираются между собой сами или в судебном порядке определяют место жительства и порядок общения.

Повторяю, дела подобного рода сложны и непривычны в обычной парадигме «гражданство, наши дети, своих не выдаём». Не зря я привел слова Татьяны Ковалевой, уполномоченной по правам ребенка в Краснодарском крае про «гражданин РФ не может быть выслан. «. Хорошо, хоть обошлась без «врагам». Эта непривычность и непонимание сути конвенции типично не только для нас. Скажем, долгое время ФРГ, присоединившаяся к этой конвенции в 1990, не возвращала ан масс «своих детей». Там сразу эти вопросы отнесли к подсудности всех земельных судов, коих больше 100. Судьи, не прошедшие подготовку к использованию международных конвенций и не понимающие сути штамповали решения «не возвращать нашего гражданина». Постепенно наладилось, но сколько судеб было искалечено. Поэтому, у нас пошли другим путем. Один суд в каждом федеральном округе и судьи прошедшие подготовку для разрешения споров подобного рода. Даже была введена новая глава в ГПК РФ 22.2. В указанных условиях решение суда 1 инстанции о возвращении детей к месту обычного проживания было обоснованно. Однако, апелляция определила по-другому.

Чем же это плохо, кроме того, что плохо для детей?

Начну с самой конвенции.

Она ратифицирована 99 государствами. Действует двухступенчатый порядок присоединения. На первом этапе государство ратифицирует конвенцию. На втором ранее присоединившиеся государства в индивидуальном порядке признают эту ратификацию вступившей в силу. Так вот, на сегодня более 1/3 ранее присоединившихся стран не признали Российскую Федерацию в рамках действия этой конвенции. Тут нет никакой политики или злокозненности. Ранее присоединившиеся хотят убедиться, что новая страна будет исполнять принятые обязательства. У ФРГ на это ушло 5 лет и они признали наше присоединение только в 2016. С США до сих пор ведутся серьезные переговоры. Американцы открыто говорят — мы возвращаем детей и прежде, чем мы признаем вас, хотим убедиться, что это будет взаимно. Вот подобные случаи к сожалению, доказывают. что со взаимностью далеко не все в порядке.

Кроме того. В Германии похищение или незаконное удержание ребенка уголовно наказуемо УК ФРГ § 235. Похищение несовершеннолетних
(1) Лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом наказывается тот, кто похищает у родителей или у одного из родителей, опекуна или попечителя

Так же наказывается тот, кто у обоих родителей или одного из них, опекуна или попечителя ребенка
1. похищает ребенка для переправки его за границу или
2. скрывает его за границей после того, как тот был доставлен туда, или после того, как ребенок отправился за границу.

Читайте так же:  Как подать заявление на развод в загсе

Решение о возвращении детей немецким судом уже постановлено. Уверенно предположу, что приговор в отношении матери немецкий суд вынес или вынесет. Так что, ближайшие десятилетия ни мать, ни дети в Германию, ЕС или другие страны имеющие с ФРГ договоры о правовой помощи не выедут. Алиментные обязательства отца? Только его добрая воля. Так что, всё один большой праздник.

И еще. Конвенция действует уже почти 30 лет. За это время проводилось большое количество исследований и опросов не возвращенных детей. Так вот, в 100% случаев уже выросшие и повзрослевшие «похищенные» жалели, что их не возвратили.

http://zakon.ru/Blogs/k_voprosu_o_prakticheskom_primenenii_v_rf_gaagskoj_1980_goda_konvencii_o_grazhdansko-pravovyh_aspekt/76111

Международное похищение детей. Конвенция 1980 года

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, которая подписана была в Гааге в 1980 году, а вступила в силу для России с 2011 года. В отношениях между Россией и ряда стран вступает в силу до сих пор, очень сложно вступает в силу между странами, т.к. обе страны должны признать присоединение к данной Конвенции.

Большинство европейских стран, за исключением, если я не ошибаюсь, Албании, уже эту конвенцию ратифицировали в отношении России, и ситуация такова, что на сегодняшний день она в полном объеме работает между большинством стран, которые ее подписали, и Россией.

Что можно сказать? Для чего она нужна?

Конвенция появилась как ответ на многочисленные случаи перемещения детей из одной страны в другую. Матери или отцы, устав жить в одной из стран, решившие круто изменить свою жизнь, хватают ребенка и уезжают в другую страну. И дальше, “в домике”, вопросы должна решать юрисдикция другой страны. Такой вот юридический туризм когда-то был очень распространен в Европе и закончился в 80-м году созданием соответствующей Конвенции.

Конвенция очень простая, в ней говорится очень просто: если ребенок был перемещен из страны А в страну Б без согласия обоих родителей либо без решения соответствующего суда, то ребенок подлежит возврата в ту страну, откуда он был вывезен. А дальше уже, уважаемые родители, решайте вопросы в той стране: поедет ребенок куда-то или не поедет, как он будет жить, с кем он будет жить.

Конвенция очень просто сформулирована, в ней мало исключений, и они касаются, конечно, вопиющих случаев, когда нельзя ребенка возвратить. Например, случаев эпидемий, войн или других ситуаций, когда ребенка точно нельзя возвращать в ту страну, в ту юрисдикцию, откуда он был вывезен.

Конвенция применяется в России достаточно активно, накоплен достаточно богатый опыт, например, в нашей фирме по возвращению детей, вывезенных за рубеж. Зарубежные суды возвращают детей в Россию, если это перемещение было незаконным.

Вот в обратном направлении ситуация пока напряженная. И суды неохотно в РФ принимают решения о возврате детей в ту страну, откуда они были вывезены. Но надо сказать, что подобный опыт имели все страны, которые присоединялись к этой Конвенции. И чадолюбивая Италия, и любящая порядок Германия — все начинали с одного и того же: исключений, по которым дети не возвращались, было больше, чем ситуаций, когда дети возвращались.Но постепенно суды приходят к пониманию, что Конвенция является сильным и грамотным инструментом для исключения случаев похищения детей, т.н. трансграничного похищения детей как такового.

Действительно, получается, что можно схватить ребенка, убежать в другую страну и дальше уже считать, что вы справились с основной проблемой. Нет, это не правильно. Ребенок не вещь. Это не стульчик, который можно сложить и перевести в другую страну. Это человек. Его нельзя просто так взять и выдернуть из тех обстоятельств, где он жил, только потому что этого хочет мама или папа, а не оба родителя, взять и переместить в другую страну. Российские суды начинают это постепенно понимать, и процесс возврата детей из РФ незаконно вывезенных на нашу территорию, пошел. И таких дел уже не одно и не два. Конечно, это все непросто, но тем не менее процесс идет. Поэтому на сегодняшний день советовать, например, матерям, которые подвергаются побоям, унижениям или иным сложностям в жизни в другой стране, советовать просто так брать ребенка и уезжать домой в условный Краснодар к маме — мы не можем. Потому что скорее всего будет принято решение о возврате ребенка в ту страну, откуда он был вывезен.

Сегодня к таким перемещениям через границы государств необходимо готовиться, готовиться и юридически, и вести определенные переговоры, готовиться к переезду. Во всяком случае, без адвоката здесь не обойтись в этой ситуации совершенно точно.

Мой вам совет — обращаться к адвокату в первую очередь, еще до того, как вы решили обсудить этот вопрос с отцом или матерью ребенка, перед тем как ребенка перемещать. Позиция, что я сначала схвачу и убегу, потом три месяца отсижусь, а потом чаша, дай Бог, меня минует — не всегда приводит к положительному результату. Детей возвращают, и возвращают согласно Конвенции правильно.

Если вы решили, что вы с отцом ребенка жить не будете и что вам нужно переехать в другую страну, первый ваш визит — к адвокату, причем в той стране, откуда вы собираетесь уезжать. В той стране, куда вы собираетесь уезжать, также было бы неплохо посетить адвоката.

И в заключение. Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей в России действует, количество стран-участниц всё увеличивается с каждым годом, практика растет, и можно только приветствовать, что на сегодняшний день Россия становится в ряду тех стран, которые не допускают такого вольного общения с детьми, фактически отсутствия признания субъектности детей. Россия понимает, что дети — это тоже люди, и тоже имеют право жить там, где они живут, и перемещаться по миру только в мирном порядке без каких-либо похищений.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://isppp.site/portfolio/convention/

Конвенция о международном похищении детей 1980
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here