Мероприятия направленные на защиту прав детей

На странице подготовлен материал на тему: "Мероприятия направленные на защиту прав детей" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 8. План по защите прав ребенка

Статья 8. План по защите прав ребенка

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в часть 1 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

1. План по защите прав ребенка утверждается в порядке, установленном Правительством Москвы, в течение 30 дней с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка, нуждающегося в помощи государства.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в часть 2 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

2. В плане по защите прав ребенка определяются формы, сроки и место устройства ребенка (усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание, а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов).

3. План по защите прав ребенка определяет формы защиты прав ребенка, организацию правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга, мероприятия, направленные на возврат ребенка в кровную семью, иные мероприятия, предусмотренные федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, а также сроки их выполнения.

4. План по защите прав ребенка составляется с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в часть 5 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

5. Пересмотр плана по защите прав ребенка осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, не реже одного раза в год.

6. Законный представитель ребенка и (или) уполномоченная организация, осуществляющая сопровождение семьи, принявшей ребенка на воспитание, вправе инициировать пересмотр плана по защите прав ребенка.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в часть 7 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

7. Контроль за реализацией плана по защите прав ребенка осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы.

8. Положение о плане по защите прав ребенка утверждается Правительством Москвы.

>
Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание
Содержание
Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» (с.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Мероприятия направленные на защиту прав детей

от 3 октября 2017 года N 09-1995

О направлении рекомендаций

Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направляет для использования в работе методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.

Приложение. Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей

— разработка программ, методических пособий, включающих правовую тематику;

— обучение обучающихся основам правовой культуры с целью повышения гражданской активности и формирования навыков ориентироваться в различных жизненных ситуациях, в том числе, соблюдая социальные обязанности и отстаивая собственные права;

— реализация программ повышения правовой грамотности для родителей с целью формирования основ правовой культуры в семье;

— повышение уровня правовой грамотности педагогов.

В соответствии с этим, всю работу в образовательных организациях по повышению правовой грамотности целесообразно разделить на три целевые группы, с учетом их особенностей, различных ролей и соответственно требуемых различных подходов при организации мероприятий:

1. Дети, обучающиеся в образовательных организациях.

2. Родители (законные представители).

3. Педагоги, участвующие в воспитании детей.

Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей.

Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей)

Рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей

Список нормативно-правовых актов, рекомендуемых для использования при проведении мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);

2. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.);

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

Профилактика асоциального поведения обучающихся

Безопасность детства как определяющий фактор развития нравственно здорового общества формирует спектр первоочередных государственных задач и является неоспоримым приоритетом деятельности Минпросвещения России. Целенаправленная работа с трудностями адаптации несовершеннолетних и их асоциальным поведением, поиск путей повышения эффективности психолого-педагогических технологий, сопровождающих взросление ребенка, его социализацию (ресоциализацию), – все это требует особых средств и методов психолого-педагогической работы.

Цель проекта

Совершенствование и развитие системы профилактики асоциального поведения обучающихся. Создание условий для безопасного и комфортного детства.

Описание

Реализация проекта предполагает сплочение усилий государственных органов власти по созданию действенного плана мероприятий, которые способствуют профилактике асоциального поведения обучающихся. Для повышения эффективности в достижении поставленных целей изучается и обобщается передовой мировой опыт в области методологии, эффективных технологий, используемых в профилактической работе, создаются условия развития и реабилитации обучающихся.

  • интернет-уроки, цель которых – повысить эффективность педагогической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей и молодёжи, профилактику употребления психоактивных веществ, формирование культуры безопасного образа жизни;
  • мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИДа, в том числе Всероссийские акции «СТОП ВИЧ/СПИД»;
  • мероприятия по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних;
  • совещания, конференции, семинары и круглые столы по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня, приобретение новых квалификаций руководителями и специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе межведомственные обучающие семинары с участием профильных некоммерческих организаций.

Минпросвещения России осуществляет методологическое сопровождение проведения социально-психологического тестирования школьников и учащихся профессиональных и высших учебных заведений, направленное на раннее выявление употребления наркотических и психотропных веществ.

В специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа регулярно проводятся общие мероприятия по ресоциализации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Внеклассное мероприятие «Права ребенка – защита государства» (5–6-е классы)

Цель:

познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными Конвенцией ООН, и способами их реализации.

Задачи:

  • Формировать у подростков правовую культуру, общечеловеческие ценности,
  • Воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувство собственного достоинства, справедливости.
  • Читайте так же:  После суда сколько ждать развод

    Оборудование:

    мультимедиа, компьютер, наглядный материал.

    Участники:

    ученики 5-6 кл.

    Права детей – забота государства.

    Вступление.

    1-й ученик:

    Однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

    2-й ученик:

    Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войн, чтоб никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

    3-й ученик:

    Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали его права.

    Учитель:

    А случилось это 20 ноября 1989 г.. Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребенка. На территории РФ Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 г. Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребенка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить детям все государства — участники Конвенции. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

    Ребята, позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком? Перед вами четыре варианта ответа: А) до 14 лет;

    Подумали? А теперь давайте проголосуем (идет подсчет голосов). Как видите, голоса разделились. Кстати, этот вопрос был задан в игре “Кто хочет стать миллионером?”, и отвечал на этот вопрос школьник. Так вот. Он ответил на этот вопрос неверно. Видимо, как и некоторые из вас, он решил, что детский возраст заканчивается с получением паспорта, то есть в 14 лет. Но в соответствии с первой статьей Конвенции ООН ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Так что все вы на самом деле еще дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны своего государства. Поэтому послушайте моих помощников, которые подробно изучили Конвенцию ООН о правах ребенка. Они расскажут о ваших основных правах и о путях их реализации.

    Жизнь, здоровье и отдых детей.

    Ученик:

    Государства – участники Конвенции ООН – признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. ( ст. 6)

    Наверное, сегодня это право ребенка многим покажется очевидным, но вспомните законы древней Спарты, или концентрационные лагеря фашистской Германии, или разговоры сегодняшних псевдогуманистов о возможности умерщвления новорожденных детей, страдающих некоторыми врожденными заболеваниями.

    Признавая неотъемлемое право человека на жизнь, государства создают законодательства, охраняющие жизнь и здоровье всех его граждан.

    Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. ( ст.14)

    То есть вы вправе исповедовать любую религию. Но если вы станете членом секты, решившей устроить на планете конец света путем проведения газовой атаки в метро или взрыва атомной бомбы, то ваши действия нарушат право на жизнь других членов общества и станут самым настоящим преступлением, наказание за которое не замедлит последовать.

    Ребенок имеет право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции. (ст.16)

    Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. (ст.24)

    А для реализации своего права на бесплатную медицинскую помощь вам следует один раз в год заключать договор о медицинском страховании.

    Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством, спортом и техническим творчеством. (ст.31)

    И для реализации этих прав вам достаточно записаться в кружки, спортивные секции, творческие студии.

    Учитель:

    Спасибо за выступление. А теперь давайте проверим, внимательно ли вы слушали моего помощника. Посмотрите сценку из известной вам сказки о мертвой царевне и о семи богатырях. Какое право ребенка было нарушено?

    Инсценировка по “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”

    (С зеркальцем в руках сидит царица, любуется своим отражением)

    Царица.

    Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

    Зеркальце

    . Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.

    Царица.

    Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?

    Зеркальце.

    А царевна всех милее, всех румяней и белее.

    (Царевна бросает зеркальце. Топает ногами. Кличет служанку)

    Царица.

    Эй, чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь на съедение волкам!

    Учитель: И так, какое право ребенка было нарушено? (право на жизнь)

    Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.

    Право на жизнь записано в конвенции о защите прав ребенка и в законах России, и все обязаны соблюдать эти право. А вот, сценка из нашей жизни.

    Сценка “Чужое письмо”

    Нина.

    А ты не пойдешь на физкультуру?

    Ира.

    Нет, я освобождена. (Нина уходит. Ира начинает рисовать). Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю. (Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает читать его. Входит Нина)

    Нина

    . Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

    Ира

    . А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

    Учитель.

    На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?

    (Учащиеся высказывают свое мнение) Правильно, статья 16 о праве на тайну корреспонденции. А теперь, давайте, узнаем, какие права вы имеете в защиту от насилия и эксплуатации.

    Защита от насилия и эксплуатации

    Ученик:

    Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия. (ст. 19) А это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас воздействие, то есть убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста, не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к классному руководителю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде.

    Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. (ст32)

    И в соответствии с этой статьей Конвенции ООН о правах ребенка разрабатывается перечень разрешенных работ и устанавливается максимальная продолжительность рабочего дня для различных возрастов подростков.

    Ребенок имеет право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ. (ст. 33)То есть все те, кто предлагает вам наркотические или психотропные препараты, нарушают Уголовный кодекс РФ и подлежат уголовной ответственности за свои действия. А если кто-то из “друзей” ваших знакомых наркоманов попросит вас передать “другу” шприц или таблетки, то учтите, что, ввязавшись в это грязное дело, вы становитесь соучастником преступления.

    Читайте так же:  Заявление об отмене ограничения в родительских правах

    Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

    Если вдруг вы почувствовали какой-то нездоровый интерес к себе со стороны своих близких (отчима, маминого друга, папиной приятельницы и т.п.), старшего друга, подруги или от человека, от которого вы зависите по учебе или работе, не стесняйтесь и не бойтесь, что вам не поверят, а срочно обращайтесь за помощью к старшим, которым вы доверяете.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Учитель:

    А теперь, вспомните сказку о Золушке. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться, оскорбляет ее. Золушка без помощи своих друзей не может справиться со всеми делами. Какую статью Конвенции нарушила мачеха? (ст. 19, 32) ( статья о физическом насилии, эксплуатации ребенка)

    К сожалению, мир, в котором мы живем, не идеален и никто не застрахован от огорчений, болезней и несчастий. А разводы родителей, предательство друзей, несчастная любовь, насилие и жестокость…Порой жизненные ситуации так трудны, что у человека просто опускаются руки и ему начинает казаться, что он загнан в угол и выхода нет. Поверьте мне, многие проходят через эти испытания. И здесь главное не замыкаться в себе и не оставаться один на один со своей бедой, а идти к людям. Для оказания психологической помощи подросткам, попавшим в кризисные ситуации, в нашем районе действует специальная телефонная служба доверия. Запомните, пожалуйста, эти телефоны 5-27-33, 5-13-71. И в трудную минуту, прежде чем что-то предпринять, позвоните по этому телефону и, будьте, уверены, вам обязательно помогут.

    А теперь, давайте послушаем сообщение о ваших правах на получение образования.

    Статья «Права ребенка и их защита»

    Права ребенка и их защита

    Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

    — какие права имеет ребенок, только родившись;
    — от кого нужно защищать ребенка;
    — какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
    — кто обязан защищать права ребенка;

    Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
    Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

    Ребёнок имеет право на семью.

    Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

    Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

    Ребёнок имеет право на равенство.

    Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

    Ребёнок имеет право на собственное мнение.

    Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

    Ребёнок имеет право на получение информации.

    Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

    Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

    Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

    Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

    Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

    Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

    1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

    2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

    3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

    4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

    5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

    6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

    7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

    8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

    9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

    10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

    Читайте так же:  Можно подать на алименты если не разведены

    11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

    Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

    От кого нужно защищать ребенка?

    В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

    С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного . А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

    К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

    Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
    Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

    Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
    Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа­лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
    Наиболее типичные нарушения прав таких детей — невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме. В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

    Кто обязан защищать права ребенка?

    В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

    Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
    Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

    Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (е сли ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

    Родитель, приемный родитель, опекун.

    Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

    Органы опеки и попечительства.
    При нарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

    Комиссия по делам несовершеннолетних.

    Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

    Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
    Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

    Приложение 6. План мероприятий по совершенствованию деятельности, направленной на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях и под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2018 — 2022 годы

    Приложение 6
    к государственной программе
    Ханты-Мансийского автономного
    округа — Югры «Социальное и
    демографическое развитие»

    План
    мероприятий по совершенствованию деятельности, направленной на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях и под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2018 — 2022 годы
    (далее — план мероприятий)

    План мероприятий реализуется с целью принятия дополнительных мер по обеспечению защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, а также находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также — дети-сироты, организации для детей-сирот).

    По состоянию на 1 января 2018 года в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее — автономный округ) численность детей-сирот составляет 7849 детей, из них 7798 детей воспитываются в семьях граждан, в том числе 2487 усыновленных детей, что составляет 99,4% от общего числа детей-сирот, проживающих в автономном округе.

    Число семей опекунов и попечителей, проживающих в автономном округе, составляет 3596, приемных — 888.

    Читайте так же:  Не платит алименты не даю ребенка

    В 5 организациях автономного округа для детей-сирот (4 центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и Урайском специализированном доме ребенка) по состоянию на 1 января 2018 года проживают 43 ребенка.

    В течение 2017 года в автономном округе выявлены 448 детей-сирот, нуждающихся в семейном жизнеустройстве.

    За 2017 год на учет в органы опеки и попечительства автономного округа поставлены 684 семьи, выразившие желание принять детей на воспитание, что является достаточным для обеспечения семейного устройства выявленных детей-сирот и воспитывающихся в организациях для детей-сирот.

    В целях предупреждения фактов нарушения прав детей-сирот и жестокого обращения с ними в автономном округе ежегодно проводится их тестирование на комфортность пребывания в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей.

    В 2017 году в тестировании приняли участие 4515 детей-сирот или 87,3% от их общего количества (в 2016 году — 4257 детей или 83%). По результатам тестирования у 53 или 1,2% детей-сирот отмечен уровень комфортности пребывания в семье ниже среднего (в 2016 году — у 60 или 1,4% детей-сирот). На основании полученных результатов в отношении указанных детей и их опекунов, попечителей, приемных родителей организована индивидуальная профилактическая работа, направленная на устранение причин повышенной тревожности у детей и коррекцию детско-родительских отношений.

    Кроме того, в целях предупреждения возвратов детей-сирот из семей опекунов, попечителей, приемных родителей на межведомственной основе осуществляется сопровождение таких семей.

    Количество детей-сирот, возвращенных из семей опекунов, попечителей, приемных родителей в 2017 году, сократилось на 40% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года и составило 18 детей-сирот (в 2016 году возвращены 30 детей-сирот).

    В муниципальных образованиях автономного округа действуют межведомственные опекунские советы для решения вопросов защиты прав детей-сирот, повышения ответственности опекунов, попечителей, приемных родителей, а также предупреждения жестокого обращения с детьми-сиротами и их возвратов из семей. В состав опекунских советов включены представители общественности из числа опекунов, попечителей, приемных родителей, имеющих положительный опыт и стаж воспитания детей-сирот.

    Протоколом совещания Министерства образования и науки Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 22 января 2018 года N Д07-2/07пр с учетом информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации указано на необходимость принятия дополнительных мер, направленных на защиту детей-сирот, недопущение их гибели и жестокого обращения с ними.

    Для достижения указанных целей планом мероприятий решаются следующие задачи:

    разработка новых форм работы с семьями, принявшими на воспитание детей-сирот, повышение качества сопровождения таких семей;

    принятие дополнительных мер по осуществлению контроля за условиями жизни детей-сирот;

    совершенствование системы межведомственного взаимодействия при подготовке кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители;

    развитие кадрового потенциала органов опеки и попечительства и организаций, осуществляющих социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-сирот.

    Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

    Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав создана в 2006 году. Комиссия координирует деятельность всех государственных органов и общественных организаций, которые занимаются защитой прав несовершеннолетних, и обеспечивает единый государственный подход к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Деятельность Комиссии основана на нормах и принципах международного права (Конвенция ООН о правах ребёнка) и Конституции Российской Федерации.

    Цель проекта

    Организация работы Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Описание

    Работа Комиссии направлена на сплочение усилий и координацию работы государственных органов, которые занимаются защитой прав несовершеннолетних. Для повышения эффективности их деятельности проводится работа по изучению передового мирового опыта. Также специалистами Минпросвещения России разрабатываются предложения по повышению эффективности мероприятий, направленных на защиту прав несовершеннолетних и на борьбу с безнадзорностью и правонарушениями среди детей и подростков.

    В рамках её деятельности проводятся общероссийские мероприятия по защите прав несовершеннолетних, по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков.

    Защита прав и интересов детей

    Защите законных прав и интересов ребенка повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне.

    Защита прав и интересов детей повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне. В частности, в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая была ратифицирована государственными органами власти СССР. Так как РФ считается правопреемницей СССР, то действие данного НПА распространяется и на нынешние реалии. Кроме того, защита прав и законных интересов ребенка признается одной из самых главных тем социальной политики государства, так как затрагивает воспитание и образование несовершеннолетних, соответственно, их адаптацию к общественной жизни. Для этого создаются государственные органы, в чью компетенцию как раз и входят функции по защите детства.

    Защита прав несовершеннолетних детей

    Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

    Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

    Конвенция о защите прав ребенка

    Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

    Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

    Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

    Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

    Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

    Способы защиты прав ребенка

    В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

    К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

    Читайте так же:  Мать одиночка имеет право на алименты

    Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

    Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

    Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

    Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

    Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

    Организация по защите прав ребенка

    Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

    Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).

    Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

    Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

    Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

    Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

    Органы, осуществляющие защиту прав детей

    Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст. 8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД. При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

    Прокуратура применяет следующие меры и способы:

    • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
    • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
    • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

    Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности.
    Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

    • Судебная защита прав ребенка, в том числе данный уполномоченный субъект направляет в суд исковое заявление и необходимые документы для лишения родительских прав.
    • Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению ущемленных прав и интересов ребенка. В частности, уполномоченный орган (субъект) решает проблемы беспризорности и безнадзорности, закрепляя за собой определенные обязанности посредством проведения профилактического мероприятия, направленного на социальное воспитание несовершеннолетних.

    Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Понятие «социальная политика» государства подразумевает в первую очередь защиты прав и интересов всех граждан РФ, в особенности, несовершеннолетних детей, относящихся к категории риска.

    Источники

    Мероприятия направленные на защиту прав детей
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here