Главная   страница 1 ... страница 25страница 26страница 27страница 28страница 29

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Предмет и задачи курса «Основы современного естествознания» для гуманитариев.

  2. Естествознание как феномен культуры, его отличие от натурфилософии.

  3. Понятие науки. Особенности научного познания.

  4. Структура научного знания. Классификация наук.

  5. Фундаментальная и прикладная наука.

  6. Исторические этапы познания природы.

  7. Естествознание как комплекс наук о природе.

  8. Особенности современного естествознания и его социокультурный статус.

  9. Естествознание в системе научного знания.

  10. Специфика гуманитарного и естественнонаучного познания.

  11. Структура и динамика естественнонаучного знания. Основные формы естественнонаучного познания.

  12. Методы и принципы научного исследования в современном естествознании.

  13. Научный эксперимент в структуре естественнонаучного исследования.

  14. Математика как язык и метод современного естествознания.

  15. Системный подход – важнейшая парадигма современного естествознания.

  16. Метатеоретические основания естественнонаучного знания.

  17. Научные революции в естествознании и механизмы их возникновения.

  18. Понятие научной (естественнонаучной) картины мира и ее эволюция.

  19. Исторические типы естественнонаучной картины мира.

  20. Классическая, механистическая картина мира, ее основные черты и роль в развитии европейской культуры.

  21. Глобальные научные революции и типы научной рациональности в истории естествознания.

  22. Взаимосвязь понятий: научная картина мира, парадигма и научная революция.

  23. Основные этапы становления современной физической картины мира.

  24. Основные черты современной квантово-релятивистской физической картины мира.

  25. Научная революция в естествознании конца ХIХ – нач. ХХ веков. Возникновение релятивистских и квантовых представлений.

  26. Концепция корпускулярно-волнового дуализма.

  27. Современная концепция пространства – времени.

  28. Концепция атомизма и элементарные частицы в современной научной картине мира.

  29. Законы сохранения и законы симметрии в современной научной картине мира.

  30. Концепция детерминизма и физические законы. Лапласовский и современный детерминизм.

  31. Фундаментальные типы взаимодействий в природе. Концепция Супервзаимодействия.

  32. Современная космология о происхождении и развитии Вселенной. Модели стационарной и нестационарной Вселенной.

  33. Понятие и основы космогонии. Современная модель Большого взрыва.

  34. Универсальные постоянные и структура Вселенной.

  35. Проблема существования и поиска жизни и цивилизаций во Вселенной: астрофизические основания.

  36. Антропный космологический принцип: его естественнонаучный и философско-методологический смысл.

  37. Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира.

  38. Периодический закон и таблица химических элементов Д.И. Менделеева, их значение для современного естествознания.

  39. Концепции химического строения вещества, химических элементов и химических процессов.

  40. Современная биохимия о химических основах жизни: субстратный и функциональный подход.

  41. Биология и ее место в структуре естественнонаучного знания. Основные «образы» биологии в динамике культуры: традиционная, физико-химическая, эволюционная.

  42. Эволюционные и революционные стадии развития биологического знания. Дарвиновская революция ХIХ века и генетическая революция ХХ века в биологии.

  43. Современная трактовка эволюционной теории: неодарвинизм, номогенез, концепция коэволюции, гипотеза Геи-Земли.

  44. Проблема сущности живого. Понятие жизни. Фундаментальные свойства и функции живого.

  45. Основные концепции происхождения жизни на Земле.

  46. Концепция структурных уровней организации живой природы.

  47. Человек как единство биологического и социального. Проблема генезиса человека.

  48. Учение о биосфере и ноосфере.

  49. Биоритмология и анализ природных и социальных ритмов в концепции этногенеза Л. Гумилева и гелиобиологии А. Чижевского.

  50. Техника и технология, основные этапы их развития.

  51. Специфика современных биотехнологий. Проблемы биоэтики.

52. Социальное измерение современного естествознания.

ЛИТЕРАТУРА


1.Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. Пер. с англ. И.Борисовой.– М., МФФ, 1998.

2.Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. М., Центрополиграф, 2002.




  1. Али-Заде А.А. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991.

  2. Альтернативные миры знания. – СПб., 2000.

  3. Астрономия и современная картина мира. – М., 1996.

  4. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. – М., 1986.

  5. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. – М., 1982.

  6. Ахутин А.В. Понятие « природа» в античности и в новое время (фюсис и натура). – М., 1988.

  7. Басаков М.И., Голубинцева В.О. Концепции современного естествознания. – Ростов-на-Дону, 1997.

  8. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

  9. Биология и практика: методологические и мировоззренческие аспекты. – Киев, 1992.

10.Пехов А.П. Биология с основами экологии.– Уч.для вузов.–М., Лань, 2006.



  1. Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы. (Материалы «круглого стола»)  Вопросы философии. 1992. № 10.

11. Биоэтика: альтернативы экспериментам на животных / А.С. Лукянова, Л.Л. Лукянова, Н.М. Чернавская, С.Ф. Гилязова.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1996.- 252, c.

12. Биомедицинская этика: словарь-справ. / Т.В.Мишаткина, Я.С.Яскевич и др., под ред.Мишаткиной Т.В..– Мн., БГЭУ, 2007.–90с.




  1. Бурбаки Н. Очерки по истории математики. – М., 1963.

  2. Вайнберг С. Первые три минуты. – М., 1981.

  3. Вейль Г. Симметрия. – М., 1968.

  4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

  5. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М., 1994.

  6. Винер Н. Кибернетика. М., 1968.

  7. Водопьянов П.А., Крисаченко В.С. Великий день гнева: экология и эсхатология. Мн., Наука и техника, 1993

  8. Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле. – М., 1988.

  9. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. – Ростов-на-Дону, 1991.

  10. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление первых научных программ. – М., 1980.

  11. Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. – М., 1991.

  12. Глобальный эволюционизм. – М., 1994.

  13. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пособ. – М., 2002.

  14. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Уч. пособ. – М., 2000.

  15. Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. – М., 1991.

  16. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания.– М., 1998.

  17. Данин Д.С. Вероятностный мир. – М., 1981

  18. Девис П. Случайная Вселенная. – М., 1985.

  19. Девис П. Суперсила. – М., 1989.

  20. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. – Киев, 1990.

  21. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новосиб., 1997, 2000.

  22. Дынич В.И., Толкачёв Е.А., Томильчик Л.М. Формирование адекватного образа науки как необходимый элемент гуманитарного образования. – Мн.,1996.

  23. Заблуждающйися разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.

  24. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы. – М., 1988.

  25. Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. – М., 1997.

35 Б.Н. Иванов «Законы физики» Москва, Высшая школа,1986.



  1. Идеалы и нормы научного исследования. – Мн., 1981.

  2. Идлис Г.М. Революция в астрономии, физике и космологии. – М., 1985.

  3. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. – М., 1986.

  4. Инфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики. – М., 1965.

  5. Исторические типы рациональности: В 2 т. – М., 1996.

  6. Ичас М.О. О природе живого: механизм и смысл. – М., 1994.

  7. Кадацкий В.П. Биосфера как система. – Мн., 1997.

  8. Казаченко В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. – Новосиб., 1991.

  9. Капра Ф. Дао физики. – М.: Наука, 1994.

46.Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем.– Киев, София, 2003.



  1. Караваев Э.Ф. «Антропный принцип» и проблема поиска внеземных цивилизаций. // Вестник СПб.ун-та. Серия 6. «Философия». Вып. 2. 1993.

  2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2000.

  3. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. – М., 1980.

  4. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – Мн., 1994.

  5. Касперович, Г. И. Синергетические концепции управления: курс лекций / Г. И. Касперович – 2-ое изд., испр. – Мн. : Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 258 с.

  6. Касперович Г.И. Научная картина мира как форма систематизации знания. – В кн. « Проблема единства знания: тенденции и факторы интеграции». – М., 1987.

  7. Касперович Г.И., Кисель Н.К. Антропный космологический принцип в современной научной картине мира. – В сб.: Философия и культура. – Мн., 1992.

  8. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М., 1986.

  9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования. – В журн. «Высшее образование в России». 1994. № 4.

  10. Крисаченко В.С. Философский анализ эволюционизма. – Киев, 1990.

  11. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.

  12. Кун Т. Струткура научных революций. – М., 1975.

  13. Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000.

Лукьянец В. Г. Интеграционные тенденции в развитии естественнонаучных и гуманитарных наук: учеб.-метод. пособие / В.Г. Лукьянец. – Мн.: РИВШ, 2006. –70 с. – (Серия «Концепция современного естествознания»).





  1. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1995.

  2. Мамзин А.С., Носов В.П. Естественнонаучное и социогуманитарное знание, методологические аспекты взаимодействия. – Л., 1990.

  3. Медников Б.М. Аксиомы биологии. – М., 1982.

  4. Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству? – М., 1999.

  5. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.

  6. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм//Вопросы философии. 1991. № 3.

  7. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

  8. Мотылёва Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – СПб., 2000.

66.Мычко Д.И. Химия и возможности устойчивого развития в эпоху глобализации: учеб.-метод. пособие / Д.И. Мычко. – Мн.: РИВШ, 2006. – 28 с. – (Серия «Концепция современного естествознания»).

67.Мясникович М.В., Лесникович А.И., Дедков С.М. Наука Беларуси на современном этапе. Мн., 2006.





  1. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. – М., 1990.

  2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

  3. Наука в системе социальных ценностей. – М., 1995.

  4. Наука и ее место в культуре. – Новосиб., 1990.

  5. Научные революции в динамике культуры. – Мн., 1995.

  6. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. – М.,1993.

  7. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. – М., 1991.

  8. Объяснение и понимание в науке. – М., 1982.

  9. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: генезис и обоснование. – М., 1988.

74. Павлова О. С. Развитие биологических концепций: учеб.-метод. пособие / О.С. Павлова. – Мн.: РИВШ, 2006. – 71 с. – (Серия «Концепция современного естествознания»).



  1. Поллер З. Химия на пути в третье тысячелетие. – М.: Мир, 1992.

  2. Потупа А.С. Открытие Вселенной – прошлое, настоящее, будущее. – Мн., 1991.

  3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. – М., 1986.

  4. Проблема поиска жизни во Вселенной. – М., 1996.

  5. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М., 1968

  6. Родин С.Н. Идея коэволюции. – Новосиб., 1991.

  7. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 1997.

  8. Рыбалкина М. Нанотехнологии для всех. М., 2005. - 438 с

  9. Савенков В.Я. Новые представления о возникновении жизни на Земле. – Киев, 1991.

  10. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. – М., 1994.

  11. Свиридов В.В. Химия сегодня и завтра. – Мн., 1987.

  12. Семеня И.Н. Феномен жизни в аспекте полевой организации природы. – Гродно: МП «Свет», 1997.

  13. Сергеева О.В. Современное естествознание: наноуровень: учеб-метод. пособие / О.В. Сергеева. – Минск : РИВШ. 2008. – 40 с.

  14. Силк Д. Большой взрыв. Рождение и эволюция Вселенной. – М.: Мир, 1982.

  15. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000.

  16. Сноу Ч. Две культуры. – Л., 1973.

  17. Современное естествознание в системе науки и практики. – Мн., 1990.




  1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук/ Уч.для аспирантов и соискателей. Под ред. В.С. Степина.– М., Гардарика, 2006.

  2. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

  3. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

96 Стражев В. И. Образование и наука в современном обществе / В.И. Стражев. – Мн.: БГУ, 2004. – 255 с.



97.Стражев В. И. К тайнам Вселенной: учеб.–метод. пособие / В.И. Стражев. – Минск: РИВШ, 2006. – 160 с. – (Серия «Концепция современного естествознания»).
98.Толкачев Е. А., Дынич В. И. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учеб.-метод. пособие / 101.Е.А. Толкачев, В.И. Дынич. – Мн.: РИВШ, 2006. – 144 с. (Серия «Концепция современного естествознания»)



  1. Тредер Г. Эволюция основных физических идей. – Киев, 1989.

  2. Успенский П.Д. Новая модель Вселенной. – СПб.: Изд. Чернышева, 1997.

  3. Физика в системе культуры. – М., 1994.

  4. Физика микромира. Маленькая энциклопедия. – М., 1983.

  5. Философия, естествознание, социальное развитие. – М., 1989.

  6. Хазен А.М. Происхождение и эволюция жизни и разума с точки зрения синтеза информации. – М., 1993.

  7. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. – М., 1991.

  8. Хакен Г.Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М.-Ижевск, 2003

112.Химия: учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 464 с.



  1. Хобринк В. Эволюция: яйцо без курицы. – М., 1993.

  2. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. – М., 1980.

  3. Холлигер В. Природа в научной картине мира. – М., 1966.

  4. Холтон Дж. Тематический анализ науки. – М, 1981.

  5. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. – М.,1999.

118.Черепащук А.М., Чернин А.Д. Вселенная, жизнь, черные дыры.– М., Век, 2003.



  1. Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. №4.

  2. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1976.

  3. Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

  4. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики. – М., 1972.

  5. Эйнштейн А. Сущность теории относительности. – Л., 1955.

  6. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды о хронобиологии. – М.,1985.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Г. И. Касперович Основы современного естествознания Учебное пособие
5157.17kb.
"Основы современного естествознания"
128.65kb.
Егорова Н. Ю. С. Д., Бобров В. А. Менеджмент в домашнем хозяйстве: учебное пособие
6500.91kb.
Учебное пособие кемерово 2003 введение
1964.98kb.
Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., допол
3488.22kb.
Т. А. Даценко основы философии рабочая тетрадь учебное пособие
825.99kb.
Учебное пособие по программе предпрофильной подготовки
328.04kb.
Популярная медицинская лексика: Учебное пособие для студентов отделения Лечебное Дело, Сестринское Дело по английскому языку /
312.29kb.
Методическое пособие по дисциплине «Основы права»
1294.89kb.
Основы гуманитарной географии: Учебное пособие / Ю. Н. Голубчиков. М.: Инфра-м, 2015. 364 с.: 60x90 1/16.
58.76kb.
Учебное пособие / А. А. Караванов. М.: Вузовский учебник: ниц инфра-М, 2012. 176 с.: 60x90 1/16.
96.32kb.
Учебное пособие Москва: вгик, 2003. 106 с
1207.58kb.