Предмет и задачи курса «Основы современного естествознания» для гуманитариев.
Естествознание как феномен культуры, его отличие от натурфилософии.
Понятие науки. Особенности научного познания.
Структура научного знания. Классификация наук.
Фундаментальная и прикладная наука.
Исторические этапы познания природы.
Естествознание как комплекс наук о природе.
Особенности современного естествознания и его социокультурный статус.
Естествознание в системе научного знания.
Специфика гуманитарного и естественнонаучного познания.
Структура и динамика естественнонаучного знания. Основные формы естественнонаучного познания.
Методы и принципы научного исследования в современном естествознании.
Научный эксперимент в структуре естественнонаучного исследования.
Математика как язык и метод современного естествознания.
Системный подход – важнейшая парадигма современного естествознания.
Метатеоретические основания естественнонаучного знания.
Научные революции в естествознании и механизмы их возникновения.
Понятие научной (естественнонаучной) картины мира и ее эволюция.
Исторические типы естественнонаучной картины мира.
Классическая, механистическая картина мира, ее основные черты и роль в развитии европейской культуры.
Глобальные научные революции и типы научной рациональности в истории естествознания.
Взаимосвязь понятий: научная картина мира, парадигма и научная революция.
Основные этапы становления современной физической картины мира.
Основные черты современной квантово-релятивистской физической картины мира.
Научная революция в естествознании конца ХIХ – нач. ХХ веков. Возникновение релятивистских и квантовых представлений.
Концепция корпускулярно-волнового дуализма.
Современная концепция пространства – времени.
Концепция атомизма и элементарные частицы в современной научной картине мира.
Законы сохранения и законы симметрии в современной научной картине мира.
Концепция детерминизма и физические законы. Лапласовский и современный детерминизм.
Фундаментальные типы взаимодействий в природе. Концепция Супервзаимодействия.
Современная космология о происхождении и развитии Вселенной. Модели стационарной и нестационарной Вселенной.
Понятие и основы космогонии. Современная модель Большого взрыва.
Универсальные постоянные и структура Вселенной.
Проблема существования и поиска жизни и цивилизаций во Вселенной: астрофизические основания.
Антропный космологический принцип: его естественнонаучный и философско-методологический смысл.
Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира.
Периодический закон и таблица химических элементов Д.И. Менделеева, их значение для современного естествознания.
Концепции химического строения вещества, химических элементов и химических процессов.
Современная биохимия о химических основах жизни: субстратный и функциональный подход.
Биология и ее место в структуре естественнонаучного знания. Основные «образы» биологии в динамике культуры: традиционная, физико-химическая, эволюционная.
Эволюционные и революционные стадии развития биологического знания. Дарвиновская революция ХIХ века и генетическая революция ХХ века в биологии.
Касперович, Г. И. Синергетические концепции управления: курс лекций / Г. И. Касперович – 2-ое изд., испр. – Мн. : Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 258 с.
Касперович Г.И. Научная картина мира как форма систематизации знания. – В кн. « Проблема единства знания: тенденции и факторы интеграции». – М., 1987.
Касперович Г.И., Кисель Н.К. Антропный космологический принцип в современной научной картине мира. – В сб.: Философия и культура. – Мн., 1992.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М., 1986.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования. – В журн. «Высшее образование в России». 1994. № 4.
Крисаченко В.С. Философский анализ эволюционизма. – Киев, 1990.
Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.
Кун Т. Струткура научных революций. – М., 1975.
Лось В.А. Основы современного естествознания. – М., 2000.
Лукьянец В. Г. Интеграционные тенденции в развитии естественнонаучных и гуманитарных наук: учеб.-метод. пособие / В.Г. Лукьянец. – Мн.: РИВШ, 2006. –70 с. – (Серия «Концепция современного естествознания»).
Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1995.
Мотылёва Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – СПб., 2000.
66.Мычко Д.И. Химия и возможности устойчивого развития в эпоху глобализации: учеб.-метод. пособие / Д.И. Мычко. – Мн.: РИВШ, 2006. – 28 с. – (Серия «Концепция современного естествознания»).
67.Мясникович М.В., Лесникович А.И., Дедков С.М. Наука Беларуси на современном этапе. Мн., 2006.
Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. – М., 1990.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.
Наука в системе социальных ценностей. – М., 1995.
Наука и ее место в культуре. – Новосиб., 1990.
Научные революции в динамике культуры. – Мн., 1995.
Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. – М.,1993.
Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. – М., 1991.
Объяснение и понимание в науке. – М., 1982.
Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: генезис и обоснование. – М., 1988.
74. Павлова О. С. Развитие биологических концепций: учеб.-метод. пособие / О.С. Павлова. – Мн.: РИВШ, 2006. – 71 с. – (Серия «Концепция современного естествознания»).
Поллер З. Химия на пути в третье тысячелетие. – М.: Мир, 1992.
Силк Д. Большой взрыв. Рождение и эволюция Вселенной. – М.: Мир, 1982.
Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000.
Сноу Ч. Две культуры. – Л., 1973.
Современное естествознание в системе науки и практики. – Мн., 1990.
Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук/ Уч.для аспирантов и соискателей. Под ред. В.С. Степина.– М., Гардарика, 2006.
Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.
Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.
96 Стражев В. И. Образование и наука в современном обществе / В.И. Стражев. – Мн.: БГУ, 2004. – 255 с.
97.Стражев В. И. К тайнам Вселенной: учеб.–метод. пособие / В.И. Стражев. – Минск: РИВШ, 2006. – 160 с. – (Серия «Концепция современного естествознания»).
98.Толкачев Е. А., Дынич В. И. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учеб.-метод. пособие / 101.Е.А. Толкачев, В.И. Дынич. – Мн.: РИВШ, 2006. – 144 с. (Серия «Концепция современного естествознания»)
Тредер Г. Эволюция основных физических идей. – Киев, 1989.
Успенский П.Д. Новая модель Вселенной. – СПб.: Изд. Чернышева, 1997.
Физика в системе культуры. – М., 1994.
Физика микромира. Маленькая энциклопедия. – М., 1983.
Философия, естествознание, социальное развитие. – М., 1989.
Хазен А.М. Происхождение и эволюция жизни и разума с точки зрения синтеза информации. – М., 1993.
Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. – М., 1991.
Хакен Г.Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М.-Ижевск, 2003
112.Химия: учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 464 с.
Хобринк В. Эволюция: яйцо без курицы. – М., 1993.
Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. – М., 1980.
Холлигер В. Природа в научной картине мира. – М., 1966.