Оформление опекунства над пожилым человеком инвалидом

На странице подготовлен материал на тему: "Оформление опекунства над пожилым человеком инвалидом" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Как оформить опекунство над пожилым человеком?

Как оформить опекунство над пожилым человеком? Процедура производится по решению соцоргана (или попечительства, или опеки). Ниже приведена информация, благодаря которой вы сможете разобраться в ряде вопросов: над кем можно установить опеку, что скрывается под понятием «патронаж» и как он оформляется, кто может стать помощником пожилого лица, каковы льготы, стаж и оплата опекунства. Помимо этого, стоит обратить внимание на то, как производится контроль опеки и как процедура регулируется законом.

Опека над пожилым человеком (недееспособным, инвалидом, родственником, лицом старше 80 лет)

Обратите внимание! Опека и патронаж – это разные формы ухода за пожилыми людьми. О патронаже и его особенностях вы узнаете ниже. Основное отличие кроется в том, что опекун это, по сути, помощник в бытовых и хозяйственных делах, а также лицо, которому доверено распоряжение и имуществом, и доходами пенсионера. Если же лицо помогает пенсионеру по договору патронажа, то оно не имеет права распоряжаться материальным имуществом.

Давайте разберем основные отличия опеки, попечительства и патронажа. Информация приведена в таблице.

Форма ухода за лицом Над кем может быть установлена
Опека Может быть установлена над малолетними (до 14 лет), а также совершеннолетними людьми, которые признаны по суду недееспособными.
Попечительство Устанавливается над несовершеннолетними (от 14 до 18 лет), а также совершеннолетними, которые по суду являются ограниченно дееспособными (под это понятие попадают также алкоголики).
Патронаж Устанавливается над дееспособными пожилыми гражданами.

Можно сделать вывод, что опека над пенсионером может быть установлена исключительно после подтверждения его недееспособности. Произвести эту процедуру можно в судебном порядке, если у лица:

  • имеется психическое расстройство;
  • нет осознания (абсолютного) своих поступков и действий, отсутствуют бытовые навыки (элементарные).

Учитывайте, что процесс установления факта недееспособности конкретного человека предполагает под собой прохождение психиатрической экспертизы. Исключением могут стать случаи, когда приведенных медицинских доказательств достаточно для вынесения решения (однозначного) о психическом состоянии лица.

В зале суда во время вынесения решения должен присутствовать заявитель, лицо (которое признают или не признают недееспособным), органы опеки. Спустя месяц после обнародования решения оно вступит в силу. На протяжении месяца у пожилого гражданина есть право оспорить его. Подобный порядок был установлен неслучайно. Он помогает минимизировать риски злоупотребления возможностью установить опеку над пожилым лицом его родственниками с целью завладения имуществом.

Помните! Спустя 30 дней после вынесения решения органы опеки должны назначить пожилому недееспособному человеку опекуна. Задача последнего заключается в том, чтобы взять на себя все заботы о подопечном.

Есть возможность установить опеку над пожилым инвалидом. Таковым по закону признается лицо, у которого имеется устойчивое расстройство здоровья из-за заболевания, травмы или врожденного дефекта. В соответствии со степенью ограниченности действий человек получает 1, 2 или 3 группу инвалидности. Самой тяжелой считается 1 группа.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Наличие показаний к инвалидности и тяжесть заболевания определяется органами медико-социальной экспертизы. Получить направление на ее прохождение можно у лечащего врача. Чтобы установить опеку, важно знать причину инвалидности (расстройство психи или общее заболевание). Если же человек является дееспособным, то возможно исключительно установление патронажа. По сути, это может быть лежачий больной в ясном уме, который дает распоряжения по использованию пенсии. Патронажное лицо будет помогать такому инвалиду в быту, а вот права совершать сделки у него нет. Если же у инвалида будет установлено психическое нарушение, за которым последует процедура признания его недееспособности, то можно оформить опеку.

Обратите внимание! Если инвалид находится на социальном обслуживании в госзаведении, то опекуном или попечителем может стать только представитель администрации таких учреждений.

По закону алгоритм оформления опекунства над близкими родственниками (к таковым относятся бабушки и дедушки, родители, братья и сестры) аналогичен общему порядку установления опеки. Причем признание недееспособности в судебном порядке является необходимостью. Закон не предусматривает облегчения проведения процедуры из-за наличия родственных связей.

Если ваш родственник стабилен в психическом плане, рационально произвести процедуру оформления патронажа, а не опеки.

Опека над лицами старше 80 лет устанавливается на общих основаниях, то есть необходимо установить его недееспособность. Учитывайте, что опекуном может выступать исключительно совершеннолетний трудоспособный гражданин (до 60 лет мужчины, до 55 лет женщины) без группы инвалидности. Этим лицам часы ухода за пожилым человеком засчитываются в качестве трудового стажа, а также из ФСС выплачивается ежемесячно по 1200 рублей в качестве компенсации.

Кто имеет право быть опекуном?

Процедура становления опекуном или попечителем инвалида строго регламентируется на законодательном уровне. В соответствии с принятыми нормами закона, опеку над лицом со степенью инвалидности вправе оформить граждане:

  • которые в состоянии (физически и морально) исполнять порученные им обязательства по обеспечению заботы человеку с инвалидностью;
  • которые действительно хотят помогать недееспособным людям, а не ищут выгоду в становлении опекуном;
  • которые достигли возраста 18 лет.

Некоторой категории граждан запрещается законом становиться опекунами и попечителями инвалидов. К ним относятся:

  • отец и мать, лишенные родительских прав;
  • граждане имеющие судимость и совершившие какое-либо преступление специально, а не по неосторожности;
  • люди, не имеющие жилую недвижимость на правах собственности. А если даже она у них имеется, но жилье не соответствует установленным санитарным нормам, то в получении опеки над инвалидом будет отказано;
  • граждане, зависящие от вредных привычек — алкоголь, наркотики, токсикомания;
  • лица, не получающие стабильного дохода в месячный период.

Чтобы оформить опекунство, требуется соответствовать критериям, которые установлены на законодательном уровне. Потенциальный опекун инвалида должен:

  • не иметь тяжких болезней;
  • завязать дружеские отношения с инвалидом, над которым он желает оформить опеку или попечительство;
  • предоставить характеристику с рабочего места, которая будет содержать только положительные отзывы о кандидате в опекуны (как оформить характеристику);
  • владеть жильем на правах собственности;
  • иметь постоянное рабочее место.

Когда заявитель на предоставление опеки над инвалидом не соответствует какому-либо вышеуказанному требованию, то в его прошении компетентными лицами будет отказано.

Имеет ли право ли пенсионер оформить опекунство над инвалидом?

В настоящем российском законодательстве нет ограничений в том, что пенсионер не может стать опекуном для инвалида. Если человек пенсионного возраста является дееспособным и соответствует иным требованиям, предъявляемым кандидатам от органов опеки и попечительства, то он может взять на поруки подопечного.

Читайте так же:  Ювенальная юстиция японии

Законом определены некие условия для пенсионеров, которые хотят стать опекунами над инвалидом:

  • у пенсионера должен наличествовать постоянный доход. Его размер должен соответствовать определенному уровню, установленному органами опеки и попечительства. Доход пенсионера может складываться из различных источников — из пенсии, из заработной платы, из прибыли, получаемой от сдачи собственной недвижимости в аренду и иное;
  • человек преклонного возраста не должен иметь судимости, даже в молодости;
  • потенциальный опекун пенсионного возраста должен быть здоров и не иметь инвалидности. Согласно положениям закона, люди, имеющие первую группу инвалидности не могут становиться опекунами над несовершеннолетними детьми.

Кто может стать опекуном

Опекуном может стать только совершеннолетний претендент, который не ограничен в своих правах и не имеет судимости. Помимо основных условий, учитываются и дополнительные факторы:

  • доход;
  • условия проживания;
  • атмосфера в семье;
  • авторитет на работе;
  • отсутствие конфликтов с родственниками инвалида.

Моральные качества заявителя, его финансовое и социальное положение имеют веское значение при утверждении кандидатуры опекуна. Члены комиссии должны быть уверены в бескорыстности намерений заявителя. Нужно исключить вероятность того, что лицо может посягать на имущество инвалида, ограничить его в правах или ухудшить условия проживания подопечного.

Права и обязанности опекуна

Опекуны имеют статус законного представителя. Они могут осуществлять защиту, предъявлять интересы подопечных во всех сферах жизнедеятельности. Дополнительных полномочий им подтверждать не нужно, достаточно предъявить опекунское удостоверение. В акте, договоре могут быть прописаны ограничения. Например, может быть запрещено: менять место жительства инвалида, отчуждать его имущество.

  • Вознаграждение с пенсии инвалида, по согласованию с органами опеки. Установленный максимум – 5%. При заключении договора на возмездное опекунство, оговариваются другие условия оплаты труда.
  • Пользоваться имуществом подопечного.

Дополнительные требования

Для установления опеки над инвалидом у претендента должна быть положительная характеристика, устойчивое финансовое положение, хорошее физическое здоровье. Все требования, которые инвалид, его родственники предъявляют к кандидату, прописывают в договоре об опеке. При необходимости согласовываются условия оплаты услуг, если имеет место возмездная форма заботы.

Обязанности опекуна перед государством

Лицо, кандидатура которого утверждена, получает статус законного представителя. Он перед государством отвечает за обеспечение надлежащего ухода, предоставление помощи и реабилитации своему подопечному. Управление имуществом должно происходить так, чтоб доходы от него были направлены в интересах инвалида, на обеспечение его нужд.

Отказ в оформлении опеки

Причины для отказа могут быть разные. Отсутствие всех документов, несогласие родственников с кандидатурой, нестабильный доход или судимость. Есть официальные основания для отказа, в их числе – ограничение в правах, алкоголизм, неудовлетворительные условия проживания.

Правовая основа

Статья 41 Гражданского кодекса устанавливает порядок оформления патронажа над совершеннолетним гражданином, заключения договоров поручения или доверительного управления, определяет категории лиц, над которыми может быть оформлен данный вид опеки, а также назначает органы опеки и попечительства ответственными за осуществление контроля за деятельностью граждан, помогающим пожилым людям в соответствии с заключенными договорами.

Федеральный закон разъясняет основные понятия, связанные с опекунством и попечительством, регулирует правовые вопросы, затрагивающие распоряжение имуществом граждан, находящихся на попечении, охрану их собственности, а также осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей. В Законе рассматриваются основания для прекращения опеки и патронажа, а также формы государственной поддержки этого явления.

Заключение

Оформление опеки над инвалидом 1 группы – необходимость, обусловленная стойкими нарушениями в физическом или психологическом здоровье пациента. Утверждение кандидатуры, контроль действий потенциального опекуна – забота органов опеки. При недееспособности законный представитель может быть назначен принудительно.

Статья закончилась. Вопросы остались? Консультация юриста БЕСПЛАТНО

8 (800) 550-72-89 горячая линия для регионов России

Правила оформления патронажа над пожилым человеком

Среди людей старшего поколения много таких, кто продолжает обслуживать себя самостоятельно и в пенсионном возрасте. Некоторые из них продолжают трудовую деятельность, сами покупают в магазинах нужные товары, справляются с домашним хозяйством, ведут активную жизнь.

Но, к сожалению, для большинства пожилых людей, особенно после 80 лет, иногда из-за обострившихся хронических болезней, физических и психических особенностей становится тяжело обслуживать себя, выполнять простую работу по дому, посещать поликлиники.

В этом случае заботу о них могут взять на себя другие люди, в том числе и родственники, оформив официально опекунство или патронаж над пожилыми людьми.

Как правильно оформить опекунство и какие нужны документы?

Как правильно оформить опекунство над пожилым человеком и какие для этого нужны документы? Сначала нужно разобраться с тем, куда обращаться. Придется посетить суд, чтобы установить факт недееспособности человека. После вынесения судебного решения и вступления его в силу следует обратиться в попечительские и опекунские органы местного самоуправления.

Причем учитывайте, что нужно предоставить и следующие документы:

  • справка о доходах за последний год;
  • справка о наличии жилья;
  • копия свидетельства о браке (при наличии);
  • справка об отсутствии судимостей;
  • письменное согласие всех членов семьи кандидата (в том числе и детей старше 10 лет) на опекунство;
  • медицинское заключение об отсутствии патологических заболеваний;
  • автобиография, где описаны основные этапы жизни кандидата и приведена личностная характеристика.

Помимо этого, обязательно необходимо и оформление заявления. Оно составляется в произвольной форме, но имеются обязательные пункты: наименование попечительской службы, доказательная база. Шаблон заявки можно получить в соцоргане. Заполнить заявку можно самостоятельно или с помощью специалиста (юриста). Дополнительно в заявление можно внести пояснения третьих лиц или подопечного (при необходимости).

Выплаты и льготы

Для опекунов людей с ограниченными возможностями, государством предусмотрено предоставление неких льгот и выплат. Гражданину, ставшему опекуном над человеком с первой группой нетрудоспособности, полагаются выплаты в размере 5 500 рублей. Гражданам с инвалидностью первой группы положены выплаты — для детей-инвалидов — 8647 руб, а для взрослых 4323 руб.

Ежемесячные выплаты по ЕДВ составляют:

  • для представителей первой группы — 2974 рубля;
  • для 2 гор. — 2123 руб.

Законодательством предусматриваются некоторые льготы от государства для инвалидов:

  • предоставление на безвозмездной основе ряда лекарственных препаратов;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте, но в пределах своего города;
  • безвозмездное предоставление санаторного лечения один раз в год;
  • скидки на оплату коммунальных услуг;
  • предоставление бесплатного обучения в высших учебных заведениях.
Читайте так же:  Выплаты семье при рождении третьего ребенка

Инвалиду, чтобы воспользоваться указанными льготами, требуется направить обращение и предоставить соответствующие документы. Например, для получения скидки на оплату коммунального хозяйства, ему нужно обратиться в ЖЭК с необходимыми актами.

Оформление опеки над инвалидом 1 группы в 2020 году

Дорогие наши читатели, здравствуйте! В текущем материале расскажем вам, как оформить в 2019-2020 году опекунство над инвалидом 1 группы в России. Кто может его установить и на каких основаниях? Какие требования к претенденту предъявляются? Предусмотрено ли пособие и можно ли работать лицу, ухаживающему официально за нетрудоспособным гражданином.

Акция. Консультация юриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 21 марта

Когда и кем может быть оформлен

Если пожилой человек нуждается в помощи со стороны, то в зависимости от его физического и психического здоровья может быть оформлена опека или патронаж.

Полная опека может быть оформлена в том случае, если человек признан судом полностью недееспособным. Он нуждается в круглосуточном уходе, приеме лекарственных препаратов по графику, кормлении. Кроме того, такая форма необходима, если человек страдает психическими расстройствами, потерей памяти и не может адекватно реагировать на явления окружающей действительности, а также нести ответственность за свои действия.

Опекун берет на себя ответственность за обеспечение пожилого человека полноценным уходом, продуктами питания, лекарствами и товарами первой необходимости, создание приемлемых бытовых условий, контролем за лечением, оплатой счетов. Кроме того он должен грамотно распоряжаться пособиями и денежными выплатами, которые получает опекаемый.

В отличие от опекунства, патронаж может быть назначен только над пожилыми людьми, которые не страдают психическими расстройствами, а в силу физических недугов не могут самостоятельно решать бытовые и финансово-юридические задачи. Поэтому гражданин, осуществляющий данный вид поддержки, помогает решать своему подопечному прежде всего бытовые вопросы, но не имеет права распоряжаться его имуществом. Такого рода задачи он может выполнять только на основании доверенности или договора поручения.

Помощников, осуществляющих патронаж, подбирают органы опеки в течение месяца после обращения к ним пожилого человека с просьбой о помощи. Для этого он должен предоставить в органы опеки свое заявление и медицинское заключение, подтверждающее необходимость оказания посторонней помощи.

Опекунов подбирают чаще всего из числа родных, но им может стать и посторонний человек. Если желающих несколько, то предпочтение отдается ближайшим родственникам. Опекуном не может становиться сотрудник социальной службы, который помогает пенсионеру по хозяйству.

Чтобы осуществлять помощь пожилому гражданину, нужно предоставить в органы опеки и попечительства заявление о своем согласии осуществлять помощь. Будущий опекун должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляют социальные службы, не иметь вредных привычек и серьезных проблем со здоровьем.

Все это должно быть подтверждено документально, поэтому потребуются такие бумаги:

  • справка из психоневрологического диспансера о том, что у претендента нет никаких психических и неврологических заболеваний;
  • справка из туберкулезного диспансера, свидетельствующая о том, что гражданин не болен туберкулезом или другими инфекционными заболеваниями;
  • справка из наркодиспансера об отсутствии наркотической и алкогольной зависимостей;
  • характеристика с места работы или учебы, определяющая человеческие, организационные и моральные качества будущего опекуна, способного стать хорошим помощником пожилому гражданину;
  • врачебное заключение об общем состоянии здоровья;
  • справка о наличии жилплощади в собственности или пользовании.

Местные органы опеки и попечительства могут попросить и дополнительные документы.

Кто может оформить опекунство над пожилым человеком?

Кто может оформить опекунство над пожилым человеком? В соответствии с ГК РФ это право предоставляется:

  • близким родственникам человека (это может быть супруг, дети (достигшие 18 лет), братья и сестры);
  • опекунским службам;
  • администрации социального учреждения или психиатрической больницы, где лицо находится на лечении.

– это одна из самых ответственных и серьезных форм заботы о пожилых людях. Именно поэтому соцорганы тщательно проверяют каждого кандидата. Последним может выступать и близкий родственник, и постороннее лицо.

Права опекуна предполагают возможность распоряжаться имуществом (только если органы опеки дадут свое согласие), доходами пенсионера, а также проводить гражданско-правовые сделки от его имени (в том числе покупку продуктов питания, лекарств и т. д.).

А вот обязанностей у опекуна на порядок больше. Они заключаются в следующем:

  • обеспечение сохранности имущества (и недвижимого, и движимого) человека, над которым взято опекунство;
  • систематическое медицинское сопровождение и уход надлежащим образом;
  • распоряжение денежными средствами;
  • осуществление коммунальных, налоговых и других обязательных платежей;
  • защита прав лица, над которым взято опекунство, в его отношениях с третьими лицами.

По сути, опекун берет на себя ответственность за жизнь другого человека. Последний же в силу различных обстоятельств не в состоянии осуществлять нормальную жизнедеятельность.

К кандидату в опекуны выдвигаются серьезные требования:

  • он должен быть совершеннолетним, дееспособным;
  • у лица должен быть постоянный доход;
  • не должно быть судимости или патологических зависимостей.

По сути, опекун должен предоставить сотруднику соцорганов справку о том, что у него нет психических расстройств, туберкулеза и онкологических заболеваний.

Опекун должен каждый год (в установленный срок) предоставлять в соцорган отчет о выполнении обязательств. Если данные будут недостоверными или если они будут предоставлены несвоевременно, то высока вероятность расторжения опекунского договора. В тех случаях, когда соцорган обнаруживает злоупотребления положением, опекуну может грозить и принудительное возмещение ущерба, и уголовная ответственность.

Льготы, стаж и другие плюсы опекунства над пожилым человеком

Льготы, стаж и другие плюсы опекунства над пожилым человеком интересуют многих. Учитывайте, что перечень преимуществ очень мал по сравнению с уровнем ответственности. Обратите внимание на то, что при уходе за пожилым человеком никакие выплаты не полагаются. Единственная выплата в размере 1200 рублей ежемесячно полагается трудоспособному безработному лицу, которое ухаживает за инвалидом 1 группы или пенсионером старше 80 лет. Причем для получения нужно обратиться в органы пенсионного фонда. Выплата полагается только за опеку, за патронаж она не назначается.

Обратите внимание! Опекун не имеет права наследовать имущество подопечного после его смерти, если не оформлено завещание (причем оно должно быть составлено до того момента, когда суд признает лицо недееспособным). Именно поэтому не путайте опекунство с договором пожизненной ренты, который предполагает уход за пожилым лицом, а потом вступление в права собственности на его недвижимость.

Лицам, которые взяли под опеку инвалидом 1 группы или людей старше 80 лет, при условии, что они не работают, может быть назначен трудовой стаж. Для этого нужно обратиться в пенсионную службу по месту жительства и составить заявление. Учитывайте, что уход на досрочную пенсию для опекунов не предусмотрен.

Читайте так же:  Переоформление ипотеки при разводе супругов сбербанк

Как оформить патронаж (условия и особенности)?

Как оформить патронаж (условия и особенности)? Под патронажем следует понимать одну из форм попечительства над пожилым лицом, у которого из-за преклонного возраста или состояния здоровья ограничены физические возможности. По сути, попечитель становится помощником пожилого лица в быту, при совершении сделок, однако он не уполномочен принимать решения за подопечного. Все расходы, покупки и другие траты должны быть согласованы с последним.

Обратите внимание! Назначение опекуна происходит вне зависимости от того, согласен на это недееспособный человек или нет. А вот патронаж можно оформить только при полном одобрении помощника пожилым человеком. Причем при возникновении проблем или недовольства пенсионера уходом патронаж сразу же отменяется. Служба опеки ведет контроль за работой помощника, исполнением договоров или соглашений, которые заключаются с подопечным.

Кто может стать помощником? На это имеет право любой дееспособный совершеннолетний гражданин. Исключение соцработники, для которых это является профессиональной деятельности. Причем помните, что органы опеки могут потребовать проверку документов, в том числе и справки об отсутствии хронических заболеваний и судимости.

Основанием для оформления патронажа выступает или личная просьба пожилого человека, или выявление такой потребности у пенсионера опекунскими органами. Причем служба должна подыскать кандидатуру в течение одного месяца, а также оформить требуемые документы.

Видео (кликните для воспроизведения).

По желанию подопечного может быть составлен акт относительно того, что помощник получает право распоряжаться имуществом лица. Причем эта инициатива должна исходить от подопечного, и заявка составляется им же.

Если подопечный старше 80 лет

Если опекун осуществляет патронаж над пожилым человеком старше 80 лет, и при этом не работает, ему положена компенсация.

В настоящий момент сумма ее составляет 1200 рублей. В некоторых регионах страны она может быть выше: на Крайнем Севере или в районах с тяжелыми климатическими условиями и т.д. выплата, предназначенная опекуну, предоставляется в качестве доплаты к пенсии пожилого гражданина. А он уже самостоятельно передает ее своему помощнику.

Если пенсионер после 80 лет признан недееспособным, то компенсацию получает непосредственно сам опекун.

Кроме того, период патронажа над пожилым гражданином старше 80 лет входит в трудовой стаж.

Процедура оформления

Установление опекунства над инвалидом первой группы – прикрепление к нетрудоспособному (недееспособному) лицу законного представителя, который должен действовать в интересах подопечного, защищать и реализовывать его права. Уполномоченный орган вправе приставить помощника принудительно к психически больным людям, если те не отдают отчета своим действиям.

Опека над инвалидом 1 группы устанавливается по причине наличия у пациента физических либо психологических проблем, которые стали причиной ограничений в той или иной сфере жизнедеятельности. Условия присвоения первой категории – наличие стойких отклонений, мешающих претенденту трудиться, справляться с бытовыми вопросами, двигаться, общаться без посторонней помощи.

Для справки! Патронаж – разновидность опеки, которая не предполагает ограничения прав подопечного. Все решения, в том числе и в отношении кандидатуры помощника, а также списка поручений, инвалид принимает самостоятельно.

Законодательное регулирование
Название проекта, дата принятия Вопросы, что регулирует 181 ФЗ о социальной защите, что от 24.11.1995 года Оговаривает послабления, которые гарантированы инвалидам в РФ 48 ФЗ об опеке, что 24.04.2008 года Устанавливает понятие опеки, попечительства и условия их предоставления 51 Гражданский кодекс, что от 30.11.1994 года Ст. 32 определяет круг лиц, над которыми устанавливается забота Ст. 35 говорит о том, кто может быть опекуном 223 Семейный кодекс, что от 29.12.1995 года Устанавливает возможность установления заботы над детьми третьими лицами

Особенности оформления

Процедура оформления отличается в зависимости от того, что стало причиной установления опеки. Есть несколько условий ее назначения:

  • физические отклонения – требует оформления инвалидности;
  • психологические проблемы – требует установления факта недееспособности.

После признания требуемого факта на МСЭ или в суде, проводится стандартная процедура прикрепления к лицу законного представителя. Кандидатура обязательно должна быть согласована в органах опеки и попечительства. Далее контролирующий орган должен следить за тем, чтоб интересы подопечного не страдали и права не нарушались.
  1. Получение направления.
  2. Сбор справок.
  3. Прохождение МСЭ.
  4. Получение заключения.
  5. Обращение в органы опеки для установления опеки.

Независимо от того, причиной ограниченности стало физическое отклонение или психическое расстройство, инвалид первой группы нуждается в помощи. Без посторонней помощи он не может решать свои бытовые проблемы, перемещаться, реализовывать свои права. В связи с чем, за ним должен быть закреплен законный представитель.

Недееспособность устанавливается в таком порядке:

  1. Признание недееспособности. Инициатива может исходить от близких людей больного, которые могут подтвердить родство с ним. Пойти с иском может и учреждение, в котором на лечении пребывал инвалид.
  2. Назначение независимой экспертизы. При наличии у пациента отклонений выносится соответствующее заключение.
  3. Признание судом факта недееспособности на основании экспертного заключения.
  4. Утверждение кандидатуры попечителя в органах опеки по предъявлении сюда судебного заключения.

Требования к личности

В отношении инвалида опекунство может установить только дееспособный гражданин. Предполагается, что лицо должно быть совершеннолетним, трудоспособным и не ограниченным в специальных правах. Ограничения, наличие которых препятствует получению специального права:

  • возраст до 18 лет;
  • недееспособность по решению суда;
  • ограничение претендента в правах родителя;
  • алкоголизм, наркомания, другие виды зависимости;
  • отстранение лица от усыновления, опекунства по их вине;
  • неснятая, непогашенная судимость;
  • проблемы со здоровьем.

Претендент должен оказывать всяческую поддержку инвалиду первой группы, реализовывать его права, поэтому кандидат должен быть здоровым, дееспособным кандидатом в трудоспособной фазе. Пенсионеры, инвалиды, люди с плохим состоянием здоровья не вправе устанавливать опеку, так как сами в ней нуждаются.

Действия потенциального опекуна

  1. Заполнение анкеты.
  2. Сбор сопутствующих документов.
  3. Проведение проверки условий проживания органами опеки.
  4. Вынесение комиссии уполномоченным органом.
  5. Выдача удостоверения.

Для справки! Если имеет место коммерческая опека, при которой предполагается, что за свои услуги претендент будет получать часть дохода подопечного, должен быть составлен соответствующий акт. В нем указано, что заявитель обязуется выполнять конкретные виды деятельности на возмездном основании по договору попечительства.

Куда обращаться

Оформление производится в органах опеки. Процедура инициируется заявлением, подкрепляется соответствующими документами. Рассмотрение заявки производится коллегиально. Решение выносится не позднее чем через две недели после подачи соответствующего ходатайства.

Читайте так же:  Свидетельство о рождении после смены фамилии

Необходимые документы подопечного:

  • паспорт + копии;
  • заключение МСЭ/решение суда;
  • правоустанавливающие документы на движимое, недвижимое имущество;
  • выписка из ПФ о размере начислений;
  • согласие инвалида с кандидатурой (если нет признания факта недееспособности)

Документы от кандидата в опекуны:

  • паспорт;
  • заявление;
  • справка о состоянии здоровья;
  • выписка об отсутствии судимости из МФЦ;
  • заключение от нарколога;
  • автобиография;
  • справка о доходе;
  • заключение о соответствии жилищных условий нормам;
  • согласие членов семьи на совместное проживание с инвалидом;
  • свидетельство о браке (если есть супруг);
  • характеристики с места учебы, работы.

Важно! Медицинские справки имеют ограниченный период действия – 3 месяца. Все справки подаются в оригинале.

Напоминаем! Вы можете оценить Вашу ситуацию у юриста — это бесплатно! Звоните!

Обязанности опекуна

В нем подробно описываются все нюансы ухода и обязанности, которые должен выполнять опекун: объем бытовых услуг, выполняемых им; место жительства пожилого человека – на своей жилплощади или у опекуна; решение юридических и имущественных вопросов.

Иногда между опекуном и престарелым гражданином, над которым осуществляется патронаж, оформляется договор поручения. В нем описываются все действия, который должен выполнять помощник от имени человека, которому он помогает.

Таким образом, обязанностями гражданина, осуществляющего патронаж, являются:
  • Исполнение бытовых и юридических поручений и просьб пожилого человека в соответствии с договором.
  • Предоставление полной информации опекаемому гражданину о том, как решаются поставленные задачи.
  • Распоряжение имуществом в пользу подопечного при наличии соответствующей доверенности или договора поручения.
  • Предоставление по просьбам социальных органов отчетов о том, как расходуются средства опекаемого гражданина.

Права и обязанности опекуна

С получением ответственности от органов опеки и попечительства по содержанию и обеспечению инвалида, у опекуна возникает ряд прав и обязательств.

Законом предусмотрены следующие права опекуна при оформлении опеки над инвалидом:

  • получение от государства различных льгот и пособий;
  • обращаться в медицинские центры, где подопечному инвалиду будет оказана соответствующая помощь;
  • получение неких льгот на образование.

Опекунам инвалидов законодательством запрещено совершать некие действия, а именно:

  • осуществлять сделки, касающиеся имущества подопечного инвалида;
  • препятствовать общению между опекаемым несовершеннолетним ребенком-инвалидом и его биологическими отцом и матерью. Опекун должен разрешать общение, если только несовершеннолетний не против;
  • подопечный инвалид не вправе рассчитывать на долю собственности в имуществе опекуна;
  • официальный представитель человека с ограниченными возможностями не имеет законных прав проводить какие-либо сделки с недвижимым имуществом инвалида, без соответствующего разрешения от органов опеки и попечительства.

Кроме вышеуказанных прав, при взятии недееспособного человека под опеку, на попечителя возлагается перечень обязательств. А именно:

  • заботиться об инвалиде;
  • предоставлять ему возможность получить образование;
  • обеспечивать подопечного всем необходимым для жизни и развития;
  • внимательно следить за здоровьем подопечного;
  • своевременно ставить учреждение по опеке и попечительству в известность о смене адреса проживания.

Контроль компетентных органов

Контроль компетентных органов за соблюдением обязательств производится очень тщательно. Для этого сотрудники соцоргана проводят регулярные проверки условий жизни опекаемого, знакомятся с ежегодным отчетом опекуна. Если соцорган установит нарушение режима, то действие опеки будет прекращено.

Очень важно знать, как правильно и где оформлять опекунство над пожилым человеком. Нужно ознакомиться с алгоритмом, списком требуемых документов и уточнить детали процедуры. В этом случае все пройдет быстро и просто. Помимо этого, рационально ознакомиться с тем, какие предоставляются льготы опекуну, насчитывается ли стаж и какова оплата за его работу.

Как оформить опеку над инвалидом?

Инвалидом признается человек, являющийся недееспособным — полностью или частично. В связи со своей инвалидностью, данные граждане нуждаются в уходе посторонних лиц и в оказании помощи от государственных учреждений.

Если инвалид не способен здраво мыслить, то опекуна ему назначают уполномоченные лица. Когда у человека есть физические недуги, но он соображает здраво, то выбрать себе попечителя он вправе самостоятельно. В обоих случаях, чтобы стать опекуном для недееспособного человека, необходимо пройти определенную процедуру — собрать конкретный перечень актов, а также доказать, что кандидатура заявителя подходит на роль опекуна или попечителя. Только после прохождения соответствующей процедуры, органами опекунства и попечительства будет одобрен статус опекуна.

В материале будут представлены нюансы оформления опекунства и получения статуса опекуна, а именно кто вправе становиться попечителем инвалида, что входит в обязанности опекуна, какая документация потребуется для получения инвалида под опеку и положены ли в таком случае выплаты от государства.

Порядок оформления опеки над инвалидом

Чтобы стать опекуном для недееспособного человека, необходимо следовать определенному порядку действий.

Пошаговая инструкция становления опекуном над инвалидом:

  • 1 этап заключается в посещении потенциальным опекуном двух инстанций:
    • обращение в поликлинику. В медицинском учреждении он должен пройти обследование, в результате которого будет сделано заключение, что он является полностью здоровым;
    • обращение в УВД. В данном учреждении он должен получить справку, свидетельствующую о том, что у кандидата в попечители нет судимостей.
  • 2-ой этап заключается в направлении обращения в органы опекунства и попечительства. После обращения, уполномоченные лица проводят проверку условий проживания кандидата, изучаются его доходы и иные обстоятельства его жизни.

В случае, когда все инстанции посещены потенциальным опекуном, ему нужно подать пакет документации на рассмотрение в органы опеки и попечительства и остается ожидать вынесения решения. Сотрудники опекунского учреждения принимают решение в течение 6-8 месяцев со дня обращения.

Опека над инвалидом 1 группы

Существует три группы инвалидности — первая, вторая и третья. Инвалиды первой степени являются полностью недееспособными, они нуждаются в определенной помощи со стороны. Здравомыслящие граждане, имеющие первую группу инвалидности вправе выбирать себе опекуна, обычно им выступает близкий родственник. В остальных случаях он будет назначен в соответствии с постановлением судебной инстанции.

По закону, следующие лица могут получить статус инвалида первой группы:

  • граждане в возрасте от 18 лет, но утратившие дееспособность;
  • лица, признанные инвалидами данной группы с детства. С возрастом их группа сохраняется. В остальных случаях, первая группа присуждается человеку на два года, затем необходимо ее подтверждение.

Когда человек стал опекуном инвалида первой группы, на него возлагаются обязательства, такие как — оказание моральной поддержки гражданину с ограниченными способностями, уход, предоставление достойных условий для благополучной жизни.

Законодательство запрещает опекуну лица с ограничениями первой степени:

  • получать пенсию опекаемого;
  • претендовать на получение наследства от подопечного лица;
  • распределять личные средства опекаемого по своему усмотрению.
Читайте так же:  Изменения персональных данных смена фамилии

Становление опекуном недееспособного человека первой группы возможно в период 30 дней после того, как судебная инстанция вынесет окончательное решение, что подопечный является инвалидом первой группы. После полученного решения нужно оформлять прошение в органы опеки и попечительства.

По закону, оформить опекунство над инвалидом первой группы могут люди:

  • совершеннолетние;
  • не судимые;
  • дееспособные полностью;
  • не стоящие на учете в ПНД;
  • обладающие высокими моральными устоями.

Чтобы стать опекуном (попечителем), нужно пройти некоторые этапы:

  • успешно пройти мед обследование и получить свидетельство, подтверждающее наличие хорошего здоровья;
  • подать конкретные документы для установления опекунства над человеком с ограниченными возможностями;
  • получить одобрение или отказ от опекунского учреждения.

Для оформления опеки потенциальному попечителю требуется собрать бумаги:

  • паспорт;
  • акты о своих доходах;
  • справку из мед. учреждения;
  • ИНН;
  • иная документация.

Кроме своих документов, ему потребуется предоставить личную документацию лица со статусом инвалида первой группы, которого он хочет взять под опеку.

Над инвалидом 2 группы

Наличие инвалидности второй группы означает, что человек полностью или в частичной форме стал недееспособным. Законодательством предусмотрено два способа оказания помощи и содержания инвалидов второй группы:

  • опекунство. Медицинским учреждением назначается определенное лицо, которое будет оказывать помощь инвалиду второй степени. Опекаемый не сам выбирает себе покровителя;
  • патронаж. В данном случае, инвалид второй группы сам вправе выбрать человека, который будет осуществлять за ним уход.

Подтверждать вторую степень инвалидности необходимо раз в 12 месяцев. В остальном, процедура оформления опекунства в попечительском учреждении над инвалидом второй группы не отличается от процедуры, когда в качестве подопечного выступает человек с первой группой нетрудоспособности.

Список документов

Оформление статуса опекуна требует сбора определенного пакета документов. В органы опеки и попечительства предоставляются личные бумаги, как потенциального попечителя, так и опекаемого инвалида.

Список документов для получения права опеки над инвалидом:

  • от опекуна:
    • удостоверение личности;
    • заявление. Скачать образец заявления можно по ссылке;
    • справка о получаемых доходах;
    • бумаги об отсутствии судимостей;
    • характеристика с места официальной работы;
    • медицинские сведения о здоровье;
    • письменное разрешение членов семьи потенциального попечителя о взятии инвалида под опеку;
    • акты о заключении или расторжении брачного союза;
    • ИНН;
    • данные о месте проживания.
  • от опекаемого инвалида:
    • паспорт;
    • справку о наличии определенной степени инвалидности;
    • документ о получении пенсии. Получение данного акта возможно в ПФР;
    • выписка из домовой книжки;
    • акты, свидетельствующие о наличии недвижимого имущества в собственности у инвалида;
    • постановление суда, в котором указано, что данное лицо недееспособное и нуждается в посторонней помощи.

Перечень вышеназванных актов нужно подавать в органы опеки и попечительства в оригинале + ксерокопии. Уполномоченные лица сообщают решение об удовлетворении прошения или об отказе в течение 15 дней со дня подачи надлежащего пакета актов.

Если кандидат в опекуны получает отказ, то он вправе попытаться его обжаловать.

Права помощника

Помощник пожилого человека имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в ходе выполнения поручений своего подопечного. Все выплаты ему осуществляет сам опекаемый.

Если за осуществление патронажа предполагается вознаграждение, то это тоже должно быть зафиксировано в договоре.

Государственные органы никакие выплаты не осуществляют. Кроме того, осуществление данного вида помощи не делает автоматически опекуна наследником пожилого человека. По своему желанию гражданин может сам включить своего помощника в завещание.

Выплаты и льготы опекунам

В рамках социальной защиты инвалидов 1 группы в 2019-2020 г. государство предоставляет некие льготы их опекунам. Рассмотрим основные позиции:

  1. Финансовая помощь, оформляется как прибавка к пенсии инвалида, и стаж, при условии:
  • трудоспособности кандидата (не пенсионный возраст, хорошее здоровье);
  • отсутствие официального дохода.
  1. Скидка 50% на ЖКХ услуги.
  2. Налоговый вычет, освобождение от налога на недвижимость, уменьшение транспортного и земельного сбора.
  3. Региональные льготы.

Внимание! Финансовая помощь от государства за опеку над инвалидом 1 группы составляет 1200 рублей.

Порядок оформления

Пожилой человек, которому требуется помощь, должен обратиться в органы опеки по месту жительства с заявлением, в котором он выражает свое желание об установлении над ним патронажа.

Вместе с заявлением нужно представить медицинское заключение, которое подтверждает необходимость патронажной опеки:

  • В соответствии с Гражданским кодексом сотрудники социальной службы в течение месяца после получения заявления должны подобрать кандидата. Обычно их выбирают среди ближайших родственников или через объявления в местных органах печати.
  • Лицо, согласное осуществлять патронаж, передает в органы опеки свои документы.
  • Сотрудники службы опеки рассматривают заявление и документы кандидата и, в случае их одобрения, извещают заявителя об этом письменно.
  • После этого органы опеки готовят распоряжение об установлении патронажа. Копии этого документа отправляются по почте опекуну и гражданину, над которым оформляется оказание помощи.
  • Между помощником и пенсионером письменно заключается договор, в котором должны быть прописаны все обязанности и права сторон.

Контроль за осуществлением патронажа проводят органы опеки и попечительства. Если опекун не выполняет условия договора, он может быть аннулирован по решению социальной службы.

Отказ от оказания помощи

По закону прекращение патронажа возможно по таким причинам:

  • из-за кончины подопечного или самого опекуна;
  • нарушение помощником условий договора;
  • выполнение опекуном своих обязанностей не в полной мере;
  • нарушение прав престарелого гражданина;
  • отстранение от выполнения обязанностей по решению органов опеки.

Одной из причин отказа может стать и заявление самого опекаемого, которое обязательно принимается во внимание органами.

Если опекун не соглашается с вынесенным решением об отказе от патронажа, он может обратиться в суд. Однако чаще всего у сотрудников органов социальной защиты имеются веские причины для отказа и надежные доказательства ненадлежащего выполнения помощником своих обязанностей.

Патронаж может стать хорошим выходом из затруднительной ситуации, когда пожилой человек физически не способен позаботиться о себе. Однако человек, взявший на себя функции по уходу за такими гражданами, должен обладать высокими нравственными качествами и большим терпением, чтобы выполнять далеко не простые обязанности без материального вознаграждения. Прежде чем взяться за это дело, нужно трезво оценивать свои возможности – материальные, физические и психологические.

Видео (кликните для воспроизведения).

О правилах оформления данного вида помощи для пожилых граждан смотрите в следующем видеосюжете:

Источники

Оформление опекунства над пожилым человеком инвалидом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here