Опасность насилия в семье детская безнадзорность

На странице подготовлен материал на тему: "Опасность насилия в семье детская безнадзорность" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

и защита от них

Опасности насилия в семье

Наиболее социально опасной формой семейного конфликта выступает бытовое насилие. В семье совершается до 30-40% всех тяжких насильственных преступлений. Лица, погибшие и получившие телесные повреждения в результате семейно-бытовых конфликтов, занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений. Около 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье – это женщины и дети. Женщины, дети, престарелые, инвалиды, не способные защитить себя вследствие зависимого положения в семье, составляют ежегодно более трети (38%) всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений.

В семье закладываются основы любви, уважения, нравственности, терпимости. Дети, ставшие жертвами или свидетелями насилия в семье или в подростковой среде, нередко сами переносят эту модель в свою взрослую жизнь и сами совершают насилие. Порочный круг замыкается. Статистика свидетельствует, что более половины обидчиков, агрессоров, преступников выросли в семьях, где имело место насилие над близкими или над ними. Семейное насилие создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развития отдельного человека и безопасности общества в целом.

Выделяют следующие виды насилия:

Физическое – это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Психическое – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

Экономическое – это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) – это отсутствие со стороны родителей или ответственных за воспитание ребенка элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

Эмоциональное – ряд исследователей рассматривают этот вид насилия как психическое, экономическое и интеллектуальное (навязывание установок и ценностей через процесс логического убеждения). Многие ученые рассматривают эмоциональное и психическое насилие как единое целое. Действительно, порой трудно различить, где эмоциональное, а где психическое насилие.

Сексуальное – это посягательство какого-то члена семьи, на половую неприкосновенность другого, в частности, действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие трактуется как разновидность физического насилия. Инцест – сексуальные отношения между кровными родственниками.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

Причины насилия в семье:

1. Внутрисемейные: утверждение авторитета в семье, вымещение на членах семьи злобы, пьянство, низкий материальный уровень жизни, неудовлетворительные жилищные условия, безработность, нежелание работать, ревность, супружеские измены, низкий культурный и образовательный уровень и др.

2. Внешние (общественные): безразличие соседей и родных, несовершенство законодательной базы, несвоевременность и неэффективность реагирования правоохранительных органов на факты семейного насилия, слабость специализированных специальных служб по профилактике насилия в семье.

Защита от семейного насилия должна поддерживаться и обеспечиваться комплексом мероприятий, объединенных в специальные программы: экстренной и повседневной помощи жертвам насилия и их семьям; просвещения, консультирования и психологической коррекции для виновников насилия; общей и специальной профилактики насилия, как в семье, так и в государстве.

Есть правовая основа профилактики и защиты от домашнего насилия: Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Россия ратифицировала ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с семейным насилием в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся Конвенция о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, декларация ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин» и другие международно-правовые акты. Правовая база позволяет устанавливать формы деятельности педагогов, медиков, социальных работников – в случаях возникновения в семьях у детей трудных жизненных ситуаций, к которым относится и жестокое обращение с ними.

Однако сами по себе законы не ведут к искоренению семейного насилия. Законы не эффективны, потому что отсутствует надежный механизм их реализации. В итоге, в судебной практике мало дел по защите детей от насилия. Родителей в отдельных случаях лишают прав на ребенка, но других наказаний за издевательства и побои они практически не несут и необходимых для них воспитательных коррекций и педагогической помощи от школ не получают. В результате ежегодно на 25 тыс. человек увеличивается количество социальных сирот при живых родителях.

Вмешательство в жизнь семьи, где уже совершается насилие, является запаздывающим средством борьбы с насилием. Гораздо актуальнее усилия по его ранней профилактике. Просвещение населения в этой связи может включать такие аспекты, как отказ от традиционных и культурологически оправдываемых форм насилия в сфере воспитания; отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения взрослых к детям и детству и т.д.

Педагогические рекомендации родителям, которые часто наказывают своих детей.

Наказание не может разрешить проблему, а несправедливое наказание только усугубляет конфликт и отчуждение.

Вы можете не наказывать ребенка, а «сбросить» свое раздражение иным способом. Такой «сброс» является эффективным способом успокоения при разрешении конфликтных ситуаций, вызывающих у вас гнев. Попробуйте следующее:

Читайте так же:  Соглашение об алиментах на содержание несовершеннолетних детей

— подумайте, что очень скоро вы будете раскаиваться в том, что не смогли сдержать гнев и наказали ребенка;

— прежде чем наказать ребенка или накричать на него, сосчитайте про себя до десяти;

— подумайте, почему вы рассердились, нет ли здесь вашей вины;

— постарайтесь глубоко вдохнуть, задержать дыхание, а потом медленно выдохнуть; повторите этот прием несколько раз и вы почувствуете, что стали значительно спокойнее;

— если ребенок часто вас расстраивает, не копите гнев, а сразу скажите ему, что вызывает у вас неудовольствие;

— постарайтесь найти какие-нибудь безвредные приемы психологического «сброса» раздражения.

Родители и педагоги вместе с детьми могут разработать целую систему определенных правил, соблюдение которых позволяет предупредить насилие в семье и в общественных местах. Эти правила могут включать следующее:

— доверяйте ребенку и будьте готовы ему помочь. Ребенок должен знать это и не бояться вам довериться;

— никогда не оставляйте ребенка с лицами, которых плохо знаете, с пьяными или с незнакомыми людьми;

— не позволяйте ребенку одному пойти в общественный туалет. Если вы не можете его сопровождать, детям лучше идти парами или группами;

— убедите ребенка в том, что если он чувствует себя в опасности, кто-то ему угрожает или заставляет делать неприятные ему вещи, то ребенок может делать все: кричать, визжать, кусаться, звать на помощь, убегать, лгать — словом все, что помогает избежать опасности;

— разрешите детям самим решать, кого из родственников или знакомых им целовать или обнимать. Не заставляйте их делать это против своей воли, когда им неприятно или когда они чувствуют, что что-то не так;

— не одевайте девочек-подростков в детские вещи, из которых они выросли. Такие короткие юбки и платья, облегающие тесные блузки будут только подчеркивать уже оформившуюся фигуру.

Большое значение имеют также дополнительные меры по устранению бедности отдельных семей, повышению культуры населения, по смягчению всевозможных стрессов, порождаемых природными, политическими, военными катаклизмами, преступностью в обществе.

http://xn—-7sbabeyoc2augbjcmunct7d7goa0d.xn--80afh5aqv.xn--p1ai/chitat-posobie/glava-3-opasnosti-obshchestvennogo-haraktera/opasnosti-nasiliya-v-seme/

Уголовная ответственность за жестокое обращение или применение насилия в отношении несовершеннолетних

Семья – это естественная и основная ячейка общества, дети – наше будущее. Забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем эта забота должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства.

Охрана интересов семьи и несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений политики государства, которое принимает определенные меры в области совершенствования законодательства в сфере защиты несовершеннолетних от насилия.

Действующее российское уголовное законодательство, предусматривает ответственность практически за все виды физического, психического и сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Определенную роль в этом играет уголовно-правовая защита ребенка от различных форм насилия.

Так, статьей 117 Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусмотрена ответственность заистязание, совершенное в отношении несовершеннолетнего. Под истязанием следует понимать умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий.

Кроме того, в связи с физической и психологической незрелостью детей, следует отнести такое нарушение их прав, какоставление в опасности (ст. 125 УК РФ). Причем степень угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего зависят от его возраста и других обстоятельств. Маленький и беспомощный ребенок может тяжело заболеть и даже погибнуть, если останется один на короткий срок (зимой на улице). Для детей старше 2-х лет опасностью является размещение в доступных местах лекарств, уксуса, спичек и др.

В Уголовном кодексе РФ закреплена ответственность за доведение лица до самоубийства (ст. 110 УК РФ) путем жестокого обращения, систематического унижения человеческого достоинства (оскорбление, издевательствах, циничном высмеивании физических недостатков, принуждении к унизительным действиям и т.д.). Более того, предусматривается усиление наказания за те же действия, совершенные в отношении лица, находящегося в зависимости от виновного. Именно под эту норму подпадают взаимоотношения родителей и несовершеннолетних детей, педагогов и учеников.

В последнее время несовершеннолетние часто становятся жертвами преступлений, направленных против половой неприкосновенности или свободы.

Подобные деяния караются достаточно сурово, особенно, если от насильника пострадал несовершеннолетний (несовершеннолетняя), который в связи с физической слабостью не мог оказать сопротивление.

К данным преступлениям в этой сфере относится, в том числе изнасилование (ст. 131 УК РФ) – половое сношение вопреки воли несовершеннолетней потерпевшей. Оно может совершаться с применением или угрозой применения насилия в виде причинения физической боли различными способами, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего и/или психического давления на потерпевшую в виде угроз, оскорблений и т.д.

Особую опасность для ребенка несет изнасилование, совершаемое, как это нередко случается, отчимом или сожителем матери.

При изнасиловании несовершеннолетнего причиняется ущерб его здоровью, нормальному физическому и психическому развитию, поэтому ответственность несут как посягнувшие на ребенка взрослые, так и те, которые должны это предвидеть. Причем добровольное согласие на вступление в половую близость несовершеннолетнего, понимающего характер и значение половых отношений, но не достигшего 16-летнего возраста, не освобождает насильника от ответственности.

В уголовном законодательстве Российской Федерации установлена ответственность за развратные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних, куда входят поступки виновного, направленные на удовлетворение половой страсти без сношения. Сюда же относятся действия, направленные на нездоровое возбуждение полового чувства несовершеннолетних: непристойные прикосновения, демонстрация порнографических изданий, совершение в присутствии несовершеннолетних половых актов и прочее. При выяснении подобных обстоятельств необходимо учитывать, что дети легко поддаются внушению, уговорам взрослых, особенно, если это один из родителей.

В отдельную главу УК РФ выделены преступления, нарушающие семейный уклад и интересы несовершеннолетних, включая вовлечение их в совершение преступления. Вовлечением считаются любые действия, возбуждающие стремление к совершению преступлений, в том числе:

Читайте так же:  Алиментщик подать на алименты

— прямое склонение несовершеннолетнего к совершению преступления посредством уговоров, обещаний материальных выгод, подарков и др.;

— использование его неведения и доверчивости;

— принуждения, применение насилия или угрозы.

В понятие антиобщественного поведения входят систематическое употребление спиртных напитков и других одурманивающих веществ, проституция, бродяжничество, попрошайничество.

Вместе с тем, какая бы ответственность за применение насилия в отношении несовершеннолетнего не существовала, очень важно, чтобы она реально применялась, так как одним из наиболее эффективных способов предупреждения преступления является неизбежность наказания, в связи, с чем важно своевременно выявлять случаи насилия в отношении несовершеннолетнего.

Возможные признаки насилия или жестоко обращения с ребенком

Выявить ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, можно по его физическим, эмоциональным и поведенческим признакам. Признаками насилия или жестоко обращения являются краткосрочные и долгосрочные последствия, а именно вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию.

— Повреждения, на разных частях тела находящиеся на различных стадиях заживления;

— Необъяснимые повторяющиеся травмы;

— Травмы головы (тошнота, рвота, головные боли, потеря сознания);

— Гематомы, в том числе в виде следов от ударов ремнем, палкой, шнуром, рукой;

— Переломы, особенно у детей до 3-х лет, а также вывихи без понятных объяснений;

— Шрамы, повреждения кожи;

— Ожоги, в том числе круглые от сигарет, повторяющие форму горячего предмета;

— Следы от связывания;

– Состояние измененного сознания после насильственного приема лекарств, алкоголя, психоактивных веществ;

— Боли внизу живота;

— Повреждения половых органов;

— Гематомы на груди, ягодицах, бедрах, нижней части живота;

— Повторяющиеся воспаления мочевыводящих путей;

— Инфекции, передающиеся половым путем;

— Разорванное, запачканное или окровавленное белье;

— Участки кожи на голове без волос;

— Боль при сидении, ходьбе;

— Отставание в психомоторном развитии;

— Грязная одежда; одежда, не соответствующая сезону;

— Опухшие, «заспанные» глаза;

— Педикулез, сыпи, плохой запах;

— Посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка; -Упорное нежелание раздеться для осмотра в присутствии

— Частые опоздания в школу, прогулы;

— Внезапное снижение успеваемости;

— Малая подвижность, слабая эмоциональная реакция;

— Нанесение самоповреждений, суицидные попытки;

— Постоянное чувство голода, попрошайничество;

— Избегание физических контактов;

— Хроническая усталость, сонливость;

— Нежелание возвращаться домой;

— Страх при приближении родителя;

Видео (кликните для воспроизведения).

Выявление одного или более из этих признаков должно становиться поводом к оценке ситуации, которую необходимо рассматривать в целом, изучая данные о ребенке и его семье.

Руководителям и специалистам органов и учреждений системы профилактики необходимо проводить профилактические мероприятия по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми. Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев насилия и жестокого обращения с детьми, а в случае их выявления оперативно информировать об этом правоохранительные органы.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить физическое насилие:

-противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка;

— позднее обращение за медицинской помощью.

— обвинение в травмах самого ребенка.

— отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.

— возражают против осмотра ребенка врачом в образовательном учреждении, прохождения диспансеризаций в медицинском учреждении.

— невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.

— рассказы о том, как их наказывали в детстве.

К факторам, способствующим насилию или жестокому обращению с ребенком можно отнести:

— особенности родителей (низкая самооценка, депрессия, агрессивность, неумение контролировать свои эмоции; состояние здоровья; несформированные родительские навыки; подверженность родителей насилию в детстве);

— особенности ребенка (гиперактивность, наличие физических и психических отклонений, отставание в развитии);

— особенности семьи (неполные семьи, семьи с низким уровнем достатка; семьи с незапланированным и нежеланным ребенком).

— социально-политические и культурные факторы (недостаточная профилактическая работа; несовершенство механизмов выявления и оказания помощи детям и семьям, затронутым проблемой насилия; недостаточное осознание обществом жестокого обращения с ребенком как проблемы, бедность; безработица).

Куда обращаться если стало известно о фактах насилия в отношении несовершеннолетнего

Ранее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказания детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

– В случае выявления лиц жестоко обращающихся с несовершеннолетними или совершающих по отношению к ним противоправные деяния незамедлительно обратиться в органы внутренних дел, в прокуратуру.

– В случае выявления несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию сообщить в орган опеки и попечительства, в прокуратуру.

– В случае выявления несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении сообщить в орган управления социальной защиты населения, в прокуратуру.

Не оставляйте без внимания подозрительные ситуации, не стесняйтесь сообщать в правоохранительные органы о возникших у Вас подозрениях, так как наша с Вами задача остановить и предотвратить случаи насилия над несовершеннолетними в семье.

В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, также принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Алгоритм действий сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении признаков насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним устанавливается Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также другими правовыми актами и административными регламентами.

СПИСОК ТЕЛЕФОННЫХ СЛУЖБ:

— Прокуратура г.Мегиона : г. Мегион, ул.Заречная, д.1, Телефоны 33-763, 34-114 ;

— Лангепасский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре : г. Мегион ул. Свободы, д. 8/1, помещение 1002 . Телефоны 3-10-07, 3-08-41 ;

Читайте так же:  Заявление на алименты с рождения ребенка

— Отдел министерства внутренних дел России по городу Мегиону: г. Мегион, улица Строителей, 13 . Телефоны 2-10-56 , 2-14-73 , 3-00-02 или 02 ;

— ОДН ОМВД России по городу Мегиону: г. Мегион, улица Строителей д. 3/2. Телефон 2-32-35.

— Департамент образования и молодежной политики администрации города Мегиона: 628680, г. Мегион, ХМАО, Тюменской обл., ул. Советская, 19. Телефоны 2-64-61 (приёмная), 2-43-52 (отдел воспитательной работы);

— Управление опеки и попечительства администрации города Мегиона : г. Мегион, улица Строителей д. 3/2. Телефоны 4-36-46, 2-33-50.

— Управления социальной защиты населения по городу Мегиону Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры : г.Мегион, улица Новая, д. 2. Телефон 2-13-30, 2-18-69 .

— Единая федеральная служба психологической помощи для детей, подростков и их родителей. Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122 (звонок по России бесплатный).

http://www.admmegion.ru/news/299851/

Безнадзорность детей как социальная проблема (стр. 2 из 5)

Медико-психологические причины связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличие генетической предрасположенности).

Иногда детская безнадзорность может быть следствием педагогической безграмотности родителей, у которых имеет место неправильное представление о допустимом уровне самостоятельности детей. Это приводит к ослаблению контроля за времяпрепровождением ребенка.

Среди беспризорных и безнадзорных трудно встретить таких, у которых не было бы психолого-педагогических проблем. Именно эти проблемы чаще оказываются в центре внимания помогающих специалистов, и работа над ними составляет существенную часть деятельности по реабилитации уличных детей. В ряду этих проблем можно выделить педагогическую запущенность, отсутствие школьных навыков и мотивации к обучению, задержка психического развития и т.д. [7; 21]

Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Негативно воздействуют на развитие духовности также и изменения репертуара детских театров и кино, политики книгоиздания для детей. Вследствие этого в детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

Дополнительным фактором, усугубляющим асоциальность жизненных ориентаций детей, стала позиция школы. При формальном соблюдении требований о неотчислении ребенка из школы педагогические коллективы последовательно дистанцировались от реального решения жизненных проблем трудных детей и подростков.

Причиной возникновения детской безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла стоимость и снизилась доступность детских дошкольных учреждений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга, уменьшилось также количество учреждений летнего отдыха для детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла коммерциализация профессионального образования. После окончания девятого класса многие пятнадцатилетние подростки не работают и не учатся.

Безнадзорность детей, предоставленность их самим себе, когда они без дела шатаются по улицам, ночуют в подвалах или залах ожидания авто- и железнодорожных вокзалов, является первым шагом к беспризорности.

1.2 Положение безнадзорных детей в Российской Федерации

На сегодняшний день в России имеются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, вызывающие озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, на решение которых предполагается сосредоточить особые усилия.

В первую очередь это проблемы здоровья, питания, социального неблагополучия детей. Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости обусловили появление групп людей, по различным причинам испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что зачастую приводит к дезорганизации семьи, росту в ней

насилия, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения и, как следствие, безнадзорности, социальному сиротству.

Проблема социального сиротства, когда дети по разным причинам оказываются лишенными родительского попечения при живых родителях, относится к числу вызывающих особую обеспокоенность в России. Усилилась ранняя алкоголизация подростков, увеличилось число потребляющих наркотики.

Возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполнительной власти всех уровней только в 2008 году рассмотрено более 155 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей.

Таким образом, можно констатировать увеличение числа родителей, манкирующих своими отцовскими и материнскими обязанностями. Это отмечается многими специалистами.

В сегодняшней России наблюдается кризис института семьи: ослаб ее воспитательный потенциал, разрушаются нравственные устои, увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия.

Огромное количество детей, живущих в неблагополучных семьях, пополняют ряды безнадзорных и беспризорных, употребляют алкоголь и наркотики. Нарушенная система семейных отношений порождает и другую группу проблем: уход детей из дома, формирование асоциальных объединений, агрессивное и жестокое поведение несовершеннолетних, что создает предпосылки для роста детской преступности и проституции, для участия детей в деятельности экстремистских и сомнительных культовых организаций разного толка.

Единственным же способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи нельзя не подчеркнуть, что защита прав человека и в особенности несовершеннолетних детей зависит не только от разработки и исполнения справедливых законов, но и от усилий всего общества, объединенного общей идеей. В данном случае — идеей заботы о своих детях.

Не было предпринято никаких системных мер для того, чтобы затормозить приток детей в интернатные учреждения, а в перспективе добиться сокращения их общей численности. В различных интернатных учреждениях нашей страны проживает около 200 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в интернатные учреждения поступает не менее 100 тысяч детей, многие из которых оказались «социальными сиротами» при живых родителях. Судьба детей без семьи трагична, а их права, в том числе и те, которые они могли бы реализовать, став взрослыми, нарушены или находятся под угрозой. [5;8]

Читайте так же:  Условия усыновления ребенка в беларуси

Положение детей в любом государстве – это показатель морального и нравственного здоровья общества. По данным Генеральной прокуратуры России, число безнадзорных детей в России превышает миллион. Однако официальная статистика говорит о 700 тысячах безнадзорных.

Никто не может сказать однозначно сколько безнадзорных детей в Российской Федерации, поскольку до сих пор не выработана методика их подсчета. По различным оценкам ведомств и независимых экспертов, в России от 100 тыс. до 4 млн безнадзорных детей. Столь огромный (в 40 раз!) разброс показателей свидетельствует о том, что нет даже приблизительной ясности в оценке масштаба столь тревожного социального явления, что само по себе не может не вызывать озабоченность и тревогу , но численность безнадзорных явно занижена, поскольку только в Москве, по данным милиции, 50 тыс. безнадзорных детей.

В России зарегистрировано более 26 миллионов детей в возрасте от 0 до 17 лет. В 1995 году этот показатель составлял более 38 миллионов. Около 714 тысяч детей остались без родительского попечения, из них более 136 тысяч воспитываются в интернатных учреждениях. У более чем 74 тысяч детей родители лишены родительских прав (с 1995 года это число увеличилось в 2.3 раза). [ 13]

Безнадзорность детей продолжает оставаться одной из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей;

Поистине страшная проблема — насилие в отношении детей. По официальным данным МВД , в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тысяч детей и подростков. [4]

Следует отметить, что жестокое обращение с детьми имеет тенденцию к росту. Идет нарастающий процесс вовлечения подростков в криминальный бизнес и проституцию.

Всего по России в статистике значится 43 случая вовлечения детей в проституцию, хотя только в Московский центр временной изоляции помещено около 400 девочек, немало из них уже «работали» в массажных салонах, банях и саунах. По количеству выявленных притонов разврата лидируют Новосибирская область — 33,Санкт-Петербург — 27,Москва —22.

Тревожные масштабы обретает использование в порно- и сексиндустрии несовершеннолетних, которых используют паразитирующие на их беспомощности сутенеры, а помогают им в этом спившиеся родители .

Ежегодно в России выявляется свыше 20 тыс. преступлений против половой неприкосновенности, при этом жертвами преступлений сексуального характера стали от 5 тыс. до 6 тыс. детей и подростков.

Следует отметить, что вовлеченность детей в криминогенную сферу является не единственным социально опасным следствием феномена безнадзорности и беспризорности. Значительная часть безнадзорных и беспризорных детей не учатся и не работают. Жизнь беспризорных и безнадзорных детей оборачивается тяжелыми для них и общества последствиями. Чем больше стаж такой жизни, тем более деформируется личность. Ребенок, стремясь вырваться из-под опеки не всегда справедливых и любящих родителей, нередко попадает в руки еще более жестоких по отношению к нему взрослых, которые принуждают его к противоправному образу жизни.

Следствием этого является увеличение количества правонарушений, совершаемых детьми и подростками. отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних приобретает все более организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

http://mirznanii.com/a/214971-2/beznadzornost-detey-kak-sotsialnaya-problema-2

Безнадзорность детей как социальная проблема (стр. 1 из 5)

Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных — безнадзорность несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами, подростков, совершивших правонарушения.

Детская безнадзорность рассматривается как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи с отсутствием или недостаточностью контроля поведения и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.

Актуальность данного исследования основана на том, что одной из самых животрепещущих проблем демократической России является проблема детской безнадзорности, порождённая целым набором неблагоприятных социально-экономических факторов.

Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав действием, но об их нарушении непозволительным бездействием государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда. Отсюда и сотни тысяч социальных сирот и безнадзорных детей.

Проблема детской безнадзорности стала особенно актуальной для России с конца 1990-х годов в связи с кризисом государственности и децентрализацией управления экономической и социальной сферой.

После распада СССР государство оказалось не способным удовлетворять все нужды и потребности населения. Многие люди вынуждены были работать большую часть времени, и на заботу о собственной семье уже не хватало сил. Таким образом, даже дети из социально благополучных семей имели «шанс» оказаться безнадзорными. Для тех же, кто не смог адаптироваться к изменениям в государстве и обществе, этот «шанс» возрос в несколько раз.

Ситуация нисколько не изменилась и в наше время. Мы столкнулись с такими бедами, как наркомания, детская и молодежная преступность. Разве можно мириться с тем, что в обиход вернулось давно забытое слово «беспризорник»? Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве безнадзорных мальчишек и девчонок. Даже государственной статистики о количестве безнадзорных детей на сегодняшний день не имеется.

Поэтому детская безнадзорность рассматривается как показатели состояния национальной безопасности России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества.

Безнадзорные дети — дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у него может еще сохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из ее членов, но связи эти хрупки и часто находится под угрозой атрофии и разрушения.

Читайте так же:  Установление отцовства гражданский процесс

Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации. Дополнительным фактором риска становится безработица родителей.

Объектом данного исследования являются безнадзорные дети. Предметом исследования является безнадзорность как социальная проблема 21 века. Цель данного исследования — выяснить причины появления детской безнадзорности, оценить масштаб явления детской безнадзорности, изучить социальные причины этого явления, выявить характеристики безнадзорных детей, их образ жизни на улице, перспективы реабилитации.

1.Рассмотреть безнадзорность как социальное явление.
2. Изучить меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в России.

3. Рассмотреть современное состояние проблемы безнадзорности несовершеннолетних на территории Российской Федерации
4. Проанализировать работу системы органов и учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних

Глава 1 БЕЗНАДЗОРНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Безнадзорность: понятие, причины

Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большой степени затронуло современную семью. Множественность проблем семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных детей.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к безнадзорным относятся те дети и подростки, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц. [ 2]

Что же является основными причинами возникновения явления детской безнадзорности? Несомненно, здесь присутствует целый ряд социальных причин: бедность, рост преступности, нерегулируемая миграция, наркомания и др. В докладе «Дети улицы » одной из таких причин называется уход детей из школы. По мнению автора доклада «дети и подростки, оказавшиеся вне школы и не нашедшие себе постоянной работы, становятся «детьми улицы» . Безнадзорные дети лишены присмотра, внимания и позитивного влияния со стороны родителей. Они занимаются бродяжничеством, воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических средств, проституции .[ 9;23 ]

У безнадзорных детей связь с семьей очень зыбкая и хрупкая, и потому может оказаться полностью атрофированной и утраченной отсутствие должного ухода, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье создают реальную угрозу психическому, соматическому и нравственному здоровью подрастающего поколения, что впоследствии может нанести ущерб здоровью общества в целом. Предоставленные самим себе, беспризорные дети забрасывают учебу, попадают в неблагонадежные компании, бесцельно и непродуктивно проводят время.

Перегруженность родителей в сфере общественного производства и дома является причиной сокращения позитивного внимания семьи к детям и детской безнадзорности.

Основной причиной безнадзорности является ослабление связи с семьей, родными и близкими людьми. Ослабление таких связей приводит к потере ответственности ребенка за свои действия, поскольку ему безразлично, что подумают о нем родные, что они будут чувствовать, узнав о его поступке. Такое положение вещей дает подростку чувство «свободы», к которой, как правило, стремится каждый подросток, но проблема здесь заключается в том, что безнадзорные дети понимают эту свободу как безнаказанность, а не как ответственность за свои действия.

Большинство подростков, характеризующихся длительным периодом безнадзорности, считают именно такую «свободу» главной ценностью для себя.

Выделяет три основные категории причин развития детской безнадзорности и беспризорности: социально-экономические, социально-психологические и медико-психологические причины.

К социально -экономическим относятся факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

Социально-психологические причины связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.

Кризис института семьи обусловлен не только бедностью, но и неблагоприятными условиями внутрисемейной жизнедеятельности, разрушением нравственных ценностей и воспитательного потенциала. Как правило, наиболее подвержены опасности кризиса семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, а также семьи безработных. В ряде случаев причиной безнадзорности становятся разводы родителей, которые, травмируя психику ребенка, порождают у него стремление к автономизации и сведению контактов с родителями до минимума.

В результате роста смертности мужчин в молодом возрасте, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих по сравнению с благополучными семьями меньше возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье сегодня воспитывается каждый седьмой российский ребенок. Разрушение стабильности семейных устоев оборачивается для детей из неполных семей потерей уверенности в защищенности и незыблемости социального мира семьи, что негативно влияет на их социально-психологическое самочувствие.

В результате кризиса современной семьи ослабляется ее воспитательный потенциал, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие целости, сплачивающие членов семьи в единую социальную целостность. В результате возрастает число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницах теперь лечат малолетних детей, оставшихся без присмотра и пищи. Увеличивается число детей из неблагополучных семей, в которых родители по разным причинам потеряли способность накормить и одеть ребенка, дать образование и заниматься воспитанием. Пьянство, наркомания, аморальный образ жизни, отказ от содержания и воспитания детей — это еще ряд причин, усугубляющих и без того сложную картину безнадзорности.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://mirznanii.com/a/214971/beznadzornost-detey-kak-sotsialnaya-problema

Опасность насилия в семье детская безнадзорность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here