Последствия насилия детей в семье

На странице подготовлен материал на тему: "Последствия насилия детей в семье" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Последствия насилия детей в семье

Причины возникновения насилия : материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

Последствия семейного насилия для ребенка.

Они преподают ребенку урок насилия; они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим; они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара; в них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве; они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже; они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию .

· что он не заслуживает уважения;

· что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

· что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

· что насилие — это проявление любви;

· что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;

· что от взрослых нет защиты.

Тело ребенка хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».

Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Родители должны любить своих детей, понимать и принимать их какие они есть, уважать их индивидуальность и неповторимость.

Как преодолеть и пережить насилие над собой в семье, в детстве или взрослости — помощь психолога

Около 70 % случаев насилия приходится на тиранию внутри семьи. Бытовое, или семейное насилие – проблема, о которой не принято говорить вслух. Жертвы не решаются попросить помощи или просто не могут сделать этого. В результате этого более 16 тыс. детей и женщин ежегодно гибнут от домашнего насилия. Сегодня мы с вами поговорим о том, как пережить и преодолеть семейное насилие, где искать помощь и поддержку.

Причины насилия

Семейное насилие базируется на комбинации негативных факторов. Влияние оказывают и внешние стрессы, и характер отношений внутри семьи, и личностные особенности родителей и ребенка.

В целом можно выделить следующие факторы, помещающие семью в группу риска по насилию:

  • низкий уровень дохода, бедность;
  • потеря работы, безработица или временные подработки;
  • юный и молодой возраст родителей;
  • низкий социальный статус родителей;
  • неполная или многодетная семья;
  • недостаток социальной и государственной поддержки;
  • усыновление детей, появление отчима или мачехи;
  • конфликтные отношения между супругами, непонимание;
  • воспитание родителей в условиях насилия;
  • изоляция семьи.

Насилие и агрессия как паттерн поведения передается из поколения в поколение. Дети, ставшие жертвами насилия, чаще становятся насильниками во взрослой жизни. Однако мальчики чаще, чем девочки, осваивают роль тирана. Девочки, подвергшиеся насилию в семье, чаще становятся жертвами насилия повторно, но уже со стороны супруга или других родственников.

Однако можно выделить личностные качества, которые не зависят от пола и служат предпосылками к использованию насилия как характерного для человек поведения:

  • ригидность;
  • низкая самооценка;
  • раздражительность;
  • низкая способность к саморегуляции;
  • импульсивность;
  • низкий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта;
  • низкая стрессоустойчивость;
  • подозрительность;
  • замкнутость;
  • непринятия себя, проблемы с самоидентификацией;
  • неадекватные, завышенные требования к окружающим;
  • низкий уровень социальных навыков, неумение решать конфликты методом переговоров.

Зависимости типа алкоголизма, наличие неврозов, депрессий и других расстройств – дополнительный негативный фактор. Кроме того, причиной домашнего насилия может стать нежеланная беременность, ребенок с патологиями развития или расстройствами поведения.

Проблемы в общении

Создание доверительного общения с людьми после перенесенной домашней травли, издевательств, постоянных телесных наказаний, сарказма и унижений оказывается невозможным по нескольким причинам.

1. Закрытость

Беда выросших детей с насилием в семейной истории. Человек замыкается в себе, избегает общения, чтобы не показывать истинного состояния, настоящих чувств. Кому-то такие люди кажутся высокомерными, непробиваемыми, недосягаемыми – да какими угодно, только не общительными и не позитивными. Это закономерная защитная реакция.

2. Одиночество

Ведь лучше не иметь круга общения совсем, чем снова пережить боль и предательство. Близкие отношения можно создать только открыв сердце, позволив себе быть уязвимым. Но открываться страшно. К тому же, нет навыка быть в отношениях: говорить о своих чувствах, потребностях, интересах и желаниях.

3. Страх высказать своё мнение, иметь свою точку зрения

Вчерашний ребенок постоянно боится наказания, осуждения, издевательств. Поэтому поговорить с начальником, обсудить деловой вопрос с коллегами, не говоря уже о разговорах с незнакомыми людьми – это испытание. И далеко не все выходят из него с честью. Это касается обычного, бытового общения. Люди с насилием в прошлом болезненно боятся осуждения, насмешек. Снова окунаться в психологическое насилие им не хочется.

4. Тревожность как жизненный фон

Люди, пережившие насилие, дезориентированы. Их хорошее самочувствие зависит от отношения окружающих. Это называют психологической зависимостью. Но хроническая тревога создает, сужая сознание, создаёт суетливость. Суета – много мелких бесполезных действий часто вредит как в личной жизни, так и в рабочем процессе. Они боятся что-то упустить, забыть, недоделать и на фоне этой тревоги, в суете как раз упускают, забывают, пропускают ошибки.

5. Замалчивание проблем

Замалчивание проблем в отношениях происходит из-за неумения общаться здоровым способом. Раскрыть свою душу перед кем-то – невозможно, попросить о помощи – ужасно. Причин этому несколько:

  • Страх быть осужденным за свои действия, оказаться осмеянным, униженным, растоптанным.
  • Стыд перед раскрытием позорных с собственной точки зрения фактов.
  • Неумение быть откровенным. Ведь за проявление себя можно быть наказанным. Легче показывать окружающим то, что по вашему мнению, они от вас ожидают.
  • Отсутствие базового доверия к миру.
  • Боязнь конфликта. Человек стремится избежать конфликтной ситуации любой ценой, даже в ущерб своим интересам.
  • Эмоциональный перфекционизм – убеждённость в том, что человек имеете право проявлять только положительные эмоции. Если любишь, то не можешь злиться на любимого человека.
  • Безнадежность – убеждённость в том, что отношения невозможно улучшить, они не зависят от желания и поведения.
  • Угадывание мыслей – человек старается угадать, что думает, что чувствует и что хочет партнёр и удовлетворить его воображаемые потребности и желания.
  • завышенные ожидания — уверенность, что другие должны сами понимать, что Вы чувствуете и что Вам нужно. Но только убеждаетесь, что близкие к Вам равнодушны.
  • Необходимость решать проблемы, значит выходить на конструктивный диалог. Но страх быть не услышанным, не принятым, приводит к мысли, что проблема сама рассосётся.
Читайте так же:  Последствия неуплаты неустойки по алиментам

6. Низкая самооценка

Человек уверен, что любить его не за что. Поэтому для создания отношений выбирает в партнеры того, кто ниже по социальной лестнице или имеет какой-либо «дефект», например, зависимость.

7. Неумение отказать кому бы то ни было

Люди, пережившие насилие, становятся ведомыми. У них все занимают деньги, но никогда ничего не отдают. Их используют, так как человеку психологически сложно сказать: «Нет!». В раннем возрасте за отказ от абсолютного послушания могло последовать жестокое наказание. Ассоциации не уходят долгие годы.

Не избалованные общением в детстве, взрослые боятся потерять расположенных к ним людей: «Откажу – потеряю друга».

8. Склонность к самокопанию и самоедству

Те, кто пережил насилие, винят себя не только в своих бедах, но и в бедах других людей. Поэтому бесконечно ищут недостатки в себе, в любом своём проявлении, поведении. Проигрывают в памяти прошедшие события, как было бы, если бы…

9. Неспособность принимать решения или их чрезмерно долгое их обдумывание

Возможно, что в детстве безобидные игры становились причиной жестокого наказания. Человек боится что-то предпринять, не взвесив за и против. Казалось бы, все логично. Хорошо продумаешь – примешь верное решение. Нет. Люди с травмами делают это очень медленно, упуская возможности, потому что боязнь перемен оказывается сильнее радужных перспектив. Даже покупка новой одежды превращается в проблему. Человек боится принимать решения, потому что эта область всегда находилась под контролем подавляющих взрослых.

10. Детское поведение во взрослой жизни

Человек, переживший насилие, навсегда остается ребёнком. Инфантилизм, постоянное мысленное возвращение к прошлым обидам, желание переиграть жизненный сценарий с нуля, перекладывание ответственности на других – типичные проявления. К этой же группе психологических сложностей относится стремление избежать принятия решений.

Эмоциональные решения без логического обдумывания, часто приводят к серьёзным проблемам. При этом возникает желание, чтобы их решил кто-нибудь другой (взрослый).

Детская вина, взращенная родителями или другими близкими взрослыми, не покидает, не изживается. Человек на всю жизнь остается отруганным малышом, который плохо себя вел.

Вина сидит настолько глубоко, что человек видит её в других людях. Выросший мужчина или зрелая женщина постоянно оправдывают ошибки и обиды, причинённые другими, отыскивая обоснования непростительным поступкам по отношению к себе.

11. Фобии

Люди, пережившие детское насилие, страдают от множества фобий. Страхи часто бывают иррациональными, придуманными, без причины.

12. Боязнь прикосновений (гаптофобия)

Человек становится уязвимым при сокращении расстояния между ним и другим человеком. Не говоря уже об объятиях, поцелуях или сексуальных отношениях. Боязнь физических контактов развивается из-за побоев и других жестокостей в раннем возрасте.

13. Страх потери близких

Страх потери близких – совершенно нормальное состояние. Но у личностей с насилием в прошлом он приобретает гипертрофированные масштабы. Они не доверяют людям. А те, кто все же занял место в их сердце, представляются незаменимыми. Мысль об их уходе ужасает.

14. Саморазрушение

Результатом постоянного стресса, внутренних переживаний, злости на себя становится аутоагрессия. Токсичная атмосфера в семье приводит к селф-харму – нанесению физического вреда самого себе в виде порезов, царапин, отказа от еды, воды, необходимого лечения. Явление разрушительное и в психологическом, и в физическом планах.

15. Хроническая депрессия и суицид

Подавление чувств доводит человека до хронической депрессии, иногда в тяжёлой форме. Как следствие, мысли о суициде частые гости в голове человека, пережившего насилие.

Последствия насилия

Любое насилие пагубно отражается на психике человека, но особый вред причиняет домашнее насилие в отношении ребенка. Паттерны поведения агрессора воспринимаются как специфика, образец человеческих взаимоотношений. Психика ребенка находится в стадии формирования, насилие воздействует на неокрепшую психику. Насилие во взрослой жизни пагубно влияет на самовосприятие и самопринятие жертвы, отношение и доверие к миру.

Как пережить насилие

Предлагаю отдельно рассмотреть проблему насилия в детстве, его последствий во взрослой жизни и насилия в контексте супружеских отношений.

Насилие в детстве

Воспитание в условиях жестокости деформирует структуру личности ребенка: снижается самооценка, исчезает ощущение самоценности, формируется установка «я плохой». Дети растут с убеждением в собственной несостоятельности. Ребенок оказывается заложником треугольника Карпмана.

Став взрослыми, такие дети:

  • не способны решать жизненные трудности;
  • не умеют просить о помощи и принимать поддержку других людей;
  • страдают от повышенного или пониженного контроля над своими действиями, мыслями, эмоциями;
  • отличаются повышенным или пониженным уровнем тревожности.

Насилие – это травма, требующая проработки. Но не каждый человек может самостоятельно справиться с этим. О непроработанной психотравме свидетельствуют следующие особенности личности и семьи, которую строят люди, подвергшиеся в детстве насилию:

  • хаотичность и дезорганизованность семьи;
  • жестокость и насилие;
  • неспособность заботиться о себе и о других;
  • проблемы в отношениях со своими детьми, непринятие ребенка;
  • трудности и барьеры в общении;
  • саморазрушающее поведение.
Читайте так же:  Жестокое обращение с детьми сиротами

Трудность самостоятельной коррекции состояния в том, что посттравматический синдром (ПТСР) может иметь отсроченный характер, а сама травма может не осознаваться человеком. Случается, что о травме люди вспоминают только во время сеанса психотерапии.

Кроме избавления от психотравмы на сеансах предстоит решить характерные для таких случаев проблемы:

  • чувство вины за произошедшее насилие;
  • повышенное возбуждение;
  • постоянное переживание утраты (агрессия родителя и воспоминания об этом заставляют снова и снова терять близкого человека);
  • неосознаваемая противоречивость;
  • страх одиночества, с которым часто сопряжены зависимые отношения;
  • беспокойство о будущем;
  • потребность во внимании;
  • неспособность радоваться, получать удовольствие.

Жертвы насилия, как правило, не воспринимают себя как часть общества, всего человечества. Они считают себя нежизнеспособными.

У людей с ПТСР наблюдается склонность к аутоагрессии, депрессиям. Чувство беспомощности компенсируется агрессией, алкоголизмом, пищевой зависимостью. Отталкивающее поведение – подсознательное стремление отгородить себя от новой боли.

Чтобы пережить насилие, нужно принять опыт и устранить последствия травмы. Самостоятельно это сделать невозможно.

Насилие во взрослой жизни

Как и в случае с детьми, справиться самостоятельно с насилием во взрослой жизни трудно. Нужно обязательно обратиться к психологу, а возможно, и психотерапевту. Для жертв насилия характерны следующие изменения, с которыми предстоит бороться:

  • снижение чувства собственного достоинства, самоценности, самоуважения;
  • чувство вины и стыда;
  • искаженный образ «Я»;
  • патологический страх, ощущение опасности;
  • синдром выученной беспомощности;
  • неспособность выстраивать личные границы, поддерживать их, определять допустимое и недопустимое в отношениях;
  • стойкая депривация базовых потребностей (в любви, внимании, безопасности, принадлежности, принятии);
  • склонность к зависимым и созависимым отношениям;
  • подавление и обесценивание чувств жертвы;
  • недоверие к людям;
  • упрощение системы ценностей (чувство безопасности становится первичным);
  • эмоциональная заторможенность, «онемение»;
  • отвращение к своему телу, изменения во внешности и поведении (при сексуальном насилии).

Особое внимание уделяется проработке амбивалентных чувств: одновременная любовь и ненависть к насильнику. Вместе с этим предстоит избавиться от мышления жертвы, установки «любовь неразрывно связана со страданиями, жертвой и болью».

Одно из худших и опасных последствий насилия как во взрослой жизни, так и в детстве – диссоциативное расстройство личности. Вместе с этим формируется ощущение нереальности происходящего, нередко возникает частичная амнезия. На сеансах психотерапии предстоит пересмотреть проблемную ситуацию, изменить отношение к ней, снять вину с себя и принять случившееся как часть опыта.

Кроме того, реабилитация предполагает следующее:

  1. Восстановление картины мира. У жертв формируется мышление, направленное на обособление от себя, мира, других людей. Вся их активность направлена на самозащиту.
  2. Проживание случившегося, детальное описание. Нужно проговорить все детали случившегося, чтобы они не мучили жертву, не вызывали чувство вины и стыда. Это важно и для избавления от отвращения клиента к самому себе. Проговаривая случившееся, нужно акцентировать внимание на чувствах, а не на действиях, событиях. Именно это подразумевается под выяснением деталей. В противном случае жертва испытает повторное насилие (психологическое) со стороны консультанта.

На сеансах психотерапевт и клиент вместе определяют проблему и цель консультирования, стратегию и план действий. Задача психотерапевта – раскрыть потенциал клиента, задействовать внутренние ресурсы личности.

Если пока нет возможности обратиться к психологу, то найдите группу поддержки, возможно, анонимный форум. Боль нужно проговорить и разделить с другими людьми. Желание мести нужно превратить в энергию, направленную на саморазвитие. Нельзя позволять насильнику отнимать всю жизнь, он уже и так забрал многое.

Нет единой схемы, помогающей пережить насилие. Стратегия зависит от особенностей личности, ситуации и условий среды. Поэтому и важно обратиться лично к психотерапевту: он поможет определить актуальные чувства, принять их, проанализировать случившееся.

15 последствий домашнего насилия: как у взрослых людей проявляются детские психотравмы

Насилие в любой форме никогда не проходит бесследно. Оно имеет особенно тяжёлые последствия, когда мы говорим о травмах, пережитых в детстве. Дети наивны, открыты и не готовы к предательству, особенно со стороны близких. Воздействие насилия на детскую психику разрушительно. Пережившие в детстве травматический опыт, люди не умеют общаться, строить нормальные отношения, их восприятие реальности искажено.

«Невидимый враг» – страшные воспоминания о прошлом – лишь часть проблемы. Серьёзные последствия могут не проявляться в форме ярко выраженной депрессии или девиантного поведения. Даже, на первый взгляд, обычная замкнутость может быть поводом для беспокойства: «С человеком не все в порядке! Нужна помощь!».

Резюме

Последствия насилия в семье необходимо устранять, начиная с анализа источника проблем. Грамотная психологическая поддержка способна нивелировать разрушительное влияние на личность человека. Запишитесь на бесплатную консультацию к профессиональному психологу Марии Кудрявцевой

Насилие и его последствия для детей

Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или ли-цами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Читайте так же:  Госпошлина в суд о взыскании алиментов

Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка( в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что ‘ приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавщего от побоев.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ре-бенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоци-ональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения физического и психического развития

У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию».

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в ро-сте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигенической запущенности — педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблю-даться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология,язва желудка, при сексуальном насилии — необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Читайте так же:  Диагностика выявление жестокого обращения с детьми

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, ко-торые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками. ( Из статьи » Жестокое обращение с детьми и его последствия»).

Эту информацию должны знать взрослые и дети

Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации «Project Harmony», в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта «Предотвращение насилия в семье», так определили понятия » насилие» и «жестокое обращение с ребенком»:

Над ребенком совершено насилие, если:

— ему нанесли побои,

— его здоровью причинили вред,

— нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

— ребенка запугивали, если:

— ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,

— использовали для запугивания свой рост, возраст,

— на него кричали,

— угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:

— спецшколы для детей,

— психиатрической больницы и так далее.

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию:

— контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и

— сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

— унижают его достоинство,

— используют обидные прозвища,

— используют его в качестве доверенного лица,

— при общении с ребенком проявляют непоследовательность,

— используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

— не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

— взрослыми растрачиваются семейные деньги.

— ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

— к ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

— угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение),

— угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко, если:

— используют свои привилегии:

— обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,

— отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе:

— о посещениях его родителями, опекунами,

— ребенка перебивают во время разговоров.

Из статьи Т.Я. Сафоновой, Е.И.Цымбал
» Жестокое обращение с детьми и его последствия»/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993

Последствия насилия детей в семье

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей[4].

Читайте так же:  Семейный закон о домашнем насилии

Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах.

Виды насилия над детьми:

Физическое насилие — насилие, выражающееся в непосредственном воздействии на организм ребенка: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний. В результате физического насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью. Спектр физического насилия широк: от нанесения незначительных побоев до крайней формы – убийства. Физическое насилие относительно легко распознается на основе данных медицинского осмотра.

Физическое насилие в семье над ребенком имеет гендерную направленность. Насилие рассматривается как проявление мужской или женской доминантности и агрессивности, приветствуемыми в культуре. Физическое насилие в отношении детей происходит в устойчивых супружеских парах, т. е. в том типе семей, которые считаются благополучными и соответствующими норме. Дети, подвергающиеся домашнему физическому насилию, имеют чрезмерное терпение, и готовность к многократному прощению обидчика, так как ими являются их родители. Это терпение связано с чувством страха, любовь к родителям.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей.

Младший школьный возраст:

стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребёнка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. Этот тип насилия является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье.

К формам психологического насилия относят:

Отвержение вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:

— враждебное отношение к ребёнку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;

— высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);

— превращение ребёнка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания.

Терроризирование угроза убить ребёнка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

— помещение ребёнка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;

— оставление его в опасной ситуации;

— нереалистичные ожидания от ребёнка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение;

— угроза совершения насилия над самим ребёнком;

— угроза совершения над тем, кого ребёнок любит (включая домашних животных)

Изоляция последовательные действия, направленные на лишение ребёнка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его;

— необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Игнорирование отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его эмоциональной стимуляции:

— нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;

— взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;

— отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви и заботы.

Особенности поведения младшего школьника, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию:

беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание. Заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

Сексуальное насилие — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Объектом посягательств на половую свободу и неприкосновенность могут становиться как девочки, так и мальчики. Жизнь детей, подвергающихся сексуальному насилию, проходит в условиях социальной изоляции. Сексуальное насилие, как правило, скрывается и самим ребенком, и взрослыми.

Экономическое насилие — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п[5].

Пренебрежение основными нуждами ребёнка — нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребёнка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.

Под пренебрежением интересами и нуждами ребёнка понимается:

— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;

— оставление ребёнка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям;

— лишение ребёнка должного внимания и заботы, в результате чего для ребёнка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлечённым в употребление алкоголя или наркотиков, а также совершение преступления.

Особенности внешнего вида ребёнка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

Видео (кликните для воспроизведения).

санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого и моторного развития, утомлённый вид, сонливость, опухшие веки, обезвоживание организма (у грудничков), педикулёз, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции, многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.

Источники

Последствия насилия детей в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here