Ребенок обижает малышей

На странице подготовлен материал на тему: "Ребенок обижает малышей" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Консультация для родителей «Как научить ребенка не обижать других»

Кристина Крайнова
Консультация для родителей «Как научить ребенка не обижать других»

Когда малыши начинают ходить и встречаться со сверстниками в разных ситуациях, они могут обижать других детей без какого-либо злого умысла. Дети могут кусаться, царапаться, тянуть за волосы, толкаться, драться. Самую большую озабоченность вызывает ситуация, когда ребенок кусается. Это и больно и может вызвать заражение раны инфекцией. Если ничего не предпринимать, ситуация может ухудшаться. Я дам некоторые предложения, которые помогут научить вашего малыша быть вежливым и обходительным с другими детьми. Изредка я встречаю на детских площадках мам, увлеченных своими делами, а в это время ребенок такой «занятой телефоном, АйПад или прочей техникой» мамы, бодро отбирает игрушки, кидает в глаза песок, ломает куличики других детей.

ПОЧЕМУ ОДНИ ДЕТИ ОБИЖАЮТ ДРУГИХ?

Ребенок начинает кусаться, когда у него режутся зубы. На этом этапе они любят грызть сухарики, кольца и прочие безопасные приспособления для детей. Некоторые дети кусают, царапают, толкают, бьют лишь для того, чтобы посмотреть, что произойдет. Ведь все перечисленные действия почти всегда вызывают бурную реакцию со стороны жертвы и присутствующих взрослых. Эта реакция может случайно поощрить ребенка и проблема с большой вероятностью повторится вновь, особенно, если для ребенка не будет никаких последствий со стороны «занятой телефоном» мамы.

Ребенок может обидеть другого, потому что рассердился или расстроился. В раннем детстве дети часто расстраиваются или злятся, потому что они не получают желаемое, не умеют выразить словами чего они хотят.

Обижая других, ребенок может получать то, что хочет, например, заставив другого ребенка отдать игрушку. И если это сработало, малыш продолжит отнимать.

КАК ПОМОЧЬ И ПРЕДОТВРАТИТЬ СИТУАЦИИ, КОГДА ВАШ РЕБЕНОК ОБИЖАЕТ ДРУГИХ.

Понаблюдайте за своим ребенком. Как он играет с другими детьми, в том числе и в похожих ситуациях, когда он уже обижал кого-то из детей. Поощряйте желаемое поведение. Дети до 3 лет обычно играют сами по себе. Когда ребенок мирно играет, обратите на это внимание. Поговорите с ребенком о том, чем он занят.

— Ты строишь большой дом из этих кубиков.

— Твоя машина быстро ездит, это настоящая гоночная машина!

— Ты кормишь свою куклу. Чем ты ее кормишь?

Дайте ребенку знать что именно вам нравится.

— Ты очень хорошо сегодня играешь, Дима.

Если детей двое.

— Мне так нравится как вы дружно играете вместе.

Для начала вы можете поощрить ребенка за то, что он был вежлив и играл хорошо и дружно с другими детьми. Например, в качестве «награды» вы можете предложить ребенку прочитать книгу или поиграть в его любимую игру. Скажите ребенку, что вы очень довольны тем, что он сегодня был вежлив и замечательно играл и сам по себе и с друзьями.

Помогайте ребенку говорить о том, чего он хочет.

Мы с дочерью ходили на занятия в игровую группу. Я запомнила одного мальчика в возрасте 2,5 лет. Если ему что-то было нужно, он просил свою маму с помощью звуков, жестов, мимики, несмотря на то, что он уже умел элементарно говорить. Мама его отлично понимала и малыш получал свое. Мы встретились еще раз на пляже, кода нашим детям было уже по 4 года. Мальчик продолжает использовать для просьбы звуки, жалобные выражения лица и жесты и тело, когда ему что-то не понравилось, он начал подпрыгивать и размахивать руками. Мама его по-прежнему хорошо понимала.

Если ваш ребенок не может сказать словами чего он хочет, дайте ему эти слова, произнесите их для него, чтобы он мог повторить.

— Сережа,скажи: «Вика, сейчас моя очередь» Иначе как он научится?

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ВАШ РЕБЕНОК ОБИЖАЕТ ДРУГИХ.

Скажите ребенку что нужно делать.

Если ваш ребенок ударил кого-либо, действуйте сразу. Оставьте свои дела, подойдите к малышу на расстояние вытянутой руки. Скажите уверенно и спокойно что нужно делать вместо того, чтобы обижать, отбирать, бить.

— Женя, перестань бить Милу. Попроси у нее игрушку вежливо.Скажи: «Мила, дай мне, пожалуйста, игрушку.» Если Женя сделал как вы просили, похвалите его. Проверьте, не пострадала ли Мила. Дайте ваше внимание обеим детям.

Быть добрым, нежным и вежливым – это практика.

Следующий шаг это показать вашему ребенку как на самом деле быть добрым и вежливым, нежным и заботливым. Однажды я встретила маму, которая интуитивно применила этот подход со своим малышом. Когда сын, будучи на руках у мамы, ударял ее по лицу, она брала его ручку и гладила свою щеку,приговаривая: «Вот так нужно гладить маму, сыночек.» Покажите ребенку как нужно гладить по волосам, вместо того, чтобы тянуть их, как нужно держаться за руки, вместо того, чтобы дергать или толкать. Задержите ребенка на несколько секунд, чтобы он попрактиковался в нежных и аккуратных прикосновениях. Не обращайте внимания на протест. Положите свою руку на руку ребенка и аккуратно направьте движение его ручки. Убедитесь, что другой ребенок не возражает, что к нему при касаются. Похвалите своего малыша за его старания.

Если ребенок продолжает обижать других.

Вы остановили ребенка и сказали ему, что нужно делать, вместо того, чтобы обижать, бить, толкать. Если

подобное поведение продолжится или случится в течение ближайшего часа, если ребенок сопротивляется и не желает, чтобы вы направляли его руку, обучая его аккуратным прикосновениям, используйте еще один эффективный подход «Взять паузу».

— Эдик, ты продолжаешь обижать Ларису. Для тебя сейчас будет “пауза”.

“Пауза” – это когда вы отводите малыша от места, где он играл и просите его посидеть спокойно и тихо на скамейке, на стуле, в кресле или на краю ковра в комнате. Скажите ребенку, что ему нужно сидеть спокойно одну минуту, прежде, чем он выйдет и продолжит игру. Если ребенок старше двух лет и не сидит на месте, используйте другой подход ” Тайм Аут. ”

— Эдик, ты не сидел тихо во время паузы, теперь у тебя время тайм-аута.

“Тайм-аут” – это когда вы уводите малыша в другое помещение, изолируете его от ситуации, где случилась проблема. Если вы на площадке, можно выйти за ее пределы, если вы в магазине, выйти их него на улицу или на парковку, можно уйти с ребенком в машину, можно посадить его в коляску и увезти. Скажите ребенку, что он должен вести себя тихо в течение 1 минуты, прежде чем выйдет из “тайм-аута” и вы вернетесь туда, где были. Даже если ребенок очень расстроен или рассержен, сообщите ему об этом условии.

Читайте так же:  Доверенность от отца на представление интересов ребенка

Родителю при этом важно оставаться спокойным и уверенным, что не всегда легко дается. Возможно, вас поддержит понимание, что и для чего вы делаете, а ваш малыш сейчас находится в процессе научения.

Верните ребенка обратно в игру или ситуацию.

По истечении 1 минуты, при условии, что ребенок сидел тихо по время «паузы» или «тайм-аута», позвольте ему вернуться обратно туда,откуда вы его увели: игровая площадка, магазин, комната. Таким образом у малыша появится возможность на практике продолжить дружную, спокойную игру. Похвалите ребенка, если вы видите, что он играет мирно. Если же недопустимое поведение продолжится, будьте готовы повторить «паузу» или «тайм-аут», со всеми последствиями как и в последний раз. Возможно, вам придется повторить использование этих подходов не один раз, прежде, чем ребенок поймет ваше сообщение и перестанет обижать других детей.

ЧТО ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ

Вы возможно задумаетесь… А что будет, если я в ответ укушу, шлепну, потяну за волосы, чтобы показать ребенку каково это по ощущениям. Возможно это сработает и ребенок не будет кусать вас, но не других. И на самом деле такой подход лишь собьет ребенка с толку, если вы сделаете то, что на самом деле запрещаете. Некоторые родители требуют от своего ребенка извинится, но этого обычно недостаточно, чтобы остановить поведение, о котором мы с вами сегодня поговорили.

— Будьте просто активны. Старайтесь предвидеть и предотвратить проблему.

— Для начала заметьте момент, похвалите и поощрите ребенка за то, что он хорошо игра с другими детьми.

— Не игнорируйте, если ребенок обижает других, действуйте сразу. Скажите ребенку ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ.

— Создайте для ребенка возможности быть добрым, нежным и вежливым на практике.

— Если проблема продолжается, примените «паузу» или «тайм-аут».

— Верните ребенка обратно в ситуацию, чтобы он имел возможность поиграть дружно с другими детьми.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки?» Консультация для родителей: «Как научить ребенка убирать игрушки?» Наверное, каждый родитель сталкивался с проблемой не убранных игрушек.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка пересказывать» Консультация для родителей! Как научить ребёнка пересказывать. Воспитатель: Денибекова Е. А. Дошкольное детство – период, когда особое внимание.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш» Уважаемые родители, работая с детьми младшего дошкольного возрастая я заметила,что не все дети могут правильно держать карандаш и у меня.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать бантики» В настоящее время многие учителя начальных классов обеспокоены тем, что дети не умеют завязывать бантики. Когда ребёнок приходит в школу,.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к зарядке?» В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых — родителей, воспитателей,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка различать цвета» Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка цветам». Подготовила воспитатель Карастилёва Л. Н. Многие родители знают, что ребенок.

Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?» Консультация для родителей на тему: “Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?” На первый взгляд легко. Надо только познакомить.

Семинар для педагогов «Как научить ребенка общению» «Как научить ребенка общению» Ход семинара: 1. Трудности общения. 2. Как научить ребенка речевому общению. Речевые нарушения. 3. Как.

Консультация для родителей «Как научить ребенка держать карандаш» Как научить ребенка держать карандаш. Письмо – важнейший навык человека, а от того, насколько правильно человек держит ручку, зависит и.

«Ребенка обижают в детском саду»

Моей дочери 4 года и 8 месяцев, в детском саду она дружит с пятилетней девочкой, которая вот уже два года ее кусает и царапает. Я обращалась и к родителям (они мне не верят), и к детсадовскому психологу — она говорит, что агрессии со стороны той девочки не видит, а вот моя дочь якобы царапается. Я не против, чтобы они дружили, но меня не устраивает, что мой ребенок постоянно ходит побитым. Обращалась в управление образования — там посоветовали перевестись в другой садик, но мест не оказалось. Заведующая вызвала психолога из организации, которая осуществляет контроль над детскими садами. Та сказала, что они так «дружат» и что от других детей жалоб нет. Сейчас родительский комитет пишет жалобы на меня и моего ребенка, выставляя нас неблагополучной семьей (я воспитываю ребенка одна) и приписывая моей дочке агрессию. Дочь привыкла к своей группе и к воспитательнице, и я считаю, что не ее, а обидчицу нужно перевести в другую группу, на что мне отвечают, что для нее это станет психологической травмой (хотя она старше). Что мне делать? Кто должен заниматься такими случаями? Собираю объяснительные от руководства садика, чтобы написать в прокуратуру, но толку, думаю, не будет.

Светлана, 38 лет

Светлана, ваша ситуация сложная и длится довольно давно. Думаю, нужно работать сразу в нескольких направлениях.

Вот уже два года другая девочка бьет и царапает вашу дочь, вы пишете в различные инстанции, но результата нет. Вы фиксировали побои и царапины? Важно это делать, чтобы у вас были доказательства. Как вы обращались в управление образования и в каком виде получили ответ? Вы писали официальный запрос на перевод ребенка в другой детский сад и получили письменный отказ? Что вы сделали потом? Обращайтесь в вышестоящие инстанции.

Однако важно понимать, что все эти действия — это история про вас, а не про вашего ребенка. Вашу дочь два года бьют и царапают. Скорее всего, ей от этого очень плохо. То есть речь идет о ее психологическом здоровье и комфорте, однако вы продолжаете настаивать, чтобы в другую группу перевели не ее, а обидчицу. Почему вы так упорствуете?

Вы считаете, что вашему ребенку плохо, и в то же время вы «не против, чтобы они дружили». Для чего вашей дочери дружить с агрессором? Как вообще случилось, что она так долго «дружит» с девочкой, которая бьет? Причем бьет только ее: никто из родителей других детей на девочку не жалуется, а психологи и воспитатели хором отрицают ее агрессивность.

Нужно отталкиваться от психологического комфорта вашего ребенка, от ее желаний и потребностей

Конфликт с родительским комитетом — это уже «расширение» вашего конфликта с родителями ребенка. Как получилось, что несколько взрослых не могут договориться? Кому и на что пишет жалобы родительский комитет? Как вообще сторонние люди оказались втянутыми в ваш конфликт? И причем тут «неблагополучная» и неполная семья? Это совершенно разные понятия, часто вообще не связанные.

Читайте так же:  Признание отцовства через суд отцом

И последнее, но, на мой взгляд, самое важное: где в этой истории интересы вашего ребенка? Что она думает и чувствует по поводу этой ситуации? Как ей кажется, почему та девочка ее бьет? Ей нравится с ней общаться? Что ваша дочь понимает под дружбой? Умеет ли она отстаивать свои границы? Хочет ли остаться в группе с этой девочкой или перейти в другую?

В любом случае вам нужно отталкиваться от психологического комфорта вашего ребенка, от ее желаний и потребностей, параллельно учить ее выражать свое мнение, отстаивать границы, формировать представления о хорошем и плохом. Вам же самой будет легче, если вы будете решать данный вопрос, снизив эмоциональный накал ситуации, подходя к ней более сухо, рассудительно, обдумывая все шаги и их последствия.

«Не умею постоять за себя в ссорах с одноклассниками»

«Одноклассники часто смеются надо мной, ни во что не ставят. Я самая тихая девочка в классе. Когда все шумят, я сижу спокойно, занимаюсь своими делами. »

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.

Что делать, если ребенка обижают в детском саду?

Ситуация, когда малыш жалуется на обидчиков в детском саду, довольно широко распространена. Одни родители сразу бегут выяснять отношения с преследователем, его родителями, пишут заявление в прокуратуру, полицию, требуя возмездия. Другие стараются не прислушиваться к детским жалобам, считая, что ребенок все это придумывает, чтобы оправдать нежелание идти в дошкольное учреждение. И те и другие действуют не совсем правильно.

В этой статье мы расскажем о том, что нужно делать, если ребенка обижают в детском коллективе.

Предварительный просмотр:

Что делать, если другие дети обижают вашего ребенка в детском саду.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательно постарайтесь доверительно поговорить с воспитателями, они могут рассказать, что происходит, как они оценивают происходящее. Подчеркну, что разговор с воспитателем должен быть доверительным. В данном случае воспитатель — ваш союзник, ведь чем меньше конфликтов среди деток, тем спокойнее и комфортнее «микроклимат» в группе. Расспросите воспитателя, часто ли обижают вашего ребенка сверстники. Кто обижает? В каких ситуациях? Не бойтесь высказать свое беспокойство, попросите внимательнее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с другими детьми, особенно с обидчиками. Возможно, в группе есть забияка, который нападает на всех, а не только на вашего малыша.

Чтобы понять, что делать, если ребенка обижают в саду, нужно досконально разобраться в ситуации. Но далеко не все дети могут внятно пояснить происходящее, поэтому поможет игра. Попробуйте поиграть с малышом «в детский сад». Пусть игрушечные мишки-зайчики или куклы и роботы будут «детками и воспитателями». Разыграйте несколько ситуаций, когда непослушные «малыши» шалят. Как действует в этом случае воспитатель? Другие дети? А если медвежонок обижает зайчика, толкает его и дерется? А вдруг «сильный робот» нападает на куклу? Как это происходит? Что делать кукле? Понаблюдайте во время игры за реакцией малыша. Здесь важно и эмоциональное отношение ребенка к игре в целом, и отношение к «драчунам» и «обиженным». Кстати, в такой игре ребенок непроизвольно копирует реальное положение в группе — действия детей и воспитателей, и родители имеют возможность «поприсутствовать» в детском саду.

Как научить ребенка защищать себя.

Каждому родителю не лишним будет узнать, как реагировать в том случае, если ребенка обижают, и как ему помочь справляться с этой проблемой.

Читайте так же:  Путин о матерях одиночках

Если обиды направлены на внешность или физические особенности ребенка, поддающиеся исправлению, постарайтесь «ликвидировать причину». Например, чтобы избавиться от лишнего веса, вместе с малышом займитесь зарядкой, скорректируйте рацион питания (возможно, нужна будет консультация диетолога), регулярно проводите дома «спортивные соревнования» или «танцевальные пятиминутки». И научите малыша одной-двум фразам, чтобы он мог ответить обидчикам, например: «Я не толстый, а сильный», «Хорошего человека должно быть много». Потренируйтесь у зеркала, чтобы ребенок научился произносить эти слова, глядя в глаза обидчику, спокойно, громко и уверенно, с высоко поднятой головой. Такая уверенность очень действует на обидчиков.

Поговорите с малышом и вместе найдите плюсы, положительные стороны в том, за что его обижают и дразнят.

Ваша задача — настроить сына (или дочку) правильно, убедить малыша, что он умный, хороший, красивый. А дразнят и обзываются люди трусливые и слабые. При этом слова их совершенно ничего не меняют в самом ребенке — он как был, так и остался хорошим. Психологи дают такой совет: «Покажите ребенку на наглядном примере, что слова обидчика ничего не меняют в том, кому они адресованы. Например, скажите воде: «Ты плохая». Что стало с водой? Ничего. Подойдите к дереву: « Ты мне не нравишься, ты глупое». Изменилось что-то в дереве? Абсолютно ничего».

Покажите малышу, что вы понимаете его чувства и сопереживаете вместе с ним. Вообще ежедневно старайтесь «разговорить» ребенка, давайте ему возможность рассказать и об отношениях с ребятами, и о занятиях, и пожаловаться, и «поплакаться в жилетку», и получить от вас поддержку и утешение. Не отмахивайтесь от неприятностей и проблем ребенка: «Все это ерунда, пустяки! Не обращай внимания!» Для него, быть может, сейчас рушится мир и пропадает вера в людей.

Обязательно рассказывайте о подобных случаях из личной жизни (можно придумать похожую обидную ситуацию и дать алгоритм действий — как вы из него вышли) или из жизни близких, которых малыш любит и уважает. К примеру, дедушка ребенка — полный, лысый, маленького роста, а пользуется авторитетом и уважением у всех, кто его окружает. И никому в голову не приходит, что уважают только высоких и стройных. «Мы любим дедулю, и нам ясно, что он полный, ведь он самый-самый лучший! К нему раз обращаются за советом и помощью, он помогает решить разные сложные проблемы. Умные люди не на внешность обращают внимание, а на качества человека — добрый он или злой, внимательный или нет».

Лучший способ — личный пример, дети всегда внимательно наблюдают за поведением родителей. А значит, показывайте, как правильно реагировать на обиды или угрозы. Если только малыш почувствует, что его сложности для вас — пустяк, он закроется от вас. Все, что тревожит ребенка, начнет «грызть его изнутри», будет расти неуверенность, умножатся переживания. Результатом «потери веры в себя» может стать дискомфортное положение малыша в любом коллективе.

Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова. Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова: Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.


Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.


И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

Читайте так же:  Что нужно для усыновления ребенка жены

Как помочь своему малышу?

Описанный выше алгоритм — действия внешнего характера. Но понадобятся еще действия внутренние, которые помогут поддержать вашего ребенка в трудной для него ситуации.

Поддержите малыша, скажите, что вы целиком на его стороне.

А далее выбирайте одну из тактик, которые позволят обучить ребенка защищаться самостоятельно, ведь вы не можете присутствовать с ним рядом весь день, пока он находится в садике.

Психологи отмечают несколько методик.

«Метод пограничника»

Обучите сына или дочь четко обрисовывать личные границы для окружающих – «Это мое, это трогать нельзя! Мне это не нравится. Я этого делать не буду!». Ребенок не должен глотать обиды, нужно научиться смело говорить «нападающему», что его поступки некрасивые, неприятные. Ребенок должен четко усвоить «волшебную» детскую фразу: «Я с тобой не играю!».

Метод поиска союзников

Ребенок должен в трудной ситуации искать союзников и помощников. Он должен научиться проговаривать проблему и звать на помощь. При этом важно разъяснить, что между ябедой, который бегает жаловаться воспитателю по любому поводу и без него, и нормальным человеком, которому, действительно, нужна помощь, – большая разница.

Помощи у старших нужно просить только тогда, когда другие меры не помогли.

Метод выхода из конфликта

Взрослые отлично знают, что в некоторых ситуациях лучше и безопаснее отступить. Это должен узнать и ребенок.

Если обидчик очень агрессивен (кусается, дерется, причиняет боль), лучше обходить его стороной, не позволяя ему нарушить личные границы.

Метод «аналогичного воздействия»

Это очень спорный метод, который заключается в том, чтобы научить ребенка давать сдачи. Если ударил — ударь в ответ, ущипнул — ущипни в ответ. Обычно на агрессоров действует безотказно, но вот вашему ребенку может навредить. Ведь дети не понимают, где проходит граница между допустимой самообороной и настоящей агрессией, и могут стать такими же агрессорами. Не соизмеряя сил, они могут покалечить обидчика, нанести ему серьезные повреждения.

Лучше всех может защититься тот дошкольник, который обучен всем этим методам и может добровольно выбирать один из них в зависимости от того, чего именно требует ситуация.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Читайте так же:  Бывшая супруга подала на алименты

Первые действия

Для начала нужно выяснить размер «катастрофы»: не игнорируйте жалобы сыночка или дочки на некоего Васю или Колю, который дерется, отбирает игрушки, кусается или плюет вашему ребенку в суп. Расспросите карапуза как можно подробнее о том, кто этот Коля-Вася, обижает ли он и других детей или ограничивается только вашим чадом, как его фамилия, при каких обстоятельствах агрессор начинает переходить к действиям, как часто он ведет себя таким образом.

Не спешите делать выводы и говорить ребенку, что Вася-Коля — плохой мальчик. Нужно во всем трезво разобраться.

Когда карапуза обидели, и он сквозь слезы, всхлипывая, рассказывает об этом, вполне естественно желание родителей грудью броситься на защиту, наказать всех и вся. Но не торопитесь: от того, как вы поведете себя сейчас, зависит, сможет ли ваш ребенок научиться правильно реагировать на агрессоров и обидчиков, а их в его жизни будет еще немало.

Разберем, каким примерно должен быть алгоритм действий мамы (папы).

  • Говорим с воспитателем. Задаем ему те же вопросы, что до этого задавали собственному чаду, заодно отмечаем, во всем ли был правдив ваш малыш. В беседе с педагогическим работником важно выяснить, насколько Коля-Вася агрессивен по отношению к другим детям, есть ли объективные обстоятельства, которые могут объяснить его поведение, а также не провоцировал ли его ваш ребенок сам. Если воспитатель о конфликте ничего не знает, нужно попросить ее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с конкретным «обидчиком», перенести разговор на пару дней. Если педагог в курсе случившегося, следует напомнить ему, что общение с родителями агрессора — задача именно его, воспитателя, настоять на такой беседе.

  • Не говорим с обидчиком, не ссоримся с его родителями. Очень часто разгневанные мамы и папы начинают ругать чужого ребенка или дожидаются прихода его родителей, устраивая выговор на повышенных тонах им. Помните, что родители Коли-Васи тоже будут защищать свое чадо. Чем агрессивнее вы будете на них наступать, тем активнее они будут обороняться. Конструктивного разговора не получится.

Говорить с родителями и их ребенком должен воспитатель, психолог детского учреждения, они могут даже рекомендовать родителям показать чадо специалистам по психокоррекции и коррекции поведения.

  • Поднимаем вопрос на родительском собрании и говорим с другими родителями, если беседа воспитателя не принесла желаемого результата. По коллективному обращению мам и пап за их подписями на имя заведующей есть возможность вывести из группы проблемного агрессивного воспитанника, который ни в какую не хочет вести себя уважительно по отношению к другим. Но отчислить малыша никто не имеет права. Если второй группы вашего возраста в садике нет, перевести «агрессора» будет законодательно невозможно.
  • Если ничего не помогло, обращаемся к заведующей с заявлением и просьбой составить обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних. Родители обидчика, которые отказываются принимать меры к своему чаду, из-за которого страдают другие дети в группе, будут иметь дело с полицейскими и представителями отдела образования.

Страх благополучия: почему у меня мало денег?

Большинство из нас согласны с тем, что достойный материальный уровень позволяет более спокойно и уверенно планировать будущее, оказывать помощь близким.

Что делать если ребенка обижают в детском саду
консультация (старшая группа) на тему

Советы родителям о трудностях общения со сверстниками в коллективе

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya._esli_rebenka_obizhayut.docx 15.08 КБ

Советы родителям

Но главные советы – для родителей, только они смогут разрешить ситуацию.

  • Несмотря на все доводы, отцы обычно учат своих детей давать сдачи физически. Это тоже полезное умение, но с ним нужно быть предельно осторожными. В большинстве случаев, если агрессивный ребенок в группе не понимает слов, не прислушивается к замечаниям воспитателя или нянечки, да и слова собственных родителей для него мало что значат, лучше обучить ребенка методу ухода из конфликта.
  • Обратите внимание на договор об оказании образовательных услуг (вы подписывали его при оформлении карапуза в детский сад). В нем четко обозначены нормы допустимого поведения для воспитанников. Если действия обидчика противоречат договору, обратите на это внимание воспитателя, заведующей. Это может стать основанием для руководства дошкольного учреждения расторгнуть договор с родителями неуправляемого воспитанника.

  • Никогда не стыдите своего сынишку, который пришел из садика с синяком или ссадиной. Некоторые папы и дедушки этим «грешат»: они начинают взывать к его мужскому началу («Ты же мужик! Терпи! Не плачь! Хватит жаловаться! Разберись сам!»). Ребенок почувствует себя очень одиноким без поддержки со стороны самых близких людей, а это никак не поспособствует воспитанию в нем мужества.
  • Чаще разговаривайте с воспитателем не о том, какой плохой Вася-Коля, а о том, как ведет себя именно ваш ребенок. Причин для издевок в детском коллективе может быть довольно много (необычная фамилия, имя вашего чада, особенности его внешности — рыжий, с веснушками, одежда, в которой вы отправляете малыша в садик и так далее). Если причина устранима, сделайте это: чудесные вязаные шорты с большими бантиками у колен, которые подарила бабушка, возможно, нравятся бабушке, но для ребенка — хуже пытки, поскольку именно из-за этих бантиков над ним смеются. Есть и дети, которые сами провоцируют других на агрессию (они ведут себя тихо, мирно, но не преминут подложить «свинью» ровеснику при удобном случае). Не забывайте работать над такими недостатками у собственного ребенка.

  • Повысить уверенность малыша в своих силах помогут занятия спортом — борьбой, единоборствами, плаванием, легкой атлетикой. Обычно малыши, которые реализуются в спорте, в детских коллективах ведут себя более уверенно, четко очерчивают свои границы и могут за себя постоять.
  • Если довелось столкнуться с родителями обидчика, не делите детей на «твоего ребенка» и «моего ребенка», проблема у вас общая: один малыш обижен, другой — обидчик. Но в конфликте всегда участвуют двое, будет хорошо, если усилия удастся объединить.

Главное — научите ребенка быть великодушным и прощать.

Человек, который не умеет прощать, менее успешен в жизни, часто страдает самыми разнообразными хроническими заболеваниями, вызванными именно потаенными, давними, глубокими обидами.

Если обидчик просит прощения, лучше всего простить его и больше не вспоминать плохого поступка. Так будет лучше для всех и в первую очередь для вашего чада.

О детских конфликтах и способах их преодоления рассказывает психолог в видео, представленном ниже.

Видео (кликните для воспроизведения).

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Источники

Ребенок обижает малышей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here