Ребенок после жестокого обращения

На странице подготовлен материал на тему: "Ребенок после жестокого обращения" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Последствия жестокого обращения с детьми

Последствия жестокого обращения с детьми

Семейное насилие, к сожалению, становиться довольно распространённым явлением не только в нашей стране, но и во всём мире.

Насилие в семье – это реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.

Семья занимает важное место в формировании личности ребёнка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к ребёнку в семье и в первую очередь – отсутствие материнской любви. Так, например, отсутствие у женщины любви к ребёнку, когда он ещё находится в материнской утробе (нежеланная беременность), во многом отражается уже на формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми ещё до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Каковы же специфические последствия проявляемой по отношению к детям жестокости? Сексуальное и физическое насилие имеет длительные последствия для эмоционального благополучия ребёнка. Его чувству собственного достоинства наносится непоправимый ущерб, а страх повторения подобного к себе отношения рождает в нём недоверие к окружающим. Дети, познавшие человеческую недоброжелательность и растущие в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремятся изолироваться от общества и могут проявлять в своём поведении повышенную агрессивность. Кроме того, многие подвергшиеся жестокому обращению дети отличаются повышенной рассеянностью на уроках и испытывают больше трудностей в школе, по сравнению с детьми выросшими в нормальной обстановке. В юности и повзрослев те, с кем плохо обращались в детстве, чаще сталкиваются с психологическими проблемами, включая депрессию и алкоголизм. Некоторые из них пытаются совершить самоубийство или оказываются вовлечёнными в преступную деятельность.

Подвергшиеся жестокому обращению дети плохо контролируют свои эмоции и поведение и, как правило, менее уверенно чувствуют себя в обществе, чем дети выросшие в нормальной обстановке. Американские исследователи после проведения пятилетнего исследования, когда осуществляли отбор подвергшихся жестокому физическому обращению пятилетних детей, обнаружили, что такие дети испытывали больше трудностей со сверстниками, чем дети, воспитывавшиеся в семьях с благоприятной психологической обстановкой. Они были менее популярны среди сверстников и более замкнуты, а их проблемы в отношениях с другими детьми увеличивались с каждым годом на протяжении всех пяти лет наблюдения за ними. По данным другого исследования, мальчики, с которыми жестоко обращались, более негативно реагировали на проявления гнева и раздражения в отношениях между матерью и другими взрослыми. Исследователи полагают, что длительные семейные конфликты со словесными и физическими оскорблениями могут оказать кумулятивное воздействие на отношение детей к гневу, даже если этот гнев не направлен непосредственно на них.

Дети, с которыми обращались жестоко, попадают в неблагоприятную среду и выпадают из нормального процесса социализации, в то время как ребята с положительным подкреплением и поддержкой со стороны родителей избегают такой ситуации. В результате этим детям трудно удовлетворить свои потребности в защите и покровительстве, нередко им приходится быть чрезмерно уступчивыми, чтобы избежать плохого отношения к себе, и у них могут развиться невротические черты и проблемное поведение. В то же время такие дети постепенно учатся эксплуатировать, унижать или терроризировать других, равно как и ожидать, что любые человеческие отношения приносят боль и страдание. И всё это – глубокие, долговременные последствия жестокого обращения с детьми.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческой жизни. Патогенное влияние различных видов насилия на личность и психику ребёнка не оставляет сомнений.

Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребёнком, с учётом его возрастных особенностей. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по — разному. Наиболее общими симптомами в зависимости от возраста являются:

Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (алкоголем, наркотиками и т.д.), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела. Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях с партнёром.

Насилие, пережитое в детстве, может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. Люди, которые подвергались насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье. Насилие порождает насилие. Индивиды, живущие в ситуации насилия и являющиеся пострадавшей стороной, могут испытывать следующие чувства: ужас, сверхбдительность, смятение, чувство беспомощности, безнадёжности или бессилия, беспокойство о своей безопасности, чувства вины и подавленности. Им часто сняться кошмары, они теряют уверенность в себе, им свойственны навязчивые воспоминания, приступы необъяснимой тревоги, депрессия, фобии, печаль, мысли о самоубийстве, самообвинения, отказ от участия в жизни семьи и решении её проблем, алкогольная или наркотическая зависимость, желание возмездия.

Независимо от того, какой характер носят отношения с окружающими, дети учатся взаимодействовать со сложным социальным миром как внутри семьи, так и за её пределами. Поэтому так важно своевременно заметить, что ребёнок оказался заложником конфликта взрослых и по этой причине испытывает дискомфорт, вызванный давлением с их стороны, и оказать ему столь необходимую помощь и поддержку, чтобы минимизировать те негативные последствия, которые связаны с семейным насилием.

Читайте так же:  Оформить свидетельство о рождении ребенка через госуслуги

Жестокое обращение с детьми: статистика и юридический аспект

Начало систематическому изучению проблемы жестокого обращения было положено в 1961 году, когда на ежегодном собрании Американской Академии Педиатрии был описан так называемый «battered child syndrome» (синдром избиваемого ребенка).

Тогда же были впервые обнародованы сводные статистические данные о распространении насилия над детьми в США.

Жестокое обращение является сегодня одной из основных причин нарушений психического развития и здоровья несовершеннолетних.

Ежегодно различным преступным посягательствам подвергаются до 100 тысяч несовершеннолетних.

Почти половина из них переживают насильственные действия со стороны взрослых, причем:

В роли субъектов жестокого обращения чаще всего выступают родители (85% случаев), другие взрослые члены семьи и лица, осуществляющие опеку над ребенком.

При этом женщин среди обидчиков в полтора-два раза больше, чем мужчин.

До 70% детей, воспитывающихся в условиях жестокого обращения, терпят не только пренебрежение, но и одновременно несколько форм насилия – физическое, психологическое, сексуальное; такие дети отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами.

Находясь в глубокой зависимости от обидчиков и не будучи осведомлены о своих правах, они иногда в течение многих лет не получают квалифицированной помощи и защиты.

Эксперты в области законодательства указывают на высокую латентность перечисленных преступлений, о чем свидетельствует двух- трехкратное преобладание количества зарегистрированных фактов над числом разоблаченных преступников.

    Особенно тяжелой остается ситуация с выявлением сексуального злоупотребления детьми и подростками.Так, сегодня регистрируется лишь один из 10 случаев сексуального насилия в отношении несовершеннолетних.Латентность ненасильственных половых преступлений в отношении несовершеннолетних еще выше. Из числа привлеченных к уголовной ответственности за такие преступления каждый десятый виновный освобождается от уголовной ответственности, в том числе и по нереабилитирующим основаниям (т.е. не за отсутствием состава преступления, а в случае недоказанности вины, невменяемости и по другим причинам).

«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения».

Анна Овчинникова
«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения».

Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) — это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.

Отвержение- проявляется в неприятие ребенка,принижение его достоинства:

•враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;

•высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т. п.);

•превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.

Терроризирование- проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребёнка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребёнок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный.

•угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться — накажу»);

•угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребёнка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. У ребёнка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажённой социализации ребёнка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребёнок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

При игнорировании взрослый лишает ребёнка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребёнка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребёнка или психической патологии родителя:

•нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;

•взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

•отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Психологическое насилие в отношении детей может происходить как в семьях, так и в образовательных, детских учреждениях.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

отставание в психическом развитии, снижение интеллекта; агрессивность; импульсивность; недостаточная способность к контролю над собственным поведением; повышенная тревожность; неумение устанавливать доверительные, эмоционально тёплые отношения; трудности в общении со сверстниками.

Существуют приёмы и методы, которые помогают в работе с детьми, пережившими жестокое обращение:

1. Арт-терапия (рисование): старайтесь, задавать детям задания рисовать своё будущее, свои мечты, своё любимое место, всё то, что формирует положительные мысли. Рисунки в сравнении, добро и зло, черное и белое. Если дети рисуют тёмными цветами, уберите карандаши тёмного цвета и попросите нарисовать, например, зло жёлтым, зелёным, голубым.

2. Кинотерапия (совместный просмотр фильмов): следует вместе посмотреть семейные фильмы, фильмы про дружбу, или отрывки фильмов, где ярко показаны семейные ценности, отношение друг к другу друзей.

3. Фантазийные игры,например: игра «Куст роз», способствует осознанию ребёнком своих чувств. Ему предлагается представить себя «Кустом роз»и ответить на следующие вопросы:

Какой куст (то есть ты) сильный или слабый?

Сколько цветков, много или мало?

Сколько шипов, много или мало?

Среда, в которой растёт куст, хорошая для него или плохая?

Хватает ли кусту места?

Какие у него отношения с другими растениями?

Какое у него будущее?

4.Игротерапия: игры с игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры с пластилином, игры с куклами.

Читайте так же:  Дэниел рэдклифф внебрачные дети

5.Метод незаконченных предложений:

— больше всего мне нравиться…;

— я счастлив, когда…;

— я расстраиваюсь, когда…;

— больше всего я боюсь…;

— моё самое большое желание…;

— я бы хотел, чтобы мои родители…;

— когда я вырасту, я хочу…;

— папа – это…; мама – это…

6. стоит отметить, что необходимо таким детям обеспечить эмоциональную поддержку, быть внимательному к ребенку и его переживаниям, способствовать уменьшению у ребенка чувства вины, бессилия; помочь в укреплении чувства собственной значимости. Помочь детям учится ценить себя, объяснить и показать, что насилие неприемлемый способ разрешение конфликтов.

Так же необходима профилактическая работа,которая в себя включает:

1) правовая просвещенность несовершеннолетних (это беседы, занятия по данной теме; оформление информационных стендов);

2) индивидуальные профилактические беседы с воспитанниками, выявляющие причины отклонений в поведении;

3) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов школьников; для повышения уровня самооценки, для воспитания толерантности к другим;

4) вовлечение детей в творческую жизнь центра, школы, в спортивные секции, кружки;

5) организация консультаций специалистами;

6) оказание психологической помощи;

Задачей профилактики жестокого обращения с детьми является: формирование негативной модели поведения, воспитание гармоничной личности.

Профилактика жестокого обращения с детьми Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями.

Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Не стоит требовать от ребенка невозможного.

Индивидуальная работа с детьми с ЗПР (4–7 лет) Планирование индивидуальной работы с детьми на Декабрь 2015г ГКН с детьми ЗПР Воспитатели: Панфилова И. И. Содержание педагогической работы.

Конспект НОД в старшей группе «Правила обращения с огнем» Плутарх:Огонь жжёт тех, кто его трогает, но тем, кто умеет им пользоваться, он даёт и свет, и тепло, и помощь при всякой работе. Разработал.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило.

Профилактика жестокого обращения с детьми Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в стенах детского сада №14 «Боровичок». Меня зовут ДЕ – я педагог – психолог этого сада. Буквально.

Работа с детьми по ПДД на транспортной площадке План работы с детьми на транспортной площадке в МДОУ № 12 № п/п Содержание работы Сроки проведения Ответственные 1. Младшая группа:.

Работа с детьми по формированию знаний ПДД Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 12 «Октябрёнок» Инновационный проект «АЗБУКА.

Работа с детьми средней группы по ПДД На протяжении всего года я учила детей правилам дорожного движения. Естественно, что это надо делать не в форме приказа, а в форме игры,.

Работа с тревожными детьми шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми 1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость 2.

Жестокое обращение с детьми

Видео (кликните для воспроизведения).

Жестокое обращение с детьми – действие либо бездействие родителей, опекунов, воспитателей, причиняющее вред здоровью, психическому состоянию ребенка. Проявляется психологическим, физическим, сексуальным насилием, пренебрежением, игнорированием потребностей, эксплуатацией ребенка в корыстных целях. Приводит к негативным последствиям: нарушениям развития, возникновению психических расстройств, ухудшению здоровья, социальной дезадаптации. Диагностика травматических последствий производится клиническими, психологическими методами. Лечение включает психотерапию, прием медикаментов.

Общие сведения

Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно. Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков. Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно. 2 млн. детей избиваются родителями, более 10 тыс. из них становятся инвалидами, 1 тыс. погибают в результате побоев, более 2 тыс. заканчивают жизнь суицидом.

Причины жестокого обращения с детьми

Отношения внутри семьи развиваются на основе морально-нравственных ценностей, состояния здоровья, психологических особенностей и социального статуса ее членов, материальных условий проживания. Факторами риска формирования жестокого обращения с детьми являются:

Патогенез

В основе жестокого обращения с детьми лежит деструктивное, патологическое отношение родителей. Оно развивается на базе биологических, психологических и социальных факторов. Биологический компонент представлен особенностями темперамента (вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, «застреванием»), заболеваниями, влияющими на аффективную сферу, снижающими способность к адекватному реагированию на стрессовые события. Психологические особенности формируются в течение жизни. Родители, склонные к насильственному, жестокому обращению, имеют сложности выстраивания продуктивных отношений, проработки негативных эмоциональных состояний. Неуверенность, чувство неполноценности они компенсируют доминированием, подчинением, демонстрацией силы. Социальные условия часто становятся пусковым механизмом для возникновения жестокости к детям. Сексуальное, физическое, психологическое насилие, игнорирование ребенка возникает при семейной, материальной необустроенности, отсутствии признания окружающих.

Диагностика

Диагностика жестокого обращения с детьми осложнена стремлением родителей отрицать акты насилия и пренебрежительное отношение. По возможности обследование ребенка проводится отдельно. Диагностический процесс включает:

Осложнения

Осложнениями жестокого обращения являются социальная изолированность, инвалидность, смерть детей. По статистике Министерства здравоохранения, 70% детских травм, несчастных случаев, отравлений являются результатом невнимательности родителей. 10-12% детей, подвергающихся различным формам насилия, погибают от рук родителей либо совершают суицид. Последствия жестокого обращения проявляются в молодом и зрелом возрасте. У взрослых развиваются различные нарушения социального функционирования (наркомания, проституция, преступная деятельность), психические расстройства (нарушения пищевого поведения, маниакально-депрессивный психоз, депрессия, соматизированные расстройства, психопатии).

Читайте так же:  Усыновление ребенка одинокой женщиной в россии

Лечение при жестоком обращении с детьми

Медицинская и психологическая помощь необходимы для устранения хронической комплексной травмы развития. Используется сочетание различных приемов психотерапии и медикаментозное лечение. Цель – коррекция эмоциональных, поведенческих, когнитивных отклонений, улучшение общественного функционирования. Терапия начинается после обеспечения безопасности ребенка. Лечение состоит из ряда этапов:

  1. Подбор лекарственных препаратов. Медикаментозная терапия назначается детям с выраженными эмоциональными расстройствами, поведенческими нарушениями. С учетом клинической картины врач подбирает антидепрессанты, транквилизаторы, седативные средства, нейролептики.
  2. Обучение саморегуляции. Ребенок научается регулировать процесс возбуждения, восстанавливать эмоциональное равновесие после фрустрации.
  3. Формирование навыка переработки информации. Рассогласование взаимосвязи когнитивных, сенсорных систем устраняется через тренировку концентрации внимания. Речь используется как инструмент построения рассказов о себе, помогающих развить самопонимание, самосознание.
  4. Интеграция травмирующего опыта. Техники принятия, конструирования смысла, переживания подавленных эмоций трансформируют травматические воспоминания в продуктивный опыт.
  5. Восстановление социальных связей. Групповые занятия позволяют отработать навыки уверенности, коммуникации, кооперации, способность устанавливать физическую, эмоциональную близость.
  6. Фиксация результата. Составляется благоприятный прогноз будущего. Используется творческая активность, опора на предыдущие достижения. Ребенок обучается планированию, постановке целей.

Симптомы жестокого обращения с детьми

Дети, подвергающиеся насилию, растущие в условиях воспитательной запущенности, имеют деформированное психологическое развитие. Отклонения определяются в сфере эмоциональных реакций, поведения, социального приспособления, самопонимания, самовосприятия. Возникающие расстройства разнообразны: задержка психического развития, отсутствие привязанности к матери, антисоциальные поступки, депрессия, невроз навязчивых действий.

Жестокое обращение с новорожденными, грудничками, детьми раннего возраста формирует общую задержку развития: отстают когнитивные, психомоторные, речевые, социально-бытовые навыки. Интерес к игрушкам снижен, мотивация к взаимодействию с взрослым слабая. Дети эмоционально нестабильны, реакции гипертрофированы, неадекватны: плач, крик, вой, агрессия, двигательная расторможенность. По мере взросления поведение становится оппозиционно-демонстративным, антисоциальным, развивается тревожное, тревожно-депрессивное, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети плохо адаптируются к школе, детскому саду, редко устанавливают дружеские отношения, неспособны их поддерживать. Учебная мотивация слабая, школьная программа осваивается с трудом.

У подростков развивается дефицит личностного развития: отсутствует постоянство самовосприятия и ощущения собственного «Я», нарушено осознавание тела, понимание себя как отдельной личности. Юноши, девушки испытывают трудности определения, обнаружения собственных чувств, не могут описать эмоции, контролировать их. Поведение дисфункционально, непоследовательно. Просьбы подменяются импульсивными действиями. Неумение устанавливать контакт, обсуждать свои желания, переживания способствует социальной изоляции. Постоянное напряжение поддерживается оценкой любых новых событий как угрожающих.

Классификация

Распространена классификация жестокого обращения с детьми по содержанию. Выделяют четыре формы:

Прогноз и профилактика

Прогноз последствий жестокого обращения определяется возрастом начала травматизации, степенью дисфункциональности, асоциальности семьи. Минимальная положительная динамика наблюдается у детей, подверженных насилию с рождения. Если жестокое обращение началось после трех-пятилетнего возраста и существует возможность восстановить, сохранить близкие детско-материнские отношения, то прогноз благоприятный. Профилактические меры направлены на предупреждение причин жестокого обращения. Родителям необходимо своевременно обращаться за психологической, социальной помощью в сложных ситуациях, не переносить гнев, раздражение на ребенка. Со стороны медицинских, социальных служб профилактика заключается в своевременном выявлении и мониторинге семей из групп риска: неполных, проживающих в неблагоприятных условиях, злоупотребляющих алкоголем.

Последствия жестокого обращения с детьми

«Всыпать бы тебе как следует – сразу учиться начнешь!» Многие из нас часто слышали эту фразу в детстве, зарекались когда-либо говорить так своим детям и все же время от времени выпаливают ее. И поднимают на детей руку, «потому что сил нет».

«Когда слово не бьёт, то и палка не поможет» © Сократ

В этой статье мы расскажем вам, как организм ребенка реагирует на наказания, как это сказывается на школьной успеваемости. И какими могут быть последствия жестокого обращения с детьми с точки зрения нейропсихологии и психофизиологии. Родительская вина

На физическом уровне насилие – переживание боли, а боль сигнализирует об опасности и запускает механизм «бей или беги». Взрослый сильнее ребенка, поэтому редкий ребенок будет проявлять по отношению ко взрослому физическую агрессию как самозащиту.

Однако выход негативным эмоциям нужен, поэтому агрессия часто направляется на тех, кто не может себя защитить. Это могут быть и другие дети, и некоторые взрослые. Зачастую внезапно проявившаяся детская агрессия может быть признаком того, что по отношению к ребенку применяют насилие.

«Нельзя ставить детей в угол. Особенно, если там стык обоев». Шутка

Насилие – это не только применение физической силы, но и любые действия, сознательная цель которых – контролировать или подчинить себе другого человека с помощью страха, унижения, запугивания, обвинения, принуждения, манипуляции. Когда мы кричим на ребенка, обзываем его, лишаем значимых вещей или общения с друзьями, с физиологической точки зрения используя жестокие методы воспитания мы наносим ребенку практически такой же вред, как когда бьем ремнем.

Физиологические последствия жестокого обращения с детьми

Ольга Семенова, нейропсихолог:
«У тех, кто в детстве регулярно переживал насилие и жестокость, уменьшены размеры структур мозга, которые обрабатывают эмоциональную информацию и отвечают за память. У жертв психологического насилия нарушен обмен некоторых нейромедиаторов (в частности, окситоцина, который связывают с формированием привязанностей) и веществ, связанных с регуляцией состояния стресса.

Кроме того, неправильно работает и так называемая «мозговая система подкрепления»: позитивный опыт не служит для таких детей ориентиром, они становятся менее чувствительными к тем сигналам внешней среды, которые способны указать им путь к успеху. Зато чувствительность к опасности остается на высоком уровне уже во взрослой жизни, что делает этих людей менее решительными и мотивированными на саморазвитие». Как помочь ребёнку выйти из стресса?

Читайте так же:  Развод без детей украина

Регина Мачинская, психофизиолог:
«К стрессу приводит не только физическая боль, но и прежде всего унижение, которому подвергается ребенок. Этот стресс возникает как реакция на невозможность удовлетворить свои потребности в принятии, уважении и любви.

Удовлетворение этих потребностей влияет на созревание всех структур мозга – прежде всего тех, которые важны для формирования внимания, речи, мотивационной и эмоциональной регуляции. С физиологической точки зрения происходит следующее: нервные клетки гипоталамуса – структуры, которая реагирует на важные для человека события (в том числе и удовлетворение потребностей) – должны выделять особые вещества, нейрогормоны.

Если отношения ребенка с близкими вместо положительных эмоций вызывают стресс, то синтез этих веществ в гипоталамусе нарушается. Происходит сбой: нарушается нормальное созревание мозговых механизмов, отвечающих за эмоционально — мотивационную регуляцию и познавательную деятельность. Как воспитать психопата? Подробная инструкция

Возникает замкнутый круг: наказания, цель которых состоит в коррекции поведения ребенка, на самом деле снижают возможности усвоения знаний и самоконтроля, а значит, дают новые поводы для наказания». Модель наказания без насилия. Как правильно наказывать ребёнка?

Последствия жестокого обращения с ребенком для его психики

У ребенка появляется страх наказания. Страх – сильный мотиватор, но он стимулирует только к одной активности – избеганию того, что пугает. Телесные наказания не прибавляют сообразительности и усидчивости, зато дети начинают активно врать, ведь это единственный шанс избежать наказания. Они прячут и портят тетради и дневники, делают все, чтобы родители не узнали о плохих отметках. Они сочиняют, что задание им не задали, а контрольную перенесли. Это происходит потому, что взрослый несдержан, нетерпелив, импульсивен и агрессивен по отношению к своему ребенку.

Если наказания особо жестокие, то некоторые дети совершают побеги из дома, а другие суицид. Причем они накладывают на себя руки импульсивно, поэтому детские суициды наименее предсказуемы. Как воспитать уверенного в себе ребёнка?

В ситуации психологического насилия и жестокого обращения в семье ребенок оказывается в практически безвыходной ситуации. Он не может перестать общаться с родителями, поменять место жительства. Насилие исходит от близких людей, а значит, мир в целом и собственный дом перестают быть безопасным местом. Отношения с близкими больше не дают опоры, а собственная личность тем более, ведь это она совершает те самые ошибки, за которые потом наказывают.

На межличностном уровне психологическое насилие приводит к утрате доверия, эмоциональной закрытости, нежеланию проявлять себя (любое проявление опасно, так как за этим может последовать наказание). На внутреннем психологическом уровне маленькая жертва жестокого обращения и насилия обесценивает себя как личность. Ведь у ребенка пока нет здорового внутреннего стержня, и он ориентируется в оценке себя на авторитетных взрослых.

В любой ситуации, угрожающей провалом, ребенок легко впадает в панику. Она, в свою очередь, приводит к утрате способности мыслить логически. Неуверенность в себе не дает опереться на имеющиеся опыт и знания: ребенку кажется, что он все делает неправильно. Жестокое обращение с детьми фактически подавляет в них инициативность и креативность, они перестают испытывать радость от жизни. Ребёнок стал агрессивным? Способы коррекции агрессивного поведени

Наивно и опасно надеяться, что путем телесных наказаний и психологического насилия можно вырастить психически здорового, эмоционально зрелого человека

У детей по мере взросления развиваются зависимости, формируется идея того, что бить – это нормально, что с помощью физического насилия можно решать проблемы.

Наиболее распространенные последствия психологического насилия и жестокого обращения в детском возрасте, которые можно наблюдать у взрослых, – синдром хронической усталости, «стокгольмский синдром», ангедония (неспособность испытывать удовольствие от жизни), депрессия, нарушение привязанности. Принципы ненасилия в семье

Если чувствуете, что поступили неправильно, несправедливо по отношению к собственному ребенку, не стесняйтесь извиниться. Это научит его видеть, признавать и исправлять допущенные ошибки. Крайне важно научиться прощать себе свои ошибки, видеть в каждой из них возможность измениться к лучшему. Как стать хорошей и счастливой мамой?

Эксперты:
Ольга Семенова – нейропсихолог, кандидат психологических наук.
Регина Мачинская – психофизиолог, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

Жестокое обращение с детьми. Рекоммендации родителям

Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Читайте так же:  Бывшая жена не подает на развод

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

· Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

· Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

· Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

· Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— умственные или физические недостатки ребенка;

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

· физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

· дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

· когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

· жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие — порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

— Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

— Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

— Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

— Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты. », «Я тебя растила, а ты. »

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Источники

Ребенок после жестокого обращения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here