Социально психологические аспекты домашнего насилия

На странице подготовлен материал на тему: "Социально психологические аспекты домашнего насилия" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Социально психологические аспекты домашнего насилия

Наша книга посвящена проблеме домашнего насилия. Сегодня домашнее насилие считается международным сообществом одним из самых распространенных и грубейших нарушений прав и свобод человека – женщин, мужчин, пожилых, детей. Практически во всех странах мира различные общественные организации, и органы государственной власти, так или иначе, занимаются этой проблемой, обнаруживая ее латентность и сложность, застарелую укорененность в глубинных пластах массовых представлений о взаимоотношениях людей в семье. Отмечается также – несовершенство законодательства, призванного регулировать эти взаимоотношения.

В России домашнее насилие многие годы находилось вне зоны общественного интереса – по самым разным причинам. Однако в последние два десятилетия правозащитные женские организации сумели обратить на него внимание средств массовой информации, органов государственной власти, показав остроту и первостепенную значимость этой проблемы не только для личного благополучия людей, но и для решения многих общественных задач — от преодоления демографического кризиса до демократизации и модернизации страны.

В России успешно действуют сети кризисных центров, которые занимаются и реабилитацией жертв домашнего насилия, и его профилактикой. Благодаря их усилиям, были успешно освещены социально-психологические аспекты домашнего насилия, проведена диагностика циклов насилия, описаны его виды и случаи. На наш взгляд, гораздо меньше внимания было уделено в этой деятельности правовой стороне этой проблемы. Между тем, именно правовое обеспечение способно пресекать случаи домашнего насилия и гарантировать его профилактику, то есть — защиту прав и свобод человека в кругу семьи. Показательно, в частности, что в нашей стране — в отличие от других стран мира, жертвы домашнего насилия в основном не обращаются в правоохранительные органы. А если и обращаются, то только тогда, когда их жизни уже угрожает серьезная опасность. Только в этот момент они подают в полицию заявление. Но после того как, по мнению жертв, опасность им больше не грозит, они просят (либо поддаются на уговоры) сотрудников органов внутренних дел «вернуть заявление». Со временем у сотрудников внутренних дел формируются стереотипы «пассивного» поведения в отношении случаев домашнего насилия, и они вообще перестают реагировать на подобные заявления.

Мы глубоко убеждены в том, что проблема домашнего насилия может быть решена в нашей стране лишь совместными усилиями общественных и государственных структур. Их взаимодействие необходимо как для подготовки работников правоохранительных органов, так и для разъяснения правовой основы домашнего насилия его жертвам.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Для того чтобы наладить эффективное взаимодействие тех общественных организаций, которые занимаются проблемами домашнего насилия, с правоохранительными органами, необходимо взглянуть на вопрос домашнего насилия с точки зрения сотрудников полиции — в первую очередь, участковых уполномоченных. Для них важен именно юридический аспект проблемы – им необходимо понять, является ли домашнее насилие в каждом конкретном случае преступлением, и если да, то каким образом его расследовать и пресекать.

Вот почему мы считаем, что для сотрудников полиции и студентов учебных заведений МВД РФ будет полезно это специальное пособие, которое позволит им лучше уяснить способы реагирования на преступления, связанные с домашним насилием, методы их расследования — что особенно важно для судебной перспективы дела. Мы рассчитываем, что наш курс раскроет с правовой точки зрения, в чем заключается общественная опасность домашнего насилия, каковы его виды и формы, какой должна быть уголовно-правовая квалификация деяний, связанных с домашним насилием, каковы процессуальные особенности их расследования, каковы основные подходы и ключевые нормы российского и международного законодательства, направленного на защиту от домашнего насилия и его профилактику.

Методическое пособие «Домашнее насилие: социально-правовой аспект» подготовлено Консорциумом женских неправительственных объединений в сотрудничестве с работниками кризисных центров, опытными адвокатами и юристами, а также сотрудниками правоохранительных органов.

Первая редакция пособия была опубликована в 2009 году и прошла апробацию в ходе просветительского курса лекций, прочитанных в 2011 году во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России. В представленную Вашему вниманию новую редакцию пособия внесены значительные коррективы и дополнения. Они, во-первых, включают сюжеты, необходимость которых выявилась в ходе чтения курса лекций. Во-вторых, учитываются изменения, внесенные в законодательство РФ в последние годы, включая новый Федеральный закон РФ «О полиции». И, наконец, привлечение к работе над пособием специалистов, активно работающих в системе органов МВД России, позволило предложить подробный образец действий сотрудников правоохранительных органов при расследовании случаев домашнего насилия. Кроме того, авторы отмечают слабые стороны действующего законодательства России, регулирующего расследование дел, связанных с семейно-бытовой преступностью, таких как нарушение принципа равенства сторон, ограничение прав потерпевшего от преступления, неудачные формулировки и неудовлетворительную практику.

Мы отвергаем насилие как принцип человеческого поведения, как способ достижения какой-либо цели за счет близкого человека, за счет причинения другому боли и унижения. Этой работой мы стремились внести свой вклад в общее движение по преодолению насилия. Мы рассчитываем на взаимопонимание со стороны всех, кто будет работать с материалами данного пособия.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСИЛИЯ НАД ЖЕНЩИНАМИ И ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННЫХ СЕМЬЯХ

Для того, чтобы разобраться с причинами, вызывающими насилие и способами его предотвращение, необходимо разобраться в самом термине. Насилие – это не только физическая, грубая сила, как принято считать, но и более изощренные, психологические формы воздействия. Социологические данные о распространенности насилия в семье, по сути, не соответствуют действительности, и явно занижены, поскольку эта проблема редко выносится из семьи. Домашнее насилие, в основном, имеет место в социально неблагополучных семьях, однако бывают исключения.

К настоящему времени сложилась типология форм насилия над детьми и женщинами:

1) физическое насилие— преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом, приводящее к нанесению ребенку физических повреждений различной степени тяжести; жестокое обращение с женщинами, побои, драки, нанесение тяжких телесных увечий.

Читайте так же:  Статьи о взыскании алиментов на ребенка

2) сексуальное насилие— преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; сексуальная близость без согласия с женщиной и вопреки ее желанию.

3) психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие— преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.) [1,с.182-187].

Один из распространенных видов насилия – психологическое и не каждый человек знает способы борьбы с ним. Психологическое насилие подразумевает наличие вербальных оскорблений; шантажа; актов насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, общению с друзьями, получению образования, работе и т. п.); принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы. Для того, чтобы не стать жертвой психологического насилия, необходимо: запастить уверенностью в себе; после всплесков эмоций и скандалов постараться спокойной разобрать ситуацию и поговорить; не допускать и пресекать крики, угрозы. Эффективным будет также обратиться в службы помощи женщинам, попавшим под прицел домашнего насилия [2,с.51].

Насилие в семье не происходит в одночасье, оно имеет 3 этапа:

Напряжение — отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку, защитить свое положение в семье. С ростом напряжения способности женщины балансировать конфликт становятся меньше, именно в этот момент очень важна психологическая помощь и поддержка.

Острое насилие – всплеск напряжения в самой негативной форме. На самом пике обострения отношений мужчина выбирает насильственный способ решения проблемы. Давит на женщину психологически, наносит физический ущерб здоровью, ущемляет ее право в экономическом плане. Наиболее важно поймать этот момент, осознать его и быть готовым избежать подобного (уйти из дома, позвать на помощь и т.д.)

«Медовый месяц». В этот период мужчина может обещать, что насилие никогда не повторится, обвинять женщину в том, что она была инициатором насилия [3].

Чтобы предотвратить насилие в семье и не стать его жертвой необходимо знать и помнить о признаках психологического насилия:

Угрозы о физической расправе

Обвинение в собственных неудачах

Психологами был разработан целый ряд методов, которые можно применять, если вы уже стали жертвой домашнего насилия:

1. Дать равноценный отпор насильнику. К сожалению, не со всеми людьми можно договориться, используя исключительно ненасильственные методы, и уговаривать садиста в большинстве случаев бесполезно. Если женщина дает решительный отпор, она перестает быть жертвой в глазах домашнего насильника, и в следующий раз он может просто побояться поднять руку, помня о том, что получит сдачу.

2. Не принимать извинения после избиения, а поставить ультиматум. Когда после первого случая насилия мужчина начинает извиняться, а женщина — прощает его, она тем самым принимает правила игры насильника. Не нужно начинать движение по порочному кругу, а надо сразу поставить ультиматум — «в следующий раз я уйду».

3. Помочь мужчине побороть его комплексы, повысить его самооценку. Это удается единицам, ведь нужно, чтобы мужчина в первую очередь сам осознал наличие проблемы и захотел найти ее решение. Женщина может направить и поддержать, но справиться со своими комплексами может только он сам.

4. Вместе обратиться к психологу.

Насилие в семье это, прежде всего социальная проблема и её необходимо рассматривать как комплексную проблему, включающуюмеры, направленные на пресечение преступлений в отношении личности и обеспечивающие право каждого члена семьи как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства, а также меры, направленные на социальную профилактику, то есть на предупреждение насилия в семье.

Список используемой литературы

Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, № 2-3. — С. 182-187.

Cулимова Т.С. Насилие // Российская энциклопедия социальной работы. 1997 год. С.51

За безопасность семьи // Методические материалы из опыта работы психологической помощи семье. 1999 год. Арзамас.

Психологические аспекты насилия в семье

Проблематика психологии насилия представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть века (см.: Д. Левинсон, Дж. Кобрин, Д. Финкелхор, Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер, и др.). В отечественной психологической науке данная проблематика сравнительно молода (см.: Сафронова Т. Я., Соколова Е. Т., Цимбал Е. И. и др.). До настоящего (183:) времени не существует единого видения данной области в психологии, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат (см.: Каган В. Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии). В англоязычной психологической литературе основными терминами в данной области являются собирательные термины “abuse” (обида, ругань, оскорбление, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление, эксплуатация, совращение) и “neglect” (пренебрежение, игнорирование, забывание, леность, отсутствие заботы).

К настоящему времени сложилась эмпирическая типология форм “abuse & neglect”, которую составляют:

1) физическое насилие — преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом, приводящее к нанесению ребенку физических повреждений различной степени тяжести; к физическому насилию относятся не только побои, но и ограничения детей в еде и сне, вовлечение детей в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.;

2) сексуальное насилие — преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в проституцию, порнобизнес и т.п.;

3) психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие — преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.), либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.

Читайте так же:  С какого года дают материнский капитал

Соотношение трех данных форм“abuse & neglect” таково: по своему объему понятие “сексуальное насилие” больше чем понятие “физическое насилие”, а понятие “физическое насилие” — больше чем понятие “психологическое насилие”. Иначе говоря, между данными понятиями существуют отношения по типу включения. Вместе с тем, рассмотрение генеза данных форм “abuse & neglect” показывает, что психологическое насилие является “ядром” насилия, его исходной формой, на основе которой возникают физическое и сексуальное насилие (см., например, П. Дейл, С. Харт, М. Брассард и др.). (184🙂

Статистика российских служб экстренной психологической помощи детям и подросткам (Телефонов доверия) свидетельствует, что: а) в 80% случаев обращений речь идет о семейном насилии; б) самой распространенной формой семейного насилия является психологическое насилие (см.: Всероссийский конкурс памяти Матери Терезы. Программа “Детство без насилия и жестокости”, 1998). Во многом аналогичные соотношения форм насилия над детьми и подростками в США: так, в частности, лишь 14% обращений за помощью — это обращения в связи с сексуальным насилием (данные US Department of Health and Human Service цит. по R. Lawson et.al., 1998. P. 370).

Спектр психологического насилия включает:

а) психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребенка и т.п.);

б) психологические эффекты (утрата доверия к себе и миру, диффузная самоидентичность, полезависимый когнитивный стиль, внешний локус контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия, агрессивность, уступчивость, угодливость, плохая успеваемость, коммуникативная некомпетентность, низкая самооценка, склонность к уединению, суицидальные наклонности, задержки физического и психического развития, личностная психопатология различной этиологии — наркотические зависимости, булимия, анорексия нарциссические, мазохистские, множественные, пограничные и проч. личностные расстройства, амбулаторная шизофрения, соматические и психосоматические заболевания — язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.; опыт насилия в детстве в некоторых случаях приводит к ранней и глубокой интериоризации паттерна отношений “насильник — жертва”, к фиксации этого паттерна на физиологическом уровне с последующей трансформацией ряда базовых потребностей, оформляющейся впоследствии в таких эксквизитных психических и поведенческих расстройствах как садомазох и серийные убийства (А. Стевенс, Й. Прайс, Э. Миллер и др.);

в) психологические взаимодействия (доминантность, эффективность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, непринятие со стороны родителей и субординированность, бесчувственность, ригидность, безответственность, неуверенность, беспомощность, самоуничижение со стороны детей). (185🙂

Разведение активного, пассивного и интерактивного аспектов психологического насилия позволяет использовать в данной области более дифференцированную терминологию: насилие — это специфические интерперсональные формы поведения родителей; невротизация — это специфические интраперсональные формы отреагирования детей на насилие (Захаров А. И. и др.); неадекватное (или патогенное) родительствование — это специфические интерперсональные формы коммуникации родителей и детей, проявляющиеся на полюсе родителей в насилии и “перпитрейтеризации” (от англ. perpetrator — преступник) родителей, а на полюсе детей в невротизации и “виктимизации” (от англ. victim — жертва) детей (Дж. Боулби, Соколова Е. Т., и др.).

Существующие в психологической науке модели причин (факторов) насилия в семье традиционно подразделяются (см.: Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер, и др.) на:

а) психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, низкая самооценка, аэмпатичность, коммуникативная некомпетентность, социальная изолированность, социальные, психологические и психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, нежеланность, физические и психические недостатки и т.п.);

б) социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, социальная изоляция и закрытость семьи, перенаселенность, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.);

в) психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия; в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние являются ключевыми и определяющими проявления насилия в семье: особенности межличностных взаимодействий являются либо “ингибитором”, либо “катализатором” действия структурных и ситуативных факторов насилия, в последнем случае происходит эскалация насилия или “принудительная спираль насилия” (Паттерсон).

Одна из основных тенденций в области психологического изучения насилия в семье состоит в разработке проблематики межличностных детско-родительских взаимоотношений, развивающихся по типу неадекватного (патогенного) родительствования, блокирующего нормальное развертывание процесса развития детей. Неадекватное (186:) (патогенное) родительствование представляет собой континуум интерперсональных коммуникативных паттернов, описывающийся различными авторами как “депривация — симбиоз” (Е. Т. Соколова, С. В. Ильина, и др.), “отвержение — гиперсоциализация” (В. И. Гарбузов) и оформляющийся в виде специфического семейного стиля жизни, приводящего к эскалации и межпоколенной трансляции насилия.

Проблематика психологических механизмов, составляющих основу феноменологии неадекватного (патогенного) родительствования, центрируется (при всем своем многообразии) на механизмах условного принятия/самопринятия. В первом случае речь идет об интерперсональных (коммуникативных) психологических механизмах (от идентификации до отвержения), тогда как во втором — о механизмах интраперсональных (о психологических защитах по типу диссоциации и вытеснения).

Таким образом, структурирование проблематики психологического насилия в семье приводит к следующим выводам:

1. Наиболее сущностным/генетически исходным типом насилия является психологическое насилие;

2. Наиболее сущностным/генетически исходным аспектом психологического насилия является его интерактивный аспект, то есть неадекватное (патогенное) родительствование;

3. Наиболее сущностным/генетически исходным психологическим механизмом неадекватного (патологического) родительствования является механизм самонепринятия;

4. Наиболее сущностным/генетически исходным/предельным является самонепринятие по типу негативного оценивания (запрета) на проявления (поведенческие, интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные, личностные, сущностные) собственного Я.

5. Наиболее сущностной/генетически исходной/предельной формой самонепринятия является непринятие своей жизни, негативное оценивание жизни, запрет на жизнь (ср. идеи расколотого Я по Р. Лэнгу и негативной психологии по А. Менегетти [тут автор пропагандирует очевидного мошенника Менегетти, никакого отношения к науке не имеющего — Е.В.]).

В соответствии с данными выводами, сложившейся в настоящее время практикой семейного консультирования и семейной терапии, а также с конкретными наработками по данной теме (анализ детских суицидальных попыток, мазохистских психосексуальных установок и различных форм принятия в контексте детско-родительских отношений) можно сформулировать следующие принципы консультирования семей с различной степенью выраженности психологического насилия: (187🙂

Читайте так же:  Выделение долей детям при разводе

1. В ходе психологического консультирования семей с проблемами насилия приоритетное внимание следует уделять психологическому насилию;

2. В ходе психологического консультирования семей с проблемами психологического насилия приоритетное внимание следует уделять неадекватному (патологическому) родительствованию;

3. В ходе психологического консультирования семей с неадекватным (патогенным) родительствованием приоритетное внимание следует уделять механизмам самонепринятия родителей;

4. В ходе психологического консультирования родителей с проблемами самонепринятия приоритетное внимание следует уделять интраперсональным процессам блокирования (фрустрации), диссоциации (расщепления) и вытеснения из сознания родителей своих собственных сущностных (в широком смысле витальных) проявлений, то есть динамическим аспектам “негативной психологии” (А. Менегетти), процессам персонализации (А. Б. Орлов) —формированию персональных и теневых личностных составляющих;

5. В ходе психологического консультирования родителей с выраженными эффектами процесса персонализации приоритетное внимание следует уделять прецедентам и условиям процессов персонификации (А. Б. Орлов), альтернативных процессам персонализации.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Такая стратегия консультационной психологической практики открывает путь к созданию новых, свободных от насилия форм родительствования.

ru_dark_triad

Тёмная триада

Макиавеллизм, психопатия, нарциссизм

Проблематика психологии насилия представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть века (см. Д.Левинсон, Дж.Кобрин, Д.Финкелхор, Д.Иваниек, К.Брон, Р.Лэнг, А.Миллер, и др.). В отечественной психологической науке данная проблематика сравнительно молода (см. Сафронова Т.Я., Соколова Е.Т., Цимбал Е.И. и др.). До настоящего времени не существует единого видения данной области в психологии, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат (см. Каган В.Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии). В англоязычной психологической литературе основные собирательные термины в данной области — «abuse» (т.е. обида, ругань, оскорбление, жестокое обращение, пренебрежение, эксплуатация, совращение) и «neglect» (т.е. пренебрежение, игнорирование, забывание, леность, отсутствие заботы).

К настоящему времени в психологии сложилась эмпирическая типология форм «abuse & neglect», которую составляют:

1) физическое насилие — преднамеренное манипулирование телом человека (ребенка или взрослого) как объектом, приводящее к нанесению физических повреждений различной степени тяжести; к физическому насилию относятся не только побои, но и ограничения в еде и сне, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.;

2) сексуальное насилие — преднамеренное манипулирование телом человека (ребенка или взрослого) как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению в сексуальные действия с целью получения сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение, но и вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п.;

3) психологическое насилие (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) — преднамеренное манипулирование человеком (ребенком или взрослым) как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.), разрушающее отношения привязанности между людьми, или, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.

Соотношение трех данных форм «abuse & neglect» таково: по своему объему понятие «сексуальное насилие» меньше чем понятие «физическое насилие», а понятие «физическое насилие» — меньше чем понятие «психологическое насилие». Иначе говоря, между данными понятиями существуют отношения по типу включения. Вместе с тем, рассмотрение генеза данных форм «abuse & neglect» показывает, что психологическое насилие является «почвой» и «ядром» насилия, его исходной формой, на основе которой возникают физическое и сексуальное насилие (см., например, П.Дейл, С.Харт, М.Брассард и др.).

Статистика российских служб экстренной психологической помощи (Телефонов доверия) свидетельствует, что: а) в 80% случаев обращений речь идет о семейном насилии; б) самой распространенной формой семейного насилия является психологическое насилие (см. Всероссийский конкурс памяти Матери Терезы. Программа «Детство без насилия и жестокости», 1998). Во многом аналогичны соотношения форм насилия в США: так, лишь 14% обращений за помощью — это обращения в связи с сексуальным насилием (данные US Department of Health and Human Service цит. по R.Lawson et.al., 1998, p.370).

Спектр психологического насилия включает:

а) активный аспект психологического насилия — психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей и т.п.);

б) пассивный аспект психологического насилия — психологические эффекты (утрата доверия с себе и миру, диффузная самоидентичность, полезависимый когнитивный стиль, внешний локус контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия, агрессивность, уступчивость, угодливость, коммуникативная некомпетентность, низкая самооценка, склоннсть к уединению, суицидальные наклонности, задержки физического и психического развития, личностная психопатология различной этиологии — наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские, множественные, пограничные и прочие личностные расстройства, амбулаторная шизофрения, соматические и психосоматические заболевания — язва желудка, аллергии, избыточный вес, нервные тики и т.п.; опыт психологического насилия в семье в некоторых случаях приводит к ранней интериоризации паттерна отношений «насильник — жертва», к его фиксации на физиологическом уровне с последующей трансформацией ряда базовых потребностей, оформляющейся впоследствии в таких эксквизитных психических и поведенческих расстройствах как садомазохизм и серийные убийства (А.Стевенс, Й.Прайс, А.Миллер и др.);

в) интерактивный аспект психологического насилия — психологические взаимодействия (доминантность, аффективность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, непринятие со стороны насильников и субординированность, бесчувственность, ригидность, безответственность, неуверенность, беспомощность, самоуничижение со стороны жертв насилия).

Разведение активного, пассивного и интерактивного аспектов психологического насилия позволяет использовать в данной области более дифференцированную терминологию: насилие — это специфические интерперсональные формы поведения; невротизация — это специфические интраперсональные формы отреагирования на насилие (Захаров А.И. и др.); неадекватное (или патогенное) родительствование и супружество — это специфические интерперсональные формы коммуникации в семье, проявляющиеся на одном своем полюсе в насилии и «перпитрейтеризации» (от англ. perpetrator — преступник) участников общения, а на другом полюсе в их невротизации и «виктимизации» (от англ. victim — жертва) (Дж.Боулби, Соколова Е.Т., и др.).

В психологической науке существуют следующие модели насилия в семье (см. Д.Иваниек, К.Брон, Р.Лэнг, А.Миллер, и др.):

а) психопатические модели, центрированные на предрасположенностях к насилию взрослых (алкоголь, наркотики, низкая самооценка, аэмпатичность, коммуникативная некомпетентность, социальная изолированность, социальные, психологические и психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, нежеланность, физические и психические недостатки и т.п.);

Читайте так же:  Отказ от алиментов на ребенка добровольно образец

б) социальные модели, объясняющие насилие внешними (социальными) факторами и условиями, такими как бедность, низкий уровень дохода, безработица, социальная изоляция и закрытость семьи, перенаселенность, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.;

в) психосоциальные модели, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия; в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно коммуникативные факторы являются ключевыми и определяющими проявления насилия в семье: особенности межличностных взаимодействий являются либо «ингибитором», либо «катализатором» действия структурных и ситуативных факторов насилия, в последнем случае наблюдается эскалация насилия или «принудительная спираль насилия» (Паттерсон).

Одна из основных тенденций в области психологического изучения насилия в семье состоит в разработке проблематики межличностных детско-родительских и супружеских взаимоотношений, развивающихся по типу неадекватного (патогенного) родительствования и супружества, блокирующего нормальное функционирование семьи. Неадекватное (патогенное) родительствование и супружество представляют собой континуумы интерперсональных коммуникативных паттернов, описывающийся различными авторами как «депривация — симбиоз» (Е.Т.Соколова, С.В.Ильина, и др.), «отвержение — гиперопека» (В.И.Гарбузов) и оформляющийся в виде специфического семейного стиля жизни, приводящего к эскалации и межпоколенной трансляции насилия.

Проблематика психологических механизмов, составляющих основу феноменологии неадекватного (патогенного) родительствования и супружества, центрируется (при всем своем многообразии) на механизмах условного принятия и условного самопринятия. В первом случае речь идет об интерперсональных (коммуникативных) психологических механизмах (от идентификации до отвержения), тогда как во втором — о механизмах интраперсональных (о психологических защитах по типу диссоциации и вытеснения).

Таким образом, структурирование проблематики насилия в семье приводит к следующим выводам:

· Наиболее сущностным и генетически исходным типом насилия является психологическое насилие;

· Наиболее важным и исходным аспектом психологического насилия является его интерактивный аспект, т.е. неадекватное (патогенное) родительствование и супружество;

· Базовым психологическим механизмом неадекватного (патологического) родительствования и супружества является механизм самонепринятия;

· Генетически исходным является самонепринятие по типу негативного оценивания (запрета) проявлений (поведенческих, интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных, личностных) собственного Я.

· Предельной формой самонепринятия является непринятие своей жизни, негативное оценивание жизни, запрет на жизнь (ср., идеи расколотого Я по Р.Лэнгу и негативной психологии по А.Менегетти).

В соответствии с данными выводами, сложившейся практикой семейного консультирования и семейной терапии, а также с конкретными наработками по данной теме (анализ детских суицидальных попыток, мазохистских психосексуальных установок и различных форм принятия в контексте детско-родительских отношений) можно сформулировать следующие принципы консультирования семей с различной степенью выраженности психологического насилия:

1. В ходе психологического консультирования семей с проблемами насилия приоритетное внимание следует уделять психологическому насилию;

2. В ходе консультирования семей с проблемами психологического насилия приоритетное внимание следует уделять неадекватному (патологическому) родительствованию и супружеству;

3. В ходе консультирования семей с неадекватным (патогенным) родительствованием и супружеством приоритетное внимание следует уделять механизмам самонепринятия;

4. В ходе консультирования членов семей с проблемами самонепринятия приритетное внимание следует уделять интраперсональным процессам блокирования (фрустрации), диссоциации (расщепления) и вытеснения из их сознания их собственных сущностных (в широком смысле витальных) проявлений, т.е. динамическим аспектам «негативной психологии» (А.Менегетти), процессам персонализации (А.Б.Орлов) — формированию персональных и теневых личностных составляющих;

5. В ходе консультирования членов семей с выраженными эффектами процесса персонализации приоритетное внимание следует уделять прецедентам и условиям процессов персонификации (А.Б.Орлов), проявлениям внутреннего Я.

Такая стратегия консультационной психологической практики открывает путь к созданию свободных от насилия форм родительствования и супружества.

Важно подчеркнуть, что личный опыт насилия — и для жертвы, и для насильника — это всегда травмирующий опыт, делящий их жизни на «до» и «после». Особенность насилия в семейном контексте — и для насильника, и для жертвы — состоит в необходимости продолжать общение, сохранять и поддерживать систему межличностных взаимоотношений.

Важнейший психологический эффект любой ситуации насилия — синдром посттравматического стресса, проявляющийся спектром таких симптомов как: навязчивые воспоминания и сны; повышенная тревожность; скрытность и стремление к одиночеству; аэмоциональность; склонность к депрессии и употреблению наркотических средств; немотивированная жестокость, агрессивность и аутоагрессивность; суицидальные тенденции.

Посттравматический стресс — нормальная реакция человека на ненормальную ситуацию насилия. Вместе с тем это фиксированная реакция, сохраняющаяся иногда на многие годы и крайне затрудняющая, искажающая и нарушающая нормальную человеческую жизнь, к тому же способствующая трансляции и эскалации насилия и жестокости. Выход из ситуации посттравматического стресса — и для жертвы, и для насильника — предполагает глубокое и безоценочное понимание травмирующего опыта другими людьми — психологами-консультантами и психотерапевтами; атмосфера такого доверительного и безопасного в психологическом смысле общения позволяет человеку спокойно осознать травмирующий опыт, внутренне принять и выразить его, примириться с прошлым. К сожалению, общение в повседневной жизни, в том числе и общение в семье лишено, как правило, всех этих психотерапевтических качеств. В результате неосознанный, невыраженный и постоянно подавляемый травмирующий опыт порождает хроническое, не находящее адекватного выхода внутреннее напряжение (стресс), негативно сказывающееся на самочувствии и здоровье человека, его общении, работе, учебе и социальной адаптации в целом.

В настоящее время автором и его сотрудниками разработана научно-практическая программа «Жизнь в семье без насилия и жестокости». Цель программы — создать и апробировать программу эффективной работы с людьми, пережившими опыт насилия в семье (либо в качестве жертвы, либо в качестве насильника), продолжающими общаться друг с другом и испытывающими в результате всего этого душевные страдания. Работа по программе предполагает индивидуальную, парную и групповую работу с клиентами с использованием техник и приемов человекоцентрированной, экзистенциальной, экспрессивной и онтотерапии. Основная практическая задача программы — купирование душевных страданий, подлинное примирение людей со своим опытом и друг с другом, освобождение от осознания себя либо в качестве жертвы, либо в качестве насильника, санация системы их актуальных межличностных взаимоотношений.

Эта работа адресована всем тем, кто испытывает психологический дискомфорт и душевную боль вследствие пережитого опыта насилия. Она призвана обеспечить клиентам (и жертвам, и насильникам) необходимые психологические условия для осознания, выражения, принятия и освобождения от неразделенного травмирующего опыта насилия. Уникальность программы заключается, прежде всего, в том, что она предполагает проведение психотерапевтической работы не только с жертвами насилия в семье, что представляет собой типичную практику отечественного семейного психологического консультирования и семейной психотерапии, но и с теми, кто осуществлял насилие. Именно работа с парой «жертва — насильник» позволяет оказать психологическую и психотерапевтическую помощь всем участникам ситуации насилия и тем самым осуществить действительную профилактику насилия в семье.

Читайте так же:  Запрет на усыновление российских детей иностранными гражданами

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСИЛИЯ НАД ЖЕНЩИНАМИ И ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННЫХ СЕМЬЯХ

Для того, чтобы разобраться с причинами, вызывающими насилие и способами его предотвращение, необходимо разобраться в самом термине. Насилие – это не только физическая, грубая сила, как принято считать, но и более изощренные, психологические формы воздействия. Социологические данные о распространенности насилия в семье, по сути, не соответствуют действительности, и явно занижены, поскольку эта проблема редко выносится из семьи. Домашнее насилие, в основном, имеет место в социально неблагополучных семьях, однако бывают исключения.

К настоящему времени сложилась типология форм насилия над детьми и женщинами:

1) физическое насилие— преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом, приводящее к нанесению ребенку физических повреждений различной степени тяжести; жестокое обращение с женщинами, побои, драки, нанесение тяжких телесных увечий.

2) сексуальное насилие— преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; сексуальная близость без согласия с женщиной и вопреки ее желанию.

3) психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие— преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.) [1,с.182-187].

Один из распространенных видов насилия – психологическое и не каждый человек знает способы борьбы с ним. Психологическое насилие подразумевает наличие вербальных оскорблений; шантажа; актов насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушения предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, общению с друзьями, получению образования, работе и т. п.); принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы. Для того, чтобы не стать жертвой психологического насилия, необходимо: запастить уверенностью в себе; после всплесков эмоций и скандалов постараться спокойной разобрать ситуацию и поговорить; не допускать и пресекать крики, угрозы. Эффективным будет также обратиться в службы помощи женщинам, попавшим под прицел домашнего насилия [2,с.51].

Насилие в семье не происходит в одночасье, оно имеет 3 этапа:

Напряжение — отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку, защитить свое положение в семье. С ростом напряжения способности женщины балансировать конфликт становятся меньше, именно в этот момент очень важна психологическая помощь и поддержка.

Острое насилие – всплеск напряжения в самой негативной форме. На самом пике обострения отношений мужчина выбирает насильственный способ решения проблемы. Давит на женщину психологически, наносит физический ущерб здоровью, ущемляет ее право в экономическом плане. Наиболее важно поймать этот момент, осознать его и быть готовым избежать подобного (уйти из дома, позвать на помощь и т.д.)

«Медовый месяц». В этот период мужчина может обещать, что насилие никогда не повторится, обвинять женщину в том, что она была инициатором насилия [3].

Чтобы предотвратить насилие в семье и не стать его жертвой необходимо знать и помнить о признаках психологического насилия:

Угрозы о физической расправе

Обвинение в собственных неудачах

Психологами был разработан целый ряд методов, которые можно применять, если вы уже стали жертвой домашнего насилия:

1. Дать равноценный отпор насильнику. К сожалению, не со всеми людьми можно договориться, используя исключительно ненасильственные методы, и уговаривать садиста в большинстве случаев бесполезно. Если женщина дает решительный отпор, она перестает быть жертвой в глазах домашнего насильника, и в следующий раз он может просто побояться поднять руку, помня о том, что получит сдачу.

2. Не принимать извинения после избиения, а поставить ультиматум. Когда после первого случая насилия мужчина начинает извиняться, а женщина — прощает его, она тем самым принимает правила игры насильника. Не нужно начинать движение по порочному кругу, а надо сразу поставить ультиматум — «в следующий раз я уйду».

3. Помочь мужчине побороть его комплексы, повысить его самооценку. Это удается единицам, ведь нужно, чтобы мужчина в первую очередь сам осознал наличие проблемы и захотел найти ее решение. Женщина может направить и поддержать, но справиться со своими комплексами может только он сам.

4. Вместе обратиться к психологу.

Насилие в семье это, прежде всего социальная проблема и её необходимо рассматривать как комплексную проблему, включающуюмеры, направленные на пресечение преступлений в отношении личности и обеспечивающие право каждого члена семьи как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства, а также меры, направленные на социальную профилактику, то есть на предупреждение насилия в семье.

Список используемой литературы

Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, № 2-3. — С. 182-187.

Cулимова Т.С. Насилие // Российская энциклопедия социальной работы. 1997 год. С.51

Видео (кликните для воспроизведения).

За безопасность семьи // Методические материалы из опыта работы психологической помощи семье. 1999 год. Арзамас.

Источники

Социально психологические аспекты домашнего насилия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here