Усыновление ребенка в исламе

На странице подготовлен материал на тему: "Усыновление ребенка в исламе" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

О правах детей в исламе

Когда-то давным-давно, в студенческие годы к нам пришел весьма пафосный преподаватель и очень ревностно и увлеченно стал вести свой короткий учебный курс под названием «Конвенция о правах ребенка». На этом предмете мы узнали, что у ребенка есть не только обязанности, но и права, что конвенция – это уникальное европейское достижение конца XX и что Россия не сразу вступила в ряды тех, кто поддерживает данный документ…

По окончании курса, мне как лучшей ученице, подарили брошюру с конвенцией, которая теперь стоит среди прочих книг по детской психологии у меня на полке…

Честно сказать, пролистав ее, я так и не поняла, что же в ней такого уникального, что столько сил и затрат было потрачено, на ее составление? Ведь есть же готовые формы этих позиций – далеко и ходить не надо…Загляните в книги по исламу, раздел про отношение к детям. И многое, очень многое можно почерпнуть уже из тех трудов, которые были написаны более XIV веков назад…

1. 1. Права к ребенку до его рождения.

Ислам проявляет заботу о ребёнке до того, как он сформируется или даже будет зачат. Так, например, ислам велит мужчине, желающему жениться, выбирать себе религиозную жену, так как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:

«…ищи же ту, которая придерживается заповедей религии, иначе ты потеряешь всё!»

То есть мужчине дается наставление, чтобы для него красота, происхождение или богатство женщины не являлись решающим фактором. Помимо всего этого девушка должна быть религиозной и происходить из достойной семьи, так как её дети обязательно воспримут её нравственные качества и будут вести себя так же, как и она.

1. 2. Права нерожденного ребенка

Если женщина забеременела, то совершать аборт запрещено. Разрешается совершение аборта только в тех случаях, когда продолжение беременности угрожает жизни и здоровью матери, так как в исламе жизнь матери, живущего человека, важнее, чем жизнь плода.

Беременность не должна скрываться женщиной даже в том случае, если она развелась с мужем после зачатия ребенка (сура «Корова», 2:228).

В течение беременности, как и на протяжении всего брака, жена должна обеспечиваться мужем, даже если он с ней развелся во время ее беременности.

Более того, в исламе нерожденный ребенок не только подлежит защите и имеет право на медицинский уход, но также имеет свою долю в наследстве. В случае если отец умирает, вопрос о его имуществе рассматривается только после рождения ребенка.

1. 3. Права младенца

Право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей независимо от их пола, расы или происхождения. Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии (сура «Ночной перенос», 17:31):

Как только ребенок родился, он имеет право не следующие действия со стороны родителей: чтение азана и икамата в ухо, ат-тахник (протирание неба ребенка прожеванным фиником), имянаречение, акыка (жертвоприношение в честь рождения ребенка), бритье головы, обрезание, грудное вскармливание.

1. 4. Забота о ребенке

Как пишет исламский ученый Хаммуда Абдалати: «Ответственность за ребенка и переживание за ним в одинаковой степени вопрос и религиозной важности и социальных интересов. Вне зависимости от того, есть ли у

ребенка родители или их нет, находятся ли они в добром здравии или тяжело больны, известны или неизвестны их имена, ребенку должна быть оказана оптимальная поддержка. Люди, несущие ответственность за благополучие ребенка, будь это его близкие родственники или исполняющие обязанности опекунов, должны приложить максимум усилий, чтобы исполнить свой долг. Но если у ребенка отсутствуют ближайшие родственники, забота о нем становиться общей обязанностью всего мусульманского общества, как специально назначенных для этого должностных лиц, так и простых граждан».

В то время как отец ответственен за полное обеспечение своих детей до их взросления, мать обязана заботиться о них, так как в исламе жена освобождена от любых финансовых обязательств. Если произошел разрыв брака, то за отцом сохраняется право постоянной опеки детей до тех пор, пока они не повзрослеют. Если отец умирает, его обязанности переходят на одного из его близких родственников-мужчин.

Если мать вступает в новый брак, а ее новый муж не является близким родственником ее детей, дети переходят к родственникам отца.

1. 5. Права ребенка

Дети имеют право на равные отношения со стороны родителей. Чтобы избежать ревности, ни один ребенок не должен получать от родителей больше преимуществ и внимания, чем его сестры и братья, ибо следуя высказываниям пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Бойтесь Аллаха и воспитывайте своих детей в равенстве и справедливости!»

Единственным исключением является повышенное внимание к ребенку с нарушениями развития в соответствии с Ахмадом Б. Ханбалом.

В исламе девочки и мальчики имеют равные права на внимание и заботу со стороны родителей. Они должны получать соответствующее питание, одежду, уход за здоровьем

и образование. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) лично был известен своей любовью и заботой о своих четырех дочерях. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Если у тебя три дочери или три сестры, или две дочери, или две сестры, и ты с любовью относишься к ним и даешь им хорошее образование, ты попадешь в Рай».

В системе ислама, получение образования обязательно для каждого мусульманина или мусульманки. Первое слово божественного благословения было «читай» (сура «Сгусток», 96:1).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) завещал своим последователям добиваться знания от колыбели и до могилы. Он отпускал образованных пленников из числа своих врагов только за то, что они обучали мусульман читать и писать. Родители имеют право выбрать образование, наиболее подходящее для своего ребенка и вырастить его в соответствии со своей религией и культурой.

1. 6. Права подростков и юношей

Подростковый возраст — критический период перехода от детства к взрослой жизни. В соответствии с Шариатом, девочки и мальчики становятся взрослыми по достижению ими половой зрелости. В этом возрасте они становятся правоспособными и полностью ответственными за свои действия.

1) Канонические обязательства

По достижению возраста половой зрелости, и девочки, и мальчики должны принять исламские стандарты поведения и одежды. Оба пола должны избегать всего, что ведет к сексуальным отношениям до брака, которые строго запрещены исламом. Также подростки принимают обязанности по выполнению религиозного долга, т.е. молитвы, поста и т.д.

2) Половое воспитание

Половое воспитание должно активно пресекать сексуальные эксперименты и учить молодых людей, что любые сексуальные контакты вне брака запрещаются исламом.

Еще одним неотъемлемым правом детей и подростков является их ограничение от грязного потока порнографии, насилия и прочих негуманных аспектов, присутствующих в телепрограммах, видеофильмах и играх, рекламе и печатных масс медиа.

Читайте так же:  Срок замены паспорта после смены фамилии

3) Право на заключение брака

С подросткового возраста разрешается вступать в брак. Девочки выдаются замуж отцами или официальными опекунами, однако только после получения согласия со стороны самих девочек. Принуждать девочек вступить в брак категорически запрещается.

Даже если подобный нежелательный брак заключен, девушка может требовать его аннулирования: «Ибн Аббас свидетельствовал, что к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришла девушка и сказала ему, что отец выдал ее замуж без ее согласия. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предоставил ей выбор (оставаться в браке или аннулировать его)». Другая версия этого хадиса гласит, что девушка сказала: «В действительности я смирилась с этим браком, но хочу показать всем женщинам, что родители не имеют права навязывать им супруга».

Брак является серьезным обязательством, основанным на гражданском договоре, который подписывается в присутствии двух свидетелей. Жених вручает невесте брачный подарок (махр) в соответствии с социальными и экономическими стандартами ее семьи. Махр становится ее собственностью и служит залогом ее безопасности. Мусульманская женщина имеет право сохранить девичью фамилию после вступления в

брак. Она не облагается никакими финансовыми обязательствами, которые являются исключительно заботой ее мужа.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велит опекунам девушки искать жениха, отличающегося религиозностью и достойными нравственными качествами, чтобы он должным образом заботился о собственной семье, соблюдая права своей жены и детей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Если придёт к вам тот, религией и нравом которого вы останетесь довольны, то отдавайте девушку за него замуж, а если вы этого не сделаете, это приведёт к искушению и великому распространению пороков».

Исходя из этого, халиф Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) дал на вопрос одного из своих сыновей, который спросил его: «Чего сын вправе ожидать от своего отца?», – такой ответ: «Чтобы он выбрал для него мать, дал ему хорошее имя и научил его Корану».

Подытоживая все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что права человека, включая права ребенка, были представлены исламом более чем XIV столетий назад, задолго до того, как их приняла Организация Объединенных Наций. В системе ислама, права человека рассматриваются божественным руководством, а не инструкциями человека.

В исламе «права человека начинаются с прав ребенка», и даже более того, они не остаются моральными рекомендациями, а находят законное подкрепление в Шариате, гарантирующем ребенку полную систему прав. Права ребенка являются обязательным руководством как для каждого гражданина, так для общины и общества в целом.

http://islam.ru/content/obshestvo/44398

Усыновление. А почему НЕЛЬЗЯ?

Хвала Всевышнему, который посредством Пророка ﷺ и Священного Корана разъяснил нам все тонкости, с которыми человек сталкивается в жизни. И одним из таких насущных и актуальных вопросов является усыновление.

Увидев заголовок статьи, некоторые читатели тут же зададутся вопросами: «а почему нельзя?», «что тут плохого?», «неужели Ислам запрещает, чтобы ребёнок почувствовал, что у него тоже есть родители, и радовался?». В данной статье мы подробно расскажем обо всём и надеемся на помощь Всевышнего. В Исламе существуют формы отношений, напоминающие усыновление, и они не являются запрещёнными. А слово «усыновление» в Исламе не имеет никакого конкретного значения и смысла, ибо это подмена действительности и объективности. Ведь невозможно постороннего человека сделать для себя близким и родным, а чужой ребёнок не становится ни сыном, ни дочерью для тех, кто его воспитывает, так же как не является он (или она) продолжателем именно их рода и потомства.

Мусульмане имеют полное право брать в дом сироту или подкидыша на воспитание, ухаживать за ним и т. д. Они полноценно обеспечивают его кровом, одеждой и пищей. Обращаются с ним как с собственным ребёнком, но при этом не считают его родным. Вот именно такой поступок и восхваляется в Исламе. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я и обеспечивающий сироту будем в Раю вот так», – и показал свои средний и указательный пальцы, между которыми было небольшое расстояние. Если посредством усыновления меняется родословная человека, то это в Исламе запрещено. Однако мусульманам разрешено воспитывать ребёнка в смысле оформления опекунства над ним, дабы обеспечить заботу о его физическом и духовном развитии. Наш любимый Пророк ﷺ сказал: «Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте».

Усыновление до Ислама

Усыновление детей чужими людьми было явлением до Ислама. Они усыновляли детей, и приёмные родители давали им своё имя, будто они и эти дети были кровными родственниками. Мусульманам не запрещено воспитывать чужих детей. Они могут растить их, ухаживать за ними, поддерживать их, однако таких детей нужно называть по имени и отчеству их настоящих отцов. К примеру, если мусульманин берёт мальчика в семью, зная, что он не его сын, и, тем не менее, делает его членом своей семьи, распространяет на него все права родного сына, вплоть до права наследования, более того, запрещает ему жениться на родных и близких женщинах, то есть приёмный сын обладает всеми правами настоящего сына, то Ислам категорически запрещает такой вид усыновления. В Священном Коране сказано (смысл): «…и не сделал ваших приёмных сыновей вашими сыновьями. Это – только слово в ваших устах, а Аллах ﷻ говорит истину, Он и направляет на путь истинный…» (сура «Аль-Ахзаб», аят 4). Далее Всевышний говорит (смысл): «Зовите их по именам их отцов, это – более справедливо перед Аллахом ﷻ. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими воспитанниками…» (сура «АльАхзаб», аят 5).

Является ли воспитанник наследником опекуна?

Взятый под опеку не может быть наследником того, кто его воспитал, и нет им запрета женитьбы на приёмных родственниках. До установления Исламом запрета на усыновление арабам запрещалось жениться на разведённых жёнах своих приёмных сыновей. Ислам же запрещает мужчинам жениться на разведённых жёнах родных сыновей. Но в Исламе мужчине разрешено жениться на разведённой жене того мужчины, которого он вырастил и который не приходится ему кровным сыном. Когда мать правоверных Хадиджа  купила пленника, которого звали Зайд ибн Харриса, она подарила его Пророку ﷺ. Мухаммад ﷺ освободил его, воспитал как сына и усыновил Зайда ибн Харриса ещё до того, как Ислам запретил усыновление. Его звали Зайд ибн Мухаммад (сын Мухаммада) до тех пор, пока не было запрещено усыновление. А после запрета его снова стали звать именем его настоящего отца. Посланник Аллаха ﷺ женил Зайда на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахши. Зайд развёлся с ней, а после Аллах ﷻ повелел Посланнику Аллаха ﷺ после истечения срока идды жениться на ней. Выполняя повеление Всевышнего, Мухаммад ﷺ своим примером показал мусульманам, что в Исламе нет понятия «усыновление» или «удочерение». Вот таким примером было доказано, что приёмные дети не становятся родными.

Читайте так же:  Солдат ребенка не обидит откуда фраза

Прими воспитанника как своего, НО…

Мусульманин, взяв на воспитание мальчика или девочку-сироту или же подкидыша, найдёныша, принимает его как своё дитя, ухаживает, воспитывает, кормит, одевает, обувает, но не приближает его в ранг настоящего сына, не оставляет ему права настоящего сына и права наследства. И его (её) не называют сыном или дочерью того, кто его воспитывает и заботится о нём. Такое «усыновление», то есть «взятие на воспитание», Исламом не запрещено. Ухаживать, нести ответственность, переживать за детей – важные вопросы для тех, кто их воспитывает, и это не зависит от того, есть у ребёнка родители или нет. Ребёнок должен получить оптимальную, достаточную поддержку. Кто бы ни нёс ответственность за его благополучие, они обязаны приложить максимум усилий, дабы исполнить свой долг. Отметим, если некому ухаживать за ребёнком, то есть при отсутствии близких родственников, то его содержание становится обязанностью всех мусульман. В таком случае имам данного населённого пункта назначает для него опекуна.

При каких условиях разрешается опека чужого ребёнка?

Есть разные формы, близкие к усыновлению, они не являются запретными в Исламе. И это называется опекунством. Согласно канонам Ислама, чтобы взять под опеку чужого ребёнка, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Ребёнку можно сказать основное – имя, отчество, фамилию, чтобы он знал своих настоящих родителей.

2. Он не получает наследства своих опекунов, после того как те покинут этот мир.

3. Сирота может жениться на дочери опекунов или женщине, которая его воспитывает, или выйти замуж за сыновей опекунов или самого опекуна. (Но всё это при условии, что ребёнок не приходится молочным сыном/дочерью или махрамом тем, кто его воспитывает.)

4. Если же на воспитание взяли девочку, то при наступлении зрелости ей необходимо носить хиджаб дома перед опекуном или его сыновьями.

5. Если взят на воспитание мальчик, то, как только наступит его зрелость, жена опекуна и его дочери должны закрывать свой аурат в его присутствии.

6. При прикосновении воспитанника противоположного пола в возрасте, когда проявляется вожделение (приблизительно от шести и выше лет), нарушается омовение (согласно мазхабу имама Шафии).

7. Воспитаннику, достигшему зрелости, непозволительно оставаться наедине с женщинами, не являющимися ему махрамами (близкими родственниками по крови), так как они не являются ему родными матерью, сестрой, племянницей и т. д. 8. Опекун должен беречь и хранить имущество сироты отдельно от своего и избегать извлечения из него выгоды. Всевышний сказал (смысл): «И давайте сиротам, у которых нет отца, их имущество, когда они станут совершеннолетними, и не меняйте хорошее на скверное. И не ешьте их имущество в дополнение к вашему, это является великим грехом!» (сура «ан-Ниса», аят 2). Ислам – религия мира и добра. В Исламе всё указано так, чтобы человек сохранил свою честь и достоинство, свою родословную. И ни в коем случае не допускается, чтобы воспитанники опекуна обладали такими же правами, как и родные дети. Как сказано в хадисе, опекунство – очень богоугодное дело, но при этом нам нельзя превращать его в грех. Если человек решился на такой шаг, имеется в виду не усыновление, а опекунство, то обязан соблюдать те условия, которые перечислены в данной статье.

http://as-salam.ru/news/830/

Можно ли усыновить ребёнка? А стать его опекуном?

Мы живём в век цивилизации, однако за те роскошь и удобство, которыми пользуемся, нередко приходится платить самой высокой ценой – собственным здоровьем. Сегодня чуть ли не каждая вторая пара имеет проблемы со здоровьем, в частности с зачатием. Многим супругам удаётся зачать ребёнка посредством лечения или при помощи врачей узкой специальности. Однако порой даже они не способны ничем помочь. В такой ситуации некоторые пары не смиряются с волей судьбы и решаются взять ребёнка из детдома. И если немусульмане в этом не видят никаких проблем, то для мусульман на этот счёт есть чёткое руководство, о котором мы далее и поговорим.

Запрет усыновления

Усыновление и удочерение по нормам Ислама – запрещённое действие. Поводом для запретности явилось ниспосланное Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) откровение Всевышнего:

«Аллах не сотворил в груди человека два сердца; и так же не сделал матерями ваших жён, которых вы уподобили хребтам своих матерей; и так же не сделал ваших приёмышей вашими детьми. Всё это лишь ваши слова. Аллах говорит истину и направляет вас к правдивому пути. Зовите детей по их отцам, а если не знаете их отцов, тогда они ваши братья по вере и покровители. И нет на вас греха в том, что вы совершали ранее, однако грех будет записан тому, кто усыновит после запрета. Аллах – Прощающий и Милостивый» (сура «Аль-Ахзаб», аяты 4–5; «Тафсир аль-Джаляляйни»).

Таким образом, какими бы ни были мотивы усыновления – неспособность иметь собственных детей; намерение дать ребёнку из детдома семью; желание показаться в глазах людей заботливыми и милосердными или получить от государства какие-то льготы или пособия… – не имеет значения, запрет остаётся таковым.

Что же плохого в усыновлении?

На самом деле, почему нельзя усыновить ребёнка? Почему нельзя приютить сироту, допустим, из детского дома и растить его как родного? Ведь, казалось бы, на первый взгляд, хорошее дело: ребёнок будет полностью одет, обут и сыт, но самое главное – будет иметь родителей, и если у пары имеются свои дети, то и братьев и сестёр.

Как стало ясно из приведённых аятов Священного Корана, несмотря на то, что чужого ребёнка мы станем называть своим, он таковым не станет и всегда будет чужим, посторонним по факту и Шариату. Усыновляя или удочеряя ребёнка, мы впускаем в свою семью постороннего по Шариату человека. Иначе говоря, допустим, супружеская пара приводит в свой дом мальчика: по достижении им возраста «тамйиза», примерно 6–7 лет, от его прикосновения у приёмной матери нарушается омовение, а по достижении совершеннолетия – им («сыну» с «матерью») нельзя даже оставаться наедине друг с другом без махрама или ещё одной девушки/женщины. Аналогично и другим дочерям приёмной матери, если они у неё имеются, нельзя уединяться с их «братом». Необходимо учитывать и то, что совершеннолетие по нормам Ислама наступает не в возрасте, прописанном в российском законодательстве, а гораздо раньше – при первых поллюциях или, в их отсутствии, по достижении юношей 15 лет по лунному календарю.

Кроме того, если между родными и усыновлёнными детьми возникнут чувства и они решат пожениться, никто им подобное не разрешит: ни закон государства, ни сами родители, ни родственники и окружение, в то время как по Шариату они друг для друга посторонние люди и, следовательно, имеют полное право заключить брачный союз. Тем самым будут ущемлены их права.

Вдобавок ко всему сказанному усыновление ребёнка в последующем порождает ещё один грех: приёмный ребёнок получает «на правах ребёнка» наследство, деля его наравне с остальными (родными) детьми или при их отсутствии заполучая львиную долю на правах «асабиййя» («асабийй» – сын покойного, который наследует всё наследственное имущество после распределения от него долей родителей покойного и супруга/супруги, если у него нет сестёр, если они имеются – наследство делится так, что мужчина получает в два раза больше женщины). Тем самым ущемляются права настоящих наследников.

Читайте так же:  Как поделить квартиру в ипотеке при разводе

По Шариату сокрытие «родителями» от своего приёмного ребёнка того, что он им не родной, – грех, знать своих родителей – право каждого ребёнка.

Интересный факт

Видео (кликните для воспроизведения).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своё время усыновил одного из сподвижников по имени Зайд (да будет доволен им Аллах), после чего того стали называть Зайд бин Мухаммад (Зайд сын Мухаммада), да будет доволен им Аллах. Однако впоследствии был ниспослан вышеупомянутый аят Корана об отмене нормы усыновления. Зайда (да будет доволен им Аллах) снова стали звать Зайд бин Хариса (да будет доволен им Аллах), относя его к его настоящему, биологическому отцу.

Однако в исламском праве есть такая норма, как «хизана» – опекунство, которое предполагает всё то же самое, что и усыновление: обеспечение всем необходимым, воспитание и т. д. Но, в отличие от усыновления, опекунство не предполагает зачисления ребёнка в сыновья или дочери, причисления его к роду опекунов, так же как не предполагает запретности вступления в брак с детьми опекунов, получения наследства опекунов и т. д.

Достоинство опекунства

Попечительство над сиротами, детьми, оставшимися без родителей, не только допустимо по нормам Ислама, но и очень одобряемое и богоугодное дело. Сахль бин Са’д передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я и опекун сироты будем в Раю, как эти два », при этом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднял указательный и средний пальцы и слегка раздвинул их («Муснаду имами Ахмада»).

أنا وكافل اليتيم كهاتين في الجنة وأشار بالسبابة والوسطى وفرق بينهما قليلا

В другом хадисе, приводимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сказано: «Я и опекун сироты, своего или другого, будем в Раю подобно эти двум » (имам Муслим).

كَافِلُ الْيَتِيمِ ، لَهُ أَوْ لِغَيْرِهِ ، أَنَا وَهُوَ كَهَاتَيْنِ فِي الْجَنَّةِ

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), комментируя это изречение, сказал, что под словом «своего» имеется в виду, что опекун и сирота будут приходиться друг другу родственниками, как, например, дядя и племянник или дед и внук, а под словом «другого» имеется в виду, что сирота не будет приходиться родственником попечителю.

Иначе говоря, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не просто указал на достоинство и великое воздаяние за заботу о сироте, за его содержание и воспитание, а прямо заявил, что такой поступок непременно приведёт его хозяина в Рай!

Здесь же хочу обратить внимание на то, что зачастую мужчина, женившийся на женщине, имеющей ребёнка от прошлого брака, не принимает его. Такого ребёнка, как правило, оставляют у семьи женщины, тем самым разлучая ребёнка с его матерью, тогда как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) гарантировал Рай попечителю ребёнка. Поэтому прошу всех, кто имеет пасынков и падчериц, не упускать такого шанса получить довольство Всевышнего и благодарности своих жён и принять детей своей супруги: дать им кров, достаток и воспитание.

Заключение

На сегодня в нашей стране порядка двух тысяч детских домов, в которых находятся около 200 тысяч сирот. И если кто-то решит позаботиться о ком-либо из них, пожелает обеспечить его лучше, чем в приюте для детей, и дать ему хорошее воспитание и качественное образование – со стороны Шариата нет никаких ограничений, напротив, как мы чуть выше сказали – этим человек может удостоиться Рая! Но усыновлять, объявлять его своим, в том числе тем самым равнять со своими родными детьми – нельзя. Ведь сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – лучшее и самое любимое для нашего Создателя творение – подчинился велению Аллаха и отменил заключённое им усыновление Зайда бин Хариса (да будет доволен им Аллах).

http://islam.ru/content/veroeshenie/47026

Усыновить или взять на воспитание?

Брать сирот на воспитание – это Сунна нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

В хадисе, который приводит имам Бухари в своем сборнике «Сахих», Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорит: «Я и опекун сироты будем в Раю вот так», — и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, соединил указательный и средний пальцы. Здесь имеется в виду, что тот, кто возьмет на себя заботу о сироте, будет очень близок к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в Раю.

Многие сестры (особенно те, кого Аллах пока не наделил детьми) задумываются о том, чтобы взять сироту из детского дома на воспитание. Безусловно, это очень важный шаг в вашей жизни, поэтому следует взвесить все «за» и «против», ведь это не та ситуация, в которой будет правильно отступать. Тем не менее, я думаю, нехорошо преувеличивать трудности, с которыми опекуны могут столкнуться. У страха глаза велики. Учитывая, что это Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, будет замечательно, если мы попытаемся возродить ее. Пускай каждый из нас задумается об этом.

Существует множество сайтов, где объясняется, как именно взять ребенка на воспитание из российского (или даже иностранного) детского дома. В этой статье мы сконцентрируемся исключительно на шариатских (или связанных с ними) аспектах этой темы.

1. Почему это Сунна?

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, взял на воспитание сподвижника Зайда ибн Хариса, да будет Аллах им доволен.

2. Я слышала, что усыновление в Исламе запрещено. Это правда?

Это правда только в «техническом» смысле. Запрещено менять генеалогию ребенка, то есть приписывать его себе. Это важно, в частности, потому, что генеалогия имеет большое значение в некоторых шариатских вопросах: в наследственном праве, при заключении брака, общении с противоположным полом. Например, женщина обязана носить хиджаб перед чужими мужчинами, но может не носить его перед близкими родственниками.

Иными словами, нельзя менять имена биологических родителей ребенка, скрывать их имена, менять родословную ребенка.

При этом, если вы не будете записывать ребенка как своего собственного, взять на воспитание сироту не только можно, но и очень одобряется.

3. Мне сказали, что можно взять на воспитание только ребенка близких родственников, если с ними не дай Аллах – произойдет что-то нехорошее (смерть, тяжелая болезнь и тому подобное).

Полагаю, это просто обычай некоторых исламских народов – поступать так. Однако в Исламе нет запрета на то, чтобы воспитывать ребенка из абсолютно чужой вам семьи.

Тем не менее, этот вопрос косвенно связан с другим:

Читайте так же:  Внебрачный ребенок россия

4. Кем приходится ребенок опекунам?

Здесь есть два варианта ответа.

Первый из них – в плане родства никем. Если вы взяли чужого ребенка на воспитание, то он остается для вас чужим, даже если вы растили его с первых дней его жизни. Иными словами, ребенок автоматически не становится махрамом опекунам. Это означает, что женщина должна будет носить хиджаб перед мальчиком, которого она воспитала, после того как тот станет совершеннолетним. Также она не сможет оставаться с ним наедине и прикасаться к нему – как и к любому другому чужому мужчине. Аналогичным образом мужчина не сможет оставаться наедине со своей воспитанницей, а она, в свою очередь, будет обязана носить перед опекуном хиджаб.

Но есть выход. Если вы возьмете на воспитание ребенка младше двух лунных лет и покормите его грудью (один раз по ханафитскому мазхабу и пять – по шафиитскому), то он станет вам молочным сыном или молочной дочерью. Отношения молочного родства устанавливаются не только с кормилицей, но и с ее мужем на момент кормления ребенка. Таким образом, мальчик станет махрамом женщине, которая покормила его, а девочка станет махрамом мужу женщины, которая покормила ее. Отношения молочного родства укрепляют любовь между опекунами и ребенком, а также значительно упрощают жизнь в том плане, что заботиться о ребенке после наступления его совершеннолетия станет немного легче.

5. Если до совершеннолетия можно относиться к ребенку как к ребенку, то в чем проблема? Когда ему исполнится восемнадцать лет, он станет совсем взрослым.

Совершеннолетие по Исламу наступает значительно раньше восемнадцати лет. Девочка становится совершеннолетней с первой менструацией, а мальчик – с первой эякуляцией. Это случается около двенадцати-четырнадцати лет в российских широтах.

Если вы собираетесь взять на воспитание ребенка старше двух лунных лет, то должны продумать эту ситуацию. Вот ребенок взрослеет – что вы будете делать? Как сделать так, чтобы соблюсти требования Шариата? Этот вопрос будет разбираться чуть ниже.

6. Я беру на воспитание ребенка младше двух лунных лет. Как мне покормить его грудью?

Есть два вида этой ситуации.

Совет: если вы сейчас кормите грудью своего ребенка, но собираетесь его отлучать и планируете в ближайшем будущем взять сироту на воспитание, заморозьте некоторую часть молока. В морозильнике с температурой –20°C и без автоматического оттаивания женское молоко хранится до шести месяцев. Даже отлучив своего ребенка от груди, в течение ближайших шести месяцев вы все равно сможете установить молочное родство с любым ребенком младше двух лунных лет!

7. Я хочу взять ребенка на воспитание, но я никогда не беременела и не рожала. Неужели я смогу кормить приемного малыша грудью?

Да, это возможно даже для нерожавшей женщины (и для женщины, никогда не бывшей замужем). И это не такой редкий случай. Обратитесь к консультантам по грудному вскармливанию.

8. Я хочу взять малыша из детского дома, но у меня не получится кормить его грудью. Стоит ли мне в этом случае брать ребенка на воспитание?

Да, это тоже частая ситуация. Чаще всего она возникает, когда на воспитание берут ребенка старше двух-двух с половиной лунных лет. Однако воспитание сироты – вознаграждаемое дело. Поэтому, если вы искренне хотите опекать чужого ребенка, не стоит гасить это желание. Вот несколько советов:

  • Если вы одиноки, берите на воспитание ребенка того же пола, что и вы.
  • Ребенка вполне можно отдать учиться в медресе, забирая его на выходные. Нет ничего утомительного в том, чтобы соблюдать правила разделения полов внутри одного дома в течение одного-двух дней в неделю.
  • Задайте себе простой вопрос: «А так ли вас в принципе пугает необходимость носить платок и не уединяться с одним из членов вашей семьи?» Может быть, в вашем доме почти всегда гости и вы привыкли к такому образу жизни? В таком случае, что страшного в том, что на одного «гостя» станет больше? При этом вы познаете все радости воспитания ребенка и – иншаАллах – получите награду. Взвесьте все плюсы и минусы. Может быть, перспектива соблюдать правила разделения полов с воспитанником через пару-тройку лет – ничто по сравнению со счастьем растить детей?

9. Может ли приемный ребенок получить наследство?

«Приемный ребенок не может получить наследство от своих приемных родителей. Относиться к приемному ребенку так же, как к родному, в этом вопросе неправильно. Тем не менее, следует знать, что, хотя приемный ребенок не имеет установленного права наследовать от своих приемных родителей, дозволено (и даже желательно) написать при жизни завещание в его пользу. Такое «завещание» для ребенка может составить треть от всего имущества при условии, что этот ребенок не входит в список наследников».

10. Что делать с имуществом моего воспитанника?

Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари пишет:

«Имущество несовершеннолетнего приемного ребенка следует бережно хранить. Если есть необходимость потратить на ребенка какую-то сумму, дозволено использовать для этого деньги, принадлежащие ребенку. Тем не менее, расходовать средства следует очень осторожно, без излишеств. Запрещено одалживать деньги, принадлежащие ребенку, или отдавать их в качестве милостыни».

11. Биологические родители ребенка хотят встретиться с ним. Надо ли мне разрешить ему встретиться с ними?

Да, конечно. Не разрешать ему встречаться с родителями значит притеснять его.

И, разумеется, следует помнить, что к сиротам, взятым на воспитание, нужно относиться хорошо, по-доброму.

http://annisa-today.ru/socium/obsenie/usynovit-ili-vzyat-na-vospitanie/

Усыновление ребенка в исламе

Усыновление, влекущее изменение идентичности или родословной человека, в исламе запрещено. Однако мусульманам разрешено усыновлять ребенка в смысле оформления опекунства над ним, чтобы обеспечить физическую и духовную заботу о нем. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте».

Позиция ислама по поводу усыновления основана на необходимости сохранения памяти о биологических родителях ребенка. Среди условий, оговоренных Шариатом при легализации опеки, – сохранение имени [т.е. отчества и фамилии] ребенка и доступность (для него) сведений о его настоящих родителях. Причины этого таковы: в исламе у детей есть автоматическое право наследования; они не могут жениться на своих махрамах (людях, на которых жениться запрещено); они могут жениться на ком-либо из своей приемной семьи, если [предполагаемая невеста] не кормила [предполагаемого жениха] грудью. А удочерение также влечет специфику (т.е. необходимость) ношения (девушками) хиджаба дома и т.д. В случае оформления опеки все эти правила необходимо учесть. Проливая свет на вопрос об усыновлении, мы процитируем следующую статью:

«До ислама арабы усыновляли детей; приемные родители давали им свое имя, как будто бы они и эти дети были кровными родственниками. Ислам запрещает усыновление, но разрешает мусульманам воспитывать чужих детей. Мусульмане могут растить этих детей, присматривать за ними, поддерживать их, но детей нужно называть по имени [т.е. по отчеству и фамилии] их настоящих родителей. Но если человека назвали именем [по отчеству и фамилии] не его отца по ошибке, это не является грехом. Ислам запрещает все неестественные пути произведения детей на свет. Искусственное оплодотворение женщины спермой мужчины, который не состоит с ней в браке, суррогатное материнство, предоставление спермы или яйцеклеток, а также хранилища грудного молока – все эти методы запрещены, поскольку они способствуют появлению на свет незаконных детей.

Читайте так же:  Раздел квартиры в случае развода

Если отец неизвестен, например, если дети брошены, ребенка все же не следует называть по имени [по отчеству и фамилии] человека, который его вырастил. В таком случае детей можно назвать братьями в исламе (мавали).

Всевышний Аллах сказал: «Никому Аллах не даровал двух сердец в теле, не сделал вашими матерями тех ваших жен, с которыми вы разводитесь согласно обряду, и не сделал ваших приемных сыновей вашими [кровными] сыновьями. [Одно дело] — это ваши слова из ваших уст, Аллах же вещает [только] истину, и Он наставляет на прямой путь. Зовите их (т. е. приемных детей) по [именам] их [кровных] отцов, это более справедливо пред Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они [все же] — ваши братья по вере и ваши близкие. Не будет на вас греха, если при этом вы совершите ошибку. Если же вы намеренно [лишаете приемного сына имени его кровного отца], то вы совершаете грех. А ведь Аллах — прощающий, милосердный» (Коран, Аль-Ахзаб: 4-5). Ислам изменил и другие доисламские традиции по этому вопросу. Воспитанники не могут быть наследниками людей, которые их воспитали, и им не запрещено жениться на своих приемных родственниках. До установления запрета на усыновление арабам запрещалось жениться на разведенных женах своих приемных сыновей. Ислам же запрещает мужчинам жениться на разведенных женах своих сыновей. Однако в исламе мужчине разрешено жениться на разведенной жене того мужчины, которого он вырастил, но который не приходится ему кровным сыном, о чем ясно сказано в Коране.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) усыновил Зайда ибн Харису (да будет доволен им Аллах) еще до того, как ислам запретил усыновление. Его называли Зайдом ибн Мухаммадом (сыном Мухаммада) до тех пор, пока не было запрещено усыновление, послу чего его снова стали звать именем его настоящего отца.

» Дописано позже
Опекунство (аль-Кафала)

С другой стороны, принять ребенка, лишенного родителей и родственников (сироту или подкидыша) под свою опеку, обеспечив ему воспитание и образование, является весьма достойным поступком. Опекун должен завещать такому ребенку » до трети наследства перед своей смертью».

Однако приемному ребенку никогда не будут даны права родного ребенка.

С самого начала откровения Корана отношение к приемным детям являлось важной темой : («Подаяние», 107: 1-3)

«Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!
Видал ли ты того,
Кто отвергает Судный день Господней кары?
Таков лишь тот, кто отгоняет сироту,
Откажет в пище он тому, кто голодает».
В суре Корова (2:220) мы читаем:
«И о сиротах задают тебе вопрос.
Скажи: «Для них благое совершать —
Есть лучшее, что можно сделать»,
И если примете вы их в свои заботы,
Они вам станут братья.»

Следовательно, опекун должен держать имущество сироты отдельно от своего и избегать извлечения выгоды из его имущества.

И, в соответствии с Сурой «Женщины» (4:2):

«Сиротам отдавайте их добро,
(Когда им должный возраст подойдет),
И в нем не заменяйте доброе негодным.
Не пожирайте их добро,
Его добавив к своему (достатку), —
Ведь это есть великий грех».

Когда сироты вырастут, их опекуны должны (4:5)

«Сирот испытывайте вы (на разумение и зрелость.)
Пока их брачный возраст (не настал),
И лишь уверившись в их здравом смысле,
Вы их добро им отпустите,
А не старайтесь спешно поглотить его,
Пока они не доросли (до должных лет).
И если опекун богат,
Пусть из добра (сирот) награды (за услуги) не берет
А если беден — пусть из него берет
В достойной и благочестивой мере.
Когда вы будете добро им отпускать,
При них свидетелей поставьте.
И все же при любых расчетах
Достаточно (свидетельства) Аллаха».

http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=586818

Усыновление в исламе

  1. Басқы бет
  2. ВЕРОУЧЕНИЯ
  3. Усыновление в исламе

Усыновление в исламе

User Rating: 5 / 5

Отцовство ребенка — исключительная привилегия его настоящего отца, и оно не может приписываться тому, кто усыновил ребенка

В современном мире вопрос усыновления детей и воспитания их крайне актуален. Ислам поощряет тех, кто присматривает за сиротами, дает им жилище и растит так, как собственных детей. Человек, давший сироте дом и вырастивший его, заслуживает многих наград, и прощение грехов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто воспитает двух девочек до совершеннолетия, в Судный день будет со мной рядом» (Муслим). То же самое Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил и о человеке, который возьмет на воспитание сироту, мальчика или девочку.

Однако в исламе запрещено такое усыновление ребенка, когда он называется родным ребенком приемных родителей, которые дают ему свою фамилию и отчество, и это фиксируется в официальных документах. Ислам не разрешает такой вид усыновления, так как по Шариату право наследования не принадлежит усыновленному ребенку.

В Исламе важно проявлять заботу о сиротах и брошенных детях, но нельзя делать вид, что этот ребенок родной для взявшей его на воспитание семьи.

Существуют формы отношений, напоминающие усыновление, но не являющиеся запретными в Исламе. Само же слово «усыновление» в Исламе не имеет никакого конкретного значения и смысла, так как это подмена действительности и объективности, поскольку невозможно постороннего человека сделать близким и родным, чужой ребёнок не становится ни сыном, ни дочкой для тех, кто его воспитывает, так же как не является он (или она) продолжателем именно их рода и потомства.
Мусульмане могут брать в дом сироту или подкидыша на воспитание. Они обеспечивают его кровом, одеждой и пищей, обращаясь с ним как со своим собственным ребёнком, но при этом не считают его родным. Такой поступок восхваляется в Исламе. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Я и обеспечивающий сироту будем в раю, вот так», – и показал свой средний и указательный палец, между которыми был небольшой разрыв.

Таким образом, усыновление ребенка не имеет правовых последствий по Шариату. С ребенком могут обращаться как со своим собственным в отношении любви к нему, привязанности и повседневного общения. Усыновление ребенка с целью предоставления ему приюта и заботы является добродетельным поступком, который сопровождается большой наградой в следующей жизни. Что касается правовых аспектов усыновления, то оно таковых не имеет. Отцовство ребенка — исключительная привилегия его настоящего отца, и оно не может приписываться тому, кто усыновил ребенка.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://asyldin.kz/article/view/id/7967.html

Усыновление ребенка в исламе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here