Выявление фактов жестокого обращения с детьми

На странице подготовлен материал на тему: "Выявление фактов жестокого обращения с детьми" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Оксана Храмова
Использование диагностических методов в работе по выявлению жестокого обращения с детьми

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты, работающие с семьями и детьми должны уметь распознавать признаки жестокого обращения с ребёнком на ранних этапах и проводить оценку риска причинения вреда, а также обеспечить своевременную помощь ребёнку.

Факторы риска

Семьи в трудной жизненной ситуации

Семьи с низким уровнем достатка

Конфликтные семьи

Семьи с опекаемыми детьми

Семьи в кризисной ситуации

Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

— психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

— неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

— изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

— проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

— отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

— повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

— враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

— судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара)

— обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

— прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

— случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

— ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

— информация от ребенка;

— информация от родителей (законных представителей, других членов семьи;

— информация от специалистов;

— информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

— информация от представителей общественных объединений;

— результаты медицинского осмотра;

— дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Немаловажную роль в процессе выявления неблагополучной ситуации в семье играет психологическая диагностика. Часто дети, которые подвергаются жестокому обращению, запуганы и поэтому не могут рассказать о том, что с ними происходит. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Использование методов диагностической работы даёт объективную картину происходящего и помогает пресечь жестокое обращение с ребенком.

К методам диагностической работы с детьми в условиях образовательного учреждения относятся: — Наблюдение (внешний вид, поведенческие реакции, особенности психологического состояния ребёнка по внешним проявлениям);

• Опрос (интервью, анкетирование);

• Тестирование и др.

Однако, для достоверной диагностики выраженности семейного неблагополучия необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение и беседа, с количественными методами, такими как анкетирование, тестирование и т. д

Выделяют ряд методик наиболее часто применяемых в психолого — социальной работе с неблагополучными семьями:

«Рисунок семьи», методика может быть применима для детей любого возраста и даже для взрослых. предназначенная для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка.

«Несуществующее животное», изучение личностной сферы ребёнка.

«Незаконченные предложения», методика позволяет исследовать мир глубоких переживаний подростка.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова).Методика интересна для выявления страхов ребенка, что всегда имеет место в неблагополучной семье.

Методика «Интервью» применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет, проводится индивидуально.

Методика «Письмо другу» направлена на диагностику случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Методика предназначена для подростков. В ней описывается ситуация насилия, в которую попал ровесник. Подросткам предлагается написать герою письмо с поддержкой. Процедура исследования проводится в группе.

Опросник социализации «Моя семья» выявляет различные уровни по степени выраженности взаимоотношений в семье.

Цветовой тест отношений (А. И. Лутошкина), изучение эмоциональных компонентов отношений ребёнка к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.

Методика «Дом – дерево — человек» исследования личности, предназначена для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Методика исследования личности «Семейный велосипед», предметом диагностики выступает индивидуальное поле значений, желаний, установок клиента.

Тест – метафора «Музыкальные инструменты», позволяет выявить ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка.

Методика «Рене — Жиля», социометрия, позволяет выявить отношение ребёнка к близким родственникам, а также к друзьям, одноклассникам, учителям.

Методика «Самооценка психических состояний» Айзенка, исследует психические состояния, такие как ригидность, фрустрация, агрессивность и тревожность что в совокупности, может свидетельствовать о психосоциальном неблагополучии и в крайнем проявлении к суицидальной склонности.

Таким образом, анализируя достоинства и недостатки этих методик, можно выделить следующие особенности: они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; представляют информацию о личностных особенностях ребёнка (самооценки, тревожности, ярких черт личности, также информацию о эмоционально – личностных отношениях учащихся с родителями. Информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, по оказанию медико – социально – психологической помощи детям оказавшимся в ситуации жестокого обращения.

Универсальной, методикой, которая рассматривается в качестве основного источника информации об актуальной или ставшей «историей» ситуации в семье -это слушание, собеседование, организация разговора. Ни анкетирование, ни тесты, ни любые другие методические приемы не могут дать эксперту столько, сколько его собственные коммуникативных навыки и умения. Иногда умение расположить ребёнка к себе даёт больше информации, чем диагностическое обследование.

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Читайте так же:  Дополнительные алименты на ребенка на жилье закон

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Методы выявления жестокого обращения с ребенком. Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье Оценка риска жестокого обращения в семье. 09.09.2016 в отдел психологического сопровождения обратился отец –назовем его Василий. Он рассказал,.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье Кайгородова Светлана Геннадьевна воспитатель высшей квалификационной категории Кравцова Наталья Павловна воспитатель высшей квалификационной.

Взаимодействие с семьями воспитанников по предотвращению жестокого обращения с детьми через создание мультфильмов Видео Жестокое обращение с детьми в семье в настоящее время является наиболее острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания,.

http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-diagnosticheskih-metodov-v-rabote-po-vyjavleniyu-zhestokogo-obraschenija-s-detmi.html

Как выявить жестокое обращение с ребенком

Понятие «жестокое обращение с детьми» впервые в российском законодательстве появилось в 1968 году в Кодексе о браке и семье. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

физическое насилие

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

родители (или один из них) имеют психические заболевания;

нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

участки облысения, кровоподтеки на голове;

повреждения внутренних органов;

«синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

боязнь родителей или взрослых;

редкие проявления радости, плаксивость;

реакция испуга на плач других детей;

плохо развитые навыки общения;

крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

пассивная реакция на боль;

жестокость по отношению к животным;

отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

стремление скрыть причину повреждений и травм;

боязнь идти домой после школы;

одиночество, отсутствие друзей;

плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

Подростковый возраст

употребление алкоголя, наркотиков;

криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает:

множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

обвинение в травмах самого ребенка;

позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

Поговорите с родителями.

Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Обратитесь в полицию или прокуратуру.

Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

оскорбление и унижение его достоинства;

открытое неприятие и постоянная критика;

лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

задержка психического развития;

трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;

эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

избыточная потребность во внимании;

депрессия, попытки суицида;

неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

ложь, воровство, девиации в поведении;

нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.

В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Читайте так же:  Неуплата алиментов статья 157 ук рф комментарии

Группы риска детей по эмоциональному насилию

дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

дети раннего возраста;

дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;

родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

в семьях, где много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

обвиняют его во всех своих неудачах.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.

Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.

Обратитесь в органы опеки и попечительства, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

пренебрежение потребностями

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

  1. отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  2. отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  3. отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

с психическими расстройствами;

юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

с низким социально-экономическим уровнем жизни;

с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;

перенесшие жестокое обращение в детстве;

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

отставание в весе и росте от сверстников;

частые «несчастные случаи»;

гнойные и хронические инфекционные заболевания;

отсутствие надлежащих прививок;

задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

поиск внимания, участия;

частые пропуски школьных занятий;

инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

агрессивен или замкнут, апатичен;

гиперактивен или подавлен;

неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

склонность к поджогам, жестокость к животным.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

http://podrostok.68edu.ru/?p=1504

Выявление жестокого обращения с детьми (консультация для педагогов)

татьяна сивиринова
Выявление жестокого обращения с детьми (консультация для педагогов)

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Выделяют четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

• Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

• Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

• Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

• Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

По юридическому определению, ребенок, подвергающийся физической жестокости, — это ребенок, не достигший 18-летнего возраста, родители которого или другие лица, их заменяющие, либо ответственные за их воспитание,

Наносят или позволяют нанести ребенку физические повреждения (за исключением повреждений случайного характера, которые приводят к смерти, или серьезному, или длительному нарушению целостности кожных покровов, или их припуханию, или длительному нарушению физического здоровья ребенка, или длительной потере или нарушению функций какого-либо органа, или нарушению психического здоровья и отставанию в развитии;

Создают или позволяют создавать риск нанесения ребенку физических повреждений, приводящих к нарушению физического, психического здоровья или отставанию в развитии.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.

Внешний вид ребенка и характер травм:

Множественные повреждения: Синяки и ссадины неизвестного происхождения; возможно, различной давности (свежие или заживающие, или располагающиеся группами, или образующие необычный рисунок, или на нескольких участках тела.

— Ожоги неизвестного происхождения; могут быть в виде следа от сигареты, веревки, утюга, или, вследствие погружения в горячую жидкость, в виде перчатки, или носка.

— Разрывы и порезы неизвестного происхождения во рту, на губах, руках, ногах или туловище.

Видео (кликните для воспроизведения).

— Повреждение костей, припухлость и болезненность суставов, множественные и спиральные переломы неизвестного происхождения.

— Выбитые или расшатанные зубы.

— Следы человеческих укусов.

— Порезы неизвестного происхождения.

Появление повреждений чаще всего бывает после пропуска посещения детского сада, выходных, праздничных дней.

Задержка физического развития (отставание в весе и росте).

Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Психическое состояние и поведение ребенка:

Возраст 1,5 – 3 года

Редкие проявления радости, плаксивость;

Реакция испуга на плач других детей;

Крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года – 7 лет

Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

Пассивная реакция на боль;

Болезненное отношение к замечаниям, критике;

Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

Псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

Негативизм, агрессивность, замкнутость;

Жестокое отношение к животным; лживость; воровство; склонность к поджогам;

Плохо развиты навыки общения;

Трудности в обучении: плохо усваивает программу, не способен сосредоточиться, отстает в речевом развитии;

Дает своим повреждениям невероятные объяснения; прикрывает тело одеждой, даже когда в ней нет необходимости;

Жалуется на болезненность при передвижении или неловко передвигается;

Боится идти домой.

Поведение родителей или попечителей:

Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

Несвоевременное обращение за медицинской помощью;

Инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

Обвинение в травмах самого ребенка;

Неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

Рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявления патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и т. д.).

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребенка.

Читайте так же:  Заявление об усыновлении ребенка образец заполненный

К этой форме насилия относятся:

Открытое неприятие или постоянная критика ребенка;

Оскорбление и унижение его достоинства;

Угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям ребенка;

Ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

Однократное, грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

Задержка физического и умственного развития;

Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, различные кожные заболевания, аллергическая патология).

Беспокойство или тревожность;

Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

Склонность к уединению;

Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

Угрозы или попытки самоубийства;

Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

Постоянное, чрезмерно критичное отношение к нему;

Негативная характеристика ребенка;

Отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

Отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого;

Отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

Нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и социальных потрясений.

Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном обеспечении.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки,по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

Утомленный, сонный вид, опухшие веки;

Санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

Задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

Частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

Многократная госпитализация в отделение неотложной скорой помощи;

Повторные случайные травмы или отравления;

Постоянный голод и (или) жажда;

Стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

Требование ласки и внимания;

Подавленное настроение, апатия;

Агрессивность и импульсивность;

Деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

Неумение общаться с людьми, дружить;

Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19,а также устанавливает:

• обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6)

• защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16)

• обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24)

• признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)

• защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст. 34)

• защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст. 37)

• меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

• за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136)

• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

• право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54)

• право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст. 56)

• лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69)

• немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77)

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст. 56)

Профилактика жестокого обращения с детьми Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями.

«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения». Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) — это однократное или хроническое.

Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Не стоит требовать от ребенка невозможного.

Конспект НОД в старшей группе «Правила обращения с огнем» Плутарх:Огонь жжёт тех, кто его трогает, но тем, кто умеет им пользоваться, он даёт и свет, и тепло, и помощь при всякой работе. Разработал.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило.

Консультация для воспитателей «Выявление и обследование детей-логопатов» В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Профилактика жестокого обращения с детьми Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в стенах детского сада №14 «Боровичок». Меня зовут ДЕ – я педагог – психолог этого сада. Буквально.

Тест для воспитателей на выявление знаний ФГОС ДО Предлагаю Вашему вниманию тест для воспитателей на выявление знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ Выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ. В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих,.

Выявление особенностей социальных отношений у учащихся с недоразвитием интеллекта Необходимость изучения личности ребенка на всех этапах развития определяется тем, что структура личности складывается постепенно, а входящие.

http://www.maam.ru/detskijsad/vyjavlenie-zhestokogo-obraschenija-s-detmi.html

Выявление фактов жестокого обращения с детьми

скачать ПАМЯТКА
«КАК РАСПОЗНАТЬ ФАКТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ!»
В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных детей. Данная памятка позволит вам шире взглянуть на существующую проблему и своевременно выявить ребенка, права и интересы которого нарушены, а также содействовать профилактике социального сиротства.
Основные понятия:

дети, права и законные интересы которых нарушены — дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в обстановке, представляющей действиями или бездействиями законных представителей угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, а также дети из семей, где родители (законные представители) не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;

Читайте так же:  Статус матери одиночки кто имеет право получить

жестокое обращение — жестокое или плохое обращение с ребенком включает все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, способные привести (или приводят) к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти.
Основные виды жестокого обращения:
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которое вызывает серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Как распознать факт физического насилия?

Нужно обращать внимание на:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей ног и рук в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду);
  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове.

На неслучайный характер травм могут указывать:

  • множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
  • несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
  • наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
  • появление травм после выходных или праздничных дней.

Особенности поведения ребенка:

Младший школьный возраст — стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы, одиночество, отсутствие друзей, плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться, агрессивность.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
Распознать факт сексуального насилия можно

по особенностям психического состояния и поведения ребенка!

  • регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста),
  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками,
  • депрессия,
  • низкая самооценка,
  • агрессивное, антисоциальное поведение,
  • сексуализированное поведение,
  • употребление алкоголя и наркотиков,
  • уходы из дома,
  • насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

Если ребенок своим поведением, внешним видом или состоянием вызывает у вас мысль, что он может подвергаться жестокому обращению со стороны взрослых.

Незамедлительно сообщайте о данном факте!

Не оставайтесь безынициативными!

Не забывайте, что речь идет о детях!
скачать

http://nenuda.ru/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82-%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BC.html

Методические рекомендации по выявлению признаков жестокого обращения с детьми

В ходе осуществления социальной работы с семьями, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, специалисты центров социальных служб для семьи, детей и молодежи сталкиваются с бесчисленным количеством проблем, одна из которых заключается в сохранении для ребенка его биологической семьи.

При осуществлении социальной работы с семьями отдельного внимания требуют семьи, где дети подвергались жестокому обращению и были выявлены факты совершения насилия. Специалист центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, который осуществляет социальное инспектирование семьи, должен распознавать и разоблачать такие факты, помогать членам семьи принять правильное решение, что будет способствовать преодолению сложных жизненных обстоятельств. В подавляющем большинстве случаев члены семьи не могут объективно оценить сложность проблем и приоритеты в их решении, выявить внешние, межличностные, социальные и другие факторы, которые повлекли.

Чтобы точно оценить состояние дел в семье, социальному работнику необходимо выявлять, наблюдать, разъяснять и объяснять проблемы, проявляющиеся в ходе осуществления социального сопровождения (предоставлении социальных услуг). Это требует усердия и настойчивости, умение слушать, задавать вопросы, наблюдать, проводить собеседования и т.п.

Подавляющее большинство взрослых, которые совершают насилие над своими детьми, в детстве сами подвергались насильственным действиям. Став родителями, они начинают применять те же методы воспитания, как и их родители. Кроме того, насилие становится следствием жизненных проблем, от которых страдает человек, поэтому взрослые выливают свой гнев и разочарование на детей даже без намерения им навредить.

Среди факторов риска, вызывающих насилие в семье, являются:

— Частые кризисы в семье;

— Употребление наркотических веществ и алкоголя;

— Отсутствие воспитательных навыков;

— Насилие со стороны других взрослых членов семьи.

Насилие над детьми в семьях, как правило, является циклическим процессом. Бывает внезапным, долговременным и систематическим.

Внезапный характер насилия может привести к тяжелой физической травме ребенка или даже к смертельному случаю.

Систематический характер вызванных насильственных действий не всегда очевидны, однако может угрожать жизни ребенка.

Длительный систематический характер насильственных действий мешает полноценному развитию ребенка.

Существуют различные виды насилия над детьми: физическое, сексуальное, эмоциональное и просто запущенность.

Виды насилия

Физическое насилие — это любая физическая травма, причиной которой может быть избиение, удары, укусы, ожоги или любой другой физический вред, причиненный ребенку. Травма может быть преднамеренной и непреднамеренной, а также следствием чрезмерных дисциплинарных требований или наказания.

Признаки физического насилия :

— Синяки или поломанные кости;

— Отпечатки предметов предмета;

— Синяк или порез, которому нет объяснений;

— Боязнь взрослых, особенно родителей;

— Боязнь физического контакта, такого как рукопожатие, объятия, любого прикосновения.

Сексуальное насилие — это ласки и другие прикосновения к гениталиям ребенка, инцест, изнасилование, эксплуатация ребенка в проституции и порнографии, ексгибиционизм, содомия. Сексуальное насилие является наименее открытым видом насилия, потому что взрослые, как правило, через стыд, что может чувствовать ребенок, побуждают его к секретности и молчанию.

Признаки сексуального насилия :

— Чрезмерная заинтересованность или осведомленность в сексуальной теме и предметах, с ней связанных;

— Чрезмерное проявление внимания ко всему, что связано с сексуальной темой;

— Опасения определенного человека или члена семьи;

— Боль при мочеиспускании;

— Осложнения при ходьбе или сидении;

— Анальный или вагинальный зуд, сыпь, синяки, кровотечения, боль.

Эмоциональное насилие — вербальное или психологическое насилие, интеллектуальная травма. Эмоциональное насилие можно определить как действия или халатное отношение родителей / опекунов, попечителей, которые повлекли или могли повлечь серьезные эмоциональные или интеллектуальные нарушения, его причиной может также стать чрезмерное наказания или его необычные виды. Дети, ставшие жертвами сексуального или физического насилия, преимущественно испытали и эмоциональное насилие.

Признаки эмоционального насилия :

— Отставание по сравнению со сверстниками в физическом и социальном развитии;

— Нарушение речи, сна, приема пищи;

— Систематическое повторение действий, в частности — раскачивание, сосание пальцев, кусание;

— Отсутствие сосредоточения и внимания;

— Отсутствие интереса или эмоций;

— Депрессия или отдаленность;

Запущенность бывает педагогическое, эмоциональное, медицинское. Наиболее целесообразно остановиться на физической запущенности.

Физической запущенностью является неудовлетворенность основных физических потребностей ребенка в пище, одежде, гигиене, жилье.

Признаки физической запущенности:

Читайте так же:  Иск о разделе имущества пошлина

— Грязная и поврежденная одежда, неподходящяя к сезону;

— Несоблюдение гигиенических норм;

— Медицинские проблемы, которые не поддаются лечению;

— Сокрытие или кража пищи;

— Отсутствие или низкий уровень социальных навыков;

— Неспособность к обучению, несоответствие умственных способностей возрастным нормам.

Последствия жестокого обращения и неудовлетворения потребностей детей в соответствии с их возрастными особенностями

Ранний возраст

Младенцы не реагируют на разлуку с родителями, не обнаруживают признаков страха перед незнакомыми людьми, не способны различать людей, значимых для них, и незнакомых, часто пассивны, апатичны, не реагируют на окружающих. Они не смотрят в глаза, не проявляют эмоций, когда с ними кто-то разговаривает, не в состоянии привлекать и удерживать внимание взрослых невербальными средствами; могут раскачиваться, биться головой о стену и т.п.; постоянно плачут или не плачут вообще.

Дети раннего возраста часто не могут сформировать привязанность к своим основным воспитателей (родителей) или имеют неустойчивую привязанность, характеризующуюся ощущением тревоги, плаксивостью. Они часто не в состоянии формировать игровые навыки, отказываются от участия в игре, что может повлиять на формирование их отношений с другими детьми. Они могут становиться агрессивными и наносить вред другим детям, часто считают себя «плохими».

Дошкольный возраст

Физическое развитие : недостаточный для возраста рост, слабый мышечный тонус, плохая координация движений, неуклюжая походка; болезненность (особенно заболевания верхних дыхательных путей), расстройства желудочно-кишечного тракта, отсутствие интереса к подвижным играм.

Когнитивное развитие : ребенок не говорит, или речь недостаточно развита и непонятная для окружающих; слабая артикуляция или использование слов; трудности в концентрации внимания, отсутствие интересов к окружающим предметам, неспособность сосредоточиться.

Социальное развитие : неустойчивые привязанности или их отсутствие; неразборчивость в отношениях, навязчивость, легкомыслие, недостаточное или достаточно бурное реагирование на разлуку с родителями (иными воспитателями), эмоциональное отстранение, изолированность или отчужденность от взрослых и сверстников, социальная незрелость в отношениях со сверстниками (неумение взаимодействовать с другими детьми во время игры, делиться, делать что-то по очереди или договариваться о чем-то, повышенная агрессивность, стремление командовать сверстниками или конкурировать с ними), отсутствие навыков и интереса к участию в играх, требующих представления и фантазии, воздержание от любой деятельности, связанной с экспериментированием и исследованиями окружающей среды.

Эмоциональное развитие : частое чувство страхов, нередко беспричинное или из-за незначительных причин, душевная неуравновешенность; признаки заниженной самооценки и неуверенности в своих силах, плохой контроль над своими импульсами, почти отсутствие эмоций, пассивность и отстранение, отсутствие проявлений «здоровой» инициативы, эмоциональное отчуждение, признаки эмоциональных расстройств вроде тревожности, депрессивного состояния, эмоциональной нестабильности; вероятность энуреза, сосание большого пальца.

Младший школьный возраст

Дети не ожидают (не ищут) помощи взрослых, пытаются своими действиями и словами доказать, что они в состоянии самостоятельно о себе позаботиться (что фактически защитной реакцией, вызванной недоверием к взрослым), иногда не реагируют на похвальбу и позитивное внимание, дети пытаются оправдать ожидания взрослых и берут на себя их обязательства.

У них возникают проблемы в общении со сверстниками (чувствуют себя неполноценными и не стоящими общения с другими, могут иметь низкую самооценку, остро реагируют на восприятие их сверстниками, могут испытывать стыд и растерянности, если им кажется, что они не оправдывают ожидания сверстников); могут пытаться контролировать и эксплуатировать других детей, командовать ими или запугивать.

У таких детей могут возникать трудности в обучении, их пугает школьная среда, в которой необходимо выполнять многочисленные правила, часто не способны сконцентрироваться на выполнении задач, для них характерны частые эмоциональные всплески, неспособность спокойно работать на уроках. Они склонны к асоциальным проявлениям — бьют других детей, употребляют ненормативную лексику, повреждают вещи, говорят неправду, воруют и т.д.

Подростковый возраст

Уровень эмоционального развития не соответствует физическому (эмоционально ребенок проявляет высокий уровень осведомленности о половых отношений и готовность к ним при физической незрелости, плохо понимает себя и окружающих и не может описать, чем отличается от других людей).

Ребенок стесняется своего тела, одевается не по размеру или обстоятельств — или в слишком большую, которой пытается прикрыть свои части тела, или в слишком откровенную одежду.

Как правило, самооценка является заниженной или завышенной (подростки, которые в результате насилия имели травмы, после которых остались шрамы или увечье, в подавляющем большинстве имеют низкую самооценку, из-за чего нередко преувеличивают значимость взрослого человека). Иногда ребенок не идентифицирует себя со своими сверстниками, хотя и не испытывает доверительного отношения к взрослым, является замкнутым.

Факт полового созревания воспринимается (особенно девочками) как следствие вызванным ранее физическим вредом.

О наличии серьезных психологических проблем свидетельствуют возникновения расстройств желудка, в частности такие заболевания как анорексия и булемия.

Свидетельством сексуального насилия над ребенком может быть его восприятие себя как «испорченного» человека, в результате чего он имеет сильное чувство стыда и вины, негативное отношение к собственному телу. У него отсутствует самоуважение. Он проявляет недоверие к другим, боится лиц противоположного пола и физических контактов, подобных объятиям или прикосновениям.

Как защитная реакция на подобную ситуацию в семейном окружении для ребенка становится характерным проблемное поведение: он нерегулярно посещает школу, нарушает дисциплину, бывает чрезмерно агрессивным, безосновательно критикует родителей и близкое окружение.

Проблемы, с которыми сталкиваются дети, подвергшиеся насилию и запущенности, независимо от возраста

Независимо от возраста дети, пострадавшие от любого вида насилия, как правило, в дальнейшем могут иметь следующие проблемы:

— Отсутствие способности к обучению;

— Нежелание ходить в школу;

— Склонность к совершению преступлений, жестокое обращение;

— Инфекции, передающиеся половым путем;

— Употребление алкоголя или наркотиков;

— Посттравматические стрессовые расстройства;

— Депрессия или низкая самооценка;

— Повреждения головного мозга;

— Склонность к самоубийству.

Роль социального работника в отношениях родителей и детей

Социальным работникам чрезвычайно важно уметь распознавать признаки насилия над детьми и понимать их поведение вследствие этого; постоянно пополнять свои знания об особенностях детского развития и характерные для каждого возраста ребенка черты поведения.

Необходимо помнить :

— Как и все люди, дети имеют свои потребности;

— Компенсация потребностей влияет на поведение ребенка;

— «Хорошее поведение» и «плохое поведение» — это определение, присущее родителям;

— Дети не ведут себя плохо, они ведут себя соответственно своим потребностям;

— Поведение ребенка следует воспринимать объективно;

— Если родители не могут принять любое поведение своих детей, социальный работник должен нацеливать их на его изменения без нанесения ребенку физического или морального вреда;

— Поведение младенцев несогласно с возрастом всегда имеет причины, которые следует выяснить;

— Детям следует помогать чувствовать своих родителей;

— Более целесообразным является изменение окружения ребенка, чем его самого.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://social-kr.jimdofree.com/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8/%D0%B2%D1%8B%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8/

Выявление фактов жестокого обращения с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here