Законодательство в сфере защиты прав детей

На странице подготовлен материал на тему: "Законодательство в сфере защиты прав детей" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6-15)

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации

>
Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации
Содержание
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Нормативно-правовые документы по защите прав ребенка
статья

В статье перечислены основные нормативно-правовые документы по защите прав ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
normativno-pravovye_dokumenty_po_zashchite_prav_detey.docx 19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно правовые документы по защите прав ребенка

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов.

Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989г).

В настоящее время около 130 стран мира присоединились к этому документу. Основные статьи:

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 . Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.

Статья 26, 27 . Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 23 . Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31 . Дети имеют право на отдых.

право на бесплатное образование.

Статья 19 . Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32 . Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 30 . Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 12, 13, 15 . Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Закон №273 «Об образовании в РФ» (действует с 1 сентября 2013г)

Статья 5. Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статья 56 . Предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)

Статья 7. Государство обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17 . Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения.

Статья 19 . Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.

Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22, 23. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность частной жизни.

Статья 29 . Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 37 . Каждый имеет право на отдых.

Статья 30. Каждый имеет право на объединение.

Статья 38 . Забота о детях, их воспитание- равное право и обязанность родителей.

Статья 41 . Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 43. Каждый имеет право на образование.

Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)

4 раздел семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава № 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава №12 «Права и обязанности родителей».

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание, обеспечение его интересов.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание не влияет на права ребенка.

Статья 56. Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд.

Статья 57. Право ребенка выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

В статье 63 подчеркивается ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка.

Статья 64, 65. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Закон РФ «О защите прав детей»

Статья 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над ними запрещены».

По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

  • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
  • Ребенок неухожен, неопрятен. Он апатичен, часто плачет, агрессивен.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
  • Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому человеку.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку.
  • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых.
  • К выше перечисленным признакам могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Уголовный кодекс РФ

Статьи 106-136 – за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

Статьи 150-157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Федеральный закон РФ № 124 (с изменениями на 20 июля 2002г).

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

Статья 14 . Защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Статья 15 . Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Российское законодательство и международно-правовые акты в области защиты прав и интересов ребёнка

Надежда Размахова
Российское законодательство и международно-правовые акты в области защиты прав и интересов ребёнка

«Сегодня, лучше, чем когда-либо, мы осознаём, что строительство более светлого будущего начинается с детей — с обеспечения их здоровья, образования, безопасности и окружения их любовью».

Читайте так же:  Смена фамилии на девичью после развода документы

Развитие человечества на современном этапе характеризуется признанием прав человека в качестве высшей социальной ценности. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в отдельную категорию. Международное правовое регулирование защиты прав и интересов детей обусловлено множеством факторов. Начало его развития было положено в рамках Лиги Наций, а затем шло параллельно с общей международно-правовой регламентацией прав человека под эгидой Организации Объединенных Наций. Эти процессы находились в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В частности, если в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то уже после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют отдельные положения Декларации о правах ребенка 1959 г.

Основным международно-правовым документом, который регламентирует обеспечение прав ребёнка, является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребёнка. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Эта Конвенция является наиболее общепризнанным документом по вопросам прав человека в истории, поскольку она ратифицирована всеми странами мира, за исключением двух, и обеспечивает уникальное положение детей в центре движения ко всеобщему применению принципов прав человека. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Ратифицировав этот документ, национальные правительства взяли на себя обязательство защищать и обеспечивать права детей и договорились отвечать за выполнение этого обязательства перед международным сообществом. В ней излагаются основные права человека, которые принадлежат всем детям в мире в равной степени. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей.Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Отношение к ребенку в обществе менялось на протяжении всей истории существования России. За время, прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией. Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом принадлежащих ему личных и имущественных прав.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами,как:

• Семейный кодекс РФ;

Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Федеральный закон «Об образовании»;

Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

Закон о социальной защите инвалидов в РФ;

• Федеральный закон об опеке и попечительстве.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия» Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось.

Игры на развитие познавательных интересов ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет) Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и.

Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы ОО Познавательное развитие Цель: — формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие:1. Развивать представления.
Видео (кликните для воспроизведения).

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе «День прав ребёнка» Цель: создать условия для обобщения знаний детей об их гражданских правах и обязанностях. Задачи: • способствовать развитию правового мировоззрения.

Читайте так же:  Важно кто подал на развод

Конспект защиты проекта «Наши пальчики играют — речь ребёнка развивают» Сценарий кульминационного мероприятия по защите проекта по развитию мелкой моторики «Золушка» Воспитатель: Уважаемые гости! Мы рады видеть.

Консультация для родителей дошкольных образовательных учреждений «Права ребёнка и формы его правовой защиты» Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького гражданина,.

Нормативно-правовое обеспечение защиты прав ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Национальный детский сад №16 «Бадм цецг» Нормативно-правовое обеспечение.

План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одарённости в области художественно-эстетического развития Выражение «Одаренный ребёнок» сегодня употребляется весьма обширно. Так, если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих.

Статья 56. Право ребенка на защиту

Статья 56. Право ребенка на защиту

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 56 СК РФ

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

законодательство в части защиты прав несовершеннолетних

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Законодательные меры в области охраны прав детства

Дата публикации: 09.10.2019 2019-10-09

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Ефремова А. О. Законодательные меры в области охраны прав детства // Молодой ученый. — 2019. — №41. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/archive/279/62904/ (дата обращения: 15.03.2020).

В современном российском законодательстве действует целый ряд различных документов, регулирующих сферу охраны прав и интересов несовершеннолетних. Основными нормативно-правовыми актами в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних являются Конституция Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году. Важнейшим элементом данного нормативно-правового акта стало установление принципа государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. С принятием Конституции не только родители и попечители были обязаны заботиться о детях и обеспечивать защиту их прав, но эти функции также должно было выполнять и государство, что повышало степень юридической защищённости несовершеннолетних в стране.

Сферу охраны прав детства и законных интересов несовершеннолетних также регламентирую такие нормативно-правовые акты, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Долгое время основные институты семейного права не учитывали некоторые положения основных юридических законов, таких как Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации. Ситуация изменилась в связи с принятием в 1995 году Семейного кодекса Российской Федерации. Теперь основные институты семейного права были приведены в соответствие, как с основными международными законами, так и с основными законами РФ. Созданный под влиянием Конвенции о правах ребенка, Семейный кодекс РФ оказал значительное влияние на федеральное законодательство в сфере защиты прав и интересов ребенка. Ребёнок был признан самостоятельным субъектом Российской Федерации, а его права закреплены в главе 11 специального соглашения.

Гражданский кодекс РФ разделяет несовершеннолетних на 2 группы в зависимости от степени их дееспособности. В первую группу входят несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет, над которыми в случае потери родителей? устанавливается опека. Во вторую группу входят несовершеннолетние в возрасте т 14 до 18 лет, над которыми, в случае потери родителей устанавливается попечительство. Данное разделение вносит ясность в степень возможности ребенка заботиться о себе и нести ответственность за свои поступки, что облегчает процесс защиты прав и интересов ребенка.

Согласно Гражданскому кодексу РФ семья, материнство, отцовство и детство находятся под охраной государства. В данном документе регламентированы полномочия опекунов и попечителей, а также органов опеки и попечительства.

Помимо этого, законодательно закреплены такие действия государственных органов власти, как социальная помощь и защита детей, лишившихся опеки родителей, а также детей-сирот. Подобные действия являются частью административно-правового регулирования прав и интересов несовершеннолетних [9].

Согласно теории юридической науки, административно-правовое регулирование представляет собой специфическое воздействие набора конкретных правовых средств на общественные отношения, возникающие в административно-правовой сфере для обеспечения интеграции и безопасности публичных и частных административных прав, законных интересов отдельных лиц, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, которые реализуются в административно-правовой сфере [8].

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также является частью административно-правового регулирования защиты прав несовершеннолетних. В соответствии с данным законом государственные органы Российской Федерации принимают непосредственное участие в вопросах, связанных с защитой прав и интересов ребенка, посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов, проведения просветительской работы с детьми, оказания юридической помощи при обращении к ним ребенка или его законного представителя.

Читайте так же:  Приостановление взыскания алиментов при оспаривании отцовства

К элементам административно-правового регулирования относится также Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который предусматривает, что комиссия по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (центры содержания под стражей, исправительные учреждения для несовершеннолетних и уголовные инспекции) входят в систему органов по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Кроме вышеуказанных к федеральным нормативно-правовым актам в области охраны (защиты) прав детства относятся Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». На основании данных документов планируется и реализуется государственная политика страны в сфере защиты прав и интересов детей, основной целью которой является улучшение положения детей в Российской Федерации.

Приведенный список документов, регулирующих порядок защиты прав и интересов детей в Российской Федерации, далеко не полный. Однако, несмотря на огромную законодательную базу, реальное осуществление юридической защиты своих прав и интересов детьми или их родителями весьма затруднено. Это связано с тем, что информация о правах детей и порядке их защиты распределена по законодательству неравномерно. Отсутствие единой системы знаний, которая содержала бы в себе наиболее полную, емкую, структурированную информацию о правах ребенка и порядке их защиты приводит к тому, что огромная часть законодательства о правах ребенка остаётся недоступной для использования детьми и их родителями [10].

Отсутствие в Конституции РФ специальной главы о детях, невозможность наиболее эффективного использования законодательства в сфере защиты прав и интересов детей, как подчеркивает В. И. Абрамов, указывает на необходимость доработки действующего законодательства в области государственной политики по защите прав детей [7, c. 44].

Охрана материнства, детства и семьи всегда была и остается приоритетом в региональной политике Алтайского края. Даже в кризисные годы Правительство Алтайского края и Алтайское краевое Законодательное Собрание сделали практически все возможное, чтобы полностью выполнить социальные обязательства в отношении несовершеннолетних граждан, проживающих в крае. Ни одна мера социальной поддержки семей с детьми не была исключена из региональных целевых программ, не было сокращено финансирование областного бюджета на его реализацию.

Выполняя задачи, поставленные Президентом Российской Федерации, Администрация Алтайского края постановлением от 06.06.2013 № 298 утверждено Положение о Координационном совете по реализации семейной политики в Алтайском крае, основной целью которого является обеспечение согласованных действий органов государственной власти края, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных заинтересованных органов и организаций в целях улучшения в крае положения семей и детей, укрепления института семьи и пропаганды семейных ценностей, повышения социальной значимости ответственного родительства в семье и обществе, а также укрепления позитивных тенденций демографического развития края [2].

В Алтайском крае реализуется комплекс социальных мер финансовой поддержки семей, имеющих детей. Так, в соответствии с Законом Алтайского края от 15.10.2004 № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка» выплачиваются следующие пособия: 1) ежемесячное пособие на ребенка, 2) ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери; 2) ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву; 3) ежемесячное пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; 4) ежемесячное пособие на детей из многодетных семей (за исключением учащихся общеобразовательных организаций); 5) ежемесячное пособие на детей из многодетных семей (учащихся общеобразовательных организаций) [4].

Также в Алтайском крае меры финансовой поддержки оказываются семьям, усыновившим детей. Так, Законом Алтайского края от 06.09.2007 № 80-ЗС «О единовременном пособии гражданам, усыновившим детей» установлено единовременное пособие гражданам, усыновившим детей. Пособие назначается в случае, если один из усыновителей является гражданином Российской Федерации, за исключением усыновления отчимами или мачехами детей своих супругов (пасынков и падчериц) [3]. Помимо этого в соответствии с Законом Алтайского края от 08.09.2003 № 39-ЗС «О пособии гражданам, усыновившим детей» в случае нахождения ребенка под опекой (попечительством) или патронатом у лица, усыновившего его или его супруга-усыновителя, не менее трех лет может быть назначено пособие гражданам, усыновившим ребенка [6]. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством) выплачивается пособие на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье на основании Закона Алтайского края от 10.04.2007 № 29-ЗС «О порядке и размере выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье» [5].

Комплекс материальных и нематериальных мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержит Закон Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».

Закон содержит подробную информацию о финансовом обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дополнительных гарантиях в сфере образования, медицинского обслуживания, правах на труд и социальную защиту от безработицы [1].

Таким образом, в Алтайском крае в данный момент действует развернутая система мер, в том числе и дополнительных, которые способствуют повышению уровня правового сознания сред несовершеннолетних и обеспечивают безопасность их прав, свобод и интересов.

Защита прав несовершеннолетних детей

По законодательству РФ гражданин становится дееспособным после совершеннолетия. До этого момента он считается ребенком и имеет дополнительные права и гарантии, которые обеспечиваются государством. Защитой прав лиц, младше 18 лет, занимаются различные органы и структуры. Такой вариант поддержки утвержден различными сферами законодательства. При нарушении прав несовершеннолетнего к нарушителю могут применяться различные меры, в частности уголовного характера.

Виды прав ребенка

Основные виды гарантий прописаны в семейном законодательстве в виде СК РФ. Все права ребенок имеет с момента рождения. У каждого типа есть свои нюансы и особенности, которые необходимо учитывать всем лицам, включая родителей или других законных представителей.

В момент рождения человек получает весь набор прав и гарантий обычного гражданина РФ, за исключением моментов, которые связаны с невозможным применением ряда прав из-за ограничений по дееспособности. Соответственно он считается личностью, которая имеет право на свое мнение. В данном случае подразумевается наличие полноценной свободы, которая ограничивается только нормами законодательства в отношении несовершеннолетних.

Список гарантий по положения статей 54—58 Семейного кодекса РФ:

Читайте так же:  Статьи о взыскании алиментов на ребенка

Все варианты неимущественного типа определяют как основные гарантии, доступные всем гражданам РФ, так и дополнительные, соответствующие категории лиц, наиболее защищенных в рамках правового поля.

Семейный Кодекс РФ, в частности статья 60, определяют права имущественного типа. По данной статье дети обеспечиваются родителями до момента дееспособности. Для родителя существует система наказаний, которая используется при уклонении от этих обязательств.

Несовершеннолетний гражданин имеет право на приобретение имущества с помощью наследования или дарения. До 14 лет все сделки, связанные с распоряжением имуществом любого типа, осуществляет законный представитель. После 14 лет человек сам может заниматься заключением сделок, но с разрешения своего представителя. По 26 статье ГК РФ разрешение должно быть оформлено в письменной форме.

Обзор законодательства в области защиты прав детей — сирот

В российском законодательстве в целом сформирована правовая основа оказания государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы осуществления опеки и попечительства.

Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип подтверждается Конституцией Российской Федерации и соответствует международным правовым актам ООН по правам человека, что свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье и детям.

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы осуществления опеки и попечительства носит комплексный социально — экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по охране интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы укрепления семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан и прав граждан в сфере усыновления (удочерения), опеки и попечительства над детьми, а также поощрения приемных семей. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование.

Россия стала широко участвовать в международных договорах гуманитарного характера, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории. Важнейшим таким договором в области охраны и защиты семьи и детства является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нормы семейного законодательства, направленные на определение форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, установление мер социальной поддержки таких детей, а также всемерную охрану интересов ребенка.

Семейный кодекс Российской Федерации уделяет особое внимание правам и интересам детей. Осуществлению опеки и попечительства посвящена глава Семейного кодекса Российской Федерации. Опекун управомочен государством в установленном законом порядке защищать права, интересы недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в том числе несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. От его воли зависит, привлекать или нет родителя к решению вопросов, связанных с воспитанием и образованием подопечного ребенка. Он является в подобного рода ситуации единственным законным представителем ребенка и выступает в этом качестве в отношениях с любыми физическими, юридическими лицами, в частности, с учебными, медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, в суде.

Кроме того, ведущую роль в области регулирования вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей – инвалидов занимает Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Вышеназванный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, а также на труд.

В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства составляют предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Установление совместного ведения в этой сфере связано с тем, что защита социальных прав граждан в полной мере возможна только тогда, когда в ней участвуют государственные органы федерального уровня и субъектов федерации.

На федеральном уровне правоотношения в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей регламентируются целым рядом нормативных правовых актов. В числе основных следует назвать следующие:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 30.09.2013
№ 264-ФЗ);

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ);

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ);

Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ);

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ);

Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ) и другие федеральные законы.

В целях реализации отдельных положений федеральных законов в рассматриваемой сфере общественных отношений приняты следующие указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации и нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти Российской Федерации:

постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 № 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях — специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

Читайте так же:  Документы для развода взрослые дети

постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 654
« О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением » (в ред. от 22.08.2013 № 725);

постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №195
«О детском доме семейного типа» (в ред. от 14.02.2013 № 117);

постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.1998 №1046 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой» (в ред. от 10.03.2009 № 216);

постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 « Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан » (в ред. от 02.07.2013 № 558);

постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 № 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 10.03.2009 № 216);

определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002
№ 258-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

В федеральный регистр нормативных правовых актов Управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю, включено 44 действующих нормативных правовых акта органов государственной власти Краснодарского края, регулирующих правоотношения в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей включая вопросы осуществления опеки и попечительства.

Указанные акты по видам издавших их органов государственной власти подразделяются на следующие:

24 – акта органа законодательной власти Краснодарского края;

16 – актов главы администрации (губернатора) Краснодарского края;

4 – акта органов исполнительной власти Краснодарского края;

В результате проведенного анализа законодательства Краснодарского края в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей было выявлено 3 акта, нуждающихся в проведении повторной правовой экспертизы, по результатам которой нарушений норм федерального законодательства выявлено не было.

Противоречия федеральному законодательству содержатся в одном нормативном правовом акте Краснодарского края.

Так, положения приказа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 21.05.2013 № 630 «Об утверждении Порядка организации деятельности органов опеки и попечительства Краснодарского края по установлению, осуществлению и прекращению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности» противоречат нормам Конституции Российской Федерации Российской Федерации. Договор патронажа не предусмотрен законом или иными нормативными правовыми актами. Использование в тексте нормативного правового акта указанного понятия рассматривается как установление нового вида договоров, что является гражданско-правовым нормотворчеством. Согласно пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, следовательно, не входит в компетенцию министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края. Согласно приведенной выше нормы орган опеки и попечительства не вправе устанавливать виды договоров, заключаемых при осуществлении патронажа.

На основании вышеизложенного, экспертное заключение от 29.10.2013
№ 1016 было направлено в адрес министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 29.10.2013 № 02/-8050 с предложением привести вышеназванный нормативный правовой акт в соответствие с нормами федерального законодательства.

По результатам проведенного анализа законодательства Краснодарского края в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что в Краснодарском крае реализованы практически все полномочия органов государственной власти в рассматриваемой сфере, предоставленные федеральным законодательством.

Наибольшее количество нормативных правовых актов в указанной области принято в целях реализации различных форм мер социальной поддержи
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы опеки и попечительства например, Закон Краснодарского края от 31.05.2005 № 880-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», Закон Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», Закон Краснодарского края
от 29.12.2007 № 1370-КЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае», постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2013 № 384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» и т.д.

Кроме того, значительное количество нормативных правовых актов Краснодарского края в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей направлено на реализацию полномочий по охране и защите прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, например, Закон Краснодарского края от 29.12.2004 № 827-КЗ «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае», Закон Краснодарского края
от 26.06.2002 № 498-КЗ «Об уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае» и т.д.

Хотелось бы отметить, что в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Законом Краснодарского края
от 29.12.2008 № 1654-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 — 2013 годы» утверждена краевая целевая программа «Дети Кубани» на 2009 — 2013 годы, целями которой является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие и оптимизация сети государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, обеспечение доступности и качества социальных услуг.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целях реализации указанной выше программы принят целый ряд нормативных правовых актов, а именно, постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.12.2012 № 1565 «Об утверждении Порядка предоставления единовременного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на государственную регистрацию права собственности (права пожизненного наследуемого владения), в том числе на оплату услуг, необходимых для ее осуществления, за исключением жилых помещений, приобретенных за счет средств краевого бюджета», приказ министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 15.11.2012
№ 569 «Об утверждении Порядков организации отдыха и оздоровления детей в Краснодарском крае» и т.д.

Источники

Законодательство в сфере защиты прав детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here