Защита и реализация прав детей сирот

На странице подготовлен материал на тему: "Защита и реализация прав детей сирот" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ в статью 10 внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2012 г.

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

>
Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Защита и реализация прав детей сирот

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2012 г. № АФ-118/06 “О мерах по защите права воспитанника организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение алиментов”

Исходя из положений, закрепленных в Семейном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), возложены обязанности по защите прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в эти организации, включая право детей на получение алиментов от своих родителей.

По данным мониторинга, проведенного Минобрнауки России, по состоянию на 30 сентября 2011 г. из 57,9 тыс. воспитанников организаций для детей-сирот, имеющих право на получение алиментов, только 19,4 воспитанников получали указанные выплаты.

Основной причиной сложившегося положения является уклонение родителей от уплаты алиментов. С целью ужесточения ответственности родителей за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие возможность применения к таким лицам в том числе наказания в виде принудительных работ на срок до одного года, а также лишения свободы на срок до одного года.

Кроме того, в ряде случаев недостаточно эффективно осуществляется работа по взысканию алиментов соответствующими органами и организациями, в том числе территориальными органами ФССП России, организациями для детей-сирот, органами опеки и попечительства, организациями-работодателями.

В частности, по результатам сверок поступления исполнительных документов о взыскании алиментных платежей, проводимых территориальными органами ФССП России с организациями для детей-сирот, выявлены расхождения, которые обусловлены рядом причин, включая:

несвоевременное поступление исполнительных документов указанной категории из организаций для детей-сирот других субъектов Российской Федерации;

отсутствие у администраций организаций для детей-сирот информации о случаях предъявления исполнительных документов к исполнению судами или органами опеки и попечительства;

несвоевременное информирование или неинформирование администрацией организаций для детей-сирот о случаях замены стороны в исполнительном производстве при передаче детей под опеку (попечительство) или переводе в другие организации для детей-сирот, когда права требования переходят новым законным представителям детей.

Для повышения эффективности деятельности по защите права воспитанников организаций для детей-сирот на получение алиментов Минобрнауки России рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализовать, в том числе в рамках региональных программ социальной адаптации детей этой категории, дополнительные меры, обеспечивающие:

своевременное проведение организациями для детей-сирот работы по защите права воспитанников на получение алиментов, включая проверку наличия у воспитанников права на получение алиментов, осуществление контроля за поступлением алиментов на счета воспитанников, а в случае их отсутствия принятие исчерпывающих мер по взысканию алиментов, в том числе незамедлительное информирование соответствующих органов, а также обращение с иском в суд;

осуществление органами опеки и попечительства в рамках полномочий по надзору за деятельностью организаций для детей-сирот контроля за наличием в личных делах воспитанников решений судов или судебных приказов о взыскании алиментов, а также документов, свидетельствующих о предпринимаемых такими организациями мерах по защите прав воспитанников в случае неисполнения в отношении их обязательств по уплате алиментов;

координацию взаимодействия территориальных органов ФССП России, органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот, органов службы занятости, отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов ФНС России, уголовно-исполнительных инспекций, организаций-работодателей в реализации мер, обеспечивающих взыскание алиментов на детей-сирот, в том числе в рамках соглашений о взаимодействии в указанной сфере;

принятие в рамках полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот, предусмотренных подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих оказание поддержки детям-сиротам, в том числе находящимся в организациях для детей-сирот, имеющим право на содержание от своих родителей, но не получающим причитающихся им алиментов.

Исполняющий обязанности
Министра
А.А. Фурсенко

Характеристика основных прав детей, оставшихся без обеспечения родителей

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства. Права детей и их защита регламентированы массой нормативно-правовых актов не только национального, но и мирового значения.

Заключение

Права детей сирот вообще и права детей сирот на жилье защищены государством в полном объеме. Поэтому пасовать перед трудными обстоятельствами не стоит.

Читайте так же:  Судьба после смены фамилии

Своевременное обращение в суд поможет взыскать алименты, добиться получения жилья или возвращения материальных ценностей.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

§ 2. Имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется в СК РФ (гл. 11, 19, 20), а также в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 148, 154 СК РФ дети, находящиеся в семье усыновителя, под опекой (попечительством), в приемной семье, детских специальных учреждениях обладают такими же правами, следующими из смысла гл. 11 СК РФ, какие предусмотрены для всех детей, воспитывающихся в кровных семьях, описанных в гл. 6 настоящего пособия.

Семейный кодекс РФ выделяет имущественные права детей, подчеркивая тем самым имущественную самостоятельность несовершеннолетнего в семейных отношениях.

В ст. 6 °CК РФ закреплено право детей на получение содержания от своих родителей. Однако после усыновления никаких взаимных личных и имущественных прав и обязанностей между усыновленным и его родственниками по происхождению не существует. В пользу усыновленных нельзя взыскать алименты с их кровных родителей, а родители в свою очередь не вправе требовать выплаты средств на свое содержание от своих совершеннолетних детей, усыновленных другими лицами. Усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению – после смерти усыновленного и его потомства в случае, если усыновление установлено при жизни родителей (родителя). Если же усыновление осуществляется после смерти родителей (родителя), усыновленные дети призываются к наследованию по закону после их смерти и после смерти прочих кровных родственников, поскольку на день смерти наследодателя правоотношения с ним не были прекращены.

Статья 137 СК РФ за усыновленным ребенком сохраняет также право на пенсию или пособие, полагающиеся ему в связи со смертью родителей. Аналогичное правило предусмотрено пенсионным законодательством. Следовательно, в тех случаях, когда родители (или один из них) умирают до производства усыновления, пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена и после усыновления. Если смерть родителей наступила после производства усыновления, пенсия не назначается.

Усыновители, так же как родители, обязаны материально содержать своих усыновленных детей (гл. 13 СК РФ). При злостном уклонении от уплаты алиментов усыновители могут быть привлечены к уголовной ответственности на основании ст. 157 УК РФ.

Дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты , в том числе на алименты от своих биологических родителей и пенсию по случаю потери кормильца (ст. 148 и 154 СК РФ, ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях»). В субъектах РФ могут быть установлены и дополнительные выплаты. Например, в Москве, если воспитанник приемной семьи не получает пенсии или алиментов от родителей, он имеет право до достижения возраста 18 лет получать ежемесячную компенсационную выплату[176 — См.: Постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. № 206-ПП «О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2004. – № 25.].

ДОХОДЫ ПОДОПЕЧНОГО(алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, а также доходы, полученные от управления его имуществом) расходуются опекуном, попечителем, приемным родителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ).

ВЫПЛАТЫ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ,напрямую зависят от формы приема ребенка в семью. Выплаты на содержание детей, находящихся под опекой и в приемной семье, производятся ежемесячно, в порядке и в размере которые установлены законами субъектов РФ (п. 3 ст. 148 и п. 2 ст. 153^2^ СК РФ). Минимальный размер устанавливается Правительством РФ. На 2008–2010 гг. минимальный размер выплат опекунам и приемным родителям на содержание одного ребенка зафиксирован на уровне 4 тыс. руб. в месяц. Субъекты РФ могут увеличить размер выплат на содержание ребенка за счет региональных выплат. Например, в Москве денежные средства, ежемесячно выплачиваемые на содержание подопечных детей, устанавливаются Правительством Москвы в размере не ниже прогнозируемой величины прожиточного минимума[177 — См.: Статья 4 Закона г. Москвы от 15 декабря 2004 г. № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. -2005.-№ 3.].

Опекунам и попечителям, назначенным по заявлению родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», а также усыновителям выплаты на содержание ребенка не производятся.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, а также сохранение нрава собственности на жилое помещение или нрава пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (ст. 155^3^ СК РФ).

Права детей без попечения родителей и находящихся в организациях

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства.

Как защитить права сирот

Конкретная процедура обеспечения прав детей сирот сводится к обращению в суд либо самого ребенка, которому нужна помощь, либо его опекунов или дальних родственников. Соответствующее дело возбуждается при содействии прокурора.

Защита в суде прав детей оставшихся без попечения родителей проводится на безвозмездной основе, никаких платежей истцом не вносится. Это гарантируется федеральным законом о бесплатном юридическом обеспечении определенных категорий граждан.

Лица, которым еще не исполнилось 14 лет, участвуют в процессе не самостоятельно, а через своих взрослых представителей.

Обзор документа

Организации для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны защищать права и законные интересы поднадзорных, включая право на получение алиментов от своих родителей.

Чтобы повысить эффективность деятельности по защите права воспитанников на алименты, органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендуется реализовать (в т. ч. в рамках региональных программ социальной адаптации детей этой категории) допмеры, обеспечивающие следующее.

Во-первых, это своевременная защита организациями для детей-сирот права воспитанников на получение алиментов (включая проверку наличия этого права, контроль за поступлением средств на счета детей, а при их отсутствии — принятие исчерпывающих мер по взысканию).

Во-вторых, органам опеки и попечительства следует контролировать наличие в личных делах воспитанников решений судов или судебных приказов о взыскании алиментов, а также документов, свидетельствующих о предпринимаемых мерах при неисполнении обязательств по их уплате.

Читайте так же:  Опека и попечительство над детьми права

В-третьих, координация взаимодействия органов ФССП России, ФНС России, опеки и попечительства, а также службы занятости, организаций для детей-сирот, отделений ПФР, уголовно-исполнительных инспекций, работодателей при реализации мер, обеспечивающих взыскание алиментов (в т. ч. в рамках соответствующих соглашений).

В-четвертых, принятие региональных нормативно-правовых актов, предусматривающих оказание поддержки детям, имеющим право на содержание от своих родителей, но не получающим причитающихся им алиментов.

Подраздел 3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Подраздел 3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поиску родственников для возврата детей в родные семьи.

Расширение сети организаций систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения, которым могут передаваться в установленном порядке отдельные полномочия органов опеки и попечительства, оказывающих психолого-педагогическую социально-правовую помощь семье и детям по месту жительства, осуществляющих подготовку и сопровождение семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям.

Осуществление обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.

Подготовка потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа.

Создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка в замещающей семье.

Повышение квалификации специалистов образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным.

Разработка и внедрение программы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них.

Внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах.

Создание и развитие региональных систем постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совершенствование законодательства в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

>
Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Содержание
Распоряжение Администрации Липецкой области от 26 октября 2012 г. N 500-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Защита и реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Видео (кликните для воспроизведения).

Российская Федерация социальное государство, целями которо го, прежде всего, являются социальная поддержка населения и от дельных категорий людей, что находит свое отражение в ст.17 Кон ституции РФ [1, с. 38]. Наиболее незащищенной и уязвимой группой населения явля ются дети, в особенности это относится к детям, которые по опреде ленным причинам остаются без родителей, а именно сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Кроме того, стоит отметить, что когда жилые помещения предо ставлялись детям-сиротам по договору социального найма, они имели право приватизировать свою квартиру. Получив жиль в собственность, они могли эту квартиру про дать, подарить, завещать, то есть распорядиться ей по своему усмот рению. Дети, оказавшись в трудной жизненной ситуации, не имея жизненного опыта и поддавшись какому-либо влиянию, часто прода вали сво жиль . Отнесение жилых помещений для детей-сирот и детей, остав шихся без попечения родителей, к числу жилых помещений специали зированного жилищного фонда исключило возможность приватиза ции, передачи указанных жилых помещений по любым сделкам, что в свою очередь позволяет детям адаптироваться к взрослой жизни.

В соответствии с внесенными изменениями законодатель суще ственно расширил круг получателей жилых помещений, предоставля емых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. До 2013 года право на жиль от государства имели 2 категории та ких детей – не наниматели и не собственники, теперь право на жиль имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, кото рые являются нанимателями и собственниками жилых помещений или членами их семей, но их проживание в этом доме невозможно. Например, вследствие того, что жиль непригодно для прожи вания или не отвечает санитарным нормам; жиль не соответствует по площади минимальной уч тной норме; в жилье проживают родители, лиш нные родительских прав, и иные причины.

Таким образом, включение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированный жилищный фонд, повлекло за собой существенные изменения в по рядке предоставления данных жилых помещений указанным катего риям лиц, вместе с чем, был установлен целый ряд важных и эффек тивных правовых гарантий, касающихся прав детей-сирот, на жиль . Однако нормы Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматри вают предоставления жилья в порядке какой либо очередности, спис ки льготной категории граждан не должны формировать очередность предоставления жилья. Список носит исключительно учетный характер, и подразумева ет своей целью заблаговременное выявление детей-сирот и поиск средств на создание, или приобретение жилья. Каждый ребенок сиро та должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу полу чения жилья в возрасте от 18 до 23 лет.

При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. Еще одним пробелом можно считать неопределенность срока предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, остав шимся без попечения родителей после наступления предусмотренным законодательством обстоятельств.

Отсутствие закрепленного в законе срока вносит неопределен ность в реализацию жилищной гарантии и вполне может позволить органам власти злоупотреблять своими функциями. Немаловажным вопросом является и оплата жилого помещения по договорам найма. В законе не закреплены положения об оплате жилого помещения и возможности нанимателей от оплаты за наем, размер платы как предусмотрено договором социального найма, так же не предусмотрено. Таким образом, в законодательстве прослеживается некоторые пробелы, исходя из чего, его нельзя назвать эффективным, только в результате устранения пробелов возможна эффективная помощь в ре ализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попе чения родителей.

Читайте так же:  Что делать с ипотекой при разводе супругов

Литература и источники:

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Приор,2014. – 38 с.

2. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : фе дер.закон от 21.12.1996 №159 – ФЗ // Собр.законодательства РФ. – 2016. – № 51.

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №50. – 22 с. 4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г.// Собрание законодательства РФ. – 2016. – №50. – 53 с.

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, закрепленное в ст. 54 СК РФ. Оно включает в себя несколько составляющих и заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, именно семья выступает перед государством гарантом полного, всестороннего, комплексного осуществления прав ребенка. Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношений СК РФ относит приоритет семейного воспитания детей. И если для всех детей защита и охрана данного права, гарантируемые государством, не имеют своей специфики, то в отношении рассматриваемой нами категории детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) осуществление данного права на практике сталкивается со значительными сложностями, зачастую начиная с момента рождения ребенка.

Согласно ст. 124 СК РФ «усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие». Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

По различным причинам многие дети становятся сиротами и лишаются родительского попечения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей. Так, например, введена патронатная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро. Таким образом, решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об учреждении на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка, как создание качественно новой формы правовой защиты детей, является целесообразным и актуальным.

В связи с этим, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, законодателями учреждены должности уполномоченных по правам ребенка.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в соответствии с которым сиротам предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

При получении образования

Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

В области труда и занятости

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащему дополнительные гарантии по охране труда, обеспечению занятости молодежи, в том числе и временной занятости путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, имеющих социально полезную направленность

При медицинском обслуживании

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно — оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно — курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

В жилищной сфере

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление жилья, предоставление жилья и контроль за фактическим его использованием до наступления совершеннолетия выпускников, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащих несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Читайте так же:  Факт признания отцовства судебная практика

Права и защита детей сирот

Проблема юридического обеспечения прав детей оставшихся без попечения родителей возникла не сегодня.

Она относится к категории «вечных вопросов», которые всегда будут возникать перед обществом в обозримом будущем.

Ребенок может остаться сиротой при самых разных обстоятельствах: вследствие преждевременной смерти родителей, наличия у родителей тяжелых заболеваний и невозможности исполнения ими родительских обязанностей в необходимом объеме, лишения взрослых родительских прав, а также в результате каких-то иных причин.

Защита прав детей сирот организована в России в большом объеме. Права сирот зафиксированы в Конституции Российской Федерации, прописаны в семейном, гражданском и жилищном кодексах, они определяются федеральными законами и отражены во многих указах президента.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 938-87-49 Москва, Московская область
+7 (812) 425-68-37 Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 350-32-81 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Ниже мы рассмотрим права детей сирот и способы их обеспечения.

Права детей сирот в РФ

Российским законодательством определены две категории лиц, не достигших к моменту лишения родителей совершеннолетия, которым требуется государственная помощь:

  • Первая категория – это несовершеннолетние, ставшие сиротами из-за кончины их родителей (или одного единственного родителя).
  • Вторая категория – это несовершеннолетние, оказавшиеся без надлежащего попечения. Это бывает следствием ущемления родителей в правах, либо их недееспособности (например, родители не в состоянии полноценно выполнять свои обязанности по причине болезни), либо отбывания наказания в местах заключения.

Конкретные примеры уклонения взрослых от исполнения своих обязанностей широко известны и являются предметом общественной дискуссии.

Пьянство, наркомания, асоциальный образ жизни отца и матери, отказ родителей забирать детей из роддома или из медицинского учреждения – все это может стать причиной сиротства.

Во всех этих обстоятельствах защиту потерпевшего берет на себя госаппарат. К основным инструментам обеспечения данной социальной ответственности относятся органы социальной защиты, опеки и попечительства, спец уполномоченные по правам детей и комиссии по решению проблем несовершеннолетних.

Весь комплекс действий, проводимых этими инстанциями, гарантирует защиту прав опекаемого.

Примерный перечень действий осуществляемых органами опеки и попечительства:

  1. Сбор статистических данных о несовершеннолетних, по какой-то причине оказавшихся без попечения.
  2. Выбор формата решения проблем опекаемых, с учетом всех привходящих обстоятельств.
  3. Выявление лиц, готовых принять на себя обязанности по дальнейшему обеспечению и воспитанию несовершеннолетних сирот.
  4. Осуществление надзора над условиями воспитания, получением образования и достаточного материального обеспечения детей, оказавшихся без присмотра родителей.
  5. Профилактика ненадлежащего обращения с детьми и подростками.
  6. Подача документов на усыновление в суд.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оказавшихся без присмотра родителей, предусмотренными законом способами.
  8. Назначение конкретных сумм денежного содержания по результатам рассмотрения конкретных обстоятельств сироты.
  9. Осуществление патронажного контроля над условиями жизни подопечного в приемных семьях.
  10. Участие в судебных заседаниях соответствующего характера.
  11. Разрешают или нет отдельное проживание подопечного.

После выяснения всех обстоятельств сиротства, к пострадавшему, как правило, назначается опекун. И дальнейшая защита прав детей без попечения родителей перекладывается на его плечи.

Опекуном может оказаться любой совершеннолетний человек, не лишавшийся ранее родительских прав, не лишенный прежде прав попечителя, с нормальным здоровьем и с наличием постоянного жилья достаточной площади, удовлетворяющего всем положенным санитарным нормам.

Главное, неотъемлемое право каждого ребенка – воспитываться в семье.

И, хотя существует множество форм обустройства несовершеннолетних сирот, первое, что предпринимает государство в случае потери родителей – пытается найти для них другую семью.

Если это не удается, то в качестве места пребывания сироты выбирается учреждение исповедующее принцип семейности.

Нужно знать, что лишение кого-либо родительских прав вовсе не означает снятие обязательств по материальному обеспечению несовершеннолетнего гражданина. В любом случае он должен выплачивать алименты в определяемом законодательством размере.

Основания для обращения в судебную инстанцию

В качестве основания для обращения в судебную инстанцию может быть одно из следующих обстоятельств:

  1. Получение алиментов на содержание приемного ребенка (право на содержание).
  2. Отстаивание прав на жилье, причитающееся несовершеннолетнему. До достижения 14 лет передача жилья в собственность опекаемого может состояться лишь по просьбе опекунов или же приемных родителей. По достижении этого возраста он обладает правом требовать жилье самостоятельно.
  3. Отстаивание прав на прочее имущество опекаемого. Это может быть имущество, подаренное ребенку, приобретенное им за собственные деньги или какие-либо доходы.

Права ребенка оставшегося без попечения родителей и, как частный случай, права детей сирот на получение жилья следует отстаивать лишь после того, как будут четко сформулированы цели искового заявления.

Можно и не прибегать к суду, если достигнуто обоюдное согласие, например, по поводу уплаты алиментов.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Здравствуйте мне 22 мать лишена родительских прав отец умер жила в дет доме какие льготы и выплаты мне положены ?

Здравствуйте мне 22 была комната от матери я ее продала. Имею ли я право получить жильё ?

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дата публикации: 14.04.2016 2016-04-14

Статья просмотрена: 5776 раз

Библиографическое описание:

Жарова О. Н. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 745-747. — URL https://moluch.ru/archive/112/28498/ (дата обращения: 15.03.2020).

Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены льготы, обеспечивающие реализацию, различных прав указанной категории граждан, а именно право на образование, право на медицинское обслуживание, право на имущество, право на жилое помещение, и право на труд. Система, регулирующая социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть завершенной, должна опираться и соответствовать принятой законодательной базе государства. В семье, в вопросах реализации ребенком своих прав и в других сферах жизнедеятельности общества, проявляется и реализуется социальная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Итогом реализованной системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен стать «во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей» [1]. Вдобавок к вышеназванному закону, права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации закреплены в Семейном кодексе РФ, к которым можно отнести: право воспитываться в семье, право на защиту здоровья, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, право на собственность, алименты, пенсии, пособия и другие льготы, предусмотренные законом.

Читайте так же:  Что нужно менять при смене фамилии

Общегосударственная политика в области социальной защиты малозащищенных слоев населения, к которым и причисляются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с общепризнанными нормами, которые установлены законодательством РФ: гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, на конкурсной основе среднее и высшее профессиональное образование, бесплатное медицинское обслуживание, право на профессиональную ориентацию детей, по достижении ими возраста 15 лет, выбор сферы деятельности, трудоустройства, охрану и оплату труда, социальное обслуживание и социальная защита детей, гарантированная материальная поддержка, выплаты государственных пособий, предусмотренных законодательством, социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, право на жилище в соответствии с законодательством РФ, квалифицированная юридическая помощь.

Социальная защита вышеназванной категории граждан предусматривает два уровня: «первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации» [2]. Социальная защита в повседневной обстановке связана главным образом с защитой семьи, с защитой ребенка в сфере образования, с защитой в сфере реализации предоставленных государством гарантий. Социальная защита в чрезвычайной, нестандартной ситуации, связана, главным образом, с потерей родителей, с социальными и экологическими катастрофами.

Главнейшими объектами социальной защиты в Российской Федерации, требующими к себе наиболее пристального внимания и защиты, являются дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 18 лет. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в помощи со стороны государства и его отдельных органов в равной степени, без каких-либо дискриминаций и лишений. Как уже было выше отмечено, к приоритетной группе населения, нуждающейся в социальной защите, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных, многодетных семей, дети, переданные на воспитание в приемные семьи, дети-инвалиды, дети, отстающие в имеющие в психическом или физическом развитии, дети, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел детей и др.

Социальная защита вышеупомянутых категорий граждан осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти в целом, а также отдельными их органами. Российская Федерация, через свои органы, формирует приоритетные направления и стратегию, в области социальной защиты и законодательную базу, обеспечивает ее реализацию, и гарантирует защиту. Более того, социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, реализуют через свою деятельность, политические партии, благотворительные фонды, общественные организации, средства массовой информации, детские и юношеские организации. «Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т. д» [3].Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется законодательством на международном, федеральном, и на региональном уровнях.

К международному законодательству в упомянутой сфере причисляются документы международных организаций, а именно ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ, более того, к указанной группе законодательства относятся соглашения между государствами, различные программы по охране и защите материнства и детства. Дети — это объект, требующий особой защиты, подмеченное высказывание закреплено во Всеобщей декларации прав человека принятой ООН в 1948 году, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, которые регулируют вопросы охраны и защиты детей. Большую значимость в регулировании защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет Конвенция ООН «О правах ребенка» принятая в 1989 году. В частности, в ст. 3 Конвенции отмечено, что во всех действиях, осуществляемых в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, в первую очередь уделяется внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

На основе вышеупомянутых законодательных актов, были сформулированы основные приоритеты, принципы и нормы общегосударственной политики в части детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опять же на основании вышеуказанных документов сформулированы нормы, регулирующие сферу ответственности государства и общества, были указаны основные права детей, указанной категории, актуализированные к современным условиям жизни. Помимо этого, социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулирует законодательство на Федеральном уровне, а именно Конституция РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Семейный кодекс РФ, различные федеральные программы, указы Президента и др.

На региональном уровне социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется региональным законодательством, опирающимся и не противоречащим федеральному законодательству, углубленно регламентирующим цели, принципы, приоритеты социальной защиты для конкретного региона, с учетом, имеющейся жизненной обстановки. В настоящее время в Российской Федерации остро стоит проблема формального закрепления норм, регулирующих вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирующие права и обязанности субъектов, осуществляющих эту защиту. Особое внимание необходимо уделить практической реализации указанных норм, функционированию правовых механизмов, которые позволили бы более эффективно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей реализовывать предоставленные государством права, гарантии и льготы. Более того, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для поддержания физического и психологического здоровья, нормальных условий жизни, необходима правовая и социальная защита со стороны государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

  1. Константинова Н. Н. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как фактор роста величины человеческого капитала // Вестник торгово-технологического института. 2011. № 1 (4). С.216.
  2. Кудрявцев А. А. Социально-правовая защита детей-сирот в современной России/ Вестник Алтайского государственного педагогического университета. № 17. 2013. С. 97–98.
  3. Орлова К. Ю. Содержание и сущность деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Журнал личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация № 1. 2013. С.154–155.
  4. Бозиев Т. О., Кривошеева М. А. Анализ законодательной базы по правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Журнал правовых и экономических исследований, 2012, № 3.
  5. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// СПС «Консультант Плюс».
  6. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// СПС «Консультант Плюс».
  7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)// СПС «Консультант Плюс».

Источники

Защита и реализация прав детей сирот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here