Защита прав ребенка республика беларусь

На странице подготовлен материал на тему: "Защита прав ребенка республика беларусь" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Национальное законодательство Республики Беларусь по защите прав ребенка

Созданы условия для расширения участия детей в принятии решений и реализации их права быть услышанными. Стали традиционными национальные детские форумы, встречи лидеров детского движения. В стране зарегистрировано 132 молодежных и детских объединения, а также фондов и организаций, деятельность которых связана с оказанием разносторонней помощи детям и защитой их прав.

Был принят и реализовался Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 — 2004 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 1999 г.), что обеспечило формирование системы образования в области прав человека, прав ребенка. В информационно-просветительскую деятельность по пропаганде прав детей и их защиты вовлечены средства массовой информации, учреждения культуры, социальной защиты и другие.

В мае 2002 г. Комитет ООН по правам ребенка рассмотрел второй периодический доклад Республики Беларусь по осуществлению положений Конвенции о правах ребенка. В заключительных замечаниях по итогам рассмотрения отмечаются позитивные усилия нашей страны по улучшению положения детей, приведению национального законодательства в соответствие с основными нормами Конвенции о правах ребенка, обеспечению приоритета интересов детей в социальной политике страны. Комитет ООН по правам ребенка высказал также озабоченность в связи с тем, что в силу объективных причин переходного периода социально-экономического развития, сохраняющихся негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нашей стране не удалось обеспечить полную реализацию Конвенции по правам ребенка, и сформулировал конкретные рекомендации по ее достижению. Среди предложений Комитета ООН по правам ребенка наиболее актуальными и значимыми для страны являются следующие:

— совершенствование национального законодательства в части соответствия основным положениям Конвенции о правах ребенка и другим международным документам;

— создание механизма реальной защиты детства с введением института уполномоченного по правам ребенка;

— координация усилий органов государственного управления, государственных органов и общественных объединений в создании условий для улучшения положения детей, обеспечения их прав и интересов.

— Особое внимание обращено на необходимость подготовки специалистов, работающих с детьми и для детей, и внедрение мониторинга положения детей.

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 — 2010 годы является долгосрочным документом и направлен на достижение следующих целей:

— обеспечение благоприятных условий для полноценного физического,интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения, повышения качества жизни детей, сохранения их здоровья и формирования навыков здорового образа жизни, защиты их от насилия и жестокости;

— формирование правового самосознания подрастающего поколения, привлечение детей к участию в принятии решений, касающихся их интересов, подготовка к активной общественной жизни;

— выполнение рекомендаций, содержащихся в итоговом документе специально сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Мир, пригодный для жизни детей», и рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Республики Беларусь об осуществлении Конвенции о правах ребенка.

Выполнение мероприятий Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 — 2010 годы достигается совершенствованием межведомственного взаимодействия и обеспечением приоритета проблем детей в деятельности министерств и других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, общественных объединений, выделением средств из республиканского и местного бюджетов на финансирование основных направлений политики в отношении детей и их защиты.

Утвержденных Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко целевых программ «Дети Беларуси», «Молодежь Беларуси» и Молодые таланты Беларусь», которые представляют собой целостные проекты и содержат конкретные экономические механизмы их реализации.

Многоотраслевая Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. является логическим продолжением успешно реализованных программ 1998-2000 и 2001-2005 гг. Целями программы являются: обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей; формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В составляющих ее подпрограммах «Социальная защита семьи и детей», « Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и «Детское питание» называются основные мероприятия, реализация которых будет способствовать достижению поставленных целей.

2007 год был объявлен Годом ребенка. По данным национального доклада «Положение детей в Республике Беларусь в 2005 году» в стране проживало 1 млн. 934 тыс. детей (всего населения 9млн. 750тыс. человек) в возрасте 0-17 лет включительно: получается, что каждый пятый житель нашей страны — ребенок. За период с 1990 – 2005 г. общее снижение численности детей составило 860 тыс.

Общественной организацией «Надежда и дома детям», благотворительным общественным объединением «Мир без границ».

В Беларуси принят Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012–2016 годы

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2012 г. № 218 (далее – постановление) утвержден Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012–2016 годы.

Институт омбудсмена, история возникновения и развития деятельности уполномоченных по правам ребенка. Создание ювенальной юстиции. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985 г.); Замечания общего порядка № 10 «Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (2007 г.).

2.3. Система защиты прав ребенка в Республике Беларусь

Национальное законодательство Республики Беларусь по правам ребенка. Создание Закона Республики Беларусь «О правах ребенка». Структура и содержание Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993 г., 2000 г.); соответствие Закона духу Конвенции. Национальный план действий по защите прав детей на 1995–2000 и 2005-2010 годы. Президентские программы «Дети Беларуси»: их значение и содержание.

Органы и учреждения, осуществляющие защиту прав ребенка в Республике Беларусь: краткая характеристика. Создание и деятельность Национальной комиссии по правам ребенка. Работа общественных приемных по правам ребенка.

Реализация и защита прав детей, находящихся в экстремальной жизненной ситуации. Понятие о детях «находящихся в социально опасном положении» в Республике Беларусь. Дети-сироты и дети-инвалиды в Республике Беларусь. Проблемы их интеграции в общество. Положение несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.

Права и ответственность несовершеннолетних в законодательстве Республики Беларусь. Ответственность родителей за нарушение прав своих несовершеннолетних детей (Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 года и № 5 от 5 мая 2009 года, КоБС и т.д.)

Читайте так же:  Сколько получает мать одиночка на двоих детей

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 1296 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Закон РБ О правах ребенка
Статья 13. Защита ребенком своих прав и законных интересов

Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей (попечителей).

Юридическая помощь детям в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) в интересах детей оказывается адвокатами за счет средств коллегии адвокатов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В случае нарушения прав ребенка, которые определены Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года и иными актами законодательства Республики Беларусь, ребенок имеет право обращаться в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет — в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей.

Приёмная Национальной комиссии по правам ребёнка

На базе учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи» Министерства образования Республики Беларусь организована работа приёмной Национальной комиссии по правам ребёнка по рассмотрению обращений и приёму несовершеннолетних, их законных представителей и иных граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей.

Приёмная Национальной комиссии по правам ребёнка находится по адресу:

220030, г.Минск, ул.Кирова, 16, каб.108, тел. +37517 327 31 38

Запись на прием производится по тел. 8 017 327 31 38

ГРАФИК

приёма граждан членами Национальной комиссии по правам

ребёнка в приемной Национальной комиссии по правам ребёнка

ЛИПСКИЙ Владимир Степанович,
председатель правления республиканского общественного объединения «Белорусский детский фонд»

29.01.2020 10.00–13.00 2.

КРАСОЧКА Наталья Владимировна,
заместитель начальника главного управления – начальник управления социальной политики главного идеологического управления Администрации Президента Республики Беларусь

26.02.2020 10.00–13.00 3.

ПОДРЕЗЕНОК Галина Петровна,
первый заместитель директора Национального центра законодательства и правовых исследований

25.03.2020 10.00–13.00 4.

ГВАРДИЯН Андрей Романович,
начальник управления интернет-ресурсов Национального центра правовой информации

29.04.2020 10.00–13.00 5.

МЕЛЬЧЕНКО Николай Александрович,
заместитель Министра внутренних дел – начальник милиции общественной безопасности

27.05.2020 10.00–13.00 6. КРАВЧЕНКО Татьяна Александровна,
председатель общественного объединения «Белорусская ассоциация многодетных родителей» 24.06.2020 10.00–13.00

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О Национальной комиссии по правам ребёнка» скачать

АДРЕСА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРИЁМНЫХ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА

по Брестской области – г. Брест, ул. Московская, 123,

тел. 8 (0162) 23-60-79

по Витебской области – г. Витебск, ул. Гоголя, 6,

тел. 8 (0212) 33-61-63

по Гродненской области – г. Гродно, Горького, 79,

тел. 8 (0152) 55-70-33

по Гомельской области – г. Гомель, ул. Крестьянская, 14,

тел. 8 (0232) 35-02-89

по Минской области – г. Минск, ул. Энгельса, 4,

тел. 8 (017) 517-34-11

по Могилевской области – г. Могилев, пр-т Мира, 23а,

Всё, что нужно знать про ситуацию с правами ребёнка в Беларуси Документ Аудио

В пятницу, 20 декабря, представители гражданского общества Беларуси презентовали альтернативный доклад в Комитет по правам ребёнка ООН. Он будет представлен в конце января 2020 года на 83-й сессии Комитета. В его подготовке участвовали восемь правозащитных организаций и общественных объединений: Хельсинкский фонд по правам человека (Польша), РПОО «Белорусский Хельсинкский Комитет», ПЦ «Весна», «Центр по продвижению прав женщин – Её права», Экспертно-правовое товарищество «Инициатива «Forb»», «Центр проблем детского развития «Левания», «Офис по правам людей с инвалидностью», “Human Constanta”.

Юрист БХК Дмитрий Черных и эксперт по вопросам образовательной политики центра «Левания» Алексей Константинов на презентации доклада

Правозащитники отмечают, что в законодательстве и на практике с момента последней отчетности государства в Комитете по правам ребенка (2011 года) по-прежнему сохраняются отдельные проблемы, связанные с выполнением обязательств, закрепленных Конвенцией по правам ребенка. В частности, это проблемы, касающиеся ситуации с правами ребёнка в сфере отправления правосудия, реализации права на жизнь, отобрания детей из семей, здравоохранения. Кроме того, отмечаются проблемы в Беларуси с реализацией прав уязвимых групп детей: дети с инвалидностью, рома, детьми с РАС (детей с расстройствами аутистического спектра) и другие.

Кроме проблем с ситуацией с правами ребёнка в Беларуси в альтернативном докладе также предлагается ряд рекомендаций государству по её улучшению.

«Это разные рекомендации общего и специального характера, начиная от создания Уполномоченного по правам ребёнка до создания антидискриминационного характера. Мы предлагаем также принять меры позитивные меры в отношении детей из уязвимых групп, поскольку непринятие позитивных действий приравнивается к дискриминации. Мы знаем, в каком плачевном состоянии находятся дети рома. Задача государства в этой ситуации: принятие каких-то программ по социальной интеграции детей рома, по улучшению их имущественного положения и полному обеспечению их обучаться», — отметил на презентации доклада юрист БХК Дмитрий Черных.

На какие проблемы с правами ребёнка в Беларуси ещё обращается внимание Комитета по правам ребёнка ООН?

Насилие в отношении детей

В Беларуси до сих пор отсутствует законодательный запрет на все виды телесного наказания в доме, школе и других учреждениях. Физическое насилие в семьях до сих пор считается приемлемой мерой воспитания. Из-за таких условий дети находятся в крайне уязвимом положении. Права ребёнка на неприкосновенность личности и защиту государства от какого бы то ни было насилия фактически игнорируются. Правозащитники в этом контексте вспомнили недавний инцидент в одной из школ г. Гомеля .

Также правозащитники обращают внимание Комитета по правам ребёнка на несовершеннолетних осуждённых по ст. 328 УК (незаконный оборот наркотических средств). Известно, что в отношении некоторых из них применяются пытки и иные жестокие или унижающие достоинство формы наказания или обращения. Возможные нарушения со стороны сотрудников учреждений, представителей правоохранительных органов обусловлены:

  • закрытостью системы исполнения наказаний,
  • отсутствием национального превентивного механизма против пыток,
  • эффективного общественного контроля в местах принудительной изоляции,
  • отсутствие четкого законодательного запрета пыток.

При таких условиях несовершеннолетние заключенные становятся особо уязвимой группой, совершенно не защищенной от различных форм жестокого или унижающего достоинство обращения или наказания.

Юрист БХК Дмитрий Черных и эксперт по вопросам образовательной политики центра «Левания» Алексей Константинов на презентации доклада
Читайте так же:  Опека над детьми с чего начать

Декрет №18

В Беларуси, несмотря на многочисленные сигналы о формализме принимаемых местными властями решений, продолжает применяться Декрет №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Из-за размытых и неточных формулировок положений Декрета государственные органы позволяют различные манипуляции. Например, дети подлежат защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители «иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей». Законодательство допускает толкование ситуаций, которые потенциально социально опасны, таким образом, который противоречит духу «наилучших интересов ребенка».

Кроме того, в альтернативном докладе обращается внимание на нечёткие формулировки критериев признания семьи находящейся в социально опасном положении (СОП). Это позволяет злоупотреблять целым рядом ситуаций. Среди признаков неблагополучной семьи встречаются такие, как «длительная безработица одного родителя (обоих родителей), а также частая смена мест трудоустройства»; «наличие у детей частых заболеваний и травм»; «полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку» и др. В решениях, принятых комиссиях, часто превалирует субъективный фактор. Вообще сам факт признания семьи находящейся в СОП, не способствует разрешению конфликтной ситуации в целом и созданию безопасных условий для ребенка.

Дети с инвалидностью и здравоохранение

Алексей Константинов из Центра проблем детского развития «Левания» приводит два примера, иллюстрирующих возможность доступа детей с инвалидностью к медицине:

  • положение детей с РАС (детей с расстройствами аутистического спектра),
  • возможность получения лекарств детям с редкими генетическими заболеваниями.

Защита детей от наркотиков

Комитету по правам ребёнка просигнализировали также о том, что предпринятые государством меры защиты детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ оказались несвоевременными и недостаточными. Из-за этого за 4,5 года за незаконный оборот наркотиков осуждены 716 несовершеннолетних. «Меры по борьбе с распространением наркотиков, предпринятые государством, во многом свелись к непропорциональным репрессиям в отношении детей, вовлеченных в преступную деятельность национальных и международных группировок», — отмечают правозащитники.

В связи с этим государству рекомендуется, кроме всего прочего, создать систему профилактики вовлечения несовершеннолетних в оборот наркотическими веществами в соответствии со стандартами прав ребенка.

Юрист «Весны» Павел Сапелко на презентации доклада

Ребенок в Беларуси — не субъект с правами и собственными интересами

В белорусском законодательстве не закреплен принцип обеспечения наилучших интересов ребенка, предусмотренный статьей 3 Конвенции. На практике произошла подмена понятий “принципов наилучших интересов ребенка” “законными интересами”. Однако последнее не в полной мере соответствует принципу Конвенции, поскольку законные интересы не всегда отражают наилучшие интересы ребенка. Неопределение критериев законных интересов приводит к злоупотреблениям на практике.

Кроме того, нет комплексного и независимого мониторинга соблюдения прав ребенка. Существующая в Беларуси Национальная комиссия по правам ребенка не является автономным и независимым органом. Это всего лишь часть государственного аппарата. Кроме того, ее деятельность носит чисто формальный характер (например, прием граждан проводится один раз в месяц; не публикуются отчеты о результатах деятельности). Она не выполняет функцию координации и мониторинга соблюдения прав детей на национальном и местном уровнях.

На презентации доклада юрист «Весны» Павел Сапелко также обратил внимание на свободу мирных собраний белорусский детей:

«Представьте себе белорусскую Грету Тунберг, которая захотела попротестовать на улице по какой-то экологической проблеме. Во-первых, она даже не найдёт, где прочитать об этом, поскольку бесплатной версии Закона «О массовых мероприятиях» в интернете нет. Во-вторых, в школе ребёнку также не объяснят ничего про свободу мирных собраний. Скорее всего, ему только расскажут о запретах и ограничениях в этом плане. Таким образом, право на мирные собрания ограничено для детей в Беларуси. Впрочем, как и для взрослых».

Закон о правах ребенка

Закон № 2570-XII «О правах ребенка» от 19.11.1993 г. – государственный нормативный акт посвященный правам детей попадающих под юрисдикцию Республики Беларусь.

Этот документ сравнительно краток, в его содержании легко разобраться без специальных знаний и подготовки. Большая часть утверждений Закона кажутся само собой разумеющимися, некоторые по смыслу повторяют нормы Декларации прав человека, Конституции и других основополагающих актов такого порядка.

Это заметно уже в названиях его статей.

Такой подход к правам ребенка кажется естественным, т.к. в современном мире широко распространена тенденция наделять детей всеми человеческими правами и ограничивать некоторые из них только ради блага самих детей.

Если выразить все содержание Закона «О правах ребенка» в нескольких фразах, то выйдет примерно следующее:

  • Дети обладают всеми возможными для взрослых правами, но временно ограничены в реализации некоторых из них по причине свойственных возрасту психофизических особенностей.
  • Дети нуждаются и вправе рассчитывать на особую заботу и поддержку со стороны общества.
  • Обязанности и ответственность детей заметно ниже, чем у взрослых.

Общее понимание прав детей в окружающем нас обществе выглядит почти однозначным, их привилегированное положение никем не оспаривается.

Потому не станем сосредотачиваться в тексте Закона на важных, всем понятных, но далеких от непосредственного применения общих местах. Рассмотрим некоторые конкретные определения, которые могут быть прямо использованы на практике.

Термины и определения прав детей

Ребенком является любое лицо моложе 18 лет. Исключением являются случаи эмансипации, т.е. досрочного приобретения гражданских прав в порядке установленном законодательством. Это определено 1 статьей Закона.

3 статья сообщает о том, что защита прав ребенка находится в ведении государственных органов. Их список точно не определен, от органов опеки, до прокуратуры.

Статья 4 гарантирует, что к несовершеннолетним не применяются смертная казнь и пожизненное заключение.

9 статья обязывает всех имеющих информацию о жестоком обращении с ребенком, представляющем угрозу его жизни и здоровью сообщать об этом в уполномоченные государственные организации. Указаний как оценивать угрозу и степень вреда в статье не дается. Этот вопрос, как и многие другие аспекты отношения к детям остаются для каждого предметом личного решения.

В 10 статье Закона определяется отношение государства к религиозному воспитанию детей. Реальный выбор остается за родителями и опекунами. Ограничения возможны лишь в случае угрозы жизни, здоровью и другим правам ребенка.

11 статья оставляет детям право на свободу мысли, дословно – мнения, и свободу ребенка на выражение этого мнения. Речь в этом разделе идет не о публичных выступлениях и печатном слове, а о возможности обращаться в государственные органы, в т.ч. суды. С этим согласуется текст 13 статьи Закона. Там есть конкретные определения того, что подростки с 14-летнего возраста вправе, для защиты своих интересов, обращаться за юридической помощью, которая будет оказана на особых условиях, согласно законодательству.

Читайте так же:  Женщина после развода с тремя детьми

Одна из самых лаконичных статей Закона – 12, утверждает права детей на льготный проезд в общественном транспорте. Но регулирование таких льгот происходит на основании нормативных актов более низкого порядка: постановлениях органов исполнительной власти.

14 статья в общих фразах сообщает о наличии у детей обязанностей перед обществом.

Статьи с 15, 16, 18 – 20 и 22 — 28 также рассматривают права ребенка.

Некоторые из этих прав представляются всеобщими и востребованными.

  • Проживание в семье;
  • Общение с родителями;
  • Право иметь имущество;
  • Право на имя.

Реализация некоторых прав основана на других нормативных актах. Так законодательно закреплено и реализуется право детей на образование. Бесплатной и обязательной остается школа, также бесплатно и доступно полное среднее образование в профессиональных учебных заведениях.

Некоторые другие права существуют, но определенности кто и как должен их обеспечивать нет.

В эту категорию попадут права на:

Самостоятельно создать себе условия для реализации этих прав дети не могут. Обязанность обеспечить для всех детей возможность ими воспользоваться ни на кого не возложена.

Для примера: право на труд есть, обязанности трудоустраивать детей – нет, создавать общественные объединения дети также не могут.

Особое место среди прав ребенка занимает право на жилище. Специального закона на этот счет не принято, но множество норм и постановлений не позволяют оставить детей бездомными.

Ответственность за нарушение прав ребенка в Беларуси

Если родители не справляются со своими обязанностями, они могут быть лишены родительских прав, но это крайний случай.

Чаще всего органы опеки и попечительства пытаются изменить отношение родителей к своим обязанностям и обеспечить права несовершеннолетних в семье и обществе.

Также возможно нарушение прав ребенка не родственниками, а совершенно посторонними людьми. Попытка похищения или насилия, приобщения к алкоголю или наркотикам, предоставление вредной информации.

Невозможно перечислить все угрозы, которые сегодня могут подстерегать ребенка. Все эти правонарушения и ответственность за них регулируются Уголовным и Административным Кодексами Республики Беларусь.

+7 (499) 288-73-46

, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Статьи законодательных актов Республики Беларусь, регулирующие защиту прав ребенка

Статьи законодательных актов Республики Беларусь, регулирующие защиту прав ребенка

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

Статья 9: «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психологического насилия, жестокого, грубого и оскорбительного обращения, сексуальных извращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих средств, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников».

Статья 17: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей (на основании Декрета Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь (вплоть до лишения свободы).

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

… Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 66. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд. Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей. Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

Статья 80. Лишение родительских прав

ПРАВА РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Основные права ребенка в Республике Беларусь

Основные права прописаны в соответствующем законе. В принципе, чтобы составить о них представление, достаточно прочитать перечень заголовков статей, из которых и состоит законодательный документ: право на жизнь, на охрану здоровья, на имя, на отдых и труд и т. д.

Отдельно вынесены статьи, регулирующие права малышей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, например инвалидов или оставшихся без попечения родителей.

Общие

В главе 1, которая так и называется – «Общие положения» — обозначены основополагающие права несовершеннолетних, по сути являющиеся общими и для всех людей независимо от возраста.

Общими правами являются, в частности:

  • на жизнь – неотъемлемое право любого человека. В Беларуси к несовершеннолетнему также не может быть применена смертная казнь и пожизненное заключение;
  • на охрану и укрепление здоровья – несовершеннолетним оказывается бесплатная медицинская помощь, организуется санаторно-курортное лечение, а матерям оказываются надлежащие условия во время беременности, родов и послеродовой период;
  • равноправие детей – нет различия детей ни по расе или нации, ни по полу или состоянию здоровья, ни по социальному или имущественному положению, ни по каким-то иным обстоятельствам. В РБ все дети равны;
  • на гражданство;
  • на достойный уровень жизни – каждый маленький член общества имеет право получить все условия, необходимые для его нормального роста и развития: как физического, так и умственного;
  • на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия – несовершеннолетние должны быть защищены от любых видов насилия или унижения, принуждения к противоправным действиям;
  • на определение отношения к религии – никто, в том числе и родители, не имеет право навязывать ребенку какие-либо религиозные взгляды. Он имеет полное право сам определить свою религиозность.
Читайте так же:  Мама двоих детей в разводе

В семье

По факту рождения у каждого малыша есть семья: мама и папа, бабушки и дедушки, другие родственники.

Во второй главе закона под названием «Ребенок и семья» приведены «семейные» права:

В обществе

Третья глава регламентирует отношения несовершеннолетнего и общества, полноправным членом которого он является с рождения.

Основными правами детей в обществе являются:

  • приобщение к национальной и мировой культуре. Право на защиту от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию – в Беларуси действуют различные организации и объединения, благодаря которым осуществляется информирование детей о достижениях мировой культуры и науки, обеспечивается доступность печатных изданий и т. п. Защита детей от «вредной» информации осуществляется законодательством РБ;
  • на образование – каждому маленькому жителю Беларуси гарантируется получение бесплатного образования;
  • на труд – любой ребенок имеет право на выбор профессии, никто не может его заставить получать ту специальность, что ему не по душе. В Беларуси несовершеннолетние могут официально работать с шестнадцати лет (а при получении письменного согласия родителей – с четырнадцати);
  • на отдых – в свободное от учебы время ребенок имеет право заниматься тем, что ему интересно. Государство обеспечивает это право путем предоставления огромного количества детских досуговых центров, спортивных учреждений, льгот на посещение объектов культуры и т. п.

В неблагоприятных условиях

К сожалению, любой человек, в том числе и ребенок, может попасть в сложную ситуацию, ухудшающую его жизнь. Например, он может остаться без попечения родителей, приобрести инвалидность или просто родиться с особенностями развития.

«Закон о правах ребенка» также регулирует права несовершеннолетних в неблагоприятных ситуациях:

  • защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – им предоставляется особая защита от государства: их пытаются устроить в семьи родственников или других граждан Республики Беларусь (с учетом в первую очередь детских интересов), для них создаются условия, приближенные к семейным, они имеют определенные социальные льготы;
  • права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития – таким детишкам гарантируется оказание бесплатной медицинской, педагогической, психологической помощи, а также оказание подобной помощи их родителям. Государство пытается максимально социально реабилитировать пострадавших малышей, чтобы они чувствовали себя полноценными членами общества.

Особые права ребенка

Некоторым детям, находящимся в особенно уязвимом положении Закон «О правах ребенка» гарантирует отдельные, не требующиеся другим права.

Это права: детей сирот, детей инвалидов и детей с особенностями развития, детей беженцев.

Дети также могут рассчитывать на особую защиту в случаях:

  • Войны;
  • Чрезвычайных ситуаций;
  • Привлечения к ответственности;
  • Помещения в специальные учреждения лечебного или исправительного типа.

Обязанности по обеспечению прав ребенка

Всех, кого Закон «О правах ребенка» обязывает обеспечивать эти права можно разделить на три категории:

  • Родители (или лица их заменяющие – опекуны). Поскольку основная масса детей проживает в семьях, именно на этих людей ложится большая часть заботы о них. Обязанности родителей строго не регламентируются, т.к. все справедливо полагают, что именно родители более всех заинтересованы в настоящем и будущем благе для своих детей.
  • Органы опеки и надзора – сюда относятся специалисты и отделы в организациях образования, Министерства внутренних дел и др. В их обязанности входит забота о детях, не имеющих родительского попечения или находящихся в социально опасном положении, а также склонных к правонарушениям.
  • Специалисты учреждений образования, здравоохранения и др. Они ответственны за обеспечение прав ребенка в рамках своих профессиональных обязанностей, которые прописываются в разного рода ведомственных правилах, инструкциях и прочих документах.

Законы Республики Беларусь о правах ребенка и ответственность за их нарушение

Как известно, степень цивилизованности страны определяется по тому, как общество относится к самым слабым своим членам – старикам и детям. Именно поэтому соблюдение прав ребенка, их защита и обеспечение их всех необходимым для жизни и взросления – неотъемлемая часть социальной политики развитых стран.

Доступное образование, медицина, государственная поддержка сирот и малоимущих, органы опеки и психологической помощи и многое другое – забота о несовершеннолетних в разных странах проявляется по-разному. Каковы же права ребенка в Беларуси? Чем и как они гарантируются и что грозит за их нарушение?

Место прав несовершеннолетних и их защиты в законодательстве РБ

Защита прав несовершеннолетних в Беларуси обеспечена законодательно. Самый главный документ Республики Беларусь, имеющий наивысшую юридическую силу, — это Конституция РБ.

По сути, именно в Конституции закреплены основополагающие правовые нормы и принципы, и именно на их основе и сформированы все другие законы и акты страны.

Всё, что связано с защитой детства – обеспечение интересов маленького человека во всех сферах жизни и практически в любых ситуациях, регулируется законом, который был принят еще в 1993 году и так и называется: «Закон о правах ребенка». Кроме того, Беларусь является страной, в которой действует Конвенция ООН.

Согласно этому документу, ребенком считается человек до достижения им восемнадцатилетнего возраста. Однако в «Законе о правах» отдельно оговорены случаи, когда человек признается дееспособным (а значит, взрослым) до своего восемнадцатилетия, например в случае эмансипации. Тогда человек уже не считается ребенком и не подпадает под действие данного закона.

Нормативно-правовые акты Республики Беларусь, обеспечивающие права семьи и детей в Республики Беларусь:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г.

2. Кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З «О браке и семье» (в действующей редакции)

3. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570- XII «О правах ребенка» (в действующей редакции)

4. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (в действующей редакции)

5. Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (в действующей редакции)

Читайте так же:  Развод с женой при наличии несовершеннолетних детей

6. Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь» (в действующей редакции)

7. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» (в действующей редакции)

8. Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь» (в действующей редакции)

9. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XІІ «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в действующей редакции)

10.Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в действующей редакции

11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 710 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017–2021 годы»

12. Конвенция о правах ребенка (вступила в силу для Республики Беларусь 31 октября 1990 года

ПРАВА ДЕТЕЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Определение возрастных границ

Лицо с момента рождения до достижения им восемнадцати лет считается несовершеннолетним.

Ребенок до достижения им четырнадцати лет считается малолетним.

Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается подростком.

Определение статуса ребенка

Статус ребенка определяется Кодексом о семье и браке и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Приоритет прав детей

Ребенок имеет право на особую, преимущественную и первоочередную заботу как со стороны родителей, так и со стороны государства.

Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения.

Равноправие детей

Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей.

Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

Органы, осуществляющие защиту прав и законных интересов детей

Защиту прав и законных интересов детей обеспечивают в пределах своей компетенции государственные органы.

Полномочия органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей от имени государства, а также особенности защиты прав и законных интересов детей определяются настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ

Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья

Дети имеют право на жизнь в мирных, безопасных и достойных условиях.

Условия жизни детей должны обеспечивать их полноценное физическое, умственное и духовное развитие.

Родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, умственном и духовном развитии, приобщать их к посильному труду и готовить их к самостоятельной жизни.

Все дети имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь со стороны государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Они находятся под диспансерным наблюдением в государственных организациях здравоохранения.

Право на жизнь в семье

Все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание.

Право детей на заботу и внимание со стороны матери и отца является равным независимо от совместного или раздельного проживания родителей. При раздельном проживании родителей ребенок по достижении десяти лет вправе выбрать, с кем из родителей он будет проживать.


Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны принимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление, в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа). Подросток имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки и при осуществлении контроля со стороны органов опеки и попечительства.

Право на образование и труд

Все дети имеют право на получение бесплатного общего среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования, на выбор учреждения образования и получение образования.

Дети имеют право на получение профессии в соответствии со своими склонностями и способностями.

По достижении шестнадцати лет подросток имеет право на самостоятельную трудовую деятельность.

С письменного согласия родителя или попечителя трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим четырнадцати лет.

Право на отдых и досуг

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, выбор внешкольных занятий в соответствии с потребностями здорового и гармоничного развития.

Гарантии свободы личности ребенка

Государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений, на создание и участие в деятельности детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути.

Право на защиту

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.

Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с четырнадцати лет – и в суд, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей.

Обязанности ребенка вне семьи

Каждый ребенок обязан уважать права и достоинство других людей, проявлять к ним гуманное отношение.

Ребенок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценности, являющиеся достоянием Республики Беларусь и других народов, бережно относиться к природе, соблюдать законы Республики Беларусь.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА

Право на материальное обеспечение

Каждый ребенок независимо от того, проживает он совместно с родителями или раздельно, имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества.

Право на жилище

Каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующее по размеру и качеству принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам. Реализация данного права осуществляется в порядке, определяемом жилищным законодательством Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье

Видео (кликните для воспроизведения).

9 июля 1999 г. № 278-З

Источники

Защита прав ребенка республика беларусь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here