Защита прав ребенка в мчп

На странице подготовлен материал на тему: "Защита прав ребенка в мчп" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Российское законодательство и международно-правовые акты в области защиты прав и интересов ребёнка

Надежда Размахова
Российское законодательство и международно-правовые акты в области защиты прав и интересов ребёнка

«Сегодня, лучше, чем когда-либо, мы осознаём, что строительство более светлого будущего начинается с детей — с обеспечения их здоровья, образования, безопасности и окружения их любовью».

Развитие человечества на современном этапе характеризуется признанием прав человека в качестве высшей социальной ценности. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в отдельную категорию. Международное правовое регулирование защиты прав и интересов детей обусловлено множеством факторов. Начало его развития было положено в рамках Лиги Наций, а затем шло параллельно с общей международно-правовой регламентацией прав человека под эгидой Организации Объединенных Наций. Эти процессы находились в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В частности, если в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то уже после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют отдельные положения Декларации о правах ребенка 1959 г.

Основным международно-правовым документом, который регламентирует обеспечение прав ребёнка, является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребёнка. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Эта Конвенция является наиболее общепризнанным документом по вопросам прав человека в истории, поскольку она ратифицирована всеми странами мира, за исключением двух, и обеспечивает уникальное положение детей в центре движения ко всеобщему применению принципов прав человека. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Ратифицировав этот документ, национальные правительства взяли на себя обязательство защищать и обеспечивать права детей и договорились отвечать за выполнение этого обязательства перед международным сообществом. В ней излагаются основные права человека, которые принадлежат всем детям в мире в равной степени. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей.Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Отношение к ребенку в обществе менялось на протяжении всей истории существования России. За время, прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией. Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом принадлежащих ему личных и имущественных прав.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами,как:

• Семейный кодекс РФ;

Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Федеральный закон «Об образовании»;

Читайте так же:  Подать на алименты без развода какие документы

Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

Закон о социальной защите инвалидов в РФ;

• Федеральный закон об опеке и попечительстве.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия» Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось.

Игры на развитие познавательных интересов ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет) Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и.

Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы ОО Познавательное развитие Цель: — формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие:1. Развивать представления.

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе «День прав ребёнка» Цель: создать условия для обобщения знаний детей об их гражданских правах и обязанностях. Задачи: • способствовать развитию правового мировоззрения.

Конспект защиты проекта «Наши пальчики играют — речь ребёнка развивают» Сценарий кульминационного мероприятия по защите проекта по развитию мелкой моторики «Золушка» Воспитатель: Уважаемые гости! Мы рады видеть.

Консультация для родителей дошкольных образовательных учреждений «Права ребёнка и формы его правовой защиты» Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького гражданина,.

Нормативно-правовое обеспечение защиты прав ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Национальный детский сад №16 «Бадм цецг» Нормативно-правовое обеспечение.

План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одарённости в области художественно-эстетического развития Выражение «Одаренный ребёнок» сегодня употребляется весьма обширно. Так, если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих.

Права ребенка и формы их правовой защиты в международном законодательстве и законодательстве РФ.

Семинар №1.

Права ребенка и формы их правовой защиты в международном законодательстве и законодательстве РФ.

План.

Общая характеристика категории «права ребенка».

Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка («Декларация прав ребенка» (1959), «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990)).

Основные российские документы о правах детей. Характеристика.

4. Несовершеннолетний в системе отечественного законодательства:

Понятие правоспособности и дееспособности

Этапы дееспособности

Особенности правового регулирования гражданской, административной, уголовной ответственности несовершеннолетних.

Общая характеристика категории «права ребенка»

Говоря о правах ребенка, следует принять во внимание несколь­ко основных положений[1]:

Права ребенка относятся к категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности.

Права ребенка не следует отождествлять с его элементарны­ми потребностями.

О правах ребенка, так же как и о правах человека, следует говорить с точки зрения отношения «власть — личность». Если ребенок имеет право, значит государство обязано обеспечить ему возможность этим правом воспользоваться.

Права ребенка так же как и права человека, подлежат огра­ничениям, но лишь таким ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в це­лях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Если ребенок/человек имеет определенное право, значит дол­жны существовать процедуры его исполнения (востребования). На­личие права означает возможность предъявления претензий/обжа­лования, иначе право остается пустой декларацией.

Дети подлежат власти родителей, и именно родители, в пер­вую очередь принимают решение об их воспитании и формирова­нии у них мировоззрения. У родителей могут быть самые разнооб­разные представления о том, как воспитывать своего ребенка, и государство не может вмешиваться в это, разве что родители не выполняют своих обязанностей по отношении к ребенку или зло­употребляют своей властью над ним.

Родители являются законными опекунами ребенка и его представителями в государственных органах, а также в случае нару­шения его прав.

Права ребенка, так же как и права человека, признаются за каждым и не зависят от исполнения им обязанностей.

Нельзя лишить прав, равно как нельзя приостановить их дей­ствие. Если ребенок не выполняет своих обязанностей, его можно наказать, например, лишив поощрения или привилегий, но нельзя лишать ребенка прав.

Права ребенка не вытекают из каких-либо воспитательных концепций или теорий.

Итак, права ребенка — это, в общем смысле, права человека, с той лишь разницей, что некоторыми правами дети начинают пользоваться по мере созревания и осознания своего положения. Не обла­дая способностью совершать правовые действия, дети не могут сами добиваться осуществления своих прав. От их имени действуют ро­дители или законные опекуны.

Таким образом, ребенок с момента рождения имеет необходимые права, признанные мировым сообществом и российским правом.

Понятие правоспособности

Правоспособность — способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность).

В содержание правоспособности входят:

— право иметь имущество на праве собственности;

— право наследовать и завещать имущество;

— право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;

— создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими субъектами;

— совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;

— избирать место жительства;

— иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

— иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

То есть правоспособность позволяет человеку быть владельцем, к примеру, квартиры, перешедшей к человеку по наследству, хотя ему всего лишь, предположим, три года, и он еще даже не умеет говорить как следует. Тут важно обратить внимание, что лицо до 18-летнего возраста способно иметь имущество, но никак не способно этим имуществом распоряжаться – продать его, сдать в аренду или что-то другое. Возможность не просто иметь права, но и использовать их появляется у человека только вместе с обретением им дееспособности.

Читайте так же:  Сколько стоит госпошлина подать на алименты

Понятие дееспособности

Дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность).

Этапы дееспособности

Законом предусматриваются определенные возрастные этапы, с наступлением которых несовершеннолетнему предоставляются более широкие элементы дееспособности.

1. До достижения 6 лет ребенок не может совершать никаких юридически значимых действий и поэтому он считается недееспособным в силу совершенной незрелости психики.

Полная дееспособность.

Согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-ти летнего возраста.

Обычно дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия (человеку исполняется 18 лет), но в отдельных случаях можно приобрести полную дееспособность раньше.

Что это за случаи?

Первый— вступление в брак до достижения восемнадцати лет. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. А при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности.

Второй – работа по трудовому договору, дающая право получить дееспособность через органы опеки или в суде.

Процесс обретения этого вида дееспособности называется эмансипацией.

Видео (кликните для воспроизведения).

Эмансипация — объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным.

Дееспособность бывает разного объема:

  1. Полная дееспособность (наступает в изложенных выше случаях).
  2. Частичная дееспособность (граждане от 14 до 18 лет).
  3. Ограниченная дееспособность (у людей, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками; ограничивается их возможность совершать сделки).
  4. Отсутствие дееспособности или недееспособность (малолетние дети до 14 лет, а также взрослые люди с серьезными психическими заболеваниями).

Семинар №1.

Права ребенка и формы их правовой защиты в международном законодательстве и законодательстве РФ.

План.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Защита прав и интересов детей в МЧП.

Проблема защиты прав и интересов детей – вопрос не только международного частного, но и международного публичного права. Для правоприменительных органов было бы намного удобнее, если бы законодатель четко обозначил ситуации, при которых допустимо применение иностранного права, и отношения, которые регулируются исключительно нормами национального права.

В российском МЧП защита прав и интересов детей включает рассмотрение и регулирование таких отношений, как установление и оспаривание отцовства, выполнение обязанностей родителей по содержанию детей, усыновление (удочерение). Как и другие вопросы в области семейного права, данные отношения регулируются в основном коллизионно-правовыми нормами, причем в равной степени как национальными, так и международными.

Согласно ст. 162 СК РФ вопросы установления и оспаривания отцовства решаются в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Ранее установление отцовства в России производилось по российскому законодательству независимо ни от гражданства, ни от места жительства ребенка. Ныне действующее законодательство обязывает производить установление и оспаривание отцовства в отношении детей, являющихся иностранными гражданами, в соответствии с правом иностранного государства, гражданином которого является ребенок. В случае если к моменту установления отцовства ребенок будет иметь гражданство другого государства, отличное от гражданства по рождению, применяется закон первоначального гражданства. Если законодательством РФ допускается установление отцовства в органах загса, то родители ребенка, проживающие на территории иностранного государства, из которых хотя бы один является гражданином Российской Федерации, вправе обращаться с заявлением об установлении отцовства в дипломатические и консульские учреждения РФ.

Учитывая наличие различных коллизионных привязок не только в национальном законодательстве, но и в различных международных договорах, следует очень внимательно устанавливать применимое право, соблюдая иерархию общей и специальной нормы. При конкуренции норм двустороннего и многостороннего международных договоров выбор делается в пользу нормы двустороннего договора, при конкуренции норм региональной и универсальной конвенций – в пользу нормы региональной конвенции.

Центральным моментом в защите прав детей, получившим закрепление в законодательстве большинства государств и нашедшим отражение в международных конвенциях, является регулирование усыновления. Помимо национальных коллизионных норм, опосредующих выбор права, когда речь идет о международном усыновлении, последнее определяется международными коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних и региональных договорах об оказании правовой помощи, и международными материальными нормами. В качестве примера унификации материального права по вопросам международного усыновления можно назвать Европейскую конвенцию об усыновлении детей (Страсбург, 24 апреля 1967 г.) и Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г. Тот факт, что Россия не является участницей данных соглашений, не умаляет их значения.

Гаагская конвенция 1993 г. применяется, когда ребенок, постоянно проживающий в одном государстве, после его усыновления либо для осуществления усыновления переезжает или собирается переехать в другое государство. Целью Конвенции является обеспечение гарантий того, чтобы иностранное усыновление осуществлялось в интересах ребенка.

26. Правовое положение юридических лиц в МЧП («национальность» и «личный статут»).

К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государство. Юридическое лицо – это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, приобретает гражданские права и несёт обязанности, выступает от своего имени в суде и арбитраже. Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц. При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные свойства человека. При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели.

Читайте так же:  Законодательство в сфере защиты прав детей

Основные варианты личного закона юр. лиц: 1) Теории инкорпорации: личным законом юридического лица считается право того государства, в котором данное лицо зарегистрировано (инкорпорировано). 2). Теория оседлости: юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории находится его административный центр (совет директоров, правление, иные исполнительные и распорядительные органы юридического лица). 3)Теория эффективного (основного) места дея-сти (местонахождения коммерческого предприятия): юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории оно ведет основную хозяйственную деятельность. 4) Теория контроля:юр. лицо имеет национальность того государства, с территории которого контролируется и управляется его деятельность (в том числе и посредством финансирования).

Международные акты о защите прав ребенка

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЁНКА

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. — провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка.

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций – приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.

В Принятой ООН Конвенции «О правах ребенка» (ст. 18) подчеркивается особая ответственность родителей за настоящее и будущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесторонней помощи со стороны государства в деле семейного воспитания, в том числе и через развитие сети детских учреждений.

Защита прав и интересов детей в международном частном праве

Правоотношения между родителями и детьми определяются различными коллизионными нормами:

— законом совместного места жительства семьи;

— личным законом ребенка;

— личным законом обоих либо одного из родителей.

Происхождение ребенка устанавливается добровольно по совместному заявлению родителей или принудительно по заявлению одного из них.

Один из важных вопросов установления правового положения ребенка является определение его гражданства. Ребенок по рождению может получить гражданство либо по принципу крови (например, РФ), либо по принципу почвы (например, Великобритания, США). Если ребенок может приобрести несколько гражданств, то его гражданство определяется по соглашению родителей.

Изменение гражданства родителей обычно влечет за собой изменение гражданства ребенка. В некоторых странах ребенок следует за гражданством отца, а в некоторых – за гражданством матери.

Читайте так же:  Учитель обижает ребенка куда обратиться

Между родителями и детьми складываются личные имущественные и неимущественные отношения. Неимущественные отношения – это отношения по поводу воспитания ребенка. Имущественные отношения в основном складываются из обязанностей родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Отказ родителя выполнять эту обязанность влечет за собой взыскание с него алиментов. Данные вопросы регулируются внутренним законодательством и международными договорами.

Совершеннолетние дети также обязаны заботиться о родителях. Если такая забота не проявляется, то нуждающиеся родители могут взыскать со своих совершеннолетних детей алименты. Данные правоотношения определяются как внутренним законодательством, так и международными договорами. Двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам закрепляют основной коллизионный принцип, в соответствии с которым данные правоотношения определяются по законодательству страны совместного места жительства, при отсутствии совместного места жительства такие обязательства определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

Обычно лицо, претендующее на алименты (ребенок или родитель), подает соответствующее заявление в компетентный орган, который выносит решение. Однако международным договором такой порядок может быть изменен. Например, Конвенция о взыскании алиментов за границей 1956 г. устанавливает, что истец подает заявление и относящиеся к делу документы в передаточную инстанцию своего государства, которое затем препровождает все документы в передаточную инстанцию государства ответчика, предварительно убедившись в том, что документы составлены в надлежащей форме. Кроме того, государство может назначить промежуточную инстанцию, которая, действуя в пределах полномочий, данных истцом, принимает от его имени все надлежащие меры для взыскания алиментов. Промежуточная инстанция держит передаточную инстанцию в курсе дела. Кроме того, государства, участвующие в конвенции, предоставляют денежным переводам, предназначенным для уплаты алиментов, высший приоритет.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1654 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Повышение оригинальности

Видео (кликните для воспроизведения).

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

Реферат/Курсовая Защита прав и интересов детей в международном частном праве Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 14.06.13. Год: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru:

По дисциплине: «Международное право»

На тему: « Защита прав и интересов детей в международном частном праве»

Введение.
1. Правовое регулирование в международном частном праве.
2. Особенности усыновления в разных странах.
3. Проблемы международного усыновления и возможные пути их преодоления.
Заключение.
Список литературы.

1. Правовое регулирование в международном частном праве.

2. Особенности усыновления в других странах.

Один из выводов, который был сделан при анализе отношений, возникающих при иностранном усыновлении, заключается в том, что каждому государству известен институт усыновления вообще и иностранного в частности (за редким исключением — ряд мусульманских стран), но в них по-разному регулируются основные условия его установления. Это связано в господствующей в стране религией, моралью, традициями, обычаями, принципами и устоями жизни. Применение норм, регулирующих семейные правоотношения, тесно связано также с существующим в данной стране понятием публичного порядка, поэтому нормы в этой сфере наиболее трудно унифицировать. Более того, поскольку речь идет об иностранном усыновлении, следует вести разговор об унификации не только материальных норм, но и коллизионных в том числе.
Таким образом, правовые и социальные вопросы иностранного усыновления должны постоянно находиться в центре внимания не только соответствующих государственных структур, но также общества и правозащитных организаций.

Основы защиты прав и законных интересов детей в международном частном праве

Установление отцовства как важный элемент международного частного права

Проблема защиты прав и интересов детей в международном частном праве является важным вопросом не только в сфере международного частного права, но и в сфере международного публичного права. при четком разграничении законодателем ситуаций, которые допускают использование норм иностранного права, и отношений, регулируемых только нормами национального права.

Защита прав и интересов детей в МЧП Российской Федерации подразумевает регулирование и рассмотрение таких отношений как установление отцовства и его оспаривание, исполнение обязанностей родителями по вопросам содержания детей, усыновление (удочерение).

Данные вопросы, как и иные вопросы в сфере семейного права, регулируются в равной степени как международными, так и государственными нормами коллизионно-правового характера.

Норма коллизионно-правового характера – норма, которая содержит в себе правило установления права, которое может применяться для регулирования взаимоотношений с наличием иностранного элемента

В соответствии со статьей 162 Семейного Кодекса Российской Федерации установление и оспаривание отцовства регулируются государственным законодательством, гражданином которого является ребенок. По старому законодательству Российской Федерации, отцовство устанавливалось независимо от того является ли ребенок гражданином России и где именно он проживает. Нормы действующего законодательства обязывают осуществлять установление и возможность оспаривания отцовства относительно детей, которые являются гражданами иностранных государств согласно с правовыми нормами того государства, гражданином которого является ребенок. Если на момент установления отцовства ребенок будет иметь иностранное гражданство, которое отличается от гражданства при рождении, то применяются нормы изначального законодательства. Если российским законодательством регламентирован порядок установления отцовства в органах ЗАГСа, то родители ребенка, которые проживают на территории иностранного государства и если хотя бы один из них является гражданином России, то они могут обратиться с заявлением об установлении отцовства в консульства Российской Федерации, находящиеся на территории того государства, где они проживают на данный момент.

Материальные отношения по вопросам установления отцовства непосредственно связаны с порядком установления отцовства, то есть с процедурными вопросами. Фактически, порядок является процедурой и регулируется законодательными нормами согласно национальных правовых норм. Этот вопрос находится за пределами компетенции международного частного права.

Также необходим контроль не только материального права, которое регулирует вопросы установления или оспаривания отцовства, а и порядка его осуществления и отсутствия разделения отношений на частноправовые и публично-правовые. Поэтому обоснование для рассмотрения этих вопросов в пределах международного частного права не оспаривается.

Читайте так же:  Госпошлина за повторное свидетельство о рождении ребенка

Защита интересов детей с точки зрения российского и зарубежного законодательства

Решение об установлении отцовства также принимается учреждениями иностранных государств. Это решение будет признано и исполнено на территории Российской Федерации, при фиксировании в положениях международного договора. Иначе, необходимо рассчитывать на соблюдение международной вежливости государствами, так как судебные решения и решения иных органов государственной власти зарубежных государств юридически обязательны для исполнения не являются.

Статьей 163 Семейного Кодекса Российской Федерации, права и обязанности родителей и детей устанавливаются государственным законодательством, в котором они проживают; в случае его отсутствия – законодательными нормами того государства, гражданином которого является ребенок.

Права и обязанности родителей и детей, проживающих на территории Российской Федерации, вне зависимости от того, являются ли они гражданами России или зарубежного государства, регламентируются материально-правовыми нормами семейного права Российской Федерации.

В статье 163 законодателем сформулировано положение о том, что при востребовании истца алиментных обязательств, могут применяться законодательные нормы того государства, на территории которого ребенок проживает на постоянной основе. В связи с такой ситуацией необходимо учитывать тот факт, что речь идет возможном применении права по требованию истца. При вынесении судебного решения, суд будет ссылаться на обстоятельства, которые обеспечат благоприятный правовой режим, ссылаясь на интересы ребенка.

Законодательным актами зарубежных государств по вопросам, связанным с защитой интересов детей в семейных отношениях, установлены коллизионные принципы.

Согласно правовых норм Европейского Союза, отношения между родителями и детьми, которые были рождены в браке, подчинены общенациональному закону родителей, при отсутствии вышеуказанного – закону обычного места проживания; в случае если отец и мать проживают в разных государствах, то применяется национальный закон отца, но в случаях, когда родительская власть осуществляется исключительно матерью –применяется национальный закон матери.

При проживании сторон на территории разных государств, правовые отношения между ними определены правом того государства, гражданином которого является ребенок.

При наличии различных коллизионных норм не только в государственном законодательстве, но и в международных договорах, необходимо устанавливать правовые нормы такого характера, при котором будет соблюдена иерархия общих и специальных норм.

Международные конвенции в сфере усыновления детей. Особенности усыновления детей иностранными гражданами

Важным моментом в сфере защиты прав детей, которые закреплены в законодательстве и международных конвенциях, является усыновление (удочерение). Кроме коллизионных правовых норм национального уровня, усыновление регламентируется еще и коллизионными нормами международного характера, которые содержатся в двусторонних и региональных договорах об оказании правовой помощи, а также международными материальными нормами.

Примером объединения норм материального права по вопросам международного усыновления является Европейская конвенция об усыновлении детей, подписанная в Страсбурге 24 апреля 1967 года и Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в сфере иностранного усыновления в 1993 году.

Несмотря на то, что Российская Федерация не является членом-участником вышеуказанных соглашений, не ослабляет их значения.

Принципы Гаагской конвенции применяются в случае если ребенок, который постоянно проживает на территории одного государства, после его усыновления или для осуществления процедуры усыновления переезжает в другое государство.

Цель Конвенции – обеспечений гарантий того, что усыновления не будет противоречить интересам ребенка. Одним из важнейших положений данной Конвенции является незаконное обогащение при решении вопросов усыновления. Запрещена коммерческая деятельность, целью которой является получение прибыли при усыновлении ребенка. На территории Российской Федерации запрещено осуществление деятельности посредников в процессе усыновления. Государственными органами исполнительной власти может осуществляться проверка деятельности иностранных организаций, которые занимаются вопросами в сфере усыновления и желают открыть собственные представительства на территории России. Иностранными организациями, которые планируют открыть собственные представительства на территории Российской Федерации, должен быть предоставлен пакет документов, которые подтверждает их полномочия по осуществлению деятельности и доказательства, подтверждающие принадлежность к организациям некоммерческой деятельности. Конвенцией ООН о правах ребенка, принятой в 1989 году, также отражается вопрос иностранного усыновления. Россия, являясь участницей данной Конвенцией, закрепила в правовой системе Российской Федерации, нормы, установленные ей.

Но в статье 21 Конвенции указана норма, которая отсутствует в законодательстве России – в случае если ребенок не может быть отдан на воспитание в семью в стране его происхождения (в государстве его национальности), предусматривается возможность рассмотрения усыновления в другой стране в качестве альтернативного способа ухода за ребенком.

Статьей 165 Семейного Кодекса Российской Федерации установлены коллизионные нормы, согласно которым регулируется процесс усыновления международного характера.

Усыновление считается международным, если оно реализуется:

  • Иностранными гражданами в отношении ребенка на территории Российской Федерации, который является гражданином Российской Федерации;
  • Иностранными гражданами в отношении ребенка за пределами Российской Федерации, если ребенок является гражданином Российской Федерации;
  • Гражданами Российской Федерации в отношении ребенка, который является гражданином иностранного государства за пределами территории России;
  • Гражданами Российской Федерации в отношении ребенка, который является гражданином иностранного государства на территории этого государства.

Основным коллизионным принципом, которые применяется усыновлении детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами является закон о гражданстве усыновителя, закрепленный в семейном законодательстве Российской Федерации. Если ребенка усыновляется лицом без гражданства, то используется закон постоянного места проживания усыновителя.

В 1998 году статья 165 Семейного Кодекса была дополнена нормой о том, что при усыновлении ребенка, который является гражданином Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, которые состоят в браке с гражданами Российской Федерации, то процесс усыновления ребенка, осуществляется в порядке, который установлен для граждан российской Федерации.

Если усыновляется ребенок – гражданин Российской Федерации, то, помимо правовых норм иностранного государства, должны соблюдаться и нормы российского законодательства. Только в таком интересы ребенка будут максимально защищены и удовлетворены.

Источники

Защита прав ребенка в мчп
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here