Защита прав ребенка во время боевых действий

На странице подготовлен материал на тему: "Защита прав ребенка во время боевых действий" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Защита детей

Международный Комитет Красного Креста Российское общество Красного Креста

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений

Защита детей во время вооруженных конфликтов

Международное гуманитарное право предусматривает общую и особую защиту детей в период вооруженного конфликта.

1. Общая защита детей как части гражданского населения

Под общей защитой детей понимается, что дети как часть гражданского населения имеют право на гуманное обращение. В отношении детей запрещаются, например, следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение.

2. Особая защита детей как части гражданского населения

Особая защита детей как части гражданского населения предполагает, что дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств; стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают защиту и помощь, которые требуются детям ввиду их возраста.

2.1. Специальные положения о защите детей от последствий военных действий.

Дети, не достигшие 15 лет, могут быть приняты в санитарных или безопасных зонах, созданных сторонами, участвующими в международном вооруженном конфликте.

В случае необходимости и по возможности с согласия родителей принимаются меры для временной эвакуации детей из района военных действий в более безопасные районы.

2.2. Особая помощь.

Стороны, находящиеся в конфликте, должны разрешить свободный пропуск посылок, предназначенных для детей до 15 лет.

Оккупирующая сторона должна оказывать содействие деятельности учреждений, попечению которых вверены дети на оккупированной территории.

Сторона, во власти которой находятся интернированные, должна оказать поддержку всем иждивенцам интернированных, которые не имеют достаточных средств к существованию или не могут сами зарабатывать себе на жизнь.

Предпочтение при распределении гуманитарной помощи должно быть отдано детям.

2.3. Ребенок и его семья.

Общей обязанностью сторон, участвующих в вооруженном конфликте, является содействие воссоединению семей, разъединенных в результате вооруженного конфликта,

Интернированные члены одной семьи должны содержаться в одном помещении, отдельно от других интернированных, и им должны быть предоставлены необходимые условия для ведения нормальной семейной жизни. Интернированные могут потребовать, чтобы их дети, оставшиеся на свободе без родительского попечения, были интернированы вместе с ними.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Оккупирующей стороне запрещается изменять семейное или гражданское состояние детей. Она должна способствовать установлению личности детей и регистрации их родственных связей, а также создать в рамках Справочного бюро по делам покровительствуемых лиц специальный отдел, занимающийся установлением личности детей. Наличие системы идентификации детей — важная мера, не допускающая того, чтобы тысячи детей оказались без присмотра в связи с вооруженным конфликтом. За каждым человеком, находящимся на территории участвующей в конфликте стороны или на оккупированной территории, признается право сообщать о себе членам своей семьи, где бы они ни находились.

2.4. Культурная среда ребенка.

Защищая семью, международное гуманитарное право защищает также моральные ценности, религию, культуру и традиции, в которых ребенок был воспитан. Находящиеся в конфликте стороны должны обеспечить, чтобы воспитание детей до 15 лет, осиротевших или разлученных с семьями, было поручено людям тех же культурных традиций. Прием таких детей в нейтральных странах должен происходить в соответствии с теми же принципами.

Оккупирующая сторона должна принимать меры по содержанию и обучению детей-сирот или детей, разлученных с родителями, если они не могут быть обеспечены заботой близких родственников или друзей. Обучение, по возможности, должно проводиться лицами их национальности, языка и религии.

Оккупирующая сторона должна с помощью местных властей оказывать содействие учреждениям, которым поручено попечение и воспитание детей. Детям и подросткам должно быть разрешено посещать школы.

2.5. Гражданские права ребенка.

Оккупирующей стороне запрещается изменять гражданское состояние ребенка: ни гражданство, ни гражданский статус ребенка не могут быть изменены.

Оккупирующая сторона не должна зачислять детей в зависящие от нее формирования или организации.

2.6. Арестованные, задержанные или интернированные дети. Дети, которые были арестованы, задержаны или интернированы, должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых. Когда задержанию или интернированию подвергаются семьи, их, по возможности, размещают в одном и том же месте и содержат как отдельные семьи.

Находящиеся в конфликте стороны должны прилагать усилия к заключению во время военных действий соглашений об освобождении, репатриации, возвращении на место жительства или госпитализации в нейтральной стране детей, беременных женщин и матерей с грудными и малолетними детьми.

2.7. Дети и смертный приговор,

Если в момент совершения правонарушения ребенок не достиг 18-летнего возраста, то смертный приговор в отношении его не может быть приведен в исполнение, даже если он принимал участие в военных действиях.

3. Дети, принимающие участие в военных действиях

Запрещается участие детей до 15 лет в военных действиях. МГП содержит специальную норму, согласно которой стороны в конфликте должны воздерживаться от принудительного призыва и добровольного зачисления их в свои вооруженные силы. При вербовке детей, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, необходимо стремиться отдавать предпочтение детям более старшего возраста.

Если же дети принимают непосредственное участие в военных действиях, на них распространяется действие норм МГП, касающихся правового положения сражающихся. В тех случаях, когда дети, не достигшие 15-летнего возраста, попадают во власть противника, они продолжают пользоваться особой защитой. Дети старше 15 лет могут претендовать на статус военнопленного, а в случае нарушения норм МГП (совершения военных преступлений) они несут уголовную ответственность по действующему законодательству.

Читайте так же:  Я подаю на развод венец безбрачия

http://mgp.web-box.ru/info/zaschita-detej/

Международная защита прав детей в период вооруженных конфликтов

Аннотация: В данной статье рассмотрена актуальная проблема современного времени. Международная защита прав детей является одной из важнейших отраслей современного международного права. Прежде всего, хочу отметить, что дети это беззащитная часть населения. Дети относятся к не комбатантам. Поэтому, они должны защищаться всеми нормами международного права. Согласно, ст.1 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года отмечается, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Таким образом, все дети до 18-летного возраста, пострадавшие в период вооруженного конфликта, подлежат защите в области здравоохранения, культуры, образования.

Для начала раскроем понятие «ребенок”. В ст. 1 Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года определено, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» [1], [2]. Детство самый лучший период жизни каждого человека. И в этот период жизни, не должны нарушаться права в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста. При рождении ребенка международным законодательством и национальным законодательством гарантируется право на жизнь, право на свободу и на личную неприкосновенность, право на уважение личной и семейной жизни и т.п.

Согласно Международному пакту «о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года, касающихся прав человека ст. 24 п.1 сказано, что «каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства» [3].

Глобальный вопрос о защите прав детей встал после второй мировой войны. Именно во время воруженных конфликтов, первыми жертвами являются дети. Дети составляют до 50% жертв войны из числа гражданского населения. Это очень высокий показатель.

Первым шагом для решения проблемы, стало создание Детского фонда ООН под названием ЮНИСЕФ. ЮНИСЕФ должен оказывать помощь всем детям, без дискриминации в отношении расы, пола, религии, национальности и политических убеждений. Основная функция ЮНИСЕФ помощь правительствам развивающихся стран в виде поставок оборудования для школ, продуктов питания, медикаментов, предоставления стипендий для преподавателей.

Прошлый 2014 год стал годом ужаса, страха и отчаяния для миллионов детей, заявил Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В связи с ухудшением конфликтов по всему миру дети оказались перед лицом экстре­мального насилия и его последствий. По расчетам в настоящее время 230 миллионов детей живут в странах и на территориях, пострадавших от вооруженных конфликтов. По данным ЮНИСЕФ 15 миллио­нов детей оказались в зоне жестоких конфликтов в Центральной Африканской Республике, Ираке, Южном Судане, Государстве Палестина, Сирии и Украине, включая детей, которые стали вынужден­ными переселенцами или живут как беженцы [4].

В последнее время большое количество детей умерло или остались калеками во время вооруженных конфликтов. По разным оценкам на сегодняшний день число пострадавших детей составляют от 300 до 500тыс. лиц до 18 лет. Многие дети остаются сиротами. Свыше 10 млн. детей переживают и перенесли тяжелую психологическую травму.

Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. обязывает участников принимать все меры для обеспече­ния того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в вооруженном конфликте [5]. В 2000 г. к этой же Конвенции был принят Факультативный протокол, в соответствии с которым, вышеуказанный возраст увеличился до 18 лет, норма о прямом участии в вооруженном конф­ликте была дополнена и теперь запрещает даже косвенный характер участия детей в вооруженном конфликте.

IV Женевская конвенция запрещает выносить смертный приговор в отношении лиц, не достигших 18­летнего возраста (ст. 68). Статья 76 указывает, что «в отношении несовершеннолетних, содержащихся в заключении на оккупированной территории, должен приниматься во внимание специальный режим, они должны быть, по возможности, отделены от остальных заключенных» [6].

Таким образом, IV Женевская конвенция «о защите гражданского населения» впервые юридически закрепила принцип защиты детей как части гражданского населения во время вооруженных конфликтов международного характера.

Еще одной глобальной проблемой является терроризм и борьба с ним. В результате террористических актов гибнет много гражданского населения, в том числе дети до 18 лет.

Согласно Конституции Республики Казахстан на первом месте стоит жизнь человека. Следует отметить, что в Казахстане каждый имеет право на жизнь, на личную неприкосновенность, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство или наказанию. В ст.8 говорится, что «Казахстан уважает принципы и нормы международного права../’ [7]. Это доказывает, что Казахстан всегда придерживается принципов и норм международного права в области защиты прав детей. Казахстан, учитывая приоритет общепризнанных принципов международ­ного права, 8 июня 1994 г. ратифицировал Конвенцию «О правах ребенка1989 года», тем самым принял на себя обязательства по приведению своего законодательства в соответствие с конвенцией.

На сегодняшний день в Республике Казахстан принято свыше 45 нормативных актов, которые регулируют права и гарантии детей и подростков. Основными являются указы Президента Республики Казахстан «О государственной программе «Здоровье народа”, «О государственной программе «Образова­ние”, распоряжение Президента «О концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан”, законы Республики Казахстан «О браке и семье”, «Об образовании”, Кодекс «Об администра­тивных правонарушениях”.

Читайте так же:  Развод через загс раздел имущества

Таким образом, защита прав детей на сегодняшней день является очень актуальной проблемой, требующим особого внимания и обеспечения практического применения, имеющихся международно­правовых норм, направленных на защиту их прав. Следует отметить, что хочется дальнейшего развития организаций, занимающихся вопросами защиты и интересов детей. А также, чтобы перед каждым госу­дарством одной из главных целей, связанных с защитой прав человека, стояла защита прав детей.

http://articlekz.com/article/19221

Проблемы международной защиты прав детей во время вооруженного конфликта

В данной статье рассматриваются проблемы международной защиты прав детей во время вооруженных конфликтов и вопросы определения минимального возраста детей, ставших непосредственными участниками вооруженных конфликтов. Вопрос защиты прав детей в ходе вооруженных конфликтов становится все более важным, требующим внимания и развития новых подходов и обеспечения практического применения существующих правил, направленных на защиту детей

В настоящее время проблема защиты жертв войны не теряет своей актуальности. Вопрос защиты прав ребенка во время вооруженного конфликта становится все более актуальным, требующим пристального внимания, разработки новых подходов и обеспечению практического применения уже имеющихся норм призванных защищать детей. Здесь следует подчеркнуть, что проблема правового статуса ребенка во время вооруженных конфликтов носит комплексный характер и включает в себя целый ряд отдельных аспектов: общих и связанных с отдельными категориями детей, ставших участниками конфликта. Это дети, вовлеченные в вооруженный конфликт в качестве его непосредственных участников, т.е. детисолдаты, дети, разлученные со своими семьями, дети-беженцы, дети-заключенные.

Можно до бесконечности перечислять множество факторов, которые непосредственным образом влияют на общее состояние защищенности детей в современных обществах. В целом, международное сообщество и настоящее время всерьез озабочено бедственным положением детей во многих регионах мира из-за социально-экономических потрясений, непрекращающихся вооруженных столкновений, стихийных бедствий, голода и болезней.

Наиболее насущными проблемами во время вооруженного конфликта являются следующие:

  • Вербовка детей для участия в вооруженных конфликтах, в качестве солдат;
  • Разлука детей с родителями в результате вооруженного конфликта;
  • Приостановление получения образования.

Наиболее часто дети призываются на военную службу в таких государствах, как Алжир, Ангола, Демократическая Республика Конго, Либерия, Руанда, Судан и Уганда. Происходит это путем вербовки, похищения детей с целью вовлечения в ряды вооруженных формирований, а также под принуждением. Известны также многочисленные случаи так называемого «добровольного» участия ребенка в военных действиях [1, С. 221].

В международном гуманитарном праве возраст призыва в вооруженные силы и принятия участия в военных действиях установлен в 15 лет (ст. 38 Конвенции о правах ребенка, ст. 77 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г., ст. 4 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям 1949 г.).

Дополнительный протокол – I 1977 года, обязывает стороны, находящиеся в конфликте, предпринимать все возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15 летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях.

Конвенция 2182 МОТ, Африканская хартия о правах и благополучии ребенка установили запрет на вербовку и принятие в вооруженные силы лиц с 18 лет. Римский статут Международного уголовного суда определяет порог в 15 лет как границу возможного использования детей качестве солдат. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка говорит, о 18 годах, однако допускает установление государствами другого минимального возраста для добровольного участия детей в вооруженных силах.

Практика показывает, что многочисленные международные документы в области защиты прав ребенка, в том числе – Конвенция о правах ребенка 1989 года (вступила в силу в 1990 году) и Факультативный Протокол к ней 2000 года, не являются той нормативной базой, которая обеспечивала бы эффективную защиту прав ребенка.

Первым международным документом по правам человека, к которому присоединился Казахстан, была Конвенция о правах ребенка. Конвенция основной договор, отражающий широкий круг гражданских, политических, экономических и социальных прав детей. Одним из четырех принципов заключенных в конвенции, является право ребенка на жизнь, выживание и развитие [2, С. 338].

Существующие международно-правовые акты, регулирующие положение ребенка во время вооруженного конфликта, отражают комплексность проблемы. Это Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Женевские конвенции 1949 года, в особенности IV, Дополнительные протоколы к ним 1977 года, международные соглашения о запрещении определенных видов оружия, Конвенция о правовом статусе беженцев 1951 года и Протокол к ней 1967 года, Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 года, а также Конвенция о правах ребенка 1989 года, Римский статут Международного уголовного суда 1998 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года и многие другие. В рамках международных региональных организаций, а также специализированных учреждений ООН также заключены различные соглашения, регулирующие правовой статус ребенка в вооруженном конфликте.

Несмотря на ряд недостатков, Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка явился важным шагом на пути обеспечения защиты детей от участия в вооруженных конфликтах. Протокол налагает на государства обязательства обеспечить не только эффективное осуществление предусмотренных им положений, но и демобилизацию детей, а также их реабилитацию и интеграцию в общество (ст. 6), равно как и обязательство сотрудничать друг с другом в данных целях (ст. 7) [4]. Контроль за исполнением обязательств, взятых на себя государствами по данному Протоколу, осуществляет Комитет по правам ребенка, который является контрольным органом в отношении самой Конвенции о правах ребенка [5, С. 142-144.].

Читайте так же:  Пример усыновления ребенка
Видео (кликните для воспроизведения).

IV Женевская конвенция предусматривает общую защиту детей как лиц, не принимающих участия в военных действиях. Согласно Конвенции дети, как часть гражданского населения, подпадают под действие всех положений, касающихся обращения с покровительствуемыми лицами, которые определяют основной принцип гуманного обращения с людьми, включающий уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, запрещение оскорбительного и унижающего обращения, запрещение осуждения и применения наказания без суда (ст. 3). В отношении детей, как и всего гражданского населения, запрещаются пытки, телесные наказания, медицинские и научные опыты, коллективные наказания, репрессалии, меры запугивания или террора, взятие заложников, незаконное депортирование и т.д. (ст. 13, 27, 30-34, 147).

IV Женевская конвенция содержит также специальные положения о защите детей от последствий военных действий. В соответствии со статьей 14 Конвенции дети до 15 лет и матери детей до 7 лет подпадают под категории гражданского населения, для которых могут создаваться специальные санитарные или безопасные зоны. Аналогичным образом дети и роженицы входят в категорию гражданских лиц, которые должны быть эвакуированы из осажденных или находящихся в окружении зон (ст. 17). Согласно статье 23 Конвенции должен разрешаться свободный пропуск посылок, предназначенных для детей до 15 лет и рожениц.

На оккупированных территориях дети, не достигшие 15 лет, беременные женщины и матери детей до 7 лет должны продолжать пользоваться любыми преимуществами в отношении питания, медицинского ухода и защиты от последствий войны, которые предоставлялись им в соответствии с мерами, принятыми до оккупации (ст. 50). В этой же статье предусматривается, что оккупирующая держава обязана содействовать работе учреждений, попечению которых вверены дети на оккупированной территории. Интернированные беременные женщины и дети до 15 лет должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями (ст. 89). Статья 38 содержит положение, что дети до 15 лет и матери с детьми до 7 лет, принадлежащие к стороне противника, пользуются специальными преимуществами в той же степени, что и граждане данного государства.

Согласно Конвенции стороны обязываются «принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе и чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитание» (ст. 24). Оккупирующая держава должна способствовать установлению личности детей и регистрации их родственных связей, она не имеет права изменять семейное или гражданское состояние детей (ст. 50). Женевская конвенция признает, что каждая из находящихся в конфликте сторон должна облегчать розыск, проводимый членами разлученных войной семей с целью установления связи друг с другом, а по возможности, и воссоединения. Каждое лицо, находящееся на территории участвующей в конфликте стороны или на оккупированной территории, имеет право сообщать о себе членам своей семьи, где бы они ни находились (ст. 25, 26) [6].

Женевская конвенция запрещает выносить смертный приговор в отношении лиц, не достигших 18летнего возраста (ст. 68). Статья 76 указывает, что в отношении несовершеннолетних, содержащихся в заключении на оккупированной территории, должен приниматься во внимание специальный режим, они должны быть, по возможности, отделены от остальных заключенных.

В Дополнительном протоколе 1 впервые был четко сформулирован принцип особой защиты детей во время международных вооруженных конфликтов: «Дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают им защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине» (ст. В Дополнительный протокол 2 включено подобное положение и в отношении вооруженных конфликтов немеждународного характера. Статья 4 (п. 3) гласит, что «детям обеспечиваются необходимые забота и помощь».

Важнейшей задачей мирового сообщества является в данном аспекте окончательное закрепление минимального возраста непосредственного участника вооруженного конфликта 18 лет, а также, что, возможно, еще важнее, отлаженная система контроля за соблюдением данных норм. Необходимо государствам на международном уровне разработать международные нормы регулирующие вопросы по устранению привлечения детей к участию в вооруженных конфликтах.

  1. НикофоновК.Правовые аспекты защиты детейв вооруженных конфликтах // Московский журнал международного права.2007№4.
  2. СабитоваА.А.Охрана материнстваи детства: международный аспект // Материалы международной научно-практической конвенции «Развитие гражданского общества в Казахстане: конституционно-правовое обеспечение».27 февраля 2007 г.
  3. НикофоновК.Правовые аспекты защиты детейв вооруженных конфликтах // Московский журнал международного права.2007№4.
  4. Факультативный протоколот 25 мая 2000 года к Конвенции о правах ребенка, касающемся участия детей в вооруженных конфликтах.
  5. ПиотухО.А.Международно-правовая защита детейвовремя вооруженных конфликтов//Российский ежегодникмеждународногоправа.Специальныйвыпуск.– СПб.,
  6. СтаровойтовО.Защита детейв период вооруженных конфликтов. Белорусский журнал международного права и международных отношений 1999 №3.

http://articlekz.com/article/19318

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 30
Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве

За последние пять веков по Земле пронеслось около 15 тысяч войн, которые унесли почти 4 миллиарда жизней — это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли . Смерть и разрушения всегда были и остаются спутниками войны. Печальная история Карфагена, стертого с лица земли, на протяжении веков неоднократно повторялась.

В XX в. мир пережил две мировые войны, которые были беспрецедентны по человеческим потерям и нанесенному ущербу. Развитие технологий, изобретение и совершенствование новых видов вооружения привели к тому, что на Земле сегодня накоплен арсенал, которого хватило бы для полного уничтожения нескольких таких планет, как наша. На вооружение армий многих государств день за днем поступает новое оружие, изобретаемое в кабинетах ученых. Так, в ходе корейской войны начала 50-х гг. XX в. было применено 9 ранее неизвестных видов оружия, во Вьетнаме (1964—1975) — 25, в четырех арабо-израильских вооруженных конфликтах (60— 80-е гг. XX в.) — 30, а в войне в зоне Персидского залива (1991) — уже около 100.

Читайте так же:  Замена водительского удостоверения при смене фамилии госпошлина

Наиболее смертоносное из всех изобретенных видов оружия — ядерное. Усилиями многих государств сегодня угроза глобальной ядерной войны существенно уменьшена.

Уже со второй половины XIX в. начался процесс закрепления норм международного права, направленных на защиту людей, страдающих от бедствий, вызванных вооруженными конфликтами. Эти нормы провозглашены международными документами, составившими в совокупности основу современного международного гуманитарного права.

После Второй мировой войны были приняты четыре основных документа международного гуманитарного права, существенно усилившие защиту жертв вооруженных конфликтов:

• I Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;
• II Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г.;
• III Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;
• IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

В 1977 г. положения этих конвенций были расширены двумя дополнительными протоколами’.
• Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.;
• Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г.

Цель международного гуманитарного права состоит также в том, чтобы ограничить разрушительную силу вооруженных конфликтов, воздерживая воюющие стороны от бессмысленной жестокости, и не допустить превращения вооруженного конфликта в неприкрытое варварство. Помимо положений, обеспечивающих защиту определенных категорий лиц, в этом праве также закреплены основные ограничения, которые должны соблюдать воюющие стороны (схема 34).

Общая защита гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, возможна только при условии, что воюющие стороны могут отличить гражданское население от тех, кто непосредственно участвует в боевых действиях (комбатантов).

Согласно нормам международного гуманитарного права, конфликтующие стороны обязаны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами и принимать все возможные меры предосторожности, чтобы щадить гражданское население. В то же время, если гражданскому населению создают условия защиты от насилия и нападений со стороны противника, то это предполагает, что оно не участвует в конфликте.

Во время Второй мировой войны нередки были случаи, когда гражданские лица становились жертвами репрессий. Такие факты зафиксированы, например, в ноте Молотова германскому правительству от 27 апреля 1942 г.: «. В деревнях Лотошинского района Московской области гитлеровцы замучили и повесили 153 человека, 13 семей заживо сожгли. Только за январь 1942 г. из Харькова поступили сведения о казни 370 заложников в качестве репрессий за действия партизан».

Современное международное гуманитарное право запрещает акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

Международным гуманитарным правом предусмотрены ограничения ведения военных действий.

Ограничения по объектам нападения представлены на схеме 35.

Международным гуманитарным правом установлены также ограничения по средствам и методам ведения военных действий.

Главный принцип ведения военных действий гласит: право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

Прогресс в сфере создания новых средств ведения войны требует постоянного усовершенствования правовой базы их использования. Например, применение удушающих газов во время Первой мировой войны привело к осознанию особой опасности этого вида оружия и его запрещению в 1925 г.

Ограничение методов и средств ведения боевых действий предусматривает пять запрещений.

Запрещение нападений неизбирательного характера.

Цель этого ограничения — исключить использование тех методов и видов вооружений, которые не обладают достаточной точностью для проведения необходимого различия между военными объектами и гражданским населением и объектами, а также тех, чье воздействие не может быть ограничено во времени и пространстве.

Запрещение нападений, которые, как можно ожидать, вызовут потери среди гражданского населения или нанесут ущерб гражданским объектам, которые были бы чрезмерны по отношению к тому конкретному и прямому военному преимуществу, которое нападающие предполагают получить.

Это положение касается в том числе и наземных мин. Мины сегодня — самое смертоносное оружие. Они наносят удар вслепую и причиняют своим жертвам жестокие страдания и раны. Большинство жертв мин — мирные жители. Многие мины сконструированы таким образом, что их практически невозможно обезвредить, у большинства отсутствует механизм самоликвидации. Их крайне трудно обнаружить. Часто их устанавливают в количествах, не соответствующих военной необходимости. Мины по-настоящему начинают свою смертоносную работу именно тогда, когда конфликты заканчиваются. Специалисты подсчитали, что в среднем на 20 детей в мире приходится одна мина.

Противопехотные мины, установленные во время Второй мировой войны, продолжают убивать и калечить людей и сейчас, через много лет после ее окончания. Одно из главных препятствий в деле организации разминирования — его стоимость. Обезвреживание мины, на производство которой было затрачено 3 долл. США, может обойтись в 1000 долл.

Читайте так же:  Фонд жестокое обращение с детьми

Проявление при ведении военных действий заботы о защите природной среды.

Современная концепция охраны окружающей среды предполагает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба в целях сохранения здоровья или выживания населения. Так, в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Она запретила применение боевых зажигательных средств против лесов и других зеленых насаждений.

Кстати, в России, согласно статье 358 Уголовного кодекса РФ, массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Запрещение использовать в качестве метода ведения войны голод среди гражданского населения.

Нельзя подвергать нападению, разрушать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (например, запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы питьевой воды, ирригационные сооружения и т. д.).

Запрещение военных действий, основанных на вероломстве.

Актами вероломства считают действия, направленные на то, чтобы с целью обмана вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту, согласно нормам международного гуманитарного права.

Поэтому преднамеренное злоупотребление общепризнанными эмблемами (красного креста и красного полумесяца, белым флагом, защитной эмблемой культурных ценностей и другими общепринятыми защитными знаками) запрещено. Также запрещено во время нападения или защиты или для прикрытия военных действий использование национальных символов (флагов, военных эмблем, форменной одежды и т. п.) стороны противника, а также национальных символов и эмблем государств, не являющихся сторонами в конфликте.

Международное гуманитарное право, основные документы которого ратифицированы почти всеми государствами мира, ограничивает право сторон использовать определенные методы и средства ведения военных действий и обязует каждого, кто принимает участие в военных действиях, следовать правилам, позволяющим регулировать отношения между сторонами в вооруженном конфликте, и обеспечить защиту тем, кто не принимает в нем участия.

Вопросы и задания

1. Назовите три основных типа ограничения военных действий в международном гуманитарном праве.

2. Перечислите категории лиц, которые находятся под защитой четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г.

3. Чем вызвано введение ограничения по объектам нападения во время вооруженного конфликта?

4. В чем состоят ограничения по методам и средствам ведения боевых действий?

5. В чем заключается цель международного гуманитарного права?

6. Что понимают под общей защитой гражданского населения в международном гуманитарном праве?

7. Сформулируйте главный принцип ведения военных действий.

8. Что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства?

http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_11/obzh_materialy_zanytii_11_30.html

О защите детей в вооруженных конфликтах

Одной из наиболее острых проблем во время вооруженных конфликтов является вопрос об обеспечении защиты гражданского населения, в особенности детей. Несмотря на широкое признание в международном праве необходимости защиты гражданского населения, в настоящее время данная проблема приобрела особую актуальность. Анализ современных войн показывает, что появились новые виды конфликтов, особенностью которых являются постепенное стирание грани между комбатантами и гражданским населением, повышение роли экономического фактора в войне, возникновение новых видов вооружений и т.д. Тем не менее, несмотря на то, что международное гуманитарное право четко регламентирует необходимость защиты прав детей во время вооруженного конфликта

, обеспечить эту защиту удается далеко не всегда.

Отметим, что начало международно-правовой защиты прав и интересов детей было положено в рамках Лиги Наций, а затем шло параллельно с общей международно-правовой регламентацией прав человека под эгидой Организации Объединенных Наций. Эти процессы находились в тесной взаимосвязи и вза- имозависимости. Международно-правовые нормы о правах детей и о защите детей являются составной частью общих норм о правах человека.

К числу документов, которые регулируют права детей в период вооруженных конфликтов относятся:

Помимо этого стоит отметить роль Международного Комитета Красного Креста, который ставит своей целью предоставление помощи всем жертвам вооруженного конфликта с целью защиты жизни и здоровья людей и облегчения их страданий. Помощь детям предоставляется на основании их потребностей – продовольствие, вода, укрытие, медицинская помощь, предоставление наборов по уходу за детьми, обеспечение охраны материнства и детства, снабжение детей школьно-письменными принадлежностями и.т.д.

Сегодня, более чем в 30 странах свыше 250 тыс. детей в возрасте до 18 лет подвергаются жестокой эксплуатации в качестве солдат. За последнее десятилетие в результате вооруженных конфликтов и гражданских войн погибли 2 млн. детей, еще 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами. Многие другие, кого война сделала сиротами или разлучила с родителями, пережили тяжкие эмоциональные потрясения в борьбе за выживание.

Еще в 2008 Генеральный секретарь ООН сформулировал коллективную волю следующим образом: «Обеспечение защиты детей в вооруженных конфликтах — это наиболее безошибочный способ проверки на качество для Организации Объединенных Наций и ее государств-членов. Это моральный призыв, и он заслуживает того, чтобы стоять над политическими интересами. Решение этой задачи требует новаторского и бесстрашного подхода и приверженности со стороны всех основных участников процесса».

Таким образом, защищая детей, живущих в атмосфере насилия и жестокости, миротворцы могут разорвать порочный круг и заложить основы долгосрочного мира.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://humanlaw.ru/easyblog/zapis/o-zashchite-detej-v-vooruzhennykh-konfliktakh.html

Защита прав ребенка во время боевых действий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here