Жестокое обращение с детьми сиротами

На странице подготовлен материал на тему: "Жестокое обращение с детьми сиротами" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Жестокое обращение с детьми сиротами

Оказание психологической помощи детям и подросткам, подвергшимся влиянию сильного стресса, – сложная и многосторонняя задача. Проблема оказания помощи детям «группы риска» и детям-сиротам, пережившим жестокое обращение и насилие в родительской семье, требует специальной разработки психологических методов и технологий, программ психологического сопровождения с учетом, прежде всего, возрастных особенностей детей. Психологическая гостиная как форма психолого-педагогического сопровождения, позволяет предотвратить или частично компенсировать определенные стороны психического развития ребенка-сироты, помочь ему овладеть навыками социально-психологической компетенции, позволяющими приспосабливаться к культурным типам поведения.

Цель статьи – исследование и коррекция самопрезентационных моделей поведения детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в родительской семье.

Теоретические основания исследования

Психологическая гостиная – это модель психолого-педагогического сопровождения, ориентированная на оказание психологической помощи детям, пережившим жестокое обращение в семье, включающая комплекс мероприятий по профилактике конфликтных и кризисных ситуаций, выявлению случаев высокого риска для жизни ребенка и принятия необходимых мер по его снижению, психологическому консультированию детей-сирот и их социальной адаптации в окружающей среде (рисунок).

Цели психологической гостиной – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; создание адаптивного психологического пространства; выявление случаев высокого риска для жизни ребенка и принятие необходимых мер по его снижению, отработка травматических переживаний, связанных с насилием в семье и вне ее; развитие навыков преодоления сложных жизненных ситуаций (конфликтов, кризисных ситуаций, ситуаций потери близких, ситуаций насилия); формирование у детей-сирот, переживших жестокое обращение в семье позитивных стратегий и моделей поведения в кризисных ситуациях.

Для участия в психологической гостиной подбираются дети, пережившие трудные жизненные ситуации в родительской семье. Занятия проводит педагог-психолог с использованием активных методов психологической работы (дебрифинг, ролевые игры, групповые дискуссии, арттерапия, рисуночная терапия, психодрама и др.). Мониторинг результативности работы психологической гостиной осуществляет педагог-психолог.

Основные этапы работы психологической гостиной:

Первый этап включает в себя формирование целевой группы, знакомство, разъяснение детям целей пребывания в психологической гостиной и совместное обсуждение правил и норм пребывания в гостиной, возможных видов деятельности, формирование активной позиции ребенка. На данном этапе важно установить доверие и создать безопасное психологическое пространство для работы с группой.

Психологическое пространство включает в себя следующие элементы: главная фигура, определяющая психологическую ситуацию, – это человек (ребенок, младший школьник или подросток, переживший жестокое обращение и насилие в семье), то есть субъект психологической ситуации; объект (то, что видит, слышит, чувствует субъект), контекст (та знаковая система, которая определяет, какое значение субъект приписывает объекту); слово. Изменение каждого из них влечет за собой изменение всех остальных и всей ситуации в целом.

Второй этап реализации проекта включает в себя конкретную помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Для этого выявляются индивидуальные особенности и проблемы каждого ребенка, определяется индивидуальная программа психологической помощи. На данном этапе проводится работа по повышению уровня самооценки детей-сирот через создание ситуаций успеха, одобрения, развивается умение устанавливать и поддерживать позитивный контакт; формируются позитивные навыки разрешения конфликтов в трудных жизненных ситуациях, идет работа по снятию психологической защиты ребенка, коррекции страхов и развитию умений по их преодолению.

Основная цель психологической работы – раскрытие поведенческой защиты детей-сирот и обучение их навыкам управления трудными жизненными ситуациями.

Возможности индивидуального консультирования предоставляют психологу широкие возможности в работе с детьми-сиротами, пережившими жестокое обращение в родительской семье. В ходе консультации психолог устанавливает контакт с подростком, выясняет особенности запроса, проводит психодиагностическую беседу, помогает подростку интерпретировать проблему и выработать конструктивные пути ее решения, преодоления трудной ситуации.

Психологическая работа с самим ребенком направляется на оценку и компенсацию последствий травматического опыта, пережитого им, эмоционального состояния и самовосприятия. Очень важно найти положительные стороны прошлого опыта, зафиксировать их в сознании ребенка, а также помочь ребенку понять связь между имеющимися проблемами в настоящем (замешательство, депрессия, агрессия) и прошлым травматическим опытом.

Групповая работа проводится 1–2 раза в неделю по 30–40 минут. Успех групповой работы определяется интересом и мотивацией участников. Основной метод психологической работы – дебрифинг (форма кризисной интервенции, особым образом организованное обсуждение в группах людей, совместно переживших стрессогенное, кризисное событие). В ходе дебрифинга применяются различные упражнения, в том числе проектировочного характера (закончить предложение, сочинить рассказ, ин-
сценировать кризисную ситуацию и т.д.).

Задачи дебрифинга: «проработка» негативных впечатлений, реакций и чувств; когнитивная организация переживаемого опыта (осознание травматического события, реакций и симптомов, его сопровождающих и им вызванных), снижение индивидуального и группового напряжения; уменьшение представлений об уникальности и патологичности собственных чувств и реакций; нормализация состояний (самочувствия): появление возможности обсудить кризисную ситуацию и поделиться друг с другом своими переживаниями; мобилизация внутренних и внешних ресурсов и усиление групповой поддержки, солидарности и понимания; определение средств дальнейшей помощи и информирование участников групповой дискуссии, куда и к кому можно обратиться в случае необходимости.

В ходе дебрифинга обсуждаются следующие проблемы: страхи и их преодоление, пути реагирования на отрицательные жизненные ситуации, особенности формирования стрессоустойчивости, навыков самопрезентации и стратегий эффективного поведения в обществе.

Модель психологической гостиной для детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье

В ходе дебрифинга могут быть использованы элементы арттерапии, позволяющие устранить негативный опыт семейной жизни у ребенка. Применение в работе психолога разных видов игр и специально разработанных упражнений с использованием игры является весьма ценным, так как в игре происходит преодоление травмирующих переживаний, снятие психического напряжения, у ребенка формируется способность восприятия новых впечатлений, развивается уверенность, повышается самооценка, доверие к взрослым.

Также возможно применение метода символической деятельности, направленной на реконструкцию травмирующей ситуации и выработку позитивной эстетической реакции; музыкотерапии, влияющей на самовыражение подростка; логотерапии, направленной на вербализацию эмоциональных состояний; гештальттерапии.

Читайте так же:  Как долго меняют снилс при смене фамилии

Кроме того, большое внимание уделяется упражнениям, позволяющим ребенку справиться с возникшим эмоциональным напряжением как элементом кризисной ситуации и способствующим совлада-
нию с ней:

– упражнения для регуляции эмоциональной сферы, их цель – формирование самоконтроля, снижение усталости и переутомления (например, прием визуализации образа, когда подростку необходимо представить ситуацию как будто он слушает рассказ другого человека о своей проблеме, или что возникшая проблема – это напряжение в мышцах, а с расслаблением уходит беспокойство и т.д.);

– упражнения на релаксацию, «приемы самопомощи», часто использующие вербализацию как инструмент (например, самонаблюдение, ведение дневника, различные физические расслабляющие упражнения и др.);

– упражнения на самосознание (техника «Кто Я?», техника «Каким я буду через 10 лет», составление списка жизненных планов и др.).

Третий этап проекта является завершением работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и выводом их из услуг проекта. Для этого используются индивидуальные консультативные встречи для детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье, в процессе которых важно расширить границы осознаваемого, что позволит ребенку увидеть возможные позитивные выходы из трудной жизненной ситуации. Также проводятся различные мониторинги, диагностики, анкетирования для выявления динамики. Составляются отчёты и проводятся обсуждения достигнутых результатов.

Критерии эффективности работы психологической гостиной: качество подготовки и проведения психологических занятий; создание ситуации психологического комфорта для детей, переживших жестокое обращение в семье; использование в практической деятельности приобретённого в психологической гостиной опыта.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 80 детей-сирот 7–15 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации. Применялись следующие психодиагностические методы и методики: психобиографический метод исследования, позволяющий проанализировать биологические, психофизиологические, социокультурные факторы жестокого обращения с детьми; шкала измерения тактик самопрезентации (Self-Presentation Tactics Scale, SPT; Lee S.-J., Quigley B., Nesler M., Corbett A., Tedeschi J., 1999), позволяющая определить поведенческие стратегии детей-сирот, переживших жестокое обращение в семье, по отношению к социуму. Анализ данных проводился с применением количественных методов обработки полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе диагностики испытуемые оценивали свое поведение в жизнедеятельности и в общении с другими людьми. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе выявлялась защитные модели поведения детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье. На втором этапе проводилась психокоррекционная работа с использованием психологического дебрифинга на базе психологической гостиной. На третьем этапе проводилась повторная диагностика, определялась эффективность психокоррекционных воздействий.

Детям предлагалось выбрать ту или иную социальную роль и социальную среду, по итогам выбора определялись защитные модели самопрезентационного поведения детей-сирот в социуме: отречение; оправдание с принятием ответственности на себя; оправдание с отрицанием ответственности; препятствование самому себе; извинение; признание ответственности за любые обиды, вред, нанесенные субъектом другим, или за негативные поступки; вербальные и невербальные выражения раскаяния и вины (часто проявляются как норма вежливости).

Результаты исследования позволили выявить основные поведенческие модели детей-сирот, переживших жестокое обращение в семье (таблица).

Поведенческие модели детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье

http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36165

Противодействие жестокому обращению с детьми и профилактика социального сиротства

Методические материалы

Социальная диагностика уровня семейного неблагополучия

Неблагополучные семьи разнородны также как и различны степень риска угрозы для жизни и безопасности ребенка в неблагополучных семьях. В связи с этим семьи можно условно разделить на семьи, находящиеся в социально опасном положении, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи, нуждающиеся в поддержке.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Критериями при определении данной категории семей являются:

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – семья, оказавшаяся в ситуации, связанной с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими либо медицинскими проблемами, не повлекшими за собой нарушений прав несовершеннолетних. В такой семье отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит опасность. Родители могут быть мотивированы на решение своих проблем и при необходимой поддержке исполняют свои родительские обязанности.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

Семья, нуждающаяся в поддержке – семья, оказавшаяся в ситуации, связанной с педагогической, правовой несостоятельностью родителей (законных представителей). Такие трудности обычно кратковременны, имеют выход. Ребенку в семье ничего не угрожает, а существующие трудности не оказывают на него существенного влияния. Трудности обычно кратковременны, порой достаточного разового вмешательства или помощи.

Критерии определения степени семейного неблагополучия

В процессе первичной диагностики необходимо использовать метод наблюдения, вспомогательным методом является психологическая и социальная диагностика, предполагающая наличие диагностических инструментов. Одним из таких диагностических инструментов является таблица определения обобщенного показателя социального неблагополучия (табл. 1). Таблицу заполняет специалист по результатам бесед, в том числе с членами семьи, анализа документов, наблюдений. Информация может быть получена от работников образовательных, медицинских организаций, родственников, соседей и иных представителей социального окружения семьи.

Таблица определения обобщенного показателя социального
неблагополучия семьи как института воспитания

Читайте так же:  Совместно нажитого имущества при смерти

http://deti-murman.ru/protivodeystvie-zhestokomu-obrasheniyu-s-detmi/

Влияние жестокого обращения с детьми на уровень социального сиротства

Причины, вызывающие у взрослых жестокое обращение с детьми, могут быть различными. В теоретической литературе различных областей, связанных с данной проблемой, существуют попытки описать и упорядочить те факторы, которые ведут к жестокому обращению с детьми, однако следует учитывать, что каждый такой случай требует индивидуального подхода к его разбирательству. При этом даже схожие причины возникновения такой проблемы имеют различия в зависимости от индивидуальных черт личности участников конфликта, особенностей их взаимоотношений, семейного уклада и т.д. Помимо прочего, причины жестокости взрослых могут быть не всегда очевидны и их выяснение, и как следствие – поиск путей решения проблемы может требовать длительной и глубокой работы специалистов.

Обращаясь к рассмотренной нами классификации форм жестокого обращения с детьми можно отметить, что основной причиной всех видов насилия (физического, сексуального и эмоционального) является потеря контроля над собой со стороны воспитывающего взрослого, тогда как пренебрежение потребностями ребенка, как правило, возникает по причине неблагоприятных семейных условий (вызванных пагубными зависимостями родителей или их социальным и материальным положением), их психическими расстройствами и отклонениями, незнания, неумения и нежелания осуществлять уход за ребенком, выполняя свои родительские обязанности [1].

В неблагополучных семьях зачастую встречается сочетание нескольких причин, повлекших жестокое отношение к ребенку, и это вызывает различные формы его проявления – как разнообразные виды насилия, так и небрежность в воспитании. С этим связана необходимость детальной работы в каждом конкретном случае жестокого обращения с ребенком. Только тщательное исследование, предполагающее изучение психологических особенностей сторон конфликта, их взаимоотношения, социальные условия проживания, различные обстоятельства в семье, на работе, в социуме и т.д. помогут выявить все возможные причины жестокого обращения с ребенком. Только выявление всех возможных причин поможет построить работу специалистов таким образом, чтобы максимально ликвидировать такие явления и предупреждать их появление либо повторение. При этом достаточно проблематичным, но тем не менее необходимым является выяснение обстоятельств воспитания самого родителя. Как показывают исследования, причины многих отклонений во взрослой жизни, в том числе нарушения процесса воспитания детей, связаны с детскими переживаниями, стрессами, травмами и насилием, с которыми им пришлось столкнуться в детстве.

К основным причинам, вызывающим жестокое обращение с детьми, относятся:

— алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение, психические заболевания родителей;

— депрессивные состояния, положение безысходности (помимо психических расстройств, данное состояние может быть вызвано трудным материальным состоянием, тяжелым состоянием здоровья, моральной истощенностью),

— нарушения коммуникационных навыков, эмоциональной сферы, отсутствие чувства любви и привязанности к ребенку;

— отсутствие навыков общения и воспитания ребенка;

— жестокое обращение как образец воспитания (по данным исследований, более 50% родителей, проявляющих насильственное отношение к детям, в процессе собственного воспитания были жертвами жестокого обращения) [2].

Депрессивные состояния родителей приводят к затруднениям в выполнении ими своих родительских обязанностей. Находясь под давлением проблем, тяжелых мыслей, неуверенности в себе, родители могут не отдавать отчета своим поступкам, своему поведению по отношению к ребенку, его потребностям. Они раздражительны, легко проявляют отрицательные эмоции, но при этом практически не выражают положительных, эмоционально глухи к взаимодействию с ребенком. Зачастую они вслух (друг с другом или даже с самими детьми) обсуждают проблемы, при этом забывая, что детям сложно отделить проблемы родителей от своих собственных и, в отличие от взрослых, они не знакомы с механизмами их преодоления. Также они начинают думать, что заботы родителей представляют для них гораздо большую ценность, чем они сами. Из-за этого у ребенка занижается самооценка, развивается тревожность, развиваются неврозы и детские депрессии.

Отсутствие навыков общения и воспитания ребенка родителей иногда может стать достаточно серьезной проблемой, при которой родители, совершая явные ошибки в воспитании, стремясь сохранить свой родительский авторитет (прежде всего, в собственных глазах), обвиняют во всех неудачах ребенка и делают его объектом злости. Такие родители не в состоянии общаться с ребенком, считаясь с его возрастом и интересами: они могут быть слишком требовательны к ребенку, ставить перед ним недостижимые цели, нерационально использовать методы наказания, быть непоследовательными в процессе воспитания, а неудовлетворительные результаты такого воздействия вызывают у них негативные чувства, которые они срывают на ребенке.

Жестокое обращение как образец воспитания является основной, хотя зачастую глубинной причиной родительского поведения. Как правило, дети, подвергшиеся насилию, сами став родителями, ведут себя аналогичным образом. Этому способствует и прочно усвоенный подсознанием опыт, на что нами уже обращалось внимание, и уверенность в правильности таких методов («меня так воспитывали и сделали из меня человека»), и подсознательное стремление отомстить за свои детские страдания. Часто родители, пережившие жестокое обращение в детстве, понимают, что такой стиль воспитания не совсем верный, однако не могут преодолеть его в отношении собственных детей. В основном это происходит с теми, кто еще в дошкольном возрасте подвергся насилию, и этот образец поведения наложил отпечаток на психику таким образом, что он бессознательно воспринимается как верный. Даже если выросший родитель понимает, что это не так, в момент эмоционального всплеска, не в состоянии контролировать себя, он поступает так, как подсказывает ему подсознание.

Факты насилия над детьми, как правило, не ограничиваются единичным случаем, в большинстве своем они являются частью родительской системы воспитания и детско-родительских отношения. Хотя, как правило, такое «воспитание» только усугубляет ситуацию и порождает непонимание сторон. Конфликтные ситуации в таких семьях возникают достаточно часто, и в каждом случае родитель не хочет посмотреть на ситуацию глазами ребенка и войти в его положение, помочь ему справиться с проблемами, выйти из кризиса. В любом случае виноватым объявляется ребенок, несмотря на степень его реальной вины в произошедшем. Конечно, ребенок не в состоянии определить истинные причины жестокого отношения родителей к себе, он приписывает это собственной вине и уверяется в том, что причиной родительских поступков является его плохое или неправильное поведение. Это сознание также травмирует психику ребенка, а невозможность избежать насилия, несмотря на все попытки исправить свое поведение (которое он считает причиной жестокости) и непредсказуемость наказания еще больше усугубляет ситуацию.

Читайте так же:  Заявление на развод в городской суд

Следует отметить, что не всегда родители осознанно проявляют жестокость по отношению к ребенку. Возможны ситуации, в которых родители не подозревают, что их влияние на ребенка является тягостным и принудительным, и ведет к тем или иным нарушениям и отклонениям в развитии. Этим обусловлена необходимость проведения диагностики со стороны специалиста по работе с семьей (психолога, семейного и/или социального педагога), направленную на выявление взаимоотношений членов семьи между собой даже в том случае, если семья обратилась к нему за помощью, не относящуюся к вопросам воспитания и взаимодействия.

Говоря о последствиях жестокого обращения с детьми, мы в любом случае сталкиваемся с детской травматизацией. При этом мы имеем в виду не только медицинский аспект этого термина, подразумевающий нарушение целостности телесной оболочки, но и нарушения психологического, эмоционального, когнитивного (познавательного) и социального функционирования ребенка, вызванные действиями родителей или лиц их заменяющих.

Последствия, вызванные жестоким обращением с ребенком в семье, также могут быть самыми разнообразными, хотя мы и можем назвать основные результаты такого воздействия, характерные для его различных форм. Но в любом случае они являются негативными, тяжелыми для ребенка и трудными для коррекции, а в некоторых случаях – необратимыми.

При физическом насилии велика вероятность ухудшения деятельности какого-либо органа, развитие заболевания на фоне физического повреждения, нарушение физического развития, некоторые случаи приводят к смерти ребенка от травм. Регулярными последствиями такой формы насилия являются синяки, ссадины, переломы, повреждения внешних и внутренних органов. Однако у физического насилия последствия не ограничиваются только физическими проявлениями, эта форма воздействия влияет также на психическое здоровье ребенка. Так, физическое наказание очень унизительно для ребенка, вызывает у него чувство страха, занижению самооценки, нарушению коммуникативных способностей, а также приводит к нарастанию агрессии и желанию отомстить, пониманию того, что при помощи физического воздействия можно управлять теми, кто слабее.

Влияние на ребенка сексуального насилия проявляется в том, что у него могут быть повреждены внутренние и внешние органы в области интимных зон, у него может наблюдаться воспаление, зуд, заболевания, передаваемые половым путем. Также у него нарушается правильное сексуальное развитие, в связи с чем он проявляет несвойственные возрасту познания в сексуальной области, может приставать к другим детям и взрослым.

Влияние психического или эмоционального насилия в первую очередь проявляется в нарушениях психики, ее становления и в формировании патологических черт характера и эмоционального развития. Характерными последствиями для этого насильственного воздействия на ребенка являются незрелость функции саморегуляции, повышенная тревожность, эмоциональная возбудимость, агрессивность или, напротив, «забитость», боязливость, низкая самооценка, неумение контактировать с людьми, устанавливать эмоциональный контакт, задержка речевого развития, в подростковом возрасте частым можно назвать пристрастие к пагубным привычкам, депрессии, попытки уйти из дома и суицидальные наклонности.

Пренебрежение основными потребностями ребенка, казалось бы, не оказывает такого явного пагубного воздействия на физические или психические способности ребенка и на его развитие, однако это не делает его более легкой формой жестокого обращения. Оно также оказывает тяжелые последствия и может также привести к гибели ребенка. Также этот вид жестокого обращения усугубляется тем, что диагностирование на ранних стадиях затруднено в связи с отсутствием ярко выраженных проявлений. Бездействие родителей, их безразличное отношение к ребенку и к выполнению своих обязанностей по отношению к нему влияют как на физическое, так и на психическое развитие ребенка. Отсутствие должного уровня медицинских услуг, ухода, пищи и одежды может нанести вред физическому здоровью ребенка, отсутствие образования, общения со сверстниками и взрослыми – вред коммуникативным способностям, становлению в обществе, отсутствие вред его психическому здоровью, эмоциональной сфере. Наиболее вероятно попадание детей, лишенных надзора, в опасную ситуацию, несчастный случай, совершение над ними насилия или их эксплуатация со стороны посторонних лиц [4].

Анализируя перечисленные нами возможные последствия, мы можем сделать вывод, что наиболее частотными результатами жестокого обращения с ребенком являются нарушения его физического, психического и умственного развития, коммуникационных возможностей и способности к социализации, эмоционально-волевой сферы, агрессивность, замкнутость, пристрастие к пагубным привычкам, привыкание и копирование родительского поведения. Также следствием длительного воздействия жестокого обращения к ребенку в любых его формах является то, что в определенный момент, не в силах больше ему противостоять, ребенок уходит из дома. В случае лишения родительских прав лиц, воспитывающих детей, функции воспитания берут на себя другие родственники-опекуны, приемные семьи или само государство в условиях интернатных учреждений. Однако, если ребенок становится беспризорником, то шансы его возвращения в семью или в государственное учреждение минимально, как и проведение с ним коррекционной работы. Таким образом, последствия жестокого обращения с детьми могут быть даже такими, которые при своем возникновении создают серьезные препятствия для проведения работы по восстановлению нарушенных функций психики и здоровья ребенка [6].

Последствия, вызванные жестоким отношением к ребенку, могут быть как ближайшие, так и отдаленные. К ближайшим можно отнести те характерные последствия, которые указаны нами для каждой формы жестокого обращения, а к отдаленным – те, которые проявляются в подростковом возрасте (при воздействии жестокого обращения в раннем детстве) и во взрослой жизни. Так, очень часто именно дети, пострадавшие от жестокого обращения в семье, становятся плохими родителями, также жестоко обращающимися уже с собственными детьми.

1. Акерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица/ Н. Акерман. СПб.: Питер, 2013. 220 с.

2. Белов В.И. Супружеская конфликтность // Конфликты и их разрешение. М.: МИФИ. 2009. 164 с.

http://nauka-rastudent.ru/38/3992/

Жестокое обращение с детьми как фактор социального сиротства

Социальное сиротство в контексте правоустанавливающих документов. Анализ современного состояния данной проблемы в РФ. Понятие жестокого обращения с детьми. Описание системы мер по его предупреждению. Правовая поддержка и психологическая помощь ребенку.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.06.2017
Размер файла 48,0 K
Читайте так же:  Назначили суд по разводу

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В частности, по отношению к детям посещение досуговых мероприятий позволяет:

1. проводить свободное время под присмотром взрослых;

Видео (кликните для воспроизведения).

2. приобретать и развивать полезные навыки;

3. получать положительные эмоции, а при необходимости — помощь и эмоциональную поддержку от специалистов;

4. создать относительно безопасное пространство для общения со взрослыми и сверстниками; По отношению к родителям досуговая деятельность дает возможность:

5. увидеть своего ребенка в ситуации успеха и в большей мере почувствовать себя родителями;

6. получить поддержку и положительное подкрепление со стороны специалистов учреждений социального обслуживания;

7. расширить круг общения, отойти от привычной угнетающей обстановки;

8. приобрести навыки ответственного родительства, научиться играть

9. и делать что-то вместе с детьми;

10. почувствовать себя менее одинокими и отверженными со своими проблемами.

Наиболее важной частью досуга является совместная деятельность детей и родителей при непосредственном участии специалистов, что способствует формированию более близких эмоциональных отношений между детьми и родителями, возвращает детям чувство связи с родителями, ощущение своей необходимости.

Задача специалистов в данном случае — помогать разрешать конфликты, отмечать, проговаривать и поощрять успехи обеих сторон (в таких ситуациях родители не меньше детей нуждаются в похвале).

Нередко родителям оказывается полезно общаться не только со своими детьми, но и с детьми других присутствующих родителей. Общение с чужим ребенком зачастую выстраивается легче, чем со своим, потому что оно эмоционально менее заряжено.

Наблюдение за тем, как другие взрослые общаются (например, играют, объясняют, показывают, хвалят) с его ребенком, значительно увеличивает репертуар реакций и дает новые возможности в общении.

Специалисты, благодаря постоянному контакту с детьми и/или родителями, в ходе досуговой деятельности имеют возможность находиться в курсе отношений между родителями и ребенком и, при необходимости, вовремя принять меры по оказанию им помощи.

Причины и условия возникновения жестокого обращения, последствия для ребенка и семьи носят комплексный характер (медицинский, психологический, социальный и юридический), следовательно, взаимодействовать в профилактике жестокого обращения должны специалисты различных ведомственных структур: образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов

Создание рабочей группы, состоящей из специалистов различных ведомств, позволит добиться положительных результатов в работе, а также повысить эффективность профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что проблема социального сиротства в России выглядит действительно угрожающе. Цифры по данному явлению, предоставленные на современный период, превышают цифры по тому же явлению на период Великой Отечественной войны, хотя общее число российских граждан с тех пор заметно уменьшилось.

Итак, социальные сироты — это дети, имеющие биологических родителей, которые по каким-то причинам не занимаются их воспитанием и не участвуют в их судьбе.

В заключении выделим меры по борьбе с жестоким обращением в отношении детей. Необходимо создать разнообразные «горячие линии» связи, будь то для детей, для родителей, для специалистов или для заинтересованных граждан, эти «горячие линии» обеспечивают прямые консультации для анонимных пользователей. Важным «инструментом» является использование различных средств массовой информации.

Широкое использование телевидения, радио и газет предоставляет отличную возможность для проведения систематической кампании по предупреждению жестокого обращения с детьми. Можно опубликовывать специальные статьи по проблемам, связанным с жестоким обращением с детьми, в детских и молодежных журналах или в других средствах массовой информации, ориентированных на детей. Проблема жестокого обращения с детьми представляет собой классическое пересечение индивидуальных, семейных и общественных проблем.

Предотвращение жестокого обращения с детьми является огромной задачей. Процесс ее решения является медленным, зачастую разочаровывающим и требующим инициативы, знаний, убеждений и терпения.

Проблема социального сиротства в нашей стране решается как государственными, так и негосударственными методами. Со стороны государства — это указы, различные социальные программы, решения конференций и круглых столов, заседаний правительства. Со стороны общественных организаций — это посильная практическая и теоретическая помощь детям-сиротам. Но именно сотрудничество этих двух сторон и принесет разрешение этой современной сложнейшей проблемы. Важным моментом этой деятельности является формирование общественного мнения относительно детей, оставшихся без попечения родителей. Люди не должны отказываться от таких детей, как от прокаженных, наоборот. Им также как и всем нужна забота, ласка и семейное тепло.

Поэтому самым первым шагом в решении этой проблемы является попытка искоренить причины этого явления, то есть необходима правильная, хорошо проработанная семейная политика, которая в настоящее время еще только начинает возрождаться, правительство только в последнее время начинает проявлять к семье повышенный интерес. Так, например, на заседании круглого стола «Жестокое обращение с детьми как фактор социального сиротства» было предложено создать в Российской Федерации Министерство семейной политики. Необходима такая семейная политика, которая была бы нацелена на укрепление семьи, как социального института, нужна пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)

3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017)

4. Конвенция ООН о правах ребёнка

5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция)

6. Бреева Е.Б. Социальное Сиротство. Опыт социологического обследования. // Социологические исследования. 2004. № 5 С.54 — 63.

7. Варга А.Л. Типы неправильного родительского отношения- М., 1984-74с.

8. Волков Д.В. Проблемы социального сиротства в современной России //Социальное и пенсионное право. — 20016 — N 1. — С. 14-17

Читайте так же:  Как получить субсидию матери одиночке

9. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств. Вопросы психологии. — 1998. — № 6. — С. 65-74.

10. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. Михайлова. — СПб. : Речь. — 2013. — 30 с.

11. Кошелева А.Д., Алексеева, Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия / А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. — М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2000-74 с.

12. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина-Пых. — М. : Изд-во Эксмо, 2005-74 с.

13. Насилие в семье // Энциклопедия социальной работы / под ред. Л.Э. Кунельского и М. С. Мацковского. — М., 1994. — Т. 2. — 105 с.

14. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие : научно-методическое пособие / под ред. Л. С. Алексеевой. — М., 2000-78 с.

15. Ожегов С.И. Толковый словарь

16. Сафонова Т.Я., Цымбал, Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия. — М.,2013-58 с.

17. Сафонова Т.Я., Цымбал, Е.И. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям — М., 2014. — 25-50 с.

18. Синягина H.Ю. Психологические аспекты жестокости в детско- родительских отношениях / Н.Ю. Синягина. — М. -Ульяновск : фирма Darp, 1995-58 с.

19. Синягина Н.Ю., Пазекова, Г.Е., Пискунова, Е.Ю. Психологическая реабилитация детей и подростков, подвергшихся насилию- М. : Вузовская книга, 2001-89 с.

20. Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. — М., 2011. — 50 с.

21. Цымбал Е.И., Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: учебное пособие. — М: РБФ НАН, 2007-97 с.

Анкета опрос специалистов социальных учреждений по проблеме жестокого обращения с детьми как фактора социального сиротства

1. Что такое жестокое обращение с детьми?

2. Что по Вашему мнению означает социальное сиротство?

3. Распространенность жестокого обращения в семье?

4. Информированность о проблеме жестокого обращения?

5. Понимание «жестокого обращения»?

6. Считаете ли Вы физическое наказание жестоким обращением над личностью?

7. Информированность о доступности психологической, медицинской помощи?

8. Знание законодательной и правовой базы?

9. Как вы думаете за что родители чаще всего наказывают ребенка?

10. Можите ли Вы расспознать признаки жестокого обращения с ребенком;

11. Признаки жестокого обращения с ребенком?

12. Как Вы думаете, какие виды насилия встречаются в современной семье?

13. Как Вы думаете от жестокого обращения родителя (лей) чаще всего страдают дети какого возроста?

14. Какие чувства у Вас возникают, когда на ребенка кричат, ругают, унижают,оскорбляют?

15. Вероятность жестокого обращения с ребенком в семье зависит от низкого психологического или соматического статуса ребенка?

16. Личный и профессиональный опыт по данной проблеме.

Результаты проведенного анкетирования

Выводы специалистов социальных учреждений по проблеме исследования

1. Распространенность жестокого обращения с детьми в семье, несмотря на скрытый характер отдельных его форм, довольно значительна, о чем могут свидетельствовать ответы экспертов о частоте их столкновений с подобными фактами в профессиональной деятельности (ни один из 100 респондентов не дал отрицательного ответа на вопрос о частоте работы с фактами, каждому десятому из них приходится сталкиваться и работать с семьей, в которой выявлено жестокое обращение с детьми, постоянно, каждому второму эксперту — с частотой до 3-х случаев в месяц);

2. Низкий уровень образования, возрастная незрелость, неопытность и физическое нездоровье родителей не оказывают влияния на применение в отношении детей насильственных методов воспитания;

3. Вероятность жестокого обращения с ребенком в семье напрямую зависит от психологического нездоровья родителя (лей);

4. Жестокое обращение, пережитое родителем (лями) в собственном детстве, значительно увеличивает риск его применения в отношении своих детей;

5. Вопрос о социально-экономическом статусе семей, в которых чаще всего происходит жестокое обращение с детьми, несмотря на кажущуюся очевидность, является все же дискуссионным в науке и практике;

6. Вероятность жестокого обращения с ребенком в семье не зависит от низкого психологического и соматического статуса ребенка;

7. От жестокого обращения родителя (лей) чаще всего страдают дети младшего и среднего школьного возраста в силу беззащитности, физической и психологической незрелости, зависимости от них;

8. Наиболее распространенными формами жестокого обращения с детьми в семье являются психологическое, физическое и пренебрежение основными нуждами.

9. Значимые различия в оценке а) насильственности / не насильственности различных проявлений родительского поведения и б) влияния / отсутствии влияния факторов на жестокое обращение с детьми пятью группами специалистов, работающих с семьей и детьми, не установлены;

10. Жестокое обращение с детьми в семье — социальный феномен, обусловленный психологическими, социальными и социокультурными причинами, причем на его применение в равной мере влияют как психологические, так и социальные факторы; ни на один из факторов в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, оно вызывается комплексом разных причин;

11. Приблизительно в 60 % всех обнаруженных случаев жестокого обращения с детьми в семье специалистами осуществляется профилактическая работа с родителями, как правило, в форме бесед с родителями, реже с детьми, обсуждения факта на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, педагогических советах и советах при директоре. По остальным 40 % фактов информируются правоохранительные органы, которые осуществляют временную изоляцию (не более чем на 3 месяца) пострадавшего ребенка от родителей, осуществляют сбор документов для суда о возбуждении уголовного дела или лишении родительских прав;

Видео (кликните для воспроизведения).

http://revolution.allbest.ru/sociology/00809023_1.html

Жестокое обращение с детьми сиротами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here