Жестокое обращение с детьми в школах

На странице подготовлен материал на тему: "Жестокое обращение с детьми в школах" с подробным описанием от профессионалов для людей. Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь к дежурному консультанту.

Жестокое обращение с детьми: статья 156 УК РФ с комментариями

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Главные причины такого обращения имеют социальный характер.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях. Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

– На что чаще всего жалуются дети?

– На приеме часто приходится слышать от детей следующее: «Одноклассник заставляет меня делать за него уроки и угрожает расправой»; «Сосед по парте после уроков в раздевалке бьет меня, а я не умею драться»; «Девочки дразнят меня из-за немодной одежды, а мальчишки затаскивают в туалет и пристают»; «Я в этом классе новенькая, и никто из одноклассниц не хочет со мной дружить»; «Одноклассник дразнит меня и постоянно старается ударить»; «Учительница при всем классе прочитала мою переписку с одноклассницей, и теперь все над нами смеются»; «Во время урока учительница бьет меня по рукам линейкой, если я пишу некрасиво». Участились в последнее время и случаи обращения за медицинской помощью детей-подростков с телесными повреждениями, нанесенными сверстниками.

– То есть буллинг – это эмоциональное и физическое школьное насилие. Вы можете нарисовать портрет ребенка – жертвы школьного насилия? Как понять, что ребенок в школе подвергается насилию, если он сам скрывает это от родителей?

– Ребенок становится замкнут. Задумчивость, отсутствие аппетита, беспокойный сон, кошмары, сниженное настроение и апатия должны навести родителей на мысль, что в школе не все в порядке.

Настораживать должны суицидальные высказывания. Учащаются жалобы на головные боли, тошноту, расстройство стула – одним словом, ребенок придумывает причины не пойти в школу. Злость, обиду вымещает на родителях, родственниках и тех, кто слабее его, – младших членах семьи, домашних животных. Успеваемость в школе падает.

Ребенок приходит домой с ушибами, ссадинами; портфель, книги, тетради – в «аварийном» состоянии. Особенно должна насторожить родителей пропажа денег, ценных вещей: возможно, ребенок пытается откупиться от обидчиков.

– Часто ли вам как психологу приходится сталкиваться с проблемами проявления жестокости во взаимоотношениях ребенка и его сверстников в школе?

– К сожалению, обращений за психологической помощью по данному поводу с каждым годом становится все больше. Причем обращаются дети и их родители в связи с проблемами взаимоотношений ребенка не только с одноклассниками, но и с учителями.

– Однажды дочка моей соседки, пятиклассница, пожаловалась мне на травлю со стороны одноклассников. Ее сначала доводили до слез, а потом дружно игнорировали. Трудно передать, как страдала эта девочка… Вам приходилось сталкиваться с подобным явлением?

– Описанную ситуацию психологи называют буллингом,который представляет собой самый настоящий террор по отношению к ребенку со стороны группы одноклассников. Это может быть физический буллинг – толчки, дерганье за волосы, порча имущества ребенка; вербальный – обидные насмешки, унизительные прозвища или социальный – в виде бойкота.

Чаще всего это явление встречается среди детей 11–12 лет: именно в этом возрасте возникает потребность в принадлежности к группе. В школе, где дети просто собраны вместе и у них нет общей объединяющей их цели, как, например, в каком-нибудь творческом кружке, буллинг – частое явление. В последние годы случаи буллинга стали наблюдаться и в младшей школе.

Читайте так же:  Содержание ребенка после развода закон

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в сумме до 100 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного лица за период до одного года.

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

Журнал Педагог

Автор: Попова Ирина Евгеньевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МДОУ № 15
Населённый пункт: г.Оленегорск
Наименование материала: статья «Жестокое обращение с ребенком»
Тема: «Жестокое обращение с ребенком»
Дата публикации: 16.09.2019
Раздел: дошкольное образование

Жестокое обращение с ребёнком.

Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети

выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать

соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоёмкий

процесс и требует от родителей много сил и терпения.

где родители испытывают

ребёнка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо

понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а

также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии

Положение ребёнка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях,


где ребёнок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже.

Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей

являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

оба родителя страдают

алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не

занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные

обсуждать, но и принимать меры по его решению.

несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение

ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди

калечат тело ребенка. Это — унижение, издевательства, различные формы

пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают

ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода.

Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей

уважения, внимания, ласки, тепла.

д е з а д а п т и р о в а н н ы х ,

с о з д а в а т ь

является дальнейшее воспроизводство жестокости.

• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием

отчимов и мачех;

алкоголизмом (наркоманией) или

вернувшегося из мест лишения свободы;

• статус беженцев, вынужденных переселенцев;

• умственные или физические недостатки ребенка;

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое

действие, которое наносит вред ребёнку.

отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут

сверстниками. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого

мнения о себе и об окружающих. Часто бывают тревожны и агрессивны.

Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина.

Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого

отношения к себе. Ответственность взрослых защитить ребёнка, попавшего в

обращении с детьми и безнадзорности, вы можете помочь им.

Виды жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми означает причинение ребёнку физических

эмоциональное или сексуальное насилие. Пренебрежение означает не давать

или не делать того, в чем нуждается ребёнок.

Физическое насилие над ребёнком заметить проще всего. Оно включает в

себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий.

кровоотёки и порезы, переломы и другие следы на теле ребёнка, которым так

же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей.

нелюбимым, в опасности. Такое поведение взрослых может варьироваться от

криков и угроз до игнорирования ребёнка и лишения его любви и заботы.

Подобные действия не оставляют следов на теле ребёнка, но могут быть не

менее опасными для состояния ребёнка.

К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

— угрозы в адрес ребёнка в открытой форме;

— преднамеренное ограничение общения ребёнка со сверстниками или

другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка

между детьми старшего

угроза его здоровью или развитию.

является даже более распространённым явлением.

. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок

может стать жертвой несчастного случая.

Читайте так же:  Где меняется снилс при смене фамилии

Что делать, если вы подозреваете, что ребёнок подвергается насилию или

Позвоните в полицию или местную Службу защиты детей. Вы можете не

сообщать своё имя. Если ребёнок находится в непосредственной опасности

или был тяжело ранен, не ждите. Немедленно вызовите скорую помощь,

полицию или другие службы спасения.

Если вы являетесь ребёнком или подростком, который в настоящее время

подвергается насилию, не скрывайте этого. Вы можете рассказать об этом

телефону доверия или обратиться в полицию, социальные службы.

Что делать, если вы боитесь, кто-то может нанести вред вашему ребёнку?

Если вы думаете, что ваш ребёнок находится в опасности, звоните 02,

поместите ребёнка в безопасное место и оставайтесь радом с ним. Чтобы

получить помощь в вашем районе, позвоните в социальную службу по месту

жительства, доверенные работника здравоохранения, организации по работе

с детьми или в полицию.

Если вас беспокоит поведение постороннего человека, вы заметили, что за

вашим ребёнком кто-то наблюдает или следит, постарайтесь поговорить с

ним и выяснить, с чем связано его поведение. Если ситуация становится

более серьёзной продумайте план действий и в следующий раз действуйте в

соответствии с ним.

Как можно предотвратить насилие над детьми и пренебрежение?

Чтобы защитить своего ребёнка от жестокого обращения:

Прислушивайтесь к своему ребёнку.

Пусть ребёнок знает, что он может с уверенностью говорить с вами о чем

Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка и членами их семей.

воспитателей в детском саду, учителей, нянь.

Научите ребёнка правильно называть интимные части тела, объясните

разницу между «хорошим» и «плохим» контактом.

Попросите членов семьи или друзей помочь вам, если вы не справляетесь

или устали. Изучите методы борьбы со стрессом.

Найдите информацию в интернете о здоровом образе жизни, помощи

Обратитесь за помощью в психологические службы или по телефону

доверия, если вы подвергаетесь насилию.

Научитесь распознавать признаки насилия и пренебрежения. Например,

ребёнок может отставать в развитии, плохо расти, быть грязным, неопрятным

или нездоровым, может проявлять агрессию, быть подавленным, тревожным.

Узнайте имена ваших соседей и их детей.

Предложите свою помощь молодым родителям.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с

— неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием

отчимов или мачех;

— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося

из мест лишения свободы;

— безработица, постоянные финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования;

— негативные семейные традиции;

— умственные или физические недостатки ребенка;

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только

увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти

Жестокое обращение с детьми в школе: актуальная проблема

Согласно исследованию ВОЗ, из всех европейских стран самое большое количество преступлений, совершаемых молодежью, регистрируется в России: на каждые 100 тыс. смертей молодых людей приходится 16 случаев, когда дети убивают детей.

Елена Александровна Деринова, врач-педиатр, психолог, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры поликлинической педиатрии РМАПО, рассказала о случаях жестокого обращения с детьми, происходящих в стенах образовательных учреждений.

– Можно ли выделить группы риска?

– К сожалению, от жестокого обращения не застрахован ни один ребенок, но длительные наблюдения экспертов позволили определить группу риска, критерии которой помогают выявить детей, наиболее склонных оказаться жертвой школьного насилия.

В первую очередь это дети с заболеваниями, для которых характерны физические недостатки, функциональные расстройства. Например, дети со сниженным слухом, с нарушением зрения, из-за которого им приходится носить очки, с ожирением, нарушениями движений, что часто встречается при детском церебральном параличе. Дети с недержанием мочи, эпилепсией, заиканием, тиками наиболее уязвимы в отношении насилия со стороны сверстников. Курносый нос, оттопыренные уши также могут стать причиной насмешек.

ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми.

Физическое насилие— действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка

1. Поведенческие и психологические индикаторы:

· задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:

· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

· имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

· типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

· следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

«Синдром тряски ребенка»:

· возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

Читайте так же:  Предотвращение насилие в семье

· у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

· следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

· обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Влияние на ребенка:

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав района Солнцево

Как выявить жестокое обращение с ребенком

Понятие «жестокое обращение с детьми» впервые в российском законодательстве появилось в 1968 году в Кодексе о браке и семье. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав.

Видео (кликните для воспроизведения).

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

физическое насилие

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

родители (или один из них) имеют психические заболевания;

нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

участки облысения, кровоподтеки на голове;

повреждения внутренних органов;

«синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

боязнь родителей или взрослых;

редкие проявления радости, плаксивость;

реакция испуга на плач других детей;

плохо развитые навыки общения;

крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

пассивная реакция на боль;

жестокость по отношению к животным;

отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст

стремление скрыть причину повреждений и травм;

боязнь идти домой после школы;

одиночество, отсутствие друзей;

плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;

Подростковый возраст

употребление алкоголя, наркотиков;

криминальное или антиобщественное поведение.

На неслучайный характер травм указывает:

множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

обвинение в травмах самого ребенка;

позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Читайте так же:  Судебная практика оспаривание отцовства отцом

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

Поговорите с родителями.

Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Обратитесь в полицию или прокуратуру.

Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

оскорбление и унижение его достоинства;

открытое неприятие и постоянная критика;

лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

задержка психического развития;

трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;

эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

избыточная потребность во внимании;

депрессия, попытки суицида;

неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

ложь, воровство, девиации в поведении;

нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.

В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

дети раннего возраста;

дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;

родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

в семьях, где много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

обвиняют его во всех своих неудачах.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.

Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.

Обратитесь в органы опеки и попечительства, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

пренебрежение потребностями

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

  1. отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  2. отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  3. отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

с психическими расстройствами;

юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

с низким социально-экономическим уровнем жизни;

с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;

перенесшие жестокое обращение в детстве;

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

отставание в весе и росте от сверстников;

частые «несчастные случаи»;

гнойные и хронические инфекционные заболевания;

отсутствие надлежащих прививок;

задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

поиск внимания, участия;

частые пропуски школьных занятий;

инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

агрессивен или замкнут, апатичен;

гиперактивен или подавлен;

неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

склонность к поджогам, жестокость к животным.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Профилактика жестокого обращения среди подростков

Петрова Марина
Профилактика жестокого обращения среди подростков

Мероприятия по профилактике жестокого обращения среди подростков

Жертвой станет тот, кто слабее.

Агрессия — это то, что многим отравляет жизнь. И даже когда с вами просто мало общаются в классе, это кажется ничем по сравнению с постоянными издевками и оскорблениями. Одни отделываются словесной атакой,на других направлена более тяжелая артиллерия: плевки, удары, пачканье одежды мелом, подножки, купания в унитазе.

5. РАБОТА В ГРУППАХ.

Каковы же причины агрессии и жестокости в школьном коллективе (работа в группах)

Безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или отсутствие его, запрет на физическую активность, отказ на право личной свободы.

Читайте так же:  Факт признания отцовства судебная практика

Недовольство собой, желание самоутвердиться, повышенная раздражительность.

Плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние СМИ.

Итак, подведём итог

А теперь предлагаю проголосовать. Прошу выбрать ту причину, которую вы считаете наиболее важной.

Агрессия подростков – это

• Способ обратить на себя внимание.

• Последствия неправильного воспитания.

• Виновата школа и общество.

6. СИТУАЦИИ В РОССИИ И МИРЕ.

Подростковая жестокость захлестывает мир. Вот только некоторые факты,подтверждающие это: (читают ученики)

Россия. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали.

Россия. В Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц.

Спустя время вы все проанализировали эту ситуацию. Предлагаю высказать ваше отношение к ней. Почему зрители подчинились «волчьим законам»? Не по той ли причине, что если не я, то меня? Что движет толпой в таких ситуациях? Какой негласный закон руководит ими? Почему большинство приняло позицию выжидания? Почему сохраняли молчание? Неужели перевелись в современном мире те, кто не боится противостоять толпе, заступиться за слабого? Неужели такие качества как сострадание, милосердие, доброта и порядочность сейчас не модны?

9. ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ.

В чём вред конфликтов между подростком и группой?

• Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

• Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

• В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

К каким последствиям может привести такой конфликт?

• невозможность достичь цели

Как преодолеть конфликты?

Как не стать жертвой конфликта?

Как не подвергнуть окружающих собственной агрессии и жестокости? Почему нельзя проявлять жестокость по отношению к другим?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Толерантность– это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.

• Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять — пойдите в секцию восточных единоборств. Научитесь контролировать себя и свои эмоции.

• Организовать себе регулярные физические нагрузки. После хорошей тренировки — неуправляемой агрессии не бывает.

• Полноценно отдыхать. Если вы спите 2 часа в сутки — об управлении собой речи идти не может. У вас для этого не хватает ресурсов, организм усталый, работает на пределе и заботиться об ограничении своей агрессивности не в состоянии. Обеспечьте своему организму достойный отдых.

• Практиковать спокойное присутствие. Как гладь озера реагирует на окружающую среду?Никак: просто отражает и все. Так же и вы — тренируйтесь просто воспринимать, что происходит вокруг и никак не реагировать на происходящее.

• Формировать позитивное мировоззрение.

Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?».

На прощание я хочу рассказать вам одну притчу.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался,а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!

Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!

Консультация «Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста» УДК Л. В. Саттарова студентка ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» г. Сибай,РФ E-mail: [email protected] СОЦИАЛЬНО –.

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком 1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения» Ребенок — это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей,.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми» Профилактика жестокого обращения с детьми Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? Воспитание ребенка, забота о его здоровье.

План по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, в том числе по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предотвращение рисков жестокого обращения с детьми в условиях проживания в замещающей семье Как ни прискорбно это оговаривать, но сейчас тема жестокого обращения с детьми настолько актуальна в наше время, что находится на пике и.

Источники

Жестокое обращение с детьми в школах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here