Главная страница 1



ДЫХАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА.

О здоровьесберегающих технологиях на уроках в школе сейчас очень много говорят и пишут. Я много думала, как можно помочь детям снять усталость после сложных, трудных уроков и в то же время настроить их на работу на моём уроке музыки. В своё время на занятиях хора в институте под руководством В.В. Козлякова мы занимались дыхательной гимнастикой, но это была гимнастика для взрослых, а ведь чтобы заинтересовать ребят, они должны не просто выполнять комплекс упражнений, а играть в весёлую игру. Постепенно на моих уроках появилась, а потом и "прижилась" дыхательно-игровая гимнастика.

Дыхательной гимнастикой врачи рекомендуют заниматься всем: она очень полезна для здоровья, снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и даже выводит из депрессии. Систематическое выполнение упражнений дыхательной гимнастики обеспечивает прекрасное лечебно-профилактическое действие, дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение. Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, нормализует как повышенное, так и пониженное давление, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород.

На уроках музыки в начальных классах я систематически, начиная с первого класса, занимаюсь дыхательной гимнастикой по двум причинам:



  • Это полезно для здоровья детей, снижает утомляемость, действует так же благотворно, как массаж на организм в целом.

  • Дыхательная гимнастика помогает мне научить детей правильно дышать во время пения.

Это очень интересно

Научиться песни петь.

Но не каждому известно,

Как дыханием владеть.

Мягким сделать вдох старайся

Дыши носом, а не ртом.

Да смотри, не отвлекайся,

Сделал вдох - замри потом.

Выдох делай тихим, плавным,

Как кружение листа-

Вот и выйдет песня славной,

И свободна, и чиста! / В.Степанов/

Во время дыхательной гимнастики мы учимся глубокому носовому вдоху, быстрому и бесшумному вдоху носом и ртом одновременно, следим за тем, чтобы дыхание было бесшумным, а плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены. Следуя старинной мудрости: "Пойте хорошо, дышите удобно", тренируем длинный выдох, учимся не разрывать фразу, не дышать в середине слова. Во время дыхательно-игро­вой гимнастики мы знакомимся с дирижёрскими жестами, играем" в дири­жёра", ребятам очень нравится эта игра. Комплекс дыхательно-игровой гимнастики я составляла из упражнений разных авторов, включала туда свои собственные, которые придумывала в процессе обучения. Так же в комплекс обязательно входят игры. Есть обязательные упражнения, которые выполняются на каждом занятии, есть упражнения, которые меня­ются, заканчиваем комплекс играми. Вся гимнастика занимает 5-10 минут и проводится во второй половине урока. Ребят я предупреждаю ещё на самых первых уроках в 1-м классе, что дыхательная гимнастика-дело серьёзное, и они относятся к ней серьёзно, стараются выполнять упражнения правильно. После выполнения гимнастики мы переходим к распеваниям, которые всегда проводятся в игровой форме, мы играем в игру "Э X 0 ", которую дети очень любят.

Я хочу предложить примерный комплекс дыхательно-игровой гимнастики для ребят начальной школы.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.


1. /Обязательное упражнение/

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.

1-2- вдох носом, руки поднять вверх.

3-4- выдох ртом, руки опустить вниз.

Повторить 3-4 раза.

2./Обязательнее упражнение/

И.п. то же, правую руку положить на грудь, левую руку на диафрагму.

1- 2- вдох носом, рукой надавить на живот.

3- 4 - выдох ртом, рукой надавить на грудь.

Повторить 3-4 раза.

3. "К О Р О Б О Ч К А "

И.п. стоя, слегка присесть, колени вместе, обхватить плечи руками крест-накрест.

1-2 - вдох носом и ртом одновременно подняться на носки, руки развести вверх в стороны.

3-4 - резкий выдох ртом, губы сложить "в трубочку", занять и.п.

Повторить 3 раза.

4. "Г А Р М ОШ КА”

И.п. - стоя ноги на ширине, плеч, руки перед грудью, соединить кисти рук вертикально.

1-2-3-4- медленный вдох ртом и носом одновременно, руки медленно разводить в стороны "играем на гармошке".

5-6- резкий выдох на слог "ха",руки соединить в и.п.



5. "ДРОВОСЕК"

И.п. - стоя, ноги шире плеч, корпус наклонить вниз, руки внизу соединить, сплести пальцы "держать топор".

1-2-3-4- вдох ртом и носом одновременно, руки и корпус поднимать вверх "поднимаем топор",

5-6 - резкий выдох ртом и носом на слог "ха" - рубим дерево.

Повторять 3-4 раза.

6. "САМОЛЕТ"

И.п. -стоя, руки соединить кистями вертикально, опустить вниз.

1-2 - вдох носом,

3-4-5-6-7-8- руками делать волнообразные движения, поднимаясь вверх, голосом проговаривать звук "у-у", сначала в нижнем регистре, потом все выше и выше, и наверху резко " у!" - "самолёт улетел" - руки через стороны вернуть в и.п.

Повторять упражнение 3-4 раза.

7. "ЗАМЁРЗЛИ РУЧКИ"

И.п. - стоя, кисти рук соединить, держать их около рта.

1-2 - глубокий вдох ртом и носом одновременно,

3-4-5-6-7-8- дышать на руки, выдыхая на слог "ха", как будто отогревая их от холода на морозе – «дышим на ручки ,как дышит собачка».



8. “И Д Ё М 3 А ФРУКТАМИ"

Прежде чем начинать упражнение, я всегда интересуюсь, за какими фруктами пойдут дети и, выбрав 5-6 разных фруктов по желанию, начинаем.

"Берём корзинку в руку и ставим её справа от себя".

И.п. - стоя, левая рука внизу, правая согнута в кулачок на уровне груди.

1-2-3-4- вдох ртом и носом одновременно, тянемся рукой вверх за фруктом.

5-6- резкий выдох ртом и носом "срываем фрукт"

7-8- не дышать, "положить фрукт, в корзинку".

Повторить 3 раза, затем руки поменять.



9. "СВЕЧКА"

И.п. - стоя .руки перед грудью, ладонями кверху, на них как бы находится свеча, которую нужно "зажечь" и поднести ко рту. ;

1-2- вдох носом бесшумный, "чтобы не задуть свечку".

5-6-7-8- выдох, ртом бесшумный. .-• -

Повторить 2 раза, затем "задуть свечку".

И Г Р Ы.

1. ГНОМ И ВЕЛИКАН.


Великан/говорит басом/ - учитель.

Гном / говорит тонким голосом/ - ученики

В: Кто живёт под потолком?

Д: Гном!

В: У него есть борода

Д: Да!

В: А манишка и жилет?

Д: Нет!

В: Как встаёт он по утрам?

Д: Сам!

В: Кто с ним утром кофе пьёт?

Д: Кот!

В: А давно он там живёт?

Д: Год!

В: Кто с ним бегает вдоль крыш?

Д: Мышь!

В: Ну а как его зовут?

Д: Скрут!

В: Он капризничает, да?

Д: Ни-ког-да!

И Затем поменяться ролями



2. X Н Ы К ' ;

Дети стоят прямо, руки перед грудью, пальцы сцеплены.

I-вдох носом,на слова "хнык, хнык - это хныыык"—2 раза руками

нарисовать круг.

2 раза наклонить кисти рук,1 раз нарисовать круг.


  1. на слова "карлик вредный и плаксивый" - по 2 раза каждой рукой грозим пальцем.

  2. на слова "уходи отсюда живо!" - отмахиваемся руками на каждый слог,

  3. на слова "класс рыдать наш не привык"- попеременно по 2 раза грозим на каждый слог каждой рукой.

5- на слова "уходи отсюда"- отмахиваемся б раз попеременно руками,
на слова " хныыык!" - рисуем руками большой круг.

3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЁЖИК.


Дети сидят, руки держат перед собой на уровне груди, как будто у них в руках барабанные палочки.

Учитель: С барабаном ходит ёжик.

Дети: Бум! Бум! Бум! (беззвучно стучат барабанными палочками)

Учитель: Целый день играет ёжик!

Дети: Бум! Бум! Бум! (то же)

Учитель: С барабаном за плечами!

Дети: Бум! Бум! Бум!

Учитель: Ёжик в сад забрёл случайно!

Дети: Бум! Бум! Бум!

Учитель: Очень яблоки любил он!

Дети: Ой!0й! Ой! (поглаживают себя по животу)

Учитель: Барабан в лесу забыл он!

Дети:0й!0й! Ой! (держатся за голову, покачивая головой)

Учитель: Ночью яблоки срывались!

Дети: Шлёп! Шлёп! Шлёп! (хлопают в ладоши)

Учитель: И удары раздавались!

Дети: Шлёп! Шлёп! Шлёп! (хлопают в ладоши)

Учитель: Очень зайчики струхнули!

Дети: Ой! 0й! Ой! ( качают головой )

Учитель: До рассвета не уснули!

Дети: Ой! 0й! Ой! (руки под щеку)

Затем можно играть побыстрее, шёпотом: учитель говорит шёпотом, а ребята показывают движения.



4. Закрой глаза - завершает комплекс.

Дети садятся, глаза закрывают руками и проговаривают все вместе:

-К нам пришёл закрой глаза. На него смотреть нельзя! Поскорей закрой глаза!

Открывают глаза, руки убирают и вместе с хлопками на каждое слово:А теперь глаза открой! Он весёлый, золотой! Поскорей глаза открой!



Американские учёные сделали недавно открытие, что хоровое пение повышает иммунитет, благотворно влияет на организм в целом, помогает укрепить здоровье и добиться стойкого душевного комфорта. На моих уроках ребята занимаются дыхательно-игровой гимнасти­кой, поют песни, вокально-хоровые упражнения. Мне приятно, что уроки музыки так полезны для здоровья детей, они укрепляют уве­ренность в собственных силах, несут в себе гармонию и энергию!



Смотрите также:
Дыхательно-игровая гимнастика
82.09kb.
Формы и методы применения физических упражнений
30.59kb.
20 лет зао «Атрус» Собор древнейших городов России, Украины и Беларуси
11.05kb.
Сказка для театра кукол Действующие лица: Заведующая Помощник, он же Мальчик Шкаф Пианино Коврик Стульчики
168.43kb.