Главная страница 1
скачать файл

Депрессия детского возраста
В настоящее время депрессия определяется как болезненное состояние с характерным чувством тоски, подавленности, отчаяния, с мыслительной и двигательной заторможенностью Общепринято деление депрессий на две основные группы:

  • экзогенную (как психическая реакция на неприятное угнетающее событие);

  • эндогенную (как понижение настроения, связанное с физиологическим состоянием).

Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает, прежде всего, тяжёлые, мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены.


Основные симптомы:

  • Подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств;

  • Снижение интеллектуальной активности;

  • Ангедония — потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; Выраженная утомляемость, «упадок сил».



Дополнительные симптомы:


  • Чувство вины, бесполезности, тревоги и (или) страха;

  • Заниженная самооценка;

  • Неспособность концентрироваться и принимать решения;

  • Суицидальные тенденции;

  • Нестабильный аппетит, отмеченное снижение или прибавление в весе;

  • Нарушенный сон, присутствие бессонницы или пересыпания.

Когда речь заходит о депрессивных состояниях у детей, проблема возникает уже при определении этого понятия. Депрессии же у детей трудно распознаются. Это связано с двумя основными моментами. Во-первых, депрессивная симптоматика наслаивается на психологические особенности возраста. Во-вторых, симптоматика часто имеет маскированные (скрытые) формы. Депрессивное состояние может «прятаться» за болевыми симптомами или различными формами отклоняющегося поведения. Есть еще один очень важный момент: дети испытывают трудности при вербализации (обозначении словами) своих переживаний.

Ребенок, особенного дошкольного и младшего школьного возраста, не сможет сказать вам, что у него депрессия и его мучают чувство вины и собственной никчемности.

Каковы же причины детской депрессии

Причинами детской депрессии являются генетические, биологические факторы и психосоциальные влияния. И выделить какую-то одну причину, один фактор, представляется достаточно сложным. Взаимодействие этих факторов зачастую носит очень неоднозначный характер.

Так, генетические факторы риска оказывают воздействие на нейробиологические процессы.

Это отражается на детском темпераменте, который характеризуется сверхчувствительностью к негативным раздражителям и повышенной негативной эмоциональностью. Кроме того, риск депрессий возрастает у детей, чьи родители в детстве сами страдали депрессией.

Вероятность возникновения депрессии у таких детей до достижения ими тринадцатилетнего возраста в 14 раз выше по сравнению с детьми, чьи родители не страдали депрессией.

Одним из важнейших социальных факторов является неблагополучный характер семейных взаимоотношений.

Сложные отношения создают неблагоприятную эмоциональную и социальную обстановку внутри семьи, что способствует возникновению у ребенка трудностей, связанных с эффективной регуляцией эмоций, проблем в межличностном общении. Такому ребенку становится трудно справляться со стрессами.

Наиболее травмирующим фактором для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет) является отделение от матери, от семьи:



  • помещение в больницу;

  • санаторий;

  • круглосуточный детский сад, ясли;

  • дом ребенка и т. п.,

Для детей старше 5 лет - длительная неблагополучная семейная ситуация:



  • скандалы в семье;

  • жестокость родителей;

  • развод родителей;

  • смерть родителей.

Начиная с 7-летнего возраста, наиболее значимыми факторами депрессии становятся проблемы, связанные со школой:



  • отставание от сверстников в физическом и психоэмоциональном развитии;




  • смена класса;




  • смена учителя;




  • межличностные конфликты;




  • нетактичное поведение педагога.

Депрессия может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами, на фоне полного физического и социального благополучия. Возникновение этой разновидности депрессий, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге.
Как можно узнать, что у ребенка депрессия?
Признаки и симптомы депрессии у детей включают:

  • Раздражительность или гнев;

  • Чувство печали и беспомощности;

  • Социальную самоизоляцию;

  • Повышенную чувствительность при отказе;

  • Изменения аппетита: или повышение, или уменьшение;

  • Нарушение сна - бессонница или слишком много сна;

  • Нарушение концентрации;

  • Усталость и низкая энергия;

  • Физические проблемы (как, например, боль в животе, головные боли), которые не реагируют на лечение;

  • Уменьшение деятельности дома или с друзьями;

  • Чувство бесполезности или вины;

  • Проблемы с памятью или с концентрацией;

  • Мысли о смерти или самоубийстве.

Проявления депрессии в разных возрастах могут быть разными.
У младших школьников более заметны:

  • замкнутость;

  • безразличие;

  • потеря интереса к играм, школьным занятиям;

  • тоскливое настроение. Чаще дети жалуются на то, что им "скучно", "ничего не интересно", "невыносимо", "хочется плакать. Жалоба на "скуку", означающая снижение интереса к окружающей жизни, - один из самых частых признаков детских депрессий.

  • повышенная слезливость;

  • постоянная готовность к плачу. Депрессивные дети плачут по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении. Между тем дети выглядят не столько печальными, сколько мрачными и угрюмыми. В отличие от взрослых, "вектор вины" при детской депрессии направлен вовне. Дети недовольны отношением к ним родителей, считают их виновными в плохом самочувствии, сниженном настроении, высказывают массу претензий и упреков. Возможен негативизм (когда ребенок отказывается выполнять порученные ему просьбы или противоречит родителям и другим взрослым в чем бы то ни было), недовольно-ворчливое настроение, повышения чувствительность к малейшим критическим замечаниям, поведенческие расстройства (например, агрессивность, уходы из дома).

Другое проявление — ухудшение успеваемости в школе. Ребенок перестает справляться с привычными нагрузками в школе. Теряет интерес к любимым предметам и кружкам. Учителя так же могут отмечать ухудшение поведения в классе.

  • Возрастает школьная дезадаптация. Дети все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, не понимают прочитанного. Много раз пересказав текст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решить простейших задач, путают счет. Начинают плакать, причитая, что все их усилия напрасны, что "все равно будет двойка". Становятся крайне рассеянными, забывают дома тетради, учебники, жалуются на потерю памяти: Считают, что учителя их недолюбливают за тупость, сверстники презирают, стремятся обидеть, смеются над их плохой успеваемостью, что они неинтересны, неприятны, и даже родители отдают предпочтение другим детям в семье.

  • Появляется и несвойственная ребенку медлительность;

  • Неловкость. Дети подолгу одеваются, не могут бегать, играть со сверстниками на переменах, на уроках физкультуры выглядят вялыми и неуклюжими, постепенно прекращают посещать спортивные секции, требующие физического напряжения.

Дети начинают бояться будущего и убеждают себя в том, что обречены в жизни на неудачи, часто задавая следующие вопросы: «Что толку беспокоиться об этом?» или «Какой смысл пытаться это делать?» Когда такие переживания становятся интенсивными, возрастает риск суицида. Повышенные требования к ребенку ведут к усилению депрессии, и, напротив, депрессивные симптомы иногда полностью исчезают при снижении требований и школьных нагрузок. На фоне затяжных депрессивных состояний у детей нередко возникают тики, навязчивые действия, страхи, особенно «школьные фобии» - страх перед школой, учителями, скоплением детей, ответами у доски, уходами, побегами, и полным отказом от посещения школы. В период улучшений ребенок дает слово завтра же отправиться в школу, готовит уроки, собирает портфель, а на утро либо наотрез отказывается выполнять свое обещание, либо доходит до ворот школы и возвращается домой. Связно объяснить свое состояние не может, на все вопросы отвечает "не могу", "не хочу" или каждый раз ссылается на новые несущественные причины. Он весел и спокоен, когда в связи с болезнью или каникулами родители прекращают обсуждать вопрос о школе.
Самую яркую окраску приобретают депрессии у подростков. К чувствам грусти, тоски, печали присоединяются идеи собственной никчемности, ущербности, неинтересности для сверстников, болезненности. Проявления могут быть очень разными: подросток может стать вялым и апатичным, может стать грубым и непослушным, может тревожно говорить и думать только о своем здоровье или внешности.

Утрата воли, энергии проявляются в томительном безделье, мучительном "убивании времени" с помощью телевизора, в перечитывании много раз прочитанных книг, в несвойственных возрасту играх (солдатики, машинки) и т.д. При этом школьник не может сесть за уроки, ругая себя за лень и отсутствие силы воли. При отсутствии успехов от занятий подросток стремиться избежать ситуаций, контролирующих качество обучения: тайком пропускает некоторые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекращает посещать школу, возникают социальная отгороженность в школьном коллективе. Родители, педагоги, одноклассники не могут объяснить изменение характера подростка и падения его успеваемости, расценивая эти проявления как лень, распущенность или находя этому причины в ссоре с приятелями, влиянии дурной компании. Соответственно, к такому подростку подходят с дисциплинарными мерками - требованиями, наказаниями, порой очень жестокими. Нарушение поведения с агрессивными проявлениями, которых не было прежде.Уязвленный подросток реагирует на все замечания грубостью, резкостью, а иногда и физической агрессией. Он становится конфликтным, драчливым, нетерпимым. Некоторые подростки стремятся улучшить свое состояние с помощью алкоголя и наркотиков. Могут появиться суицидальные тенденции.

Итак, как же понять, что проявления, которые беспокоят родителей, являются проявлениями депрессии, а не «характерологическими» особенностями ребенка?

Дело в том, что описанные проявления возникают как бы вдруг. Родителям бывает трудно однозначно ответить на вопрос, когда их ребенок изменился, но они могут указать на то, что он стал другим: прилежный ученик перестал интересоваться учебой; забияка превратился в тихоню; а прежде уравновешенный ребенок стал огрызаться родителям и учителям, убегать из дома и обижать младших.

Нераспознанные депрессивные расстройства в дальнейшем могут привести к тяжелым формам дезадаптации вплоть до суицида.
Как можно помочь ребенку, находящемуся в подобном состоянии.
В любом случае, если неблагополучное, подавленное состояние затягивается больше, чем на 2 недели, даже если его причина кажется совершенно понятной и "естественной", стоит обратиться к врачу. За видимой понятностью может скрываться болезненное состояние, для выхода из которого необходима медикаментозная помощь.

И мы должны помнить, что чем раньше ребенку будет оказана помощь и со стороны ближайшего окружения ребенка и со стороны специалистов: врача- психиатра, психотерапевта, психолога, тем легче он выйдет из болезненного состояния, тем меньше возможности неблагоприятных последствий.

При этом самым важным будет именно отношение близких взрослых: сочувствие, понимание страдания ребенка, умение в процессе общения отвлечь его от тягостных мыслей и переключить на интересные ему темы. Такое общение станет необходимым фундаментом детского выздоровления.
Хороший эффект при работе специалистов с детьми, страдающими депрессиями, приносят различные формы психотерапевтических занятий.
Индивидуальная терапия: происходит повышение самооценки ребенка, развитие его способности выражать свои чувства, рассказывать о них, представлять травмирующие его переживания, справляться с проблемой и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.
Когнитивная поведенческая психотерапия:

Связана с выработкой навыка самоконтроля, самоактуализации и управления ситуацией.


Дети обучаются самостоятельно или в группе разрешать проблемные ситуации, влиять на свое настроение, повышать самооценку, отрабатывать более адаптивный стиль поведения.

Семейная терапия. В процессе психотерапии исследуются взаимодействия членов семьи, поддерживающие депрессию и фокус переносится с ребенка, страдающего депрессией на семью в целом.
Антидепрессивное медикаментозное лечение

детей и подростков применяется в том случае если не помогает психосоциальная терапия.


Если не рассматривать случаи сложных драматических отношений в школе, то наиболее предпочтительным для ребенка остается обучение в собственном классе. Прекращение обучения и воспитания недопустимо даже при тяжелых формах психических заболеваний. При упорстве и терпении родителей, внимательном и гибком отношении педагогов, такие дети постепенно привыкают к коллективу, делают успехи в определенных областях знания, хорошо и даже отлично учатся.

Что же может являть профилактикой депрессивных состояний у детей и подростков в условиях образовательного учреждения.


  • Неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований, педагогической культуры в повседневной работе учителя;

  • Активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся «группы риска»;

  • Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а так же индивидуальных приёмов, психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

  • Воспитание у детей, подростков основ здорового образа жизни;

  • Изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки;

  • Организация взаимодействия с семьей, привлечение родителей к организации воспитательных и профилактических мероприятий;

  • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;

  • Постоянное отслеживание пробелов знаний, умениях и навыков, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования;

  • Создание положительной «Я-концепции»;

  • Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

  • Анализ результата деятельности учеников, их достижений;

  • Поощрение положительных изменений;

  • Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы;

  • Совершенствование системы взаимодействия педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников по выявлению, психологической реабилитации, социальной адаптации детей, имеющих личностные проблемы, нарушения физического и психического здоровья.

Мы можем предложить некоторые диагностические и коррекционные методики, которые могут использоваться педагогами и не требуют специальной психологической подготовки.



Диагностические и коррекционные методики для педагогов
Упражнение-конкурс. «Какой Я»
Цель: Выявление особенностей характера.

Содержание:

дается инструкция – нужно рассказать самое главное о себе в 3-х предложениях. Учитель приводит пример, рассказывая о себе:

«Я уважаю и люблю своих учеников. Я требователен к ним, потому что я хочу...». Призы вручаются за точное выполнение условий конкурса.

Вариации: Можно варьировать число предложений. Можно задавать конкретную тему или ситуацию. Использовать в зависимости от возраста, опыта детей и имеющихся возможностей.
Результат:

Учитель, проводя этот конкурс,

получает информацию о том:
1)как ребенок оценивает себя, какие свои качества считает важными и главными;
2)как его оценивают одноклассники;
3)существуют ли различия в самооценке и оценках других.
Выводы:

Выявляются

дети, которым требуется коррекция

поведения.



Упражнение: «Я хороший, я плохой».

Цель: Обучить способам самоанализа.
Оборудование:

- Чистые листы бумаги;




  • Ручки всем детям.






Содержание:

Чистый лист бумаги (страница в

тетради) делится вертикальной
линией пополам. Слева — место

для положительных качеств,

справа — для отрицательных.

Попросите детей больше

сосредоточиться на

достоинствах, т.к. недостатки

описывать легче.

Вариации: Можно развить методику: с согласия детей устроить коллективное обсуждение. Необходимо соблюдать предельную осторожность, т. к. некоторым детям это может не понравиться и вызвать различные переживания, они замкнутся в себе и в следующий раз не откликнутся на подобные просьбы. Обсудите черты характера только тех, кто этого пожелает сам. Хвалите, мягко подсказывайте, привлекайте к обсуждению всех детей
Самоотчет «Я был, я стал».

Цель: Обучить способам самоанализа.
Содержание:

В конце учебы ученики кратко пишут, от каких недостатков поведения, плохих привычек им удалось избавиться.



Вариации: Можно развить методику и с согласия детей устроить коллективное обсуждение. Соблюдать предельную осторожность, т. к. некоторым детям это может не понравиться. Обсуждать надо успехи тех, кто этого захочет сам. Отмечается малейший прогресс.
Результат:

Подведение итогов воспитательной работы.

Наличие изменений в поведенческой и эмоционально-волевой сфере у детей.


Сочинение-конкурс: «Я глазами других».

Цель: Выявление особенностей самооценки.
Содержание:

Проводится в виде краткого сочинения.


Ребенка просят рассказать, как его воспринимают другие дети, какие его качества вызывают у детей симпатию, какие нет.

Вариации: Можно задавать конкретную ситуацию, например: «Каким видят меня мои товарищи на улице?» Если ребенок согласен, то отзывы о нем могут написать другие. В таком случае задание можно трансформировать примерно так: «Что мы знаем о Мише?» Ученик может сказать, какие характеристики не совпадают с его представлениями о себе. Ведь дети не всегда правильно характеризуют своих одноклассников, не умеют правильно оценивать их поведение.
Результат:

Учитель, подводя итоги, получает информацию о том:


1)как дети оценивает поступки других;
2)как происходит взаимооценка поведения;
3)существуют ли и какие различия в самооценке и оценках других.
Накапливаются данные об особенностях поведения детей. Выявляются дети, которым требуется коррекция поведения..

Сочинение — самоотчет: «Я не такой как все».

Цель: Выявление личностных особенностей.
Содержание:

Задание трудное.

Ученикам предлагается выявить у себя несколько черт характера, поведения, реакции на события и т. д., которые отличают его от других. Учителю необходимо подчеркнуть, что индивидуальность- одна из самых ценных характеристик человека.

Вариации: Можно задавать конкретную ситуацию.
Результат:

Учитель получает информацию о том:


1)как ребенок оценивает себя, свои качества;
2)чем, как он считает, отличается от других детей;
3)какие свои характеристики он оценивает как наиболее значимые.
Выявляются дети, которым требуется

коррекция поведения.
скачать файл



Смотрите также:
Экзогенную (как психическая реакция на неприятное угнетающее событие)
133.19kb.
Психологическая травма реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие
93.39kb.
Как называется защитный костюм космонавта
61.42kb.
Фестиваль дизайна событие, призванное привлечь внимание к дизайну как средству улучшения пространственной среды обитания сибиряков
64.35kb.
«Гроб может быть разным. Смотря как его использовать»
100.33kb.
Отдельная химическая реакция
153.95kb.
«биосинтез белка»
14.69kb.
Цель работы: закрепить понятие «качественная реакция»; экспериментальным путем обнаружить катионы и анионы; закрепить навыки проведения химического эксперимента
101.86kb.
Хирургический сепсис – реакция системного воспаления в макроорганиме на инфекционный очаг
197.48kb.
Острая реакция на стресс: проявления, варианты течения и виды психологической помощи. Экстренная психологическая помощь пострадавшим и их родственникам в чрезвычайных ситуациях
23.94kb.
Закавказье в международных отношениях: исторический аспект Борьба за господство в Закавказье: XVI в. 1914 г
228.27kb.
В начале июля в политической жизни Японии произошло значимое событие раскололась правящая Демократическая партия /дпя/: из ее рядов вышло весьма солидное число депутатов парламента 53 законодателя
36.51kb.