Главная страница 1

Тема «ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО – "ВЫСТОЯТЬ"»
Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Ход беседы

1. Вступительное слово ведущего.

Ведущий (учитель). В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и победоносном окончании войны в Европе.

Великая Отечественная война (19411945 гг.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.



2. Чтение стихотворений, рассуждения учащихся по теме.

Ученица читает стихотворение:

Они накинулись, неистовы,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово «выстоять»,

Когда и выстоять нельзя,

И есть душа – она все вытерпит,

И есть земля – она одна,

Большая, добрая, сердитая,

Как кровь, тепла и солона.

И. Эренбург

Ведущий. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

Как вы понимаете слово «подвиг»?



Учащиеся рассуждают.

Ведущий. Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под кованой пятой немецко-фашистских захватчиков, когда Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

В памяти народа навечно остались: 29 трагических дней – столько дней мужественно сражались защитники Брестской крепости и не покорились врагу; 250 дней героической обороны Севастополя; 900 дней блокады Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа; 103 дня великой битвы под Москвой; 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге.
Звучит 7-я симфония Д. Шостаковича (в записи). На фоне музыки ученик читает стихотворение:

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,



Родина?

Пламя ударило в небо – ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» 



Родина?

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега,

Но – поднимались в рост

Звонкие, как победа!

Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно…

Можно убить меня,

Нас убить невозможно!

Р. Рождественский

Ведущий. Весь народ поднялся на защиту Родины. Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей.

Ученик.

Вспомним их поименно…

Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым

Это нужно  живым!
3. Демонстрация живой газеты.

Учащиеся поочередно называют имена героев и кратко сообщают об их подвиге.

Живая газета

(монтаж)


Иван Иванович Иванов совершил один из первых воздушных таранов в Отечественной войне.

Виктор Талалихин совершил первый воздушный таран в ночном небе Москвы.

Николай Гастелло точно вывел свой горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков и машин.

Людмила Павличенко – снайпер, она уничтожила более 100 захватчиков.

А. К. Горобец один вступил в бой с двадцатью фашистскими самолетами, девять из них сбил.

А. Ф. Наумов ворвался в глубину обороны гитлеровцев. Его танк был подбит. Испробовав все попытки взять танкистов живыми, фашисты облили танк бензином и подожгли. Подвиг танкистов сродни подвигу матросов крейсера «Варяг».

М. П. Девятаев захватил с группой военнопленных в концентрационном лагере немецкий самолет и благополучно приземлился в расположении наших войск.

Мусса Джалиль – замечательный писатель, поэт, погиб в концлагере от рук фашистских палачей.

Ю. В. Смирнов не выдал своих товарищей, распят на досках блиндажа.

Федор Полетаев пал смертью героя на итальянской земле. Он является единственным иностранцем, награжденным Золотой медалью – высшей и очень почетной наградой итальянского Сопротивления. Солдату, награжденному этой медалью, в Италии генерал первым обязан отдавать честь.

– За подвиги в годы войны четверо ямальцев1 получили звание Героя Советского Союза  это Александр Звягин, Николай Архангенский, Иван Корольков, Анатолий Зверев:

Александр Евстафьевич Звягин  летчик. Он совершил 153 успешных вылета.

Николай Васильевич Архангенский тоже летчик. Он сделал более 220 вылетов. 14 января 1945 г. он погиб при выполнении боевого задания.

Иван Васильевич Корольков боевой подвиг совершил в 1943 г. при форсировании Днепра. После окончания войны вел большую педагогическую деятельность.

Анатолий Михайлович Зверев добровольцем ушел на фронт. Он погиб в 1944 г. в боях на берегах Западной Двины. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно.

Запомните их имена! (Учащиеся эти слова произносят все вместе).


Ведущий. А сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах!

4. Чтение статей фронтового журналиста.

1-й ученик. «Солдат становится героем» – статья фронтового журналиста Евгения Кригера.

«Судьбу человека на войне во многом определяет именно первый бой. Плохо, если первый бой сложится неудачно, это может на долгое время лишить человека уверенности в своих силах, воля его будет надломлена ожиданием второй неудачи. Георгию Токареву не повезло. В первом бою он пережил гибель самолета, близость смерти и мучительное чувство обиды. Двадцатилетний юноша из летной школы атаковал знающих, умелых убийц, громивших города Польши, Франции, Бельгии, Греции. Он бился отчаянно, и его все-таки сбили. Ему удалось спастись, выбраться из кабины горящего самолета, высвободить парашют. Токарев не дал обиде свалить себя, он сохранил главное – мужество. Первое поражение он сделал для себя школой. Он выверил каждое свое движение в том первом бою. Он искал ошибки и нашел все до одной. Творцом событий в бою должен быть он сам, летчик Георгий Токарев. Не ждать решения врага, а первому решать, стать хозяином боя с первой минуты. И когда враг почувствует это, он будет побежден. Сержант Токарев учился в боях.

В бою против двух «мессеров» над истерзанным Сталинградом ему понадобилось целых 30 минут, чтобы сбить одного из них, но все же он сбил его! Над Курском Георгий Токарев участвовал в бою против пятисот вражеских самолетов и увидел тогда, как выглядит настоящий разгром неприятельской воздушной армады. Но тогда он был уже лейтенантом. К тому времени он уже сбил в одиночных и групповых боях одиннадцать фашистских самолетов. В июне бывший сержант уже командовал эскадрильей. Вот почему ему не стыдно было рассказывать о том, что в первом бою его сбили. Одиннадцать раз он уже успел рассчитаться за свою первую обиду».

2-й ученик. Фронтовой корреспондент Евгений Кригер в статье «Двадцать восемь русских пушек» рассказывает, как дрались наши солдаты.

«Июль 1943 г. Курская дуга. Солдаты Рокоссовского. Вот один из них сидит рядом со мной после невероятного, непонятного мне боя. Ему всего 19 лет. Зовут Гаврилов Николай Степанович. Несмотря на страшную усталость, открыто и весело встречает ваш взгляд и с готовностью старается объяснить то непонятное, кажущееся непомерным для человеческих сил, для человеческой воли, что только что сделал он и его товарищи.

Такой он маленький и такая чистота в его глазах, с такой пылкой преднамеренностью он отзывается о своих командирах и товарищах, что хочется назвать его Коленькой, как сына. Лицо его и щеки и уши в ссадинах и царапинах с запекшейся кровью. Смерть прикасалась к нему осколками вражеских снарядов, но не справилась и ушла. Что произошло там, в бою? Какой-то участок нашего фронта оказался обнаженным. Пехота к нему не поспела. Остались одни артиллеристы. После боевой обработки на уязвимый участок лавиной двинулись фашистские танки. Много их было, десятки, содрогалась земля. Наши орудия открыли огонь. Танки горели, за ними выдвигались новые и новые, били из пушек по нашим орудиям. Наконец Коля Гаврилов с ужасом увидел, что остался возле орудия один. Его товарищи тяжело ранены или убиты. Что он должен делать, маленький, хрупкий юноша? Коля решил стрелять из подбитого орудия, один за всех, за истекающих кровью друзей, за убитого командира. Он действовал их волей, их солдатской стойкой ненавистью к врагу. Он стрелял без прицела – прицельное приспособление было сорвано. Смотрел прямо в канал ствола, стараясь забрать в это темное круглое поле тушу идущего на него танка.

Трудно одному стрелять из пушки, которую в бою обслуживают шесть человек. Шестой снаряд был для танка смертельным. Танк издыхал в жадном воющем пламени, и так как другие наши орудия еще стреляли и делали свое дело, то фашистские танки отпрянули от страшного места, повернули в строну, уходя от гибели. Тогда только он спустился в ровик, где стонали батарейцы Сальков и Волынкин, пытаясь перевязать их, но тут новый снаряд поднял пушку на воздух, и Колю взрывной волной швырнуло на землю. Оглушенный, окровавленный, изнемогающий, он один дотащил двух товарищей до медсанбата. Только потом он узнал, что наши артиллеристы, и сам он в том числе, на опасном, обнаженном участке длиной в шесть километров отбили атаку трехсот фашистских танков.

Представляю себя, каким собранным, напряженным и яростным был юноша-артиллерист, спасавший положение на своей огневой позиции, мстивший за своего командира и своих старших товарищей. Но я видел его бесконечно добрым и нежным. Слабая улыбка теплилась на его лице. Да, он победил!

Ярость и нежность. Гнев, но не злоба. Беспощадность к напавшим, но снисходительность к пленным. Разящим врага, но спасающим из огня его детей. Стойким в тяжелом бою, в неблагоприятной обстановке, бесконечно трудолюбивым в титанических условиях, какие требовал от бойцов фронт в каждый из дней войны. Такими были наши солдаты на войне. И, прежде всего, они были людьми, убежденными в своей правоте, в святости дела, за которое они шли на смерть».



5. Рассказы о подвигах партизан в годы войны.

Ведущий. В районах, захваченных врагом, создавались партизанские отряды. Ни днем, ни ночью не давали покоя нацистам неуловимые народные мстители. И хотя война и дети – это несовместимо, но так оно и было. Вместе со взрослыми в партизанских отрядах находились совсем юные бойцы. Они пробирались в самые уязвимые места противника, куда взрослым проникнуть было труднее, захватывали оружие, собирали ценные разведывательные данные для командования фронта. Их руками были пущены под откос сотни эшелонов с гитлеровцами, вооружением и боеприпасами, взорвано немало военных объектов врага.

Назовите известные вам имена юных подпольщиков.

Расскажите об их подвигах.

1-й ученик. Нападая на узлы связи и штабы, партизаны постоянно нарушали управление боевыми действиями. В Краснодаре неоднократно перерезал провода 14-летний Витя Судак. Оккупанты вынуждены были усилить охрану. Но Витя находил удобные места и продолжал действовать. Лишь в декабре 1942 года гестаповцам удалось схватить юного патриота. В Майкопе почти каждый день перерезал провода 13-летний Женя Попов. Зимой 1942 г. вывел из строя подземный кабель, который связывал Гитлера с командованием группы армий «Центр».

2-й ученик. Вся страна в годы Великой Отечественной войны знала о боевых делах Лени Голикова. Особое восхищение вызывал его подвиг, совершенный 13 августа 1942 года. Броском гранаты он разбил легковую автомашину противника на дороге Псков – Луга. Ехавшие в ней гитлеровцы погибли, а генерал Рихард Вирту остался жив. Он выскочил из машины и пустился наутек. Голиков бросился за ним. Завязалась перестрелка. Из этого поединка победителем вышел 16-летний партизан. Его меткая пуля настигла оккупанта.

В портфеле генерала оказались очень ценные документы. Их отправили в Москву. Отважного партизана решено было отметить высшей наградой. Но получить ее Леня не успел. В одном из тяжелых боев, уничтожив десяток гитлеровцев, юный автоматчик погиб (1943 г.). Лене Голикову посмертно (1944 г.) присвоено звание Героя Советского Союза.

Легендарный командир Сумского (Украина) соединения партизан Сидор Артемьевич Ковпак, характеризуя состав партизанских отрядов, писал: «больше половины партизан – молодежь. Они воюют бесстрашно».

3-й ученик. Не один десяток фашистских офицеров уничтожила Зина Портнова, работая в столовой (Витебская область). Схватив 16-летнюю партизанку, гестаповцы около месяца подвергали ее нечеловеческим пыткам. Затем решили поколебать ее дух льстивыми предложениями, но она держалась стойко.

На одном из допросов фашистский офицер положил на стол пистолет и заявил, что, если она ничего не скажет, ее расстреляют. Зине удалось схватить пистолет и выстрелить в следователя. Второй пулей она убила появившегося в дверях еще одного офицера и выпрыгнула в окно. Навстречу ей бежал автоматчик. Портнова нажала на спусковой крючок пистолета, но выстрела не последовало. Автоматной очередью фашист ранил ее в обе ноги. Истекающую кровью патриотку гитлеровцы схватили за волосы и потащили в гестапо. Там ее замучили.



Ведущий. Навсегда в памяти народной останутся имена Виктора Третьякевича, Зины Портновой, Олега Кошевого, Кузьмы Галкина, Саши Чекалина, Зои Космодемьянской, Веры Валюшиной и тысяч других патриотов, замученных фашистами. Знайте, что они умерли во имя будущей победы. Высоко оценила Родина боевые заслуги юного поколения страны. За годы войны были награждены орденами и медалями 36 тысяч школьников. Трем тысячам юношам и девушкам присвоено звание Героя Советского Союза, 60 из них удостоились этого звания дважды.

Героические дела они совершали, вовсе не помышляя о геройстве. Они защищали Родину.



6. Обсуждение вопросов об истоках массового героизма во время Великой Отечественной войны.

Что давало поколению Великой Отечественной войны решимость и силу для подвигов?

В чем истоки массового героизма?

Учащиеся рассуждают.

Ведущий. Шла священная война против фашизма. Народы нашей страны были убеждены в своей правоте, в святости дела, за которое воюют. Эта убежденность и давала им решимость и силы для подвигов, казавшихся раньше немыслимыми, подвигов, неведомых в истории прежних войн. Вспомните тех, кто во имя товарищей телом своим закрывал ствол разящего пулемета! Не только гвардейца Александра Матросова. Их было много, без колебаний шедших на верную смерть во имя будущей, может быть, далекой Победы!

Своего Матросова дал Родине почти каждый народ нашей страны. В списке бессмертных героев украинец Николай Носуля, белорус Сергей Суюнов, азербайджанец Герай Асадов, армянин Ужан Аветисян, киргиз Чолпонбай Тулебердиев, татарин Газинур Гафнатуллин и многие, многие другие.

Когда мать Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских спросили об истоках героических поступков ее детей, она ответила: «Откуда взялись мужество и стойкость, непримиримость к врагам у вчерашних школьников? Героями не рождаются, ими становятся. Тысячи и тысячи стали героями, такими их воспитала школа, семья, наша литература, вся жизнь».

Для школьников военной поры, особенно в прифронтовых и фронтовых районах, и сама учеба была подвигом.



7. Демонстрация документальных кадров из к/ф «Блокадный Ленинград».

Ведущий. Жутко было смотреть на эти потрясающие кадры. Но Ленинград не сдавался. Ленинград дрался. Ленинград выстоял. В жестокую первую блокадную зиму 19411942 года продолжала работать и школа № 367 Ленинграда. Это о ее учениках английский журналист А. Верт, посетивший школу в то время, сказал, что ребята учились, как воевали. Примеры невиданной стойкости в учении показывали школьники Одессы, Севастополя, Москвы, десятки больших и малых городов. Родина была в опасности. Она нуждалась в действенной помощи со стороны учащейся молодежи. Сотни тысяч юношей и девушек во внеучебное время активно помогали промышленным и транспортным предприятиям выполнять срочные правительственные задания, участвовали в сельскохозяйственных и других работах в помощь фронту.

Старшеклассники управляли тракторами, комбайнами, обслуживали жнейки, молотилки и другие сельскохозяйственные машины. Младшие школьники под руководством педагогов собирали на полях колоски, оставшиеся после уборки урожая. Десятки тысяч пудов хлеба получила дополнительно страна из колосков, собранных заботливыми детскими руками.



1-й ученик. Когда Тюменский фанерный комбинат2 получил задание организовать массовое производство деревянных корпусов для противотанковых мин, создалась острая нехватка рабочих рук и выполнение задания оказалось под угрозой срыва. На помощь пришли учащиеся 13-й начальной школы Тюмени. Был организован школьный цех, где 2–3 часа в день работали 173 школьника. Вскоре продукция, сделанная руками юных патриотов, пошла на фронт.

2-й ученик. Места квалифицированных работников-мужчин рыбоконсервных заводов Ямало-Ненецкого округа заняли женщины, девушки, школьники-подростки. Жители округа делали теплые вещи, добывали пушнину, отправляли воинам Советской армии посылки, собирали деньги в фонд помощи семьям военнослужащих. Главной продукцией округа была рыба, за годы войны ее улов составил 830,3 тыс. центнеров.

Ведущий. Вот такое это было поколение, вошедшее в историю как поколение победителей. Ценой беззаветного мужества и огромных жертв фашизм был разгромлен.

3-й ученик (читает стихотворение).

Шел смертный бой,

Земля в огне кипела.

Был сужен мир до прорези прицела,

Но мы, полные решимости и веры,

Ему вернули прежние размеры.



В. Кочетков

8. Обсуждение вопросов о преемственности поколений – военного и нынешнего.

Ведущий. 9 мая 2005 года страна отметила 60-летие Великой Победы над фашизмом. Нашему поколению выпала честь равняться на ратные и трудовые подвиги военного поколения.

Как вы понимаете свою обязанность перед поколением военного времени?



Учащиеся рассуждают.
На фоне Вечного огня (показать слайды) и звучащей музыки ученик читает стихотворение:

Завещание

Солдат,

Поднимаясь над постелью,



В предсмертный час

Для сына диктовал:

– Передаю тебе родную землю,

Которую я вновь отвоевал.


Чтоб не посмел

Никто ее обидеть,

Ты, продолжая славный путь отца,

Расти большим,

Чтоб всю ее увидеть,

Понять ее душою до конца.


Пиши, сестра, пиши…

Наш край метельный,

Где ты родился, 

Так и напиши, 

Умей любить

Любовью беспредельной,

Умей любить

Всей нежностью души.


Смотри, мой сын,

По капле не разлейся,

Но, жизнь, и труд,

И славу полюбя,

Ты мужеству учись

И не надейся,

Что кто-то будет думать за тебя.
Настанет время,

И дорогой вешней

По волнованью луговой травы

Ты в жизнь пойдешь,

Не выходи без песни,

Не опускай веселой головы.


Она подарком не дается свыше.

Умея жить и все одолевать,

Я сделал все,

Чтоб ты ее услышал,

Узнал ее и смог завоевать.
Чтоб в трудный час

Любого испытанья

Ты верности в груди не погасил,

Писал в минуту ясного сознанья



И в полноте свих душевных сил.

В. Федеров

9. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Время неузнаваемо преобразило поля былых сражений. Меняется наше отношение к Германии, русские девушки выходят замуж за немцев, немцы женятся на россиянках. Но есть то, что неподвластно времени. Память о тех, кто сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны.

Память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом человеке воспоминания о войне.



Смотрите также:
Ход беседы Вступительное слово ведущего. Ведущий
143.71kb.
Обратите внимание на слова, относящиеся к разным чувствам
53.56kb.
Ведущий канал восприятия
96.72kb.
2. Вступительное слово о поэте Ребята, послушайте отрывок из автобиографической поэмы и скажите, кому он принадлежит и что можно сказать о настроении лирического героя
52.28kb.
Программа 09. 30 10. 00 Регистрация. Кофе. 10: 00 -10: 20 Вступительное слово
21.31kb.
Программа заседания «круглого стола» «А. П. Бутенко и его теоретическое и идейное наследие»
27.63kb.
«Безвинные жертвы войны» Классный руководитель Буторина В. В. Байкалово 2010 Вступительное слово учителя
63.05kb.
Ⅰ. Вступительное слово Что такое цветок, да каменный? Когда нибудь вы его не видели
76.13kb.
Людмила Улицкая Роскошь, доступная каждому №1 / 2009 Слово «благотворительность»
108.14kb.
Iii. Что значит всем знакомое слово в переводе с «Вперед смотрящий»
37.75kb.
1. Слово, отвечающее на вопрос кто
62.34kb.
Кошкина И. В.,Белокопытова И. Ю
165.54kb.