Главная страница 1



ИСТОРИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ НА ЯМАЛЕ
(Материал приурочен к 15-летию образования казначейства в России. Отсчет идет от 8 декабря 1992 года с издания Указа Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе»)

Казначейство России и его территориальные органы имеют интересную и богатую историю.

Историю казначейства Сибири и Крайнего Севера можно разделить на две части – первая охватывает период от создания Приказной палаты в Тобольской губернии в начале XVIII в. и заканчивается 1919 г. – временем окончательной ликвидации казначейства в губернии; вторая ведет свой отсчет от 8 декабря 1992 г. – даты издания Указа Президента Российской Федерации № 1556 «О федеральном казначействе», когда была образована единая централизованная система органов Федерального казначейства.

История государства Российского самым тесным образом связана с историей его финансов. Аналогами понятий «финансы», «финансовая система», «финансист» на Руси были «казна», «казначей». Первое летописное упоминание слова «казначей» появилось в начале XV века, когда начинала зарождаться приказная система Российского государства.

Сибирский приказ был создан в 1637 году специально для управления Сибирью и находился в Москве. Приказ ведал присоединенными сибирскими землями, сбором различных даней и выплатой жалованья служилым людям. На местах же, в сибирских городах в Приказных палатах во главе с городским воеводой, располагались «денежные столы», выполняющие отдельные функции будущих казначейств.

Сборы составлялись в основном из четырех источников: ясака, взимаемого с местных племен, главным образом, пушниной, а также другими продуктами; денежных оброков с посадского населения за промыслы, хлебных оброков с пашенных крестьян и таможенных сборов.

Таможенные сборы брались на заставах, которые охранялись казачьими отрядами. В районе Тобольска было несколько застав, расположенных у городов и на маршрутах передвижения «охочих» людей. Одна из застав располагалась в городе Обдорске (г. Салехард), основанном в 1595 году. В документах 1680-х гг. сообщается: «А из Тобольска с давних лет посылается на Обдорскую заставу близ Березова города ежегодно для сбора государевых таможенных пошлин и для обыска сибирских воров (разбойнков) письменны ей таможенные головы и целовальники, и служилых людей человек по 30 и больше; и на той заставе те головы и целовальники и служилые люди живут во все лето…».

Тем, кто исправно платил ясак, выдавалось «государево жалованье». Оно состояло из бисера разных цветов, особо ценимого у народностей Севера олова, оловянной и медной посуды, железных изделий.

По «доходности» Сибирскому приказу не было равных среди всех подобных учреждений. Одна Соболиная казна в 1680-е гг. ежегодно приносила 80-100 тысяч рублей. Общая сумма ежегодных поставок пушного богатства колебалась от 75 до 150 тысяч рублей (по ценам XVII в.), что составляло не менее четверти общего дохода российской казны.

По мере усложнения задач государственного строительства для высшей власти страны все очевиднее становилась неспособность приказной системы обеспечивать эффективное управление финансовыми ресурсами государства.

Реформы Петра I кардинально изменили всю систему управления государством, в том числе и в финансовой сфере. Царский указ от 18 декабря 1708 года все государство разделил на 8 губерний, среди которых была учреждена и Сибирская с губернским городом Тобольском. Губернатору был поручен высший надзор за финансовым управлением губернии.

В 1722 году в Тобольске была открыта рентмейстерская контора, которой заведовали рентмейстеры, или казначеи. Обязанности рентмейстера заключались в приеме, хранении и выдаче сумм, которые поступали в «земскую казенную» (рентерею) от земских комиссаров, откупщиков государственных доходов и других лиц.

В 1782 году одновременно с учреждением Тобольской казенной палаты были учреждены должности уездного казначея для каждого уезда или округа губернии, которым было дано наставление: «как и какою методою … единообразно отправлять им возложенную на них должность».

Окончательно централизованная система управления финансами сложилась в 1802 году с учреждением императором Александром I министерств, в том числе Министерства финансов.

Территориальными органами Министерства финансов на губернском уровне стали Казенные палаты, на уездном – казначейства. Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 года ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы.

В конце 1858 года Александру II был представлен проект организации бюджетного, кассового, контрольного дела в России. В основу проекта был положен принцип единства бюджета. Единая бюджетная роспись должна охватить все без исключения доходы и расходы.

Законом 23 мая 1866 года в связи с преобразованием Казенных палат в них были созданы 3 отделения – казначейское, ревизионное и канцелярия. Основой финансового управления можно считать губернские Казенные палаты, а центральной фигурой в губернской системе – скромную должность уездного казначея.

В Тобольской губернии казначейства были в 8 городах: Березове, Ишиме, Кургане, Таре, Тобольске, Туринске, Тюмени, Ялуторовске.

Значительное расширение деятельности казначейства произошло в результате проводимой в 1895 – 1897 годах реформы, осуществление которой справедливо связывают с именем крупнейшего русского финансиста – министра финансов Сергея Юльевича Витте.

Слияние оборотной наличности казначейств с наличностью Государственного банка обеспечило последнему доступ к значительным суммам свободной наличности казначейства, включая суммы сбережений, хранившееся в приписных почтовых сберегательных кассах, лицевые счета которых велись в казначействах, а также по которым казначейства составляли отчетность по операциям, начисляли процент. Одновременно 24 мая 1896 года с Высочайшего соизволения на казначейства с 1 января 1897 года было возложено ведение простейших пассивных банковских операций – переводной, вексельной, текущих счетов, вкладов, хранения, покупки и продажи кредитных бумаг.

Таким образом, казначейство осуществляло бюджетные операции по кассовому исполнению государственного и местного бюджетов, пассивные операции Государственного банка, а также фактическое руководство сберегательным делом на местах. Содержание работы казначейств усложнилось неимоверно.

Отдельная страница в истории казначейства Тобольской губернии – развитие сберегательного дела. К 1915 году в губернии насчитывалось 177 сберегательных касс, из них 140 были приписаны к казначействам. Одновременно казначеи являлись и заведующими сберегательными кассами, в обязательном порядке на зданиях казначейства были вывешены вывески «Государственная сберегательная касса».

Благодаря своей слаженной работе, казначейства Тобольской губернии обеспечивали стабильное поступление сборов в казну. Последнее трехлетие (1912 – 1914гг.) показывает устойчивый рост по всем сборам, что в значительной степени объясняется переселенческим движением. Этот процесс характерен для всей Сибири, в среднем за год поступления в бюджет росли на 10 – 11%.

Последним отчетным годом для казначейств был 1916 год.

Революция с последовавшей за ней Гражданской войной стали наиболее драматичным периодом для казначейств.

С апреля 1918 года губерния стала называться Тюменской с переносом центра в г. Тюмень. После установления Советской власти в Тюмени во все казначейства губернии были назначены комиссары.

В июле 1918 года после смены власти в Тюмени казначейства губернии были вновь подчинены Тобольской казенной палате, а та, в свою очередь, департаменту Государственного казначейства министерства финансов Сибирского Временного правительства Колчака, находившегося в Омске.

Практика Советской власти внесла в дело производства расходов большую разруху. Действующие правила о единстве кассы были расшатаны в корне. Упорядочить производство расходов и восстановить единство кассы было неотложным делом, ставшим перед департаментом Государственного казначейства.

Неимоверными усилиями удалось в короткий срок возобновить деятельность казначейств. Во второй половине 1918 года восстановлен сметный учет поступления доходов и производства расходов по Тобольской казенной палате. Тенденция постоянного роста расходов с одновременным снижением доходов сохранилась и в 1919 году.

При Сибирском Временном правительстве Колчака решался вопрос о расширении системы казначейства. Так, рассматривалась необходимость открытия казначейства в Обдорске (г. Салехард).

В своем обосновании о необходимости открытия казначейства в Обдорске податный инспектор Березово - Сургутского участка дал обстоятельную характеристику хозяйственной жизни Севера губернии. Податного инспектора поддержала Обдорская земельная управа.

Департамент Государственного казначейства в Омске дал согласие на открытие казначейства в Обдорске, но окончательное установление Советской власти в августе 1919 года поставило заключительную точку в богатой истории казначейской системы края.

После Октябрьской революции 1917 года был отвергнут весь более чем столетний опыт работы Министерства финансов России.

Вопрос о воссоздании казначейской системы как инструмента управления государственными ресурсами в России возник спустя 70 лет после упразднения казначейств.

В период существования СССР порядок кассового исполнения определялся Государственным банком по согласованию с Министерством финансов СССР. Финансовые органы распоряжались бюджетными средствами, а кассовое исполнение возлагалось на Госбанк СССР, в который поступали все доходы и откуда производились все расходы государственного бюджета. Госбанк СССР осуществлял учет и составлял отчетность по государственным финансам.

После ликвидации Госбанка СССР, к середине 1992 года Российская Федерация пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из-под контроля Правительства Российской Федерации. Задержки в зачислении налогов и сборов на счета Министерства финансов Российской Федерации, а также в предоставлении отчетности о них стали нормой в работе коммерческих банков. Центральный банк практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые в погоне за прибылью стали переводить свои счета в коммерческие банки.

История государственных финансов России и международный опыт показывали, что в сложившейся ситуации имеется безальтернативное решение – создание казначейской системы исполнения бюджета, призванной решать вопросы исполнения казны государства.

8 декабря 1992 года за номером 1556 вышел Указ Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе», ставший отправной точкой для образования казначейства в России.

Образование казначейства предусматривало создание единой централизованной системы органов, действующей по принципу единства кассы, и состоящей из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации – в центре, управлений на региональном уровне и отделений на местном уровне.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 с 1 января 2005 года Федеральное казначейство выделено в отдельный орган исполнительной власти со статусом федеральной службы и наделено правоприменительными функциями Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Функции Федерального казначейства, в связи с новым статусом, его руководитель Т.Г.Нестеренко прокомментировала так: «Что касается функций Федерального казначейства как участника бюджетного процесса, обладающего специальными полномочиями, то они практически не изменяются. Как и все прошедшие 12 лет с момента создания Федерального казначейства, на эту систему возлагаются функции по: обеспечению исполнения бюджета; предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета; осуществление распределения доходов между бюджетами бюджетной системы; кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы; составлению отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации».

Структура Федерального казначейства состоит из 2344 органов: 89 управлений, созданных в каждом субъекте Российской Федерации, 2254 отделений, созданных в муниципальных образованиях и самого Федерального казначейства.

Датой создания Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу) по праву можно считать назначение на должность начальника Харлан Галину Геннадьевну приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 марта 1996 года.

УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу создавалось, когда органы Федерального казначейства функционировали в 86 из 89 субъектов Российской Федерации. В предельно короткие сроки необходимо было создать в 12 муниципальных образованиях отделения и выйти на тот уровень в работе, который достигли другие казначейства.

1996 год стал годом создания и становления УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу и 11 отделений по городам и районам округа. В мае 1997 года организовано последнее отделение в г.Губкинский.

Управление приступило к выполнению основных функций, возложенных на казначейство:

- в марте 1997 года завершилось открытие счетов федерального бюджета с правом и доверием осуществления операций со средствами федерального бюджета;

- началась реализация исполнения Временного порядка финансирования расходов федерального бюджета на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

- с 1 мая 1997 года предоставлено право на открытие в банках счетов по учету доходов федерального бюджета, на осуществление операций по учету доходов федерального бюджета, распределение их по уровням бюджетной системы и иных операций;

- с 15 сентября 1997 года начался поэтапный переход на финансирование расходов федерального бюджета через лицевые казначейские счета, открываемые распорядителям и получателям бюджетных средств;

- осваивались программные комплексы «Казна» по учету и распределению доходов и «Смета-W» по учету средств на лицевых счетах бюджетополучателей.

В 1998 году произошло знаковое событие для всех участников бюджетного процесса, в том числе и для казначейской системы Российской Федерации – появился основной документ, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы бюджетной системы Российской Федерации, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса – Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Значимость этого события подчеркнула заместитель министра финансов – начальник Главного управления федерального казначейства Т.Г.Нестеренко, назначенная на эту должность с 14 января 1998 года: «Большие надежды федеральное казначейство возлагает на Бюджетный кодекс, так как там есть правовая основа многих элементов казначейства, таких как: лицевой счет, главная книга, единый казначейский счет, ведение казначейством картотеки неоплаченных документов, лимиты бюджетных обязательств, санкционирование расходов, учет доходов, полученных бюджетными организациями от приносящей доход деятельности, и многое другое».

Для органов Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа 1998 год отмечен следующими событиями:

- предоставлено право по обеспечению функций по распределению региональных и местных доходов между окружным и местными бюджетами – заключены Соглашения с Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа о кассовом обслуживании консолидированного бюджета округа по доходам Управлением и Соглашения по кассовому обслуживанию исполнения местных бюджетов по доходам отделениями по городам и районам округа;

- в марте на органы казначейства возложена организация и ведения работы по представлению в судах интересов казны Российской Федерации;

- с 1 апреля Управлению предоставлено право и доверие на перечисление средств для финансирования расходов и мероприятий, предусмотренных в федеральном бюджете, в пределах сумм поступивших доходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

1998 год печально известен тем, что в стране произошел финансовый кризис, обанкротились многие коммерческие банки, но казначейская система Ямало-Ненецкого автономного округа избежала потерь и сохранила доверенные бюджетные средства.

23 июня 1999 года, учитывая масштабность задач в области бюджетной политики государства, Правительство Российской Федерации утвердило целевую программу развития органов Федерального казначейства на 2000 – 2004 годы.

В 1999 году осуществлен переход на учет бюджетных обязательств, принятых бюджетными учреждениями, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.

Осуществлен переход на утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.1999г. № 15н Инструкцию по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, которая установила единый порядок ведения бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В этот год был составлен первый план исполнения федерального бюджета и впервые годовая бухгалтерская отчетность успешно защищена Управлением в Министерстве финансов Российской Федерации.

2000 год знаменателен для всей казначейской системы Российской Федерации принятием Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000г. № 107-р.

В 2000 году начата работа по открытию лицевых счетов для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в Управлении и отделениях.

Таким образом, с 2001 года все расходы федерального бюджета стали производиться со счетов, открытых в органах Федерального казначейства округа.

Внедрение электронного документооборота с Главным управлением Банка России по Тюменской области позволило обеспечить поэтапный переход на централизацию учета операций по доходам на едином казначейском счете Управления с 1 января 2002 года, а с 1 января 2003 года на едином казначейском счете Главного управления федерального казначейства.

В целях автоматизированной обработки информации в 2003 году началась подготовка к внедрению программного продукта «Казначейское исполнение доходов и расходов федерального бюджета на региональном и местном уровнях» (ППО «Центр-КС»). С 1 января 2004 года осуществлен переход на эксплуатацию ППО «Центр-КС» - обеспечен перевод учета операций по всем счетам, открытым Управлению.

Наиболее значимыми событиями в деятельности казначейской системы Ямало-Ненецкого автономного округа в 2005 году являются:

- внедрение ППО «Центр – КС» в отделениях Управления с 1 января 2005 года;

- с 1 января 2005 года переход на работу с применением расходных расписаний по приказу Минфина России от 10.06.2003г. № 50н всеми распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

- с 1 января 2005 года обеспечение наличными деньгами получателей средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 21.09.2004г. № 85н;

- осуществление с 1 января 2005 года перехода на новый план счетов учета операций по исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 26.08.2004г. № 70н;

- началось внедрение системы электронного документооборота с участниками бюджетного процесса;

- создание рабочей группы из представителей Управления и Департамента финансов округа, проведение совещаний, обеспечение единой стратегии казначеев и финансистов, решение проблем и вопросов, возникающих в подготовке к переходу с 1 января 2006 года на кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта и бюджетов муниципальных образований.

В 2006 году продолжилась централизация учета операций на уровне Управления. С 1 января 2006 года осуществлен перевод отделений на централизованный учет операций на едином счете № 40503, открытом Управлению.

С 1 января 2006 году реализован переход на кассовое обслуживание исполнения бюджета округа и муниципальных образований с открытием 28 лицевых счетов в Управлении на балансовых счетах № 40201 и № 40204.

В 2006 году в округе окончательно сформирована структура органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Дополнительно с 1 января 2007 года переведен на кассовое обслуживание исполнения 31 бюджет вновь образованных муниципальных образований.

С 1 января 2007 года федеральным органом, уполномоченным на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации определено Федеральное казначейство. Управлением и отделениями округа успешно освоено ведение реестра госконтрактов с использованием программного обеспечения.

Через счета, открытые в Управлении, осуществляется расходование средств федерального бюджета, выделяемых бюджету субъекта в качестве субсидий и субвенций из Федерального фонда софинансирования социальных расходов, Федерального фонда компенсаций, межбюджетные трансферты. Это, прежде всего, расходы на меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов и тружеников тыла, ежемесячные пособия на ребенка, содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, мероприятия по организации оздоровительной кампании детей, на меры социальной поддержки доноров и др.. Это расходы в рамках реализации национальных проектов: субсидии и субвенции на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, на поощрение лучших учителей, на денежные выплаты медицинскому персоналу, на внедрение инновационных образовательных технологий и прочие расходы.

Органами Федерального казначейства округа обеспечиваются расходы федерального бюджета по социальной помощи гражданам: на льготы гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий.

Через органы Федерального казначейства округа осуществляется передача средств бюджету округа на реализацию полномочий: в области лесного хозяйства, водных отношений, по государственной регистрации актов гражданского состояния, в области охраны и использования объектов животного мира, организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, по реализации государственной политики занятости населения и других полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

Продолжается полномасштабное внедрение системы электронного документооборота со всеми участниками бюджетного процесса.

Решение огромного количества важных государственных задач казначейством, как и столетия назад, требует высококвалифицированного персонала, осознания значимости проводимой работы, самоотверженного труда.

В настоящее время в органах Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа трудится около 270 человек. В состав Управления входят 12 отделений, находящихся в городах и районах округа.

Из общего числа специалистов имеют высшее образование 79%, 16% - среднее профессиональное. Продолжают повышать свой профессиональный уровень 29 человек.

Средний возраст работников – 34 года, что свидетельствует, с одной стороны, о зрелости коллектива, а с другой – о большом творческом потенциале.

Профессионализм, компетентность, инициатива, стремление к постижению нового и передового – такие черты характера отличают сотрудников Управления Торбину Наталью Борисовну, Тарасову Светлану Геннадьевну, Сердюкову Людмилу Николаевну, Коломоец Светлану Павловну, Матвиенко Наталью Васильевну, Быкову Елену Викторовну, Паршину Зою Михайловну, Бородину Наталью Николаевну, Игошина Дениса Александровича, Карамзина Виктора Витальевича, Розманову Ирину Юрьевну, Гавура Светлану Анатольевну, Чупрову Ирину Юрьевну, руководителей отделений Управления Пивоварову Наталью Александровну, Кравцову Людмилу Ивановну, Бойко Надежду Георгиевну, Сизову Ирину Николаевну.

По достоинству оценен вклад сотрудников органов Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа в области развития казначейской системы. За достигнутые успехи в работе 23 сотрудника награждены нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», 5 – Почетной грамотой Федерального казначейства, 3 – благодарственным письмом Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, 18 отмечены Почетной грамотой губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, 15 – благодарственным письмом губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.

Все наши производственные достижения происходили на фоне улучшающихся «бытовых» условий, когда в ноябре 2003 года мы разместились в новом здании по ул. Республике,43. Это послужило не только комфортному пребыванию сотрудников на своих рабочих местах, но и позволило провести модернизацию технологических процессов в соответствии с установленными требованиями, что в целом отразилось на улучшении наших показателей в работе.

Результаты становления казначейской системы, позволяют сделать вывод о том, что коллектив Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу состоялся профессионально, осознает большую социальную значимость своей работы, обладает высоким чувством долга и взаимопонимания.

Впереди у нас много масштабных и серьезных задач и только преданные своему делу люди смогут выполнить эти задачи.

8 декабря 2007 года Федеральное казначейство России отметит свое 15-летие. Значит, появится еще один повод для подведения итогов работы за прошедшие годы и обсуждение перспектив дальнейшего развития системы.


Временно исполняющий обязанности

руководителя Управления Федерального

казначейства по Ямало-Ненецкому



автономному округу В.С. Селиверстова





Смотрите также:
История, становление и развитие казначейской системы на ямале
163.85kb.
Программа вступительного экзамена по дисциплине история международных отношений
281.65kb.
1. Становление и развитие экологии
1232.09kb.
Босния и герцеговина, воеводина, сербия, словения, хорватия в XIX начале ХХ в. План
575.41kb.
История России
64.26kb.
Вместо предисловия женская история и развитие женского коллективного сознания
96.14kb.
Реферат с оискателя Боброва Г. по теме : Возникновение и развитие
487.03kb.
Пояснительная записка Цель работы: приобщение к иноязычной культуре
247.26kb.
Становление и развитие телевидения в России 4 Глава Оценка Российского телевидения 8
203.37kb.
«Развитие кадровых ресурсов региональной системы образования»
169.21kb.
По теме: Становление государственности на Руси
78.98kb.
Учебное пособие. Кабардин О. Ф. «История физики и развитие представлений о мире». 10-11 кл., М.: Астрель,2010
85.41kb.