Главная страница 1


Министерство образования и науки РФ

Саратовская область

Лысогорский район

МОУ СОШ с. Урицкое

Областной конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

Номинация «Гуманитарно – экологическое исследование»

Учебно – исследовательская работа



«Народные экологические традиции в русском земледельческом календаре. Жаворонки».

Автор работы : Ермолаева Яна Валерьевна,

Ученица 6 класса МОУ СОШ с. Урицкое

Лысогорский район Саратовская область

Научный руководитель Ивановская

Татьяна Александровна, учитель истории

МОУ СОШ с. Урицкое

Лысогорский район Саратовская оьласть

Телефон (рабочий) 3 – 52- 36
С. Урицкое – 2010


Содержание:

Введение с. 1 – 2.

Основная часть.

1. Система народного экологического воспитания.

с. 3 – 4.

2. Сороки. Сорок мучеников (22 марта). с. 5 – 8

Заключение с. 9

Литература с. 10

Введение.

Гуманитарная экология – направление в экологии, изучающее природу

и символические, психологические, этические, религиозные, культурные и

другие отношения человека с природой при помощи методов гуманитарных

наук – этики, эстетики, культурологи, теологии, истории, этнографии,

социологии, политологии, лингвистики, фольклористики и т. д.

Гуманитарная экология открывает религиозное, философское,

общекультурное измерение дикой и затронутой цивилизацией природы.

Большое значение в курсе отводится рассмотрению вопросов экологической

этики, которая затрагивает учение об этических отношениях человека с

природой, основанных на восприятии природы как члена морального

сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности

всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Цель исследования:

привлечь детей и подростков к познанию родной природы, традиций народа, его истории;

дать знания о конкретных циклических явлениях в природе;

развить наблюдательность и внимание;

привить элементы мировоззрения, отличного от стандартного, используя уважение и преклонение перед Природой;

воспитать гуманное отношение к природе;

Задачи исследования:

сформировать умения и навыки, необходимые при подготовке этноэкологических праздников

развить коммуникабельность детей, их способность выступать перед большими аудиториями;

прививать любовь к красоте родного языка;

развенчание суеверий, мифов и традиций, которые могут быть вредны для охраны природы

Можно составить перечень народных праздников и использовать его для внедрения исконно русских экологических дат в существующий экологический календарь

В начале 21 века, как никогда ранее актуальны проблемы экологии. Зима 2009 -2010 преподнесла земному шару множество проблем, как в виде глобальных катастроф (землетрясения, цунами) , так и в виде холодной зимы, опровергающей все предыдущие утверждения о глобальном потеплении. Решение таких проблем как предупреждение землетрясения – нам не под силу, формирование адекватного отношения к любым жизненным ситуациям средствами этноэкологии вполне осуществимо. Ведь наши предки и не такое переживали. Но встречали события позитивно, более того, сумели все природные переходные и сложные моменты превратить в праздники.

На протяжении 2008 -2009 годов были проведены исследования учащимися 5, теперь 6 класса по вопросу «Народные экологические традиции в русском земледельческом календаре» в селе Урицкое Лысогорского района Саратовской области под руководством учителя истории Ивановской Татьяны Александровны.

По этой теме была изучена литература , дающая представление об охране природы и окружающей человека среды, о народных обычаях и традициях. В результате посещения народных праздников, бесед с старожилами села была произведена запись обряда, закличек, песен по нашей теме. Ежегодно в нашей школе проводится праздник по собранным нами песням м закличкам. Собранный материал был проанализирован и оформлен в виде данной работы. Специально для нашего исследования жительница села Урицкое Кузьмичёва Валентина Сергеевна показала нам как нужно испечь «жаворонков» и предоставила нам рецепт выпечки.



Основная часть.

1. Система народного экологического воспитания.

Знания, накопленные в течение тысячелетий, передавались и закреплялись в форме народных традиций от одного поколения к другому как коллективный общественно-исторический опыт, система знаний о природе, кодекс моральных норм, обязывающий относиться к природе как к святыне. Традиции, приметы, легенды, символы, поверья способствовали расширению биологического, экологического кругозора человека, влияли на взаимоотношения с природой. Священных, любимых животных, деревья, рощи нельзя было уничтожать, загрязнять родники, реки, озера. Сбор трав, обработка земли проводились по специальным правилам. Уж, аист, ласточка , жаворонок являлись домашними талисманами, поэтому их всячески охраняли. Многочисленные "табу" были преградами на пути алчности.

Народные традиции по своей психологической и социальной структуре являются массовыми привычками и, в то же время, эффективным средством формирования этих привычек при помощи подражания у новых поколений людей. Это объясняется их большей избирательностью, эмоциональной окрашенностью, запоминаемостью, коммуникативностью, способностью к передаче, направленностью, чем у других форм пропаганды. В старину в систему народного экологического воспитания входили:

- игра,


- организация наблюдений за природой,

- убеждение,

- разъяснение моральных норм и правил поведения в природе,

- личный пример,

- разумные требования,

- поощрение позитивного поведения способами фольклора,

- контроль поведения,

- запрет негативных действий по отношению к природе,

- наказание.

Много давал ребенку и фольклор своего народа, благодаря которому раскрывалась эстетическая ценность природы. Он учил детей доброму отношению к природе, соединяя экологическое содержание с соответствующими обрядами и прямыми предостережениями и запретами. В детской поэзии народом была умело учтена природная тяга малышей ко всему, что связано с животными. Человек вырастет, возмужает, познакомится с жизнью и наукой, однако воспоминания детства будут продолжать действовать на него.

Среди многочисленных форм популяризации народных экологических традиций требует своего восстановления культ народного календаря – "месяцеслова", его популярные издания.

Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина и которая естественно вобрала в себя традиционные обряды и праздники. Народный календарь демонстрирует такое соединение языческого и христианского начал, которое правильнее было бы назвать слиянием, а не двоеверием. Народное православие не есть механическое соединение двух мировоззрений.

От христианства в народном календаре – приурочение святых к дням годового цикла, от язычества – распределение между ними (святыми) забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Крестьяне, как правило, мало считались с официальными биографиями (каноническими житиями) мучеников, героев, праведников. Создавая свои легенды, образы календарных святых, они ориентировались на время празднования дня данного святого, на его имя, которое интерпретировали в нужном для себя смысле.

Полная зависимость земледельца от природы заставляла его тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать мельчайшие подробности явлений природы, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, которые соседствуют с самыми нелепыми (на наш взгляд) суевериями и фантазиями. Крестьяне в подавляющем большинстве даже в XIX столетии плохо понимали истинные причины смены времен года и многих явлений природы. Для них причинно-следственные связи были иными, чем это представляется нам сейчас. Крестьянин видел, что приход весны связан с прилетом птиц, поэтому, желая обеспечить своевременное начало весны, обращался к жаворонкам, ласточкам, куликам с просьбой поскорее вернуться в родные края, выпекал из теста фигурки птиц, подражал птичьему щебетанию и т.д. То, что позднее стало восприниматься как поэтическое сравнение, метафора, когда-то было реальной верой, отражало понимание природы: жаворонок, по мнению земледельца, действительно нес весну на своих крыльях.

Приметы – поведение птиц, зверей, насекомых, природные явления – служили для российского крестьянина своеобразным и бесспорным определителем программы его дел и забот в ближайшее и отдалённое время. Учитывая их, он строил свои планы, лелеял надежды.

Народный земледельческий календарь сохранял такой взгляд на природу, взгляд, по сути, языческий, когда все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость.



2. Сороки, сорок мучеников. (22 марта).

В каждой православной семье в старину в этот день пекли жаворонков из пресного теста – сорок штук, по числу воинов-христиан, замученных римлянами в Севастийском озере в 313 году. Сорок погибших в народном поверье воплотились в жаворонков. В этот день на Руси поминают погибших воинов и всех усопших близких.

Это день "закликания" птиц. Главный "птичий" праздник народного календаря. Его можно совмещать с проведением международного Дня птиц, видоизменив в соответствии с народными традициями. Если вы хотите это сделать, то заранее нужно позаботиться об изготовлении скворечников, синичников и других искусственных гнездовий. Кстати, традиционный деревянный скворечник – русское изобретение. Он не был известен в Западной Европе вплоть до середины XIX века. Издревле на Руси было принято привлекать к дому скворцов, разорение гнезд которых считалось преступлением. Практичные же немцы изготавливали глиняные гнездовья для того, чтобы потом собрать яйца или маленьких птенцов для изготовления деликатесов.

Немного о сути праздника.

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетает сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. "Сколько проталинок – столько и жаворонков". Поэтому в некоторых местах праздник помнят под названием "Жаворонки". Действительно, первые жаворонки появляются в средней полосе России примерно в эти дни.

На сорок мучеников сорок птиц прилетает.

Сорок пичуг на Русь пробирается.

Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.

На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.

Увидел скворца – весна у крыльца.

На Сороки сорока кладет в гнездо сорок палочек.

Жаворонок является первым – к теплу, зяблик – к стуже.

Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принес.

Грач на проталину, скворец – на прогалину.

Прилетел кулик из заморья, принес весну (воду) из неволья.

На Сороки мальчики сельские выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

На Сороки хозяйки пекли особые постные булочки – "жаворонков", в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки, шесты и выбегали с ними на пригорки и возвышенные места и, сбившись в кучу, что есть силы кричали "заклички" – короткие песенки-кричалки, призванные ускорить прилёт гонцов весны:



Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Нет ни хлеба,
Ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
Чай я выпил,
Сахар съел,
Самовар на кол надел.


Жаворонок, прилети,
Красну весну принеси!
Нам зима-то надоела:
Весь хлеб у нас поела.
Зима, зима, ступай за моря!
Там пышки пекут,
Киселя варят – зиму манят.
Кши, полетели!


Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу!


Уж вы, кулички-жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Весна-красна, на чем пришла?
– На сошечке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зернышку-у-у!


Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам
Жаворонушки!
Нам весну-красну да красно летеце.
Жаворонушки!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,
Жаворонушки!
А воды-то попила да три колодезя,
Жаворонушки!
Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,
Жаворонушки!
На базарик пертаскали, за копейки продавали,
Жаворонушки!
За копейки продавали, детям хлеба покупали.
Жаворонушки!


Уж ты пташечка,
Ты залётная!
Ты слетай
На синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!


Жаворонки,
Жаворонки,
Прилетите!
Красну вёсну
Принесите!
Зиму холодну
Унесите!
Галки, галки,
Принесите по палке!
Голубочки,
Голубочки,
Принесите по клубочку!
Кукушки, кукушки,
Принесите
По мотушке!
Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки,
Канарейки,
Принесите по швейке!
Чечетки,
Чечетки,
Принесите по щетке!
Тогда, утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы –
В барабаны!

Так с птичками–жаворонками дети бегали, закликали весну, прыгали с крыш в сугробы, сажали булочки на яблони в садах, на ветлы, рябины, высокие кусты, на палки плетня, на проталины на холмах и курганах. Потом птичек обычно съедали, а головку отдавали матери со словами: "Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был".

В некоторых деревнях по печеным жаворонкам гадали взрослые: в птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., по тому кому достанется, "узнавали" о предстоящей участи: кольцо – к свадьбе, щепка – гроб, монетка – богатство… Новгородцы приготовляли в этот день из теста птичек по числу лиц, составляющих семейство. В одну из них запекали небольшую монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот, кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Монетку хранили на божнице или носили с собой для счастья. В ряде мест также выбирали семейного засевальщика – кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

В настоящее время сохранился обычай выпекать из сдобного теста фигурки птиц. В нашем селе все пожилые бабушки пекут «жаворонков», а сейчас, когда мы стали распространять эту традицию, стали печь и наши мамы. Так что «жаворонков» в Урицком 22 марта пекут почти в каждом доме.



Заключение.

Истоки праздника берут начало в глубокой древности, когда славяне праздновали Новый год в день весеннего равноденствия, встречая весну и новую жизнь. Это был большой общий праздник. С приходом христианства он стал детским, а сейчас вообще забылся.

22 марта может считаться также днём Тыквы. Женщины в этот день готовили тыквенные семена. С них начинали заботу о предстоящих делах на бахче («зачин»). Тыква считалась овощем обстоятельным, надежным и неприхотливым. На юге России крестьяне тыквами, как картошкой, кормились сами и подкармливали домашнюю скотину.

В нашей школе уже много лет проводится праздник – День Птиц, который у нас всегда приходится на 22 марта. Наши родители пекут дома в этот день или накануне «жаворонков», мы приносим их в школу, дарим друг другу. Если на улице хорошая погода, то мы все выходим с «жаворонками» в руках из школы вместе с учителями и кричим заклички. Потом съедаем в столовой печенье с чаем. Всё очень весело и радостно, нам празднование Дня птиц очень нравится. Мы предлагаем всем проводить в День птиц не только викторины о птицах, но и весёлые игры и заклички. Этот праздник уже стал обычным в нашем селе, его «вспомнили». Считаем, что таким образом воспитывается любовь к природе, к обычаям и традициям нашего народа



Источники и литература:

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. – 215 с.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. – М. 1990. – 346 с.

3. Бестужев-Лада И.В. Школа ХХI века размышление о будущем //

Педагогика. - 1990. - №8. - С.103-113.

4. Биологический энциклопедический словарь / Гл. Ред. М.С.

Гиляров. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 831с.

5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989. - 258с.

6. Закон об охране окружающей природной среды. - М., 1991, 2002.

7. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды:

Слов.-справ. - М.: Просвещение, 1992. – 320 с.

8. Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной //Русский

космизм : Антология филос. мысли. - М.,1993. - С.317 - 327


  1. Швейцер А. Культура и этика. – М.: 1973. –315 с.

Приложение №1.


Рецепт приготовления "жаворонков"

Разведем в теплой воде дрожжи, добавим муку, сахарный песок, постное масло, ванилин и немного морковного сока для цвета. В тесто можно добавить льняного или конопляного семени. Готовое тесто разделим на полоски и каждую раскатаем. Получится маленький валик. Каждый валик завяжем узлом, из одного конца сделаем головку с защипленным клювиком, а другой конец надрежем ножом, чтобы получился птичий хвостик. Вставим две изюминки-глаза, присыплем сахаром и поставим в духовку.

Приложение №2.



Жительница с. Урицкое Кузьмичёва В.С. показывает как нужно печь «жаворонков»




Смотрите также:
Конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» Номинация «Гуманитарно экологическое исследование»
126.79kb.
Исследовательская работа по теме: Памятники истории и культуры
150.74kb.
Годы Великой Отечественной войны
44.96kb.
«Моя малая родина – деревня Клеванцово»
562.57kb.
Моей работы «Моя малая Родина»
62.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология
2640.1kb.
Литература «Лесное родина моя» Кузьмин А. И. «Паруса, изорванные в клочья»
141.02kb.
М. М. Пришвин «Моя Родина»
62.55kb.
Детского и юношеского туризма моя родина
2842.71kb.
«Моя Родина – Беларусь»; готовит к демонстрации портреты знаменитых людей Беларуси
62.37kb.
Районный конкурс методических материалов Номинация «Современный воспитательный процесс»
115.77kb.
Достижения учащихся мбоу гимназии №10 г
926.89kb.