Главная страница 1

Муниципальная Большеклочковская средняя общеобразовательная школа

Тейковского района Ивановской области.

Конспект открытого урока по истории России IX века




Урок подготовила и провела

учитель истории и обществознания

Сыроватская М.А.



Цель урока:


  • выяснить причины и ход военных действий на Кавказе;

  • выяснить последствия войны для народов Кавказа;

  • развить навыки работы с картой, уметь выяснять причинно-следственные связи, определять и объяснять понятия.


План урока:


  1. Проверка домашнего задания.

  2. Новый материал.

    1. Политика России на Кавказе.

    2. Причины Кавказской войны.

    3. Военные действия на Кавказе.

  1. Закрепление материала.


Новые термины и даты:
Кавказская война (1817 – 1830гг); горцы; мюридизм; Имам Шамиль; имамат; теократия, газават.
Оборудование:

Карта «Россия IX век», портрет Николая I, портрет генерала А.П. Ермолова, портрет Имама Шамиля, компьютеры, видеопроектор.


Дидактический материал: новые даты т термины для каждого ученика, кластеры «Причины и последствия Кавказской войны».

Ход урока.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

(Проверка домашнего задания происходит в форме комментариев к слайдам «Внешняя политика Николая I)



1 слайд. Учитель:Каковы основные направлен внешней политика Николая ?

Ответы учеников:

Европейское и ближневосточное.



2 слайд. Учитель: Охарактеризуйте европейское направление внешней политики Николая I.

Ответы учеников:

Это борьба с «революционной заразой» в Европе, подавление революций, подавление Польского восстания (1830- 1831гг) и Венгерского восстания (1849г.)


3 слайд. Учитель: Что происходило на ближневосточном направлении?

Русско –иранская война 1826 – 1828гг.

1828г – Туркманчайский мирный договор

По договору к России присоединились Ереванское и Нахичеванское ханства,

только Россия имела право держать военный флот на Каспии, контрибуция 20 млн. рублей от Персии.
4 слайд. Учитель: Что такое «восточный вопрос»?

Ответы учеников:

Для России это отношение с Турцией, благоприятный режим черноморских проливов – Босфора и Дарданеллы.



Русско-турецкая война.1828-1829гг.

1829 г. –Адрианопольский мирный договор

Россия получила: дельту Дуная, черноморское побережье от Анапы до Поти, восточную Армению, свободу навигации в проливах, контрибуцию


5 слайд. Учитель: Когда и как был решен вопрос о режиме черноморских каналов?

Ответы учеников:

В 1841 г. По Лондонской конвенции судоходство в проливах ставилось под международный контроль, проливы становились закрытыми для военных судов в мирное время.


Учитель: Что в целом мы можем сказать о внешней политике Николая I?

Ученики: Она была направлена на подавление революций в Европе и на расширение территории государства, путем присоединения новых земель завоеванных в ходе воин.

2.Новый материал.

* Политика России на Кавказе.

Рассказ учителя по слайдам «Кавказская война 1817-1864гг.


2 слайд.

Кавказ – территория между Черным и Каспийским морями, она делится на Закавказье и Северный Кавказ, граница между которыми проходит по Главному Кавказскому Хребту.

Дагестан, Абхазия, Мегрелия, Имеретия были присоединены к России к 1813 г, Карабахское, Дербентское, Бакинское ханства тоже вошли в состав России к этому времени.
3 слайд.

Кавказ – это красивейший горный край. Мало почв для земледелия, местные жители в основном занимались скотоводством. Коренных жителей Кавказа в России было принято называть горцами.


4-5 слайд.

Как вы думаете, ребята, горцы – это национальность или что – то другое?

Горцы – это собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа. Горцы – это свободолюбивый народ, это были хорошие воины и естественно они не хотели покоряться России. Они постоянно совершали грабительские набеги на близлежащие русские селения.
6 слайд.

Новый (с 1816 г.) начальник всех войск в Грузии и на Кавказской линии,



А. П. Ермолов, убедил государя в необходимости смирять горцев исключительно силою оружия. Решено было вести покорение горских народов постепенно, но настоятельно, занимая лишь те места, которые можно было удержать за собой и не идя далее, пока не укреплено приобретенное. На Кавказе стали строится крепости, казацкие станицы, землю давали за службу казакам, местной администрации. Деятельность свою на линии Ермолов, в 1818 г., начал с Чечни, усилив находившийся на Сунже редут Назрановский и заложив на низовье этой реки крепость Грозную. Мера эта заставила присмиреть живших между Сунжей и Тереком чеченцев.
* Причины Кавказской войны.
7 слайд.

В такой ситуации среди горцев нередко вспыхивали волнения. С 1817 по 1830 год эти волнения носили неорганизованный характер. Ученые до сих пор спорят о дате начала войны. А мы сейчас с вами должны выяснить, что же стало причинами Кавказской войны.



Причины Кавказской войны.

  • Набеги на оседлые российские территории;

  • Работорговля;

  • Царское правительство привлекало местное население на строительство крепостей, мостов дорог;

  • Введение новых налогов;

  • «Усмирительные походы» генерала А.П. Ермолова;

  • Раздача земель казакам, чиновникам;

  • Строительство военных укреплений.


8 слайд.

К 1830 году сопротивление горцев стало более организованным. А сплотила их идеология кавказского мюридизма.



МЮРИДИЗМ (послушничество) - религиозно-политическое учение, основанное на полном подчинении.

Одним из положений мюридизма является



ГАЗАВАТ – священная война против неверных (немусульман).
9 слайд.

На территории Чечни и Дагестана на основе мюридизма возникло религиозное теократическое государство – ИМАМАТ.



ТЕОКРАТИЯ – форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно и его религиозным главой.
10 слайд.

В 1838 году имамом ( правителем имамата )стал Шамиль. Он объединил горцев Дагестана и Чечни в теократическом государстве. Шамилем была создана дисциплинированная армия, насчитывающая 10-15 – тыс человек. Любое неподчинение власти имама сурово каралось как вероотступничество. Сам имам считался лицом, избранным Богом на Великий подвиг для блага верующих.



* Военные действия на Кавказе.

11 слайд.

На слайде мы видим картину боя. Местность для боя неудобная, леса, поэтому вести войну против горцев было трудно. Дисциплина и сильная, фанатичная вера горцев-мюридов позволяли им успешно бороться. Шамилю удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Его существенно поддерживали Турция и Англия.


12 слайд.

Это различные российские войска, которые сражались на Кавказе. Вы видите как они одеты? Почти как горцы.

13 слайд.

Российское правительство после неудачных военных действий, применяло различную тактику, вплоть до переговоров с Шамилем. Было решено отойти от политики активных военных действий. Правительство возвращается к тактике строительства укреплений, новых дорог и к вырубке лесов, созданию военных укреплений.

И эта тактика приносит свои плоды. К тому же правящая верхушка имамата начала разорять простой народ бесконечными податями и военными поборами. В итоге в Северном Дагестане начались народные выступления против Шамиля.
14 слайд.

В результате ожесточенного сражения с российскими войсками в августе 1859 г. около аула Гуниб Шамиль сдался в плен, а его государство перестало существовать. К концу 1863 г. русские войска заняли весь Кавказ. В1864 году Кавказская война закончилась победой российского оружия. Но все эти события произошли уже после завершения царствования Николая I.


Следующие слайды познакомят нас с наградами за сражения в Кавказской войне.
15 слайд. Медаль 'Кавказ 1837г.'
16слайд. Медаль 'За покорение Чечни и Дагестана 1857-1858-1859гг.'
17слайд. Медаль 'За покорение Чечни и Дагестана 1857-1858-1859гг.'
18 слайд. Крест 'За службу на Кавказе 1864г.'
19 слайд. Наградной знак Общества помощи инвалидам Кавказской войны.
20 слайд.

Каковы же последствия Кавказской войны?

  • Проведение российским самодержавием политики, ущемляющей интересы народов Кавказа;

  • Массовая иммиграция горцев с Кавказа;

  • Уничтожение имамата;

  • Окончание междоусобных воин и уничтожение рабства на Кавказе;

  • Развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни Кавказа;

  • Создание предпосылок для развития капитализма.


21 слайд.
Иммиграция горцев в Турцию.

  1. Закрепление материала:

Учитель: Давайте поработаем с кластерами. На каждой парте лежит набор кластеров «Причины и последствия войны на Кавказе». Вы работаете в парах. Первый ряд должен выбрать только причины, а второй только последствия войны на Кавказе. Вам на работу 5 минут, а затем мы обсуждаем насколько правильно вы справились с заданием.
Учитель: Мы прошли с вами тему «Кавказская война». Не видите ли вы аналогии с сегодняшним днем?

( Ответы рассуждения ребят)

Не так давно на Кавказе была война. Сейчас распространяется религиозное исламское учение «ваххабизм». Раньше жителей Кавказа называли горцами, теперь кавказцами или «Лицами кавказской национальности».
Учитель: Кавказ это территория России. Как мы должны относится к людям другой национальности?

(С уважением к их традициям, вероисповеданию и. д)


Учитель: И в конце нашего урока мы выполним компьютерный тест по пройденному материалу. Так как Антону Жаркову нельзя работать на компьютере, он выполнит тест в традиционном варианте.
Тест «Внешняя политика Николая I»

1. Годы правления Николая I.

А) 1825-1850 гг.

Б) 1801-1825 гг.



В) 1825-1855 гг.

Г) 1830-1855 гг.


2. Кто занимал пост министра иностранных дел при Николае I.?

А) Канкрин Е.Ф.



Б) Нессельроде К. В.

В) Бенкендорф А.Х.

Г) Нечаев С.Д.
3. Когда началось восстание в Польше?

А) ноябрь 1830 г.

Б) ноябрь 1831 г.

В) октябрь1830г.

Г) октябрь 1831 г.


4. Русско – иранская война закончилась подписанием мира в 1828г.

А) в Адрианополе

Б) в Бухаресте

В) в Туркманчае

Г) в Сухум – Кале


5. Русско – турецкая война закончилась подписанием мира в 1829 г.

А) в Адрианополе

Б) в Бухаресте

В) в Турканчае

Г) в Сухум – Кале


6. Кто был Главнокомандующим российских войск на Кавказе?

А) Паскевич И.Ф.

Б) Корнилов В.А.

В) Нахимов П.С.



Г) Ермолов А.П.

7. Шамиль носил титул

А) Шаха

Б) Хана


В) Имама

Г) Султана


8. С какой европейской страной Россия вынуждена была вступить в «торговую войну» за

право торговать в Центральной Азии и Иране?

А) с Францией

Б) с Англией

В) Австрией

Г) Швецией

9. Установите соответствие



1. Война с Турцией

А. 817-1864 гг.

2. Война с Ираном

Б. 1830-1831гг

3. Кавказская война

В. 1826-1828 гг.

4. Лондонская конференция

Г. 1828-1829 гг.

5.Восстание в Польше

Д. 1841 г.




Е. 1830 г.

Ответ: 1Г2В3А4Д5Б Е - нет


10. Установите соответствие

1. Мюридизм

А. Теократическое государство

2. Теократия

Б. Религиозно – политическое учение

3. Шамиль

В. Форма правления, при которой глава государства является религиозным лидером.

5.Имамат

Г. Руководитель польского восстания




Д. Вождь кавказских горцев

Ответ: 1Б2В3Д5А Г - нет.
Наибольше количество баллов – 18.
Анализ результатов Теста. Анализ работы ребят на уроке, выставление оценок.


Домашнее задание. § 12, Кавказская война, новые термины.



Смотрите также:
Конспект открытого урока по истории России IX века
93.09kb.
Конспект открытого урока
86.39kb.
Конспект открытого урока преподаватель: Иванова Марина Владимировна
205.02kb.
План-конспект открытого урока в 7а классе по теме: «Паразитические плоские черви и меры борьбы с ними»
84.2kb.
Конспект открытого урока литературы
72.21kb.
Конспект открытого урока по предмету «Окружающий мир» в 4 классе тема: «Петр I: царь и человек»
66.99kb.
План-конспект Тема урока : «Икона в православной культуре». Тип урока: изучение нового учебного материала
139.86kb.
Конспект урока музыки в 3 классе
121.95kb.
2013 г. 2013г. Рабочая программа по истории России 10 класс. Учебник: А. Н. Сахаров. «История России с древнейших времен до конца XIX века»
249.87kb.
Конспект урока в 5 классе по теме «Изготовление прихватки» Учитель: Леонтьева Ольга Ивановна Цель урока: Образовательная
53.66kb.
Пояснительная записка Материалы открытого урока в рамках проведения конкурса «Учитель года Москвы 2008»
146kb.
№ п/п № урока в теме Тема урока Практические работы Домашнее задание 1 1
132.37kb.