Главная страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ БИОЛОГИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ



УТВЕРЖДАЮ

Ректор


______________ Е. А. Ваганов

«____»__________2011 г.




номер внутривузовской регистрации


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

020400 - биология
020400.68.04.– гидробиология и ихтиология
Квалификация (степень) выпускника «Магистр»
Форма обучения – очная
Нормативный срок освоения программы – 2 года

Красноярск 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Общие положения

    1. Назначение и состав основной образовательной программы магистратуры

    2. Использованные нормативные документы для разработки магистерской программы

    3. Общая характеристика магистерской программы

    4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы

  2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы

    1. Область профессиональной деятельности выпускника

    2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

    3. Виды профессиональной деятельности выпускника

    4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

  3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы

  4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы

    1. Календарный учебный график

    2. Структура ООП и учебный план

    3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

    4. Программы практик и организация НИР обучающихся

  5. Ресурсное обеспечение магистерской программы

  6. Характеристики среды Университета, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

  7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы

    1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

    2. Итоговая государственная аттестация выпускников магистерской программы

  8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

Приложение 1. Структура ООП магистерской программы 020400.68.04

Приложение 2. Матрица соответствия компетенций и составных частей ООП

Приложение 3. Календарный график учебного процесса магистра по направлению подготовки 020400.68.04 – гидробиология и ихтиология

Приложение 4. Учебный план подготовки магистра

Приложение 5.1. Рабочие программы дисциплин (базовая часть)

Приложение 5.2. Рабочие программы дисциплин (вариативная часть)

Приложение 5.3. Рабочая программа научно-исследовательской практики

Общие положения


    1. Назначение и состав основной образовательной программы магистратуры (далее – магистерская программа) 020400.68.04. – гидробиология и ихтиология, реализуемая ФГАОУ ВПО «Сибирский государственный университет» Институтом фундаментальной биологии и биотехнологии по направлению подготовки 020400 - биология, представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (далее по тексту – Университет) должен реализовывать инновационные образовательные программы ВПО, интегрированные в мировое образовательное пространство.

Настоящая ООП разработана на основе ФГОС ВПО и требований, самостоятельно устанавливаемых Университетом, а также с учетом международных критериев аккредитации ООП.


    1. Использованные нормативные документы для разработки магистерской программы 020400.68.04. – гидробиология и ихтиология.

Нормативную правовую базу разработки данной магистерской программы составляют:

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71;

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 020400 - биология высшего профессионального образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «4» февраля 2010 г. №100;

Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

Устав Университета.





    1. Общая характеристика магистерской программы 020400.68.04. – гидробиология и ихтиология .


Цель магистерской программы дать знания о новейших достижениях и методах в гидробиологии и ихтиологии, обеспечить формирование у студентов представлений о современных направлениях исследования в области трофометаболических взаимодействий гидробионтов в водных экосистемах с использованием биофизических и биохимических методов, включая молекулярно-генетические; биоманипулирования трофическими цепями как экологически безопасное управляющее воздействие на природные экосистемы; изучения редких и наиболее ценных видов рыб и оценке состояния популяций рыб по физиолого-биохимическим показателям водных объектов Красноярского края, экологического мониторинга водоемов и водотоков Красноярского края и оценке воздействия на окружающую среду; биологического контроля качества воды (биоиндикация и биотестирование) для подготовки специалистов мирового уровня, развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки.


      1. Срок освоения магистерской программы 2 года форма обучения – очная.




      1. Трудоемкость магистерской программы 120 зачетных единиц.




    1. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы 020400.68.04. – гидробиология и ихтиология.

Лица, имеющие диплом бакалавра (специалиста, магистра) зачисляются на данную магистерскую программу по результатам вступительных испытаний, ежегодно утверждаемым Ученым советом Университета с целью установления у поступающего наличия компетенций, необходимых для освоения данной магистерской программы или магистерских программ по данному направлению.


  1. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
    магистерской программы
    020400.68.04. – гидробиология и ихтиология




    1. Область профессиональной деятельности выпускника.

Сферой профессиональной деятельности выпускников являются:

  • научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации;

  • органы охраны природы и управления природопользованием;

  • общеобразовательные учреждения и образовательные учреждения профессионального образования (в установленном порядке).

Магистр по программе подготовки «Гидробиология и ихтиология» может осуществлять профессиональную деятельность в научно-исследовательских и научно-производственных организациях, в органах охраны природы и управления природопользованием, в том числе, в службах государственного контроля за состоянием водных биоресурсов, в системе Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды, в системе особо охраняемых природных территорий, в системе Гидрометеослужбы и мониторинга окружающей среды, Водоканала, в системе органов рыбоохраны, органах санэпидемконтроля, в лабораториях, осуществляющих производственный контроль за качеством водной среды, научно-исследовательских институтах, занимающихся изучением водных биологических ресурсов, рыбоводных хозяйств, работать в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования (в установленном порядке) или обучаться в аспирантуре.

Матрица соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП магистерской программы «Гидробиология и ихтиология» направления подготовки 020400 – Биология приведена в Приложении 1 и Приложении 2.




    1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Объектами исследования магистра по направлению 020400.68.04. - Гидробиология и ихтиология являются биологические системы разных уровней организации водоемов и водотоков; биологическая экспертиза и мониторинг, оценка, восстановление и охрана территориальных водных биоресурсов.




    1. Виды профессиональной деятельности выпускника.

Магистр по направлению 020400 – биология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская, проектная, научно-производственная деятельность и педагогическая деятельность (в установленном порядке). Вид профессиональной деятельности регламентируется с учетом потребностей заинтересованных работодателей, таких как Институт Биофизики СО РАН, Институт экологии рыбохозяйственных водоемов (ФГНУ НИИ ЭРВ), г. Красноярск, ФГУ «Енисейрыбвод», г. Красноярск и другие.


    1. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Магистр по направлению подготовки 020400 Биология должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность:

  • самостоятельный выбор и обоснование цели, организация и проведение научного исследования по актуальной проблеме в соответствии со специализацией;

  • формулировка новых задач, возникающих в ходе исследования;

  • выбор, обоснование и освоение методов, адекватных поставленной цели;

  • освоение новых теорий, моделей, методов исследования, разработка новых методических подходов;

  • работа с научной информацией с использованием новых технологий;

  • обработка и критическая оценка результатов исследований;

  • подготовка и оформление научных публикаций, отчетов, патентов и докладов, проведение семинаров, конференций.

Научно-производственная и проектная деятельность:

  • самостоятельное планирование и проведение полевых, лабораторно-прикладных работ, контроль биотехнологических процессов в соответствии со специализацией;

  • освоение и участие в создании новых биологических технологий;

  • организация получения биологического материала;

  • планирование и проведение природоохранных предприятий;

  • планирование и проведение биомониторинга и оценки состояния природной среды;

  • сбор и анализ имеющейся информации по проблеме с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации;

  • обработка, критический анализ полученных данных;

  • подготовка и публикация обзоров, статей, научно-технических отчетов, патентов и проектов;

  • подготовка нормативных методических документов.

Организационная и управленческая деятельность:

  • планирование и осуществление:

  • лабораторных и полевых исследований в соответствии со специализацией;

  • мероприятий по охране природы, биомониторингу, экологической экспертизе, оценке и восстановлению биоресурсов;

  • семинаров и конференций;

  • подготовка материалов к публикации;

  • патентная работа;

  • составление проектной, сметной и отчетной документации;

  • подготовка научно-технических проектов.

Педагогическая деятельность (в установленном порядке в соответствии с полученной квалификацией):

  • подготовка и чтение курсов лекций;

  • организация учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях, руководство дипломными работами студентов.




  1. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы 020400.68.04. - гидробиология и ихтиология.

Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Магистр по направлению подготовки 020400 – Биология в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению, должен иметь следующие компетенции:

а) общекультурные компетенции (ОК) :

ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

ОК-2: способен к инновационной деятельности;

ОК-3: способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня;

ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

ОК-5: проявляет инициативу, в том числе в ситуациях риска, способен брать на себя всю полноту ответственности способен к поиску решений в нестандартных ситуациях;

ОК-6: способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

б) профессиональные (ПК): общепрофессиональные:

ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.

ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.

ПК-3: самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов.

ПК-4: демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку.

ПК-5: демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально-значимых проектов.

ПК-6: творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации.

ПК-7: понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения.

ПК-8: использует навыки организации и руководства работой профессиональных коллективов, способен к междисциплинарному общению и к свободному к деловому общению на русском и иностранных языках, работе в международных коллективах.

ПК-9: профессионально оформляет, представляет и докладывает результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам.



В соответствии с видами деятельности:

ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).

ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.

ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.

ПК-14: планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией.

ПК-15: использует знание нормативных документов, регламентирующих организацию и методику проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с целями магистерской программы), способен руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности.

ПК-16: имеет навыки формирования учебного материала, чтения лекций, готов к преподаванию в высшей школе и руководству НИР студентов, умеет представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей.

По окончании освоения программы «Гидробиология и ихтиология» выпускник должен продемонстрировать также ряд специальных компетенций (СК):

СК-1: владеть предметной областью разработки эффективных методов изучения водных экосистем и организации и управления экологического мониторинга водных экосистем;

СК-2: владеть современными биофизическими и биохимическими методами и использовать их для решения практических задач гидробиологии и ихтиологии;


  1. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы 020400.68.04. – гидробиология и ихтиология.

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 020400. - биология содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом магистра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.


    1. Календарный учебный график 020400.68.04 – гидробиология и ихтиология

Календарный учебный график, разработанный для магистерской программы «Гидробиология и ихтиология» по направлению подготовки 020400 – Биология, приведен в Приложении 3. В календарном учебном графике указана последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, НИР, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.


    1. Структура ООП и учебный план

Учебный план разработан в программе GosInsp, с учетом внешней экспертизы (см. Приложение 4).В учебном плане отображена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик, НИР), обеспечивающих формирование компетенций, указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, НИР в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах. В базовых частях учебных циклов указан перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов указан перечень и последовательность дисциплин с учетом рекомендаций ПрООП ВПО. Основная образовательная программа содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем учебным циклам ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся установлен решением Ученого совета Университета. Для каждой дисциплины, модуля, практики указаны виды учебной работы и формы промежуточной аттестации. При составлении учебного плана Университет руководствовался общими требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированными в разделе 7.1 ФГОС ВПО по направлению подготовки.

Основная образовательная программа подготовки магистров по направлению 020400 – Биология для магистерской программы «Гидробиология и ихтиология» предусматривают изучение следующих учебных циклов:

общенаучный цикл;

профессиональный цикл;

практики и/или научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в аспирантуре.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждения результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной), для ООП магистратуры является семинар в рамках курса «Современные проблемы биологии», продолжающийся на регулярной основе два семестра, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистранта. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в целом в учебном процессе, составляют более 60% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов более 30% аудиторных занятий.

В программы базовых дисциплин профессионального цикла включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

Магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» по направлению 020400 – Биология содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет до 18 академических часов.

Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

При реализации магистерской программы «Гидробиология и ихтиология» по направлению 020400 – Биология предусмотрено применение инновационных технологий обучения, в частности, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых ФГОС ВПО по направлению 020400 – Биология.

Магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» по направлению 020400 – Биология включает лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: иностранного языка, компьютерных технологий в биологии, математического моделирования биологических процессов, специальных глав физических и химических наук, различных видов практики и научно-исследовательской работы, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части рабочие программы которых, предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

Наряду с Учебным планом подготовки магистра для каждого обучающегося в магистратуре составляется индивидуальный план студента магистратуры, по форме утвержденной Ученым советом Университета.




    1. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

В соответствии с представленным учебным планом разработаны и представлены учебные программы дисциплин базового, вариативного (обязательные) циклов и дисциплин по выбору. Рабочие программы дисциплин (модулей) базовых частей всех циклов ООП направления подготовки 020400 – Биология приведены в Приложении 5.1.

Рабочие программы дисциплин (модулей) вариативной части, а также программы авторских курсов, разработанные для магистерской программы «Гидробиология и ихтиология», приведены в Приложении 5.2.

В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины - не менее 2 зачетных единиц.

В целях реализации компетентностного подхода программы дисциплин ООП предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждения результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусматриваются встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа в целом по учебному плану составляют не более 30 процентов аудиторных занятий.

В программы базовых дисциплин профессионального цикла включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.




    1. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся




      1. Программы практик.

В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 020400 - биология практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации в СФУ ООП магистратуры по направлению подготовки 020400 – биология предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская и научно-педагогическая. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом и отражаются в программе практики (Приложение 5.3).

Практики проводятся, в том числе и в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах), а также на кафедрах и в лабораториях СФУ, которые обладают необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам научно-исследовательской практики включает защиту отчета по практике.




      1. Организация научно-исследовательской работы обучающихся.

В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 020400.68.04. – гидробиология и ихтиология научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и целями данной магистерской программы.
Виды научно-исследовательской работы магистранта, этапы и формы контроля ее выполнения.

В соответствии с ФГОС ВПО основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе публичной защиты ее результатов проводится широкое обсуждение с целью оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Также дается оценка компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

Возможна корректировка плана проведения научно-исследовательских работ на основе промежуточных отчетов.


  1. Фактическое ресурсное обеспечение магистерской программы

Ресурсное обеспечение данной ООП формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры, определенных ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400 – Биология, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО.



Кадровый потенциал. Для реализации ООП магистратуры 020400.68.04 - «Гидробиология и ихтиология» привлекаются ведущие специалисты, имеющие приоритет в ключевых областях современной гидробиологии и ихтиологии. В штате научно-педагогических работников кафедры водных и наземных экосистем состоят 6 докторов биологических наук, 5 кандидатов биологических наук, в том числе 4 из них являются представителями НИИ и Академии наук. Кроме этого, кафедра приглашает читать отдельные курсы визит-профессоров, как российских, так и иностранных, широко известных специалистов в области гидробиология и ихтиология.

Руководитель магистерской программы «Гидробиология и ихтиология» - Гладышев Михаил Иванович, доктор биологических наук, профессор, работающий в должности профессора на кафедре водных и наземных экосистем и заместителем директора Института Биофизики СО РАН, а также заведующий лабораторией «Экспериментальной гидроэкологии». Он член Президиума Гидробиологического общества РАН, член Международного общества лимнологии (SIL). Главный редактор «Журнала Сибирского федерального университета». Член редколлегии «Сибирского экологического журнала». Рецензент в 16 международных журналах, имеющих импакт-фактор Web of Science, в том числе Aquatic Ecology, Environmental Science & Technology, Fundamental and Applied Limnology, Hydrobiologia, Journal of North American Benthological Society, Journal of Plankton Research, Marine and Freshwater Research. М.И. Гладышев имеет один из самых высоких среди российских гидробиологов Индекс цитирования (Web of Science = 365; РИНЦ = 500). Основные направления научной деятельности: исследование трофометаболических взаимодействий гидробионтов в водных экосистемах с использованием биофизических, биохимических и молекулярно-генетических методов; биоманипулирование трофическими цепями как экологически безопасное управляющее воздействие на природные экосистемы; передача незаменимых жирных кислот и тяжелых металлов по звеньям трофических цепей водных экосистем.

Автор учебного пособия «Основы экологической биофизики водных систем». Новосибирск: Наука, 1999, и монографии «Biophysics of the surface microlayer of aquatic ecosystems». London: IWA Publishing, 2002. Он автор и соавтор статей в журналах, учитываемых в международной базе данных Web of Science – 69; статей в журналах, учитываемых в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) – 123. Основные публикации руководителя по тематике магистерской программы:

Гладышев М.И., Малышевский К.Г. Суточные вертикальные миграции бентонейстона в заливе Восток Японского моря // Биология моря. - № 2, 1982.- С.10-12.

Гладышев М.И. Концепция биогеоценоза с позиций общей теории систем // Экология. – 1990. - № 4. - С.11-19.

Гладышев М.И. Сравнение скорости переноса кислорода через теплую и холодную поверхностную пленку воды // Известия АН СССР. Физика атмосферы и океана. - 1991.- 27, № 11. - С.1251-1255.

Gladyshev M.I., Gribovskaya I.V., Adamovich V.V. Disappearance of phenol in water samples taken from the Yenisey river and the Krasnoyarsk reservoir // Water Research.- 1993.-27, № 6.- P.1063-1070.

Gladyshev M.I., Kalachova G.S., Sushchik N.N. Free fatty acids of surface film of water in the Sydinsky bay of the Krasnoyarsk reservoir // Int. Revue ges. Hydrobiol.- 1993. - 78, № 4.- P. 575-587.

Гладышев М.И., Темерова Т.А., Щур Л.А., Дегерменджи А.Г., Толомеев А.П. Истинный и мнимый микроводорослевый спектр питания Simocephalus sp. в проточных и закрытых культиваторах // Доклады АН.- 1994.- 336, № 6.- С.843-846.

Gladyshev M.I., Sushchik N.N., Kalachova G.S., Shchur L.A. The effect of algal blooms on the disappearance of phenol in a small forest pond // Water Research. - 1998.- 32, № 9.- P. 2769-2775.

Gladyshev M.I., Emelianova A.Y., Kalachova G.S., Zotina T.A., Gaevsky N.A., Zhilenkov M.D. Gut content analysis of Gammarus lacustris from a Siberian lake using biochemical and biophysical methods // Hydrobiologia. – 2000.- 431, № 2/3.- P. 155-163.

Gladyshev M.I., Gribovskaya I.V., Moskvicheva A.V., Muchkina E.Y., Chuprov S.M., Ivanova E.A. Content of metals in compartments of ecosystem of a Siberian pond // Arch. Environ. Contam. Toxicol. - 2001. - 41, № 2. - P. 157-162.

Gladyshev M.I., Dubovskaya O.P., Gubanov V.G., Makhutova O.N. Evaluation of non-predatory mortality of two Daphnia species in a Siberian reservoir // J. Plankton Res.- 2003.- 25, №8.- P. 999-1003.

Gladyshev M.I., Sushchik N.N., Gubanenko G.A., Demirchieva S.M., Kalachova, G.S. Effect of way of cooking on content of essential polyunsaturated fatty acids in muscle tissue of humpback salmon (Oncorhynchus gorbuscha). // Food Chemistry. - 2006. – 96. - P. 446–451.

Gladyshev M.I., Sushchik N.N., Kalachova G.S., Dubovskaya O.P., Makhutova O.N. Influence of sestonic elemental and essential fatty acid contents in a eutrophic reservoir in Siberia on population growth of Daphnia (longispina group) // J. Plankton Res. – 2006. – 28, № 10. – P. 907–917.

Gladyshev M.I., Sushchik N.N., Kolmakova A.A., Kalachova G.S., Kravchuk E.S., Ivanova E.A., Makhutova O.N. Seasonal correlations of elemental and ω3 PUFA composition of seston and dominant phytoplankton species in a eutrophic Siberian Reservoir // Aquatic Ecol.- 2007.- 41.- P. 9–23.

Gladyshev M.I., Sushchik N.N., Anishchenko O.V., Makhutova O.N., Kalachova G.S., Gribovskaya I.V. Benefit-risk ratio of food fish intake as the source of essential fatty acids vs. heavy metals: A case study of Siberian grayling from the Yenisei River // Food Chemistry. – 2009. – 115. – P. 545–550.

Gladyshev M.I., Sushchik N.N., Makhutova O.N., Dubovskaya O.P., Kravchuk E.S., Kalachova G.S., Khromechek E.B. Correlations between fatty acid composition of seston and zooplankton and effects of environmental parameters in a eutrophic Siberian reservoir // Limnologica 2010. − 40. P. 343–357.

Gladyshev M.I., Sushchik N.N., Anishchenko O.V., Makhutova O.N., Kolmakov V.I., Kalachova G.S., Kolmakova A.A.. Dubovskaya O.P. Efficiency of transfer of essential polyunsaturated fatty acids versus organic carbon from producers to consumers in a eutrophic reservoir // Oecologia.− 2011.− 165.− P. 521–531.

М.И. Гладышев имеет совместные работы с зарубежными учёными.



  1. Northeastern University (Boston, Massachusetts, USA):

Hellweger F.L., Kravchuk E.S., Novotny V., Gladyshev M.I. Agent-based modeling of the complex life cycle of a cyanobacterium (Anabaena) in a shallow reservoir // Limnol. Oceanogr. – 2008. – 53. – P. 1227–1241.

2) National Water Research Institute, Burlington, Ontario, Canada:

Gladyshev M.I., Arts M.T. and Sushchik N.N. 2009. Preliminary estimates of the export of omega-3 highly unsaturated fatty acids (EPA+DHA) from aquatic to terrestrial ecosystems. In: Arts M.T., Kainz M. and Brett M.T. (eds). Lipids in aquatic ecosystems. pp.179-209. Springer, New York.

3) Old Dominion University, Norfolk, VA, USA:

Marshall H.G., Gladyshev M.I. 2009. Neuston in aquatic ecosystems. In: Likens G.E (Ed.) Encyclopedia of Inland Waters. Elsevier, Oxford, pp. 97-102.

4) Southern Illinois University (Carbondale, IL, USA) и Clarion University of Pennsylvania (Clarion, PA; USA):

Whiles M.R., Gladyshev M.I., Sushchik N.N., Makhutova O.N., Kalachova G.S., Peterson S.D., Regester K.J. Fatty acid analyses reveal high degrees of omnivory and dietary plasticity in pond-dwelling tadpoles // Freshwater Biology.− 2010.− 55.− P. 1533–1547.

Университет, реализующий основную образовательную программу подготовки магистров по направлению 020400 – Биология, располагает материально-технической базой, которая обеспечивает проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, которые предусмотрены учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Необходимый для реализации программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: специально оборудованные кабинеты по дисциплинам учебного плана: Лаборатория зоологии, Лаборатория ботаники, Лаборатория гидробиологического и ихтиологического практикума, Лаборатория биотестирования вод, Лаборатория экспериментальной гидроэкологии ИБФ СО РАН, а также помещения, оборудование и расходные материалы, специализированные коллекции рыб, тест-объектов для биотестирования и коллекции чистых культур водорослей для выполнения магистерских диссертаций студентов.

В соответствии с ФГОС ВПО научно-исследовательская практика проводится в сторонних организациях (НИИ, предприятия, лаборатории) или на кафедрах и в лабораториях Университета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, с которыми заключаются договора: Институт Биофизики СО РАН г. Красноярск; стационар «Озеро Шира» Института Биофизики СО РАН; Институт экологии рыбохозяйственных водоемов (ФГНУ НИИ ЭРВ), г. Красноярск; ФГУ «Енисейрыбвод», г. Красноярск; НИИ биологии при Иркутском госуниверситете г. Иркутск; Институт биологии внутренних вод РАН п. Борок; Институт экологии и систематики животных СО РАН, г. Новосибирск; Природный парк «Ергаки»; Заповедник «Хакасский».

Реализация основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 020400 – Биология обеспечена наличием методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим разделам всех дисциплин и по всем видам занятий. Для ряда дисциплин разработаны учебно-методические комплексы. Вуз обладает наглядными пособиями, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные работы обеспечены методическими разработками к задачам в количестве, достаточном для проведения групповых занятий. Имеет в наличии необходимое оборудование и расходные материалы для практических занятий по дисциплинам учебного плана.

Для выполнения исследований используется приборная база Центров коллективного пользования Университета и ИФБиБТ, КНЦ СО РАН, академических институтов СО РАН и кафедры водных и наземных экосистем. Для проведения исследований кафедра располагает всем необходимым оборудованием и приборной базой для успешного выполнения экспедиционных и лабораторных работ по инвентаризации биометрических характеристик водных экосистем.

Состав исследовательского оборудования.

Оборудование, необходимое для проведения экспедиционных исследований.

Пплавсредства (резиновые лодки Quicksilver) с подвесными лодочными моторами Mercury малой мощности.

Спасательную экипировку для обеспечения техники безопасности при работе на открытой воде.

Полевое оборудование для отбора гидробиологических проб (дночерпатель Эркмана-Берджи, планктобатометры системы Молчанова и Рутнера, планктонные сети Джеди и Апштейна, Россия).

Оборудования для оценки основных гидрохимических показателей воды (кислородомер Mo-128 (Mettler Toledo, Швейцария).

Портативный рН-метр "pHep2" (Hanna Instruments, США).

Многоканальный зонд контроля качества воды (Hydrolab, USA, 1999).

Для отлова рыб набор рыболовных сетей, невод для ловли мальков.

Для измерения содержания хлорофилла и оценки потенциальной фотосинтетической активности микроводорослей используется трехлучевой индуктофлуориметр Фл-303 (Россия).

Для обеспечения лабораторной обработки проб микроводорослей имеются микроскопы AxioStar plus (Carl Zeiss, Германия).

Флуоресцентный микроскоп Axioskop 40 (Carl Zeiss) с видеокамерой MC-3254R/MFG 3сcd (AVT-Horn, Aalen, Germany) и программным обеспечением AxioVision 3.1 и KS 300.

Для определения содержания углерода используется CN-анализатор Flash EA 1112 NC Soil/MAS 200 (NEOLAB LLC, USA).

Для анализа фракционного состава органического вещества газовый хроматограф с масс-спектрометрическим детектором (GCD Plus, Hewlett Packard, USA).

Для определения содержания металлов.

Пламенный фотометр FLAPHO-4 (Carl Zeiss, Jena).

Атомно-абсорбционный спектрофотометр АSS-1N (Carl Zeiss, Jena).

Атомно-абсорбционный спектрофотометр «ААС Квант 2А».

Эмиссионный спектрограф PGS-2 (Carl Zeiss, Jena).

Оборудование для получения и хранения белков, в том числе ферментов:



  • комплект оборудования для хроматографической очистки белков методом жидкостной хроматографии быстрого разрешения BioLogic Duo-Flow System and Fraction Collector (BioRad, США);

  • камера для белкового электрофореза Mini-PROTEAN Tetra Cell в комплекте с блоком питания PowerPac Basic (BioRad, США);

  • лабораторная рефрижераторная центрифуга 5810R (Eppendorf, Германия), позволяющая контролировать и поддерживать определенную температуру образцов с высокой точностью;

  • низкотемпературный морозильник MDF-U53V, предназначенный для длительного хранения биологических образцов, в том числе ферментов (Sanyo, Япония);

  • весы лабораторные аналитические GR-120 (A&D, Япония); магнитная мешалка с нагревателем RET basic IKAMAG® safety control, электронная мешалка RW 14 basic и шейкер VORTEX Genius 3 (IKA, Германия);

  • спектрофотометры UV-300 (Shimadzu, Япония) и Uvicon 943 (Kontron Instruments, Италия);

  • спектрофлуориметры AMINCO (Thermo Spectronic, США) и Cary Eclipse (Varian, США).

Оборудование для измерения люминесценции:

  • высокочувствительный портативный люминометр LB 9509 Lumat, пригодный для всех видов люминесцентного анализа (Berthold Technologies, Германия);

  • многокюветный биохемилюминометр 3606 М (СКТБ «Наука», Красноярск);

  • кюветный биолюминометр БЛМ 8802 (СКТБ «Наука», Красноярск).

Оборудование, необходимое для подготовки воды, лабораторной посуды и пробоподготовки:

  • бокс (ламинар) биологической безопасности 2 класса защиты LA2-5A1 (Esco, Сингапур);

  • система очистки воды Direct-Q 3 UV (Millipore);

  • бокс (ламинар) биологической безопасности 2 класса защиты SC2-4A1 (Esco, Сингапур);

  • ультразвуковая мойка SONOREX® SUPER RK 510 H (Bandelin)

  • сухожаровой шкаф MOV-112 (Sanyo, Япония).

Для проведения лабораторных работ используется современное оборудование:

  • боксы-ламинары биологической безопасности 2 класса защиты (Labconco, США);

  • микроскопы AxioStar plus (Carl Zeiss, Германия);

  • сухожарочный шкаф SANYO MOV 112F (Япония);

  • термостаты Binder (Германия);

  • вертикальный программируемый автоклав Sanyo MLS-3781L (Япония);

  • шейкер инкубатор JEIO TECH SL-600;

  • термостатируемый шейкер-инкубатор Exella E-24 (New Brunswick scientific, США);

  • система видеодокументирования гелей «Molecular Imager Gel Doc XR» с трансиллюминатором (Bio-Rad, США);

  • оборудование для горизонтального ДНК гель-электрофореза (Bio-Rad, США);

  • система гель-проникающей хроматографии «Waters Alliance GPC 2000 Series» (Waters, США);

  • ультразвуковой гомогенизатор Sonicator 3000 (Misonix Incor, США);

  • электрическая верхнеприводная мешалка Heidolph;

  • дифференциальный регистрирующий спектрофотометр «Uvikon» (Италия);

  • стационарный рН-метр Sartorius, Meter, (Германия);

  • лабораторные весы «Adventurer»™ OH–AR2140 (США);

  • центрифуга настольная Eppendorf 5810 R (США);

  • высокоскоростная центрифуга Avanti J-26XPI (Beckman Int., США);

  • микроцентрифуга для пробирок «Eppendorf» 5417R (США) c ротором для микропробирок 1,5–2,0 мл;

  • универсальный электропоратор «GenePulser Xсell» (Bio-Rad, США));

  • водяная баня-термостат WB-4MS фирмы «BioSan»

  • диспергатор IKA (Германия);

  • роторный испаритель Rotovapor R210/V (Buchi, Германия);

  • хромато-масс-спектрометр Agilent 5975Inert (Agilent, США);

  • дезинфекционно-моечный автомат G 7883 CD фирмы LABCONCO, США.





следующая страница >>
Смотрите также:
Квалификация (степень) выпускника
1328.48kb.
Квалификация (степень) выпускника: специалист
120.51kb.
Направление подготовки «менеджмент» Профиль подготовки "Международный менеджмент" Квалификация (степень) выпускника
30.57kb.
Функциональный анализ Направление подготовки 010400. 62 прикладная математика и информатика (математическое и информационное обеспечение экономической деятельности) Квалификация (степень) выпускника
37.13kb.
«Программная инженерия» Квалификация (степень) – Бакалавр
2475.82kb.
1 Квалификация выпускника – учитель-логопед Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя-логопеда по специальности 031800 Логопедия 5 ле
647.55kb.
Рекомендуется для специальностей Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Москва 2010
138.31kb.
Основная образовательная программа 080106. 68 «Экономика фирмы и отраслевых рынков», общий профиль, квалификация (степень) магистр
4390.35kb.
Реферат флягина Т. А. Проблемы разработки многооконных интерфейсов, квалификационная работа на степень бакалавра наук по направлению "Математика, прикладная математика": стр. 21, рис. 10, приложение 1, /библ. 3 назв
194.83kb.
Лингвистическое сочинение показатель коммуникативной компетенции выпускника основной школы
74.74kb.
Присуждаемая ученая степень
154.78kb.
Сведения о себе: мать, сестры
757.04kb.