Главная   страница 1страница 2страница 3

Crispolti E. Pannagi e l’arte meccanica futurista. Milano, 1995; Futurismo. I grandi temi 1909–1944 (a cura di E. Crispolti e F. Sborgi). Milano, 1997; Futurismo 1909–1944. Arte, architettura, spettacolo, grafica, letteratura... (а cura di Enrico Crispolti). Milano, Edizione G. Mazzotta, 2001.

13Salaris, Claudia. Aerofuturismo e mito del volo. Roma, 1985; Salaris C. Storia del Futurismo: Libri, giornali, manifesti. Roma, 1985 (ed. 1992); Salaris C. Filippo Tommaso Marinetti. La Nuova Italia, 1988; Salaris C. Bibliografia del futurismo (1909–1944). Roma, 1988; Salaris C. Marinetti editore. Il Mulino, 1990; Salaris C. Artecrazia. L’avanguardia futurista negli anni del fascismo. Firenze, 1992; Salaris C. Lavoro e rivolta nel futurismo. Roma, 1993.

14 Lista, Giovanni. Futurisme: manifestes, proclamations, documents. Lausanne, 1973; Lista G. Arte e politica: Il Futurismo di sinistra in Italia. Milano, 1980; Lista G. Il futurismo. Milano, 1986; Lista G. Dal Futurismo all’immaginismo. Vinicio Paladini. Bologna, 1988; Enrico Prampolini: carteggio futurista (a cura di Giovanni Lista). Roma, 1992; Futurismo 1909–2009. Velocita+arte+azione (a cura di Giovanni Lista e Ada Masoero). Milano, 2009.

15 Zhadowa, Larissa. Suche und Expenment. Russische und sowjetische Kunst 1910 bis 1930. Dresden, VEB Verlag der Kunst, 1978.

16 Markov, Vladimir. Russian Futurism: a History.. Berkeley–Los Angeles, University of California Press, 1968; Markov V. Storia del futurismo russo. Torino, Einaudi, 1973; Марков В. Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000.

17 Paris – Moscou 1900–1930, catalogue de l’exposition. Paris, Centre National d'Art et de la Culture Georges Pompidou, 1979; Париж – Москва 1900–1930 (каталог выставки). М., 1980.

18 Russian Art of the Avant-garde. Theory and Critisism 1902–1934 (ed. John Bowlt). London, Thames and Hudson, 1988.

19 The Great Utopia: Russian and Soviet Avant-Garde 1915–1932, exhibition catalogue. New York, Guggenheim Museum, 1992; Великая утопия: русский и советский авангард. 1915–1932. М.: Галарт, 1993.

20 Groys B. Gesamtkunstwerk Stalin. Munchen–Wien, 1988; Гройс, Борис. Gesamtlunstwerk Stalin // Гройс, Борис. Искусство утопии. М.: 1993.

21 Golomstock I. Totalitarian Art. London, 1990; Голомшток, Игорь. Тоталитарное искусство. М.: 1995.

22 Паперный, Владимир. Культура Два. NY, Ардис, 1985; М.: НЛО, 1996.

23 Казимир Малевич. 1878–1935. ГРМ, 1988.

24 Владимир Татлин. Ретроспектива (сост. А.Стригалев, Ю. Хартен). Koln, Du Mont Buchverlag, 1993.

25 Давид Бурлюк (каталог выставки в ГРМ). СПб: 1995.

26 Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга. М.: Книга, 1989.

27 Поспелов Г. Г. «Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: Советский художник, 1990.

28 Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995.

29 Малевич, Казимир. Собрание сочинений в 5 томах (сост. – А. С. Шатских). М. Т.1 – 1995, т.2 – 1998, т.3 – 2000, т.4. – 2003, т.5 – 2004.

30 Сидорина, Елена. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1995.

31 Морозов А. И. Конец утопии. Из истории искусства СССР 1930-х годов. М.: Галарт, 1995.

32 Мурина Е. Б., Джафарова С. Г. Аристарх Лентулов. Путь художника. Художник и время. М., 1990; Коваленко Г. Ф. Александра Экстер. Путь художника. Художник и время. М., 1993; Сарабьянов Д. В., Шатских А. С. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М., 1993; Калаушин Б. Бурлюк, цвет и рифма. СПб., 1995; Калаушин Б. Кульбин. СПб., 1995; Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Шедевры живописи из парижского наследия (каталог выставки). М., 1999 и др.

33 Горячева, Татьяна «... смотри, все стало мужским...» (о мужском и женском началах в риторических жестах футуризма) // Вопросы искусствознания. М., 1994. № 1.

34 Тараканова, Елена. Теория и практика итальянского футуризма (к вопросу о традиции и новаторстве) // Вопросы искусствознания. М., 1994. №1.

35 Азизян, И. А. Итальянский футуризм и русской авангард // Вопросы искусствознания. М., 1999. №1.

36 Вязова, Екатерина. Иконография города у кубофутуристов // Искусствознание. 1999. №1. С.252–272; Вязова, Екатерина. Желтый цвет: от декаданса до авангарда // Искусствознание. 2001. №1.

37 Марков В. Ф. Указ. соч.; Бобринская, Екатерина. Футуризм. М.: Галарт, 2000; Бобринская Е. Футуризм и кубофутуризм. М.: Олма- Пресс, 2000; Русский футуризм. Теория, практика, критика, воспоминания (сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков). М.: 2000; Поэзия русского футуризма (вступ. Ст. В. Н. Альфонсова, сост. В. Н. Альфонсова и С. Р. Красицкого). СПб: Академический проект, 2001; Русский кубофутуризм (сборник статей). СПб, 2002.

38 См.: Бобринская Е. Футуризм. Указ. соч.; Бобринская Е. Футуризм и кубофутуризм. Указ. соч.; Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М.: Пятая страна, 2003; Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. М.: НЛО, 2006; Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия (ред. – Е. Бобринская). М.: Красная площадь, 2008.

39 Москва – Берлин / Berlin – Moskau, 1900 – 1950: изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музыка, кино. Москва, Берлин, Мюнхен: Галарт, Престель, 1996.

40 De Michelis, Cesare G. Il futurismo italiano in Russia. 1909-1929. Bari, De Donato, 1973.

41 De Michelis, Cesare G. L’avanguardia trasversale. Il futurismo tra Italia e Russia. Venezia, Marsilio, 2009.

42 Микелис приводит массу курьезных примеров, начиная от мистического путешествия Маринетти в Москву в 1910 г. до искажения при двойном переводе фразы из манифеста Валентины де Сен-Пуан, приписанной итальянскими исследователями Мережковскому, но также он указывает и на ряд фактов, позволяющих предположить, что ранний русский модернизм и символизм могли оказать влияние на Маринетти и на Боччони.

43 De Michelis, C. G. Op.cit. P. 11.

44 Предшественники ученого предпочитали отмахиваться от этой проблемы. Так Журовский, автор монографии о Маринетти и Маяковском, заключает, что «суть футуризма была, в общем, независима от политических программ» (Zurowski M. Il futurismo e la storia della letteratura // Tempo di letteratura. I, 1960). А историк Фаджоло Дель Арко называет проблему сотрудничества Маринетти с фашизмом «одним из комплексов, которые мучат моралистов наших дней» (DellArco, Fagiolo. FuturBalla. Roma, 1970).

45 Futurismo e Futurismi (a cura di P. Hulten). Milano, 1986.

46 Лапшин В. П. Маринетти в Москве // Искусствознание. 2005. №2; Лапшин В. П. Маринетти в Петербурге // Искусствознание. 2006. №1; Lapsin, V. P. Marinetti e la Russia. Dalla storia delle relazioni letterarie e artistiche negli anni dieci del XX secolo. Milano, Skira, 2008.

47 Парнис, Александр. Б. Лившиц и Ф. Т. Маринетти: К истории одной полемики // Терентьевский сборник I. М.: 1996; Парнис, Александр. К истории одной полемики: Ф.Т. Маринетти и русские футуристы // Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия. М.: 2008. с. 177–185.

48 Lapsin, V. P. Marinetti e la Russia. Op.cit.

49 Шапир М. И. Что такое авангард? // Даугава. 1990. №3.

50 Термин Екатерины Андреевой. См.: Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала XXI века. СПб: Азбука-классика, 2007.

51 См.: Futurismo 1909–1944. Op. cit.

52 Бурлюк, Давид. Фрагменты из воспоминаний футуриста. СПб.: Пушкинский фонд, 1994. С. 49.

53 Лившиц, Бенедикт. Полутораглазый стрелец. М.: Захаров, 2002.

54 Крученых, Алексей. 15 лет русского футуризма. М., 1928. Новое издание: Крученых, Алексей. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы. М.: Гилея, 2006.

55 «Историю футуризма любят доводить до 1916 года… Но это очень ошибочно, ибо собственно футуризм и кубофутуризм, возникнув в 1907 году, оканчиваются в Москве в апреле 1918 года. 17-й и 18-й годы были расцветом течения. Кафе Поэтов, кафе Питтореск, «газета футуристов», вечера в Политехническом – все это было яркими молниями от революционного искусства… Даже новое, растущее, намечающееся – пролетарская литература – без футуризма и его новых слов – была бы немыслима… После 1918 года начался период эпигонов футуризма, возникла литература великой простоты, Великая Литература Пролетариата, барды фабрики и деревни, но всюду и везде видны следы влияний тех новых слов, приемов и манер, что были замышлены когда-то футуризмом…» (Бурлюк Д. Указ. соч. С. 50.)

56 Так С. Володин провозглашал в 3-м номере «ЛЕФа» (1923): «Старый футуризм умер, передав факел новому революционному футуризму».

57 К 1914 году в России были опубликованы все основные манифесты и программы итальянского футуризма. См.: Союз молодежи. №2, 1912; Маринетти Ф. Т. Футуризм (пер. М. Энгельгардта). СПб., 1914; Маринетти Ф. Т. Манифесты итальянского футуризма (пер. В. Шершеневича). М., 1914; Тастевен, Генрих. Футуризм. Путь к новому Символизму. М., 1914. Новый интерес к итальянскому движению возник в 1923 году, когда в журнале «Современный запад» были опубликованы манифесты Маринетти «Тактилизм», «Манифест о театре», «Манифест о музыке», «Новая религия-мораль скорости». См.: Современный Запад. 1922. №1; 1923. №3. В журнале «Красная Новь» Б. Перцов приводил цитаты из текста «Футуризм и фашизм». См.: Перцов Б. Маринетти фашист и футурист // Красная Новь. 1927. №8.

58 Лазарева Е. А. «Механическое искусство» и «аэроживопись». К истории главных эстетических программ итальянского футуризма 1920–1930-х гг. // Искусствознание. М., 2010. №1–2. С.530–548.


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Лазарева Екатерина Андреевна Судьбы футуризма в Италии и России во 2-й половине 1910-х – 1930-е годы
483.09kb.
Социальные перемены советских евреев в межвоенные годы и влияние этих факторов на судьбы евреев в годы Шоа (Холокоста)
26.34kb.
Контрольная работа по дисциплине: Отечественная история Тема: Внешняя политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX начале XX вв
123.04kb.
Г г. – послевоенное урегулирование, создание Версальско-Вашингтонской системы; вторая половина 1920-х г г
45.77kb.
"Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в России, образование российской социал-демократии"
139.49kb.
Император Павел I родился 20 сентября 1754 г. Сразу после рождения мальчика взяла в свои покои его бабка, императрица Елизавета. Мать, великая княгиня Екатерина, могла видеть его только изредка с позволения государыни
45.4kb.
Украденная Ночь
3504.51kb.
Кубанская область и Черноморская губерния во 2-й половине 19 века
723.39kb.
Вскоре после Крестных страданий Господа Иисуса Христа и по Вознесении Его на Небо в Кесарии Палестинской поселился сотник по имени Корнилий, ранее живший в Италии Фракийской
221.48kb.
В истории русской поэзии было два периода, когда образ Родины, тема судьбы России становились центральными в творчестве большинства поэтов: это эпоха революций 1905 1917 годов и Великая Отечественная война
246.26kb.
Изучение деятельности М. П. Лазарева на уроках географии и во внеурочной деятельности
44.21kb.
Почему и насколько пути Украины и России разошлись в 1991 2008 гг.? Материалы российско-украинской конференции историков
1125.18kb.