Главная страница 1
скачать файл

Номинация Население

Социокультурные особенности межэтнического взаимодействия

представителей телеутского этноса

Бирюкова Анастасия Сергеевна, Филатова Елена Витальевна, доцент Кемеровский государственный университет.

г. Кемерово
Особенности межэтнического взаимодействия приобретают особую актуальность для такого сложного поликультурного общества, как современная Россия.

Познание и комплексное описание социокультурных особенностей личности коренного жителя позволит оказывать целенаправленную помощь, дающую возможность установления подлинно гармоничных отношений с собой и окружающим миром. В современном поликультурном пространстве существует противоречие между тенденцией к унификации народных культур и стремлением к сохранению их самобытности. Разрешение данного противоречия требует активного и компетентного участия широкого круга специалистов, в том числе психологов и социальных работников. В связи с этим представляется актуальной разработка технологий совершенствования межэтнического взаимодействия.

Цель нашего исследования состояла в выявлении социокультурных особенностей межэтнического взаимодействия и обосновании социальных технологий сохранения социально-культурной самобытности телеутского этноса.

Ареал исследования охватил этническую территорию телеутов Беловского района Кемеровской области – Бековскую сельскую территорию, с. Беково. Выбор определялся тем, что это поселение является наиболее крупным по численности. Характерной чертой, определяющей развитие социально-экономических процессов в ареале исследования, является то, что на территории Бековского сельсовета находятся наиболее крупные места компактного проживания телеутов. Из 3 тысяч телеутов, проживающих в Российской Федерации в населенных пунктах сельсовета проживает 954 телеута, то есть фактически треть всех представителей этой национальности. Этнографы относят телеутов обследованной территории в отдельную этно-территориальную группу бачатских телеутов (Кригер, 2010; Лебедев, 2004).

В состав Бековской сельской территории входят села Беково и Челухоево, деревня Верховская, поселок Октябрьский, станция «Разрез 14 километр». Территория компактна, расстояние между населенными пунктами от двух до пяти километров. Численность населения – 1745 человек. Основное население - телеуты и русские, помимо этого на территории проживают представители двадцати одной национальности.

На территории расположены школа, детский сад, клуб, библиотека, историко-энографический музей «Чолкой». Медицинское обслуживание осуществляется фельдшерско-акушерским пунктом. Торговое обслуживание населения ведется десятью торговыми точками разных форм собственности.

Исследование социокультурных особенностей межэтнического взаимодействия представителей телеутского этноса проводилось в 3 этапа. На первом этапе был проведен теоретический анализ нормативных документов, психологической и историко – этнографической литературы, анализ документации органов местного самоуправления. Разработан инструментарий эмпирического исследования: сформирована методика исследования, выборка исследования, разработана анкета для представителей русской и телеутской национальности.

На втором этапе проводилось комплексное исследование социокультурных особенностей межэтнического взаимодействия с использованием анкетного опроса, для которого были разработаны две анкеты: для представителей телеутской и русской национальности.

На заключительном этапе проводилась систематизация, интерпретирование и обобщение результатов анкетных опросов, разработка и реализация технологий совершенствования межэтнического взаимодействия комплексного проекта развития этнотуризма в местах компактного проживания телеутов, внедрение программно-методических рекомендаций специалистам социальной сферы.

Выявление социокультурных особенностей межэтнического взаимодействия телеутского этноса предполагало изучение уровня коммуникативной толерантности респондентов. Коммуникативная толерантность – это характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Она является собирательной, поскольку в ней отражаются факторы воспитания, опыт общения личности и различные ее проявления – культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления. Данная характеристика личности относится к стержневым, так как в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность – положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Коммуникативная толерантность проявляется в том, что человек не видит ярких различий между собой и партнером либо не испытывает негативных эмоций по поводу этих различий (Андреева, 1994).

В качестве основного инструментария при проведении исследования использовалась анкета, содержащая 20 вопросов, предназначенных для основных групп социально-активного населения как занятого, так и незанятого, относящегося к телеутской и русской национальности.

Помимо вопросов, связанных с идентификацией общественного статуса респондентов (пол, возраст, образование и т.п.) анкета содержит следующие тематические блоки вопросов:

–вопросы, направленные на определение этнической самоидентификации, оценки перспектив развития этноса;

– определение уровня коммуникативной толерантности представителей этносов;

–определение размера социальной дистанции у представителей русской и телеутской национальности.

При составлении анкеты была использована шкала коммуникативной толерантности В.В.Бойко и шкала социальной дистанции (шкала Э.Богардуса), в варианте Л.Г Почебут. Данные шкалы позволяют оценить степень социально-психологического принятия людьми друг друга, измерить дистанции, связанной с расовой или национальной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, показать степень психологической близости людей, способствующей легкости их взаимодействия, а также степень переносимости представителей выбранных этносов неприятных или неприемлемых, по их мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Наряду с проведением анкетного опроса, был проведен анализ делопроизводственной документации органов исполнительной власти, учреждений и организаций социальной сферы. В результате данного анализа были выявлены следующие данные о постановке и тенденциях социальной работы с населением на обследованной территории:

В числе актуальных проблем, стоящих, по мнению самих респондентов, перед телеутами, названы угроза утраты национального языка и национальных традиций, ухудшение здоровья населения как следствие алкоголизма. Сохранение этничности видится, прежде всего, через поддержание внутриэтнических связей и установку на поддержание своей культуры. Результаты исследования показывают, что среди телеутов наблюдается достаточно высокий уровень реальной безработицы, что в значительной мере связано с высоким уровнем алкоголизации населения. Для обследованного района характерна большая доля пенсий и заработной платы в общей структуре доходов. Наряду с заработной платой и пенсиями основным источником денежных средств выступает доход от продажи продуктов своего личного хозяйства. Для улучшения эффективности реализации социальных программ, направленных на сохранение телеутской нации представители органов местной власти поддерживают создание советов, комитетов по национальности и национальной политики и включение в них представителей национальных объединений. При этом, приоритетным направлением признано грантовое финансирование проектов по работе с представителями телеутской национальности. Данные проведенного исследования свидетельствуют о достаточно активной работе органов местного самоуправления по реализации поддержки социально уязвимых представителей телеутской народности.

К основным методам социальной работы, проводимой на обследованной территории следует отнести:

 надомное обслуживание;

 оказание материальной помощи в виде денежных выплат, продуктовых наборов, бесплатного угля и др.;

 организация социально-культурных мероприятий;

 помощь в решении бытовых вопросов.

Однако, при проведении данного исследования, была выявлена тенденция недостаточно развитой психологической работы с телеутским этносом, что повышает риск возникновения феноменов, пагубно отражающихся на развитии и сохранении телеутского этноса. Известно, что «малые» народы в настоящее время переживают сложное, связанное с экономическим упадком и деструктивными процессами в этнической культуре, время. Это связано со значительными изменениями в системе традиционных институтов социализации, почти полной потерей элементов национальной жизни, верований, обычаев, традиций, утратой родного национального языка. Все эти процессы негативно влияют на осознание своей этнической принадлежности, инициируют расшатывание и без того хрупкого, связанного с современными мировыми тенденциями стирания этнических различий, этнического начала в личности. Психологами доказано, что угроза позитивной этнической идентификации вызывает активизацию механизмов социально-психологической защиты личности, способных вызвать многочисленные личностные деструкции. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования, посвященные изучению специфики общих национально-психологических особенностей телеутов, а также особенностей их взаимодействия с другими этносами (Андреева, 1994; Иванова, 2000).

Для проведения исследования нами было опрошено 50 представителей телеутского и 50 представителей русского этноса. Исследование проводилось в Беловском районе, селе Беково. Возрастной состав опрошенных телеутов характеризуется преобладанием респондентов младшей возрастной группы до 29 лет, их доля составила 47% опрошенных. К средней возрастной группе, от 30 до 50 лет, относятся 37% респондентов. Доля респондентов в возрасте старше 50 лет составила 16%.

Образовательный уровень телеутов лишь немного ниже, чем образовательный уровень русских. Причиной этого может быть большая отдаленность учебных заведений от территории проживания телеутов. Имеется значительный ресурс востребованности повышения образования у взрослых, особенно в бедных и малообеспеченных семьях, однако фактор самоотбора, как и материальные ограничения, выступает существенным барьером на этом пути.

В этнически однородном браке состоят 86% опрошенных телеутов. Доля смешанных браков среди телеутов составляет всего 14%, в том числе 12% из них составляют браки с русскими.

Таким образом, несмотря на длительное сосуществование, между представителями различных этнических групп не произошло естественной ассимиляции. Основным фактором этого процесса можно назвать ограниченность межэтнических контактов на уровне брачных отношений.

Этническая замкнутость части респондентов проявляется в ее отношении к межэтническим бракам: среди русских – 21%, среди телеутов – 52% респондентов считают, что близкие им люди (родственники) должны заключать брак только с представителями своего этноса.

В процессе исследования было выявлено, что большинство респондентов, как русских, так и телеутов, считают своей религией христианство (80% – русских, 84% – телеутов). Остальными респондентами, в качестве ответа, был отмечен атеизм и неприятие никаких религий (20% – русских, 16 % – телеутов). (Таблица 1)

Таблица 1

Религия, отмеченная респондентами




Частота (%)




По всей группе

русские

телеуты

христианство

82 (82%)

40 (80%)

42 (84%)

атеизм

18 (18%)

10 (20%)

8 (16%)

Изучение религиозности респондентов выявило преобладание респондентов со средней степенью религиозности, среди них 46% русских и 68% телеутов. Считают себя совсем не религиозными 26 % респондентов, из которых 32% – русских, 20% – телеутов. Самую высокую степень религиозности отметили 20% респондентов (8% – русских, 12% – телеутов). Ответы на данный вопрос наглядно изображены в Таблице 2.



Таблица 2

Степень религиозности респондентов




Частота




По всей группе

русские

телеуты

совсем нет

26 (26%)

16 (32%)

10 (20%)

средне

64 (64%)

30 (46%)

34 (68%)

очень

10 (10%)

4 (8%)

6 (12%)

Проанализировав ответы респондентов, можно прийти к выводу, что представители телеутского этноса более религиозны по сравнению с респондентами русской национальности. В целом, женщины (71%) обеих национальностей религиозней, чем мужчины (61%), среди мужчин больше убежденных атеистов (7%), чем среди женщин (1%). Рост религиозности наблюдается с увеличением возраста: среди респондентов старше 50 лет религиозных людей больше, чем среди тех, кому менее 30 лет.

Важной характеристикой социокультурных процессов является состояние дел в сфере сохранения и развития языка и традиционных духовных ценностей малочисленных народов. Телеутский язык является одним из южных диалектов алтайского языка и принадлежит к киргизско-кыпчакской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. В XIX веке телеутский диалект приобрел письменность на русской графической основе, буквы русского алфавита были дополнены особыми знаками для специфических алтайских фонем. С некоторыми незначительными изменениями эта письменность существует до наших дней.

Языковая ситуация в районе характеризуется достаточно сильными позициями русского языка. Среди телеутов знание своего родного языка продемонстрировали в общей сложности 30% опрошенных, в том числе 20% ответили, что владеют телеутским свободно. Однако тревожность вызывает тот факт, что 70% респондентов ответили, что с трудом владеют языком.

Таким образом, в условиях сильного влияния русскоязычного информационного фона телеутское население живет в ситуации билингвизма, сферы употребления русского языка и русской культуры постоянно расширяются и происходит постепенная культурная ассимиляция телеутской этнической культуры.

Одними из условий, подтверждающих этничность личности, являются обязательное социализирование в этой этнической среде, знание ее культуры, следование ее стилю. Источниками знаний о духовной культуре своего народа респонденты чаще всего называют «родителей», о своей духовой культуре они «знают от старших», «по рассказам взрослых».

Анализ результатов исследования свидетельствует, что телеуты в целом имеют выраженный интерес к своей этнокультурной среде (соблюдение обычаев, традиций; хранение предметов национальной культуры; сохранение традиционного уклада жизни). Используя культурную трансмиссию, телеуты передают, осваивают социальный опыт, культурные ценности и тем самым сохраняют самобытность своего народа. У представителей русской национальности ярко выраженного интереса к своей этнокультурной среде не наблюдается.

В ходе исследования, нами была предпринята попытка изучения содержательных характеристик идентичности личности опрашиваемых. Респондентам было предложено ответить на вопрос «Кто Я?». Данный вопрос напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. Представители телеутской национальности, в отличие от русских, давали больше ответов, ссылаясь на свою этническую принадлежность. Так, на вопрос «Кто я?» большинство телеутов ответили в первую очередь «телеут, телеутка», а далее ответы следующего содержания: «мать, жена, отец, брат, человек» и т.д., что свидетельствует о следующем объекте идентификации: по признаку этнической и территориально-поселенческой принадлежности: с людьми своей национальности; с теми, кто живет в том же городе, деревне. Респонденты же русской национальности в своих ответах больше идентифицировали себя как исполнителей ролей «отца, матери, дочери» (семейно-ролевая идентификация) и т.д. Ответ «русский» упомянули лишь 2 респондента.

Как правило (если судить по результатам других исследований) (Кригер, 2010), в массовом сознании присутствует противопоставление частного и публичного, идентификаций с близкими в сочетании с общественно-политической пассивностью, с одной стороны, и политических идентификаций — с другой.

Конфигурации идентичностей связаны с ориентацией на определенные адаптационные стратегии, которые, в свою очередь, у различных социальных групп выражены в разной мере. Следовательно, можно отметить, что при определении адаптационных стратегий представители телеутского этноса в большей мере опираются на национальную принадлежность.

В нашем исследовании была предпринята попытка выявить представления телеутов об особенностях их национального характера, определить авто- (описание собственного этноса) и гетеростереотипы (описание другого, не своего, этноса). От респондентов были получены названия и самооценки как наиболее присущих им национально-характерологических особенностей, так и черт, которые, по их мнению, наиболее отличают их от других этнических групп. «Мы – образ» телеутов включают в себя трудолюбие, честность, доброту, терпеливость, щедрость, уверенность, гостеприимство и др. При этом большинство выявленных самохарактеристик не является этнодифференцирующим, что свидетельствует о близости авто- и гетеро стереотипов. Отличия от окружающих видятся не в специфических национально-характерологических особенностях, а в особенностях культуры и в малочисленности.

В ходе исследования респондентам – телеутам было предложено наделить специфическими национально-характерологическими особенностями представителей русской национальности, шорцев, армян, украинцев и др. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о нетерпимом отношении представителей телеутского этноса к шорцам, наделением их следующими качествами: небрежность, лень, амбициозность, зависть и др., что может быть вызвано исторически сложившейся конкуренцией этих двух народов. К остальным народам отрицательного отношения выявлено не было. Аналогично проведенное исследование такого типа у представителей русской национальности определенных предпочтений или избегания какого-либо народа не выявило.

Как показало исследование, молодежи в меньшей степени присуща нетерпимость, неприятие, ненависть к «чужому» этносу (ксенофобия), чем представителям старшего поколения, это объясняется тем, что молодежь находиться на начальной стадии вхождения в общественное разделение труда и распределительные отношения и реже попадает в ситуацию межэтнических конфликтов, как показали многие исследования других авторов, молодежь отличается большей биологической и психологическиой «гибкостью». Среди молодежи 73% проявляют симпатию к представителям тех или иных этносов, 27 % этнически «апатичны».

Одним из важных оснований существования нации являются ориентации этнических групп на межэтническое взаимодействие. Среди всех опрошенных 71% никогда не сталкивались с недоброжелательным отношением к себе со стороны этноконтактных групп. И никто из опрошенных не указал на то, что при межличностном взаимодействии с представителями других этнических групп постоянно сталкивается с недоброжелательным отношением к себе. В то же время среди респондентов – телеутов больше 10% указали, что иногда сталкиваются с недоброжелательным отношением к себе при общении с представителями другой национальности. Респонденты отмечали, что в школе их дразнили, обежали русские сверстники, учителя запрещали говорить на родном языке, т.к. класс был смешанным.

По результатам исследования коммуникативной толерантности как одной из составляющих межэтнического взаимодействия можно сформулировать следующие выводы:

Респонденты телеутской национальности в целом имеют показатели ниже, чем представители русской национальности по результатам блока «умение скрывать или сглаживать неприятное впечатление при столкновении с некоммуникабельными людьми», что свидетельствует о низком уровне коммуникативной толерантности по данному аспекту.

Существуют статистически значимые различия среднего уровня тревожности в зависимости от образования и национальности. Так мужчины и женщины русской национальности практически не имеют различий в показателях уровня тревожности, мужчины и женщины телеутской национальности имеют большие статистические различия - показатель уровня тревожности у мужчин выше, чем у женщин. Нужно отметить, что помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, может стать причиной конфликтных отношений. Поэтому, изучение именно этого аспекта представляет большую научную и практическую значимость.

По двум показателям респонденты русской национальности имеют наибольшее количество баллов, что свидетельствует о том, что именно они в большей мере склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными, а также говорят о присутствии большей обидчивости у представителей русской национальности, имеющих среднее и высшее образование, по сравнению с представителями телеутского этноса. Однако у телеутов со средне-специальным образованием данный показатель немного выше, чем у русских, что говорит о неспособности принимать индивидуальности встречающихся людей, однако показатели респондентов обоих национальностей, имеющих высшее образование, практически не имеют статистических различий.

С точки зрения В. В. Бойко в своем общении с себе подобными, человек проявляет три типа отношений: 1) отношение к конкретному другому человеку; 2) отношение личности с собирательным типом, встречающимися в сфере профессиональной (или какой-либо другой) деятельности; 3) отношение к людям вообще. Его коммуникативность проявляется в виде поведенческих характеристик, представляющих, так называемый, низкий общий уровень коммуникативной толерантности, среди которых имеет место именно данный показатель: человек хочет подогнать партнера под себя.

Несомненно, представители телеутского этноса проявляют меньшую терпимость к дискомфортным состояниям окружающих, что может привести к возникновению конфликтных ситуаций в процессе межэтнического взаимодействия. Самый высокий уровень нетерпимости продемонстрировали респонденты, имеющие среднее образование.

Кроме того, существуют статистически значимые различия в среднем уровне показателя «адаптационные способности во взаимодействии с людьми» в зависимости от уровня образования и национальности. Меньшими адаптационными способностями обладают представители телеутского этноса (наибольшее значение у респондентов со средним образованием, со средне-специальным и высшим показатели ниже и практически на одном уровне)

Респонденты телеутской национальности в большей мере оценивают людей, исходя из собственного «Я». Именно эта Я-концепция (представление о самом себе) и определяет поведение и поступки человека в тех или иных ситуациях. Каждый человек считает или чувствует, что он такой в такой-то ситуации и должен поступить так-то. При этом его мнение о себе чаще всего бывает недостаточно объективным, а иногда и существенно не соответствующим действительности. Поэтому данная характеристика может спровоцировать затруднения в межэтническом общении.

Были выявлены статистически значимые различия в показателях блоков «умение скрывать или сглаживать неприятное впечатление при столкновении с некоммуникабельными людьми», «терпимость к дискомфортным состояниям окружающих», «оценка людей, исходя из собственного «Я». Во всех трех представленных блоках среднее значение показателей представителей телеутского этноса выше, чем у русских, что говорит о низком уровне коммуникативной толерантности телеутов по этим блокам.

В целом, уровень коммуникативной толерантности у представителей телеутского этноса ниже, чем у русских. Анализируя величину показателей по данной методике, мы предполагаем, что у представителей телеутского этноса могут возникать проблемы и конфликтные ситуации в процессе межэтнического взаимодействия. Опираясь на мнение Андреева Г.М., которое гласит, что люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешенны и хорошо совместимы с различными людьми, эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания в коллективе, что способствует формированию толерантных отношений, мы приходим к выводу, что снижение этого уровня может привести к возникновению самых разнообразных проблем у представителей телеутского этноса, в том числе и проблем межэтнического взаимодействия.

Проведенное исследование социокультурных особенностей межэтнического взаимодействия телеутского этноса и его анализ позволил сформулировать следующие особенности представителей этого этноса:

Представители телеутской национальности, проживающие сегодня на территории Беловского района Кемеровской области, представляющие собой достаточно самобытные, сплоченные национальные общности.

Наиболее общими социокультурными особенностями их представителей, влияющими на межэтнические отношения, являются:

острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;

неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;

высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;

дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;

резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям;

групповая, национальная и родовая сплоченность;

присутствие определенной стеснительности и скованности в общении с представителями других этнических общностей, некоторой пассивности, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении.

Телеуты Беловского района – достаточно консолидированная и сплоченная в культурном отношении этническая общность. Всех их отличают сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди, обладающие высокоразвитым и ярко выраженным чувством национального самосознания и собственного достоинства, в проявлении которого, тем не менее, иногда присутствуют как самоуверенность, так и самолюбование. В профессиональной деятельности телеуты всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность.

Представители телеутской национальности склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку. Они иногда бывают резкими, категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с представителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость, однако впоследствии быстро улаживают возникшие конфликты.

Телеуты обладают большим опытом межнационального общения и взаимодействия, легко сходятся с представителями любых других этнических общностей на основе активного и продуктивного сотрудничества с ними в трудовой и общественной деятельности. Однако видимо в силу того, что они на протяжении истории своего существования подвергались различного рода гонениям и притеснениям со стороны властей, они самолюбивы и обидчивы, более резки в своих отношениях с представителями русскоязычного населения. Испытывают заметную неприязнь к шорцам, что может быть обусловлено исторически сложившийся конкуренцией этих двух народов.

В ряде случаев можно констатировать пассивность и меланхоличность в восприятии ими событий и явлений окружающего мира. В быту телеуты, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако высокоразвитое чувство ответственности позволяет им всегда владеть собой. В целом они добродушны, приветливы, радушны и гостеприимны. Иногда чересчур медлительны в работе.

Телеуты сохранили свою национальную самобытность, которая проявляется в почитании строгих семейно-родовых отношений, вере в духов - хозяев окружающей местности, приверженности скотоводческой деятельности. Представители телеутского этноса более религиозны по сравнению с респондентами русской национальности.

Языковая ситуация в районе характеризуется достаточно сильными позициями русского языка. Среди телеутов знание своего родного языка продемонстрировали в общей сложности 30% опрошенных, в том числе 20% ответили, что владеют телеутским свободно. Однако тревожность вызывает тот факт, что 70% респондентов ответили, что с трудом владеют языком.

Уровень коммуникативной толерантности у представителей телеутского этноса ниже, чем у русских, что может привести к возникновению барьеров межэтнического общения. Минимальный размер социальной дистанции (что говорит о конкретизации представлений о других людях, поскольку, когда люди хорошо знакомы, интересуются друг другом, национальной культурой, они вовлекаются во взаимодействие и каждый принимает во внимание оригинальность и индивидуальность друг друга) зафиксирован с представителями русской национальности.

Максимальная социальная дистанция означает, что человек (или этнос) держится обособленно, автономно. Вежливость и этикет как культурные способы общения позволяют скрывать свою личность, собственную оригинальность и культуру; большинство коммуникаций в таких случаях символично и формально. Максимальная социальная дистанция зафиксирована по отношению к шорцам.

Мы полагаем, что социокультурные особенности межэтнического взаимодействия, выявленные в нашем исследовании, могут провоцировать возникновение непонимания и конфликтных ситуаций с представителями других этносов. Именно поэтому, мы считаем необходимым разработку технологий совершенствования межэтнического взаимодействия. Нужно отметить, что технологии социальной работы в этнической среде во многом аналогичны социальной работе с другими категориями населения. Работа в этнической среде подразумевает использование как универсальных технологий (социальная диагностика, социальная терапия, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная адаптация, социальное консультирование), так и частных социальных технологий. Разработанность последних, по нашему мнению, может быть более глубокой и всеохватывающей, поэтому в своей работе мы предлагаем разработку частной технологии совершенствования межэтнического взаимодействия - этнический туризм. Положительными последствиями культивирования этнотуризма, с нашей точки зрения, станут – оживление экономики, вследствие активизации туристической деятельности в районе (развитие инфраструктуры, рост количества рабочих мест и т.д.); развитие межэтнического взаимодействия, повышение коммуникационной культуры, интегрированности общества. Этнотуризм увеличит поток туристов на территорию; увеличит занятость и тем самым повысит благосостояние телеутов; будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства в сельской местности; увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; повышению вероятности закрепления молодежи на селе; сохранению народных традиций и обычаев, промыслов и ремесел, окружающей среды и экологии в местах компактного проживания телеутов.

В ходе изучения материалов по данной проблематике, нами была проанализирована деятельность этнокультурного центра, как одна из технологий совершенствования межэтнического взаимодействия. Центр ведет работу по возрождению языка, народных традиций и обычаев, укрепляет национальное самосознание и межэтнические отношения телеутов. Создание этнокультурного центра является не только одной из частных технологий социальной работы в этнической среде, но и является средством расширения национальной составляющей в современном образовании.

Cписок литературы
1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994. – 184 с.

2.Иванова Е. И. И дух народа сохранит // Беловский вестник. – 2000. – С. 3-17.

3.История Беловского района: События, факты, люди (1920-2000г.). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – 122 с.

4.Кригер Г.Н. Самосознание представителей телеутского этноса: культурно-исторические детерминанты и структурно-содержательные характеристики: монография. – Кемерово: ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,2010. – 126с.



5.Лебедев А. М. Демографическая ситуация в местах компактного проживания телеутов // Труды кузбасской комплексной экспедиции. – Кемерово: Ин-т угля и углехимии СО РАН, 2004. – Т. 1. – С. 554-559.
скачать файл



Смотрите также:
Номинация Население Социокультурные особенности межэтнического взаимодействия
209.32kb.
Население нашей страны ежегодно потребляет большое количество грибов. Несмотря на это, пищевые отравления грибами случаются относительно редко
26.65kb.
О. Пироженко Анимация позднесоветского периода: гендерный аспект
25.25kb.
Великобритания Площадь около 244,1 тыс кв км. Население около 58,97 млн чел. Столица Лондон, население ок. 2, 9 млн чел. Официальный язык английский Денежная единица английский фунт стерлингов. Самая высокая точка г
19.81kb.
Французский язык как средство межэтнического общения в Центральной Африке
50.59kb.
Номинация «Добрый свет моей земли»
142.7kb.
Проблематика, связанная с выявлением социокультурных и гносеогенных условий возникновения иммортологических практик, является составной частью различного рода исследований, посвященных идеям смерти и бессмертия
119.76kb.
Особенности и проблемы развития банковской системы России
59.86kb.
I возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
2850.8kb.
Курсовая работа особенности романа О. Хаксли «О дивный новый мир» как антиутопии
301.05kb.
Благодатное (до 1926 года слобода Амвросиевка) село, центр сельского совета, расположено на реке Крынке (притоке Миуса), в 10 км от районного центра и железнодорожной станции Амвросиевка. Население 3226 человек
283.39kb.
Номинация: Программирование
115.07kb.