Главная страница 1

Особенности влияния музыкотерапии на эмоционально-волевую сферу младшего школьника.
Тимофеева С. Д.,

студентка КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж».


Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом формирования и развития личности в целом, и музыка играет в этом определённую роль.

В настоящее время музыка сопровождает нас повсюду - дома, в школе, на работе, на улице и т.д. Мы не задумываемся о том, как воздействует на нас музыка: приносит вред, меняет характер, влияет на эмоциональное состояние, формирует отношение к жизни в целом.

Иногда ребенок меняется буквально на глазах и его поступки ничем нельзя объяснить. Имеет ли музыка к этому отношение? Как она влияет на эмоционально-волевую сферу ребёнка? Можно ли помочь ребенку разобраться в своих эмоциях и «расставить их по местам» с помощью музыки? Нужно ли использовать музыкотерапию при работе с детьми?

Из истории психологии известно, что ещё Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева, они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Западные учёные, проведя эксперименты, пришли к выводу, что некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Пение весёлых песен способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Начиная с XIX века, наука накопила немало важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований.

Проанализировав научную литературу, мы определили, что музыкотерапия является эффективным методом как на уроках, так и во внеучебной деятельности и играет немаловажную роль в развитии младших школьников. Музыкотерапия как способ влияния на эмоционально-волевую сферу младшего школьника очень интересная тема уже потому, что музыкотерапия достаточно новый и оригинальный метод работы с младшими школьниками как для педагогов, так и для учеников.

В 2003 году Министерство здравохранения музыкотерапию признало официальным методом лечения.

В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) отмечается, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

И.М. Трахтенберг, воздействуя с помощью музыки на эмоциональное состояние обучающегося, устранял напряжение, нерешительность, мнительность, упадки настроения, усталость и т.д.

Н.В.Шутова использовала музыкальное воздействие на обучающегося как психологическое средство оптимизации его труда. Ею было доказано, что положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность преподавателей и обучающихся, стимулируют познавательный процесс.

Теоретический анализ работ ученых позволил нам составить таблицу «Особенности влияния музыкальных произведений на эмоционально-волевую сферу личности»:


Особенности проявления эмоционально-волевой сферы

Произведения, композиторы


1) Для уменьшение чувства тревоги и неуверенности

Ф.Шопен. "Мазурка",

Р.Штраус. "Вальсы" ,

Рубинштейн."Мелодия"


2) Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы

И.Бах."Кантата № 2",

Л.Бетховен."Лунная соната".



3) Для общего успокоения

Л.Бетховен. Симфония № 6 (часть 2), И.Брамс. "Колыбельная", "

Ф.Шуберт. «Аве Мария"



4) Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми

И.Бах. Концерт ре-минор для скрипки.


5) Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением

В.-А.Моцарт. "Дон Жуан",

Ф.Лист. Венгерская рапсодия №1, А.Хачатурян. Сюита «Маскарад»



6) Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения

П.Чайковский. Шестая симфония (3 часть),

Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».



7) Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей

И.Бах. Итальянский концерт,


8) Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности

П.Чайковский. "Времена года",

К.Дебюсси. "Лунный свет",

Ф.Мендельсон. Симфония № 5.

Таким образом, музыка играет, несомненно, большую роль и оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу младших школьников. От того, какую музыку слушают дети на прямую зависит формирование определенных качеств личности ребенка, изменение эмоционально-волевой сферы, развитие познавательных процессов и успешность в обучении.


Литература

  1. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки. Искусство в школе. М., 2003. - № 5.

  2. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, 2004.

  3. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы .Искусство в школе. М., 2003. - № 5.

  4. Шестаков В.П. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. Изд.2, 2010.






Смотрите также:
Особенности влияния музыкотерапии на эмоционально-волевую сферу младшего школьника
41.07kb.
Абрахам Маслоу на подступах к психологии бытия
2984.35kb.
Сценарий литературного утренника по творчеству В. Ю. Драгунского для учащихся младшего школьного возраста Большой Камень, 2013 78. 3
75.56kb.
Моделирование влияния структуры бюджетно-налоговой политики на макроэкономические показатели
105.85kb.
"Образ матери в музыке, поэзии, искусстве"
80.95kb.
Формирование нравственной, духовной, социально- ориентированной личности путем приобщения к родоведческой культуре, семейным традициям, летописанию. Пробуждение интереса школьника к своим корням, к прошлому своей семьи. Задачи
308.71kb.
Содержание программы
148.38kb.
Формирование установочных поз и ходьбы у детей дошкольного и младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
227.34kb.
П ринять участие в инвестиционном саммите и выставке «v ibrant g ujarat 2013» (далее Саммит) с 8 по 14 января 2013 года в г. Гандинагар, Индия
14kb.
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят
47kb.
Особенности и проблемы развития банковской системы России
59.86kb.
I возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
2850.8kb.