Главная страница 1

Тема: «Первые храмы на Кубани».

(разработка урока по кубановедению для учащихся 9-х классов)

Цель урока: на примере старинных кубанских храмов составить у учащихся представление о православном храме, его разновидностях и назначении.
Задачи:

  1. Обратиться к истокам храмового строительства на Кубани.

  2. Сосредоточить внимание учащихся на преемственности религиозных и нравственных традиций казачества.

  3. Сформировать у детей уважительное отношение к историческим памятникам своей малой родины.

План урока:

  1. Вводная часть. (Выяснение в ходе диалога с учащимися, что они знают об истории местного храма).

  2. Храм как явление общественной жизни россиян. Назначение храма.

  3. Разновидности храмов.

  4. Первые храмы на Кубани. (Литературная композиция по собственным стихам автора урока).

  5. Заключение и домашнее задание.

Тип урока: интегрированный.

Объекты интеграции: кубановедение, МХК, ОПК, иллюстрации храмов, информационные технологии.

Учебное оборудование: мультимедийная установка, CD-диск с презентацией кубанских храмов.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

Учитель предлагает детям назвать самое величественное архитектурное сооружение станицы Воронежской. Как часто и с кем там бывают дети. Разговор необходимо направить таким образом, чтоб учащиеся составили себе представление о назначении храма и получили информацию об истории местной церкви. Закончить беседу можно так:


Учитель: Без сомнения, Храм Рождества Пресвятой Богородицы - самое величественное и одно из самых старых архитектурных сооружений станицы. Детище екатеринодарца Александра Петровича Косякина. (Демонстрируется слайд названного храма).

С этим великолепным пятидесятиметровой высоты храмом, построенным взамен обветшавшей церкви и освященном в 1911 году, у старожилов связано много воспоминаний. Что строили всем миром на бюджетные (станичного правления) и благотворительные пожертвования граждан средства, что несли бабушки куриные яйца для укрепления строительного раствора и прочности кладки. И что большой колокол-благовест был слышен на большое расстояние.

По частично сохранившимся метрическим книгам церкви Рождества Богородицы можно судить, что на службы, крещения, бракосочетания и погребения сюда приезжали люди со всех районов Кубани (есть данные о жителях Ростова, Екатеринодара, Ставрополя, подданных Австрии, и, жителях Российских губерний).

Могли ли знать тогда наши предки, сколько крови, предсмертных стонов, молитв о помощи впитают в себя стены храма зимой 1943 года, когда оккупировавшие станицу фашисты замучили сотни советских солдат в промерзшем здании церкви. Затем был 27-летний период забвения и осквернения. И это выпало на долю не только нашего храма, но и других культовых сооружений бывшей страны Советов. И, наконец, новое возрождение в год Тысячелетия Крещения Руси (1988). А в начале нового тысячелетия благодарные потомки водрузили 10 колоколов на звоннице храма, как символ непоколебимости русского духа и православной веры.


II. Храм как явление общественной жизни россиян. Назначение храма.
Учитель: Невозможно представить современный русский город или село без храма. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегда все самое лучшее, на что они способны.

(Демонстрируются слайды с изображением московских церквей ).

Трудно ли, радостно ли живется людям, но без храма их жизнь немыслима: и беды, и праздники собирают их под куполами церквей, где все напоминает о духовном, высоком назначении человека. Ибо это ДОМ БОЖИЙ.

Внутреннее помещение церкви очень красиво. На стенах росписи, фрески, иконы. Церковная утварь, одежда священнослужителей тоже превносят декоративно-символический элемент в создание особенной атмосферы. Единство архитектуры, изобразительного искусства, музыки, содержание Священных Книг - все это составляет синтез храмового искусства.

(Слайды с изображением храмового интерьера.)

Никто никого не обязывает ходить в храм. Идущие туда никаких поощрений не получают. Напротив, в церкви христианам приходится потрудиться и потратиться на свечи, поминальные записочки, литературу, на восстановление храма. Но почему-то люди идут в храм. Почему?


Потому что храм – это общий дом Бога и верующих в него. Это место специально предназначено для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему. Помнят православные христиане: «Кому Церковь - не мать, тому Бог – не Отец».

( Далее учитель ставит вопросы так, что учащиеся сами формулируют ответы на вопросы о назначении храма. )

ХРАМ – ЭТО МЕСТО

- Для встречи с Богом каждого человека.

- Для соборных (совместных, общих) молитв.

- Для совершения богослужений.

- Для совершения таинств Православной Церкви (Крещения, Исповеди, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).
III. РАЗНОВИДНОСТИ ХРАМОВ.

У слова «ХРАМ» несколько синонимов: «СОБОР», «ЦЕРКОВЬ», «ЧАСОВНЯ». Все эти слова также означают место, где собираются верующие во Христа для молитв, таинств и богослужений.



Собор – это главный храм города, в котором имеется несколько других храмов. Богослужения в нем совершаются духовенством нескольких храмов. В торжественные для церкви дни в соборе богослужение, как правило, совершают высшие духовные лица.

(Слайд: Свято-Екатерининский кафедральный собор г.Краснодара).
Церковь – здание для богослужения, где службы проводит один священник. Может быть и очень большой и маленькой церковкой.

(Слайд: церкви Краснодарского края).
Часовня – небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря. Въезжая в Усть-Лабинск с улицы Демьяна Бедного, вы можете видеть часовню с иконой св. Николая Угодника, покровительствующего путешественникам, которая всем проезжающим вселяет уверенность – с нами Бог!

(Слайд с изображением часовен).

Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божьей Матери, святых, отраженных в церковном календаре, или в честь архангелов или чудотворных икон.

Примеры:

Храм преподобного Сергия Радонежского в Усть-Лабинске (Свято-Сергиевский храм) Храм покрова Божьей Матери на Тамани.

Храм Христа Спасителя в Москве.

Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» в Краснодаре и др.

Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается размеров, пропорций, украшений и цветового оформления, формы купольных завершений и их количества. В храме ничего не может быть случайного: устроение назначение, украшение, цвет – все имеет духовное происхождение и глубокий символический смысл. Согласно Библии, сам Господь определил сооружение Скинии – прообраза христианского храма.

(Слайды с изображением церквей Краснодара и края)

IV. Старинные храмы на Кубани. (Литературная композиция).

Учитель: Кубань – земля древняя. Летопись упоминает, что в 1073 году преподобный Никон, игумен Киево-Печерский, удалился на остров Тмутороканский (Таманский) и соорудил там Церковь Пресвятой Богородицы. Благодатию Божией и молитвами преподобного Никона возросло то место, и образовался там славный монастырь, во всем подобный Печерскому.

Ко времени колонизации Россией предгорий Кавказа никаких следов от христианской Таматархи не осталось.

(ВЫХОДЯТ УЧАСТНИКИ КОМПОЗИЦИИ).

1-й: О, если б вдруг они заговорили:

Часовни, церкви, храмы и соборы,

То колокольным звоном возвестили,

Что родом все они из Межигорья,

Что древний Межигорский монастырь

И церковь Покрова почти два века

Святыней чтил чубатый богатырь,

А в немощи – пристанищем калекам.
Казачья вольница осталась не у дел,

Когда царица, свет Екатерина,

Огнем и силой разметала Сечь,

Кого пустила по миру, кого – по миру.

Заглохла Межигорская обитель:

Ценнейших книг возы, церковное добро

Отправлены в Полтаву, Киев, Питер.

Примолкла степь. Прощай, Днiпро!


2-й: Если б мы понимать научились

Звон кубанских колоколов,

Мы бы их рассказать попросили

О дальнейшей судьбе казаков.

Усомнишься ль в их удали, силе,

Сечевик – это храбрость и стать.

Повелела им Екатерина (Слайд с изображением ЕкатериныII)

У Кавказа границу держать.

Власть монаршая, ты укратила

Гордый нрав боевых казаков,

Только эта царская «милость»

Лучше участи батраков.

Под знамена к своим атаманам

Вновь спешит запорожцев семья.

Ждет нелегкая служба в Кубани

И…обещанная земля.

3– й: Чтил казак и царя, и Отечество,

Ну, а веру – превыше всего.

Православному человечеству

Рубежи охранять.

Дикий край обживать,

Целину поднимать суждено.

К концу XVIII века на одной из южных окраин Российской империи прочно осело несколько десятков тысяч людей исключительно глубокой религиозности, необычайной твердости в вере и преданности святому Православию. Все 38 куреней, которые были в Запорожье, распределились по своим местам и начали жизнь с сооружения храма.
(Слайд походного храма и портретом князя Потемкина).
4-й: Я – самый первый на Кубани храм –

Казачья СКИНИЯ, а попросту – палатка.

Переселенцам сам Потемкин в дар

Меня вручил для веры и порядка.


Окутаны столбы тугою парусиной,

Иконостас расписан на холсте…

Стал Карасунский Кут заветной Палестиной

Чубатым рыцарям, как братьям во Христе.


Мой православный крест, как луч зари

В краю язычников, магометан и староверов

Первопроходцам – казакам опорой был

В лишеньях души грел святою верой.


5-й: Самым старым казачьим поселением на Кубани является станица Таманская. 25 августа 1792 года на бывших княжеских холмах Тмутаракани высадился первый отряд казаков.

Предание гласит, что следом церковь,

Что привезли из Запорожской Сечи

На множестве возов больших быками,

К прибытию сюда архиерея

Станичники – казаки всей громадой,

Как было, без гвоздей, опять собрали.

На каменный фундамент посадили,

Колокола старинные подъяли

И сверху утвердили купола.

Сработан был храм мастером умелым

В годину Наливайко и Пелея

Без скоб и без единого гвоздочка,

И назывался храм Святого Покрова.



(Слайд с изображением Таманской церкви).

6-й: Вслед за деревянной выросла на Тамани и белокаменная церковь, опять же во имя Покрова Божьей Матери. Построена на средства казаков при активном попечении черноморского войскового судьи Антона Андреевича Головатого.


В 60-е годы XIX века черноморский казак Старотиторовского куреня Константин Синкевич так писал в письме своему другу, казаку Василию Борзику в Нововеличковский курень:

«Кругом песок и пустыня и только одна церковь на веселом месте, осененная деревьями, с оградою и плодовитым садом служит образцом привязанности к вере черноморцев. Она при хорошей наружности, просторна и светла, имеет доброй живописи и богатую утварь».


7-й: 24 июля 1794 года Указом Екатерины Великой учрежден Черноморский казачий мужской монастырь Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь. Он унаследовал традиции Запорожского Киево-Межигорского монастыря. Располагался на острове в устье рек Бейсуг и Бейсужок при их впадении в Лебяжий Лиман. Императрица предчувствовала на десятилетия вперед: много будет убитых, израненных, увечных в борьбе за Кавказ.

(Слайд с изображением мужского монастыря).
В мужской монастырь по старинному запорожскому обычаю уходили воины, не могущие уже по немощи старческой держать саблю в ослабевших руках.
8-й: Следом за мужским монастырем возникает женская Мария-Магдалинская пустынь, где временами проживало от 200 до 500 монахинь. Поразительной красоты большой белый собор, выстроенный в византийском стиле (1849 г.). Синие маковки куполов, увенчанные позолоченными крестиками. Пирамидальные серебристые тополя. Вокруг невысокая белая ограда. Все это возвышалось и царило над ровной степью. У ограды мирно пасется монастырский скот, среди которого выделяются верблюды и ослики, придавая общему ландшафту какой-то библейский вид. Покой и тишина царили кругом, нарушаемые лишь соборным колоколом.

(Слайд с изображением женского монастыря).
9-й: Монастыри разрушены и разграблены в 20-е годы прошлого века. В 1995 году по благославению Его святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на территории Краснодарской Епархии в станице Роговской Тимашевского района учрежден женский скит (малый монастырь) в память о первоклассном монастыре, располагавшемся на земле Черноморского казачьего войска.

(Слайд

10-й: Церкви и те погибают Вмещал собор черноморцев

От старости и от травм, До тысячи человек.

Но был еще на Кубани Знамена казачьего войска

Храм, что всем храмам храм Хранил он, без малого, век.

В граде Екатеринодаре Здесь молодость присягала,

На площади Крепостной На верность Отчизне клялась.

Из дерева прихожане Здесь песнь войскового хора

Собор возвели войсковой. Под звон колокольный лилась.

Пожалованы царицей А службы вел сам Россинский,

Дары и три тыщи рублей. Священник и педагог,

Найдены книги и ризница Достойный сын юга России,

Святых Межигорских церквей. Да рано призвал его Бог…

Храм Воскресенья Господня! В некрополе рядом с храмом,

Величественней не найти. Который истлел давно,

Будто бы Запорожье Первые атаманы

Воскресло в Кубанской степи. Спят непробудным сном.

Средств никаких не жалели,

Чтоб помянуть старину.

Паства о славе радела,

С юга прикрыв страну.

(Слайд с изображением разрушенного и возрожденного белокаменного войскового храма).

11-й: С 1802 по 1879 год просуществовала преогромная деревянная Воскресенская церковь. А в 1872 году в Екатеринодаре закончено строительство белокаменного Александро-Невского собора. Туда перенесена богатая церковная утварь и регалии. С этого времени духовным центром Кубанского казачьего Войска и местом проведения самых торжественных церемоний становится Александро-Невский собор работы местных архитекторов, братьев Ивана и Елисея Черников.

Войсковая святыня разрушена в 30-х годах прошлого века.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учитель: Многое мы еще не сказали и не объяснили в своей композиции о первых кубанских храмах. Почему Кубанское казачье войско так чтило праздник Святого Покрова Богородицы? Кто и зачем разрушал, обирал и надолго предавал забвению богатые, величественные храмы Екатеринодара.

Предлагаю вам самостоятельно провести эту исследовательскую работу и подготовить сообщения к следующему уроку.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Подготовить сообщения на тему:

- Разрушенные старинные храмы Кубани в 30-е годы XX века.



- Строительство нового или восстановление старого храма в Усть-Лабинском районе или Краснодарском крае.

- Что такое Святой Покров Богородицы и почему так любят на Кубани называть в честь него церкви.



Смотрите также:
«Первые храмы на Кубани»
110.68kb.
Кубанская область и Черноморская губерния во 2-й половине 19 века
723.39kb.
Адаптация мировой экономики к рискам природных бедствий: угрозы и возможности
120.74kb.
Шри Сатья Саи Баба это святой, в настоящее время живущий на юге Индии, имя которого известно во всем мире
1951.21kb.
Стоим мы на посту, повзводно и поротно. Бессмертны, как огонь. Спокойны, как гранит. Мы — армия страны. Мы — армия народа. Великий подвиг наш история хранит
14.95kb.
Первые попытки эксплуатации омнибусов в Киеве предшественников автобусов были предприняты еще в конце 18 века
101.34kb.
Первые шаги: регистрация и вебтоп
5913.08kb.
Русское искусство 19 века
104.77kb.
Режиссер стивен фрирз сценарист
146.89kb.
Первые переселенцы посёлка Ольховатка
88.35kb.
Занятие по изобразительному искусству в 5 классе Тема: «Первые проталины». Цель
38.43kb.
Архимандрит Харлампий Василопулос (в переводе Д. Ущеко)
200.46kb.