Главная страница 1

Фокин Иван,
Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова,
исторический факультет
Одесский кинематограф в смутное время 1917-1922 годов:
региональный аспект

С 1917 по 1922 год наше государство погрузилось в период, который вполне можно было бы назвать новым смутным временем. Речь идет о двух революциях и последовавшей за ними вслед кровопролитной гражданской войне. Эти годы стали переломными во всех сферах общественно-политической жизни нашего и других народов Российской империи. Позволительно говорить не только о революции социально-экономической и политической по своему характеру, но и о революции в сознании, в мировоззрении людей живших в ту эпоху1.

Все это не могло не отразиться и на культуре того времени и последующих лет. Понимание взаимосвязи общественно-политических событий с культурными, их взаимообуславливаемость дает нам возможность понять трансформационную роль кризисных периодов общественной истории в мировоззренческом аспекте, который, в свою очередь, находит свое продолжение в дальнейшем историческом развитии населения той или иной территории. Таким образом, можно вполне говорить про то, что корни нашего сегодняшнего сознания, современного восприятия действительности произрастают еще с тех таких далеких, и, в то же время, таких близких событий 1917-1922 годов.

Хотелось бы отметить еще одну особенность. Чуть выше было сказано про систему восприятия действительности населением определенной территории. Именно в этом кроются региональные различия в отношении к происходящим сегодня и произошедшим в прошлом событиям и явлениям. Так вот, системы восприятия действительности у представителей различных регионов могут иметь довольно серьезные различия. Именно по этой причине, представляет интерес проведение сравнений систем восприятия событий и явлений нового смутного времени (речь идет о периоде 1917-1922 гг..) по регионам. В то же время, хочется обозначить, что целью автора статьи не является проведение сравнительного анализа систем восприятия событий, связанных с падением Российской империи и формированием империи советской у представителей различных регионов России и Украины. Основной целью является раскрытие регионального аспекта культурного развития российского общества под влиянием событий девяностолетней давности на фактическом материале из истории города Одессы.

По вышеописанной проблеме имеется бесчисленное множество исторических исследований общего характера, раскрывающих проблемы культурного развития в свете происходящих событий. Чаще всего, такие работы являются коллективными и призваны дать общее представление об имевших место событиях. Наиболее яркой работой такого характера по истории Одессы является коллективная монография «Історія Одеси»(2002), написанная, преимущественно преподавателями Одесского национального университета имени И. И. Мечникова. В этой работе раздел про Одессу в 1917-1920 годы написан специалистами по истории революционных событий Шкляевым И. и Раковским М.. Большое внимание уделено особенностям формирования менталитета одесского горожанина этого периода. Кроме того, богатейший фактический материал дает возможность довольно четко реконструировать происходящее в те годы, вплоть до особенностей повседневного одесского быта2. Следующей работой общего плана является монография канадской исследовательницы одесского происхождения Патрисии Гарлиги, которая описала события революций 1917 года и гражданской войны в Одесском регионе в своей общей работе «История Одессы: 1794-1999». Тут также можно встретить большое количество фактического материала, изученного на материалах Государственного архива Одесской области, что делает эту работу довольно ценной в изучении влияния тех событий на культурную жизнь Одессы3.

Теперь несколько слов скажем, собственно говоря, про специальные работы по истории киноискусства в «Южной Пальмире», как с любовью в сердце называют Одессу многие приезжие и коренные жители. Большой интерес представляет монография Ландесмана М. «Спомини про дореволюційний кінематограф в Одесі». В этой книге подробно описываются условия развития кинематографа в городе, начиная с 1894 года (почему с этого года, будет сказано далее) и вплоть до 1917 года. Вроде бы и период, освещаемый в этой статье, не входит в хронологические рамки исследования М. Ландесмана, но тут можно найти информацию про общие тенденции развития одесского кинематографа, которые сохранялись и в период белогвардейско-иностранного присутствия в городе, т.е. вплоть до 1919 г.4. Большой интерес в изучении истории одесского кинематографа 1917-1922 годов представляет работа местного краеведа Островского Г. «Одесса, море, кино» (Одесса, 1989). Книга представляет собой ряд объединенных вместе очерков по истории киноискусства в Одессе, хронологически очерки описывают события от 1894 года и вплоть до 1987. При этом, почти половина очерков являются биографическими (Иосип Тимченко, Вера Холодная и другие). В книге описывается история кинофабрик Д. Харитонова, М. Гросмана, К. П. Борисова и первые годы становления советского кинематографа в Одессе5. Информация по фильмографии периода революций и гражданской войны представлена в книге режиссера Одесской кинофабрики в прошлом, а ныне директора музея кинематографа при Одесском отделении Союза кинематографистов Украины Костроменко Вадима Васильевича, имеющая следующее название «Анотований каталог фільмів вироблених на Одеській кіностудії художніх фільмів та на інших студіях і творчих об,єднаннях в Одесі у 1917-2004 роках» (Одеса, 2005)6. А вот, подробные сведения по истории одесских кинотеатров и иллюзионов, а также про кинопроизводство в Одессе изложены в работе известного одесского краеведа, писателя и барда Альберта Валентиновича Малиновского «Кино в Одессе: Путеводитель по кинотеатрам старым и новым» (Одесса, 2000). Кроме того, что эта книга в увлекательной форме рассказывает о развитии кинематографии в Одессе от дореволюционных времен до наших дней, автор написал ее на базе множества обработанных архивных документов и материалов личной коллекции, что делает это исследование довольно фундаментальным, хотя и информации по кинематографу периода революции маловато, особенно, касаемо производства. Наибольшее внимание автор книги уделял исследованию истории кинотеатров и иллюзионов7.

Таким образом, имеющийся ряд работ по истории кинематографа Одессы, с одной стороны, дает довольно объемное и системное представление о проблеме развития киноискусства в этом городе. И в то же время, недостаточное внимание уделялось исследованию особенностей в развитии кинематографа в отдельные его периоды. В связи с этим, вполне логичным будет уделить некоторое внимание именно проблеме кино в смутное время, тем более что, так или иначе этот период затрагивается всеми вышеперечисленными исследователями в той или ином контексте.

Основным источником про события в кинематографической жизни Одессы служит периодическая печать того времени. При этом, ее можно разделить на две категории – «старорежимную» и советскую. Хронологически эта печать делиться следующим образом: март 1917 – 6 апреля 1919 г.г., 24 августа 1919 – 7 февраля 1920 г.г. – старорежимная, реакционная печать; апрель-август 1919 года, с 7 февраля 1920 г. – советская печать. Касаемо самих органов периодической печати, то они носили следующие названия. К старорежимным и реакционным журналам относятся следующие: журналы «Театр и кино», выпускавшийся под редакцией известного дореволюционного искусствоведа Л. М. Камышникова (выпускался с 1915 года, адрес редакции – малый переулок, 7, кв. 3)8 и «Фигаро», полное название – «Фигаро. Еженедельник театра, искусства и общественной мысли». Если первый журнал выпускался в течение всего 1917 года и имел три номера в 1919 году, то «Фигаро» освещал события в кинематографической жизни Одессы в течение всего 1918 года. Обоим журналам свойственно позитивное оценивание событий февраля 1917 года, как шага к демократизации российского общества, что же до видения авторами Октябрьской революции, то тут было больше негатива, даже скорее неприкрытой враждебности9.

Мы коснулись только специальных, искусствоведческих периодических изданий. Много сведений имеется и в общеновостной прессе, к примеру, «Новая газета» (1917), «Вечерняя газета» (1917), «Вечерний курьер» (1919).

Необходимо заметить, что, если «белая» печать состояла и из газет, и из журналов, то периодика советского периода (1919-1920 г.г.) не имеет специальной критической газет и журналов. Кроме того, нет и самих журналов. Печать представлена только газетами. С апреля по август 1919 года выпускалась газета «Вестник N-й дивизии. Орган политотдела». В ней затрагивались вопросы как общего советского строительства, так культурной жизни города10. В 1920 году традиция была продолжена, издавалась «Красная звезда. Орган политического отдела N-ой стрелковой дивизии», в 1921 году – «Красная оборона. Орган политпросвета». Именно, в этих газетах помещалась информация про деятельность киносекции 41-ой красной дивизии11.

Кроме издания периодики от имени дивизии в 1919 году существовала еще одна газета, но более относящаяся к гражданскому населению, которая именовалась «Советская власть». В ней публиковались новости общегородского характера, постановления и решения местных властей12.

Следует отметить, что статьи в периодике носят абсолютно разный характер и разные по размерам: одни являются короткими заметками про показ или съемку фильмов, другие же носят характер критических заметок, третьи - это рекламные объяления и т. д.. На основании обработанных статей и печатных материалов другого типа можно произвести подробную реконструкцию кинематографической жизни в 1917-1922 годах.

Датой, считающуюся началом истории одесского кинематографа, является 9 января 1894 года, когда на IX съезде естествоиспытателей-врачей России состоялась первая официальная демонстрация отечественного кино: И. А. Тимченко продемонстрировал свой первый «стробоскоп», который на экране показывал в движении гарцующих кавалеристов и юношей, бросающих копье. Короткие, не более одной минуты, «живые картинки» были отсняты в 1893 году – их можно считать первыми в России киносъемками. Участники съезда русские ученые-физики А. С. Столетов, П. Н. Лебедев и Н. А. Умов дали высокую оценку изобретению Кстати, этот съезд посещал и слушал доклады на секции статистики В. И. Ленин. Возможно, он присутствовал во время первой демонстрации отечественного кино. Но судьба самого изобретения сложилась неудачно, дальнейшее его развитие и внедрение в производство никто не поддержал и в скором времени о нем на многие годы позабыли13.

А уже через два года в Одессу пришел кинематограф братьев Люмьеров, который с лета 1896 года захватил одесситов своей зрелищностью и новизной. В Одессе в конце XIX-начале ХХ веков размещался в ярмарочных балаганах на Куликовом поле, на Привокзальной площади, на ярмарках Пересыпи и Слободки и даже в трактирах. Затем передвижной кинематограф появился и в центре города: в магазинах на улице Ришельевской, 17 и Преображенской, 4514.

Но одесситы не довольствовались ролью пассивных наблюдателей. Уже 11 мая 1906 года одесский мещанин Мирон Осипович Гроссман направил прошение одесскому градоначальнику следующего содержания: «В дополнение к поданному прошению о разрешении мне производить фотографические снимки имею честь покорнейше просить разрешить мне таковые работы и для синематографа в доме №24 по Херсонской улице»15. Так начинается история регулярных кинематографических съемок в Одессе. Гроссман стал одним из первых одесских кинооператоров и киномехаников. Предприимчивый фотограф, он увидел за кинематографом будущее. 22 апреля 1908 года Гроссман М. снял киносюжет «Автомобильные гонки в Одессе». В том же году, путешествуя из Одессы на Кавказ, он выполнил в Баку съемки Белого и Черного городов, заводов Нобеля, позже уральские железнодорожные заводы. Это были одни из первых в России документальные производственные съемки.

В 1910 году М. Гроссман впервые в Одессе предпринял попытку поставить художественную киноленту – психологическую драму «Одесские катакомбы». В съемках он принимал участие с режиссерами Д. Марченко, И. Медведевым и ставшим в последствии известным оператором Г. Дробиным. Но на экраны этот фильм был выпущен лишь в 1912 году товариществом «Мирограф», организатором которого стал Гросман. Название товарищества придумано им самим из сочетания букв имени, отчества и фамилии владельца. Это товарищество построило самую первую киностудию в Одессе на собственной даче на Французском бульваре, 16. Съемки производились на открытом воздухе напротив – на его же землях по Восьмому Французскому переулку. Позже на даче построили небольшой стеклянный павильон. Интересно отметить несколько фактов из деятельности Гроссмана М.. В 1915 году ему предложил сотрудничество крупное кинопредприятие И. Дранкова. И они довольно успешно сотрудничали в течении двух лет. А затем, в 1917 году развернулись активные переговоры между Гроссманом и представителями кинокомпании Д. И. Харитонова, но к сотрудничеству они прийти не смогли16.

Таким образом, вслед за Гроссманом открывают свои кинопредприятия в Одессе М. И. Харитонов, К. П. Борисов, потом А. И. Сибиряков, А. Н. Никитин. Вначале революционных событий в Одессу из Москвы едут И. Дранков, Ханжонков.

В таком состоянии одесский кинематограф подошел к событиям революций 1917 года и гражданской войны.

Пик деятельности кинофабрики Гроссмана пришелся на 1917-1919 годы, когда в городе не было советской власти. После ее установления М. Гроссман покидает наш город и уезжает за границу. В прессе отмечалось, что товарищество «Мирограф», благодаря исключительной энергии ее сотрудников, возглавляемых режиссером Эдуардом Пухальским, в течении лета 1918 года успели произвести большое количество съемок, умело использовав время для съемок с натуры.

Большая заслуга в такой активности «Мирографа» лежит на Н. А. Салтыкове, проявившем себя талантливым режиссером, прекрасным сценаристом и не менее умелым киноактером. В «Мирографе» не было актеров с всемирно известными именами, такими как Полонский, Холодная и др.. Но тем не менее, в его фильмах снимались довольно известные актеры и актрисы, такие как Э. Калинская, Юрьева, Большакова, Д. Читорина, П. Инсаров, давшие ряд хороших образов17.

Зимой 1919 года закончены постановки 10 фильмов, из которых три («Девушка с моря», «К старому богу», «Рожденные от скорби и разврата») уже в это время демонстрировались в таком кинотеатре как «Ампир». Интересна критика фильма «Девушка с моря», помещенная в журнале «Театр и кино» (№2, 12 января 1919): «Много недочетов в картине «Девушка с моря» - и в игре артистов и в постановке. Павильонные съемки совершенно бедны, но зато хорошо выбранные места для съемок на «свежем воздухе» производят приятное впечатление. Из всех исполнителей можно лишь выделить П. Инсарова, Н. Салтыкова. В общем съемки с натуры очень хороши». Еще более позитивно оценена другая работа режиссера Э. Пухальского «К старому богу»: «Во второй картине … представляющей инсценировку трагедии Б. Писаревского (Шрабера) того же названия, видна борьба, тщательная работа и срепетированность да и исполнение ее в руках артистов Д. Читорина, П. Инсарова, Филизопа, Раппеля и др., производит большое впечатление»18.

Другой режиссер Гроссмана, Николай Салтыков, проявил себя в картине «Рожденные от скорби и разврата», добросовестно проработав постановку своего же сценария.

Автор журнальной статьи отмечает, что «если учесть короткое время существование фабрики и ее не полную техническую приспособленность, можно считать, что той же энергичной работе руководителей фабрики, последняя, впоследствии, в ряду дургих молодых кинематографических фабрик юга, будет снабжать пустующий сейчас рынок истинно художественными фильмами». Среди других удачных фильмов «Мирографа» можно назвать следующие картины: «Апостол», «Ах ты, доля, злая доля, жизнь девятый вал», «Обреченный», «Деньги», «Сын», «Око за око»19.

Теперь несколько слов про каждый из этих фильмов. «Апостол»: сценарий и режиссер – Николай Салтыков, оператор – Давид Фельдблюм. В ролях: Григория Сковороду сыграл Н. Салтыков, также снимались Татьяна Куницкая, Матвей Ляров, А. Суслов, Петр Инсаров, Леонид Леонидов, Данилов, К. Гарин, Константинов, Корик. В фильме сделана попытка показать биографию знаменитого славянского философа Григория Сковороды, фильм до наших дней не дошел. «Ах ты, доля, злая доля» сценарий и постановка Николая Салтыкова, оператор Д. Фельблюм. В ролях Н. Салтыков, И. Инсарова, Т. Стрюкова (Куницкая), Петр Инсаров, Е. Рудаковская. Кинопьеса, содержание неизвестно. Другое название – «Жизнь – девятый вал». «Голгофа страданий людских». Поставлен и снят также Салтыковым, снимались те же самые артисты, фильм до наших дней не дошел, драма посвящена еврейской жизни, имел другое название – «Обреченный». Содержание «Денег», «Сына» сценарий и постановка Э. Пухальского) и фильма «Око за око» (сценарий и постановка Н. Салтыкова) неизвестны. До наших дней дошли 3-я и 4-я части фильма «Тайну поглотило море», режиссером которого был Э. Пухальский20.

Таковой предстает перед нами деятельность киноателье Мирона Гроссмана в 1917-1919 годах.

А вот активность какого кинопроизводства восхищает более всего, так это деятельность лидера одесской киноиндустрии 1917-1919 годов, кинофабрики Д. Харитонова, которой было суждено прославить Одессу как центр российской киопромышленности. Возрастание роли Одессы в киноиндустрии именно в эти годы вызвано во многом именно нестабильностью общественно-политической ситуации в центральных частях Российской империи, развертывании там полномасштабного революционного движения, которое создавало самые неблагоприятные условия для крупных фабрикантов, таких как Д. Харитонов. По этой причине, вслед за своим братом, Константином, который обосновался в нашем городе еще в 1915-1916 годах, сюда же перебирается и Дмитрий Харитонов. Вместе с ним переезжают сюда и его киноартисты, среди которых находятся такие «короли» коноэкрана как В.Максимов, В. Холодная, О. Рунич.

Вот что писалось по этому поводу в субботнем номере местного журнала «Фигаро» за 26 мая 1918 года: «В Одессу ожидается приезд известных киноартистов В. Максимова, В. Холодной, О. Рунича»21. Этот анонс был дан на фоне такого события как: «С большим успехом в местных иллюзионах проходит продолжение известной картины «У камина». Следует отметить, что продолжение фильма уступает первой части»22. А именно в этих фильмах и снимались вышеуказанные артисты.

Через пару недель, в пятницу, 15 июня 1918 года, в Одессу приехали «короли экрана» Вера Холодная, О. Рунич, В. Максимов, В. Полонский и главный режиссер Д. И. Харитонова, Петр Чардынин. Предполагалось в ближайшее время начать съемки новых фильмов. Одновременно с этими событиями «с огромным успехом прошла в местных кинотеатрах картина «Молчи, грусть, молчи».

«Любопытное явление наблюдается на центральных улицах Одессы. За изящной молодой женщиной бегают подростки, озираются и оглядывают ее с ног до головы и взрослые. То идет королева экрана «Вера Холодная», - писал журнал «Фигаро» в те столь прекрасные, но столь же «окаянные» дни23.

А вот, что писал тогда же полный творческих сил корреспондент того же журнала Юрий Олеша про Веру Холодную и любовь в ней поэта А. Вертинского в своей статье «Поэт и Королева»: «Я не знаю кем она была прежде. Говорят, актрисой маленького театрика – опереточной что ли. Небольшого роста, тонкая, смуглая, с большими , слегка оттененными глазами и капризным ртом. Маленькая, никому неизвестная актриса. И случилось так, что ее узнали все, во всех уголках России. Вера Холодная – королева призрачного и великолепного трона. Королева экрана»24.

Тогда еще никто не знал, что жизнь этой актрисы будет столь же скоротечна, сколь был стремителен ее взлет. Ей оставалось жить всего шесть-семь месяцев. За это время она успела выступить более ста раз в различных театрах нашего города, сняться в четырех – пяти фильмах. То, что некоторые актеры делают несколько лет, Вере Холодной суждено было сделать за полгода.

Вера Холодная остановилась сначала в гостинице «Бристоль», а затем переехала в дом Попудова, который находится и по сей день по адресу Соборная площадь, 1. Позволим себе переиначить слова русского классика, поэта А. С.Пушкина. написанные им про Адама Мицкевича: «Она жила тогда среди нас и мы ее любили». Благодарные потомки поставили в память о великой актрисе, мастере «заламывания рук» небольшой постамент возле указанного ранее здания. Смерть прервала жизнь Веры Холодной 16 февраля 1919 года. Тайна ее смерти и по сей день обращает к себе внимание многих исследователей. Есть официальная версия ее смерти от гриппа или простуды, которую она получила при падении с экипажа в морозный февральский вечер. А бытует и иное мнение, что, будучи секретным агентом большевиков, она стала опасной для оккупационных войск интервентов и ее отравили букетом лилий, помещенный в ее комнату, где она постоянно лежала, заболевшая простудившись ранее25.

Смерть Холодной потрясла всех. Кинофабрика Харитонова бездействовала много месяцев. Лишь в конце осени 1919 года начались новые съемки. Но в Одессе еще долго жила память о вере Холодной и во многом она поддерживалась благодаря того, что в Одесском городском театре оперы и балета работала ее младшая сестра Софья, беззаветно любившая свою сестру. Кстати, отметим, что в некоторых фильмах с участием Веры снималась и ее младшая сестра.



Создав свой последний в России фильм – «Похороны Веры Холодной», осенью 1919 года эмигрирует за границу П. И. Чардынин. Впоследствии, не сумев справиться с тоской по Родине, он в 1923 году возвращается в Одессу.

За период деятельности кинофабрики Д. Харитонова в Одессе, на ней были сняты такие фильмы: «Азра» (вышла на экраны в январе 1919 г.), «Блуждающие огни» (октябрь 1918 г.), «Позабудь про камин – в нем погасли огни» (ноябрь 1917), «Кира Зубова» (август 1918 г.), «Человек – зверь» ( декабрь 1917 г.), «Человек с зелеными глазами» (октябрь 1918 г.), «Молчи, грусть, молчи» (май 1918 г.), «Последнее танго» (май 1918 г.), «Рубиновая саламандра» (март 1918 г.), «Тайна июльской ночи» (1918 г.), «Три капли крови» (1918 г.), «В золотой клетке» (июль 1918 г.), «Красная зоря» (1923), «Чорная хризантема» (декабрь 1919 г.). Несколько слов про каждый из фильмов: «Азра» - автор сценария – Н. Браницкий, режиссер и оператор – Петр Чардынин, в ролях – Вера Холодная, А. Платонов, Петр Баратов, Йосип Рунич (экранизация пьесы Г. д,Аннунцио «Дочь Иорио». Последний фильм с участием Веры Холодной, целиком снятый на натуре. Другие названия: «Дочь рыбака», «Полюбив, мы умираем»); «Блуждающие огни» - сценарий и постановка – Петр Чардынин, оператор – О. Рылло, в ролях – Вера Холодная, Владимир Максимов, Иван Худолеев, экранизация одноименного романа Василия Немировича-Данченко; «В чаду опиума» - сценарий и постановка В. Высоковский, оператор – В. Сиверсон, художник – Алексей Уткин, в ролях – Иван Худолеев, Елена Леонтович, И. Лагутин, О. Оболенская, приключенческая драма по сюжету романа К. Фарсера, другие названия – «Тайна доктора Реноделя», «Губительная страсть»; «Позабудь про камин – в нем погасли огни»: сценарий и постановка, оператор – Петр Чардынин, художник – Алексей Уткин, в ролях – Владимир Максимов, Вера Холодная, Йосип Рунич, К. Алексеева, Владимир Полонский, вторая серия «У камина»; «Кира Зубова»: сценарий Н. Рутковская, режиссер – Ч. Сабинский, оператор – В. Сиверсон, в ролях – Вера Холодная, А. Бибиков,П. Белевцева, Владимир Максимов, салонная драма – молодая эксцентричная женщина влюбляется в секретаря своего мужа и, не добившись взаимности, в отчаянии убивает его, а сама заканчивает жизнь самоубийством; «Человек – зверь», сценарий и режиссура – Ч. Сабинский, оператор – О. Рылло, в ролях – вера Холодная, Иван Худолеев, Йосип Рунич, экранизация одноименного романа Эмиля Золя; «Человек с зелеными глазами» - сюжет и авторы не установлены; «Молчи, грусть, молчи», сценарий и режиссура Петра Чардынинв, оператор – В. Сиверсон, художник – Алексей Уткин, в ролях – Петр Чардынин, Вера Холодная, Иван Худолеев, Осип Рунич, В. Полонский, В. Максимов, А. Рахманова, К. Хохлов, Я. Мирато, М. Массини, салонна мелодрама, исполненная к 10-летию работы Петра Чардынина в кинематографе, с участием большинства кинозвезд, сохранилась одна серия фильма26; «Последнее танго», режиссура В. Висковского, оператор В. Сиверсон, художник Ал. Уткин, в ролях Вера Холодная, Йосип Рунич, Иван Худолеев, А. Александров, салонная драма на сюжет романса из репертуара Изи Кремер, другое название «Под солнечным небом Аргентины»; «Рубиновая звезда», сценарий – Каэля, режиссура и оператор – Петр Чардынин, в ролях Йосип Рунич, Полетт Доре, Д. Читорина, содержание не известно; «Тайна летней ночи», автор сценария – Н. Рутковская, режиссер и оператор – Петр Чардынин, в ролях Йосип Рунич, Д. Читорина, Полетт Доре, детективная драма, сюжет построен на внешней похожести двух сестер, одна из которых попадает в руки шантажистов», фильм до наших дней не дошел; «Три капли крови», режиссура и оператор – Петр Чардынин, в ролях К. Пионтковская, А. Мичурин, Л. Полянский, А. Арди, сюжет не известен; «В золотой клетке», режиссер Ч. Сабинский, оператор – О. Рылло, в ролях – Вера Холодная, Йосип Рунич, В. Иванин, Иван Худолеев, история девушки, которая вышла замуж за богатого человека ради обеспечения брата; «Красная заря», режиссер и оператор – Петр Чардынин, в ролях: Вера Холодная, А. Арди, Константинов, Монко, Й. Рунич, М. Браницкий, один из последних фильмов с участием Веры Холодной, снятый на натуре в Одессе, он не был выпущен на экраны в связи с отсутствием в Одессе в 1919 г. позитивной пленки, потом бьл перемонтирован ивыпущен в 1923 году под названием «Мисс Кеттти», не сохранился; «Черная хризантема», режиссер и оператор – Петр Чардынин, в ролях Е. Чарусская, Б. Пясецкий, П. Скуратов, А. Арди, К. Пионтковская, содержание неизвестно27.

При кинофабрике Д. И. Харитонова действовали кинокурсы по подготовке киноартистов. Директором кинокурсов был главный режиссер кинофабрики Петр Чардынин. Официально кинокурсы назывались следующим образом – «Студия экрана, учрежденная П. И. Чардыниным, директором и гл. режиссером кинемтаографических фабрик Д. И. Харитонова в г. Одессе». Как можно увидеть, кинопроизводство Д. Харитонова было поставлено серьезным образом и перед ним открывались широкие перспективы дальнейшего развития. Так, к примеру, в журнале «Театр и кино» за 12 января 1919 года (№2) сообщается следующее: «Фабрикой Харитонова в Александровском парке отстраивается павильон для съемок». В том павильоне, который был на Французском бульваре, стало тесно. А он представлял из себя сооружение, выполненное по последнему слову техники, значительно больших размеров, чем павильон Гроссмана. Кстати, этот павильон принадлежал на половину и М. Борисову28.

Судя по всему, планировалось расширение производства, но смерть Веры Холодной и общий кризис белогвардейской власти в городе не дали кинопредпринимателя возможности провести в жизнь намеченные планы.

Кроме кинофабрик Харитонова и Гроссмана, деятельность которых была рассмотрена выше, действовало еще одно кинопроизводство – М. Борисова. Его кинофабрика была построена в 1917 году на улице Староинститутской, напротив нынешнего Морского университета. Прежде всего следует сказать о личности самого М. Борисова. Он являлся крупным промышленником в Одессе в конце десятых годов. Ему принадлежало «Общество искусственных минеральных вод», которое имело довольно хорошо налаженное и прибыльное производство29. И, видя успешность кинематографа, его прибыльность, М. Борисов решает начать новое дело. Для этого, на улице Дерибасовской открывается главное представительство его киностудии, а на Староинститутской улице, 17 (ныне ул. Дидрихсона, 17) строится по последнему слову техники павильон. Интересной особенностью этого павильона являлась его подвижность. Дело в том, что в то время, для съемки фильмов требовалось как можно больше света, и для того чтобы на полную использовать световой день, в павильоне был разработан механизм, позволяющий поворачивать сцену, вслед за двигающимся солнцем. Таким образом, достигался эффект постоянно направленного света на сцену, что действительно было новинкой в то время. Кроме, собственно, технических новшеств, кинодело Борисова сразу же началось с очень широкой рекламной компании, которая должна была привлечь внимание публики к новому кинопроизводству. Гербом кинопроизводства Борисова был летящий орел с бабиной в клюве.

Вот что сообщается про эту кинофабрику в местной прессе: «В Одессе образовалось крупное акционерное общество «К. Борисов и Ко», устраивающее фабрику кинематографических картин. Фабрика имеет свою торговую марку под названием «Рембрандт». По-видимому, новая фабрика будет представлена на широкую ногу, на манер лучших европейских кино-фабрик. Акционерным обществом специально приобретен 3-х этажный дом. На первом этаже будет помещаться киностудия, лаборатория и контора, на 2-м этаже – проекционная зала, уборная для артистов и мастерские, весь третий этаж представлен для съемок. «Рембрандт» пригласил ряд видных режиссеров и актеров, механиков, художников, фотографов и прочих сотрудников»30. Также предполагалось, что при кинопроизводстве откроется студия для подготовки киноартистов, при этом курсы были рассчитаны на 4 месяца.

Работать на фабрику М. Борисов пригласил таких режиссеров как А. Бойтлера, Сергея Ценина (который будет руководителем первого советского кинопроизводства). Операторами были Григорий Дробин и Евгений Капитта. За время действия кинофабрики, которое пришлось на периоды власти интервентов и белогвардейцев в городе, было снято 6 фильмов: «Бокс выручил», «Гримасы жизни», «Дом людей живых», «Наши Дон-Жуаны», «Симфония любви», «Яшка – скакун».

Режиссер А. Бойтлер снял два фильма – «Бокс выручил», «Наши Дон-Жуаны». В первом играли сам режиссер, Е. Зелинская и Е. Монко. «Бокс выручил» являлся спортивной комедией из курортной жизни, до нашего времени не дошел. «Наши Дон-Жуаны» представлял из себя фарс, построенный на том, что герои перепутали на одесском пляже свои костюмы. В нем исполнили роли снова-таки А. Бойтлер, М. Чернов и Рита Оль.

Сергей Ценин снял три фильма: «Гримасы жизни», «Дом людей живых», и «Симфония любви». Первый был салонной драмой, в котором оператором был Григорий Дробин, художник Вадим Мюллер (кстати, именно его воспоминания и являются основным источником при реконструкции прошлого этой кинофабрики), а постановкой танцев занималась М. Арцибушева. Роли исполнили: Л. Морозова, М. Юрьева, Б. Морфесси, Сергей Ценин, Л. Фердинандова, П. Великатов, В. Черневский. Второй фильм, «Дом людей живых» - криминальная драма по сюжету одноименного романа К. Фаррера. Оператор – Евгений Капитта (который будет работать на кинофабрике и в советское время), роли исполняли – Яков Вурманский, Карл Томский. Третий фильм «Симфония любви» был снят по сценарию Ларго, режиссировал Сергей Ценин, оператор – Евгений Капитта, в ролях – Е. Жезмор, П. Григорьев, С. Ценин, Эльвинский. Салонная драма, имелось другое название – «Женщина и страсть».

И наконец, шестой фильм кинофабрики Борисова, «Яшка-скакун», был снят режиссером Л. Вальтером по его же сценарию, оператор Григорий Дробин, художник картины – Вадим Мюллер. Это была приключенческая драма по роману Лазаря Кармена. Другие названия: либо «Дно Одессы», либо же «На дне Одессы»31.

Как можно увидеть по большинству фильмов, основное внимание фабрикой обращалось на литературную сторону выпускаемых фильмов. Для этого специально приглашались журналисты и литераторы. Что любопытно, из всех кинофабрик в Одессе, только на производстве М. Борисова обратили внимание на роль хореографии в постановке фильма. И это говорит о высоком художественном уровне персонала.

Таковой представляется деятельность первых кинопроизводств в Одессе, чья деятельность по определенному стечению обстоятельств совпала со страшным временем общественных потрясений и гражданской войны.

Когда в ходе гражданской войны 6 апреля 1919 года советские войска вошли в Одессу, губисполком 23 мая принял решение национализировать все частные кинопредприятия. 27 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет о переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение народного комиссариата по просвещению. Этот день принято считать днем рождения советской кинематографии. На территории кинофабрик Гросмана и Харитонова стала работать киносекция политотдела 41-й красноармейской дивизии. С помощью киноработников бывшего «Мирографа» Н. Салтыкова, Г. Дробина и других здесь снимали агитационные фильмы. Кино начинало работать на социалистическую революцию32.

Главой киносекции политотдела 41-й красноармейской дивизии был П. Инсаров, который после прихода в августе 1919 года в город деникинцев был расстрелян, а фильмы которые были сняты за время советской власти, зарытые им на территории нынешней кинофабрики, оказались для нас навсегда потерянными.

А сняты были следующие ленты: «Пауки и мухи», «Паразит», «Красная звезда», «Красные по белым», «Четыре месяца у Деникина». Интересно отметить, что многие из режиссеров, работавших на производствах старых промышленников, перешли и в киносекци. Среди таких были следующие киноспециалисты: В. Черноблер, Гр. Дробин, А. Аркатов, Э. Пухальский, С. Ценин, Евг. Капитта, Н. Салтыков, А. Никитин. Все фильмы носили игровой характер и были агитационными. Первым агитационным фильмом, рассказывающий про героизм Красной армии, была лента «Красная звезда». Можно увидеть, что деятельность киносекции развилась довольно активно, о чем говорит количество снятых лент33.

Но 24 августа 1919 года деникинские войска высадились в Одессе. А через несколько месяцев, утром 7 февраля 1920 года, после упорных боев в Одессу вошла конница Котовского. Теперь советская власть вновь утвердилась в городе.

В числе других неотложных дел новая власть взялась за налаживание кинопроизводства. 28 февраля губернский отдел наробраза издал приказ №13, в котором говорилось следующие: «… Учебные заведения и частные лица, имеющие кинематографические аппараты и кинокартины, должны зарегистрировать их в секции искусств наробраза. Незарегистрированные вышеупомянутые предметы будут отбираться безвозмездно»34.

Кинофабрики кооперативных фирм «Борисов», «Харитонов», «Мирограф» национализациям, реквизициям и секвестрам без разрешения Секции Искусств не подлежат. Общие распоряжения по этим фабрикам, как-то: изменение устава, характера владения может исходить только от Секции Искусств.

Комиссары домов, смотрители домов, в которых осталось брошенное добровольцами и бежавшей буржуазией театральное, кинематографическое, художественное имущество, фанеры, плакаты, подмостки, декорации и т. п. должны сообщать об этом в секцию искусств наробраза».

С этого же года фабрика стала называться Одесским отделением Всеукраинского кинокомитета (ВУКК). Когда работники Одесского фотокиноуправления в 1921 году впервые посетили территорию кинофабрики, то в небольшом одноэтажном здании на бульваре Пролетариев, 16 застала трех человек: оператора и лаборанта Г. И. Дробина, оператора и пиротехника П. И. Чепати и завхоза и сторожа Шеманского. Павильон гросмана был разрушен. В громадном павильоне Харитонова все разграблено. Эмигрировав, предприниматели захватили с собой ценную аппаратуру и все запасы пленки. Первые энтузиасты принялись за восстановление кинофабрики. Вначале огромную территорию оградили каменным забором с решетками, найденными вблизи Одессы на площадке, предназначенной под строительство костела. Рабочей силой помог губернский прокурор, ежедневно, в любую погоду, направлявший на стройку фабрики до 120 уголовников, находящихся в одесской тюрьме. Всеми делами стройки руководили художник И. А. Суворов и завхоз Я. А. Корн. Строительство закончилось в 1922 году. Ныне сохранились замечательные ворота первой советской кинофабрики, автором которых был архитектор Зинченко35.

В первые годы работы фабрики, хорошую службу сослужил старый киносъемочный аппарат «Пате» Г. И. Дробина. Впоследствии, когда появились новые французские аппараты фирмы «Дебри», аппараты «Пате» неуважительно стали называть «рында». Только старики помнили, что с этих неуклюжих, как шарманка, «Пате» начиналось русское кино.

В 1922 году отделение ВУКК было реорганизовано в Одесскую кинофабрику ВУФКУ (Всеукраинского фотокиноуправление). В первые дни становления кинофабрики пришли сюда актер и режиссер Николай Александрович Салтыков, затем в 1922-1923 годах Петр Иванович Чардынин, кинорежиссер и актер В. Р. Гардин, театральный режиссер Аксель Францович Лундин.

Одесское окружное фотокиноуправление в первые годы располагало тремя кинофабриками: первая по Старо-Институтской, 17 (ныне, Дидрихсона), впоследствии ликвидирована, вторая и третья по Французскому бульвару №33 и №16. Производство пленки осуществлялось по фабрике по адресу улица Чичерина, 103 (ныне, Успенская).

Вскоре от желающих работать в кино не было отбоя, но квалифицированных кадров не хватало. Поэтому при областном управлении в гостинице «Большая Московская» организовали кинокурсы. Заведующим и секретарем учебной части назначили М. В. Бертенсона, лекции читали П. Чардынин, В. Гардин, А. Лундин. В 1924 году выпустили первых «красных киноартистов».

В подъеме советского производства в начале двадцатых годов большую роль сыграл Михаил Капчинский, именно он в 1921 году, когда начал работать в художественном отделе губполитпросвета. Создав команду активных работников, он взялся за восстановление всей киноинфраструктуры Одессы. Во многом ему помог И. Розенблит, который и предлжил передать временно в частные руки все кинотеатры Одессы, которые находились в полуразрушенном состоянии. Это было сделано на следующих условиях: арендаторы должны были капитально отремонтировать помещения, обставить кинотеатры мебелью и оборудованием, по истечению арендного срока все имущество целиком и без всякой компенсации переходило в собственность областного фотокиноуправления. Билеты в отпечатанных комплектах, пронумерованные и проштемпелеванные, заверенные в губфинотделе, продаются под государственным контролем. Из валового сбора киноотдел получал 25 процентов. Именно на эти деньги, которые оказались не малыми, и началось восстановление разрушенных в ходе боев и безвластья кинофабрик36.



Таким образом, началось восстановление деятельности одесского кинопроизводства, но уже в совсем других условиях – при советской власти. В статье внимание было сконцентрировано на деятельности наиболее активных и крупных кинопроизводств, а также начале функционирования советского кинематографа. Но кроме вышеуказанных производств Харитонова, Гроссмана и Борисова в разные периоды смутного времени действовали такие предприятия как киноателье О. Сибирякова (которому принадлежало и здание нынешнего Украинского театра), кинопроизводство А. Никитина и кинофабрика «Медуза» О. Сибирякова, еврейской киностудии «Мизрах». Их деятельность не являлась определяющей в общем облике одесского кинопроизводства 1917-1922 годов, хотя нельзя им отказать в интересных художественных исканиях и талантливом подходе к кинематографическому искусству.

Следует отметить, что кинематографические традиции тех очень часто имели проявления и в позднейшие годы, даже в советском кинематографе, особенно, 80-90-х годов.



1 История Одессы/ Под ред. С. Р. Гриневецкого. – Одесса, 2002. – С. 5.

2 Раковский М., Шкляев И. Одесса в годы социальных потрясений // История Одессы. – Одесса, 2002. – С. 164.

3 Гарлиги П. История Одессы. – Одесса, 1999. – С. 106.

4 Ландесман М. Спомини про дожовтневий кінематограф. – Одеса, 1976. – С. 3-5.

5 Островский Г. Одесса, море, кино. – Одесса, 1989. – С. 6.

6 Костроменко В. В. Анотований каталог фільмів вироблених на Одеській кіностудії художніх фільмів та на інших студіях і творчих об,єднаннях в Одесі у 1917-2004 роках. – Одеса, 2005. – С. 2-3.

7 Малиновский А. В. Кино в Одессе: Путеводитель по кинотеатрам старым и новым. – Одесса: Астрпринт, 2000. – С. 22.

8 Театр и кино, 1917. - №№12-21.

9 Фигаро, 1918. - №№1-12.

10 Вестник N-й дивизии. Орган политотдела, 1919. - №№1-15.

11 Красная оборона. Орган политпросвета, 1920. - №№1-7.

12 Советская власть, 1919. - №1-10.

13 Малиновский А. В. Кино в Одессе: Путеводитель по кинотеатрам старым и новым. – Одесса: Астрпринт, 2000. – 220 с. – С. 10.

14 Малиновский А. В. Кино в Одессе: Путеводитель по кинотеатрам старым и новым. – Одесса: Астрпринт, 2000. – С. 27.

15 Там же. – С. 53.

16 Там же. – С. 54.

17 Театр и кино, 1919. - №2.

18 Театр и кино, 1919. - №2. – С. 13.

19 Костроменко В. В. Анотований каталог фільмів вироблених на Одеській кіностудії художніх фільмів та на інших студіях і творчих об,єднаннях в Одесі у 1917-2004 роках. – С. 29.

20 Там же. – С. 30.

21 Хроника // Фигаро, 1918. - №1. – С. 12.

22 Хроника // Фигаро, 1918. - №2. – С. 10.

23 Хроника // Фигаро, 1918. - №5. – С. 12.

24 Олеша Юрий Поэт и Королева // Фигаро, 1918. - №6. – С. 13.

25 Островский Г. Звезда // Одесса, море, кино. – Одесса, 1989. – С. 18.

26 Хроника // Театр и кино, 1919. – №2.

27 Костроменко В. В. Анотований каталог фільмів вироблених на Одеській кіностудії художніх фільмів та на інших студіях і творчих об,єднаннях в Одесі у 1917-2004 роках. – С. 31.

28 Островский Г. Одна из трех // Одесса, море, кино. – Одесса, 1989. – С. 24..

29 Малиновский А. В. Кино в Одессе: Путеводитель по кинотеатрам старым и новым. – Одесса: Астрпринт, 2000. – С. 56.

30 Кинофабрика // Фигаро, 1918. - №1. – С. 13.

31 Костроменко В. В. Анотований каталог фільмів вироблених на Одеській кіностудії художніх фільмів та на інших студіях і творчих об,єднаннях в Одесі у 1917-2004 роках. – С. 28.

32 Там же. – С. 34-36.

33 Там же. – С. 36.

34 Малиновский А. В. Кино в Одессе: Путеводитель по кинотеатрам старым и новым. – Одесса: Астрпринт, 2000. – С. 57.

35 Капчинский Михаил У Черного моря // Жизнь в кино. – Одесса, 1971. – С. 45.

36 Там же. – С. 47.






Смотрите также:
С 1917 по 1922 год наше государство погрузилось в период, который вполне можно было бы назвать новым смутным временем. Речь идет о двух революциях и последовавшей за ними вслед кровопролитной гражданской войне
256.61kb.
Второе начало термодинамики
77.73kb.
История России в стихах
65.98kb.
Иван Васильевич Грозный
379.47kb.
2. По приведённому описанию узнайте, о каком городе идёт речь, и ответьте на дополнительные вопросы
87.15kb.
Стр. 2 28 Приложение n 2: Возможна ли у нас партия нового типа?
2584.87kb.
Е. А. Данилова, А. В. Духанов, В. Г. Прокошев
14.5kb.
Мирный строительный период нашей истории наполнен событиями величайшего значения. За последние годы действительно утекли не реки, а океаны, воды
249.33kb.
I. Массовая культура: понятие, признаки, функции
263.8kb.
Сегодня очень много говорят о патриотизме. Нельзя назвать человека патриотом, если он не знает историю своего государства, малой Родины, где он проживает
39.24kb.
«Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь»
298.76kb.
Стория артели старателей "Селигдар" начинает свой отчет с момента, когда решением исполкома комитета Алданского района №392 было зарегистрировано ее создание
79.44kb.