Главная страница 1страница 2страница 3страница 4





На правах рукописи

СКЛЯРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВОЙ ТОНАЛЬНОСТИ

НА ЭВОЛЮЦИЮ ИНТОНАЦИОННОГО СТРОЯ ЯЗЫКА
(экспериментально-фонетическое исследование на материале

английского, немецкого и русского языков)

Специальность 10.02.20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Пятигорск – 2008


Работа выполнена на кафедре экспериментальной лингвистики

и межкультурной компетенции в ГОУ ВПО

«Пятигорский государственный лингвистический университет»

Научный руководитель: Доктор филологических наук,

доцент

Архипкина Галина Дмитриевна

Научный консультант: Доктор филологических наук,

профессор

Дубовский Юрий Александрович

Официальные оппоненты: Доктор филологических наук,

профессор

Вишневская Галина Михайловна
Кандидат филологических наук,

доцент

Лукова Наталья Васильевна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский

педагогический государственный университет»

Защита диссертации состоится 14 января 2009 г. в 13.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.193.02 в ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, г. Пятигорск, проспект Калинина, 9.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

Автореферат разослан 10 декабря 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Л.М. Хачересова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В отличие от средств других уровней языка интонационная система не столь очевидна в диахроническом аспекте. Данное обстоятельство является одной из главных причин отсутствия монографических описаний эволюции просодических явлений как в рамках одного какого-либо языка, так и на более широком материале. Между тем, решение некоторых теоретических вопросов современной фонетики, когнитивных процессов межкультурной коммуникации, взаимодействия интерферирующих и интерферируемых просодических систем не может быть успешно осуществлено без знаний исторического плана. Это объясняет актуальность и объективную необходимость сравнительно-исторических исследований явлений супрасегментного уровня, а также актуальность данной диссертации, посвященной изучению закономерностей влияния речевой тональности на эволюцию интонационного строя английского, немецкого и русского языков.

Основной задачей работы является установление типологически-ориентированных путей создания основы для построения современных шкально-терминальных систем в анализируемых языках, развившихся из протосистемы.

В качестве конституентных задач исследования необходимо было:


  • изучить акустические параметры речевой тональности;

  • раскрыть сущность колористической напряженности в речевой мелодии;

  • экспериментально доказать существование колористических оттенков в интонационно-просодических моделях;

  • дать классификацию дескрипторов, ассоциируемых с семантикой рассматриваемых интонационно-просодических моделей;

  • выявить план выражения архитектонических свойств тональной мелодики;

  • проанализировать влияние речевой тональности на колористические свойства и архитектонические функции речевой мелодики.

Для решения вышеизложенных задач использовался комплексный метод экспериментально-фонетического исследования звуковой материи, включающий аудитивный, функционально-семантический, электроакустический этапы анализа, приема типологического и статистического анализов с последующей лингвистической интерпретацией экспериментальных данных.

Эмпирическим материалом исследования послужили оригинальные фонозаписи дидактических пособий по фонетике английского, немецкого, русского языков, а также специально препарированные экспериментальные фонофрагменты в исполнении носителей указанных языков.

Теоретические положения в диссертации базируются на концепциях ведущих отечественных и зарубежных теоретиков музыки,

исследователей звучащей речи.



Научная новизна работы заключается в –

  • самой постановке проблемы,

  • разработке концепции лингвистического анализа влияния речевой тональности на эволюцию интонационного строя языка,

  • выявлении типологически-ориентированных особенностей становления современных шкально-терминальных систем английского, немецкого и русского языков.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современные шкально-терминальные интонационные системы английского, немецкого, русского языков возникли и оформились в протосистеме в период перехода музыкального ударения в динамическое под влиянием речевой тональности.

Помимо шкально-терминальной в их просодии существует в виде рефлекса тональная интонационная система, органически слившаяся с первой на опорных интервалах речевой тональности.

2. Речевая тональность в мелодике фраз обнаруживается при сочетании ее опорных интервалов, которые обладают различными коэффициентами иллюзорной напряженности, придающими фразе светлую, мрачную или нейтральную окраску в зависимости от соотношения их номиналов.

Различные градации иллюзорной напряженности, возникавшие в сознании коммуниканта при восприятии опорных интервалов тональности, были перенесены из тональной системы в шкально-терминальную и выразились в специфике реализации полного и неполного каданса повествовательных фраз.

3. Семантика тональной системы явилась первоосновой, на базе которой возникла семантика шкально-терминальной.



Теоретическая значимость работы состоит в том, что она не только углубляет знания об эволюции интонационных систем английского, немецкого и русского языков, но и позволяет а) сделать некоторые прогнозы относительно дальнейшего исторического развития их интонационных систем, б) разработать методику лингвистической интерпретации многофакторного просодического сигнала коммуниканта в межкультурном общении.

Практическая ценность диссертации определяется возможностью использования ее материалов, основных положений и выводов в прикладных целях, в процессе разработки алгоритмов автоматического распознавания, программирования и синтеза эмоционально-, модально- и стилистически-дифференцированной звучащей речи, в криминалистической фонетике, в практике обучения неродному языку, в учебных курсах по сравнительной фонетике разносистемных языков, а также в спецкурсах по сравнительно-историческому языкознанию.

Основные положения диссертационного исследования апробированы

на V Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2007), на региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Пятигорск, 2007), в учебном процессе на факультете английского и романских языков Пятигорского государственного лингвистического университета.

Композиционно диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографии. Каждая глава состоит из 4-х разделов и завершается выводами.

Во введении обосновывается актуальность проблематики исследования, формулируются основная и конституентные задачи работы, определяются объект и методика исследования, излагаются положения, выносимые на защиту, характеризуются научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность диссертации, описывается структура работы.

В первой главе рассматриваются основные акустические параметры тональности. На основе анализа теоретической литературы дается толкование понятия тональности, описываются колористические свойства мелодических интервалов, архитектонические функции тональности в речевой мелодике.

Во второй главе исследуются интервальные колористические и архитектонические свойства современной британской мелодики, в которой отразилась протосистема, и рассматривается один из вариантов исторического влияния последней на процесс формирования плана выражения модальных отношений.

В третьей главе анализируются свойства тональной протосистемы в русской просодии и ее роль в историческом переходе к современной шкально-терминальной.

В четвертой главе с привлечением фактов немецкого языка обосновывается концепция становления и развития протосистемы, влияния ее особенностей на функциональную дифференциацию терминальных тонов.

В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования.



Библиография включает научные труды, использованные при написании диссертации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Изучение вопроса о влиянии речевой тональности на эволюцию просодического строя современных европейских языков, в частности, английского, русского, немецкого, затруднено рядом обстоятельств, из которых основными являются: отсутствие четких критериев, определяющих контурный или регистровый статус интонации, неразработанность понятия речевая тональность; отсутствие фонографических записей и незначительное количество фонетических трудов, относящихся к ранним

периодам развития указанных языков.

Фонограммы, которыми располагают современные исследователи, относятся к слишком непродолжительному в историческом отношении временному отрезку существования современной цивилизации, не превышающему по своей длительности одного столетия.

В относительно выгодном положении оказываются исследователи просодии древнегреческого языка, которые располагают не только материалами древних музыкальных памятников, но и систематическими трудами античных грамматистов. Количество этих древних музыкальных памятников невелико, но их содержание в совокупности с их классификационными описаниями античных грамматистов было положено в основу реконструкции древнегреческой просодической системы и ее исторической эволюции, рассмотренной Ю.А. Дубовским и Ю.Л. Будасовым (2001). Согласно их данным, аутентичный результат был достигнут за счет сопоставления нотных изображений словесных акцентов с их диакритической фиксацией и описанием звучания, что позволило авторам в дальнейшем на основании исторической диакритической переакцентовки прийти к довольно интересным выводам о характере динамизации древнегреческого музыкального ударения, приведшей к изменению просодического строя этого языка.

К сожалению, какой-либо информации о просодии в исторических письменных источниках, относящихся к русскому и немецкому языкам, нет, а наличие диакритических знаков в английских письменных источниках не может быть использовано в полной мере из-за отсутствия развернутых описаний их просодических функций. Начиная с X – XI веков, в древнеанглийской графике начинают появляться три диакритических знака: апекс , вопросительный знак , точка с запятой .

Функции апекса в описании древнеанглийских и современных грамматистов крайне противоречивы. Что же касается остальных двух знаков, то они сигнализировали лишь о подъеме голоса. Поэтому в распоряжении исследователей остаются только рефлексы раннепросодических систем в звуковой материи современных. Эти рефлексы могут быть обнаружены, по крайней мере, в двух случаях: в многообразии интонационных систем в одном и том же языке, в наличии факультативных разновидностей в одной и той же интонационной конструкции.

Не меньшие трудности представляет изучение речевой тональности, понятие которой пока еще не обрело точного научно-теоретического определения.

В настоящее время оно фигурирует только в лексиконе звукооператоров и звукорежиссеров в сочетании выход из тональности, занимающихся монтажом фонографических фрагментов речи одного и того же коммуниканта, записанных со значительным разрывом в разные промежутки времени, с целью объединения этих фрагментов в единый звуковой текст. Данный факт, свидетельствующий об объективном существовании речевой тональности, позволяет выдвинуть гипотезу о некотором сходстве речевой тональности с музыкальной, поскольку в музыке, как и в речи, незакономерные отклонения от тональности воспринимаются слухом как фальшь.

Подобное сходство музыки с речью обусловлено тем обстоятельством, что и речевые, и музыкальные мелодии строятся на интервальных соотношениях звуков различной высоты. Родственность речевой и музыкальной, в частности вокальной, мелодики, нашла свое отражение и в историческом процессе возникновения и развития нотации, т.е. изображения образов звуков в форме нотной графики.

Вообще, нотация как графическая система, развилась из речевых акцентов. Родственность речевой и вокальной мелодики запечатлена во множестве афористических высказываний античных грамматистов. «Прообраз музыки – просодия», – восклицает Варрон. Марциан Капелла называет речевой акцент душой напева и школой музыканта. Эта родственность впоследствии легла в основу графики средневековых невм (нот). Например, в основе латинской музыкальной нотации лежали две разновидности невм: acutus и gravis . Первая означала относительно высокий тон, вторая – относительно более низкий. Из объединения тупого и острого акцентов был образован podatus , обозначавший переход от более низкого тона к более высокому, т.е. восходящую мелодику, и обратный ей clivis – нисходящую мелодику (Грубер Р.И., 1941).

Объективность теоретических воззрений античных исследователей подкреплялась точными математическими выкладками в сфере акустики звука, начиная с пифагорейцев, которые усматривали в ритмо-метрических и гармонических основах музыки числовые закономерности.

В результате этих исследований им удалось установить, что: 1) основной измерительной единицей мелодики является интервал, 2) сочетания интервалов приводят к ощущению таких свойств звука, как напряженность, уравновешенность, мрачность и яркость. Однако эти ощущения могут возникнуть только в том случае, если сознание объединяет интервалы мелодии в строго определенной тональности.

Понятие «тональность» в музыке с точки зрения акустики выводится из соотношения трех, так называемых опорных нот мелодии. Если разбить октавы на полутоны, то при любой последовательности трех близлежащих опорных нот будет возникать ощущение строго определенной тональности. Порядок сочетания близлежащих трех полутонов может быть произвольным, но тональность при этом останется одной и той же. Она останется одной и той же, с какого бы полутона она не начиналась. Главное, чтобы при этом она строилась на близлежащих трех полутонах.

Каждые из опорных полутонов тональности обладают различными коэффициентами напряженности: положительным – мажорным и отрицательным – минорным. Эти коэффициенты соответствуют субъективному стремлению сознания к оценке значимости полутонов, конституирующих мажорную или минорную мелодику. Характерно, что при любой комбинации трех близлежащих полутонов коэффициент напряженности у них не меняется.

По мнению музыкальных теоретиков, наличие в мелодии более высокого положительного коэффициента напряженности на фоне более низкого отрицательного вызывает у массового слушателя впечатление о ее светлой напряженности. И наоборот, наличие в мелодии более высокого отрицательного коэффициента на фоне более низкого положительного придает мелодии мрачную напряженность, которая при увеличении номинала отрицательного коэффициента может перейти в суровую напряженность. При балансировке же напряженности, т.е. при равных по своему номиналу положительного и отрицательного коэффициентов, мелодия воспринимается слушателями как уравновешенная.

Помимо впечатлений чисто колористического толка массовый слушатель, по мнению музыкальных теоретиков, может усматривать в мелодии степень ее завершенности. Мелодия на слух производит впечатление завершенной, если ее конечный опорный полутон будет 8-м или 20-м, т.е. совпадать с полутонами, дающими название тональности. В данном случае возникает ощущение полного мелодического каданса. Если же ее конечный опорный полутон совпадает с 4-м (5-м) или с 16-м (17-м) полутонами, у слушателя возникает ощущение полукаданса. И, наконец, при совпадении конечного звука мелодии с 1-м и 13-м полутонами мелодия производит впечатление незавершенной.

Таковы основные фонационные закономерности влияния тональности на колористические и архитектонические свойства мелодики в музыке.

Если же исходить из предположения об универсальности свойств и функций тональности и мелодики в музыке и речи, определяемой одними и теми же особенностями человеческого слуха, то даже без проведения экспериментально-фонетического исследования оно может быть квалифицировано как рабочая гипотеза, основные положения которой, в случае бесспорного доказательства, могут внести ряд дополнений в представление о механизме восприятия речевой просодии.

Для объективного исследования влияния речевой тональности на колористические свойства и архитектонические функции британской речевой мелодики нами в качестве исследовательского корпуса были отобраны материалы О’Коннора/Арнольда (O’Connor J.D., Arnold G.F., 1973), поскольку в их дидактической направленности отразилась просодия наиболее употребительных в речи интонационно-просодических моделей.

Интонационная разметка в форме нотации была осуществлена профессиональными музыкантами с консерваторным образованием – концертмейстерами Филармонического оркестра КМВ.

Система отбора и разметки экспериментального материала в нашей работе строилась следующим образом. Прежде всего нотации подвергся весь дидактический материал О’Коннора/Арнольда, представленный в форме диалогических единств. При этом использовалась, объединенная с британской фонетической, музыкальная система нотации, фиксирующая звуковые интервалы на басовом нотоносце. Затем из всего нотированного материала были отобраны примеры, речевая мелодика которых строилась на опорных нотах тональностей для исследования колористических и архитектонических свойств британской просодии. А из этого корпуса были выделены для проведения исследования интонационно-просодические модели, содержащие низкие нисходящие и восходящие терминальные тоны в сочетании с нисходящей ступенчатой шкалой, поскольку они наиболее оптимальным образом соответствовали представленной выше схеме образования тональности.

Акустический анализ был необходим не только для проведения дальнейших перцептивных исследований, но и для установления аутентичности произведенной музыкантами нотации, что позволило для уточнения некоторых просодических особенностей и спекулятивных рассуждений пользоваться всем нотированным материалом, не подвергая его акустическому анализу.

На первом этапе были исследованы колористические свойства британской мелодики со следующими соотношениями коэффициентов
напряженности: 1) , передающие светлую напряженность, 2) –
уравновешенность, 3) – мрачную напряженность.
При этом номинал коэффициентов напряженности учитывался как в выделенных слогах шкал, так и в ядрах и глайдах терминальных тонов, поскольку релевантная просодическая информация, как известно, содержится в обоих элементах терминального тона.

Акустический анализ был проведен с использованием электронной программы Win Cecil for Windows v 2.2.

Уточнение регистровых границ и величины диапазона мы произвели, основываясь на допущении о том, что они совпадают с оптимальными размерами исследованных в данной работе тонов, шкал и их локализацией. Нижняя граница низкого регистра в соответствии с этой методикой в материалах О’Коннора/Арнольда не опускалась ниже 77 Гц (Ми бемоль). В этом регионе реализовались самые низкие фонетические объекты: низкая ровная шкала и окончание глайда низкого нисходящего терминального тона. Верхняя граница низкого регистра определялась нами по оптимальной в высотном отношении локализации ядра в низком нисходящем терминальном

тоне, которая осуществлялась на частоте основного тона, равной 144 Гц (ре).

Характерно, что между верхней границей низкого регистра и нижней границей среднего регистра была зарегистрирована нейтральная полоса между 144 Гц и 171 Гц, в которой не отмечалась реализация низких нисходящих терминальных тонов. Сама же нижняя граница среднего регистра была определена по оптимальной локализации окончания глайда низкого восходящего терминального тона, которая равнялась 171 Гц (фа). Верхняя граница среднего регистра была определена по частоте основного тона первого выделенного слога нисходящей ступенчатой шкалы, оптимальный вариант которого равнялся 216 Гц (ля). Верхняя же граница высокого регистра была определена по частоте основного тона оптимально репрезентировавшегося ядра высокого нисходящего тона, которая оказалась равной 306 Гц (ми1 бемоль).

Интонационно-просодические модели, подвергшиеся акустическому анализу, были предъявлены для прослушивания информантам. Предполагалось, что, если они ощутят разницу в колористических оттенках в мелодике этих моделей, то влияние речевой тональности на их образование в британской просодии будет доказано.

Поскольку тонально-мажорные оттенки мелодии относятся к числу универсальных «раздражителей» слуха, мы решили при проведении перцептивного эксперимента воспользоваться услугами русских информантов, не владеющих английским языком. В данном случае мы рассчитывали получить информацию об указанных колористических оттенках в наиболее чистом виде, так как русские информанты были полностью изолированы от влияния семантики британских интонационно-просодических моделей.

Всего в процедуре аудирования приняло участие 10 информантов, русских, с высшим образованием, по профессии архитекторы.

Сама процедура прослушивания напоминала довольно модный в прошлом веке подход, при котором в целях изучения просодии в чистом виде использовались псевдотексты, включающие в свое «содержание» бессмысленные слова, механические ряды цифр и букв алфавита, но с тою разницей, что исследуемые мелодии обладали определенной логикой музыкального развития.

Процедура аудирования заключалась в том, что информанты при прослушивании каждого примера должны были фиксировать свои впечатления в тест-картах, содержащих 3 графы: светлая напряженность, уравновешенность или мрачная напряженность.

Как показали данные аудирования, указанные колористические оттенки сравнительно четко дифференцируются слухом с небольшими отклонениями от 10% до 30% в сторону сходных впечатлений, возникающих от восприятия светлой напряженности и уравновешенности. Таким образом, факт существования указанных колористических оттенков в британских интонационно-просодических моделях можно считать доказанным.

Характерно, что эти мелодические разновидности соответствуют трем основным психическим состояниям личности, проявляющимся в отношениях к коммуниканту или предмету речи: позитивному, негативному и нейтральному.

У О’Коннора/Арнольда эти отношения по-разному ассоциируются с шкально-терминальной просодией отобранных нами для анализа интонационных моделей: в моделях, состоящих из нисходящей ступенчатой шкалы в сочетании с низким нисходящим терминальным тоном, доминируют как позитивные, так и негативные отношения. В моделях, состоящих из нисходящей ступенчатой шкалы в сочетании с низким восходящим тоном, – позитивные и нейтральные.

Для того чтобы убедиться в том, что указанные колористические оттенки мелодии реально артикулируются и воспринимаются британскими коммуникантами, вполне достаточным доказательством их существования будет отражение в семантическом поле дескрипторов данных моделей хотя бы одного их этих отношений.

Список модальных отношений, передаваемых мелодикой низкого нисходящего терминального тона в сочетании с нисходящей ступенчатой шкалой, можно разделить на четыре группы –

1-я группа: 1) considered – взвешенное, 2) judical – рассудительное, 3) weighty – веское, 4) edifying – поучительное, назидательное, 5) serious – серьезное, глубокомысленное, 6) responsible – ответственное.

2-я группа: 7) intense – напряженное, 8) insistent – настойчивое, 9) firm – твердое, непоколебимое, 10) pressing – настойчивое.

3-я группа: 11) impatient – раздраженное, нетерпеливое, 12) irritable – раздражительное.

4-я группа: 13) final – конечное, 14) categoric – категоричное.

Дескрипторы 1-й группы, вне всякого сомнения, передают серьезное отношение коммуниканта к предмету речи. Дескрипторы 2-й группы имеют непосредственное отношение к твердости воли коммуниканта. 3-я группа свидетельствует о его раздражительности и 4-я – об окончательном решении.

Во всех случаях наблюдается четкое смысловое противопоставление 3-й группы всем остальным, которая по своей семантике соответствует состоянию мрачного напряжения, т.е. негативному отношению к коммуниканту или предмету речи.

Список модальных отношений, передаваемых мелодикой низкого восходящего терминального тона в сочетании с нисходящей ступенчатой шкалой, легко разделяется на 5 групп:

1-я группа: 1) soothing – успокаивающее, 2) reassuring – ободряющее, 3) sympathetically interested – сочувственно заинтересованное, 4) genuinely interested – искренне заинтересованное, 5) encouraging – поощряющее, 6) friendly – дружелюбное.

2-я группа: 7) airy – беззаботное, 8) bright – веселое.

3-я группа: 9) calmly patronising – прохладно покровительственное.

4-я группа: 10) puzzled – озадаченное.

5-я группа: 11) disapproving – неодобрительное.

В этом списке смысл дескрипторов, относящихся к 1-й группе, свидетельствует о теплом отношении к коммуниканту. Дескрипторы, относящиеся ко 2-й группе, выражают жизнерадостное отношение к действительности, что, как в первом, так и во втором случаях мелодически должно быть окрашено в светлые тона. А смыслу дескриптора прохладно покровительственное, свидетельствующему о некотором эмоциональном безразличии, должен корреспондировать тональный оттенок уравновешенности.



следующая страница >>
Смотрите также:
Склярова светлана николаевна
556.88kb.
Ченцов В. А., директор
65.08kb.
Конкурса «Лучшая учебно-методическая разработка»
9.54kb.
Коваленко, Светлана Алексеевна. Анна Ахматова [Текст] / Коваленко Светлана Алексеевна. Москва: Молодая гвардия, 2009. 374 с ил. (Жизнь замечательных людей: жзл: сер биогр вып. 1114). Библиогр
118.17kb.
Склярова Т. В
54.33kb.
Боева Светлана Алексеевна творчество харуки мураками в условиях глобализации межкультурной коммуникации
312.38kb.
Поток 903 гму, заочная форма обучения Куратор Лойко Ольга Николаевна
55.75kb.
Комарова Нина Николаевна. Предмет: литературное чтение
90.48kb.
Конкурс «Современный урок»
85.49kb.
Ефремова Светлана Семеновна
7.77kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
351.48kb.
Писательница, общественная деятельница, библиотекарь
119.03kb.