Главная страница 1

Вадим Соколовский : (статья в журнале «СОБЕСЕДНИК» № 8 февраль 1991 г.)
ПЕРИОД РАСПАДА

Картины Николая Ларского настолько фактурны, что иногда кажется: они писаны какой-то особой краской. Даже на репродукциях заметно, что фигуры на полотнах будто сделаны из обгоревшего дерева или окислившегося металла. Эти как бы обуглившиеся фигуры как нельзя лучше соответствуют нашему времени, которое не мог не почувствовать художник, - времени распада, коррозии. Сколько ни тверди мы о возрождающейся нравственности, милосердии, сколько ни призывай Бога на наши тронутые неизбежной коррозией просторы - распад продолжается. Остановить его, оказывается, не так-то просто...

Цикл картин «Коррозии» представлен на выставке Николая Ларского в Москве, состоявшейся спустя многие годы после выставочного «безмолвия». Начавший работать в период хрущёвской оттепели, Ларский - тогда студент художественного вуза - смог выставиться только один раз. Вторая выставка состоялась лишь в наши дни...

Картина «Грешный ангел». Чёрный, обуглившийся падший ангел. Кажется, только пепел хранит очертания того, что ещё недавно было белокрылым созданием. Ангелу, отступившемуся от Бога, нет спасения на вечные времена, нет прощения. Восстановим ли этот пепел? Восстановима ли душа, погрязшая в грехе?

«Современные Адам и Ева» - вариация известнейшего ветхозаветного сюжета. Тела современных потомков прародителей человечества тронуты той же ржавчиной - коррозией не столько тела, сколько души. Человек создан по образу и подобию Божьему? Посмотрите на этих людей - что в них от Бога? Тление, пепел, распад.

На «Современной Голгофе» распят не Христос, принявший на себя страдания человеческие, - распято само человечество. Голгофа ли, грядущая ли свалка на всей Земле, где противогаз и скафандр станут неизбежными атрибутами, где всепроникающая ржавчина покроет собою даже святой крест на этой картине? Полотна Николая Ларского глубоко символичны. А есть ли защита от коррозии?.. «Дай ответ! Не даёт ответа...»


Вера Мослакова: (статья в журнале "СОБЕСЕДНИК" № 7. 2005 г.)


КАК МЫ ПОМОГЛИ ХУДОЖНИКУ УЕХАТЬ ВО ФРАНЦИЮ

Любопытным эхом отзываются некоторые газетные публикации. В 1991 году в 8-м, февральском номере "Собеседника" мы опубликовали статью о необычном художнике Николае Ларском.
Вскоре после этого художник уехал с выставкой во Францию, затем пожил немного в Италии, вернулся в Россию, где весьма успешно продолжает "работать художником". И вот недавно, спустя ровно 14 лет после публикации, нам позвонили его друзья и пригласили на персональную выставку Николая, открывшуюся в залах Союза художников России на Гоголевском бульваре. Мы не могли не откликнуться на это приглашение...

Называется нынешняя выставка "Авангард: 60-е годы, авангард: 80-е годы". Первое впечатление: Ларский не изменился. Так же мрачен и так же озабочен судьбою Земли. Экспозиция 80-х годов представлена широко известным циклом "Коррозии", стиль которого автор определяет как "фигуративный авангард". На картинах изображен мир, пораженный коррозией, распадом - все вместе это апокалипсис настоящий и грядущий. Тема экологии вообще давно уже занимает главное место в творчестве художника. "Природа очень чувствительна к необдуманным действиям человека, поэтому-то в моих картинах и нет голубого неба, золотого солнца, первозданного пейзажа, - говорит художник. - Возможно, своими картинами я доставил неприятные минуты некоторым зрителям. Но это - правда".

По мнению художника, где есть человек - там экологическая катастрофа, грядущая свалка по всей Земле, именно поэтому он пишет картины, которые поражают взгляд зрителя ужасом. Такова, например, картина "Грешный ангел", где изображено отнюдь не белокрылое, а черное, обуглившееся создание. На «Современной Голгофе» распят не Христос, а всё человечество, неизбежными атрибутами которого стали противогаз и скафандр.

Кстати, с этими работами связан любопытный факт. Когда художник собрался во Францию, в аэропорту Шереметьево его не хотели пропускать даже с разрешением на вывоз картин. Переубедило таможенника только то, что их репродукции вместе со статьей о художнике были опубликованы в «Собеседнике». А еженедельник чиновнику очень нравился.



Смотрите также:
«собеседник»
29.29kb.