Главная   страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7

Оснащение:




  1. Видео фильмы «Секретные физики»

  2. Аудио запись «Воспоминания С.Н. Тельтевского и Л.В. Бурдиковой».

  3. Карта мира, карта России, карта Новой Земли, карта к плану «Пинчер».

  4. Виды Новой Земли (иллюстрации из журналов).

  5. Диаграммы замеров γ-излучений жилых помещений, продуктов питания, радиационного фона г. Нарьян-Мара в ноябре 2002 года, в октябре 2003 года.

  6. Плакаты «Едей Я, Нэрм Я», изображения атомного взрыва на Новой Земле из проекта «Бронзовые образы»: Рыбачук А. и Мельниченко В.

  7. Бытовой дозиметр γ - излучений ДБГ 04 А.

  8. Стендовые материалы к выступлениям ребят.

Межпредметные связи:

история, физика, география, биология, экология, краеведение, право.



План устного журнала:

1. Вступление. Актуализация.




2. Страницы устного журнала

а) выступления учащихся

б) практическая часть



3.Заключение

а) рекомендации по защите от радиации

б) обсуждение проблемы

в) выводы.


Методический комментарий.

Над созданием устного журнала работала группа учащихся 10-х классов школы № 1 (физико-математического класса гимназии) и Ненецкой школы-интерната (лицейский класс) под руководством Яковлевой Людмилы Ивановны – учителя истории НШИ и Хабаровой Светланы Рудольфовны – учителя физики МОСШ № 1.

Уделяя внимание одаренным детям, Хабарова С.Р. в октябре 2002 года поставила перед учеником 9А класса МОСШ № 1 Яковлевым Александром проблему: изучить радиационную обстановку в округе и выяснить влияние радиации на окружающую среду. Работая над поставленной проблемой Яковлев А. написал научно-исследовательскую работу «Новая Земля – земля тревоги нашей». Руководителями работы стали: Хабарова С.Р., учитель физики и Яковлева Л.И , учитель истории.

В январе 2003 года Яковлев Александр успешно защитил свою работу на школьной конференции научно-исследовательских работ. А затем работа была отправлена на Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Первые шаги» и отмечена дипломом этого конкурса.

Формируя экологическое сознание учащихся, ощущая остроту обозначенной темы, мы продолжили совместную работу по исследованию влияния радиации на жителей округа. К работе мы подключили группу ребят из МСОШ №1 и НШИ, которых заинтересовало состояние экологической обстановки в округе и в городе. Логическим завершением работы стало ее представление в виде устного журнала в октябре 2003 года. Первыми слушателями устного журнала «Новая Земля – земля тревоги нашей» стали учителя истории и обществоведения НАО.

Выбору именно такой формы способствовали следующие факторы:



      • большой объем накопленной информации.

      • экологическая обстановка в регионе

Залогом успешности мероприятия стали:

    • проблематизация материала («Знания – дети удивления и любопытства» Луи де Бройль);

    • активность учащихся;

    • использование личностного субъектного опыта каждого ребенка;

    • совместный анализ хода и результатов исследовательской деятельности, скрепленной взаимопониманием в группах: учитель – учитель, учитель – ученик, ученик – ученик.

Использованы педагогические технологии: проблемные, поисковые, сотрудничества.

Стиль мероприятия выдержан согласно заявленной форме и представляет собой коллизии из истории «холодной войны», развития ядерной физики, из истории создания атомного оружия, строительства полигона на Новой Земле, хроники ядерных испытаний, а также радиационной обстановки в Ненецком автономном округе в разные годы и биологического действия радиации на человека и окружающую среду.

Открывает журнал ученица 10 класса НОСШИ Зыкова Анастасия. Она знакомит слушателей с руководителями работы, ссылается на работу Яковлева Александра, которая послужила основой журнала. Анастасия кратко формулирует цели проведения мероприятия.

Журнал состоит из 8-ми страниц. Ведущая, открывая новую страницу, представляет ее авторов.

В своих выступлениях учащиеся свободно варьируют материалами, представленными на стендах. Лучшему восприятию которых, способствует панорамный обзор.

Привлекать внимание слушателей позволяют видеофрагменты: эпизоды о группе И.В. Курчатова, об испытании советской атомной бомбы. На фоне взрыва атомной бомбы звучат строки из кумранских гимнов1.

Воспоминания очевидцев оживляют устный журнал, придают ему большую значимость. Сергей Николаевич Тельтевский2 (житель г. Нарьян-Мара, директор НШИ, 1970-1980 годы) рассказывает об ощущениях нарьян-марцев во время взрыва 50 Мт водородной бомбы (аудиозапись). Бурдикова Людмила Владимировна (жена последнего президента Новой Земли) свидетель строительства военных объектов на Новой Земле в 50-е годы и переселения гражданского населения на Большую Землю. О чем с ее слов рассказывает ученик 10 класса МСОШ №1 Яковлев А..

В период подготовки мероприятия группа учащихся МСОШ №1 встречалась с зам. главного врача СЭС НАО Щепеткиной Т.В.. Она поделилась интересной, насыщенной информацией о радиологической обстановке в г. Нарьян-Маре и на территории Ненецкого автономного округа. Татьяна Васильевна отметила, что вопросу о радиационной безопасности жителей региона сейчас уделяется внимание. Например, ни одна из новостроек не принимается комиссией без соответствующих результатов радиационного контроля. Она сообщила об увеличении по новому стандарту норм радиоактивного контроля на продукты питания:




Продукты

НРБ, Бк/кг

НРБ, Бк/кг

Ягоды

50 Бк/кг

150 Бк/кг

Мясо

250 Бк/кг

320 Бк/кг

В 1995г. в г. Наръян - Мар приезжали норвежские ученые из Института радиационной безопасности и подарили СЭС прибор - анализатор «Канберра»

Рабочая группа учащихся 10-х классов сделала замеры радиационного фона г. Нарьян-Мара в ноябре 2002 года и в октябре 2003 года. Результаты вывели на диаграмму.3

Используя бытовой дозиметр γ - излучения ДБГ – О4А, учащиеся произвели замеры в жилых помещениях (панельных, кирпичных, деревянных) и в некоторых продуктах питания. Ученик МСОШ №1 Чебурин А., используя этот прибор, замерил радиационный фон в помещении в момент проведения мероприятия.

В ходе подготовки страниц устного журнала ребята обращались к различным справочникам, энциклопедиям, научным статьям, брошюрам, журналам, книгам, а также к газетным статьям. Учащиеся посмотрели видеофильмы: «Карибский кризис», «Секретные физики», «Открытие радиоактивности».

Каждый из участников готов был ответить на дополнительные вопросы, которые могли возникнуть у слушателей. Ответы были даны на следующие вопросы:


  1. Объяснить физические термины.

  2. Как устроена водородная бомба и ее принцип действия. Почему она называется термоядерной?

  3. Как выглядит подводный атомный взрыв?

  4. Какова стоимость одного ядерного взрыва?

  5. Почему Фукс передал секрет создания атомной бомбы именно СССР?

  6. Существует ли способ выведения радионуклидов из организма человека?

В ответ на этот вопрос была предложена программа очищения организма от радионуклидов4.

Человек, употребляя продукты питания, не будет получать стрессов от незнания, содержит ли мясо радиацию, если он будет знать, как очистить свой организм от радионуклидов и токсинов.

Заинтересованные слушатели могли обратиться к информационному стенду «А знаете ли вы…».

Закрывая журнал, ведущая Зыкова Настя привела слова академика Андрея Сахарова:

«Взрыв бомбы в 1 мега тонну в будущем унесет жизни 10 – тысяч потомков от онкозаболеваний, нарушений генетической и иммунной систем организма».

Она отметила, что вызывает озабоченность и тревогу медицинская статистика по НАО:

- высокий прирост онкологических заболеваний к 2001 году (составляет 78,1%).

- в общей заболеваемости населения к 2001 году онкозаболевания поднялись с 6-го рангового места до 3-го.

Болью в сердце всех участников устного журнала отозвались слова ненецкого поэта Алексея Пичкова: «Народ должен быть уверен в своем будущем! Но разве это возможно, когда рядом ядерный полигон, а моря отравляются радиоактивными отходами».

Сейчас – мораторий на ядерные испытания. Задача человечества и наша с вами в том числе: перейти от моратория к всеобщему запрещению ядерного оружия.

Зыкова А. призвала слушателей никогда не забывать, что слабейшим звеном биосферы является человек. Напомнила о необходимости активного практического участия в деятельности по охране окружающей среды всех участников и слушателей устного журнала. Право каждого на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, отметила Зыкова А., отражено в ст. 42 Конституции Российской Федерации (1993 г.).

Мы считаем, что поставленные нами цели были достигнуты. Информация излагалась доступно и заинтересовала слушателей. Выбор представления результатов исследования и анализа темы в форме устного журнала оправдан.


.

Страницы устного журнала

«Новая Земля – земля тревоги нашей»

Название страниц

Содержание

Выступающие

I. Историческая

Историческая справка5

Зыкова Анастасия НШИ.

II. Радиация…

Что это такое?



1. Строение атома.6

2. Открытие радиоактивности.7

3. Виды излучений.8

4. Источники радиации9



Сядей Максим НШИ

Конкин Станислав шк №1

Чебурин Андрей шк. № 1

Ледкова Дарья НШИ



III. Ядерное оружие в СССР.

1. История создания ядерного оружия в СССР10.

2. Принцип действия атомной и водородной бомбы11.



Бестужев Дмитрий шк №1

Яковлев Александр шк №1



IV. Новая Земля – «Объект – 700»

1. Географическое положение, климат, животный и растительный мир архипелага Новая Земля12.

2. Причины строительства полигона на Новой Земле.

3. Рассказ о Бурдиковой Л.В.13


Лаптандер Альбина НШИ

Яковлев Александр шк №1



V. Ядерные испытания на Новой Земле

1. Местонахождение ядерного полигона, зоны испытаний, виды испытаний ядерного оружия.

2. Взрыв супербомбы 30 октября 1961 года14.



Григорьева Мира НШИ

Рассулова Любовь НШИ





VI. Шлейфы ядерных испытаний

1. Радиоактивное облако, распространение РВ, места захоронения РО15

2. Дозы радиации и данные о накоплении радионуклидов в разные годы на территории НАО.16

3. «Входные ворота радиации»17


Балакирева Оксана НШИ

Ниткина Александра шк №1

Апицина Татьяна НШИ


VII. Действие радиации на организм человека

1.Научный комитет НКДАР, выводы ученых.18

2. Действие больших и малых доз.

3.Биологическое воздействие радиации на организм человека19.


Попова Ольга шк. №1

Хабарова Люба шк. №1



VIII. Радиационные исследования.

1. Результаты замеров:

а) радиационного фона г. Нарьян-Мара

б) продуктов питания, помещений

2. Замер р/фона на месте.



Бестужев Дмитрий шк №1

Григорьева Мира НШИ

Чебурин Андрей шк.

№ 1



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Тезисы в настоящей разработке представлены страницы устного журнала под названием «Новая Земля земля тревоги нашей»
795.16kb.
Земля третья планета от Солнца, одна из девяти планет Солнечной системы
217.84kb.
В coreldraw имеется несколько классов графических объектов под названием примитивы
74.36kb.
Обращается к Вам за помощью мама шестилетнего мальчика, Рзаева Ровшана!
44.28kb.
В. С. Соловьев Вера, разум и опыт
387.45kb.
Сборник рассказов А. П. Чехова 1884 г.? а «Письма Мельпомены»
115.3kb.
Радикальные общественные движения 1860 70 е гг
42.92kb.
Устный журнал "Герои космоса", посвященный 75-летию со дня рождения первого космонавта Ю. А. Гагарина с берега Вселенной, которой стала священная земля нашей Родины, не раз уйдут ещё в неизвестные дали космические корабли
67.63kb.
Природа нуждается в вашей чуткости, мульт. 1мин. Тольятти кузбасский приоритет-экология. 39 мин. Кемерово земля франца-иосифа. Архипелаг тающей мерзлоты
48.07kb.
Засуха. Иссохшая земля покрыта трещинами. Последние уцелевшие ростки пожелтели и вот-вот погибнут. Кажется, нет спасения ничему живому
970.14kb.
Библия ветхий завет
20922.77kb.
Чехов а п. Поиск смысла жизни и счастья в произведениях а п. чехова
46.48kb.