Главная   страница 1страница 2


37.«Повесть о Петре и Февронии», сюжетность и фольклорность повести.

Повесть была создана в середине 17 века писателем-публициcтом Ермолаем-Еразмом на основе муромских преданий. После канонизации П. и Ф. на соборе 1547 г. это произведение получило распространение как житие.

Повесть с необычайной выразительностью прославляла силу и красоту женской любви, способность преодолевать все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью.

Герои повести - истор. лица : П. и Ф. княжили в Муроме в начале 13 века , умерли в 1228. Однако в повести историчны только имена , вокруг кот. был создан ряд народных легенд, составивших основу сюжету повести .

Как указывают критики, в повести объединены 2 народно- поэтических сюжета: волшебной сказки об огненном змее и сказки о мудрой деве.

С устно-поэтической народной традицией связан образ главной героини - Февронии. Дочь крестьянина -« древолазца» обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем Петром. В повести на 1-й план выдвигается необычайная мудрость Февроньи.

Одерживает победу над Петром Февронья , состязаясь с ним в мудрости.

От редактора: она его излечивает, взамен требует жениться - умная баба. Хранит ему верность на протяжении. всей жизни, после же смерти их тела оказываются рядом. Подобно героиням р. нар. сказок , Февронья борется за свою любовь, за своё счастье. До смерти хранит лове к мужу. По требованию муромских бояр она покидает город, взяв с собой самое для неё дорогое- своего супруга.


Характер центр. героини в повести дан весьма многогранно. Дочь крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, жен. гордости, необычайной силой ума и воли. Её чудесный обаятельный образ заслоняет слабую и пассивную фигуру князя Петра. Только в начале повести Пётр выступает в роли борца за поруганную честь брата Павла.

Характерная черта повести-отражение в ней некоторых деталей крестьянского и княжеского быта: описание крестьянской избы, поведение Февроньи за обедом. Это внимание к быту , частной жизни человека было новым в лит-ре.

Агиографические элементы в повести не играют сущ5ественной роли . В соответствии с традициями житийной лит-ры и П. и Ф. именуются « благоверными», « блаженными». П. « имеяше обычаи ходити по церквам, уединяяся», отрок указывает ему чудесный Агриков меч, лежаший в алтарной стене церкви Воздвиженского монастыря.

В повести отсутствуют характерные для жития описания благочестивого происхождения героев, их детства, подвигов благочестия. Весьма своеобразны и те чудеса, кот. совершает Февронья: собранные со стола хлебные крошки превращаются в « добровонный фимиам» , а « древца малы» , на кот. вечером повар повесил котлы. готовя ужин, по благословенью Февроньи превращаются в большие деревья , ! имущие ветви и листвие».

Ореолом святости окружается не аскетическая монашеская жизнь, а идеальная супр. жизнь в миру и мудрое единодержавное управление своим княжеством.

! Повесть сост. из 4-х новелл, объединённых трёхчленной композицией и идеей всемогущества любви.

Жанр не явл. ни истор. повестью, ни агиобиографией . Наличие поэт. вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умение автора худ обобщить различные явления жизни позволяют рассм. повесть как начальную стадию развития жанра светской бытовой повести.

38, 39 « Хождение за три моря Афанасия Никитина». Личность, язык и жанр путешествия.

Изложение Афанасия не отличается стройностью композиции; в нём, кроме того, встречаются повторения. Стиль « ХОЖДЕНИЯ» - это стиль дневниковых записей, сопр. иногда лирическими отступлениями, в кот. находит своё выражение скорбь автора по поводу его оторванности от родной веры и родной земли.

Принадлежность Афанасия к светской среде сказалось на его языке почти свободном от влияния языка церковнославянского, но довольно значительно уснащенном словами персидскими, арабскими и тюркскими.

Больше всего в своём сочинении Афанасий уделяет внимание Индии, быт и природу которой он рисует очень детально , в ряде случаев привнося, впрочем, в своё описание элементы фантастики.

Своё хождение в Индию Никитин совершал с 1446 по 1472г. Он был одним из первых европейцев , вступивших на землю» Брахманов» .

Жанр путевых записок, очерков.

В отл. от путешествий 12-13 вв. , его лишено религиозно-дидактических целей. На основании хождения можно отчётливо представить незаурядную личность р. человека, патриота своей родины, прокл пути в неведомые страны ради «пользы Руския земли».

никакие невзгоды не могли сломить его волю: Лишившись в устье реки Волги своих кораблей , кот. были разграблены степными кочевниками, он продолжает путь. Возвращение в Тверь не сулило ему ничего, кроме долговой тюрьмы, а вперёд манила даль неведомых земель.

А. свято хранит в своём сердце образ родины-Русской земли.

Православная вера явл. для Никитина символом родины. Отсутствие возможности точного и строгого соблюдения религ. обряда в чужой стране вызывает у него чув-во горечи.

Переменить веру ля него =изменить родине. Чужд религ. фанатизма . Он присматривается к верованиям индийцев, подр описывает буддийские святыни в Парвате.»...правую веру бог ведает».

Хождение отлич множеством автобиограф материала, Никитин подробно описывает свои внутренние переживания. Однако центр. место в хождении занимает обстоятельный рассказ А. об Индии.

Думаю, про Индию сама сочинишь, не маленькая!

2 легенды из уст А.: в городе Алянде летает птица» гу-кук», и на « которой хоромине сядет, там ч-к умрёт».

1-я: об обезьяньем князе, навеянная, очевидно, индийским эпосом» Рамаяной»- это так, для общего развития...и если спросит...

Конец- краткое путевой дневник о возвращении героя на родину , где он и помер близ Смоленска.



Про язык:

Хождению чужда книжная украшенная речь. Просторечная и разговорная лексика р. яз переплетается с арабскими, персидскими и турецкими словами, усв А. во вр путешествия. Характерно, что к иноязычной лексике он прибегает и тогда, когда выражает свои сокровенные мысли о Русской земле, о любви к родине и осужд. несправедливость русских вельмож. Здесь нет никаких тверских областных тенденций.

Отлич. особенность стиля- его лаконизм, умение автора подмечать и описывать главное.

40. Заволжские старцы и иосифляне. Социальная сущность борьбы церковных и антицерковных группировок.

Собор 1503 года для суда над еретиками способствовал окончательному идеологическому оформлению двух направлений с русской церкви - стяжателей (иосифлян) и нестяжателей (заволжских старцев).



Стяжатели:

Ведомым был Иосиф Волоцкий (публицист).

Иосиф - сын боярина. В 20 лет постригся в монахи (Боровский монастырь). Потом стал игуменом. Считал, что священное писание не подлежит критике. Был страстным борцом против ереси.

Взгляды церкви публиковались в посланиях, памфлетах, трактатах.

Идейная позиция была отчётливой: стремление воздействовать на массу. Отбор фактов производился так, как это было нужно публицисту, часто вразрез с историей.

Характерна просторечная лексика. Ссылки на священное писание.

Книга Волоцкого: «Просветитель». Состояла из политических слов.

Нестяжатели (заволжские старцы).

Идеолог: Нил Сорский. Прожил несколько лет в Константинополе и был приверженцем исихазма.

Противник монастырского землевладения (близость к еретикам). Сам Нил не вступал в активную полемику с противниками.

1504 год - 27 еретиков были приговорены к сожжению, а остальные сосланы по монастырям.


41. Расцвет жанра публицистики в 16 веке. Проблематика и т. д.

Укрепление централизованного Русского гос-ва протекает в обстановке напряженной и острой политической борьбы между родовитым боярством, которое постепенно устраняется от участия в управлении страной, и служилым дворянством , которое становится основной классовой опорой единодержавной власти московского царя.

Борьба между уходящей с полит арены родовитой боярской знатью и возвышающимися дворянами находят яркое отражение в публицистике. В « Словах» , посланиях, памфлетах идеологи различных групп отстаивают свои интересы, обличают своих противников.

В первой половине 16 века защитниками интересов родовитого боярства выступают Вассиан Патрикеев и Максим Грек, а их ревностным противником- идеолог служилого дворянства митрополит Даниил.

Дальше смотри следующее, тоже относится к публицистике.

Отличительная особенность публицистики16 века-её жанровое многообразие: полемическое слово, « наказание», « слово ответное», беседа, челобитная, памфлет.


42. Публицистика митрополита Даниила и Максима Грека(церковная).

Личность Макса Грека довольно примечательна в истории древнерусской лит-ры и общественной мысли.

Во Флоренции он с восторгом внимал речам доминиканца Иеронима Савонаролы( если ты это ей выдашь-зачёт у тебя в кармане) и с тех пор стал его почитателем. он помог ему уловить разницу между « старым» христианством и его односторонним истолкованием папством.

В 1518 году его рекомендуют посланцу Василия 3 вместо старого и немощного инока Саввы.

Первые оригинальные произведения Максима грека посвящены обличению чёрного духовенства и защите « нестяжания» . « Повесть страшна и достопамятна о совершенном иноческом жительстве», говорит об упадке нравов среди русских монахов.

Активная защита « нестяжательства» , обличение монашества были поставлены в вину Максиму Греку на церковном сборе 1525 . Пришедший к власти в 1522 г. ревностный « иосифлянин» митрополит Даниил на этом сборе круто расправился с 1 из идеологов « нестяжательства» . Максим Грек был обвинён в ереси и более того- в сношениях с турецким султаном, осуждён на заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь. Здесь в весьма тяжких условиях он провёл 16 лет.

Свою литературно-публ. деятельность максим Грек не прекращал и в заточении. в словах, поучениях он выступал против религ. формализма, злоупотреблений суда, суеверий и т. д.

В сочинениях он касается также полит. вопросов. Так его « Слово , пространне излагающее с жалостью, нестроения и безчиния царей и властей последнего жития» 1534-1539.

Все сочинения были написаны в строгом соответствии с правилами риторического и грамматического ис-ва. Чёткая логическая последовательность, аргументированность каждого положения. Язык книжный, он не допускает никаких словесных вольностей, употребления просторечий и разговорной лексики.

Ученики: Андрей Курбский, Зиновий Оттенский.

Иной лит. манеры придерживался ревностный идеолог « иосифлян» , достойный ученик к своего учителя Волоцкого игумена- Даниил, на митрополич. престоле с 1522-1539 . Активно поддерживая все начинания светской власти , он был непримирим к своим противникам . добиваясь их устранения.

Перу Даниила принадлежат 16 слов , посв. вопросам религиозно- догматическим, обрядовым и бытовым.

В отл. от М. Г. Даниил не придерживался правил риторики. Характерно свободное обращение с языком. Он смело вводит в свои слова просторечную разг лексику и тем самым способствует дальнейшей демократизации языка и стиля.

Яркость и образность изображения жизненных явлений. Образ развратника и модника в 12 слове-» наказании».

Называя свои слова « наказаниями» он подчёркивает их дидактическое назначение. Он адресует их непоср. обличаемым и строит на противопоставлении « заповедей господних» их нарушителям.

Даниил возмущается по поводу равнодушия в общ-ве к « священному писанию» и церковной службе. (УФ. надо пойти принять душ, может легче пойдёт)
43, 44. Иван Пересветов-1-й светский публицист.» Сказание о Магмете-салтане», Повесть о царе Константине».

Пересветов приехал из Литвы в 1538году.

Собственный опыт жизни убеждал его в пагубном влиянии на судьбы гос-ва боярской формы правления. На это указывал Пересветов в « Сказании о царе Константине». Свою положительную полит. программу - смелый проект гос. преобразований он изложил в публицистическом памфлете1547 « Сказание о Магмете-салтане» .

этот памфлет построен на прозрачной аллегории : императору К. противопоставляется М.

В описании правления К. , оставшегося на царстве после смерти отца 3 лет отроду, чем и воспользовались вельможи царевы, современники узнавали события недавнего прошлого: малолетство Грозного, борьба за власть бояр Шуйских и Бельских.

Именно вельможи , по мнению Пересветова, явл. причиной оскуднения и нестроения гос-ва.

Свой идеал он воплотил в образе грозного самодержавного мудрого владыки Магмета. пересветов как бы преподает наглядный полит. урок юному Ивану 4 , тока что торжественно венч на царство .

Магмет , опираясь на мудрость « греческих книг» и на своё войско, т. е. служилое дворянство. непреклонно следует девизу:» Не мощно царю царства без грозы держати...»Личная охрана-40000 янычар.

Магмет понимает, что только « войском он славен», и Пересветов ставит вопрос о создании регулярного войска с обязательным денежным вознаграждением за службу.

предлагает Пересветов провести ряд преобразований во внутр управлении страной: в местном аппарате, суде, гос казне.

Управление в городах должно строится по типу войкового, что даст возможность, по мнению Пересветова, вести борьбу с лихими людьми.

выступает против рабства, разумея под ним кабальное холопство.

в его сочинениях отсутствуют традиционные ссылки на авторитет « отцов церкви» , богословская аргументация положений. Он резко критикует монашество, выступает против церковной иерархии.

Вера в силу чел разума, в силу убеждения, слова.

Живая деловая разговорная речь присуща памфлету( без риторического украшательства).

45. Переписка Грозного и Курбского

Курбский выступает в роли прокурора, предъявляющего свои обвинения царю от имени « погибших, избиенных неповинно, заточённых и прогнанных без правды бояр». Он пишет от « многия горести сердца своего». Строго и размеренно звучит его обвинительная речь, построенная по всем правилам риторики и грамматики.

Послание Курбского взволновало и уязвило сердце Иоанна.

Он обращается с ироническими вопросами к изменнику: « Что же ты, собака, и пишешь и болезнуеши. совершив такую злобу?» этого достаточно, чтобы свести с ума Татаринову.

Для весомости аргументации своего ответа Грозный вводит рад автобиограф. моментов: как была расчищена казна его матери боярами, отца и деда, о пожаре в Москве в 1547 , когда изменники-бояре , называвшие себя мучениками, распустили слух, что город спалила чародейством своим Анна Глинская, а восставшие москвичи убили в церкви Юрия Глинского и были подстрекаемы даже на убийство самого царя!

Не стесняясь в выражениях, прибегая к прямой издёвке над своим врагом, Грозный изливает в своём послании те чувства, кот. переполняют его душу. Он не считается с правилами риторики и пиитики. Речь порывиста, взволнована. Его манера писать тесно связана с « иосифлянской» лит. школой.

Курбский не может принять « широковещательного и многошумящего» послания Грозного.

переписка прекращается после ответа Курбского на 13 лет.

В послании, написанном в Вольмаре, Грозный перечисляет те напасти и невзгоды, кот. пришлось ему вынести от бояр во время правления « Избранной рады» ( Адашева Сильвестра).

В ответе на это послание Курбский преимущественно оправдывал себя, обильно уснащая речь цитатами из « священного писания».

Исторический памфлет « История о великом князе московском»-1573-Курбский нанёс последний удар. На первый план выдвинута моральная аргументация: причина всех зол и бед - личные качества царя.

Курбскому удалось надолго закрепить в истории 1сторонний взгляд на Грозного как на представителя «издавна кровопийственного рода».



46. Личность Грозного в его письмах .Особенности стиля

Первое послание Курбского взволновало и уязвило сердце Иоанна. Его ответ ярко раскрывает сложный и противоречивый характер этой незаурядной личности . Послание Грозного обнаруживает прежде всего недюжинный ум и, широкую образованность, начитанность и в то же время гордую и озлобленную, мятущуюся душу. Свой ответ он адресует не только лично Курбскому, но и на всё « Российское царство».

Это и определило , с одной стороны, обличительный пафос против бояр-изменников , и с другой- пафос утверждения , обоснования и защиты прав самодержавной власти.

Грозный выступает как политик, гос. человек, и речь его в начале сдержана и официальна. Власть унаследована им от предков.

Послания пронизаны едкой иронией, перерастающей порой в сарказм по отношению к опальным боярам, которые, придя в монастырь, « свои любострастные уставы ввели».( Послание Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь).

Своеобразие личности Грозного, особенности его писательской манеры проявляются в его взаимоотношениях с одним из приближённых к нему опричников Василием Грязным, которому царь направил своё послание в 1574.

Смятённость души сурового владыки, испытывающего порой угрызения совести, боящегося приближающейся смерти, отражает созданный им покаянный канон Ангелу Грозному.

Для передачи всей сложной гаммы чувств, владеющих его душой, Грозный широко использует просторечия, разговорные обыденные интонации и даже бранные слова. Это и позволяет Грозному стать непревзойдённым для своего времени мастером того «кусательного» стиля, который без промаха разит врага.


47 .Письма Курбского . Классовость позиции и особенности стиля.

См36+


Политика грозного, направленного на укрепление единодержавия , усиление роли служивого дворянства и ущемление интересов родовитой боярской знати , вызвала отпор со стороны последней. Эту борьбу ярко отразила переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным.

Потомок князей ярославских, Курбский в 1563 году после неудачного сражения бежал в ливонский город Володмар, занятый войсками Сигизмунда- Августа.

Отсюда и послал он в 1564 г. свою 1-ю « епистолию» ( послание).

Оно было рассчитано на широкий круг читателей и ставило целью обличить единодержавную политику царя.

Курбский обвиняет Грозного в несправедливых гонениях, мучениях и истреблении бояр, является , по его мнению, опорой гос-ва, составляющих его силу. Затем он обвиняет царя в злоупотреблении своей единодержавной властью . К. понимал, что полностью вернуть старые порядки невозможно, и не выдвигал требования децентрализации. Он стремился лишь к ослаблению единодержавной власти царя, считая необходимым разделение власти между царём и боярством.

Наконец, К. исчисляет собственные напасти и беды, кот. пришлось потерпеть ему от царя. Он перечисляет свои воинские заслуги перед отечеством, не оцененные по достоинству Грозным.

Опальный боярин заявляет, что царь не увидит его до дня страшного суда, а « писание сие, слезами измоченное». он велит вложить с собою в гроб, чтобы предъявить его грозному и справедливому небесному судии.

Послание , как гласит легенда, было вручено в собственные руки царя верным слугою Курбского Василием Шибаповым на Красном крыльце. Грозный проткнул ему посохом ногу насквозь.... и на этой оптимистической ноте я иду спать.....


48.История о Казанском царстве.

присоединение к Москве Казани в 1552 было крупнейшим историческим и политическим событием века. Оно воспринималось современниками как расплата за 200летнее монголо-татарское иго.

Открывался торговый путь по Волге.
Взятие Казани широко отразилось в устном народном творчестве: в легендах, песнях и сказках. Помимо летописных сказаний , в 1564-1566 гг. была создана « История о Казанском царстве» , или « Казанский летописец».

Это связанное историческое повествование , пронизанное единой историко-публицистической концепцией. Излагая события с момента основания Казани рассматривается как история постепенного усиления её зависимости от Москвы. Здесь повествуется о событиях 40-50 годов 16 века.

сам автор был очевидцем этих событий.

литературным образцом « Истории» служила «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера, а также повести о Мамаевом побоище.

Центральный герой « Истории» - Иван Грозный, личность которого даётся в ореоле военной и царской славы.

Его поход на Казань продиктован не стремлением к захвату чужой земли, а интересами обороны своей страны. « История « завершается настоящим апофеозом победителя-российского самодержавца, торжественно въезжающего в « великий град Москву».

Прославляя воинские заслуги Грозного , автор делает ряд выпадов против бояр, князей и воевод.

В « Истории» широко использованы фантастические картины видений. знамений, предрекающих гибель Казани.

Устойчивые стилистические формулы воинских повестей , включённые в общее описание битвы, дополняются новыми сравнениями воинов с птицами и белками.
Автор подчёркивает храбрость и мужество не только русских воинов, но и их врагов-казанцев.

такое изображение поведения врага, попытка раскрыть его психологическое состояние во время битвы явилось тем новым словом, кот. сказано автором « Истории» в историко-повествовательной лит-ре 16 века. Большое внимание- изображению внутреннего мира персонажей.

Описание чувства царицы Анастасии , проводившей в поход на Казань своего мужа. Обильно включая в повествование фольклорный элемент, автор истории использует поэтические выражения народного эпоса, лирические образы народных песен и плачей, отдельные мотивы татарского фольклора.
49 Обобщающие произведения 16 века, их значение в укреплении централизации Московского гос-ва.

Характерной особенностью развития русской лит-ры 16 в. явилось создание многочисленных обобщающих пр-ий как церковной , так и светской лит-ры, идеологически закреплявших объединение русских земель вокруг полит., религ. и культ. центра Москвы.

Митрополит Макарий! Он был поставлен архиепископом Великого Новгорода.

« ВЕЛИКИЕ ЧЕЬТИ-МИНЕИ».

Куча народу было привлечено к работе, в том числе и дьяк Дмитрий Герасимов.

Создание 1-й редакции заняло 12 лет( 1529-1541).

По поручению Макария созданы новые редакции житий Алекса Невского , Саввы Сторожевского, митрополита Ионы.

ОБЩЕРУСКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ,

Задачу определить место Руси и её столицы Москвы во всемирной истории ставил перед собой русский хронограф 1512 года. Вбирая в свой состав местные летописи бывших удельных княжеств, перерабатывая их в свете идей московского абсолютизма, создаются общерусские летописные своды.

Воскресенская летопись - история с момента образования Киевского гос-ва. Составители не смогли ликвидировать областнические тенденции, придать материалу стилистическое единство.

В 1526-1530 создаётся Никоновская летопись. События русской истории соотнесены с византийской, заимствованной из хронографа.

Проведена идея приемственности самодержавной власти от князей киевских до князей московских.

Львовская летопись, доводящая события до 1560г.

СТЕПЕННАЯ КНИГА. 1563.

« Книга степенная царского родословия». , духовник Андрей-Афанасий.

История гос-ва излагается в форме агиобиографий его правителей по степеням родства. Появление каждого князя- «грань» в истории.

Книга разбита на 17 степеней и граней. введение -житие княжны Ольги.

ДОМОСТРОЙ. Сильвестр.

В нем чётко опр. поведение человека по отношению к церкви и царю, мысль о безропотном повиновении царской власти.

« О мирском строении, как жить с жёнами, детьми и домочадцами», важный раздел.

Муж-господин всей семьи. Он несёт ответственность за семью перед Богом м государством.

Строго регламентируется поведение женщины в гостях и дома, о чём она может вести разговоры.

Домострой-1-я энциклопедия домашнего хозяйства.
50. .Основные тенденции развития литературы в 17 веке (новые герои, тематика, жанры).

Бунтарский век: бунты, восстания, крестьянская война. В конце 16 века Россия пережила голод.

1601-1603 гг - голод

1605 год - смерть Бориса Годунова

На Русь в то время надвигается польско-шведская интервенция.

Россию спасает народное ополчение под руководством Минина и Пожарского.

На престол земством был избран Михаил Романов. С 1613 года начинается династия Романовых.

Смута. Развитие публицистики. Авраамий Палицын.

События смуты способствовали «обмирщению» литературы. Приходит светская тематика. Появляется много произведений, вышедших из городских слоёв населения.

Усиливается влияние фольклора. Внимание к человеку и к окружающей его среде. Реалии быта.

Новые герои, новый стиль, новая тематика и новые жанры.

Литература делится на:


  • Демократическую

  • Господствующего класса

«Повесть об Азовском осадном сидении», «Житие протопопа Аввакума» - одни из ярчайших произведений того времени.

Жанр бытовой повести:

  • добрый молодец, без роду без племени

  • мелкий дворянин

  • купеческий сын

  • интрига, занимательность сюжета

  • авторы чаще всего безымянны

«Повесть о горе и злосчастии» - яркий пример бытовой повести.

Появляется сатира, тематика: социальное неравенство.

«Сказка о голом и небогатом человеке». - Сатира, направленная против взяточников суде.

«Повесть о Шемякином суде». «Повесть о Ерше Ершовиче» - сатира на духовенство.

Появляются вирши, первое стихотворство.

Симеон Полоцкий - принесший на Русь силлабическую систему стихосложения.


51. Повести Смутного времени. « Новая повесть о преславном Российском царстве».

«Сказание Авраама Палицина».

Бурные события начала 17 столетия нашли широкое отражение в литературе. Публицистический характер, оперативно откликаются на запросы времени, отражают интересы различных соц. групп, участвующих в борьбе.

« Повесть 1606 года» создан монахом Троице-Сергиева монастыря.

Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, описывает единение Шуйского с народом.

Причины смуты и « настроения» в Московском государстве автор повести усматривает в пагубном правлении Бориса Годунова , который злодейским убийством царевича Дмитрия прекратил существование рода законных царей московских.

Повесть затем была переработана в « Иное сказание». Она написана в традиционной книжной манере.

Противостоят повести, отрицают интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоёв населения.

«НОВАЯ ПОВЕСТЬ О ПРЕСЛАВНОМ РОССИЙСКОМ ЦАРСТВЕ».1610-1611

Повесть обращалась к людям, звала к активным действиям против польских захватчиков.

Резко обличала предательскую политику боярской власти, кот. превратилась в домашнего врага. Разоблачались польских магнатов и их главаря Сигизмунда 3.

Идеал патриота - патриарх Гермоген.

В повести отсутствуют исторические экскурсы, она наполнена злободневным материалом. Деловая энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом.

« СКАЗАНИЕ « АВРААМА ПАЛИЦЫНА.

Сказание состоит из ряда самостоятельных произведений:

1. Исторический очерк о событиях от смерти Грозного до воцарения Шуйского.

2. Описание осады Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев.

3. Последние месяцы правления Шуйского.

В произведении даётся изложение исторических событий 1584-1618.

Ценность составляет его фактический материл с изображением героических ратных подвигов крестьян монастырских сёл.

В целом же « Сказание» - эпическое произведение, но в нём использованы драматические и лирические элементы. В ряде случаев Авраамий прибегает к манере ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь.


52. Эволюция развития жанра жития в 17 веке. « Житие Юлиании Лазаревской».

В 17 веке житие постепенно переходит в бытовую повесть , а затем в автобиографическую исповедь. Каноны жития разрушаются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды.
« ПОВЕСТЬ О ЮЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ»-1-я в лит-ре биография женщины-дворянки. Написал это житиё её сын, это произведение вошло в 51 список и было составлено 2 редакции.

Житие фактически носит светский характер.

Повесть изображает положение замужней женщины в большой дворянской семье , её бесправие и многочисленные обязанности.

Она утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни, служения людям.

Здесь ещё не полностью отошли от агиографической традиции, с ней связано начало повести.

Юлиания Лазаревская - олицетворение доброты, терпения, желания помочь близким. Она так много трудится, что ей даже некогда ходить в церковь. Образ Юлиании Лазаревской не идеален; это женщина, окружённая бытом и рядовыми сложностями.

Традиционные мотивы религиозной фантастики: бесы хотят убить Юлианию. но вмешательство святого Николая спасает её.

Переплетены элементы бытовой повести с элементами житийного жанра, но преобладают повествовательные бытовые элементы.

Интерес к частной жизни человека, его поведению в быту.
53. Воинская повесть . « Поэтическая повесть об осадном сидении донских казаков».

Жанр воинской повести в 17 веке претерпевает изменения, подвергается демократизации. Исторические факты вытесняются художественным вымыслом, большую роль начинают играть занимательный сюжет, мотивы и образы устного народного творчества.



« ПОВЕСТЬ ОБ АЗОВСКОМ ОСАДНОМ СИДЕНИИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ».

Возникла в казачьей среде, запеч. самоотверженный подвиг смельчаков, кот. захватили в 1637 турецкую крепость Азов. сумели отстоять её в 1641 от превосходивших сил врага.

Гипотеза, что автором был есаул Фёдор Порошин, кот сам участвовал в событиях.

Жанру деловой письменности он придал яркое поэт. звучание : широкое использование казачьего фольклора, а также правдивое и точное описание самих событий.

Прощание казаков - самое поэт. место повести.

Герой повести небольшой коллектив.

Религиозная фантастика служит здесь лишь средством возвеличения патриотического подвига защитников Азова.

Традиционные картины боя , взятые автором повести из повестей о Мамаевом побоище, « Повести о взятии Царьграда», сочетаются с обильным введением в повествование казачьего фольклора.

В повести выражено стремление создать образ массы, передать ее чувства, мысли и настроения.

В конце 17 века сюжет превращается в сказочную « Историю об Азовском взятии и осадном сидении от туркского царя Брагима донских казаков».



54. Особенности жанра бытовой повести. « Повесть о Горе и Злосчастии»

Процесс побуждения сознания личности находит отражение в новом жанре - бытовой повести(2-я половина 17 века).

Новый тип героя , заявившего о себе как в жизни, так и в лит-ре .

Здесь- борьба старины и новизны, кот пронизывала все сферы общественной и личной жизни.



« ПОВЕСТЬ О ГОРЕ И ЗЛОЧАСТИИ».

Центр. тема повествования - трагическая судьба молодого поколения , старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

Вступление - библейский сюжет об Адаме и Еве в новой трактовке: причина преступления ч-ком заповеди и смирения в нём самом, а не в потусторонних сил.

В литературу на смену исторической личности приходит вымышленный герой , в характере которого типизированы черты целого поколения переходной эпохи.

Образ Горя олицетворяет трагическую участь, судьбу, долю человека.

Молодец расплачивается за свою непокорность . Освещённому веками бытовому укладу он не может противопоставить ничего, кроме своего стремления к свободе.

2 миропонимания: родителей и « добрых людей»- большинства, придерж. домостройной морали, с другой стороны- Молодца, стремление нового поколения к свободе.

Это светская бытовая биографическая повесть.

Присутствуют : поэтика фольклора, его образная система, форма былинного стиха.
55. « Повесть о Фроле Скобееве».

Герой - бедный дворянин Фрол Скобеев уже беззастенчиво попирает этические нормы, добиваясь личного успеха в жизни : материального благополучия и прочного общественного положения.

Для него не существует ничего святого, кроме веры в силу денег. Он покупает совесть мамки, соблазняет дочь богатого стольника Аннушку, затем похищает с её согласия, вступает с ней в брак.

Повесть отразила начало процесса слияния бояр-вотчинников и служилого дворянства в единое дворянское сословие., процесс возвышения дьяков и подьячих.

Религиозные мотивы занимают в повести скромное место.

Примечателен образ Аннушки, которая заявляет о своих правах, выбирать себе суженного смело нарушает традиции, активно участвует в организации побега из родительского дома.

Автор повести подьячий мечтает, подобно своему герою, выйти в люди. Об этом свидетельствует повести, пересыпанный канцеляризмами. эти обороты перемежаются с архаическими выражениями книжного стиля и просторечиями, ос. в речах героев, а также варваризмами, хлынувшими в то время в язык.
56. « Повесть о Савве Грудцыне».

Примыкает к « Горю И Злосчастию»(70-е годы). В ней также рассказывается о взаимоотношениях двух поколений, противопоставляются 2 типа отношений к жизни.

Основа сюжета - жизнь купеческого сына Саввы Грудцына.

Здесь упомянуты ист. личности: царь Михаил Фёдорович, воевода Шеин, сотник Шилов, сам герой - ист лицо.

Главное место в повести занимают картины частной жизни.

Центральное место отводится любовной интриге, первые попытки изобразить любовные переживания ч-ка.


Идейно-художественная функция беса в пр-ии такая же, что и Горя ( см. выше).Он выступает воплощением судьбы героя и внутренней смятённости его молодой и порывистой души. Образ беса близок народной сказки.

Победа Саввы над вражескими богатырями изображена в героическом былинном стиле. А его победа в поединке с вражескими» исполинами» поднимается до значения нац. подвига.

Царская служба рассматривается бесом как средство достижения Саввы перехода в служилое дворянское сословие.

Автор сочетает приёмы народной эпической поэзии со стилистическими приёмами воинских повестей.

Новаторство сост. в попытке изобразить обыкновенный ч-ий характер в обыденной бытовой обстановке, раскрыть сложность и противоречивость характера, показать значение любви в жизни человека.

57. Сатирические повести. « Повесть о Шемякином суде».

Одним из примечательных явлений лит-ры 2-й половины 17 века явл. оформление и развитие сатиры как самостоятельного худ. жанра. Появление демократической сатиры явилось следствием активного участия демократических слоёв посадского населения в классовой борьбе. Задачам этой борьбы и была подчинена сатира.

Сатирическому обличению подвергались самые существенные стороны жизни феодально-крепостнического общества: несправедливый и продажный суд; социальное неравенство; безнравственная жизнь монашества и духовенства и многие другие.

Обличению системы судопроизводства, опиравшейся на Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года, посвящены повести о Шемякином суде и о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове.
«Повесть о Шемякином Суде».

Объект сатирического обличения - судья Шемяка, взяточник.

Прельщённый возможностью богатого «посула», он казуистически толкует законы.

Решение суда ставит в смешное положение и богатого крестьянина, наказанного за свою жадность, и попа, оказывающегося в положении обманутого мужа.

Над миром жадности, корысти, судебного произвола торжествует бедняк. Благодаря своему уму и находчивости «убогий» добивается оправдания на суде.

Так в повести бедняк торжествует над сильными мира сего, «правда» торжествует над кривдой благодаря ошибке лихоимного судьи.

Художественный строй повести определяется русской сатирической народной сказкой о неправедном судье и волшебной сказкой о «мудрых отгадчиках». Характерна быстрота развития действия, неправдоподобное нагнетение преступлений, которые совершает «убогий», комизм положения, в котором оказываются судьи и истцы.

Внешне беспристрастный тон повествования в форме «судебной отписки» лишь заостряет сатирическое звучание повести.


58. «Повесть о Ерше Ершовиче». Формы и приёмы сатиры.

Ярким сатирическим изображением практики воеводского суда, введённого в 60-80 годах 17 века, является «Повесть о Ерше Ершовиче», дошедшая до нас в четырёх редакциях.

Повесть посвящена изображению одного из характерных явлений своего времени - земельной тяжбы, которую ведут крестьяне Лёщ и Голавль и лихой человек, боярский сын Ёрш.

Лёщ и Голавль предъявляют свои исконные права на владение Ростовским озером, насильственно отнятым у них Ершом, о чём и бьют они великим судьям.

Отвергая предъявленный иск, Ёрш не только пытается доказать законность своих прав на владение захваченными землями, но и предъявляет встречный иск, заявив, что Лещ и Голавль были у его отца в холопах. Однако допрос свидетелей устанавливает виновность Ерша. Суд приговаривает Ерша «казнить торговою казнию».

Повесть обличает хитрого, пронырливого и наглого «ябедника» Ерша.

В то же время автор повести показывает превосходство Ерша над неповоротливостью и жадностью его судей.

Разоблачается в повести и система подкупа, царящая в суде.

Повесть представляет собой первый образец литературной иносказательной сатиры, где действуют рыбы в строгом соответствии со своими рыбьими свойствами, но их отношения - это зеркало отношений человеческого общества.

Характерные черты:


  • использование образов народной животной сказки

  • форма делового документа усиливает сатирическое звучание

  • строгое соблюдение формул канцелярского языка

  • сатирическая выразительность повести


59 Антицерковная сатира. «Калязинская челобитная», «Притча о бражнике».

Большое место в сатирической литературе 17 века занимает антицерковная литература.



«Калязинская челобитная» - яркий обличительный документ, изображающий быт и нравы монашества. Осмеивается сытая и разгульная жизнь монахов. Они удалились от мирской суеты, чтобы вести неправедный образ жизни.

Калязинский мужской монастырь - объект сатирического обличения. Это позволяет автору указать на типичные черты жизни русского монашества 17 века.

В форме слёзной челобитной жалуются монахи архиепископу Тверскому и Кашинскому Симеону на своего нового архимандрита.

Норма жизни иноков - пьянство, чревоугодие и разврат, а не пост и молитва. Поэтому и возмущены монахи своим архимандритом, которые круто меняет заведённые ранее порядки и пытается внести устав правильного ведения монашеской жизни.

Он блюдёт их нравственность, запрещает винокурение и пивоварение, которым занимаются монахи в целях добычи средств.

Обличается и формальное благочестие монахов, которые недовольны тем, что их заставляют ходить в церковь и творить молитвы.

Жестокий, жадный и корыстолюбивый архимандрит является также объектом обличения повести. Он вводит в монастыре систему телесных наказаний, морит монастырскую братию голодом в наказание.

Стиль:


  • Основное средство сатиры - язвительная ирония, скрытая в слёзном плаче монахов.

  • афористичность (насмешка часто выражена в форме народных рифмованных прибауток)

«Притча о бражнике». Построена на антитезе: бражник и пребывающие в раю «святые».

Эта повесть показывает нравственное превосходство пьяницы над «праведниками».

Райского блаженства удостоены:


  • трижды отрекавшийся от Христа апостол Пётр

  • убийца первомученика Стефана апостол Павел

  • прелюбодей царь Давид

  • грешник из ада царь Соломон

  • убийца-святитель Николай.

Им противопоставляется «бражник», и он превосходит их в нравственном плане, он уличает их в преступлениях, а сам он никаких преступлений не совершал.

В забавной шутке, сказочной ситуации звучит гневная сатира на церковь и церковный догмат почитания святых.
35. .Новгородская областная лит-ра. « Повесть о путешествии архиепископа Иоанна в Иерусалим».

В 14-15 вв. Новгород был крупнейшим полит. , эк. и культурным центром северо-западной Руси., типичной феодальной республикой.

Там складываются 2 своеобразные партии: московская( « чёрные люди» -крестьяне - за присоед. К Москве) и литовская( боярская торговая олигархия, ориент на Литву).

Летопись-древнейший памятник.

По поручению Ефимия 2 в 1432 создаётся Софийский временник, в кот. Новгород признан центром истории Руси.

В повести включались историко-легендарные повествования.

« Хождение Стефана Новгородца»( первое в лит-ре путешествие мирянина, цель-торговля)-развивается жанр путешествия.

« Послание новгородского архиепископа Василия к тверскому епископу Фёдору о земном рае».

Помещ. В « Первой новгородской летописи».1347.Доказывает существование на востоке, за морем, « земного рая».

«ПОГВЕСТЬ О ПУТЕШЕСТВИИ НОВГОРОДСКОГО АРХИЕПИСКОПА ИОАННА НА БЕСЕ В ИЕРУСАЛИМ». Посвящена прославлению святости новгородского архиепископа.

Основу её сюжета составляет типичный для средневековой лит-ры мотив борьбы праведника с бесом.

В фантастическом сюжете нетрудно обнаружить реальные черты быта духовенства.

Мотив использован Н. В. Гоголем в повести « Ночь перед рождеством».
36. « Повесть о новгородском белом клобуке».

Состоит из 3-х частей. Первая-история возникновения клобука.

Константин нарёк Сильвестра папой, подарил ему клобук, пред в распоряжение Рим, основав новую столицу Константинополь.

2 часть- переход к из Рима в Константинополь. По грозному повелению ангела нечестивый папа вынужден отправить к в Царьград, к патриарху Филофею.

3-я повествует о переходе к из Византии в Великий Новгород. Филофей вынужден отправить белый к в Новгород , поск. Он считается центром святой Руси.

В Новгороде к с честью встречает архиепископ Василий.

Полагается, что автор-толмач Дмитрий Герасимов.

Историчны в повести лишь отдельные имена: царей Константина, Карула, Иоанна Кантакузина и те, кто указан выше.

Центральное место в повести отведено вымыслу, подчинённому общей историко-философской концепции перехода символа мировой церковной власти-белого клобука, а куда он переходит, сама знаешь из содержания.
61. « Житие протопопа Аввакума». Автобиографизм, язык и стиль.

Аввакум (1621-1682). Перу «оригинального» протопопа принадлежит около 80 сочинений, из низ 64 написаны в условиях последнего, пятнадцатилетнего заточения в земляном срубе Пустозерска на берегу Ледовитого океана, «местом тундряном, студеном и безлесном».

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

«… предлагаю житие свое от юности до лет пятидесяти пяти годов». Он отбирает лишь самые важные, самые главные вехи своей биографии: рождение в семье сельского священника-пьяницы, первые испытания, борьба с Никоном, ссылка, возвращение на Русь и последняя ссылка в Пусторезрск.

Центральная тема жития - тема личной жизни Аввакума, неотделимая от борьбы за « древлее благочестие» против Никоновых новшеств.

На станицах жития во весь свой гигантский рост встает образ незаурядного русского человека, необычайно стойкого, мужественного и бескомпромиссного.

Аввакум - поборник справедливости: он не терпит насилия сильного над слабым. Он заступается за девицу, которую «начальник» пытался отнять у вдовы.

Суров и непримирим Аввакум к своим идейным противникам - Никону и его приверженцам. Используя иронию и гротеск, он создает их яркие сатирические образы. На первый план выдвигается лицемерие и коварство Никона.

Обличает Аввакум сребролюбие никонианского духовенства: дьяк тобольского архиепископа Иван Струна за полтину оставляет безнаказанным «грех» кровосмесительства.

Аввакум в житии изображает и представителей светской власти. Один из них избивает протопопа в церкви.

Обличая представителей церковной и светской власти, Аввакум не щадит и самого царя, хотя царскую власть он считает незыблемой.

Если Аввакум непримирим и беспощаден к своим противникам, то он ласков, чуток и заботлив по отношению к своим сподвижникам, к своей семье. Он образцовый семьянин.

Наиболее значителен в житии образ спутницы жизни Аввакума, его жены Анастасии Марковны. Безропотно идет она вместе с мужем в далекую сибирскую ссылку: рожает и хоронит по дороге детей, спасает их во время бури, за четыре мешка ржи во время голода отдает свое единственное сокровище - московскую однорядку. Она помогает мужу морально переносить все невзгоды, которые обрушивает на него жизнь.

Аввакум стремиться подчеркнуть неразрывную связь бытового уклада с церковью. Страстная защита «древлего благочестия» превращает житие в яркий публицистический документ эпохи. Не случайно свое житие протопоп начинает с изложения основных положений «старой веры».



Жанр и стиль жития. Житие Аввакума - это первая в истории нашей литературы автобиографическая повесть-исповедь, в которой рассказ о злоключениях собственной жизни сочетается с гневным сатирическим обличением правящих верхов, с публицистической проповедью «истинной веры». Переплетение личного и общественного превращает житие из автобиографичного повествования в повествование социальной и общественно-политической жизни своего времени. Житие вбирает в себя и этнографические описания далекого сибирского края, его рек, флоры и фауны.

С традиционными формами агиографической литературы житие связывает немногое: наличие вступления, ссылки на авторитет «отцов церкви», присутствие религиозной фантастики, использование ряда образно-изобразительных средств агиографической литературы - например, олицетворением судьбы выступает корабль, а жизнь человеческая уподобляется плаванию.

Религиозная традиционная фантастика под пером Аввакума приобретает реальные бытовые очертания.

Новаторство жития Аввакума особенно ярко обнаруживается в его языке и стиле. Он пишет русским природным языком.

В стиле жития протопоп использует форму сказа - неторопливого рассказа от первого лица, обращенного к старцу Епифанию. Его житие состоит из ряда искусно нарисованных правдивых драматических сцен, построенных всегда на острых конфликтах: социального, религиозного или этического порядка.

Рассказчик любит забегать вперёд, возвращаться к ранее сказанным вещам, но не следит за хронологией. А использует народные пословицы, поговорки, каламбуры, в кот можно заметить иронию.




63, 64 Симеон Полоцкий1629-1680. Комедия « Притча о блудном сыне».

Белорус по национальности, он получил крутое образование в Киевско-Могилянской академии.

Свою деятельность он посвятил борьбе за просвещение.

Одно из любимых занятий Симеона было « рифмотворение» , те поэт литературная деятельность .

Начало его лит деятельности относится к периоду его пребывания в академии . Там он пишет кучу всякого ...: элегии, сатирическую поэму, направленную против шведского короля Густава-Адольфа, пишет на украинском, белорусском, польском языках.

В Москве только по-русски, наивысшый расцвет.

СИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИХ Полоцкого формировался под воздействием польского и украинского стиха.

Он выступает в качестве 1-го придворного поэта, создателя панегирических торжественных стихов, явившихся прообразом оды.

В центре пан виршей-образ идеально просвещённого монарха.

Сюда он включает имена античных богов и героев: Феб златой, лоно Зевса и т д.

Особенности стиля Полоцкого - типичное проявление литературного барокко. Все панегирические вирши (800 стихов ), стихи на различные случаи придворной жизни были объединены им в « Рифмологион».1679-1680.

2957 виршей различных жанров: подобия, образы, присловия, толкования и т д.

Ставит вопросы моральные, стараясь дать обобщенные образы девы(« Дева»), («Вдовство»), рассм вопросы женитьбы, достоинства, чести.

САТИРА ОБЛИЧЕНИЯ - носит обобщённо-моралистический характер, абстрактный.

Лучшие пр-ия: « Купецтво»и « Монах».В 1-м перечислены 8 грехов купечества: обман, ложь, ложная клятва, воровство, лихоимство. Во 2-м- сначала об идеале монарха, затем приступает к обличительству.
62. Повесть «О Бове Королевиче».

В 17 веке через белорусские переводы становятся известны у нас рыцарские западноевропейские романы.

При переводе - теряют свою куртуазность, подвергаются значительной русификации.

В этом отношении примечательна повесть «О Бове Королевиче», восходящая к франц. Рыцарскому роману.



Характерные особенности:

  • занимательный авантюрный сюжет

  • сюжет близок к волшебной сказке

  • образ главного героя близок к образам народного героического эпоса (Бова храбр, честен, он поборник правды и справедливости, борется за православную христианскую веру с царём Салтаном. Обладает огромной физической силой и красотой подобно русским героям.)

  • Противник Бовы Лукопер характеризуется теми же чертами врага, что и в народной эпической поэзии.

  • Много сказочных мотивов

  • В повествовании много элементов чисто русского быта.

Таким образом, западноевропейский роман при переводе утратил черты своего оригинала и стал достоянием древнерусской литературы и устного народного творчества.
65. Начало русского театра. Репертуар театра 1672 года.

В последней трети 17 столетия возникает первый в России придворный театр, существование которого дало толчок становлению и развитию нового вида литературы - драмы.

Инициатива создания театра принадлежала главе Посольского приказа Артемону Сергеевичу Матвееву (выдающ. Гос. Деятелю)

Падкий на всякого рода увеселения, царь Алексей Михайлович одобрил инициативу Матвеева и весной 1672 года началась деятельная подготовка к организации первого театра.

Для будущего театра в мае 1672 г. стали приспосабливать чердак дома боярина Милославского. Первый театр стали спешно сооружать в подмосковной резиденции царя селе Преображенском.

Из «разных чинов служилых и торговых иноземцев дети» стали набирать труппу актёров в составе 60 мужчин.

Все работы по организации театра велись под наблюдением Матвеева. Денег не жалели: пышно отделывался интерьер, шились богатые костюмы для актёров, лучшие живописцы трудились над декорациями.

Открытие театра - 17 октября 1672 г. Первое представление. Присутствовал царь и вся свита.

Зимой 1673 г. театр продолжал свою работу в новом помещении над Аптекарской палатой Кремля.



Репертуар:

Обширный. Первое место - инсценировки библейских сюжетов: «Юдифь», «Жалостная комедия об Адаме и Еве», «Комедия о Давыде с Голиафом».

Кроме того, в репертуаре театра была пьеса на античный мифологический сюжет: «Комедия о Бахусе с Венусом».
45 ДОПОЛНЕНИЕ:

Переписка Курбского и Грозного. Общие факты.


  • - Князь Андрей Курбский защищал права и привилегии боярства.

Его послания отличались - краткостью, чёткостью, стройностью композиции, ораторской напряжённостью.

  • - Царь Иван Грозный отстаивал идеи неограниченной самодержавной власти. Его послания и торжественны и скорбны, и ироничны и раздражительны.

2 послания царя:

1564 год - в ответ на послания Курбского

1577 год

1-ое послание Курбского (написано в ссылке в Польско-Литовской земле, в Вольмере, граде короля Августа Сигизмунда).

Обвиняет царя в том, что тот обвинил православных в измене, чародействе. Обвиняет его за то, что тот губит князей, которые столько для него сделали.

« Какого только зла и гонения от тебя не претерпел».

« Всего лишился и из страны сбежал, напрасно принуждённый тобою».

« И воздал ты мне злом за добро, за любовь мою - непримиримой ненавистью.

Ответ Грозного (Москва, 5 июля 1564):

Говорит о происхождении самодержавия (от царя Владимира, просвятившего Русь крещением).

Обвиняет Курбского в отступничестве от честного креста господня, в служении врагам христианства, в изменническом желании быть ярославским князем. Как бы Курбский отверг свою единородную душу.

Грозный назвал это крепким наставлением («Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься?!»)



Ответ Курбского:

Назвал письмо Грозного «широковещательным и многошумящим». Говорит, что не подобает мужам благородным ругаться как холопам. Постыдно из уст такого человека слышать слова бранные и язвительные (это не по-христиански).

Курбский решает возложить надежды только на бога.

Ответ Грозного (из Вольмера с посланником князем Александром Полубенским, написано в Ливонской земле 1577 года.)

Разозлён тем, что Курбский обвинил его в растленном уме. «Сколько напастей, сколько оскорблений я от вас испытал».



Обвинил Курбского в том, что бояре отняли у него молодую жену.

Призвал его заглянуть внутрь себя и самому раскрыть содеянное им.....


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
1. Возникновение Древнерусской литературы
710.41kb.
Реферат с оискателя Боброва Г. по теме : Возникновение и развитие
487.03kb.
Проведен обзор зарубежной и отечественной литературы по менеджменту и психологии по проблематике сопротивления организационным изменениям
65.58kb.
Ника-музей: опыт внедрения и рекомендации создания в музеях учетных баз данных
80.5kb.
«Кто ест лук, тот избавлен от вечных мук» (русская пословица) Е. В. Сухова, профессор, доктор медицинских наук
98.54kb.
Вопросы по судебной медицине для зачета
46.91kb.
Программа дисциплины история литературы Великобритании и США направление 620100 (031202. 65) «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
315.15kb.
По формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности по предмету через применение технологии
456.94kb.
Возникновение и развитие жизни на Земле
53.32kb.
Время свободы нашей
40.12kb.
Приведены интер­нет-адреса российских и зарубежных изда­тельств математической литературы и пери­одики, ссылки на реферативные базы данных, адреса российских и зарубежных математи­ческих обществ
384.03kb.
Вопросы к экзамену по философии для студентов ифмиэо 2013/2014
11.81kb.