Главная страница 1

3. Культура Древнего Египта

Приблизительные временные рамки существования египетской цивилизации – с 3100 года до н.э. до нашей эры.

Культура Древнего Египта религиозная, языческая, пантеон насчитывает свыше 2000 богов. Основные ценности персонифицированы в образе богов.

Главный бог государственного культа Амон-Ра – бог солнца: могучий, воинственный, беспощадный к врагам. Фараон – сын Амона-Ра, воплощает в себе его качества: могучий, воинственный, беспощадный к врагам.

Власть в Египте обожествлялась, фараон был богом на земле. Фараон как и Амон-Ра отвечает за благополучие и процветание Египта. У фараона должно быть множество детей (доходило до 200) – тогда и египетская земля будет плодородной. Функционирование ирригационного сельского хозяйства в Египте невозможно без сильной централизованной власти в лице фараона – сына главного египетского бога.

Памятники искусства, подтверждающие эту идею – пирамиды, сфинкс, колоссальные статуи фараонов (20 метров высотой из «вечного» гранита)

Любимый бог египтян – Осирис: добрый, справедливый. Он был первым царём Египта, научил египтян возделывать землю и разводить скот. Его жена – Исида: олицетворение самой сильной любви, побеждающей смерть (силой своей любви она оживила убитого Осириса). Их сын Гор: защитник слабых, бесстрашный борец за справедливость (он отомстил за смерть своего отца). Египтяне создали удивительную модель семьи: семьи были крепкими, муж должен называть жену «о, возлюбленная сестра моя». Положение женщины в обществе было очень высоким: женщина могла работать, сделать карьеру жрицы или придворной дамы, могла выступать свидетелем или ответчиком в суде.

Памятники искусства, подтверждающие эту идею – скульптурные группы, изображающие любящих супругов и их детей – хранятся в Каирском национальном музее.

Осирис – бог загробного мира, олицетворение идеи вечной загробной жизни и загробного воздаяния: в рай попадал тот, кто в жизни совершал добрые поступки – дал одежду голому, накормил голодного, перевёз через Нил того, у кого нет лодки. Маат – богиня справедливости. Принцип Маат: кто в жизни совершал плохие поступки, того на загробном суде Осириса съест крокодил – и никакой загробной жизни. А в раю – вечная жизнь, полная блаженства. А земная жизнь – конечная.

Памятники искусства, подтверждающие эту идею: пирамиды, несметное количество гробниц, большое количество заупокойных храмов.

Тот – бог мудрости, научивший египтян писать и читать. Уважение египтян к наукам. Писец – одна из самых престижных профессий (ещё престижными были жрецы и генералы).

Памятники искусства, подтверждающие эту идею: многочисленные папирусы с научными и литературными текстами (например, «Московский математический папирус» - хранится в музее им.Пушкина). Достижения египтян в медицине, геометрии и алгебре, астрономии – легли в основу развития этих наук.

14-й век до н.э. – правление фараона-еритика Эхнатона. Его считают первым пророком. Эхнатон попытался провести ряд реформ, фактически отменив многобожие и установив культ одного бога – Атона. Атон – бог солнца, но не воинственный, а ласковый. Он любит каждого человека: солнце изображалось с лучами, направленными к людям, а на конце каждого луча – ладошка, ласкающая человека. Изображения фараона того периода – не изображения могучего воина, а изображения нежного мужа и любящего отца.

Памятники искусства: искусство эпохи Эхнатона называется «амарнским». Попытка сломать традиционные художественные каноны. Реалистичное изображение растений и животных – впервые появляется жанр пейзажной живописи. Самый известный памятник – голова царицы Нефертити, жены Эхнатона. В Каирском Национальном музее: скульптуры Эхнатона (с вытянутым черепом, округлыми бёдрами, плавными линиями), фрагменты росписи амарнского дворца (реалистичный пейзаж с камышом и болотными птицами).



Ни простой народ, ни знать, ни жречество оказались не готовы к подобным реформам. После 17 лет правления Эхнатона реформы прекращены, совершён возврат к прежней религии и прежним художественным канонам, хотя и обогащенным достижениями амарнского «реализма»: архитектура становится более декоративной, наступает период очередного расцвета древнеегипетского искусства: большой гипостильный зал Карнакского храма – самый большой колонный зал мира, 136 колонн высотой более 20 метров в виде бутонов или распустившихся цветов лотоса.

Египетская культура – традиционна. Египетская культура погибла под давлением извне – слишком много появилось сильных государств, желавших захватить богатую, плодородную, благодатную египетскую землю.



Смотрите также:
3. Культура Древнего Египта Приблизительные временные рамки существования египетской цивилизации с 3100 года до н э. до нашей эры
28.24kb.
Тема: Краткий экскурс в алхимию
61.7kb.
Вопросы к курсу «история древнего востока» для вечернего отделения искусствоведения I курса Исторического факультета мгу
27.33kb.
Украшение в жизни людей древнего Египта
64.12kb.
«Декор в жизни древних обществ. Костюм Древнего Египта»
76.09kb.
Традиция отмечать начало нового года уходит своими корнями в далекое прошлое. У древних народов празднование Нового года обыкновенно совпадало с началом весны и полевых работ
70.9kb.
Британский музей
84.32kb.
Аббевильская (шелльская, древнеашёльская) культура археологическая культура раннего (древнего) палеолита (приблизительно 1500-300 тыс лет назад) на территории Европы, Африки, Южной и Юго-Западной Азии
8.85kb.
Дидактический материал. Для группы «Зоологов» Задание 1
26.53kb.
1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй
2738.06kb.
История ландшафтного дизайна Древнего Египта
22.79kb.
Документ 68. Истоки цивилизации
176.26kb.