Главная страница 1

Тезисы
1).Название работы:

Антропонимика в пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»


2).Участник: ученица 10-а класса 261 гимназии Салтан Наталия
3).Руководитель: кандидат пед. наук, учитель литературы Алексеева Надежда Андреевна
4).Обоснованность выбора темы:
Пьеса А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», признана одной из наиболее популярных в области драматургии пьес А.Н. Островского. Ее антропонимы поражают поэтичностью. Они приобретают обобщенно-символическую окраску, занимая ведущую позицию в вербальном воплощении художественной концепции произведения, в решении индивидуально-эстетических задач. Имена персонажей участвуют в раскрытии смысла пьесы, выступают в качестве ключевых слов в сложной композиции текста.

В этой связи актуальна постановка вопроса о своеобразии антропонимической системы пьесы А.Н. Островского.

Актуальность выбранной темы также обусловлена тем, что современные читатели, разбирая художественные произведения, не обращают внимания и не задумываются над значением имен героев. Часто имена не раскрываются до конца, в то время как они несут глубокий смысл для понимания произведения. Важно, также отметить, что анализ библиографических источников, посвященных исследованию антропонимики пьес Островского, показал, что недостаточно много уделяется внимания наблюдению над антропонимами пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», в отличие от таких пьес, как «Гроза», «Бесприданница». Именно поэтому мною была выбрана тема исследования «Антропонимика в пьесе А.Н. Островского “На всякого мудреца довольно простоты”».

Цель исследования – проанализировать значение имен героев пьесы А.Н. Островского и выявить, как они влияют на понимание смысла произведения.


5).Цель, задачи и методы исследования:
Цель исследования – проанализировать значение имен героев пьесы А.Н. Островского и выявить, как они влияют на понимание смысла произведения.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

дать понятие «антропонимика»;

рассмотреть средства антропонимики, способы и приемы создания и подачи литературного антропонима;

проанализировать связь антропонимической системы пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» с системой ее образов;

сопоставить характер героя с его именем и речью;

сопоставить значение имен героев в различных словарях.

Материалом исследования послужили имена персонажей, извлеченные из пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

На разных стадиях исследования применялись традиционные в лингвистике и ономастике способы (наблюдение, лингвистическая интерпретация) и методы исследования, в том числе описательный, сравнительно-сопоставительный, этимологический. Их использование продиктовано целью работы и характером интерпретируемого материала. Из общенаучных способов активно использовался прием наблюдения.

6).План работы:


1. Введение
2.Антропонимика и способы номинации в пьесах А. Н. Островского
3.Пьеса А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»: история создания, сюжет, композиция
4.Антропонимика в пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»
5.Заключение
6.Список литературы

7).Основные выводы по работе:


Рассмотрев антропонимику пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты», были сделаны следующие выводы:
Антропонимика – это раздел ономастики (наука о именах), изучающий происхождение, изменение, географическое распространение собственных имен людей.
Онимическая лексика предоставляет богатейшие возможности для исследования способов индивидуально-авторской организации вымышленных имен персонажей.
В художественном тексте номинативный процесс, прежде всего, ориентирован на читателя, поскольку жизнь произведения в большей степени зависит от восприятия читающей личности, от того насколько понятен и доступен смысловой потенциал созданного имени. Следовательно, имя, как элемент текста, проецируясь на сознание воспринимающего субъекта, способно стать катализатором смыслообразующего процесса, результатом которого оказывается понимание произведения, то есть его смысловое воссоздание.
Задача писателя состоит в том, чтобы назвать этих героев таким именем, посредством которого персонаж в сознании читателя будет связываться с определенным словесным портретом, чертами характера, поступками, мыслями, своеобразной речью.
Изучение антропонимики произведения позволяет понять характер героев.
Большинство героев пьесы Островского имеют говорящие фамилии.

Результаты анализа фактического материала показывают, что А.Н. Островский бережно относился к имени, чувствуя его потенциальные возможности и скрытые резервы, которые можно использовать, обыграть, заставить в том или ином контексте отражать актуальную идею.


Не всегда значение имени совпадает с особенностями характера героев, иногда именно на контрасте Островский выделял особо важные грани человеческой натуры.

Разнообразные способы интерпретации онимической лексики подтвердили: А.Н.Островский создал свой тип антропонимической системы.

В ходе выполнения моей исследовательской работы, сравнивая значение имен и характеры героев, я поняла, насколько тесно они взаимосвязаны в большинстве случаев. Это помогло мне глубже понять произведения. Написание работы обогатило мой культурный уровень, вызвало во мне интерес к более тщательному изучению и анализу, прочитанных произведений художественной литературы.

8).Информационные источники:

Горбачевский М. В мире имен и названий. - М.:3нание, 1987.

Ивашко В.А. Как выбирают имена. - Минск: Вышэйшая школа, 1988.

Имя-судьба. - М.: Современный писатель, 1993.

Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М.: Школа-пресс, 1993.

Островский А.Н. Записки замоскворелого жителя. – М.: Правда, 1987

Островский А.Н. На всякого мудреца довольно простоты. – М.: Аст, 2007

Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Екатеринбург: Урал-Советы, 1994

Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. - М.: Просвещение, 1975.

Ревякин А.И. Островский. – М.: Учпедгиз, 1949.

Русские имена. Народный календарь. - Архангельск, 1993.

Русская ономастика и ономастика России. - М.: Школа-пресс, 1994.

Словарь русских личных имен. - М.: Школа-пресс, 1995.

Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. - Л., 1991.

Суперанская А. В. Как вас зовут? Где вы живете? - М.:Наука, 1964.

Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии.-М.:Наука, 1981.

Тайна имени. -1.-Харьков, 1994.

Тайна имени - 2.-Харьков, 1995.

Унбегаун Б.О. Русские фамилии. - М.:Прогресс, 1989.

Федосюк Ю. Русские фамилии. - М.: Дет. литература, 1972.

Характер и имя. - М.:Библиополис, 1992.

Хигир Б.Ю. Тайная власть имени. - М.:ФАИР, 1995.

Холодов Е. Мастерство Островского. – М.: Искусство, 1967

Что ты знаешь о своем имени? - Екатеринбург, 1992.

Щетинин Л.М. Русские имена. -Ростов-на-Дону, 1975.



Успенский Л. Ты и твое имя. – Л.: Лениздат,1962



Смотрите также:
Антропонимика в пьесе А. Н
53.01kb.