Главная страница 1

Даниэл Белл - американский социальный философ, социолог и футуролог.

Даниел Белл родился 10 мая 1919 в Нью-Йорке. Родился Белл в Бруклине, том районе Нью-Йорка, где селились нищие иммигранты из Восточной Европы. С 13 лет Даниел оказался в рядах социалистического движения. Его образование ограничивалось Сити-колледжем, но, тем не менее, в конце 30-х годов он вошел в круг избранных нью-йоркских интеллектуалов левой ориентации, а после второй мировой войны начал преподавательскую работу в университете. В молодости увлекался «оппортунистической» версией марксистского социализма. В начале 50-х гг. перешел на позиции либерального реформизма, сделался сторонником проведения обширных социальных реформ, стал признанным теоретиком неолиберализма. В середине 70-х гг. Б. примыкает к неоконсерватизму. В последние годы Б. призывает к укреплению политических устоев в духе либерализма, осуждая крайности «консервативного мятежа» против современности.

 Американский философ, футуролог, политолог и социолог, профессор Гарвардского университета, член Американской академии искусств и наук. По окончании учебы преподавал социологию в Колумбийском (1959-1969), а затем в Гарвардском университете (с 1969 по настоящее время). Первая же крупная публикация Белла - книга "Конец идеологии" (The End of Ideology, 1960) - создала ему репутацию одного из ведущих американских теоретиков в области социальных и политических наук. В этой книге он утверждал, что радикальные идеологии, сложившиеся в XIX веке, исчерпали свой ресурс, уже не в состоянии возбуждать политические страсти у своих приверженцев.

Наряду с Артуром Шлезингером-младшим Белл возглавил т.н. «школу консенсуса» – либерально-центристское течение, доминировавшее в интеллектуальной жизни Америки 1950-х годов. Ключевым тезисом этой школы стало утверждение об исчерпанности традиционных политических идеологий. Коммунизму, фашизму и другим «программным» идеологиям Белл противопоставил либеральную приверженность умеренному социальному реформизму, свободному рынку и индивидуальным гражданским свободам. В отличие от либеральных теоретиков националистического склада (таких как Дэниел Бурстейн) или неоконсерваторов (таких как Ирвинг Кристол), Белл не стремился преувеличивать степень культурной однородности американского общества или распространенности ценностей среднего класса.

Белл разработал концепцию «постиндустриального общества», в основе которой лежит интерпретация всемирной истории, рассматриваемой в плане развития технологии и научного знания, как переход от доиндустриального общества к индустриальному и от него — к постиндустриальному.

Согласно концепции Белла, различные сферы жизни общества — технология, социум, политика, культура и так далее — обладают независимой друг от друга логикой развития.

Однако в 70-х годах под впечатлением движения новых левых Белл признал, что его предсказания "конца идеологии" не оправдались, и указал на огромную социальную значимость идеологии, в особенности религии.

В 1960-х гг., возглавил «Комиссию 2000 года» Американской академии искусств и наук, включавшую в себя самых именитых футурологов, где разработал основные теоретические положения современных исследований будущего.

Основные труды: "Новое американское право" (1955 г.), "Конец идеологии. Истощение политических идей в 50-х годах" (1960 г.), "Марксистский социализм в Соединенных Штатах" (второе издание, 1967 г.), "Грядущее пост-индустриальное общество. "Опыт социального прогнозирования" (1973 г.), "Культурные противоречия капитализма" (1976 г.), "Социальные науки после Второй мировой войны" (1982 г.) и др. «Конец Идеологии» и «Культурные Противоречия Капитализма» газета "Таймс" включила в список 100 самых важных книг второй половины ХХ столетия.

Белл считает себя либералом в политике, социалистом в экономике и консерватором в культуре. "Социализм" Белла не идет далее идеи "социального минимума", призванного обеспечить индивидам достойную жизнь и сохранять им самоуважение. Вообще, в экономической области "интересы сообщества выше интересов индивида". И совсем иначе в сфере политики: "индивид, а не группа, должен быть первичной ячейкой политической системы". "Культурный консерватор" Белл верит в преемственность и традицию, считает "принцип авторитета" необходимым в оценке опыта, искусства, образования.



В последние годы Д. Белла занимают этические и нравственные проблемы в контексте социальных трансформаций начала XXI века.



Смотрите также:
Даниэл Белл американский социальный философ, социолог и футуролог
28.19kb.
Реферат по дисциплине "Экономическая история" на тему: «Йозеф Шумпетер выдающийся американский экономист и социолог»
236.45kb.
Социальный диалог как мировая тенденция общественного развития
103.66kb.
Джон Диксон Карр американский классик детективного жанра, 'вечный соперник' великой Агаты Кристи
121.61kb.
Конкурсных заявок по программе «Социальный бизнес»
89.87kb.
Короткие истории из жизни известных химиков
151.13kb.
Основная сцена
109.36kb.
Международный детский проект «мой космический мир»
76.72kb.
Тимофей Михайлович Бондарев русский философ, писатель, который родился около 1820 г. В возрасте 37-ми лет Бондарев был отдан помещиком в солдаты, служил на Кавказе. За свои религиозные взгляды был сослан в Сибирь
7.77kb.
Без религии нравственность невозможна?
77.07kb.
Новгородская боярская республика
45.26kb.
Работа ученицы 10 класса
76.62kb.