Главная |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Математический факультет Кафедра функционального анализа и операторных уравнений Программирование в среде Delphi Часть I Object Pascal Создание консольных приложений для студентов 1-2 курсов д/о математического факультета Составитель О.Б.Садовская Рекомендовано к изданию научно-методическим советом математического факультета Воронежского университета. Протокол № от Данное учебное пособие содержит первую часть курса лекций Программирование в среде Delphi, которая посвящена изучению основ языка программирования Object Pascal на примерах создания консольных приложений. Пособие также содержит задачи для работы студентов на практических занятиях по данному курсу. Delphi – это среда разработки программ, ориентированных на работу в операционной системе Windows. В основе Delphi лежит технология визуального проектирования, которая базируется на идеях объектно-ориентированного программирования. Программы в Delphi пишутся на языке Object Pascal, который является развитием языка Turbo Pascal. Слово “Object” особо подчёркивает, что язык поддерживает концепцию объектно-ориентированного программирования. Программы, работающие в операционных системах семейства Windows, называют приложениями. Основной целью данного курса является обучение созданию оконных приложений с использованием возможностей визуального программирования. Однако Delphi позволяет программисту создавать приложения, в которых для ввода данных в оперативную память используются процедуры read и readln, а для вывода результатов на экран монитора – процедуры write и writeln. Такие приложения называются консольными. Первая часть данного курса лекций посвящена изучению основ языка Object Pascal на примерах создания консольных приложений. Алфавит языка Object Pascal состоит из букв, цифр, специальных символов и неиспользуемых символов. К буквам относятся большие и малые буквы латинского алфавита. При этом Object Pascal не различает одноимённые большие и малые буквы, если только они не входят в символьное или строковое выражение. Буквой является также знак подчёркивания « _ ». К цифрам относятся арабские цифры от 0 до 9 и шестнадцатеричные цифры. Перед шестнадцатеричным числом ставят знак $ . Специальные символы включают в себя разделители, знаки пунктуации, знаки операций и зарезервированные слова. В качестве разделителей можно использовать пробел, управляющие символы (символы с кодами от 0 до 32), комментарий. Комментарием называется любая последовательность символов, заключённая в фигурные скобки: {это комментарий}. Комментарий во время выполнения программы игнорируется, его основное назначение – пояснения к тексту программы. Не следует путать комментарий в фигурных скобках и директивы компилятора, которые начинаются с пары символов {$, рассматриваемых как одно целое. Знаки операций: + – * / = < > <= >= Знаки пунктуации: , . : ; // := .. “ ^ @ $ # ( ) (* *) [ ] (. .) { } Зарезервированные слова нельзя использовать в качестве имён, которые задаёт программист. Примеры зарезервированных слов: begin, end, var, program, uses. Неиспользуемые символы, к которым, в частности относятся буквы русского алфавита, могут быть использованы в комментариях, а также символьных и строковых константах. Идентификаторы (имена) используются для обозначения констант, типов, переменных, процедур, функций, классов, модулей, программ и т.д. Идентификаторы состоят из букв и цифр и должны начинаться с буквы. Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими являются только первые 64 символа. Знак подчёркивания может входить в идентификатор. Специальные символы и неиспользуемые символы не могут входить в состав идентификаторов. Пример правильного идентификатора: pr_1_3. Примеры недопустимых идентификаторов: 5p сумма var sum.6 x 5 Консольное приложение состоит из заголовка (правильного идентификатора) и следующих разделов (структура консольного приложения): Раздел констант начинается словом const, за которым идут конструкции вида <�имя константы> = <�значение>. Константами называют любые неизменяемые в процессе выполнения программы данные.Раздел описания типов начинается словом type, за которым идут конструкции вида <�имя типа> = <�описание>, позволяющие программисту создавать собственные типы.Раздел описания переменных начинается со слова var. Здесь должны быть указаны все переменные, используемые в разделе операторов программы, а также их тип: <�имя переменной > : <�тип>;Раздел описания процедур и функций не выделяется специальным служебным словом, поскольку каждая подпрограмма имеет свой заголовок. Подпрограмма имеет структуру, подобную основной программе.Раздел операторов начинается служебным словом begin и заканчивается словом end, после которого ставится точка – признак конца программы. Раздел операторов содержит последовательность действий, которую должен выполнить компьютер.В Object Pascal любой раздел, кроме последнего, может отсутствовать. В то же время, любой описательный раздел может встречаться несколько раз, при этом порядок следования разделов может быть произвольным. При этом следует руководствоваться правилом: все используемые типы, константы, переменные, функции, процедуры должны быть объявлены или описаны до их первого использования.Типы данных в Object Pascal можно разделить на стандартные и определяемые программистом. Стандартные типы не нужно описывать в разделе type, а можно сразу использовать при описании переменных в разделе var. Имеющиеся в Object Pascal стандартные типы можно классифицировать следующим образом: Простые
Структурированные
-Тип данных определяет множество допустимых значений, которые может иметь тот или иной объект данного типа, а также множество допустимых операций, которые применимы к нему. Кроме стандартных типов есть ещё типы, определяемые программистом. В Object Pascal можно использовать следующие стандартные математические функции: abs(x) – абсолютное значение arctan(x) – арктангенс cos(x) – косинус exp(x) – экспонента frac(x) – дробная часть аргумента int(x) – целая часть аргумента ln(x) – натуральный логарифм pi – число round(x) – ближайшее целое аргумента sin(x) – синус sqr(x) – квадрат аргумента sqrt(x) – квадратный корень trunc(x) – отсечение дробной части вещественного числа В арифметическом выражении сначала вычисляются значения стандартных функций, затем операции умножения и деления ( * , / ), потом операции сложения и вычитания ( + , –). Если в выражении имеется несколько операций с одинаковым приоритетом, то они выполняются слева направо. Если нужно изменить порядок выполнения операций, то следует использовать круглые скобки (действия в скобках выполняются в первую очередь). В консольном приложении ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью стандартных процедур read и readln, а вывод на экран дисплея – при помощи процедур write и writeln. При выполнении процедуры read происходит следующее. Программа приостанавливает свою работу и ждёт, пока на клавиатуре будут набраны нужные данные и нажата клавиша Enter. После нажатия клавиши Enter введённые значения присваиваются переменным, имена которых указаны в процедуре read. Например, то в результате выполнения процедуры read(x, y, z); и ввода с клавиатуры строки 5.25 10 -0.05 переменные будут иметь значения x=5.25 y=10.0 z=-0.05. В отличие от процедуры read процедура readln после ввода всех указанных в процедуре элементов списка ввода осуществляет переход к следующей строке дисплея. Назначение процедуры writeln – выводить информацию на экран. После этого курсор устанавливается в начало следующей строки. Если вы хотите оставить курсор на той же строке после последнего выведенного значения, то нужно использовать процедуру write. Для улучшения внешнего вида выводимых на экран дисплея данных можно использовать формат (описание поля вывода). Рассмотрим пример создания простейшего консольного приложения program p1; {$APPTYPE CONSOLE} uses SysUtils; var x, y, z : real; begin writeln('Enter x,y'); readln(x, y); z:=(2*x–7.5)/(8*y+3.1) – 16.9; writeln(' z= ',z:9:4); readln end. В фигурных скобках содержится директива компилятора, указывающая на то, что создаётся консольное приложение. Компилятор – это программа, входящая в состав среды Delphi и предназначенная для перевода операторов, написанных на языке Object Pascal на язык машинных кодов, понятных процессору. Компиляция программы осуществляется одновременным нажатием клавиш CTRL и F9. Инструкция uses SysUtils означает, что наша программа в процессе своей работы может использовать данные и подпрограммы, находящиеся в стандартном модуле SysUtils. Стандартные модули созданы разработчиками Delphi. следующая страница >> Смотрите также:
Delphi это среда разработки программ, ориентированных на работу в операционной системе Windows
804.07kb.
Интегрированная среда программирования
716.96kb.
Внимание: Если у Вас установлена ос windows 98 Second Edition
27.8kb.
Основаны на операционной системе Microsoft Windows Mobile 0®, которая поддерживает быструю отправку электронной почты беспроводным путем для связи с корпоративными сетями в реальном времени
58.85kb.
Библиотечный модуль печати налоговых документов с двухмерным штриховым кодом pdf417 Версия 9
34.15kb.
Отформатировать многоуровневый список
15.68kb.
«Основные навыки работы в операционной системе mac os»
123.79kb.
1. Цели освоения дисциплины Дать необходимые знания по основам объектно-ориентированного программирования и разработке приложений в среде Windows
151.84kb.
Современные технологии и экологические проблемы современности
209.84kb.
Безопасность
83.83kb.
Применение параллельных программ в научных исследованиях и образовании
58.03kb.
На сегодняшний момент операционная система Windows фирмы Microsoft во всех ее проявлениях, бесспорно, считается самой распространенной операционной системой на пк: в мире более 150 млн
220.42kb.
|