Главная страница 1страница 2страница 3



ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ім. І. І. МЕЧНИКОВА

ІНСТИТУТ ІННОВАЦІЙНОЇ ТА ПІСЛЯДИПЛОМНОЇ ОСВІТИ

Спеціальність: психологія

Курс : ЦЗ ІІПО

ДИПЛОМНА РОБОТА
на тему
ПСИХОЛОГІЯ ЗАЛЕЖНОЇ ПОВЕДІНКИ ТА ПСИХОКОРЕКЦІЯ ЗАЛЕЖНОСТІ


Студента групи ЦЗ: Жогна Юрія Петровича

Науковий керівник: кандидат медичних наук, доцент кафедри клінічної психології

Моховіков О. М. ________________________
Робота допущена до захисту______________

зав. кафедри клінічної психології, кандидат медичних наук,

професор Херсонський Б. Г.

Одеса - 2005


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….......2

  1. Глава. Нейрофизиологические основы активационных процессов

головного мозга и механизмов действия психоактивных веществ…………8

  1. Глава. Нейрохимические основы активационных процессов

головного мозга ……………………………………………………….….…..19

  1. Глава. Феноменология аддикции…………………………………………24

  2. Глава. Психокоррекция зависимого поведения………………….……...34

  3. Глава. Описание эмпирического исследования………………………....39

  4. Глава. Заключение………………………………………………………...48

  5. Литература……………………………………………………….…….…..49

  6. Приложения…………………………………………………………..……51

  7. Рецензия на дипломную работу..…………………………………………54

  8. Отзыв на дипломную работу …………………………….………………56



ВВЕДЕНИЕ

Зависимость, в широком смысле слова - это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Полнота самореализации, в просторечье называемая счастьем, становиться недостижимой целью человека, оказавшегося во власти зависимостей, разнообразие которых поражает воображение. Бесконечный ряд зависимостей включает потрясающее воображение количество форм и состояний. Любая из известных зависимостей, будь то тяжёлая наркомания либо патологическая ревность – лишь различная форма проявления болезни души. Обществу зависимость его членов обходятся значительно дороже, чем самые смертоносные эпидемии и стихийные бедствия.

Согласно данным медицинской статистики, зависимости убивают намного больше людей, чем все войны вместе взятые. Собственно поэтому, вопрос об актуальноcти работы риторичен. Очевидно, что этот вопрос актуализировался с появлением человека на Земле, неотступно и с нарастающей силой сопровождал филогенез человечества и теперь, когда под угрозой вымирания вся популяция человека, он ясно и отчётливо проявился во всех сферах человеческой жизни. И это не удивительно, так как всякая зависимость по своей природе является одновременно и болезнью и грехом, а точнее, грехом , как болезнью души.

Большинство взрослых людей, вне зависимости от их этнической принадлежности, профессионального статуса и уровня благосостояния, имеют травмирующей опыт тяготящей зависимости. Выражаясь точнее, можно констатировать: вряд ли сегодня можно отыскать человека, действительно свободного от уз тех или иных зависимостей. Даже если человек не употребляет наркотики и не разрушает организм, он все равно отыскивает для себя лазейку в круговерти повседневности, через которую «убегает» на время в «альтернативное состояние», будь то азартная игра или будоражащий нервный «экстрим».

История человечества тесно связана с употреблением психоактивных веществ. Во все времена в любом обществе использовались вещества, которые подавляют боль и горе, а также вызывают приятные ощущения. Самыми древними являются вещества, получаемые из растений конопли, опиумного мака и кустов коки. Археологические данные показывают, что коноплю выращивали ещё в 6000 г. до н.э., а религиозное использование конопли в индийских общинах известно примерно с VII в. нашей эры.

Особое место в жизни общества занимает алкоголь. Во многих странах алкоголь является неотъемлемой частью ежедневного рациона, кроме того, он несёт некую церемониальную, ритуальную функцию (МорозовГ.В.,1983). К концу XIX в. злоупотребление психоактивными веществами и наркомания распространились во многих странах, а в настоящее время по оценкам исследователей США и некоторых европейских стран наркотической зависимостью поражено больше людей, чем многими психическими заболеваниями (Блейхер В.М.,1989). И всё же, преобладающей формой злоупотребления психоактивными веществами сегодня является полинаркомания. Так например, табак и алкоголь дополняются седативными средствами, стимуляторами и опиатами.

Столь давнее широкое употребление человечеством эйфоризирующих веществ свидетельствуют о том, что эти вещества позволяют удовлетворить жизненно важные, базисные потребности человека.

Аддикция (от лат., склонность) это несовершенный способ приспособления к слишком сложной для индивида условиям деятельности и общения. Иначе, аддикцию можно рассматривать как попытку бегства из реальности в некое метафизическое пространство, пребывание в котором позволяет отдохнуть, порадоваться, быстро и мягко решить наболевшие проблемы.

Уровень технократизации цивилизации необходимо требует свободы юридической, политической и рабства душевного, иначе - рабства психологического, т.е. психологической зависимости. Люди, попавшие в течение психологической зависимости, настойчиво её поддерживают и укрепляют своими собственными усилиями, активно пользуясь при этом всеми стандартными потребностями общества. Категорический императив Иммануила Канта успешно заменён императивным прессом самых разнообразных зависимостей. Все «блага» цивилизации (торговля, товарное производство, СМИ, идеология потребителя) настойчиво «освящают» зависимого индивида.

Психофизическая суть аддиктивного поведения заключается в неумении управлять своим психоэмоциональным тонусом. Бурное и неспокойное житейское море встречает человека широчайшей гаммой эмоциональных, ментальных и физиологических состояний, внешней угрозой и глубинной неудовлетворённостью собой.

Находясь в актуальном моменте разворачивающейся во времени и пространстве причинно-следственной цепи событий, автором которой человек собственно и является, индивид часто желает получить то, чего в действительности не заслуживает. Это могут быть яркие эмоциональные переживания, утешение, защита от тревог и страхов, бодрость и прочие «бонусы». Не получив их по первому требованию, человек, не жилая смириться с неудачей, пользуется неверным по сути способом достижения вожделенной цели. Эволютивный путь поэтапного развития, включающий постепенное прохождение каждого этапа в жизни, с получением и усвоением соответствующих знаний и умений, человек отвергает с нетерпением и раздражением избалованного ребёнка. А вот революционный путь, позволяющий, ломая всё на своём пути, быстро и без особых стараний получить желаемое, навязчиво манит нетерпеливого и ленивого душой человека, по сути демонстрирующего духовную инфантильность. Вот тут-то «на помощь» и приходит подходящий аддиктивный агент, будь то алкоголь, марихуана или сигарета. Они помогают изменять психоэмоциональный тонус бес особых усилий – только за счёт внешнего психоактивного средства. Точнее, помогают лишь поначалу, быстро завлекая несчастного в ловушку и уничтожая напрочь оставшийся волевой компонент психики, тем самым, приручая человека. Начинается сомнительная дружба личности и источника его химической или иной (как правило биоинформационной) «радости» и «свободы». Тут в чести и грохот рока, и картинки на порносайте, и очередной «выигрыш» в казино и прочее, прочее. Аддиктивный агент включается в информационно – энергетический метаболизм, становится незаменимым спутником жизни привыкшего к нему человека, который и не подозревает о том, что он благополучно движется вниз, к зависимому образу жизни. Со временем, химическая и биоинформационная «радость» требует всё большего увеличения дозировки аддиктивного агента. Механизм обратной связи замыкает порочный круг и обречённый, как правило, выбраться из него не в состоянии.

Конечно, можно возразить, что люди, не имеющие аддикции, всё же обладают определёнными привычками, склонностями. Но привычка привычке рознь, хотя все они представляют собой автоматизированные серии неврологических реакций на стереотипно возобновляющиеся ситуации.

Независимый (да простят мне этот термин) человек в разворачивающейся цепочке причинно обусловленных следствий своей жизни извлекает уроки из неудач, трудностей не избегает, используя кризисную ситуацию в качестве урока, сознательно осуществляет перестройку имеющихся ресурсов и тем самым адаптируется к постоянно меняющемся воздействиям окружающей среды. Люди внутренне свободные - управляют (хотя бы и относительно) своими настроениями и переживаниями, в любой ситуации находя опору в терпении, смирении, в вере в Бога.

Зависимые, фактически, страдают от переполняющих неоправданных амбиций и эспектаций и сопутствующего неумения осознанно перенастроить собственную нервную систему, и обучится новым, эволюционным стереотипам эффективной адаптации.

Разрубить путы, удерживающие человека в рабстве зависимости, одним ударом невозможно. Необходимо проделать определённого рода непростую внутреннюю работу, в процессе которой очищаются «авгиевы конюшни» иллюзий, заблуждений и самообманов, которые одни только и поддерживают существование неэффективных псевдоадаптационных стереотипов.

Очень часто аддикт ценою своей жизни подтверждает, что путь наименьшего сопротивления – смертельно опасный. Именно поэтому аддиктов следует рассматривать, как душевно больных людей, добровольно избравших свой путь в самом начале, но в процессе погружения в пучину зависимого поведения, утративших способность самостоятельно оценивать происходящие и не могущих освободится своими собственными силами.

Мне представляется, что бытующее мнение, будто бы ограничение свободы для аддикта является осознанным и добровольным в самом начале пути самоуничтожения некорректно, так как сознание и воля индивида - это продукт сложного и долгого пути развития, который, в свою очередь, формируется не только генетической предиспозицией, но и влиянием окружающей среды (место, время, семья, исторический контекст), а это обстоятельство хоть и снимает с индивида весь груз ответственности, тем не менее, не облегчает его участь. Таким образом, хотя решение принимает индивид, всё же оно является сложной функцией взаимодействия индивида и среды.

Объектом работы являются психологическое состояние пациентов с алкогольной и наркотической зависимостью, проходящие курс лечения в частной клинике.

Соответственно, предметом работы является исследование психологического состояния пациентов в течении курса лечения, с целью изучения возможности применения соответствующих методов психологической коррекции.

Целью работы ставится изучение психологических различий у группы испытуемых до и после программы психологической коррекции, изучение изменений в результате коррекционной работы.

Цель работы предполагается достичь, решая следующие задачи:

1.Исследование психологического состояния пациента по прибытию в клинику;

2.Собственно психологическая коррекция;

3.Исследование психологического состояния пациента перед выпиской пациента из клиники;

4.Сравнительная оценка результатов.

Вся работа содержит разделы: Введение; Анализ литературы по проблеме аддикции; Описание эмпирического исследования; Выводы.

Собственно, во введении делается общий обзор проблемы, а также описывается структура моей работы. Основная часть содержит обзор литературы, используемой мною в работе. В ней раскрывается сущность рассматриваемых вопросов и природа болезней зависимости. Кроме того, описывается ход эмпирического исследования, группа исследуемых и результаты. В заключении, я пытаюсь обобщить результаты и делаю соответствующие выводы.




ГЛАВА 1. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВАЦИИ

ГОЛОВНОГО МОЗГА И МЕХАНИЗМОВ ДЕЙСТВИЯ

ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Одной из основных жизнеобеспечивающих ,базовых потребностей организма является поддержание оптимально высокого уровня активации головного мозга, что позволяет наиболее полно оценивать изменения окружающей среды и успешно адаптироваться в ней. Выход уровня активации за рамки диапазона оптимального функционирования сопровождается различными нервнопсихическими расстройствами, в том числе аддиктивными расстройствами и неврологическими заболеваниями. Длительная история существования, растущая распространенность, выраженная психическая и физическая зависимость, присутствие не только у человека, но и у животных, разнообразные формы и множество психоактивных веществ и форм поведения ,сложность и низкая эффективность терапии свидетельствуют о том, что злоупотребление психоактивными веществами удовлетворяет какую-то из основополагающих потребностей живых организмов.

Этой потребностью, в рамках доминирующей ныне концепции действия психоактивных веществ на головной мозг, является потребность в поддержании оптимально высокого уровня активации мозга.

Головной мозг всегда находится в состоянии определённой активности и наличие некоторого тонуса обязательно для всех проявлений жизнедеятельности. Одним из ведущих факторов, определяющих характер активности головного мозга, является система неспецифической активации или активирующая система. Морфологически активирующая система представлена многими образованиями, составляющими энергетический блок мозга: ассоциативными отделами нэокортекса (в первую очередь лобными отделами), образованиями лимбической системы, гиппокампом, неспецифическим таламусом. Однако в наибольшей степени она связана с ретикулярной формацией.

Все образования энергетического блока, описанные А. Р. Лурия, связаны по принципу многоуровневого взаимодействия, через систему подкорко-корковых, корково-корковых путей проведения возбуждения. В частности, в ретикулярной формации происходит конвергенция, как путей, идущих от разных полей и рецепторов разных модальностей в пределах соматосенсорных систем, так и путей, передающих слуховую, зрительную и другие виды информации.

С деятельностью неспецифической системы связывают два класса процессов активации: общие генерализованные изменения активации мозга - основа различных функциональных состояний и, локальные избирательные активизационные изменения, необходимые для осуществления высших психических функций. Генерализованная реакция активации связана с мезэнцефалической ретикулярной формацией среднего мозга и сопровождается глобальными изменениями по всей коре больших полушарий .

По динамическим параметрам различают фазическую и тоническую формы реакции активации. Фазическая форма имеет короткий латентный период, малую длительность и высокую устойчивость к угасанию. Тоническая реакция активации возникает с большим латентным периодом, имеет большую продолжительность и быстрее подвержена угасанию. Регуляция процессов активации, обеспечение общего активационного фона, на котором разыгрываются все психические функции, поддержание общего тонуса ЦНС являют собой основное функциональное значение энергетического блока. Собственно, это проявляется в обеспечении общего активационного фона, служащего субстратом всех психических функций. Например, энергетический блок обслуживая процессы внимания и сознания, обеспечивает различные пространственные характеристики процессов активации, опосредующие различные типы психической активности. Кроме того, совместно с другими образованиями, энергетический блок является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных состояний, как-то: эмоций страха, боли, удовольствия, гнева. Оптимальное функционирование и взаимодействие структур энергетического блока мозга, обеспечивается отделами мозга представляющими высший уровень неспецифической интеграции – медиобазальными отделами лобных долей мозга, а также функционально и анатомически тесно связанными с ними префронтальными отделами лобной коры обоих полушарий. Любые изменения интеграции неспецифических систем мозга разного уровня (по вертикали и горизонтали) вызывают на психологическом уровне различные перестройки двигательных, когнитивных и эмоциональных процессов. Благодаря данному корковому контролю неспецифических систем мозга, кора больших полушарий имеет возможность управлять восходящими активирующими эффектами в ретикулярной формации мозга (Мельник,1998).

Нельзя обойти вниманием подкрепляющую систему мозга, которая тесно связана с активационной системой анатомически и физиологически. Основой этой системы является кортиколимбический путь, соединяющий структуры средней части мозга (гипоталамус, покрышку) и структуры передней части мозга (фронтальный кортекс, лимбическую систему). Прямая стимуляция участков этой системы приводит к ощущению удовольствия, обладающего сильными подкрепляющими свойствами. При чрезмерной активности этой системы - системы вознаграждения - возникают состояния общего возбуждения. Все виды удовольствия (от пищи и воды, от половой активности, от материнского поведения и игры, от искусства и зрелищ) ощущается благодаря тому, что они активируют одну и ту же специализированную систему награды. В 1972 г. Кроу сформулировал положение об общности нейрохимических процессов, лежащих в основе естественного подкрепления, самостимуляции и действия наркотических веществ (цит. по Э. В. Мельник, 1998, с. 77). Была выявлена связь между эффектом стимулирования центров положительного подкрепления и формированием зависимости от наркогенных веществ: чем вещество интенсивнее стимулирует эти центры, тем оно «необходимее» - вот почему наиболее наркогенные вещества (морфин, героин, фенамин, кокаин, барбитураты) так стремительно вызывают развитие зависимости. Механизм подкрепления таков: подкрепление связывается с уменьшением в процессе осуществления поведенческого акта потребности и с выполнением завершающих поведение действий, например, питья, еды, полового акта, при этом динамика интенсивности потребности прямо связана с динамикой уровня активации мозга, а вызывающие зависимость психоактивные вещества могут имитировать мотивационный цикл и, таким образом, замещают или завершают естественные мотивационные циклы, что, собственно, подтверждается многочисленными фактами. Известно, что только приём морфина позволяет наркоману привести себя в относительно работоспособное состояние (то же происходит и при алкоголизме в отношении алкоголя).



Ведущей в настоящее время концепцией формирования зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) является концепция подкрепления как ключевого механизма организации и регуляции разнообразных форм активности человека(там же). Положительное подкрепление – это состояние, которое возникает при предъявлении индивиду какого-либо стимула (обычно эмоционально позитивного, например, пищи голодному человеку) и приводит к усилению последующего поведения. Отрицательное подкрепление - состояние, возникающее при поведении, в результате которого организм избавляется от какого-либо стимула (обычно эмоционально негативного, опасного для жизни).

Нейрофизиология исходит из постулата: центральная нервная система – единое целое, в котором ни одна функция не реализуется независимо от целого. Функциональное состояние - активность мозга, на фоне которой развиваются поведенческие акты и осуществляется высшая нервная деятельность (Косицкий, 1985). Можно сказать, что для любой деятельности организма существует предпочтительный уровень бодрствования, а состояние мозга является выражением готовности к выполнению определённой реакции. Функциональное состояние ЦНС с одной стороны определяется взаимодействием организма со средой, а с другой – есть результат взаимодействия всех его внутренних элементов между собой. Поэтому все формы деятельности мозга можно рассматривать как различные функциональные состояния ЦНС, изменяющиеся в зависимости от осуществляемой деятельности. Функциональное состояние ЦНС характеризуется множеством значений, заключённых между верхней и нижней границами диапазона функционирования, а его устойчивость – флюктуацией активности в пределах постоянных и устойчивых границ. Поэтому при равновесии, определённому состоянию активирующей системы соответствует определённый уровень функционального состояния. Вне оптимальной зоны прямая зависимость нарушается и если в течении длительного времени не происходит восстановление нарушенного равновесия (иначе- деятельность мозга протекает вне зоны оптимума активирующих влияний), провоцируется развитие той или иной патологии. Кроме того, функциональное состояние, определяя эффективность синапсов, возбудимость нейронов, представляет собой итог взаимодействия различных факторов: пластичность мозга, мотивацию, направляющую поведение на удовлетворение потребностей, окружающая обстановку и состояние метаболических систем. Это согласуется со определением функциональной системы у П. К. Анохина, включающей взаимодействие двух регуляторов – «по возмущению» и «рассогласования» (там же). Можно сказать, что путем «афферентного синтеза», т.е. анализа и синтеза афферентной информации, создаётся определённый уровень активности мозга, готовность и предрасположение к определённой деятельности, что по сути является физиологической инструкцией. Как известно, П. К. Анохин усматривал в «афферентном синтезе» четыре источника: биологическую мотивацию (инстинктивные потребности), обстановочную афферентацию (условия окружающей среды), пусковую афферентацию (непосредственный стимул реакции) и память. Итогом афферентного синтеза являлась программа действия. Такая формулировка развивает сформулированную в 20-х годах прошлого века концепцию А. А. Ухтомского о доминанте, представляющую собой временное объединение нервных центров для достижения в ставшей перед организмом цели. Доминанта прекращает своё существование в тот момент, когда цель достигнута (там же). Функциональное состояние мозга может регулироваться по безусловнорефлекторному и условнорефлекторному механизмам. Суть последнего сводится к подготовке нервных центров к предстоящей деятельности, а при изменении стимула внешней среды – к регуляции уровня возбудимости нервных центров, который обеспечивает протекание нервных процессов, сохраняющее в новых условиях оптимальные возможности для мозга. Например, у человека изменение общего функционального состояния в новых условиях среды сопровождается субъективными переживаниями в виде эмоциональной реакции.

Функциональное состояние в начальной фазе деятельности характеризуется генерализованной активацией мозга, которая в процессе адаптации к нагрузке сводится к минимуму взаимодействующих систем, что является проявлением принципа минимизации захвата территорий мозга (Мельник,1998). Особо нужно выделить функциональное состояние, определяемое как бодрствующее активное состояние коры, так как бодрствование есть начало сознания. И именно в этом специфическом состоянии возможна реализация высших психических функций, а при выходе из него – указанные функции выключаются при сохранении механизмов жизнеобеспечения.

Физиологической основой проявления сознания является состояние в континууме «бодрствование-сон», что означает минимально критический уровень активации мозга, который вызывает и поддерживает реакцию пробуждения. Субъективно более простая деятельность реализуется на более низком срезе сознания с привлечением минимального объёма информации. Максимально высокому общему уровню активации мозга (то есть сознания) соответствует преобладание активности передних отделов левого полушария, наиболее низкому – преобладание заднеправых. Установлено, что операторы, быстро и правильно выполняющие задания, имеют фокус активации в лобных отделах мозга, а плохо и медленно – в правой затылочной области коры.

То есть, здоровый мозг работает как целое, преимущественно активируя при новых или трудных заданиях, а также при высоком уровне эмоционального напряжения передние отделы мозга или левое полушарие, а при более простых или стереотипных – задние отделы или правое полушарие. Преобладание левого полушария над правым присутствует и при факте эмоционального напряжения, однако повторное эмоциональное напряжение приводит к восстановлению исходного соотношения. Итак, наиболее высокий уровень бодрствования достигается доминированием активности левого полушария.

Уровень активации мозга в значительной степени зависит от типологических особенностей нервной системы индивидуума. Сильная нервная система обладает менее высокой чувствительностью, а слабая, обладая более низким порогом ощущения, имеет и более низкий порог возбуждения неспецифической активирующей системы.

В настоящее время психофизиологические исследования активации ЦНС базируются на гипотезе, что у каждого человека существует оптимальный уровень процесса активации, при котором решение определённых задач даёт наилучшие результаты. Исходный уровень бодрствования в значительной мере определяет конечный паттерн состояния и эффективность реализации большинства функций мозга (Мельник, 1998). Оптимальный уровень активации или активированность определяет динамические особенности деятельности, её эффективность. Уровень наличной активации, определяющей эффективность деятельности, в свою очередь детерминирован: содержанием исследуемой деятельности, её сложностью, мотивацией и исходным уровнем активации. В общем, эффективность деятельности является психологическим коррелятом активированности, при этом если основной функцией активирующих и ингибиторных систем ствола мозга является исполнительная роль в обеспечении необходимого уровня мозговой активации и соответствующей настройки специфических систем, то вышележащие отделы неспецифических структур мозга обеспечивают интеграцию и координацию деятельности различных функциональных систем применительно к внутреннему состоянию организма и конкретным задачам взаимодействия с внешней средой.

Конкретные характеристики деятельности подчиняются определённым принципам. Например, выбор определённого способа деятельности имеет в своей основе нейрофизиологический механизм «конечного пути» и реализуется в виде принципа «приоритета действия» - пока одна функция не завершена, осуществление другой не начинается; как принцип «перекрёстной сенсибилизации» - в ходе осуществления функции повышается чувствительность к регуляторным механизмам, необходимым для осуществления другой, противоположной; как принцип «адаптации» - регуляторная система снижает свою активность в следствие адаптации собственных механизмов, а не в результате прямого противодействия другой системы, что предотвращает взаимную нейтрализацию. И всё же, основным и ведущим принципом построения деятельности является концепция «экономического поведения», рационально распределяющая ресурсы для получения дополнительной информации и достижения полезного результата на основе принципа «оптимального взаимодействия» с внешней средой (Мельник Э. В., 1998)

В 1975 г. Анохиной И. П. была выдвинута подтверждённая нейрофизиологическими и нейрохимическими исследованиями последних лет гипотеза «общего конечного пути» в механизме действия наркотических веществ (цит. по: Мельник, 1998, с.68). Различные психоактивные препараты в силу своих специфических особенностей в начале в организме вызывают различные сдвиги, приводящие различными путями к похожим изменениям в ЦНС, которые и являются основой эйфории и сопутствующих наркотических эффектов. Основным итогом действия психоактивных веществ, по существу, является повышение уровня активированности мозга. Причём, наблюдается преобладание именно активационного эффекта над эйфорическим, что можно объяснить продолжающимся приёмом наркотических веществ больными с длительным течением заболевания, когда эйфорический эффект уже не достигается, а приём препаратов только повышает уровень активности организма до нормального. Можно сказать, что любое вещество, используемое для опьянения, сходно с другими тем, что даёт эффект возбуждения, т.е. оказывает стимулирующее действие с гипертимным подъёмом настроения, идеаторным и моторным возбуждением. Эффект возбуждения тесно связан с эйфорией, острота которой обычно приходится на первые минуты действия любого наркотика.

Данные утверждения подтверждаются и наблюдениями автора за наркозависимыми: аддикты со значительным «стажем» зависимости, и , соответственно, с пропорциональной дозой ПАВ, как правило эйфории не испытывают; основной целью употребления ПАВ становится поддержание оптимального уровня активности, необходимого для приемлемой, с точки зрения самого зависимого, жизнедеятельности.

По мнению ряда авторов, в частности, Г. Я. Морозова (1983), Э. В. Мельник (1998), К. В. Сельченок (2004), кроме активационного действия, аддиктивное поведение обладает также действием, модулирующим наличный уровень напряжения, возникающее у испытывающего потребность индивида.

Как известно, гештальт-терапия подробно освещает данный процесс. По мнению И. Д. Булюбаш ( 2004,с. 90) «… цикл удовлетворения потребности ( формирование и разрушение гештальта или фигуры ) … имеет четыре фазы. Это преконтакт, контакт, финальный контакт и постконтакт». В процессе цикла удовлетворения потребности уровень мотивации мозга претерпевает определённые изменения: повышается в фазе преконтакта, имеет максимальное значение в фазе контакта, снижается в фазе финконтакта с возникновением положительной эмоции удовлетворения в фазе постконткта. Как подчёркивает Э. В. Мельник ( 1998, с. 56): «В норме поддерживается циклический характер активационных влияний( подъём, плато с достижением оптимально высокого уровня активации, снижение ) … позитивное подкрепление имеет каждая фаза цикла…». Когда же аддикт не имеет возможности удовлетворить существующую потребность (при этом возникает негативная эмоция), цикл удовлетворения потребности завершается по механизмам «переключения» и/или «замещения». Именно так реализуется так называемый «уход аддиктов от реальности». Не имея сознательного мотива для самостоятельного избавления от аддикции, зависимый индивид может воспользоваться целым арсеналом ПАВ или видами деятельности, воспроизводящими активационный эффект последних, что, собственно, и является конечным результатом, а по сути, целью существования аддикта.

Таким образом, анализируя характер употребления ПАВ в настоящее время и на протяжении истории человечества, можно предположить, что основным конечным эффектом потребления является модуляция уровня активированности головного мозга: повышение при низком уровне (например, при монотонии, недостатке афферентации, необходимости активации в экстремальных условиях, создание т.н. «облегчающего» эффекта по отношению к другим видам деятельности – творчество, коммуникация и др.), снижение при чрезмерно высоком ( по механизму «переключения», «замещения» при невозможности завершить актуальный мотивационный цикл).

Суммируя вышеизложенное, можно выделить такие положения, характеризующие роль процессов активации головного мозга в жизнедеятельности индивида:

1) основой функциональных состояний мозга, уровня бодрствования является генерализованная тоническая активность мозга, что в свою очередь является физиологической основой проявления сознания, общего активационного фона, на котором разыгрываются все психические функции, определяет общий тонус ЦНС, необходимый для любой психической деятельности;

2) в процессе активационного цикла уровень активации мозга претерпевает определённые изменения;

3) высокий уровень активированности мозга рассматривается как базисная, витальная потребность (цит. по Э. В. Мельник, 1998, с. 55);

4) наиболее эффективная реализация психических функций происходит в определённом диапазоне уровней активированности.



следующая страница >>
Смотрите также:
Дипломна робота на тему психологія залежної поведінки та психокорекція залежності
655.39kb.
Доклад на тему: «Роль куклы в современном мире»
8.35kb.
Контрольна робота І методичні рекомендації з дисципліни "логіка" Для студентів заочної форми навчання
643.72kb.
Семинар ргап первое заседание на тему «Синхрония идей 20 века: К. Юнг и М. Хайдеггер»
12.38kb.
Изучая тему о применении интеграла для вычисления объемов тел вращения, я предлагаю учащимся на факультативных занятиях рассмотреть тему: «Объемы тел вращения с применением интегралов»
50.37kb.
Конкурс сочинений на патриотическую тему
120.13kb.
Боевой робот рра (Робот Российской Армии) защитник родины нового поколения
40.22kb.
Курсовая работа на тему : «Дзета-функция Римана»
139.12kb.
Реферат по дисциплине «География» на тему: «Кавказские горы».
139.49kb.
Исследовательская работа на тему: «История школы, в которой я учусь»
98.76kb.
Конспект нод в старшей группе на тему «Знакомство с историей Купчино»
32.81kb.
Тверская государственная сельскохозяйственная академия Реферат на тему: "Транспорт Тверской области"
80.88kb.