Главная страница 1


Утверждаю

Директор МБОУ «Кадетская школа-интернат п.г.т. Куйбышевский Затон»

Ильин А.Н.

Приказ № _____

от «___» ___________ 20___г.


Согласовано

на МС школы

Протокол № ____

от «___» ____________ 20___г.

Руководитель МС

Ларионова О.А.




Рассмотрено на МО учителей ___________________________

___________________________

Протокол № ____

от «___» ____________ 20___г.

Руководитель МО

___________________________



Рабочая учебная программа по «Искусство»

7 класс

Год разработки 2011 г.

Срок реализации программы _____года.

Программу составила Компаненко Татьяна Азизовна

Пояснительная записка

7 класс


(35 ч.)

Общие направления обучения

Мир глазами древних славян. Славянская мифология. Пантеон славянских богов и фольклорные персоналии. Христианство. Представление русичей о красоте природы, духа, об искусстве возвышенного, героического. Летописи - главные носители духовных ценностей. Устное народное творчество: нравственная красота. Прославление русских героев, патриотизм, силу и смелость. Речитативно-декламационный стиль исполнения былин с гусельным сопровождением. Отражение понятий добра и зла в сказках, пословицах, поговорках. Скоморошины, небылицы, лубок. Пародийные и сатирические образы в народном творчестве. Народные инструменты. Древнерусские поэмы, былины, исторические песни. Исторические и сатирические повести. Идеальные образы народного героя (мужественного, отважного) и духовного пастыря. Введение европейских культурных традиций в период правления Петра 1 (введение европейского платья, бритье бород, ассамблеи). Быт и одежда дворян во времена Петра 1. Европейские танцы. Приглашение иностранных театров. Первые русские композиторы . Крепостные театры. Театры. Кино, фото искусство. Изучение народной песни. Основные жанры: опера, хоровая музыка, романс. Эпоха возрождения. Традиции и новаторство в искусстве (Авангард, реализм, модернизм, сюрреализм и.т.д.) Шрифт - основа графического дизайна .Семь чудес света. Могучая кучка. Творчество Рембранта. . Влияние научно-технического прогресса на развитие искусств. Искусство фотографии. Искусство экрана (первые шаги). Американский кинематограф. Творчество Ч.Чаплина.

Пластические искусства

Город-крепость. Московский Кремль: история создания. Деревянное зодчество. Художественные ремесла. Кованые изделия. Деревянные и глиняные предметы быта. Деревянные и глиняные игрушки. Лаковая миниатюра. Жостовские подносы. Литье и кованые изделия. Русский народный костюм: ткачество, вышивка, кружево. Символика орнамента на изделиях. Портрет, в котором отражается своеобразие характера человека, его внешний облик и духовная жизнь.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- эстетические идеалы русского народа.

приводить примеры

- основные школы архитектуры

- выдающиеся памятники и произведения искусства России;

- основные художественные музеи России.



кратко характеризовать:

- роль русского искусства в мировой художественной культуре;

- основные реформы Петра в области культуры

- основные особенности художественной культуры России до 18 в.;

- характерные особенности народных промыслов России;

- основные элементы русского костюма.

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать и оценивать произведения разных эпох с выделением характерных особенностей русского искусства;

- пользоваться справочной литературой, интерпретируя ее содержание;

- критически воспринимать информацию по теме курса, получаемой из прессы, радио- и телепередач (по заранее определенным критериям); - изображать архитектуру, предметы быта и декоративного искусства с характерными элементами для русского искусства.


Перечень оборудования и средств обучения


Художественные материалы и инструменты:

Краски (гуашью работают в начальной школе, акварелью - в общей), кисточки, палитра.

Карандаши, пастель, тушь или черные чернила, восковые мелки.

Белая бумага; тонированная бумага (неяркие цвета); цветная бумага; цветные и черно-белые иллюстрации из старых журналов, проспектов, афиш и пр.; картон; фольга.

Клей, ножницы и т.п.

Количество инструментов зависит от наполняемости классов.

Слайд-комплекты:

Расскажи о человеке (портрет). Комплект знакомит с таким жанром живописи как портрет, поможет как можно больше узнать и рассказать о персонаже, понять его настроение, характер, образ жизни. В комплект вошли изображения произведений И.Репина, В.Васнецова, Б.Кустодиева, А.Венецианова, В.Серова, З.Серебряковой и др.

Пейзаж в произведениях русских художников. В комплект вошли изображения картин А.Саврасова, И.Шишкина, А.Куинджи, В.Поленова, И Левитана, И.Айвазовского и др.

Леонардо да Винчи. Живопись. Картины и портреты художника. В методическом пособии дана краткая биография живописца и подробных рассказ о созданных им шедеврах, включая фреску "Тайная вечеря".

Автопортрет

Натюрморт. Работы художников

Художники пишут художников. Портретная серия русских живописцев.

Методическая литература:


Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -160 с., ил.

Алексеева В.В. Что такое искусство? - М.

Баженова Л.М. Наш друг экран. Выпуск 1. - М.: Пассим, 1995. - 80 с.

Баженова Л.М. Наш друг экран. Выпуск 2. - М.: Пассим, 1995. - 80 с.

Барышникова З.Н. Зарубежное искусство в кроссвордах. - Тольятти: Развитие через образование, 1995. - 120 с.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. - С. -Петербург: Кольна, 1995. - 371 с.

Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 263 с.

Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге: Очерки. - М.: Сов. художник, 1977. - 215 с.: ил.

Гудилина С.И. Чудеса своими руками. - М.: Аквариум, 1998. - 264 с., ил.

Гудилина С.И. Игровая азбука / Изучаем буквы, учимся рисовать, лепить, делать объемные фигурки из бумаги. - М.: Аквариум, 256 с., ил.

Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1993. - 124 с.

Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. - М.: АУТОПАН, 1993. - 132 с.

Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1996. -64 с.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд. Испр. и доп.- М.: Просвещение, 1984. - 206 с., ил.

Киреева Е.В. История костюма. - М.: Просвещение, 1976. - 173 с.

Кузин В.С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997. - 304 с., ил.

Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М.: Наука, 1978. - 206 с.

Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М.: Молодая гвардия \, 1988, - 19 с.: ил.

Лосев А.Ф. Динамика мифа. - М.: Искусство, 1930. - 278 с.

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Мол. гвардия, 1994. - 315с., ил.

Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков/ Под ред. В.А.Барадулина и О.В.Танкус. - М.:.: Просвещение, 1978. - 428 с.

Основы художественного ремесла: Русские художественные лаки. Резьба по дереву и др.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков. - М.: Просвещение, 1979. - 436 с.

Прудовская С.Н. Твой коллега - художник. - М.: Тривола, 1994. - 144 с., ил.

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. - М.: Титул, 1996. - 80 с., ил.

Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с.

Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство/ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 1997. - 688 с.: ил.



Юсупов Э.С. Словарь архитектурных терминов. - С.-Петербург: Ленинградская галерея, 1994. - 432 с.: ил.





Тема урока

Цель урока

Задача урока

Оборудование

Домашнее задание

Дата проведения по плану

Фактическая дата проведения

1

"История развития мирового кино»

Развитие социокультурной компетентности обучающихся в процессе формирования представлений об особенностях и выразительных средствах художественной фотографии.

Формирование представлений о специфике выразительных средств художественной фотографии. Формирование умений извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, аудиовизуальный ряд).Развитие навыков владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога. Развитие эстетического отношения к действительности, практической деятельности, к произведениям искусства. Развитие интереса к предмету и профессиям, связанным с творческой самореализацией. Развитие навыков критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты. Формирование ценностных ориентаций, уважения к культурному и историческому наследию.


Компьютер, мультимедиапроектор, экран; электронная презентация (электронное приложение);распечатанные для каждого учащегося текст “Фотография” из книги

Ответить на вопросы. Закрепить материал







2

Чарли Чаплин

Познакомить с творчеством Чарли Чаплина.


Просмотр немого кино.

Ответить на вопросы







3

Поль Гоген

Познакомить с творчеством великого художника П.Гоген. определить роль искусства в жизни общества; познакомить учащихся с творчеством великих художников; определить роль искусства в жизни общества; определить общие черты в творчестве художников того момента времени.




Закрепить материал. Ответить на вопросы







4

Кадетские песни

Познакомить учащихся с репертуаром кадетских песен.

Музыкальные записи

Выучить текст песен








5

«История возникновения театра»

Образовательная: познакомить учащихся с древнегреческим театра, его возникновением и развитием.

Развивающая: развитие умения сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи.

Воспитательная: современный театр и древнегреческий театр – школа воспитания, формирование нравственно-воспитанной личности, высоких гражданских чувств.

мультимедиааппаратура; компьютерная презентация ; видеопостановка «Миф о начале Троянской войны»

Выучить тему







6

«История фотоискусства»

Познакомить учащихся с таким видом искусства, как фотография, познакомить учащихся с историей возникновения фотографии, показать учащимся работы известных фотографов.

Дать определение фотографии, как виду искусства. Познакомить учащихся с историей возникновения фотографии. Ознакомить учащихся с разными жанрами фотографий. Научить анализировать фотографии.

ИКТ.

Принести собственную фотографию на любом электронном носителе на любую тему.







7

«Музеи мира»

Развивать интерес к миру изобразительного искусства.

Дать знания :Музей- это хранилище духовного опыта человечества.

Познакомить с основными музеями мира: Запада- Лувр, Дрезденская галерея; России –Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея.

Дать значение малых музеев небольших городов.

Предложить посетить музей родного города.


ПК на столе учителя ,подключённый к проектору.

ПК для учеников (1 на троих).Электронное издание – Медиатека Кирилл и Мефодий.



Электронное издание – Прогулки по Лувру.


Подготовить материал. Ответить на вопросы







8

Древние памятники архитектуры. Новгород

Познакомить с историей и архитектурным искусством Новгорода. Этот город был центром, пожалуй, самого большого и могущественного из русских княжеств Новгородского.


Презентация

Закрепить пройденный материал. Ответить на вопросы








9

Просмотр фильма «Садко»

Закрепить материал с помощью фильма «Садко»

Просмотр фильма


Обсуждение.







10

Древние памятники города Владимира.

Познакомить с архитектурными памятниками города Владимира – это по преимуществу памятники древнерусского времени (XII – начало XVIII века) – церковные и гражданские, каменные и деревянные, отдельные здания и архитектурные комплексы. Ряд памятников относится к губернскому периоду (конец XVIII – начало XX века). Наибольшую ценность представляют памятники белокаменного зодчества XII–XIII веков.

Презентация

Закрепить пройденный материал. Ответить на вопросы







11

Древние памятники и архитектура города Москвы

Познакомить с архитектурными памятниками Москвы - это то, чем город может по праву гордиться, и что интересует многочисленных туристов, приезжающих в столицу России. За те века, на протяжении которых формировался архитектурный облик Москвы, появилось множество зданий, ценных и благодаря мастерству зодчих, и благодаря своему почтенному возрасту.


Тетрадь для записей

Закрепить пройденный материал. Ответить на вопросы







12

Изображение предметного мира. Натюрморт.

познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства. Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.


научить основам композиции и правилами построения натюрморта; развивать воображение и графические навыки; развивать индивидуальные творческие способности; воспитывать чувство коллективизма и прививать аккуратность при работе; добиться максимальной работоспособной обстановки на уроке


Альбом, краски,

карандаши.



Завершить работу над рисунком







13

Иллюстрация к сказкам А.С.

Пушкина


Научить выполнять иллюстрацию к сказке. Развивать интерес учащихся к творчеству ведущих художников детской книги.


обучать учеников умению передавать основные события сказки простейшими средствами между предметами и героями в рисунке. Формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла;развитие воображения и мышления, творческих способностей учащихся и эстетического вкуса;привитие любви к чтению книг, любви к сказкам А.С. Пушкина, воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви и интереса к искусству.

для учащихся: альбомный лист, простой карандаш, резинка, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.

для учителя :иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художников-графиков, книга “Пушкин детям” Москва.Астрель.АСТ,2003 , “Сказки А.С.Пушкина”, Поэма “Руслан и Людмила”.


Завершить работу над рисунком








14

Композиция и шрифтовое решение. Обложка, афиша.

Научить составлять обложку, афишу с помощью композиции шрифтового решения

Бумага А4 , карандаши, краски.


Завершить работу







15

"Жизнь и творчество Леонардо да Винчи"


Ознакомление учащихся с биографией и творчеством Леонардо да Винчи. Приобщая к искусству живописи, литературы, способствовать развитию колористической грамотности, чувства ритма, пространственного мышления, зоркости глаза – в целом зрительной, визуальной культуры. Воспитание духовности, возникающей вследствие тонкости видения и восприятия мира, прививаемой живописью.

Тетрадь для записей.

Презентация.



Ответить на вопросы.







16

Творчество Рембрандта

Определить роль искусства в жизни общества; познакомить учащихся с творчеством великих художников; определить роль искусства в жизни общества; определить общие черты в творчестве художников того момента времени.

Тетрадь для записей

Ответить на вопросы







17

Традиции и новаторство в искусстве (Авангард, реализм, модернизм, сюрреализм и.т.д.)

Дать определения и познакомить с такими направлениями в искусстве как. Абстракционизм, Абстрактный импрессионизм, Абстрактный экспрессионизм, Авангардизм, Академизм

Тетрадь для записей.

Закрепить пройденную тему.. Ответить на вопросы








18

Эпоха возрождения

Знакомство изобразительным искусством эпохи Возрождения; Познакомить с творчеством Титанов Возрождения; Познакомить с представителями Северного Возрождения Формирование умения разбираться в произведениях эпохи Ренессанса; Развивать умение анализировать произведения искусства, развивать устную речь, воспитывать интерес к искусству. Развитие эстетической культуры.


мультимедийная презентация.

Подготовить дополнительный материал.







19

"Изображение природы в различных состояниях".

Донести до учащихся выражение чувств, мыслей и отношения художников в изображении природы. Познакомиться с творчеством художников – пейзажистов, с различными стилями и техниками. Изобразить какое – либо состояние природы в одной из изученных техник. Познакомить детей с творчеством художников – пейзажистов и разнообразием живописных техник. Развивать интерес и любовь к природе родного края. Просмотр фильма “Что такое искусство”

Листы белой или цветной бумаги, восковые мелки, гуашь, акварель, стихи о природе.



Посмотреть в детских книжках, журналах и альбомах по искусству, как изображены различные состояния природы. Принести их к следующему уроку, подготовить краткую беседу.









20

"Здесь начинается Россия"

образовательные: расширить представления детей о родном городе и его достопримечательностях; воспитательные: воспитывать любовь к родному краю через дополнительные сведения о родном городе и Чукотском автономном округе. развивающие:
1. Развивать наблюдательность, воображение, творческие способности учащихся в сюжетных рисунках.
2. Развивать графические умения и навыки в составлении композиции на заданную тему.


Тетрадь для записей

Завершить работу







21

«Сальвадор Дали – гений сюрреализма"

Изучение направления сюрреализма в современном искусстве.


Познакомить учащихся с зарубежной живописью XX века (раскрытие понятий сюрреализма, кубизма, фовизма, футуризма).Познакомить учащихся с творчеством Сальвадора Дали. Способствовать формированию понятия учащимися авторской позиции, развивать эстетическое восприятие. Способствовать формированию у учащихся художественного вкуса. Развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).Развивать коммуникативные навыки.

Презентация. Тетрадь для записей.

Ответить на вопросы







22

Романтизм в зарубежной музыке. Фредерик Шопен"

Дать возможность учащимся понять романтическую личность Ф. Шопена, его эпоху.

Музыкальный центр, CD с записями произведений Шопена. Мультимедийное оборудование. Электронная презентация

Ответить на вопросы







23

Шрифт - основа графического дизайна


Создать условия для развития творческого потенциала личности при изучении темы и создания шрифтовой композиции для парфюмерного набора.

Актуализировать и систематизировать знания по теме. Познакомить с требованиями, предъявляемыми к шрифтовым композициям в современном дизайна. Развивать образное представление и логическое мышление на основе анализа формы парфюмерного изделия и выбора оригинальной шрифтовой композиции. Развивать навыки работы тушью. Воспитывать познавательный интерес к предмету.


Формат альбомного листа А4. Карандаши цветные, фломастеры.

Завершить работу







24

Шрифт и история его развития

Изучение понятия «шрифт».


Знакомство с эволюцией письменности. Развитие культуры изображения и творческого воображения. Формирование художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к искусству шрифта

Альбом , карандаши, фломастеры, тетрадь для записей

Завершить работу







25

Шрифт-основа графического дизайна


Создать условия для развития творческого потенциала личности при изучении темы и создания шрифтовой композиции для парфюмерного набора.

Актуализировать и систематизировать знания по теме. Познакомить с требованиями, предъявляемыми к шрифтовым композициям в современном дизайне. Развивать образное представление и логическое мышление на основе анализа формы парфюмерного изделия и выбора оригинальной шрифтовой композиции. Развивать навыки работы тушью. Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Альбом , карандаши, фломастеры, тетрадь для записей.

Завершить работу







26

"Прощание с Родиной"

Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся средствами музыки через слушание и исполнение. Развитие чувства любви к Родине, через музыкальную драматургию "Полонеза” Огинского

Помочь детям ощутить радость от слушания и исполнения музыки. Обратить внимание учащихся на высокое и трепетное отношение к Родине. Развивать музыкальную грамотность. Повторить термины: полонез, реквием, благовест, a.kapella. Закрепить и обобщить понятия: музыкальный образ и музыкальная драматургия

Музыкальные записи.


Ответить на вопросы







27

Архитектоника трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта" в литературе и музыке

Дать учащимся представление о терминах композиции показывая гармонию, красоту и стройность построения великой трагедии.2) Познакомить учащихся с термином“архитектоника”, характерным как для литературного, так и музыкального произведения.3) Показать архитектонику трагедии У. Шекспира“Ромео и Джульетта” в литературе и музыке на примере увертюры - фантазии П.И. Чайковского, выявить сходство и различия в построении

Презентация

Ответить на вопросы по пройденной теме.







28

Мюзикл. Любовь- вечная тема в искусстве.

Обучающие: дать определение мюзикла; выявить характерные особенности и жанровые категории мюзикла; знакомство с мюзиклом “ Notre Dame de Paris”;Развивающие развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля; развитие вокальных навыков; Воспитательные: воспитание сознательного отношения к учёбе и коммуникативных умений, способствовать формированию личностных качеств (отзывчивость, честность, доброта, любовь).

Оборудование: презентация, составленная к уроку в Power Point, компьютер с проектором, экран, карточки. Музыкальный материал вступление, ария Квазимодо, “Belle”, ария Эсмеральды “Аве Мария”, песня Ю.Визбора “Милая моя”

Выучить определение. Ответить на вопросы







29

«Они спасли мир". Владимир Высоцкий. Песни о войне "

Развитие в детях творческого начала, воспитание средствами музыки образованной, самостоятельно мыслящей личности.

обучающие: познакомить учащихся с песенным творчеством Владимира Высоцкого; овладеть навыками выразительного пения. развивающие: развивать музыкальный вкус и эмоциональное восприятие музыки. воспитывающие: воспитывать в детях патриотические чувства.

Музыкальные записи песен


Подготовить дополнительный материал по биографии и творчеству В.Высоцкого







30

"Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

На примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в истории нашей страны. Воспитательная- воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны. Образовательная- знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов К.Я. Листова, А.В.Александрова, И.О. Дунаевского. Развивающая- развить творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, ассознативных связей музыки с литературой, историей, изобразительного искусства географией.

Видеофрагменты из художественных и документальных фильмов, аудиозаписи песен, портреты композиторов.

Ответить на вопросы.







31

Могучая кучка

Познакомить учащихся с творческим объединением композиторов XIX века «Могучая кучка»

Пробуждать интерес к музыке; Совершенствовать музыкальное восприятие; Способствовать формированию духовной культуры и социально-активной личности ребенка Развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения. Воспитывать чувство патриотизма, пробуждать интерес к русской классической музыке.

Компьютер с мультимедийными возможностями; Электронная презентация.

Тест



Ответить на вопросы теста. Ответить на вопросы по пройденной теме.







32

Семь чудес света

Познакомить с семью чудесами света Пирамида Хеопс, Висячие сады Семирамиды Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Мавзолей в Галикарнасе Зевса в Олимпии, Колосс Родосский, Александрийский маяк


Презентация

Ответить на вопросы







33

Рисуем обитателей морей и океанов

Расширить знания детей о мире; совершенствовать умения работать с карандашом и красками; научить изображать некоторых представителей морской фауны; развивать наблюдательность и творческое воображение.

Изображение:

рыба-губан;



окунь;

лягушка;


краб

Завершить работу







34

Чем и на чем рисует художник

Познакомить с инструментами и материалами, применяемые на уроках изобразительного искусства; историей изобразительного искусства


Краски, кисточки, карандаши, бумага, ластик, пастель и т.д.

Завершить работу







35

Шарман- шоу

С помощью игровой формы проверить знания учащихся





Заключительный урок









Смотрите также:
Директор мбоу «Кадетская школа-интернат п г. т. Куйбышевский Затон» Ильин А. Н
203.84kb.
Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс под редакцией д-ра биологических наук, проф. С. И. Беляниной и канд. Биологических наук доц. Ю. И
284.36kb.
Сценарий творческого урока
65.1kb.
Кгбс (К) оу «Баюновоключевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида «Сергей Есенин»
72.35kb.
Мбоу «начальная школа детский сад» №1 на 2013 2016 г г
239.12kb.
Номинация «Поэзия» Гран-при Михайлов Николай
220.32kb.
Директор мбоу лицей №130 С. В. Сопочкин
66.86kb.
«Лесная зона» Учитель: Бочарова Т. В. Тема: Обобщающий урок
35.62kb.
«Механические волны. Звук»
69.22kb.
Степанова Н. А./ /Ганеева Э. И./ /Рычагова Е. Ю
377.83kb.
Моу сош №13 по итогам работы
1426.38kb.
Е. П. Ильин эмоции и чувства
15398.42kb.