Главная |
страница 1
Вестник Брянского государственного технического университета. 2008. № 1(17) УДК 330.341 Д.В. Ерохин, Е. А. Ларичева способность к инновациям на разных этапах жизненного цикла предприятия Анализируются инновационные стратегии предприятия на различных этапах его жизненного цикла. В современных условиях деятельность любого предприятия протекает в динамично меняющейся внешней среде. Поэтому руководству следует быть постоянно начеку, ловя сигналы изменения ситуации на рынке. Б. Гейтс писал: «Если в восьмидесятые годы всё решало качество, а в девяностые – реинжиниринг бизнеса, то ключевая концепция нынешнего десятилетия – «скорость». Здесь и скорость изменения характера бизнеса, здесь и вопросы оперативного управления бизнес-процессами, здесь и динамика изменения образа жизни потребителей и их запросов под влиянием более доступной информации». Темп изменения внешней среды постоянно нарастает, что требует разработки и реализации инновационной стратегии. В связи с этим предлагается сформулировать понятие инновационной стратегии следующим образом: инновационная стратегия представляет собой оценку будущего состояния рынка и новых технологий, которая стимулирует и сосредоточивает работников предприятия, направляет их творческий потенциал на позитивные преобразования компании. Степень реализации стратегии достижения конкурентоспособности выпускаемой продукции во многом определяется этапом жизненного цикла фирмы [1]. Каждый из этапов соответствует определённому состоянию социально-экономической системы. Эти этапы определяют и тип организации фирмы. В связи с этим рассматриваются четыре типа компаний (или стратегий) [1 - 4]: эксплеренты, патиенты, виоленты, коммутанты. Каждый из этапов имеет свои особенности. Если эксплерентный этап соответствует зарождению фирмы в рыночной экономической среде, формированию её первоначальной структуры; то патиентный - стадии роста фирмы; виолентный – её зрелости; а коммутантный – стадии упадка, старения, когда наиболее значимые параметры жизнедеятельности значительно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, теряет смысл. Выделяют ещё пятый этап, называемый леталентным, но он характеризуется деструктуризацией фирмы, прекращением её существования в прежнем виде, следовательно, ни о каких инновациях на этом этапе не может быть и речи. Таким образом, только на четырёх этапах развития фирмы способны к инновационным преобразованиям. Соответственно на каждом этапе фирмы будут придерживаться различных стратегий. Так, фирма-эксплерент будет концентрировать своё внимание на быстром и эффективном захвате рынка с уникальным продуктом, скорее всего не имеющим близких аналогов в регионе. Подробней основные характеристики организаций в зависимости от этапа их циклического развития, их преимущества с точки зрения инновационного развития, а также возможные причины и последствия кризисов представлены в табл. 1. Следуя практике инновационного менеджмента и антикризисного управления, и используя достижения современной маркетинговой мысли, можно предложить для этих фирм стратегию продвижения на рынок инновационных продуктов в соответствии с правилами ведения маркетинговой войны – войны за покупателя, предложенной Эл. Райсом и Дж. Траутом [6] (табл. 2).
Результат применения к перечисленным типам фирм корпоративных (эталонных, базисных) стратегий [5], отражающих четыре различных подхода к росту фирмы и связанных с изменением одного или нескольких элементов (продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология), представлен в табл. 3. Таблица 3 Виды эталонных стратегий, используемых фирмами различных типов
Однако использование только одного типа маркетинговой войны допустимо лишь в том случае, если предприятие выпускает продукцию, сходную по занимаемым позициям на рынке (малая/крупная доля на рынке). В противном случае для каждого вида продукции следует выбирать свою маркетинговую стратегию. Таким образом, на основе результатов исследований можно сделать следующие выводы: 1. Фирмы всех типов нуждаются в поддержке государства и использовании антикризисных мер для управления ими, поскольку в случае краха могут нанести ущерб региону. 2. Развитие фирм всех типов возможно за счёт продуманной инновационной и социальной политики руководства. 3. Успех инновационной продукции зависит от правильного выбора как корпоративной, так и маркетинговой стратегии. Список литературы 1. Антикризисное управление: учебник / под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 432 с. 2. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб. пособие / А.Ю. Юданов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Тандем, 2000. – 304 с. 3. Фатхуддинов, Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхуддинов. - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998. - 600 с. 4. Чумаченко, Б. Некоторые аспекты формирования рыночной инфраструктуры трансфера технологий/ Б. Чумаченко, К. Лавров. - http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/13_3_03.htm 5. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с. 6. Райс, Эл. Маркетинговые войны / Эл. Райс, Дж. Траут. - СПб.: Питер, 2000. - 256с. Материал поступил в редколлегию 12.03.07. Erokhin D.V., Laricheva E.A. About ability to innovations at different stages of life cycle of the enterprise. This article is devoted to the analysis of innovative strategies of the enterprise at various stages of its life cycle Смотрите также:
Е. А. Ларичева способность к инновациям на разных этапах жизненного цикла предприятия
120.83kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "информационный менеджмент" для специальности
146.98kb.
В работе обсуждается проблема применения многоагентного подхода при организации интеллектуальной поддержки построения систем управления знаниями на всех этапах жизненного цикла
30.41kb.
Пояснительная записка Цель работы: приобщение к иноязычной культуре
247.26kb.
Памятка классному руководителю Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельности
141.49kb.
Программа дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства»
108.99kb.
Литературная гостиная "Прекрасный мир прекрасного человека"
133.46kb.
Курсовая работа по дисциплине Экономика организаций (предприятия) на тему Стратегия деятельности предприятия
256.67kb.
10 класс Забайкальский край, Могойтуйский район
122.23kb.
5 Аннотация примерной программы дисциплины Анализ и диагностика финасово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) 31 7
1023.46kb.
Психотропные средства
19.94kb.
Дневная форма обучения Списки групп студентов второй ступени высшего образования по дисциплинам цикла кандидатских экзаменов
94.82kb.
|